Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Антиинфляционная политика государства» по Экономике (Силантьев В. Б.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Антиинфляционная политика государства

Преподаватель Цветкова С.И.

Работа выполнена Саакянц С.Ю.

ФиК 08ффд10086 группа 237

Москва - 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.4

2. МОНЕТАРИСТСКИЕ И КЕЙНСИАНСКИЕ МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 10

3. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ. 15

ПРАКТИКУМ.19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

ЛИТЕРАТУРА 22

ВВЕДЕНИЕ

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики не только нашего государства, но и всего мира в целом. Инфляция (от лат. Inflatio - вздутие) рассматривается как процесс обесценения денег и соответственно, роста цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения денежной массой сверх необходимой для товарооборота.1 Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех ее формах и видах. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной мере, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время.

Передо мной стоит задача проанализировать, систематизировать и упорядочить материал по данной теме, сравнить различные точки зрения на проблему. Задачами работы являются:

* изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;

* рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;

* анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

Чтобы это понять, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Следовательно, если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.

Сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, X млн. руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.

Инфляция может нанести сильный урон владельцам сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений уменьшится.

Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, почти все формы сбережений приносят процент, но, тем не менее, стоимость сбережений будет падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку.

Номинальный национальный доход, а, следовательно, и налоговые сборы растут при инфляции; размеры же государственного долга не увеличиваются. Это значит, что инфляция облегчает правительству бремя государственного долга. Притом, что инфляция приносит такую выгоду правительству, некоторые экономисты открыто задают вопрос: может ли общество рассчитывать на то, что правительство проявит рвение в своих попытках приостановить инфляцию?

Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. Английский экономист А. Филипс2 предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные английской статистики, он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую. Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. Таким образом, правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей.

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос.

Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к расширению производства, и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня РЗ, а безработица возрастет и ее норма составит U3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать

Инфляции оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них:

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между "крайними" группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии "связать" деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

* снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

* обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

* потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

* усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

* ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

* ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

2. МОНЕТАРИСТСКИЕ И КЕЙНСИАНСКИЕ МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Цель антиинфляционной политики - сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используются широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

В зависимости от целей государственной антиинфляционной политики выделяют два направления:

1) Адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментом такой политики является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего, социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов. Индексация может носить "запаздывающий" характер - т.е. компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается "порог индексации" - индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов. Новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.

2) Политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории.

Относительного макроэкономического выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).

Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы.

Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы (М. Фридмен и др.) отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию санации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и "обвал" экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться достаточно отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.

Главным они считают восстановление денежного рынка. Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит - и его дефицита.

По мнению М. Фридмена, для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это, прежде всего - продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.

На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики - банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с другой - создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда появится возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.

Значительные социальные издержки "санирующего" этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой "шоковой терапии").

"Шоковая терапия" срабатывает в развитой рыночной экономике, где:

• развиты рыночные инфраструктуры;

• обеспечена взаимосвязь различных рынков

• высоко значение мультипликатора инвестиций;

• действует большое количество производителей, из которых

может быть осуществлен отбор сильнейших.

Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения дальнейшее его падение вследствие "шоковой терапии" может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, и может привести к политической дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать "бегство капиталов" из страны.

Альтернативой "шоковой терапии" выступает так называемая "градуалистская", т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны:

• небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы;

• краткосрочное замораживание заработной платы;

• краткосрочное повышение налогов в целях увеличения доходов бюджета;

• сокращение государственных расходов в виде дотаций неэффективным производителям.

Наряду с этим предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли; поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью таможенного регулирования, непосредственное участие государства в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения.

Если антиинфляционная тактика нацелена на быстрейшее устранение избыточного уровня инфляции, превращение ее в умеренную, то антиинфляционная стратегия главной задачей ставит уменьшение воздействия механизма самовоспроизводства инфляции, гашение инфляционных ожиданий. Последнее возможно в условиях, когда пользующееся доверием граждан правительство ставит осуществимые и конкретные задачи снижения темпов инфляции, широко уведомляет о них население и добивается их реализации.

При невысоких темпах инфляции цель государственной антиинфляционной политики - предотвращение их увеличения, поддержание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения.

3. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

Антиинфляционная политика - комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции.3

Инфляция является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. В мире накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень - умеренным.

В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.

1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:

* введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;

* поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;

* либерализация деятельности предприятий;

* постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);

2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:

* регулирование внешней торговли и валютных операций;

* стимулирование предпринимательства;

* стимулирование накоплений населения;

* развитие инфраструктуры рынка;

* поддержка жизненно важных отраслей и производств;

* замораживание роста цен и зарплаты;

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:

* необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы, содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант);

* целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер;

Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый "эффект объявления".

Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.

Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

Экономика России находится в переходном периоде от скрытой инфляции к открытому ее виду. Как таковой инфляция, как считают ученые4, стала с 1992 года. За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Это позволило подавить инфляция спроса и частично погасить инфляционные ожидания. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.

Резкое сжатие денежной массы, которое предприняло правительство России по настоянию МВФ, привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты заработной платы. А это, в конечном счете, делает крайне неопределенным само замедление темпов инфляции.

С целью разрешения денежного кризиса в стране предпринимаются шаги по:

* разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов;

* совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост производства товаров, прибылей и доходов населения;

* совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.;

* заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам;

Важной составляющей антиинфляционной стратегии в России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны и разрабатываются законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.

Значительные усилия прилагаются по борьбе с "импортируемой" инфляцией, прежде всего из США. Однако эта часть антиинфляционной стратегии реализуется весьма медленными темпами.

В целом необходимо отметить, правительство Российской Федерации проводит большую работу по борьбе с инфляцией, используя накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в предполагаемые результаты антиинфляционных мер. Без своевременной, постоянной и умелой адаптации к условиям России, опыта мировой теории и практики на значительные успехи борьбы с инфляцией рассчитывать не приходиться.

ПРАКТИКУМ.

Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

Решение.

Согласно количественной теории денег, V - стабильна, т.к. люди проявляют довольно устойчивое желание владеть деньгами по сравнению с готовностью держать другие финансовые и реальные активы или приобретать продукцию текущего производства.

В соответствии с количественной теорией денег количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:

M=P.Q / V ,

где M - общее количество денежной массы в обращении в текущем периоде;

P - общий уровень цен на товары и услуги в текущем периоде;

Q - реальный объем производства в текущем периоде;

V - количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы).

Обозначим Q1 - объем производства, включающий увеличение реального дохода, т.е. Q1 = 1,1Q. P1 - цены при инфляции в 2%, т.е P1 = 1,02P. V - постоянная величина, не зависящая от Q и Р. Тогда М1 - количество денежной массы в обращении в планируемом периоде.

Подставим в исходную формулу:

М1 = P1. Q1/ V = 1,02P.1,1Q/V = 1,122P.Q/V = 1,122M.

Таким образом, количество денег в обращении в планируемом периоде должно быть на 12,22% больше, чем в предыдущем.

Для увеличения денежной массы в обращении Центральный Банк:

* изменяет учетную ставку процента, по которой выдаются кредиты коммерческим банкам. Понижение делается в ожидании повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране;

* покупает и продает ранее выпущенные государственные долговые обязательства. В результате покупки увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы;

* изменяет норму обязательного резервирования. Снижение данной нормы увеличивает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. В этом случае процентная ставка снизится, а инвестиционная активность увеличится, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.

С помощью этих мер ЦБ содействует формированию равновесия на денежном рынке, подчиняясь долговременным целям повышения уровня ВНП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, из выше изложенного видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что непрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы, как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004. Глава 15.

2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1997. Глава 18.

3. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Учебники, монографии, сборники научных трудов

Статьи из журналов, газет и Интернета

1. http://www.imf.org - Мировой Валютный Фонд.

2. http://www.dni.ru - Российская электронная газета.

3. http://www.finiz - Финансовые известия.

Статистические сборники

4. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России.

-М.: Финансы и статистика, 2008.

Саакянц С.Ю.

1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1997. - С. 307.

2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой. -М.: Проспект, 2000. -С.345.

3 Николаева И. П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997. - С. 380.

4 Дерябин А. А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. М.: "Политиздат", 1989.

-

-

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении