Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Основы теории эластичности» по Экономике (Силантьев В. Б.)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

"Основы теории эластичности"

Преподаватель:

Студент:

Факультет: МиМ,

Зачетная книжка №

Москва - 2009.

План работы

Стр.

Введение3

1. Эластичность спроса по доходу4

2. Эластичность предложения5

Тесты10 Заключение12

Список использованной литературы. 13

Введение.

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукта, используя концепцию ценовой эластичности спроса. Эластичность отражает реакцию потребителей или производителей на изменение рыночной ситуации. Позволяет выяснить как конкретно изменяются спрос и предложение в результате роста или падения цены или дохода:

- если незначительное изменение цены приводит к существенному изменению спроса, то спрос эластичный;

- если незначительное изменение цены приводит к несущественному изменению спроса, то спрос неэластичный.

Эластичность спроса (Ed) измеряется по следующей формуле:

Процент изменения величины спроса

Процент изменения цены

Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения количества спрашиваемой продукции к первоначальному количеству спрашиваемой продукции на изменение цены к первоначальной цене. Поэтому приведенную формулу можно представить в таком виде:

Процент количества

спрашиваемой продукции Изменение цены

Первоначальное количество Первоначальная

спрашиваемой продукции цена

1. Исходя из рассмотренной формулы, спрос является эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены. Например, если снижение цены на 2% ведет к росту спроса на 4%, спрос эластичный. При эластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет больше единицы. В данном случае он равен 2.

2. Спрос является неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены. Если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. В данном случае он составит 1/3.

3. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности равен единице. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%.

Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Какая бы ни была цена, даже в 100 раз больше первоначальной, все равно продукцию будут покупать.

1. Эластичность спроса по доходу.

Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособный спрос. Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

Где - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, -величина спроса, а -доход покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходом и спросом прямая, т.е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменение дохода и спросом на разные товары можно построить график "доход- расходы" для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля. На рисунке показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат- расходы на потребление данного блага (С).

2. Эластичность предложения.

Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению.

Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение будет эластично; если же производители не чувствительны к изменениям цен, то предложение будет неэластично.

Эластичность предложения означает ответную реакцию предложения на изменение цены. Эластичность предложения будем рассматривать так же, как эластичность спроса, помня, что в данном случае между предложением и ценой существует прямая зависимость.

Для измерения эластичности предложения можно использовать формулу, аналогичную формуле определения эластичности спроса:

Процент изменения величины спроса

Процент изменения цены

1. Предложение называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены.

2. Предложение называется неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены.

3. Совершенно неэластичное предложение: эластичность=0.

4. Совершенно эластичное предложение: эластичность равна бесконечности, т.е. фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос (при необходимости- бесконечное количество).

Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения.

Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены.

Время, необходимое для того, чтобы привести предложение в соответствии с новой ценой, зависит от следующих факторов:

- наличия резерва производственных мощностей. Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. Даже в условиях безработицы предложение будет неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации;

- уровня запасов. Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным;

- промышленные и сельскохозяйственные товары. Что касается сельскохозяйственной продукции, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, поскольку требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить.

Вообще говоря, предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственной продукции. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

Время как фактор, влияющий на эластичность предложения.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того чтобы приспособиться к изменению цены, тем больше изменится объем производства и соответственно тем выше будет эластичность предложения.

Анализ данной проблемы целесообразно начать с выяснения различий между периодами:

- кратчайший рыночный период - это период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична; фермер продаст все, что он привез, независимо от цены. Почему? Потому что он не может предложить больше, чем привез на своем грузовике, даже если цена привезенного продукта превысит ожидания. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение со стороны фермера является фиксированным; он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена;

- краткосрочный период - это период, когда производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако фирмы имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. В этот период фермер может применить более интенсивные методы выращивания продуктов. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса; такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов. Цена, таким образом, оказывается ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом;

- долговременный период - это период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые- покинуть ее. Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, т.е. еще более эластичную кривую предложения.

Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, более высокую, чем первоначальная. Это происходит потому, что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, ожидать, что расширение отрасли приведет к "растущим издержкам", вполне обычно и разумно. В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения будет совершенно эластичной, т.е. новая цена будет равна первоначальной.

Таким образом, зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, т.е. кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Таблица изменения цены, эластичности и общего дохода.

Ценовая эластичность спроса

(типы эластичности)

Как меняется общий доход (TR)

Цена растет

Цена снижается

1. Совершенно неэластичный

Ер=0 TR увеличивается

TR уменьшается

2. Относительно неэластичный

0<Ер<1 TR увеличивается

TR уменьшается

3. Единичная эластичность

Ер=1

TR не меняется

TR не меняется

4. Относительная эластичность

~>Ер>1

TR уменьшается

TR увеличивается

5. Совершенная эластичность

Ер=~

TR падает до 0

TR уменьшается

Эластичность предложения является важным элементом в принятии хозяйственных решений. Она показывает, как много вариантов в цене необходимо перебрать, чтобы адаптироваться к специфическим рыночным условиям, когда меняется спрос. Например, если институт, в котором вы учитесь, неожиданно увеличивает прием учащихся, то, в свою очередь, повысится спрос на жилье вблизи института. Последнее неизбежно приведет к росту рентной платы. Если предложение жилья в этом районе является эластичным, то плата за него изменится ненамного. А если предложение является неэластичным, то решение института принять больше учащихся значительно удорожает оплату жилья.

Тесты.

3. Если 1%-ное увеличение цены товара приводит к 2 %ному увеличению объема его предложения, то предложение товара:

а) неэластично;

б) эластично;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластично;

д) абсолютно эластично.

Правильный ответ: "б", т.к. предложение является эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены.

4. На эластичность предложения оказывают влияние:

а) уровень доходов потребителей;

б) наличие на рынке товаров заменителей;

в) фактор времени;

г) доля расходов в бюджете на данный товар;

д) не влияет ни один из указанных факторов.

Правильный ответ: "в", т.к. чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того чтобы приспособиться к изменению цены, тем больше изменится объем производства и соответственно тем выше будет эластичность предложения.

5. Коэффициент эластичности спроса по доходу равен минус 1/8 . Это означает:

а) если доходы потребителей повысятся на один процент, то величина спроса на товар повысится на 1/8 процента;

б) если доходы потребителей вырастут на один процент, то величина спроса на него увеличится на 8 процентов;

в) если доходы потребителей повысятся на один процент, то величина спроса на товар снизится на 1/8 процента;

г) если доходы потребителей снизятся на один процент, то величина спроса на товар уменьшится на 1/8 процента.

Правильный ответ: "в". В соответствии с формулой

Где - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, - величина спроса, а - доход покупателей.

Заключение.

В заключение необходимо отметить, что эластичность в микроэкономическом анализе решает многие вопросы, среди которых наиболее важными являются такие, как анализ поведения потребителей и производителей, определения стратегии фирм и хозяйствующих субъектов в вопросах максимизации доходов и полезности, развития инструментария государственного регулирования экономики, прогнозирования изменений в расходах и доходов населения из-за изменения цены товаров и услуг.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. Гл.4. - М.: Проспект, 2009.

2. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. Гл.5. - Киров: "АСА", 2009.

3. Основы экономики. Учебник. Под ред. С.С. Носовой. Гл.12. - М.: КНОРУС, 2007

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении