Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Постмодернизм и современная религиозная философия» по Философии (Скрипкина Ж. Б.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

По дисциплине "Философия"

На тему №19

"Постмодернизм. Современная религиозная философия"

Исполнитель

Кошелева Н. А.

Специальность

ФК, 1ВО Группа

Город, день

№ зачетной книжки

07ФФД10511 Руководитель

Ершова И.В.

Архангельск 2009

ПЛАН: 1. Введение.3

2. Основные положения и принципы постмодернизма.3

3. Главные направления современной религиозной философии7

4. Мое отношение к философии постмодернизма. Оценка высказыванию К. Маркса: "Религия есть опиум народа".14

5. Литература16

1. Введение

В данной контрольной работе моя цель рассмотреть философию постмодернизма и современную религиозную философию. Моя задача дать характеристику этим направлениям. В постмодернизме показать становление и сущность этой философской школы. Раскрыть понятие "деконструкция" и охарактеризовать основные черты "ситуации постмодерна".

В современной религиозной философии раскрыть основные положения и проблемы ее отдельных направлений: неотомизма, неопротестанства, исламской философии, буддизма.

2. Основные положения и принципы постмодернизма

Постмодернизм - это понятие, которое все больше входит в культурный обиход наших дней, обозначая состояние эпохи "постсовременности", ситуацию в культуре и процессы, происходящие в ней. Термин "постмодернизм" не имеет однозначного определения, будучи по своей сути амбивалентным и противоречивым. Нередко в качестве синонимов термина "постмодернизм" используют "постструктурализм", "неоструктурализм" и др. Все эти термины отражают тенденции в современной западной культуре.

До сих пор нет единого мнения о времени появления термина "постмодернизм". Р. Панвиц в своей книге "Кризис европейской культуры" (1917) говорит о "постмодернистском человеке" как "гибриде декадента и варвара, выплывшем из водоворота великого декаданса, радикальной революции, европейского нигилизма". К середине века под постмодерном все чаще понимается современная фаза западной культуры. В это время возникает гибридное поле социологической теории, литературоведения, философии и культурологи, по отношению к которым применяется термин "постструктурализм". Уже в 70-е годы он выходит за рамки локальных философских или культурологических теорий и школ и получает широкое распространение во всем западном мире. За последние 20 лет термин "постмодернизм", во многом благодаря введенному Ж. Ф. Лиотаром понятию "постмодернистского состояния", распространился на все сферы культуры и социума.

Несмотря на разночтения в понимании термина "постмодернизм", все его исследователи согласны в том, что он представляет собой реакцию на "модернизм" или отход от последнего.

Постмодернизм представляет собой своего рода реакцию на "монотонность" универсалистского видения мира в модернизме. Позитивистский, техноцентристский и рационалистический универсализм последнего связан с верой в линейный прогресс, абсолютную истину, рациональное планирование идеальных социальных порядков со стандартизацией знания и производства. Постмодернизм, напротив, отдает предпочтение гетерогенности и различию как освободительным силам в переопределении культуры. Основными чертами постмодернистской мысли являются фрагментация, неопределенность и неприятие всех универсальных, или тотализирующих, дискурсов. Новое открытие прагматизма в философии (Р. Рорти), изменение идей в философии науки (Т. Кун и П. Фейерабенд), смещение акцента в исторической науке в сторону "прерывности" и "различия" (Ф. Фуко), новые открытия в математике (теория катастроф), возникновение интереса к "Другому" в этике, политике и антропологии - все это указывает на глубокие сдвиги как в культурной парадигме, так и в "структуре мировосприятия" в конце 20 века.

Виднейший американский исследователь постмодернизма Ф. Джеймисон связывает эти сдвиги с постмодернистской ситуацией: "Одной из наиболее характерных черт постмодерна является то, каким образом в нем образовался новый "дискурсивный жанр".Он представляет собой смесь самых разных типов критического анализа - экономических прогнозов, исследований маркетинга, культурных теорий, обозрений выставок или кинофестивалей, религиозных "возрождений" или культов"1. Этот сдвиг характеризуется, прежде всего, отказом от "универсальной" человеческой истории. Кроме того, происходит расширение рамок традиционных дисциплин, исследования часто ведутся на стыке нескольких наук, образуя исследовательское пространство, которое не вмещается в рамки установившейся системы знания.

В западной литературе эти разнородные научные исследования, имеющие под собой все же некоторые общие основания, часто обозначаются термином "теория", вмещающим в себя как философские исследования, так и работы в области литературоведения, лингвистики, психоанализа. Американский философ Р. Рорти отмечает: ".Развился новый тип письма, который не является ни оценкой достоинств литературного произведения, ни социальным пророчеством, но всеми ими вместе взятыми, смешанными в новый жанр"2. Будучи гетерогенным по своей природе этот "новый жанр" бросает вызов привычным дисциплинарным границам, заставляя взглянуть по-новому на устоявшие научные термины и концепты. Теория постмодернизма, с его отказом от фундаментальных принципов и оснований традиционной западной эпистемологии, социальной и политической философии вполне соответствует определению этого "нового жанра", представляя собой комплекс идей и практик, которые трудно вычленить в самостоятельные области. Это дает основание исследователям говорить о "постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистском комплексе"3, в котором неразрывно связаны философские концепции, художественные практики, исследования, привлекающие материал из самых разнообразных областей знания.

Постмодерн - обозначение специфики мировоззренческих установок новейшей, "постсовременной" культуры в целом, связанной, прежде всего с поливариантным восприятием мира, а также с акцентированной проблемой самоидентификации культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный и до сих пор не имеющий однозначного определения, функционирует одновременно как внешнее исследовательское определение, так и внутренний конституирующий принцип, реализующий себя в различных сферах человеческой деятельности - искусстве, политике, экономике, философии, литературе, психологии, науке и пр.

Постмодерн этимологически закрепляет не только постериорное отношение новейшей культуры и философии к культуре и философии модерна, но и рефлексию, по большей части критическую, по отношению к предшествующему способу существования в культуре и философии. Постмодерн предполагает принципиально новый, не приемлющий статики и однозначных определений взгляд на мир. Меняется и статус философии: постмодернистская парадигма философии парадоксально оказывается началом разрушения парадигмального способа мышления. Центральной проблемой становится проблема осмысления текста. Часто под постмодерном понимают движение деконструктивизма, в узком смысле этого термина - практику анализа постмодернистских художественных текстов (развитую, прежде всего в США Йельской школой), более широко - практику анализа любых явлений как текстов по методике, в основе которой лежит метод деконструкции.

Деконструкция может рассматриваться как философская позиция, как политическая или интеллектуальная стратегия и как способ чтения. Как интеллектуальное движение "деконструктивизм" связан с именем Жака Дерриды и представляет собой не столько философские направления, сколько способ осмысления и прочтения текстов.

Основным положением деконструкции является то, что тексты создаются на основе других уже существующих текстов. Таким образом, вся культура рассматривается как серия текстов, пересекающихся с другими текстами, продуцирующих новые тексты, включая тексты критики. Эта интертекстуальная ткань живет своей собственной жизнью, наполняется смыслами, которые не были заложены как интенции автора. Контроль над текстом невозможен по причине постоянного переплетения текстов и значений. Деконструкция работает в направлении поиска одного текста внутри другого, растворение одного текста в другом, встраивания одного текста в другой.

Таким образом, постмодернизм - совокупность разнородных концепций в области искусства, философии, психологии, истории, теологии и иных сфер современной культуры, связанных друг с другом лишь скептическим отношением к возможностям философии в создании стройной мировоззренческой картины, к существованию стандартов и канонов в искусстве и литературе.

3. Главные направления современной религиозной философии

В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия в связи с воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Конечно же, критики марксизма со стороны представителей этой философии не оставались в долгу и наряду с обоснованными претензиями к диалектическому и историческому материализму допускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена наметился и диалог марксизма с религиозными философами. Сейчас настало время по возможности непредвзятого изложения и оценки религиозно-философских школ.

Неотомизм

Одной из центральных в современной философии остается проблема Бога. Существует несколько направлений религиозного характера, но главным из них является неотомизм.

Неотомизм, или новый томизм - философия современной католической Церкви.

Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский, Г. Ветер, К. Войтыла и др. Основой для развития неотомизма послужило возрожденное церковью учение Фомы Аквинского (13 век), приспособившего философию Аристотеля к нуждам и потребностям католической религии. Благодаря синтезирующему и компромиссному характеру творчества этого мыслителя, основные положения его философии продолжают существовать с определенными изменениями о поныне. Прежде всего, это принцип гармонии веры и разума. Фома Аквинский выдвигает его в борьбе с доктриной "двойственной истины", в соответствии с которой научные истины и истины теологии имеют разные предметы и поэтому не касаются друг друга и не противоречат друг другу. Бог, по этому принципу, постигается двумя путями. Путь вниз - это откровение, вера и путь вверх - от исследования сотворенной природы к познанию ее творца.

Выдвинутые Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога в разных вариациях, и сейчас проводятся в неотомистской литературе.

Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия, идущее еще от Августина Блаженного. Утверждается, что творение бога аналогично ему. В то же время оно подобно и не подобно ему. Употребление толкуется высшее сходство. Творение сопричастно богу, сходно с ним и различно от него. Католическая схоластика уже с Фомы Аквинского занимает достаточно четкую позицию по отношению связи Бога и мира. Она выступает против отождествления мира и Бога, против пантеизма. Именно поэтому Ватикан запрещал печатать труды известного мыслителя Тейяра де Шардена (1881-1955), ученого католика, члена ордена иезуитов, который, по существу, обожествлял природу. Но она отвергает и противопоставление сотворенного Богом мира его творцу.

Неотомизм использует учение Фомы Аквинского от материи и форме, заимствованное им у Аристотеля. В отличие от Аристотеля он не считал материю вечной. В соответствии с Библией он считает материю сотворенной богом из нечего. Каждое качественное определенное материальное образование трактуется как единство материи и формы. При этом материя мыслится пассивной, в качестве лишь возможности. Форма считается активной и духовной. Как во Вселенной, так и в микромире, мире элементарных частиц все обладает материей и формой. Для неотомистов, как и для Формы Аквинского, характерны представления об иерархии являются первоматерия, неорганическая природа, мир растений, животный мир, человек и мир, чистых духов, ангелов.

Во второй половине 20 века наметилась антропоцентрическая направленность неотомизма, т. е. усиление роли человека в современном мире. При этом используется методологические средства философии Канта и современного экзистенциализма. Основание социокультурной активности личности неотомисты видят в ее устремленности к Богу. Общество рассматривается как объединение личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его эгоизмом, и социалистический коллективизм, унифицирующий людей. Подчеркивается их общность, основанная на солидарности всех индивидов, устремленных к общему благу, пропагандируется идея социального мира.

Неопротестанство

В отличие от католицизма в протестанстве нет официальной философской доктрины. В начале 20 века после Первой мировой войны возникло течение неортодоксального протестанства как реакция на "либеральное протестанство" 19 века, отличавшееся оптимистическими взглядами на человека, на его исторические перспективы, на общественный прогресс.

Для философии протестантства характерна социально-этическая проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека в отношениях с миром и богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт (обычно возникновение этого течения связывают с появлением в 1918 году комментариев К. Барта к "Посланиям к римлянам" апостола Павла), Э. Бруннер, Рейнольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих, Р. Бультман и другие. Они претендуют на возрождение подлинного наследия Реформации.

Либеральное протестантство критикуется неоортодоксами ни за чем не обоснованный оптимизм. Они не считают возможным общественный прогресс уже в силу отсутствия какого-либо его критерия. К. Барт отвергает понимание человека как автономного индивида, способного преобразовать мир и создать в конечном итоге идеальный мировой порядок. Такое убеждение рассматривается им как заблуждение и тяжкий грех, как отрицание одной из главных религиозных истин:

"Никакой мост", никакая преемственность не связывает гончара и глину, творца и его творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и абсолютное"4.

Об этом же говорит и Рейнольд Нибур. Он утверждает, что ". идеал самодовлеющего индивида, так превозносимый в нашей либеральной литературе, признается в христианской мысли как одна из форм первородного греха "5.

Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему, являются заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философии М. Хайдеггера, явно оказавшего влияние на протестантских мыслителей. Это проблемы свободы и отчуждения, подлинного и неподлинного существования, вины, тревоги, совести. Человеческое бытие разбивается на два вида: социально ориентированное и бытие с полной отдачей на милость бога. Вся сфера исторического, социального бытия оказывается отчужденной, отходом от бога, выражением греховности. П. Тиллих утверждает, что любые действия людей остаются в области гражданской справедливости, моральных и правовых норм, где принципиально невозможно спасение. Человек способен к достижениям в политической организации общества, в научной деятельности, он может самосовершенствоваться и т. п., но это нисколько не приближает его к "подлинности", не уменьшает его разрыва с богом. Тиллих считает даже, что все эти достижения только увеличивают отчуждение и греховность.

У религиозного человека всегда присутствует неустранимое чувство вины за свою ограниченность и греховность. И это чувство, по мнению неоортодоксов, побуждает к критике любых человеческих достижений. За религией закрепляется функция духовного критицизма, поскольку она является самым беспощадным критиком общества, признавая лишь один высший потусторонний идеал, стоящий над историей. Религиозный человек постоянно в тревоге, так как, осознавая свою греховность. Он в то же время не знает никаких объективных критериев правильности или неправильности своих поступков. Воля бога абсолютно свободна и всякий раз иная в момент ее проявления. У человека нет и критерия для ее познания.

В 20 веке в протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или новая теология. У ее истоков стоит лютеранский пастор Л. Банхоффер. Он отвергает основной тезис традиционного христианства о противоположности и несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое противопоставление искажает подлинный смысл христианства, так как Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров. Название религии - не в том, чтобы обращаться с надеждой к потустороннему миру, а чтобы повернуть человека лицом к миру, в котором он живет.

Радикальная теология противоречит неортодоксальной с ее противопоставлением бога и человека. Банхоффер убежден в том, что движение за "человеческую автономию", появившееся в эпоху Возрождения, находится в полном своем расцвете. Он говорит, что

". человек сам научился справляться со всеми важными вопросами, не прибегая к помощи "рабочей гипотезы", именуемой "Богом"6. Бог был выдан на заклинание, поэтому он слабый и беспомощный в мире, и это как раз тот единственный путь, благодаря которому он с нами и помогает нам. благодаря своей слабости и страданию"7.

Книга англиканского епископа Дж. Робинсона "Честность перед Богом" явилась манифестом радикальной теологии. Он полагает, что ". в теологии необходима коперниковская революция", которая должна устранить христианскую идею бога как высшего существа, пребывающего вне нас. По Робинсону, Бог не может быть определен, он "нечто", которое не имманентно миру, не трансцендентно. Он не в нем и не вне его. Бога нужно понимать как тайну, а теологию - как "положение о человеческом существовании", "о глубинах человеческого опыта в свете любви"8.

Большое влияние приобрела радикальная теология среди протестантских философов в США, где возникло даже учение о мертвом боге. "Мы должны признать, - пишет один из них, - что смерть Бога есть исторический факт: Бог умер в наше время, в нашей истории, в нашем существовании"9. Представители этого направления утверждают, что умерший Бог однажды воскреснет и предстанет перед людьми в новой форме. А то тех пор нужно служить ближнему и любить его.

Исламская философия

В отличие от католической христианской философии, которая развивалась, не выходя за рамки теологии, являясь ее служанкой, исламская философия была в относительной независимости от религиозной догматики. Именно там зародилась теория двойственной истины, перешедшая затем от Аверроэса в европейскую схоластику. В исламской философии большое распространение получил взгляд, что истины, найденные разумно, не находятся в противоречий с истинами Священного питания, если те и другие правильно понимаются. Трактовка Аллаха как безличностного Бога все больше приобретает сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу (араб, букв - предание себя Богу) религиозно-философский характер.

В современном кривое существует два направления: традиционное и модернистское. Там, где наиболее сильны остатки феодализма, преобладает традиционализм, выступающий против всяких новшеств и использования современной философии. Утверждается, что только Коран и шарлат могут обеспечить социальный прогресс.

Модернизм появился еще в XIX в. Наиболее известные его представители Мухаммед Акбал из Индии и Мухаммед Абдо из Египта, пытавшийся использовать учение Рене Декарта. Картезианский дуализм соответствует стремлению модернистов установить равновесие между разумно и верой, а также ''западной'' и ''восточной'' культурами. Модернисты утверждают единство Бога и отвергают какое-либо подобие между ним и сотворенными вещами. Они подчеркивают неограниченные возможности человеческого разума, а также свободу человека и, следовательно, его ответственность за свои поступил, за добро и зло в мире. Известны попытки модернизировать ислам, используя учения экзистенциалистов и персоналистов.

Буддизм

Как философия буддизм представляет собой философское толкование основных положении религии буддизма. Так же, как христианство и ислам, буддизм является мировой религией.

Он возник в 6 веке до нашей эры в Индии, а затем распространился на многие страны Востока и Запада. Провести какую-либо четкую линию между религиозными и философскими доктринами в буддизме труднее, чем во всех других индийских школах. Он включает в себя два учения: о природе вещей и о пути познания.

В основании учения о природе лежит концепция "драхм", "элементов", или "частиц" мира, составляющих субстанцию физического и психического миров, которые каждое мгновение вспыхивают и потухают. Каждое потухание означает появление нового вспыхивания и потухания. Мир является вечно изменяющимся и перерождающимся. Буддисты в основном отвергают отдельно существующую душу, или Атман, вне пяти групп элементов, образующих человеческую личность. Это сознание, представления, чувства, кармические силы, т. е. силы, которые определяют следующие перерождение личности, хорошее или плохое, и материальную оболочку личности. Видимое бытие представляет собой мир иллюзорный. Истинным миром является нирвана, или "пустота". О нирване мудрец ничего не может сказать, кроме того, что она существует. В этом буддизм оказывается агностицизмом. Существует также множество сознательных духовных личностей, которые постоянно перерождаются. Основатель буддизма Будда Шакья-Муни вспоминал о сотнях своих прежних перерождений. Окончание перерождений означает слияние с нирваной.

В современном буддизме происходит некоторая его рационализация по протестантскому типу. Обращается внимание на связь и единство науки и религиозного учения. Ряд физиков указывают на то, что современное учение о физическом вакууме свое начало имеет в буддизме. Главное внимание буддисты обращают на этическую проблематику.

4. Мое отношение к философии постмодернизма. Оценка высказыванию К. Маркса: "Религия есть опиум народа".

Постмодернизм возник в 80-е годы 20 века, в эпоху Возрождения и Посвящения. На мой взгляд, постмодернизм обладает своей самостоятельностью, оформленностью и является результатом отрицания.

В философии постмодернизма человек оказывается лишенным каких-либо философских, научных и нравственных устоев, остается один на один с миром.

"Религия есть опиум народа". Определение негативно, так как изображает религию наркотическим дурманом, с которым нужно бороться. В наши времена, опиум - это дурман трава. В те времена, восприятие слова "опиум" отличалось от нынешнего. Тогда опиум считался лекарством, обезболивающим средством, приносящим пациенту облегчение. На мой взгляд, религия, по мысли Маркса, призвана преодолеть гнет природы и общества, под которым находится человек, преодолеть его беспомощность в сложившихся условиях. Или хотя бы создать видимость этого преодоления, ведь наркотик не лечит болезнь, а только снимает боль.

Литература

1. Под редакцией профессора В. Н. Лавриненко, профессора В. П. Ратникова. Философия Москва "Культура и спорт" Издательское объединение "ЮНТИ" 1998

2. Словарь Философских терминов. Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. Москва, ИНФА 2009.

3. Философия под редакцией доктора философских наук, В. Н. Лавриненко, доктора философских наук, профессора В. П. Ратникова. Четвертое издание Москва 2008.

4. Справочник студента Философия. Филологическое общество "СЛОВО". Москва 1999.

5. Философия учебник. Под редакцией В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова Москва ТОН/TONE 1997

6. Основы философских знаний. Э. В. Островский. ЮНИТИ 1998.

1 Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Lologic of Late Capitalizm. Durham, 1993. P. X.

2 Rothy R. Professionalized Philosophy and Transcendentalist Culture//Georgia Review, 30. 1976. P. 763-764.

3 Терминология современного зарубежного литературоведения. Вып. 1. М., 1992. С.129.

4 Barth K. The Epistle to the Romans. In: Dimensicns of Faitn. № 4. 1960, p. 13.

5 Niebur R. The Children of Light and the Children of Darkness. № 4. 1946, p. 55.

6 Bonhoeffer D. Letters and Papers from Prison. №9. 1957, p.168.

7 Ibid. P. 188. 8 Robinson J. Lott ist Anders. Munchen, 1964. S. 56.

9 Altizer T., Hamilton W. Radical Theology and the Death of God.№ 4. 1966, p. 11.

- -

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении