Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Банковская система РФ и перспективы её реформирования» по Бухгалтерскому учёту (Завгородняя Т. В.)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО БАНКАМ И НЕБАНКОВСКИМ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИХ ОПЕРАЦИЯМ.

ТЕМА: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Выполнил: студент

Белышева (Мамаева) О.А.

группа ФиК БД 5курс (вечер)

факультет финансово-кредитный

Научный руководитель:

Проф. Шарипова Л.Г.

Уфа-2010

Содержание

Введение3

Глава 1. Понятие банковской системы, ее типы, структура5

Глава 2. Эволюция и современное состояние банковской системы РФ14

Глава 3. Перспективы реформирования банковской системы РФ.20

Заключение.25

Практикум.27

Список использованной литературы.28

Приложение.29

Введение

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и не совершенность.

Целью моей работы является: охарактеризовать структуру банковской системы и ее типы, проследить эволюцию и современное состояние банковской системы РФ, раскрыть перспективы реформирования банковской системы РФ.

Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму.

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие "банковской системы", провести анализ структуры банковской системы, изучить деятельность центрального банка и коммерческих банков, а также других организаций, входящих в эту систему.

Не должны остаться без внимания в этой курсовой работе тенденции денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации, так как на данном этапе развития банковской системы и экономики страны данный вопрос занимает определенно значительную нишу в области исследования и разработок функционирования данного вида деятельности.

В теории и на практике довольно распространено также понятие "кредитно-банковская система". Банки могут выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика, т.е. быть субъектами кредитных отношений. Это дает нам основание считать, что банковская система - это неотъемлемая часть кредитной системы, ее подсистема, что само по себе позволяет рассматривать действие кредитно-банковской системы в качестве единого процесса, в ходе которого происходит неизбежное взаимодействие между кредитом как базовым элементом системы и банком как участником кредитных отношений.

Глава 1. Понятие банковской системы, ее типы, структура

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы. [ 6 ]

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают "окраску" банковской системе.

Практика знает несколько типов банковской системы:

• распределительная централизованная банковская система;

• рыночная банковская система;

• система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве существует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые элементы, восполняющие специфику целого. [ 8 ]

Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если из банковской системы исчезает первый ярус - центральный банк, то вся система не разрушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.

Банковская система не находится в статичном состоянии, напротив, она пребывает в динамике. Важны два момента.

Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.

С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи "длинные" и "короткие" деньги, покупают друг у друга денежные ресурсы. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы. [ 8 ]

Банковская система является системой "закрытого" типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она "закрыта", так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна.

Банковская система - самоорганизующаяся, т.е. саморегулируемая, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к "автоматическому" изменению политики банка. [10]

В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а за счет побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют работу, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и по долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, не учитывающие изменение ситуации, неизбежно оказываются в трудном положении - теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете перестают существовать. [ 7 ]

Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, работают в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы). [ 8 ]

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.[3, ст.2]

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. [1, ст.75]

Действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет установленные законом регулирующие и надзорные функции, является Комитет банковского надзора Банка России.

Данный комитет действует согласно Положению о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) (с изменениями от 21 января, 14 июня 2005 г., 27 марта 2006 г.). [5, п.2.2]

Закрепление статуса Банка России (Центрального Банка Российской Федерации) на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. Как отметил Конституционный суд РФ в одном из своих решений (Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О, вынесенное в связи с запросом ВС РФ о проверке конституционности части третьей ст. 75 Закона о ЦБ РФ (Банке России) "статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Таким образом, не являясь органом государственной власти, Банк России наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.2 ст.1 ФЗ "О ЦБ РФ").

Как следует из конституционных норм, закрепляющих основные функции Банка России, последний осуществляет защиту и выпуски, национальной валюты. В юридической литературе рассматриваемое конституционное положение подвергается критике. Как отмечает Г.А. Тосунян "конституционная дефиниция содержит изъян. Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение устойчивости рубля обозначены как основная функция Банка России". Профессор Г.А. Тосунян анализируя иностранное законодательство приходит к выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране

Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства:

- процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

- установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;

- прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) - проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Среди основных целей Банка России названы (ст.3 ФЗ "О ЦБ РФ"):

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы - например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно "банковско-надзорными" - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным. [5, п.2.3]

Важное место в кредитной банковской системе занимают коммерческие банки, которые являются вторым звеном кредитной системы. Коммерческие банки по сути своей не однородны и подразделяются в зависимости от сферы деятельности на специализированные коммерческие банки или просто специализированные банки, которые осуществляют одну или две банковские операции или обслуживают определенную категорию клиентов и универсальные коммерческие банки, проводящие весь спектр операций. [ 7 ]

Для получения лицензии на проведение банковских операций ЦБ РФ требует от учредителей банка предоставить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов и работать в рамках существующих законов.

Ликвидация банков осуществляет ликвидационная комиссия, в состав которой входят учредители банка, кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка. [ 7 ]

Глава 2. Эволюция и современное состояние банковской системы РФ

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Взоры предпринимателей того времени - ремесленников и купцов обратились в сторону хранилищ денег. Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности и владельца сбережений. Этому банки обязаны своим рождением.

Итак, банки возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.

История становления и развития банковского дела свидетельствует о том что совокупность банковских организаций может существовать и существовала в трех формах.

Первая форма была представлена множеством независимых друг от друга кредитных организаций, каждая из которых была вправе выполнять любые из принятых в то время банковских операций, включая эмиссию наличных денег. Кроме того, отсутствовали устойчивые взаимосвязи между этими кредитными организациями, а их взаимодействие специально никем не координировалось. Конечно, они руководствовались действующими в стране законами, однако еще не появился специальный орган, уполномоченный государством на управление этим сегментом экономики. Такой этап развития банковского дела прошли многие страны мира. Со второй формой мы имеем дело тогда, когда в стране существует лишь одна банковская организация, имеющая разветвленную, охватывающую всю страну сеть филиалов.

Вторая форма сложилась в СССР и в ряде стран, входивших в социалистический лагерь. Речь идет о Госбанке СССР и государственных банках этих стран и их филиалах. Как и в первой форме, банковское дело и в данном случае имеет одноуровневую организацию.

Третья форма - это такое множество банковских организаций, которое распадается на две численно неравные части: на одной стороне Центральный банк и другие органы управления и самоуправления банковской системы, а на другой - остальные кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.

Специфической особенностью этой формы является то, что хотя бы один из элементов данного множества - Центральный банк - уполномочивается государством на управление всей совокупностью кредитных организаций, которые выступают по отношению к нему однопорядковыми и функционированию которых придается скоординированный характер.

Эти особенности свидетельствуют о том, что у совокупности банковских организаций появились признаки системы и двухуровневая форма построения. Если с этих позиций внимательно рассмотреть банковскую систему РФ, то в ней обнаруживаются связи двух типов. Во-первых, связь между однопорядковыми элементами банковской системы. Во-вторых, связь между Банком России и остальными элементами банковской системы.

В первом случае связь обеспечивает отношения координации между указанными элементами системы, а во втором случае - перерастает в отношения субординации, которые главным образом и обеспечивают целостность системы.

Действительно, анализ деятельности Банка России по выполнению возложенных на него Законом основных целей, задач и функций, показывает, что Центральный банк РФ есть тот элемент банковской системы, который непосредственно и осуществляет государственное управление ею. При этом, используются по преимуществу методы государственного регулирования, экономические методы управления, которые, как уже отмечалось, призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организационные условия для функционирования кредитных организаций. Вместе с тем, в процессе управления Банк России широко применяет и административные средства банковского регулирования.

Из этого следует, что кредитно-банковская система России после 1917 года после создания специального банковского законодательства и образования Центрального банка страны вновь обрела двухуровневое построение. Критерием отнесения элементов к тому или иному уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации. Так, Банк России расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать систему в целом, т. е. осуществлять функцию управления ею. [ 6 ]

Что же касается коммерческих банков и остальных элементов банковской системы, то они в этом отношении должны быть однопорядковыми, полностью равноправными во взаимоотношениях друг с другом и составляют нижний уровень системы. Особое положение в этой системе занимают союзы ассоциации кредитных организаций. Будучи, как отмечалось, важным компонентом механизма самоуправления банковской системы, они, по нашему мнению, должны располагаться на верхнем уровне системы, хотя и не рядоположены Банку России, поскольку не наделены властными полномочиями. Например, решения Ассоциации российских банков (АРБ) для банковской системы РФ не носят обязательного характера.

Таким образом, вся совокупность элементов банковской системы Российской Федерации имеет двухуровневое построение:

o верхний уровень - Банк России, союзы и ассоциации кредитных организаций;

o нижний уровень - все остальные элементы банковской системы: коммерческие банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок. [ 7 ]

В настоящее время характерными для банковской системы России являются следующие тенденции:

1. Преобладают мелкие и средние банки.

2. По форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные.

3. Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе.

4. Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом.

5. Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.

6. Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.

7. В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения и юридических лиц.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений. [ 6 ]

Глава 3. Перспективы реформирования банковской системы РФ

Общей целью деятельности банковской системы является создание условий для максимально бескризисного и безопасного функционирования денежного рынка. Превращение группы разрозненных банков в банковскую систему стало возможно благодаря появлению центрального банка как особого системообразующего фактора, как органа управления этой системой. Поэтому на первых этапах своего развития банковская система "держалась" исключительно за счет вертикальных системообразующих связей. В дальнейшем произошло усложнение этой системы, появление различных элементов на первом и втором уровнях банковской системы, выполняющих различные функции. В результате наряду с вертикальными системообразующими связями появились интеграционные процессы на основе возникшего у элементов банковской системы интереса в его сохранении и упрочении. Оказалось, что заниматься банковским бизнесом в системе легче, чем вне ее. Именно поэтому возникли различные банковские союзы и ассоциации, целью деятельности которых стало отстаивание корпоративных интересов банковского сообщества. На XVII съезде Ассоциации российских банков был сделан следующий вывод о роли и месте АРБ в банковской системе России и о протекающих в ней интеграционных процессах: "Существенно растет влияние Ассоциации российских банков в профессиональном сообществе России и за рубежом, усиливается наша социальная роль в стране. Мы действительно стали системой - системой, объединяющей и направляющей движение всех коммерческих банков России. Мы работаем как единая корпорация, которая уже не только отстаивает свои интересы, но и продвигает вперед экономику страны. Важно, что внутри корпорации у нас сейчас все больше общих идей, нежели разногласий. Наш съезд принимает Программу развития на следующие 15 лет: "Национальная банковская система России 2010 - 2020 гг.". Еще на начальном этапе разработки она получила название программы "банкизации всей страны". В этой Программе определены основные показатели развития банковской системы России на период до 2010 - 2020 гг. (количественные и качественные аспекты). Содержание Программы развития банковской системы, принятой на XVII съезде Ассоциации российских банков позволяет сделать вывод, что банковское сообщество способно планировать не только свое собственное будущее развитие как банковской системы, но и страны в целом. Особенно интересен тот пункт Программы, где речь идет о совершенствовании банковского надзора. Данный пример показывает, что вертикальная системообразующая связь перестала быть исключительно прямой, т.е. проистекающей от Центрального банка к кредитным организациям. Образовалась система обратной связи - от банковского сообщества к регулятору >, т.е. - к Банку России.

Cовременная банковская система России характеризуется не только наличием в ней процессов управления, но и способностью к самоуправлению, самоорганизации и саморазвитию.

Таким образом, банковская система Российской Федерации - это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную систему. Банковская система - часть финансовой системы Российской Федерации. [ 7 ]

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на российский рынок, в том числе на российскую банковскую систему, которая в первую очередь подвержена воздействию кризисных явлений.

В кризисной ситуации банки практически не кредитуют друг друга, хозяйствующие субъекты испытывают трудности с получением кредитов, сложно осуществить первичное размещение акций и разместить облигационные займы. Кризис оказывает влияние и на жизнь и условия труда граждан. [ 8 ]

М.Ю. Алексеев (председатель правления ЮниКредитБанка) предварительно оценил итоги минувшего года для банковской системы: "Первое - банковская система выстояла, мы не видим резкого сокращения кредитных организаций, второе - банковская система стала гораздо более профессионально управлять рисками, третье - определенная коррекция была неизбежна, потому что 30-50% -ный ежегодный рост приводил к серьезным диспропорциям. Завышенные ожидания по поводу перспектив были неоправданными, поэтому коррекция даст возможность сделать передышку, переосмыслить, изменить подходы и т.д. Мы уже видим, что банки более аккуратно начинают управлять затратами, ростом численности. Рынок рабочей силы в банковской сфере был явно перегрет. Проведенные корректировки помогли придать стабильность системе. В сегодняшних условиях - возросло доверие населения к банкам. Все поняли, что, несмотря на беспрецедентную остроту ситуации, банки остаются надежными финансовыми институтами. То что упал спрос на кредитные продукты, может быть и хорошо, потому что люди станут более адекватно оценивать свои возможности по выплате кредитов." [ 9 ]

В этой сложной обстановке задачи государства - поиск разумного и рационального выхода из финансового кризиса, создание эффективного механизма регулирования экономики, соблюдения баланса интересов и защита не только представителей бизнеса, но и граждан.

Государство выработало также комплекс дополнительных мер, направленных на укрепление и поддержание стабильности банковской системы России, был принят пакет так называемых антикризисных нормативных актов.

Правовой основой "антикризисного" законодательства стал Федеральный закон от 27.10.2008 г. № 175-ФЗ "О дополнительны мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2011года".

Этот нормативный акт сформулировал принципиальный подход к решению задачи по спасению банковской системы, который заключается в следующем: меры по предупреждению банкротства, предусмотренные данным Законом, могут применяться в отношении банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, только в том случае, если будут выявлены признаки неустойчивого финансового положения этого банка, обстоятельства, угрожающие стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредитов. [ 8 ]

Заключение

В данной работе рассмотрена тема банковская система РФ и перспективы ее рефинансирования. В процессе написания работы раскрыты такие вопросы, как типы банковской системы, ее структура, выполняемые функции, особенности денежно-кредитной политики банков, ее роль в экономике на современном этапе, рассмотрена эволюция и современное состояние банковской системы, а также перспективы реформирования банковской системы РФ.

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на российский рынок, в том числе на российскую банковскую систему, которая в первую очередь подвержена воздействию кризисных явлений.

Государство выработало комплекс дополнительных мер, направленных на укрепление и поддержание стабильности банковской системы России, был принят пакет так называемых антикризисных нормативных актов.

Для экономического процветания необходимо всемерно развивать и укреплять банковскую систему страны, но обеспечивать при этом строгий контроль за размерами кредитной системы, надёжностью банков и порядочностью их руководителей, чтобы в экономике не появились необеспеченные деньги, а граждане и фирмы охотно пользовались банковскими услугами и готовы были хранить в банках свои сбережения.

Необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и, только после этого, можно переходить к оздоровлению всей экономики. Так как за банками - будущее нашей страны, здоровье нашей экономики, процветание и благосостояние жизни страны в целом.

Практикум

Задача 1. Коммерческий банк - это организация, созданная для:

1) Привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. [3, ст.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности"]

Задача 2. Банковская система включает:

2) Центральный банк, коммерческие банки, учреждения банковской инфраструктуры.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. [3, ст.2 "О банках и банковской деятельности"]

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.93г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации N 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г.

3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в редакции федеральных законов № 106-ФЗ от 21.07.2005 г.;

4. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 27 июля 2002 г.;

5. Нормативные акты ЦБ РФ: "2.2 Внутренние органы ЦБ РФ по банковскому регулирования и надзору", "2.3 ЦБ РФ: полномочия, функции";

6. "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: ЮНИТИ, 2009 - 783с.

7. "Банки и небанковские кредитные организации" Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, М.: ЮНИТИ, 2009 - 528с.

8. "Банковская система РФ" Под ред. О.А. Тарасенко, М: 2009 - 304с.

9. Журнал о практике и теории банковского бизнеса № 1 (193) 2010

10. "Банковское дело" Г.Г. Коробова 2-е издание, М.: 2009 - 590с.

11. "Банковское дело" учебник под ред. Г.Н. Белоглазовой, П.П. Кроливецкой - 5е изд. 2008 - 592с.

Приложение 1

ПРОГРАММА

" Национальная банковская система - 2010-2020 "

Введение. Цель Программы.

Раздел 1. Значение национальной банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

1.1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и роль национальной банковской системы в реализации актуальных задач:

* развития экономики;

* повышения уровня жизни населения;

* обеспечения экономической безопасности страны;

* выполнения важнейших национальных приоритетов.

1.2. Современное состояние банковской системы России.

* оценка по количественным показателям;

* общая оценка возможностей в реализации задач экономического и социального развития страны.

1.3. Роль ЦБ в национальной банковской системе.

1.4. Объективная необходимость разработки программы "банкизации" страны.

Раздел 2. Программа повышения общих показателей развития национальной банковской системы на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

2.1. Прогнозы социально-экономического развития страны.

2.2. Потребность в росте показателей развития банковской системы 2010-2020 гг. (количественные показатели).

2.3. Рост ресурсной базы банков в целях расширения долгосрочного кредитования:

* свободные денежные ресурсы государства;

* пенсионные средства;

* страховые средства;

* бюджетные средства;

* вклады населения;

* рефинансирование.

2.4. Капитализация банковской системы России:

* снижение затрат и рост рентабельности банков;

* повышение привлекательности банковского бизнеса;

* освобождение банковской прибыли, идущей на капитализацию, от налога на прибыль;

* расширение IPO.

2.5. Расширение банковских услуг в регионах:

* размещение банков по территории страны;

* разработка и реализация региональных программ.

Раздел 3. Расширение масштабов кредитования для решения важнейших социально-экономических задач.

3.1. Поэтапное расширение форм кредитования на период 2010-2020 гг.:

* расширение долгосрочного кредитования;

* синдицированное кредитование;

* ипотечное кредитование;

* развитие потребительского кредитования;

* кредитование малого бизнеса;

* расширение микрокредитования;

* образовательные кредиты.

3.2. Защита прав банков как кредиторов.

Раздел 4. Организационные формы кредитных организаций.

4.1. Формы и виды кредитных организаций:

* специализированные банки;

* банки с частным и государственным капиталом;

* крупные, средние и малые банки: недопущение необоснованных ограничений размера минимального капитала банков;

* небанковские кредитные организации.

4.2. Слияние, присоединение и реструктуризация банков.

Раздел 5. Снижение банковских рисков. Повышение доверия к банкам.

5.1. Улучшение качества корпоративного управления;

5.2. Повышение прозрачности банковского бизнеса;

5.3. Переход на МСФО;

5.4. Применение принципов Базель II;

5.5. Имидж банковской системы.

Раздел 6. Снижение стоимости банковских услуг и повышение их доступности для клиентов.

6.1. Повышение технической оснащенности банков;

6.2. Развитие национальной платежной системы.

6.3. Создание оптимальных условий работы для банков.

6.4. Расширение банковской инфраструктуры.

Раздел 7. Включение российской банковской системы в международную банковскую систему. Трансграничные операции.

Приложение 2

Г.А.Тосунян

"23" июня 2006 г.

Организационный план

реализации Программы "Национальная банковская система России 2010 - 2020".

1. Выполнение важнейших положений Программы

№№ Разделы Программы

Ответственные - члены Совета АРБ, Комитеты

Исполнители

1 Раздел I. Необходимость ускоренного развития Национальной банковской системы России.

Тосунян Г.А.

Милюков А.И.,

Ершов М.В.,

Тарасов Д.В.

2 Раздел II. Основные показатели развития банковской системы России на период до 2010-2020 гг. (количественный и качественный аспект).

2.1.Экономический рост

2.2.Необходимые темпы роста банковской системы на перспективу.

2.3.Форсированный сценарий

Гамза В.А .

Милюков А.И.,

Ершов М.В.,

Максутов Ю.Г.,

Тарасов Д.В.,

Компания "Прогноз"

2.4. Государственная политика развития банковской системы.

2.5. Рефинансирование банков

2.6. Капитализация банковской системы.

Казьмин А.И.

Милюков А.И.,

Емелин А.В.,

Митяшова Л.С.,

Юшкова С.Д.

2.7. Вклады населения

Задорнов М.М.

Емелин А.В.,

Митяшова Л.С.,

Юшкова С.Д.

3 Раздел III. Повышение эффективности управления банковской системой (в краткосрочной и долгосрочной перспективе).

3.1.Расширение банковских услуг в регионах.

Зеленский ЮБ.

Мехряков В.Д.,

Головина Е.С.

3.2. Совершенствование банковского надзора

Столяренко В.М.

Милюков А.И.,

Емелин А.В.,

Митяшова Л.С.,

Головина Е.С.,

Гангус Г.Н.

3.3. Улучшение качества управления в банках.

* Стандарты качества банковской деятельности.

* Внедрение МСФО

* Базель II.

Координационный Комитет АРБ по стандартам качества банковской деятельности (Милюков А.И.)

Рабочая группа АРБ по МСФО (Зусин А.Е,)

Комитет АРБ по банковскому аудиту (Тихоновский А.В.)

Юшкова С.Д.

3.4. Формы организации банковской системы России

Концентрация и централизация банковского капитала.

Участие государства в развитии банковской системы. Банки развития

Костин А.Л.

Милюков А.И.,

Емелин А.В.,

Головина Е.С.,

3.5. Включение иностранного капитала в деятельность российских банков.

Секция банков с участием иностранного капитала (Швунг А.Д.)

Рабочая группа по совершенствованию валютного законодательству (Федорова Н.В.)

Милюков А.И.,

Емелин А.В.,

Мозель К.Н.

4 Раздел IV. Расширение кредитования. Национальные проекты.

4.1. Защита прав банков как кредиторов.

Комитет АРБ по банковскому законодательству и нормам саморегулирования (Столяренко В.М.)

Митяшова Л.А.,

Головина Е.С.

4.2. Ипотечное кредитование.

Комитет по ипотечному кредитованию (Крысин А.В.)

Кормош Ю.И.,

Покопцева Е.Б.

4.3. Образовательные кредиты.

Комитет АРБ по банковскому законодательству и нормам саморегулирования (Столяренко В.М.)

Митяшова Л.А,

Головина Е.С.

4.4. Кредитование агропромышленного комплекса.

Комитет АРБ по работе банков в области кредитования реального сектора (Неумывакин П.И.)

Комитет по ипотечному кредитованию (Крысин А.В.)

Милюков А. И.,

Покопцева Е.Б.

4.5. Кредитование малого и микробизнеса.

Комитет АРБ по частному банковскому обслуживанию (ЛеушкинС.А.)

Комитет по развитию микрофинансирования (Мамута М.В.)

Киевский В.Г.,

Емелин А.В.,

Головина Е.С.

5 Раздел V. План действий по реализации Программы "Национальная банковская система России 2010 - 2020".

5.1.Направить Программу "Национальная банковская система России 2010 - 2020", одобренную Съездом АРБ в Государственную Думу РФ, Совет Федерации СФ РФ, Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, МЭРТ.

Предложить указанным органам власти обсудить с участием представителей банковского сообщества выводы, содержащиеся в Программе.

Тосунян Г.А.

Китьян Ш.П.,

Милюков А.И.

5.2.Добиваться включения основных выводов и предложений Программы в проекты законов, постановления Правительства и решения министерств и ведомств (Перечень важнейших законодательных и нормативных актов, которые должны быть приняты в целях реализации Программы, см. в Приложении 4).

Комитет АРБ по банковскому законодательству и нормам саморегулирования (Столяренко В.М.)

Емелин А.В.,

Митяшова Л.А.

5.3. Рекомендовать Совету и Аппарату АРБ, банковским объединениям, союзам, ассоциациям выносить на обсуждение Съездов, конференций и круглых столов вопросы, отражающие процесс реализации Программы.

Предлагать СМИ постоянно освещать ход реализации Программы.

Тосунян Г.А.

Милюков А.И.,

Белоклоков А.С.,

Киевский В.Г.,

Суриков А.В.

5.4. Считать целесообразным уточнять положения Программы ежегодно на последующие 15 лет (5+10). Таким образом, будет обеспечиваться разработка непрерывной Программы на 15 лет (2007, 2021; 2008, 2022 и т.д.) и усилен контроль за выполнением принятых ранее программных решений.

Поручить Совету АРБ разработать и утвердить соответствующие положения, регулирующие всю эту работу.

Тосунян Г.А.

Представить уточненный проект Программы к 1 марта 2007 г (Милюков А.И.)

2.Конференции и семинары

1. Совместное выездное заседание Всероссийского банковского Совета и Комитета АРБ по региональной политике. "Практические действия по реализации Программы" (22-23 июня 2006 г в г. Владимире) (Белоклоков А.С., Милюков А.И.,Оськин А.И.)

2. Банковский Форум "Качество региональных банков: стратегическая модель развития" (22-24 августа 2006 г. г.Нижний Новгород) (Милюков А.И.,Юшкова С.Д., Спицын С.Ф.)

3. Международная конференция "Банки и бизнес. Пути взаимодействия. (29-30 ноября 2006 г.) (Кормош Ю.И., Милюков А.И.)

4. Научно-практическая конференция "Банковская система и экономический рост" (опыт Тюменской области) (октябрь 2006г.) (Белоклоков А.С.,Милюков А,И., Головина Е.С.)

5. Проведение "круглых столов" и семинаров в АРБ (по специальному графику) (Кормош Ю.И.)

6. Проведение серии семинаров (ежемесячно 2 семинара) на теплоходе по обсуждению разделов Программы (по специальному графику) (Кормош Ю.И.)

3.Заседания Совета АРБ

1.Заседания Совета АРБ:

Ноябрь 2006 г ,

Февраль 2007г.

1. Обсуждение докладов " О ходе выполнения Программы" ответственных за выполнение закрепленных за ними проблемам в соответствии с разделами Организационного плана (Тосунян Г.А.,Милюков А.И.,Емелин А.В., Головина Е.С.):

4. Заседания Научно-экспертного Совета

1.Заседания Научно-экспертного Совета:

Сентябрь 2006г.,

Февраль 2007 г.

Обсуждение вопросов реализации Программы (Тосунян Г. А., Милюков А.И., Юшкова С.Д.)

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении