Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Лекция «Драматургия» по Зарубежной литературе (Пронин В. А.)

Гейне например говорил, что он не любит театр, а Цветаева говорила, что «Я люблю Гейне, потому что… а ещё потому, что он не любил театр так же как и я». Байрон писал пьесы, много кто писал, но его не ставили. Везло Гюго: он писал всё, и его ставили. На его пьесы ставили оперы, он занимался историческими сюжетами… Ставят и в наше время.

Драматургия – трудный жанр для восприятия и для писателя. Нужно писать так, чтобы всегда происходило действие. Пьеса диктует строгий объем текста (в течение 3-4 часов). При этом пьеса требует более активного читателя. Требует посредника – режиссера. Ей нужны дополнительные средства интерпретации. Замечательна она тем, что одна и та же пьеса может существовать в бесчисленных вариантах. Если бы мы жили во второй половине 19 века, в любой европейской столице (конечно же мы любили бы театр), мы попали бы на спектакли Генрика Ибсена (он норвежец). Настолько он был популярен. Его пьесы шли на всех европейских сценах. Интересно ещё вот что: Генрик Ибсен целиком посвятил себя драматургии, хотя иногда писал стихи и публицистические работы, был предан музе Талии. Норвегия сегодня одна из самых процветающих стран, но она была сравнительно благополучной по сравнению с другими и в конце 19 века. Единственная проблема – она входила в Датское королевство, не была самостоятельна. Получила независимость в начале 19-го века. Природа Норвегии: горы, фьорды, море – сказалась на характерах норвежцев. Она формировала независимый характер. Ибсен родился в семье со средним достатком, рано осиротел, в 15 лет работал помощником аптекаря, путешествовал по Норвегии… Последние 30 лет путешествовал за пределами Норвегии, но всегда писал о ней. Он был создателем норвежской драматургии, да и европейской, с него обретает значение вообще норвежская лит-ра, но прежде всего драматургия. Он был первым драматургом. Его творческий путь – почти 50 лет. За эти полвека он прошел в своем творчестве все этапы европейской литературы. Его творческий путь как бы повторяет этапы, историю европейской литературы, прежде всего драматургии. Ранние пьесы, которые он пишет в 50 – е годы носят исторический характер и по сюжету, по материалу, который он включает в драматургию, они перекликаются со скандинавскими сагами. Когда писатель начинает свой путь, он обращается к истокам (Кухулин). Ибсен начинает исторические пьесы, у него их много(например «Воитель из Хэйголанда»). Проблема создания норвежского государства. Он обращался вглубь, но это было актуально (Норвегия же зависима). В пьесе речь идет о создании (14 век), Норвегия раздроблена, как все феодальные государства. Герой - Хокан Хокансен, ему предстоит стать королем, его пафос – объединение народов и создание народа норвежцев. У него есть противники, он считал что «надо сделать народ свободным и тогда он станет сильным», а ему говорят, что нужно держать в страхе. Известность всемирная приходит к Ибсену в начале 60 - х годов – он пишет две большие философские пьесы в стихах. В первой он писал в русле средневековой литературы – «Бранд», вторая – «Пьер Гюнт». Они носят философский. Иносказательный характер. Наверно можно говорить о влиянии Шекспира и Ренессанса вообще. Помимо этого на пьесах отразилось влияние датского философа Кьеркегора. Основные работы – «Или – или». Он говорил, что человек как бы изначально не обладает целостностью и единством, в нем сокрыто множество возможностей, он может быть разным, и задача каждого из нас – выбрать себя из тех возможностей, которыми нас наделяет природа. Каждый человек как бы выполняет долг не только относительно Всевышнего, но и по отношению к самому себе. «Бранд» носит сугубо философский характер. Главный герой – пастор Бранд (лютеранин), вообще в его творчестве имеют значение идеи протестантизма : максимальной честности, ответственности. Бранд обращается к своей пастве и зовет их подняться в горы. Его деревня тоже хорошо показана (церковь и трактир – все). Подняться в горы – подняться над заботами и устремится к высокому, когда он поднимется – поднимется над собой. Тогда он станет сильным, благородным, свободным… Но подъем труден. Цель – отбросить все, забыть смерти близких, забыть все. Паства поднимается за Брандом в горы, а что дальше? Что они получают? – Ничего. Они поднялись, но они не изменились, не вкусили неземных блаженств…. Они побивают камнями своего предводителя, он остается один, сама снежная стихия его погребает. Паства у Ибсена – обыватели, они хотят что-то взамен. А важна сама цель, ты должен осуществить задуманное. Бранд – некий сверхчеловек, который является духовным и физическим совершенством. Идея Бранда заключалась в том, что нужно быть самим собой. В результате благородной цели ты станешь тем, чем предназначила тебе природа.

Идея другой пьесы - будь сами собой ДОВОЛЕН. Самодовольство у него все-таки не похвально. Драма «Пер Гюнт» много реалистичных моментов, но больше философский смысл. Пер – деревенский парень, красивый, статный, балагур. Это натура играющая, он ещё не остепенился, не остановился, не сформировался. Он как бы не может понять, кто он на самом деле. Он устраивает всякие проделки, похищает невесту со свадьбы. Его в деревне не особо любят, он покидает свою деревню. Многие норвежцы покидали родину. Искали себе более завидной судьбы. На протяжении следующих сцен мы видим разного Пера : работорговец, коммерсант, проповедник… В нем появляются отрицательные свойства, он теряет привлекательность. Его подстерегает пуговичник с большой ложкой. Говорит, что нужно тебя переплавить. И других тоже, а из многих неправильных он сделает одного идеального. После долгих скитаний он возвращается на родину. Он много испытал, много кем был, но кто он настоящий? Это тот, которого в молодости любила Сольвейг. Настоящий – это тот, которого долго и предано любят. Она уже слепая старуха в конце. И тот, которого она любит – настоящий. Он всю жизнь скитался, непутевый был, но его оправдание в том, что его любили. Ибсен резко меняется. В конце 70х годов он создает целый ряд пьес – это тот ибсеновский европейский театр, который носит новаторский характер. Здесь есть философия, но она не декларируется, а выходит из контекста, из событий и характеров. Это «комнатная» драматургия. Действия пьес происходят не в фантастическом пространстве. Она написана прозой, действие в обычном доме, в кабинете. Пьеса стихотворная – более философская, в прозе – приближена к жизни. Событие не выходит за пределы дома, гостиной, кабинета. Но это житейское пространство становится аналогом жизненного. Через камерное пространство – действительность. Пьесы носят ретроспективный характер (Гамлет, Царь Эдип) – в них оживает прошлое и меняет реальность. Прием – «Труп в трюме» (Плывет корабль, публика развлекается, а где-то внизу есть труп, который прячут). Трагическое, печальное есть в каждой истории, которую рассказывает Ибсен, но её не замечают до времени. Образец аналитической драмы – «Кукольный дом» или «Но». Название символично, в пьесах Ибсен всегда есть необычное. Состоятельная норвежская семья адвоката Хельмара. У них трое детей с женой Норой, счастливый кукольный дом. Герой обожает свою жену – она его часть, собственность, он её обожает. Идиллия. Нора кажется веселым безобидным существо - счастливая жена. Но в семье есть тайна, которая скрывается. Зритель узнает, что в прошлом Хельмер был очень болен, Нора нашла ему деньги (по закону нужно было для кредита взять почерк мужа или отца, она подделала подпись отца и поставила число, когда тот умер). Она легкомысленна, не помнит об этом, но и не забывает… Нора гордится собой, что спасла мужа. А выходит, что она преступница. Хельмар выгнал одного человека из банка, который шантажирует Нору. Она напряжена, но делает вид, что беззаботна, . муж, узнав, забыл, что это её маленький подвиг ради неё. Считал, что его честь замарана, у него не было чувства благодарности, он не оценил её поступок. Она опозорила его и преступница не имеет право воспитывать детей. + Протестантская семья, Норвегия 19 века. Хельмар винит её в нечестности, зачем ему нужна такая жена. Когда все улаживается, он говорит: «я спасен». «А я?» – спрашивает Нора. – «Ну и ты тоже». Нора не прощает, что он не оценил её, меняет к нему отношение. Для того времени жена, которая уходит от мужа – нечто из ряда вон выходящая. Режиссеры обычно меняли финал. Новое – диалог, выяснение отношения между мужем и женой. «Люди просто обедают, а происходит трагедия – Чехов.

Пьеса «Приведение». Фру Альвинг – трагическая роль для пожилых актрис. В каком-то смысле эта пьеса – вариант «Кукольного дома», если бы Нора не сопротивлялась. Действие происходит в обеспеченном доме. Фру Альвинг – вдова, её муж был человеком опустившимся и опустошенным – пьяницей и распутником. Все семейные дрязги скрывались, она хочет создать миф о том, что муж был благородным человеком. Она скрывает ложь былых семейных отношений, хочет прославить недостойного супруга. Прошлое возвращается. Она вспоминает, что когда поняла, за кого вышла замуж, хотела избежать. Она пришла к пастору, которого любила и он любил её, но тот призвал её к смирению и подчинению. Она так и поступает, а после смерти прославляет его. Но появляется сын – художник Освальд, который смертельно болен (это вина отца). Появляется девушка, его сводная сестра, к которой он тянется. Идея Ибсена – ложь всегда будет открыта и будет намного хуже. Апофеоз творчества - человек должен быть честен перед собой и перед Богом. Все рушится. Происходит пожар. Горит почти построенный в честь недостойного мужа приют.

Драма «Враг народа». Доктор Стокман – врач в небольшом норвежском городке. Это образ человека немного не от мира сего, романтика, чудаковатого. Доктор делает открытие, что курорт не излечивает, а калечит. Волны нужно специально очищать. Стокман честен, благороден. Он отказался от лечения в «зараженном источнике» (это метафора) и все горожане чествуют его за это, хотя он сам не понимает почему. Когда собираются средства на очищение волн, поднимают налоги… Стокман - враг народа. Нет средств, город нищает. Доктор тоже меняет свое мнение. Он называет народ «компактным большинством»= те, которые подчиняются. Он остается семьей и с друзьями. Один из выразительных приемов – герой не героического обличия. Он как бы случайно оказывается в ситуации, которая требует от него героизма. В финале он произносит пространный обличительный монолог, где винит жителей в порочности, алчности, нечестности. Там есть такая мысль – «Кто одинок, тот сильнее всех». Когда он теряет мнимых союзников, он остается один. У него возникает в финале только вера в самого себя.

Он был верен Норвегии. В его пьесах Норвегия – аналог других европейских стран. Маленький и концентрированный, поэтому на её примере все виднее и очевиднее.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении