Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Великие государи XVI века» по Истории России (Жихарев М. С.)

Контрольная работа

по дисциплине

Отечественная история

на тему:

Иван Грозный, Елизавета Английская, Сулейман Великолепный - великие государи 16 века. Что в их правлении было общего, определявшегося единством всемирно-исторического развития народов?

Содержание:

Введение 3

1 Личность и деятельность Ивана Грозного 5

2 Сулейман Великолепный - законодатель Османской империи. 10

3 Елизавета Английская 16

Заключение 20

Список литературы: 21

Введение

16 век для многих стран Европы и Азии оказался переломным: после бесконечных феодальных смут начала, наконец, складываться сильная государственная система.

Тюдоровская эпоха была временем решительных изменений в системе английской государственности. Рост национального самосознания народа, стремившегося занять новое место в Европе и мире, ставил задачи совершенно иных масштабов, нежели те, которые решала английская монархия в XIV - XV веках. При Тюдорах Англия постепенно превращается в современное национальное государство - централизованное, суверенное, основывающееся на единой системе общего права, подчинившее себе церковь и избавившееся тем самым от традиционного для феодализма дуализма власти. Понятие "нация" прочно входит в политический лексикон эпохи, и государство начинает рассматриваться не как вотчина короля, а как институт, призванный обеспечивать национальное процветание.

При Елизавете Тюдор совершилась гигантская созидательная работа во всех сферах общественной жизни, где требовались мужество, характер, вдохновляющий импульс, - в открытиях, исследованиях и дальних плаваниях, в международных делах, в торговой экспансии, в культуре. При ней Англия из заштатного государства превратилась в великую мировую державу.

Формирование сословной организации общества стало объектом самодержавной государственной политики при Иване Грозном (1533-1584 гг.) процесс объединения различных социальных групп в сословия под руководством центральной власти принял весьма интенсивный характер. Причем в основу этого процесса был положен принцип обязательного несения службы в пользу государства. Сложившаяся в России особая сословная система организации общества закрепляла за всеми сословиями определенный круг государственных повинностей - "службу", или "тягло".

Основу служилой системы составляло условное поместное землевладение (земля предоставлялась служилым людям - помещикам - при условии несения ими военной или гражданской службы). Благодаря этому институту государство всегда могло иметь в своем распоряжении значительные военные силы, не затрачивая на их содержание казенных средств.

При Сулеймане окончательно была оформлена Османская государственная структура, которая и позволила империи вести успешные войны и держать в повиновении огромные территории. Знаменательно, что после Сулеймана в стране не издавали новых законов. Считалось, что нужно лишь подправлять существующие, ликвидировать нарушения. Султаны стали издавать не законы, а так называемые адалет-наме, указы справедливости, призванные устранить ненужные новшества, вернуть страну к справрдливой государственной практике Сулейманова времени. В Османской империи постепенно утверждалась ностальгия по былому величию "золотого века" Сулеймана, что свидетельствовало о том, что пик расцвета этой державы уже пройден.

Таким образом, переломный характер 16 века отразился в правлениях трех выдающихся личностей, они не только являлись историческими фигурами, опередившими свое время, но и сильными личностями, способными противостоять существующим устоям. В данной работе рассматриваются личности, определившие всемирно-историческое развитие народов.

1 Личность и деятельность Ивана Грозного

Мрачная фигура царя Ивана Грозного заслоняет собой историю едва ли не всего русского Средневековья. О нем спорили еще при его жизни, спорят и сейчас - спустя четыре столетия после смерти. Одни считали его маньяком, залившим страну кровью несчастных подданных. Другие - гением, обогнавшим время. Не вызывает сомнения, пожалуй, только одно: Россия после Грозного представляла собой совсем другую страну, чем до него [6, 32]

Иван IV Грозный (1533-1584) в три года остался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но и она умерла, когда сыну было 8 лет. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Маномаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. Иван IV стал первым царем Российского государства. В этом же году он женился на Анастасии Романовой.

Не смотря на вступление во власть, царь продолжал вести беспорядочную, разгульную жизнь, предоставив управление делами Глинским, которые по-прежнему творили всяческие неправды и насилия лично или через своих наместников. Народ роптал, но не смел выражать свое недовольство. В июне 1547 г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя, город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Поползли слухи, что пожар - дело рук Глинских, с именем которых народ связывал годы боярского правления. Пожар и народное волнение произвели тяжкое впечатление на молодого царя. Он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях государственными делами.

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана VI сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В нее входили духовник царя Сильвестр, князья А. Курбский,

Д. Курлятев, М. Воротынский, митрополит Макарий и др. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVIв.[6, 69]

Возник новый орган власти - Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. На совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и наметил программу реформ, среди которых была военная реформа: создали постоянное войско, в армию стали привлекать иностранцев, к охране границы стали привлекать казачество.

Внешняя политика Ивана IV. Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана. В 1552 г. штурмом была взята Казань, пало Казанское ханство. В 1556 г. царские войска вступили в Астрахань. Вся Волга вошла в Российское государство, получен выход в Каспийское море. К России присоединены многие народы Поволжья. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

В XVI в. началось освоение территории Дикого поля (плодородных земель к югу от Тулы). Перед Русским государством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана.

В 1581 г. отряд казаков во главе с Ермаком, направленный купцами Строгановыми, вступил в Сибирское ханство, началось покорение Сибири.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течении 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллинну). В 1560 г. Ливонский орден был разбит, а его магистр В. Фюрстенберг попал в плен. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Крупным последним успехом на первом этапе войны было взятие в 1563 г. Полоцка.

В 1565-1566 году Литва была готова отдать России все завоеванные ею земли и заключить почетный для России мир. Грозного это не устроило: ему хотелось большего.

Второй этап (1561 - 1578) совпал с опричниной. России, против которой выступили Литва, Польша и Швеция, пришлось перейти к обороне. В 1569 г. Литва и Польша объединились в Речь Посполиту. Новый правитель Литвы и Польши Стефан Баторий перешел в наступление и отобрал назад Полоцк (в 1579 году), захватил Великие Луки (в 1580 году), осадил Псков (в 1581 году). Было заключено перемирие, так как началась война со Швецией.

В третий этап с 1578 г. России пришлось воевать с королем Речи Посполитой Стефаном Баторием, осадившим Псков, и продолжать войну со Швецией. Псков отчаянно оборонялся, что позволило Ивану Грозному начать переговоры о мире и в 1582 году заключить со Стефаном Баторием перемирие на десять лет. По условиям перемирия Россия отдавала все завоеванное в Лифляндии и Литве. В 1583 году был заключен мир со Швецией, которой отошли русские города Нарва, Яма, Копорье, Иван-город и другие.[3, 392]

Неудача Ливонской войны явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

Внешняя политика Ивана IV. Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло недовольство продолжением Ливонской войны. Проявили колебания и деятели из ближайшего окружения царя А. Адашев и Сильвестр, считавшие войну бесперспективной. Еще ранее, в 1553 г., когда Иван IV опасно заболел, многие бояре отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию. Потрясением для царя стала смерть первой и любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г.

Все это привлекло к прекращению в 1560 г. деятельности Избранной рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В 1564 г. на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба.

В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины (1565-1572) - система мер террористической военной диктатуры по разгрому врагов царя, укреплению единовластия, дальнейшему закрепощению народа. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход в Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.[4,213]

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешить противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закреплению.

Подведение итогов: Во времена правления царя Ивана IV (Грозного) были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, остановлены набеги крымских орд на Москву. В период своего многолетнего правления Иван IV стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы, ввел правовой кодекс (Судебник), стрелецкое войско, значительно расширил территорию России. Вместе с тем царь привел страну к экономической разрухе, политической дестабилизации, ослаблению позиций во внешней политике.

2 Сулейман Великолепный - законодатель Османской империи.

Османский султан Сулейман I вошел в историю как султан-законодатель (Кануни), или, как его называли в Европе, - Сулейман Великолепный. И то и другое из его прозвищ оправдано. Именно при Сулеймане Османская империя достигла пика своего могущества, упрочив свою власть на огромной территории от Алжира до Багдада и от Йемена до Северного Причерноморья. Имперская столица Стамбул (недавний византийский Константинополь или Царьград русских летописей) окончательно принял облик мусульманского города. Несколько сот церквей было обращено в мечети, монастыри отданы под медресе и текке - дервишские обители. Детали многих разрушенных византийских памятников использованы при возведении дворцов султанских сановников. К Святой Софии были пристроены минареты, с которых раздавались призывы к мусульманским молитвам. А под куполом, теперь уже мечети Айя-Софии, засверкал золоченый полумесяц. Придворный церемониал султана к этому времени был кодифицирован по старым византийским образцам. Вся придворная жизнь поражала пышностью и великолепием.

При Сулеймане окончательно была оформлена та государственная структура, которая и позволила Османской империи вести успешные войны и держать в повиновении огромные территории. Знаменательно, что после Сулеймана в стране не издавали новых законов. Считалось, что нужно лишь подправлять существующие, ликвидировать нарушения. Султаны стали издавать не законы, а так называемые адалет-наме, указы справедливости, призванные устранить ненужные новшества, вернуть страну к справрдливой государственной практике Сулейманова времени. В Османской империи постепенно утверждалась ностальгия по былому величию "золотого века" Сулеймана, что свидетельствовало о том, что пик расцвета этой державы уже пройден.[3, 141]

Сулейман начал приобщаться к государственным делам еще мальчиком, когда он был назначен дедом, султаном Баязидом II, в Крым, в Кафу.(теперешнюю Феодосию), в качестве правителя этого района. После того как Крымское ханство (в 1475) стало вассалом Османской империи, часть территории Крыма, так называемый Кафский пашалык, османские власти взяли под свое непосредственное, управление, чтобы держать под наблюдением имперского вассала - крымского хана, иметь в этом отдаленном районе собственные войска и наблюдать за событиями в северной пограничной зоне. Этот пашалык и возглавил Сулейман. Там он впервые был втянут в османские государственные интриги, так как к нему после неудачного бунта бежал его отец Селим I. Именно во владениях Сулеймана Селим сумел найти те силы, опираясь, на которые он восстал вторично и сумел сесть на султанский престол. Когда же Селим умер, то у его сына Сулеймана не оказалось соперников. Его грозный отец уничтожил всех других своих родственников мужского пола, так как, получив власть в результате бунта и убийства собственного отца, очень боялся соперников. Правил Селим всего восемь лет, так что Сулейман вступил на трон еще молодым человеком. Он начал с того, что разрешил вернуться на родину ремесленникам, вывезенным его отцом из Египта и Ирана, отменил ограничения, введенным Селимом на торговлю с Ираном, возместил потери купцов, которые вели эту торговлю, отменил ряд конфискаций и некоторые другие репрессивные меры, чем сразу снискал расположение подданных.

Завоевательная политика Сулеймана была не менее успешна, чем у его отца. Он лично принимал участие в 13 военных кампаниях. Причем 10 из них были проведены в Европе, т.е направленность внешнеполитической экспансии страны после арабских завоеваний Селима явно изменилась. В Азии и Африке также были у империи в это время важные приобретения, однако они были нужны либо для стабилизации границ, либо как-то связаны с европейскими интересами Сулеймана. Так, у шиитского Ирана, где тогда правил второй шах из династии Сефевидов Тахмасп, были отвоеваны Западная Армения, Западная Грузия и Ирак с Багдадом.

В Европе главным соперником Сулеймана был Карл V Габсбург, император Священной Римской империи германской нации и король Испании, владевшей в то время, после открытий и приобретений Колумба и Кортеса, огромными землями в Новом Свете, а также Нидерландами, рядом районов Италии и Северной Африки. Соперничество империй Сулеймана I и Карла V разворачивалось на землях Венгрии и Австрии, а также в западном Средиземноморье, где османы претендовали на Северную Африку, острова и контроль за мореплаванием и торговлей.

В итоге нескольких походов Сулеймана в Венгрию она оказалась разделенной между Габсбургами и Османской империей. В 1529 г. османские войска осаждали Вену.[2, 314] Взять ее им не удалось. Вена осталась тем форпостом христианского мира, на котором споткнулись османские завоевания.

Во времена Сулеймана Османская империя становится крупнейшей морской державой, заставлявшей жить в страхе все Средиземноморье. Был сооружен современный, по тем временам, флот.

В Средиземноморье в 1522 г. Сулейманом было предпринято завоевание о. Родоса, принадлежавшего до этого рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов (госпитальеров), державшим под контролем восточную часть Средиземного моря и мешавшим сношениям Стамбула с владениями османов в Аравии и Египте. Осада оказалась затяжной. 600 рыцарей и 5000 солдат, защищавших остров, героически оборонялись. Сулейман, уважая храбрость и самоотверженность рыцарей, отпустил их из плена. На Родосе Сулейман приказал казнить потомков своего двоюродного деда Джема, которые укрывались у иоаннитов. Они к тому времени уже стали христианами и не могли претендовать на османский трон. Но Сулейман все-таки приказал умертвить всех мужчин этого рода, продолжая тем традицию убийства братьев, принятую в султанском семействе.

Дальнейшие успехи Сулеймана были связаны с утверждением в Алжире, Тунисе и Ливии. Лишь с Мальтой у османского султана вышла неудача. В 1556 г. османы вынуждены были прекратить осаду острова, так как мальтийским рыцарям помогла испанская эскадра. Как и Вена в Центральной Европе, Мальта здесь оказалась тем последним пограничным пунктом, до которого продвинулись османские владения.

В Юго-Восточной Европе османы сохранили как вассальные территории Дунайские княжества Валахию и Молдавию, хотя, как и в случае с Крымским ханством, взяли под свое непосредственное управление земли от: нижнего Дуная до Прута и Днестра с городами Килией и Аккерманом, а позднее Силгстру, Бендеры и Хотин, чтобы иметь в пограничье свою собственную опорную зону для наблюдения за вассалами и соседями.

Ко времени султана Сулеймана сложилась четкая структура управления Османской империей. Были области, непосредственно управлявшиеся из центра, и были территории, сохранившие особенности своей внутренней организации, но платящие ежегодную дань, размещавшие на своей земле янычарские отряды и участвовавшие в имперских войнах со своим ополчением, были, наконец, отдельные районы, сохранившие полностью свою доосманскую структуру и собственных правителей, признавших верховную власть султана.

Вся государственная организация была зафиксирована - османскими законами. Законодательно были утверждены в империи также налоговая система и правила землевладения. Османская империя строилась как государство завоевателей, подчинившее и приспособившее для своих нужд существовавшую в завоеванных районах хозяйственную жизнь и общественную организацию. Так, даже ту земельную ренту, которую крестьянство платило ранее землевладельцам, османские финансовые органы записывали как государственный налог, а затем султанским пожалованием право сбора этого налога отдавалось представителям нового османского правящего класса. Внешне все это напоминало дворянские пожалования на Руси и в Европе, но право распоряжаться землей, крестьянством и размер рентных платежей были более регламентированы, а сама зависимость османских землевладельцев от султанской воли была значительно больше. Они фактически были государственными чиновниками, надсмотрщиками над местным населением, порой отличавшимся от них этнически и религиозно. Мусульманское крестьянство, хотя и имело некоторые налоговые льготы, но по социальному статусу и материальному положению вводилось в те же рамки подданных, что и крестьянство других конфессий и этнической принадлежности.[5, 174]

Светского законодательства в тот период в других мусульманских странах не существовало. Его заменял шариат, религиозные предписания которого, как считалось, были настолько всеобъемлющи, что не требовали каких-то светских добавлений. Османская империя в этом отношении была исключением. Заслуга Сумеймана состоит в том, что при нем был найден определенный компромисс между светским законодательством и шариатом. Законы (кануны) получили шариатское обоснование и одобрение фетвой шейх уль-ислама, т. е. постановлением главы мусульманского духовенства империи.

В отличие от других мусульманских стран в Османской империи духовенство было четко организовано. Создалась среди него даже определенная иерархия как в среде, связанной шариатским судом, так, в какой-то степени, и среди преподавателей медресе и духовных авторитетов. Кадии (судьи) решали гражданские, уголовные, кредитные споры, нотариально фиксировали сделки, осуществляли надзор за разверсткой и сбором налогов и даже устанавливали цены на рынках на основные потребительские товары. Следовательно, они были не только толкователями религиозных норм и судьями, но и теми представителями центральной администрации, которые определенным образом регламентировали всю жизнь населения.

Регламентация, желание зафиксировать и сохранить тот уровень развития общества, который они застали в завоеванных странах и, усвоив его, попытались на нем строить свое государство, армию и общее благополучие общества, и была главной характерной чертой османского общества времен Сулеймана. Она консервировала состояние общества, а следовательно, и препятствовала дальнейшему естественному его развитию. "Золотой век" и его законодательные ограничения в определенной степени стали причиной того кризиса, который империя стала явно ощущать в следующем веке.

При Сулеймане же сложились основы тех отношений, которые развивались у османского государства с европейскими странами. Инициатором здесь оказалась Франция, как и Сулейман, находившаяся во враждебных отношениях с империей Карла V. Франция видела в османах своего возможного союзника и предприняла дипломатические шаги к установлению договорных отношений, о чем и было подписано соответствующее соглашение. Франция с 1535 г. предоставила турецким пиратам из Алжира Тулонскую гавань, чтобы им было удобнее совершать рейды на испанское побережье. С того же 1535 г. начались переговоры о торговых привилегия французских купцов в Османской империи.[2, 103]

Торговые уступки и сделки рассматривались османскими властями как нечто не столь важное в сравнении с военным взаимодействием с Францией в антигабсбургской войне. Впоследствии подобные соглашения - создали благоприятные условия для экономической зависимости империи от европейского капитала. На первых же порах они рассматривались как милость султана, действовали лишь на период его правления, и в них тогда не было ничего неравноправного. Сказывался лишь разный подход этих стран к отношениям друг с другом.Османская империя, сознавая свою военную силу, в отношениях с европейскими странами не стремилась приобщиться к принятым в их среде нормам и правилам дипломатии. Она исходила из мусульманского представления о христианских странах как "царстве войны", в котором лишь покорностью и уплатой караджа (податей) неверные могут купить мир с мусульманами.

3 Елизавета Английская

Королева английская, дочь Генриха VIII от второго брака его с Анной Болейн; родилась в 1533 г. в Гриниче. Детство и юность ее протекли в условиях крайне тревожных; самое право ее на престол было весьма неустойчиво. Постоянные опасения за судьбу свою с юных лет развили в Елизавете большую осторожность, черствость, скрытность и хитрость (она усердно, например, соблюдала католические обряды). Замкнутая, однообразная жизнь Елизаветы немало содействовала тому, что она получила хорошее образование, развившее, под умелым руководством Рожера Ашама ее природный ум.[3, 12] Она свободно читала и говорила по-латыни и порядочно по-гречески, знала французский и итальянский языки, была начитана в классической литературе, знакома с главными сочинениями Меланхтона.

В конце 1558 г., после смерти Марии, она сделалась королевой Англии. Главным делом ее 45-летнего царствования было окончательное установление протестантизма, как государственной церкви. Связанные с этим событием вопросы и интересы являлись преобладающим фактором в жизни Англии в эпоху Елизаветы, порождая со стороны католиков борьбу против нее, не раз выражавшуюся в форме заговоров, а со стороны правительства вызывая более или менее крутые меры преследования врагов установленной церкви, как католиков, так и сектантов (пуритан, индепендентов и др.). Особенно сильный толчок мерам против католиков дала булла Пия V (1570), отлучавшая Елизвету от церкви, низлагавшая ее с престола и освобождавшая подданных от покорности ей. [5,2]

На почве религиозных интересов сложилась и международная политика Елизаветы и Вильяма Сесиля (впоследствии лорда Берлея), ее главного советника с начала царствования до смерти его в 1598 г. Политика эта покоилась на стремлении ослабить главные католические страны. Отсюда - помощь французским гугенотам и война с Францией в 1562-64 гг., с целью вернуть потерянный при Марии Кале, что, однако, не удалось. В еще большей мере религиозные вопросы определили отношения между Англией и Испанией. Первоначально Филипп II искал сближения с Англией и предложил Елизавете вступить с ним в брак. Отказ и торжество реформации возбудили в Филиппе вражду, которая еще более усилилась вследствие помощи, оказанной Англией (1585) Нидерландам в их восстании против испанского владычества, а также ущербов, нанесенных ею испанским владениям в Вест-Индии. Наконец, казнь Марии Стюарт (1587) довела Филиппа до крайней степени раздражения, и он решил послать против Англии "Непобедимую армаду". Неудача этого предприятия упрочила силу Англии и славу Елизавете. Война с Испанией продолжалась до конца ее царствования.

Из различных проявлений внутренней политики Елизаветы следует особенно отметить зарождение основ государственной организация призрения бедных в акте 1601 г., главные положения которого сохраняют силу до настоящего времени. В 1566 г. основана первая биржа в Лондоне, Royal Exchange. В сфере отношений между различными общественными классами впервые замечается подъем значения торгово-промышленного класса и обнаруживаются признаки упадка влияния родовой знати и духовенства: в 1601 г. в палате общин насчитывается уже 80 членов купечества. [3,10]

В истории развития английского парламента царствование Елизаветы довольно знаменательно. Правда, она стремилась управлять по возможности без содействия парламента и с особой ревностью оберегала свои королевские прерогативы. На парламент она смотрела лишь как на орудие обложения и созывала его только под давлением необходимости в денежных средствах, так что за 45 лет парламент созывался всего десять раз. Палата общин, однако, неоднократно и с успехом заявляла о своем праве касаться не только финансовых вопросов, но и вообще государственных интересов; не раз в ней решительно отстаивалась свобода слова и независимость членов ее, как представителей народа; в сессию 1571 г. впервые заявлен принцип, по которому каждый член палаты общин является служителем не одного только своего избирательного округа, но вообще всего королевства. Елизавета и ее министры имели преувеличенное представление о правах короны, нижняя палата проводила резкую грань между прерогативой и правами народа. Вообще, в царствование Е. обнаружилось немало признаков постепенно приближавшегося конца преобладания королевской прерогативы.

Эпоха Елизаветы занимает видное место в английской истории. Из личных качеств Елизаветы историки выдвигают ее ум, энергию, осторожность и бережливость, с которой, однако, мирилось желание окружать себя блеском. Натура гордая, властолюбивая и холодная, дорожила своей свободой и, не желая жертвовать ею, решительно и много раз уклонялась от вступления в брак; унаследовав от матери красоту и стремление нравиться. Не отличаясь особенно строгой нравственностью, она в разное время, до преклонных лет, имела фаворитов, с которыми, однако, в случае надобности не стеснялась поступать круто. Елизавета была последней королевою из династии Тюдоров.

Вывод: Историки видят в Елизавете необыкновенно современное лицо женщины-интеллектуала и политика новейшей формации, которая вынесла необыкновенную подвижническую миссию сорокапятилетней ответственности за страну, не разделив ее ни с кем. Мало кому в истории было суждено стать лидером в таких неблагоприятных обстоятельствах, как ей; немногие, постоянно находясь под дамокловым мечом, сумели бы подобно ей сохранить не только спокойствие, но и заразительную уверенность в себе, внушив ее миллионам своих подданных.

При Елизавете совершилась гигантская созидательная работа во всех сферах общественной жизни, где требовались мужество, характер, вдохновляющий импульс, - в открытиях, исследованиях и дальних плаваниях, в международных делах, в торговой экспансии, в культуре. При ней Англия из заштатного государства превратилась в великую мировую державу, и трудно не увидеть в этом всеобщем воодушевлении оплодотворяющего воздействия ее лидерства.[7, 320]

Королева далеко опередила свой век не только в политических средствах, которыми она владела (с ее прямой апелляцией к обществу, популизмом, необычными средствами пропаганды, новой политической лексикой), но и в своих убеждениях. В мире, расколотом надвое идеологическим конфликтом, оказывавшим огромное эмоциональное давление на каждую личность, в мире, чуждом терпимости, она всю жизнь шла серединным путем разума и толерантности - путем интеллектуалов и интеллигентов, пытаясь отстоять права каждого, и свои в том числе, жить в согласии с собственной верой и чувствами. Елизавета была одним из самых сильных адвокатов свободы личности, полвека противостоя предрассудкам в отношении женщин и расхожей морали своей эпохи, настаивая на своем праве жить в согласии со своим сердцем и склонностями.[7,321]

Заключение

Королева Елизавета далеко опередила свой век не только в политических средствах, которыми она владела (с ее прямой апелляцией к обществу, популизмом, необычными средствами пропаганды, новой политической лексикой), но и в своих убеждениях. В мире, расколотом надвое идеологическим конфликтом, оказывавшим огромное эмоциональное давление на каждую личность, в мире, чуждом терпимости, она всю жизнь шла серединным путем разума и толерантности - путем интеллектуалов и интеллигентов, пытаясь отстоять права каждого, и свои в том числе, жить в согласии с собственной верой и чувствами.

Правление Сулеймана I это не только время расширения территориальных границ, усиление государственности, а также расцвет турецкой культуры. Известно, что Сулейман сам писал стихи (кстати, как и его сын Селим) и всячески поощрял развитие поэзии. Его любимым поэтом был Абд уль-Бакы, которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи его отличались отточенностью стилистики, хотя и не были оригинальны по содержанию.

Процесс объединения различных групп в единое централизованное государство, начатое Иваном Грозным, привело к укреплению России. Реформы 50-х годов XVI в. Также способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Таким образом, при каждом сложились сильные централизованные государства, заявившие о себе другим странам. Имена Ивана Грозного, Елизаветы Тюдор и Сулеймана Великого остались в памяти народов, как яркие и сильные личности

Список литературы:

1. Базак А. Н. , Войнич И. Е. Всемирная история. Возрождение и реформация Европы. Минск: Литература, 1996

2. Бурова И. И. Две тысячи лет истории. СПб: Бельведер, 2001

3. Дмитриева О. В. Елизавета I . Семь портретов. М.: Просвещение, 1998

4. История России в вопросах и ответах .//Курс лекций. Состав. С .А . Кислицын . - Р-на/Д. :Феникс, 1997

5. История в лицах. М.: А-пресс, 2004

6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. - М.: Мысль, 1997.

7. Эриксон, Кэрролл. Елизавета I М.: АСТ, 2001

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении