Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Международные кредитно-финансовые институты» по Финансам и кредиту (Графов А. В.)

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА "ДЕНЬГИ, КРЕДИТ И ЦЕННЫЕ БУМАГИ"

Курсовая работа по дисциплине

"Деньги, кредит, банки"

Направление курсовой работы № 1 Название задачи: тема № 22-

Международные кредитно-финансовые

институты

Исполнитель: Лебедева С.А.

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Группа: 2 высшее

№ зачетной книжки 08ФФД62921

Руководитель: Лебедева Ольга Юрьевна

Владимир 2010 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение .3

1. Международный валютный фонд и Всемирный банк. 6

2. Европейский банк реконструкции и развития 15

3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны были международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Международные кредитно-финансовые институты стали учреждаться с первой трети ХХ века. Они создавались и действуют ныне на основе межгосударственных отношений в соответствии с нормами международного публичного права и призваны регулировать международные экономические отношения. К их числу относят:

- международные банки развития и инвестиционные банки, например Международный банк реконструкции и развития- ныне Всемирный банк, Международный инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк;

- межгосударственные центральные банки, например Банк международных расчетов, Межгосударственный банк, Европейский центральный банк, Банк государств центральной Африки, Восточнокарибский центральный банк;

- межгосударственные экспортные банки, например Международный банк экономического сотрудничества, Латиноамериканский экспортный банк и другие международные специализированные банковские учреждения.

Эти международные финансово-кредитные институты следуют своим целям, решают разные задачи, а их деятельность носит глобальный или локальный характер.

Вступление России в международные финансовые институты обусловлено постепенной интеграцией страны в глобализирующееся мировое хозяйство и его институциональную структуру, включающую многочисленные международные финансовые организации. Сферы их деятельности различны. Одни международные финансовые институты предоставляют кредиты, что открывает доступ странам-заемщикам на мировой рынок ссудных капиталов. Другие стали форумом для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной, кредитной и финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор и распространение информации, выпускают статистические и научно-исследовательские издания, по актуальным экономическим, в том числе валютно-кредитным и банковским, проблемам. Некоторые международные финансовые институты выполняют все перечисленные функции.

Эти организации объединяют общие цели: развитие сотрудничества, обеспечение целостности и стабилизации сложной противоречивой мировой экономики, включая валютно-кредитные отношения. Для достижения этих целей международные финансовые организации осуществляют межгосударственное регулирование этих отношений.

Участие России в международных финансовых организациях дает ей возможность заимствовать у них средства на определенных условиях повышает ее кредитный рейтинг и открывает доступ на мировой рынок ссудных капиталов. Такое кредитное сотрудничество может способствовать развитию экономики, если международные кредиты эффективно используются. Не менее важны рекомендации международных организаций по совершенствованию банковского надзора, техническая помощь по обучению банкиров, разработка международных стандартов учета и отчетности организаций, включая банки, а также унифицированных правил основных форм международных расчетов. Рациональное использование этого мирового опыта, обобщенного международными организациями в виде рекомендаций, важно для модернизации российской банковской системы.

Участие России в международных финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей. Признание уставов этих организаций предполагает приведение национального законодательства, в частности банковского и валютного, в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами.

Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагало на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу, которая не всегда отвечала интересам страны. Всемирный банк, предоставляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли. За внешней либеральностью условий кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему стран-заемщиков.

В условиях улучшения макроэкономических показателей России ее сотрудничество с международными финансовыми институтами станет более эффективным.

1. Международный валютный фонд и Всемирный банк.

С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 году В Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а МБРР- стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.

Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 года в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих- руководящий орган МВФ- состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат, являющийся исполнительным органом, включает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16- от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем с апреля 1978 года, четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объединил 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долларов. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть- многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30 %). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран- экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

1. содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

2. поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

3. предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР (Всемирный банк) и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции в 1944 году и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 году Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 года все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

Всемирный банк начал функционировать с 1946 года в качестве специализированного органа ООН, независимого в решениях от нее. По мере расширения деятельности банком были организованы 4 родственные ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК)- в 1956 году, Международная ассоциация развития (МАР)- в 1960 году. Международный центр урегулирование инвестиционных споров (МЦУИС)- в 1966 году и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)- в 1988 году.

В настоящее время эти учреждения образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном группы, вместе с МАР именуют Всемирным банком. Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

В 2000 году представители 147 стран, включая Россию, на саммите ООН подписали "Декларацию тысячелетия", в которой приняли обязательство направлять совместные усилия на снижение к 2015 году вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны 8 целей развития:

* сокращение крайней бедности и голода;

* достижение всеобщего начального образования;

* обеспечение равенства полов и предоставление права женщинам;

* снижение детской смертности;

* повышение уровня здоровья матерей;

* борьба с ВИЧ (СПИДом), туберкулезом, малярией и другими заболеваниями;

* улучшение качества окружающей среды;

* формирование глобального партнерства в целях развития.

Всемирный банк является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долларов, а числе его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции в 1944 году и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 году Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 года все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79 %.

Совет управляющих- высший руководящий орган Всемирного банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется Президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и другие. Советы управляющих Всемирного банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Совет банка состоит из 24 человек- по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

Функции Всемирного банка состоят в следующем:

1. инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений- от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

2. аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

3. постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

4. посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долларов ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности Всемирный банк придерживается определенных принципов:

1. выделение ресурсов- только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

2. принятие инвестиционных решений- исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

3. предоставление кредитов- только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

4. отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

5. направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Главными направлениями деятельности Всемирного банка до середины 1950-х годов было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Постепенно кредитная политика менялась и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого, по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.

Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, Всемирный банк привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоко ликвидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг- ААА. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7-7,5 %. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на 5 лет.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках. Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля.

Таблица 1. Баланс Всемирного банка, млн. долларов.

Активы

на 30 июня

Пассивы на

30 июня 2004 г.

2003 г.

2004 г. 2003 г.

Задолженность банков

1 803 1 929 Заимствования

108 066

108 554 Инвестиции

31 146 27 916 Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратной покупке и подлежащие оплате за полученное обеспечение в денежной форме

- 153 Ценные бумаги, приобретенные по соглашениям о перепродаже

840 212

Не обращающиеся беспроцентные облигации до востребования на счете подписанного капитала

1 790 1 794 Суммы к оплате по валютным свопам

80 231 77 451 Причитающиеся сумму по валютным свопам

83 022

81 343 Суммы к оплате для поддержания стоимости валютных резервов в счет погашения подписного капитала

92 64 Суммы к получению для поддержания стоимости валюты в счет погашения подписного капитала

113 166 Другие суммы к получению

1 070

1 523 Прочие пассивы

5 361 6 212 Непогашенные займы

105 626 111 762

Итого пассивы

193 750 192 343

Прочие активы

3 803 3 707 Капитал

35 463

37 918 Итого активы

229 213 230 352

Итого пассивы и капитал

229 213

230 352

Таблица 2. Доходы и расходы Всемирного банка, млн. долларов.

Доходы, расходы и результаты

на

30 июня Доходы

Займы: проценты полученные

сборы по обязательствам

Инвестиции и торговля:

доходы полученные

окончательные потери

Доходы от Фонда пенсионного обеспечения персонала

Прочие доходы

Итого доходов

2004 г. 4328

75 339 -35

235

4942 2003 г.

5659 83 428 -10

- 202 6362 2002 г.

6779

82 747 -9 93

184 7876 Расходы

Заимствования:

проценты выплаченные

погашение эмиссий и других заимствований

Административные расходы

Взносы по специальным программам

Резервы на покрытие убытков по займам и гарантиям

Прочие расходы

Итого расходов

2707 81 934

179

-665 9 3246

3509 85 882 156

-1300 9 3341

4797

110 876 176 -15

8 5952 Текущий доход

Следствие введения с 2001 г. Стандарта FAS 133 (Financial Accounting Standards)

Чистый доход

1696 -4100 -2404

3021 2323 5344

1924 854 2778

За 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 370 млрд. долларов, что в 2 раза превосходит масштабы инвестиций МВФ. Объем кредитования в 2003 финансовом году превысил 18 млрд. долларов. Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально. Выполняя разные функции, Всемирный банк и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

Деятельность в России Группы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 года. В 2004 финансовом году по выставленному Всемирным банком лимиту кредитования (6 млрд. долларов), включая гарантии, РФ занимала шестое место среди крупнейших заемщиков. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора.

Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию около 70 проектов России было выделено займов на сумму более 13 млрд. долларов.

Рис. 1. Отраслевая структура займов Всемирного банка, выделенных РФ за период 1993-2004 гг.

Судебно-правовая система Транспорт: 11%- 1498 млн. долл.

и госуправление: 29%- 3934 млн. долл.

Водоснабжение: 2%- 247 млн. долл.

Промышленность и торговля: Займы Всемирного банка,

13%- 1685 млн. долл. выделенные РФ,- 13 141 млн. долл.

Здравоохранение и другие услуги Сельское хозяйство: 2%- 233 млн. долл.

социальной сферы: 10%- 1307 млн. долл.

Образование: 2%- 202 млн. долл.

Финансы: 6%- 776 млн. долл.

Энергетика и горнодобывающая

промышленность: 25%- 3259 млн. долл.

Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с Россией и был готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд. долларов в год. Однако нередко возникают проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что отмечалось экспертами банка.

2. Европейский банк реконструкции и развития.

Европейский банк реконструкции и развития учрежден в 1990 году для содействия странам Восточной и Центральной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время выступают 60 государств, включая все европейские страны, Россию, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Австралия, Египет) и две организации- Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Уставный капитал составляет 20 млрд. евро.

Совокупная квота стран- членов ЕС и Европейского инвестиционного банка, а также собственно ЕС в уставном капитале составляет 51 %, стран Центральной и Восточной Европы- 13 %, остальных европейских стран- 11 %, неевропейских- 24 %. США располагают наибольшей квотой- 10 %, Италия, Германия, Франция, Англия и Япония- по 8,5 %, а Россия- 4 % или 800 млн. евро.

Банк осуществляет свою деятельность в странах операций, число которых в настоящее время составляет 27. Штаб-квартира расположена в Лондоне, а 33 представительства- по одному во всех странах операций за редким исключением. В отличие от других стран Россия имеет 4 представительства Банка: Московское- в Москве, региональные- в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

Совет управляющих под руководством Председателя и двух заместителей возглавляет Банк и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, а также представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он делегирует Совету директоров, осуществляющему управление повседневной деятельностью и состоящему из Президента, четырех заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов Совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и оперативной политике. Кроме того, организационная структура Банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников Банка превышает 1100, включая представительства в странах операций.

Банк взаимодействует со многими международными институтами, в том числе с Группой Всемирного банка. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов, и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации, Банк уделяет пристальное внимание.

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, Банк предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других международных организаций Банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран операций. В отличие от частных иностранных и национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.

Банк ежегодно выделяет более 3,5 млрд. евро на реализацию новых проектов в странах операций. За все время существования на реализацию свыше 1000 проектов было направлено около 23 млрд. евро.

Функции Банка включают:

* прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

* инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций и частных предприятий;

* предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

* финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

К числу операционных приоритетов Банка относятся развитие частного сектора, охват всех стран операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечить экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран операций, в том числе путем повышения эффективности использования энергии.

Банк придерживается следующих главных принципов в своей деятельности:

* ограничение объема финансирования пределами 35 % общих издержек по каждому проекту;

* требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретение контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

* предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;

* не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

* необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

Направления деятельности Банка:

1) прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям, и в первую очередь с участием иностранного капитала. При их кредитовании Банк обычно не требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США и евро, и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В последнее время банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют. Минимальная сумма кредитов составляет 5 млн. евро, однако Банк находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составили 25, а в частном- 16 млн. евро. Срочность кредитов обычно составляет 5-10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты)- до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под "плавающий" или фиксированный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредита погашается равными долями каждые полгода. Финансируемые клиенты обязаны обеспечить страхование традиционно страхуемых рисков, к которым Банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов: движимое и недвижимое имущество, акции, переуступка права и т.д. Кредиты исключаются из сумм государственного долга при его реструктуризации, т.е. банк имеет статус привилегированного кредитора;

2) инвестирование средств в акционерные капиталы осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает контрольные пакеты акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятием. Он может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственными и частными предприятиями;

3) предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гарантии могут быть от всех видов рисков, частные и др. При этом степень кредитного риска должна быть известна и приемлема для Банка;

4) финансирование с помощью посредников является инструментом работы с мелкими и средними предприятиями. Для этого выбранным Банком финансовым учреждениям предоставляется среднесрочное и долгосрочное финансирование в форме кредитных линий. Аналогичное финансирование в отдельных случаях может предоставляться правительствам стран, которые через коммерческие или инвестиционные банки направляют полученные ресурсы мелким и средним предприятиям.

Результаты деятельности Банка отражаются в ежегодно публикуемых им отчете о прибылях и убытках и балансе.

Деятельность Банка в России ориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики, а также- развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, содействие торговле. За последние 12 лет общая сумма одобренных Банком по России проектов превысила 15 млрд. евро.

Банк осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям:

* программа развития финансовых учреждений;

* создание региональных фондов венчурного капитала;

* учреждение Фонда поддержки малых предприятий России;

* вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк.

Европейский регион является особым, поскольку в настоящее время здесь наиболее глубоко и динамично протекают интеграционные процессы стран Западной Европы и продолжают преодолеваться последствия распада "социалистического лагеря". Эти процессы затрагивают интересы многих стран, в частности России.

Европейский центральный банк начал функционировать как руководящий орган Европейской системы центральных банков с начала 1999 г. Банк возглавляют Совет управляющих и Исполнительная дирекция. Совет состоит из управляющих центральными банками стран- участниц зоны евро. Исполнительная дирекция представлена назначаемыми на 8 лет без права продления срока Президентом банка, вице-президентом и четырьмя членами. Ими могут быть только граждане стран-участниц.

Капитал банка принадлежит центральным банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупности численности граждан ЕС и долей в общем объеме ВВП. До 20 % чистой прибыли ежегодно пополняют резервный фонд банка, а остальная часть распределяется между учредителями в соответствии с размером оплаченного капитала.

Банк выполняет следующие функции:

1) формирование и ведение денежно-кредитной и валютной политики;

2) осуществление международных валютных операций;

3) хранение и управление официальными резервами иностранной валюты;

4) содействие нормальному функционированию платежных систем;

5) координация деятельности центральных банков стран-участниц, в частности стандартизация используемых систем учета и отчетности.

Он проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рынках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей, как внутри ЕС, так и с другими государствами.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предоставляет кредиты на срок от 7 до 20 лет, развивающимся странам- до 40 лет.

Цели ЕИБ:

* развитие отсталых регионов стран ЕС;

* реконструкция предприятий;

* создание совместных хозяйственных объектов;

* развитие приоритетных отраслей.

ЕИБ учрежден в 1958 году странами- членами Европейского экономического сообщества. С 1993 года является кредитным институтом Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС), с 1997 года осуществляет кредитование в евро.

Штаб-квартира банка расположена в Люксембурге, а его отделения находятся в Афинах, Брюсселе, Лондоне и Риме. Учредителями банка в настоящее время выступают 15 стран- членов ЕС.

Деятельностью банка руководят Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран- участниц, Директорат в составе 25 директоров и 13 заместителей, а также Президент и ряд вице-президентов. Такие страны, так Германия, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд. евро. Размер резервного капитала превышает 10 % суммы уставного фонда.

Банк привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинируемых в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды- основные направления вложений банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Лидерами среди заемщиков банка выступают Италия, Англия, Франция и Ирландия.

В последние годы банк как агент ЕС за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого, он на льготных условиях финансирует ряд развивающихся стран Средиземноморья, Африки, Латинской Америки, Карибского бассейна, Азии, а также Центральной и Восточной Европы- ассоциированных членов ЕС. Например, в конце ХХ века банк профинансировал на 30 % польский проект строительства крупной международной автомагистрали, общая сумма которого оценивалась в 2,2 млрд. евро.

С осени 2008 года в странах СНГ значительно активизировали деятельность международные финансово-кредитные организации. Мировой банк, ЕРББ и даже Азиатский банк развития старались помочь бывшим республикам СССР, финансируя инфраструктурные проекты, участвуя в рекапитализации частных банков.

Получить финансовую поддержку от международных организаций не так просто, а их мотивы по участию в локальных проектах порой не понятны не только компетентным игрокам рынка, но и органам государственной власти.

Почти недоступны для России остаются финансы Европейского инвестиционного банка, который весьма осторожно кредитует членов Евросоюза, отдавая предпочтение инфраструктурным проектам. В перспективе Европейский инвестиционный банк может сыграть значительную роль в кредитовании российско-европейских проектов, особенно в сфере транспорта и связи.

Заключение.

Деятельность международных финансовых институтов, особенно МВФ и Всемирного банка, подвергается критике со стороны мирового сообщества прежде всего в связи с тем, что они не разработали систему раннего предупреждения о наступлении финансового и валютного кризиса и мер по его преодолению.

Сегмент международных финансовых организаций и банков развития- один из наименее изученных. Хитросплетения интересов их акционеров и основателей долгое время не позволяли даже произвести адекватную классификацию этих организаций, не говоря об анализе их деятельности. Поскольку большинство из международных финансово-кредитных организаций приближено к эмиссионным центрам, то во время финансового кризиса особенно актуально понимать мотивы их действий.

Признана неэффективной деятельность МВФ как кредитора последней инстанции для развивающихся стран-должников, поскольку его кредиты бесконтрольно оседали в международных банках вместо использования их для реформирования неликвидных экономических структур. Под влиянием этой критики МВФ предложил создать наднациональный суд для решения проблем дефолта и защиты неплатежеспособных стран от кредиторов. Но деловое сообщество, прежде всего США, предложило альтернативный вариант- включение "коллективных оговорок" в контракты по долговым обязательствам (впервые реализовано в феврале 2003 г. по долгам Мексики, что повысило их стоимость) и решение проблем дефолта в обычном коммерческом суде в Нью-Йорке.

Безусловно, система принятия решений в МВФ требует реформы. Доминирование США делает все попытки этой организации по борьбе с кризисом малоэффективными, а часть решений- ангажированными и сдерживающими рост развивающихся экономик.

Мировой банк, ЕБРР и Азиатский банк развития следует воспринимать как элементы одной архитектурной модели, которые выстроены на базе МВФ и также ангажированы правительством США. Вместе с тем в указанных банках все большую роль начинают играть Япония и Германия. Изменения в руководстве ЕБРР в 2008 году в ближайшие 5 лет должны помочь банку раскрыть весь потенциал стран СНГ.

Несмотря на критику, в условиях глобализации экономики повышается роль международных финансовых организаций как органов межгосударственного регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства. Модели международных банков развития и других банков следует изучать, в их работе нужно принимать участие, что должно быть решено на межгосударственном уровне. Пока же исследование моделей деятельности успешных региональных банков развития будет полезным для построения аналогичных структур в СНГ, используя их влияния на бывшие союзные республики.

Список использованной литературы:

1. "Деньги, кредит, банки" под редакцией Е.Ф. Жукова, Москва, 2009 г.;

2. "Деньги, кредит, банки" под редакцией О.И. Лаврушина, Москва, 2009 г.;

3. "Деньги, кредит, банки" под редакцией Н.Д. Эриашвили, Москва, 2007 г.;

4. Журналы: "Банковское дело" № 9, 2009 г., с. 58-61, "Вопросы экономики" № 9, 2008 г., с. 22-31; "Мировая экономика и международные отношения" № 7, 2007 г., с. 56-59.

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении