Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
doc

Реферат «Сущность и основные функции культуры» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозна-чать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник тер-мин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали упо-треблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изя-ществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некуль-турного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уро-вень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассо-циируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реа-лизацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стади-ях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное от-ношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсаль-ное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различ-ные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, – мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универ-сальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опы-те и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означа-ет охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл – это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим со-бой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в са-мих себе.

Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов – жажда любви – вовсе не предпо-лагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыс-лов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая осно-вой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы величайших открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен инте-рес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивле-ния нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства мно-гих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл чело-веческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая до-минанта культуры – это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопережи-вания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой до-минанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и про-анализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его во-площения. Система смыслов передается от одного человека к другому посред-ством символов.

Элементы культуры

Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Однако в нем можно выделить ряд универсальных элементов, из которых складывается фактически любая культура. Рассмотрим наиболее важные из них.

Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется социальный опыт людей, часто весьма специфичный для данного сообщества. Так, европейские культуры выражают свои представления об образовании через понятия школы, колледжа, института, университета и т.п. Но эти понятия вряд ли будут «понятны» представителям, скажем, африканского племени, где система передачи молодому поколению зна-ний, навыков и умений строится совершенно иначе. Еще более поразительным такое различие выглядит при сравнении близких культур. Так, используя, каза-лось бы, один и тот же термин «свобода», мы и европейцы по сути дела опери-руем разными понятиями. Для нас свобода означает прежде всего своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для ев-ропейца свобода – мера прав и ответственности.

Ценности. Любая культура придаёт высокую значимость одним поступ-кам, свойствам человека, целям и общественным явлениям, считает менее значи-мыми другие, отрицательно относится к третьим. Она, следовательно, выраба-тывает принципиально важные для жизни людей ориентиры – ценности. Так, в одних культурах большое значение придаётся богатству, в других – воинской доблести, в одних – инициативности и предприимчивости, в других – лояльно-сти и исполнительности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной ре-альностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.

Нормы. Свойства культуры упорядочивать, организовывать и регулиро-вать общественную жизнь связаны прежде всего с социальными нормами, кото-рые в свою очередь прямо или косвенно базируются на ценностях культуры. Социальные нормы, которые в самом общем виде можно представить в качестве усредненных правил поведения, чрезвычайно многообразны. Среди них по кри-терию жесткости можно выделить нормы-требования и нормы-ожидания. Пер-вые предписывают людям четкий, определённый, однозначный порядок дей-ствий, игнорирование которого часто ведет к суровому наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самих основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормы-ожидания не столь жестки и определенны и являются мерой допустимого поведения. Скажем, для перехода с одного курса на другой студент должен успешно сдать экзамены, однако, воз-можно, что он, не сдав какой-то экзамен, будет его несколько раз пересдавать, продлевать сессию и т.п.

Нормы часто подразделяются на формальные и неформальные. Иногда считают, что наиболее важны для сообщества именно первые, так как они за-креплены в законодательстве, правилах распорядка, служебных инструкциях и т.п., а за их соблюдением следят специализированные органы, отступление от них влечет жесткое наказание. Однако не менее значимы и неформальные нор-мы, ибо они регулируют значительно больший объем человеческих поступков, а их соблюдение поддерживается уже самими взаимоотношениями и взаимодей-ствиями между людьми.

Следующий элемент культуры – стереотипы сознания и поведения лю-дей, которые можно определить как устойчивые схемы восприятия социальной действительности и типичные формы социальных действий и взаимодействий.

Стереотипы сознания проявляются как своеобразные застывшие мысли-тельные образы социальных явлений (например, взгляд на историю общества как на постоянный процесс совершенствования, прогресса), как определённые стили и стандарты мышления, как предрассудки, убеждения и т.п. Стереотипы отличаются тем, что они устойчивы и постоянны, они существенно сокращают и облегчают процесс ориентации людей в быстроменяющейся действительности. Однако их изъян в том, что они схематизируют и упрощают реальную картину мира, подгоняют её под шаблон, часто снабжают человека своего рода очками, сквозь которые вместо действительности он видит только этикетки и схемы. Например, в человеке, совершившем преступление, мы склонны видеть прежде всего «преступника»; в соответствии с этим шаблонным образом приписываем человеку комплекс отрицательных качеств, низменные побуждения и совершен-но не замечаем в нём всего того, что не вписывается в «стандарт» преступника.

Систему стереотипов восприятия, коллективных образов и представлений, свойственных социальным группам (особенно народам, нациям) и проявляю-щихся на бессознательном уровне и в обыденном сознании называют менталите-том. Говоря проще, ментальность не вполне осознаваемые манеры мыслить, коллективные представления, доминирующие в толще общественного сознания. Это своеобразные мыслительные навыки, установки сознания, позволяющие лю-дям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга.

Многообразие форм

До сих пор речь шла о культуре как социальном явлении, о ее универсаль-ных элементах и свойствах. Но культура реально существует в виде различных конкретных форм и взаимосвязанных уровней.

Национальная культура. Вероятно, фундаментальной формой культуры можно считать национальную, ибо она связана с жизнью наиболее устойчивого, хотя и изменчивого, в историческом плане объединения людей, а отдельные ее элементы (например, язык, менталитет) прочно ассоциируются именно с нацией, народом, существуют именно на уровне культуры национальной.

Национальная культура отождествляется обычно со свойствами, чертами характера, присущими данной нации, т.е. с тем, что отличает, скажем, француза от англичанина, украинца от поляка. Индивид имеет национальную принадлеж-ность тогда, когда он впитал содержание той или иной культуры, мыслит и дей-ствует в рамках ее парадигм, так или иначе привержен ее ценностям, разделяет ее мифы, заблуждения, предрассудки и т.п. Эта усвоенная культура и составляет ядро национальной идентичности индивида, т.е. основу его национального само-сознания.

Важен и тот факт, что национальная культура интегрирует в единое целое – общество – довольно разнородные, дифференцированные по различным соци-альным основаниям, часто противоборствующие слои, группы, кланы. Соб-ственно, национальная культура – условие и залог существования всех других форм культуры.

Повторим, что национальную культуру нельзя воспринимать в качестве фольклорного элемента общества. Национальная культура вполне, так сказать, современна, – иначе она утратила бы свою жизненную силу, воздействие на по-вседневность. При всей ее устойчивости она изменчива во времени, развивается в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. В этом отношении она, например, реагирует на экономические сдвиги, вырабатывая новые образ-цы поведения, новые понятия, нормы, ценности, ориентации и т.п.

Культура – не функция экономики или какого-нибудь другого социального института, а условие и среда ее существования, которая обладает известной си-лой «сопротивления», может принять, а может и отвергнуть экономические но-вации.

Понятия национальной культуры и культуры общества во многом совпада-ют. Однако в многонациональных (полиэтнических, смешанных, многосостав-ных) странах, которых большинство, между этими двумя понятиями уместно проводить различия. Культура общества в таком контексте предстает либо как культура доминирующего большинства, либо как своеобразный синтез род-ственных и взаимодополняющих национальных культур, при котором, однако, национальные культуры не утрачивают своего значения и сохраняют самостоя-тельность. Надо помнить и о том, что национальные культуры не сводятся к сво-ему этническому ядру. Они – явление равновеликое обществу и истории: потому что в их формировании, развитии и изменении участвовали и участвуют пред-ставители разных этносов, а, следовательно, разные культуры.

Субкультуры. Неоднородность общества, его внутренняя дифференциро-ванность рождает явление, которое называют субкультурами. Можно выделить два значения употребления этого термина. Субкультурой чаще всего называют культуру отдельной общности, отличающуюся в тех или иных аспектах от до-минирующей в обществе культуры. Понятие субкультуры связано также с неко-торыми формами жизнедеятельности, отношений между людьми, что рождает особый целостный комплекс ценностей, норм, стереотипов, символов, понятий, ориентаций и т.п. Такова, например, сексуальная субкультура, культура по-требления, молодежная музыкальная субкультура и т.п.

Субкультуры многообразны. Среди них надо выделить прежде всего суб-культуры национальных меньшинств, этнических групп. В идеале меньшинство сохраняет свой язык, традиции, мифы, предания и ценности, обычаи, стереотипы поведения и сознания. Благодаря этому оно сохраняется само и формирует у своих членов чувство этнической идентичности, потребность в котором особенно высока у национальных меньшинств, живущих в условиях господства не «их» культуры. Однако на деле такая субкультура всегда в той или иной мере испы-тывает давление господствующей культуры, которое в значительной мере моди-фицирует эту субкультуру. Такова, например, субкультура канадских украин-цев. Иногда такое давление превосходит способность субкультур сопротивлять-ся, они фрагментизируются (в наличии остаются лишь отдельные их элементы) и разрушаются. Это происходило с культурами народов Севера в СССР, которых государство хотело «цивилизовать».

Чрезвычайно значимы региональные субкультуры, особенно там, где их существование связано не только с особенностями экономической и социальной структуры региона, но и с его историческим наследием. Ярчайший пример здесь – субкультуры Востока и Запада Украины (а они, в свою очередь, опять-таки неоднородны и распадаются на ряд дробных субкультур, особенно на Западе страны), различие между которыми столь громадно и многопланово, что неко-торые специалисты ставят под сомнение саму возможность существования еди-ной культуры украинского общества.

К другим важным разновидностям субкультур относится профессиональная культура. Совершенно очевидно, что любая деятельность специалистов (напри-мер, летчиков, врачей, музыкантов, политиков и т.д. и т.п.) регулируется не только общими, но и особыми нормами, ориентирована не только на общепри-нятые, но и на определенные профессиональные ценности.

Но дело даже не в профессиональной деятельности как таковой. Культура – это прежде всего та специфическая среда, в которой живет профессиональное сообщество и каждый отдельный специалист. Она, например, включает образцы профессионализма, компетентности, мастерства, которые являются эталонами для данного сообщества, но, вполне возможно, безразличны для непрофессио-налов. Скажем, поклонники эстрадной звезды, пришедшие на концерт, вряд ли обращают внимание на то, поет ли их кумир «живьем» или же под фонограмму. Для самих же артистов пение «под фанеру» – низкий класс, халтура.

Профессиональная культура вырабатывает определенные стандарты, тре-бования, которым должен соответствовать каждый профессионал и ориентации, которые воспроизводит профессиональное сообщество. Например, считается, что преподаватель вуза должен в той или иной мере заниматься научной рабо-той.

Массовая культура. На протяжении длительного времени культура обще-ства существовала в двух формах, или на двух уровнях: высокая (ученая, про-фессиональная) культура и культура народная (фольклорная). Первая обычно связывалась с изящным искусством, классической музыкой, авторскими произ-ведениями, литературой, сложными философскими и этическими, религиозными системами. Такая культура создавалась представителями господствующих клас-сов и слоев и воспринималась главным образом ими.

Народная же существовала в форме преданий, сказок, песен и обрядов, ле-генд и т.п. Хотя культуры существовали параллельно, между ними было множе-ство точек пересечения. Например, церковь, которая относилась к фольклору с подозрением, тем не менее, пыталась приспособить отдельные его элементы к своей доктрине и ритуалу.

Возникновение массовой культуры, которая, как считается, окончательно ломает перегородку между этими двумя формами культуры и меняет их, относят к ХХ веку. Под массовой культурой обычно понимают комплекс культурных ценностей, ориентированных на «массовое потребление». Ее появление одни ав-торы связывают с демократизацией современного общества, другие – с выходом на историческую арену «масс», которые вытесняют элиту, превращают свои мнения, взгляды, потребности и вожделения, вкусы и оценки в господствующие. Третьи указывают, что массовая культура порождается именно мощным разви-тием средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кинематограф, газе-ты), которые обеспечивают небывалое распространение информации и порож-дают новые способы манипуляции ею.

Каковы же отличительные черты массовой культуры? Они связаны прежде всего с тем, что такая культура адресована, так сказать, всем людям независимо от их социального статуса, национальной принадлежности, страны проживания и т.п., ее потребитель – так называемый «средний человек». Из этого следует, что массовая культура должна быть максимально приспособлена к восприятию такого усредненного человека, «понятна» ему. Поэтому массовую культуру ча-сто критикуют, с одной стороны, за низкопробную, вульгарную, потакающую дурным и неразвитым вкусам, примитивную, деформирующую «нормальное» восприятие мира продукцию, а с другой стороны, за то, что культура формиру-ет, создает тип такого человека с «усредненными» вкусами. Такого рода про-дукция – это, например, информация о текущей жизни, составленная из сенсаций и происшествий, скандалов и «светской хроники», кинематограф, специализи-рующийся на насилии, ужасах, мелодрамах, «мыльных операх» и т.п., это буль-варно-детективная литература, так называемый шоу-бизнес, эстрада и, конечно же реклама.

Специфика массовой культуры во многом связана с развитием средств мас-совой коммуникации (СМК), которые, по сути дела, превратились в особую ин-дустрию, прибыльный специализированный бизнес со всеми вытекающими от-сюда последствиями. Произведения искусства – это продукция, причем стандар-тизированная и унифицированная, как и всякая продукция массового производ-ства. Она – товар. Ее достоинства, следовательно, определяются не какими-то художественными критериями, а ее способностью приносить прибыль, завоевы-вать рынок (так называемые «зрительские симпатии», например).

Но, пожалуй, самое главное заключается в масштабности влияния СМК на самые широкие слои населения; СМК имеют возможность воздействовать на общественное мнение, внедрять в него одни стандарты, взгляды, оценки и шаб-лоны и вытравливать другие, создавать и разрушать репутации, обеспечивать популярность одним лидерам и дискредитировать других, привлекать внимание к одним общественным проблемам («изготовлять» их) и замалчивать других.

Надо сказать, что критическое отношение к массовой культуре связано не только с качеством ее продукции, но и с чрезмерной степенью ее влияния на об-щество. Многие критики массовой культуры видят в ней выражение громадной концентрации политической и социальной власти в руках правящей элиты или же средство манипуляции сознанием и поведением людей. Массовая культура рассматривается как циничная эксплуатация культурных запросов населения. В качестве следствий ее существования называют стандартизацию и унификацию личности, ее духовную несвободу, разрушение коммуникаций, основанных на личных, непосредственных связях. Разумеется, нельзя приписывать массовой культуре некий демонизм, однако ее весьма своеобразное влияние на общество и в самом деле огромно.

Структура культуры – термин употребляется для объяснения строения куль-туры, включающей субстанциональные элементы; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

–систему образования,

– науку,

– искусство,

– литературу,

– мифологию, нравственность,

– политику,

– право,

– религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

– мировая и национальная культура,

– классовая,

– городская и сельская,

– профессиональная и др.,

– духовная и материальная.

В свою очередь, каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рас-сматриваются в этом плане древние культуры.

Духовная культура – наука, мораль, нравственность, право, религия, искус-ство, образование; материальная – орудия и средства труда, технику и сооруже-ния, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства со-общения, транспорт, предметы быта.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материаль-ная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результа-ты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, сред-ства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу со-знания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и про-свещение, включая право, философию, этику, этстетику, науку, искусство, ли-тературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

Культура включает в себя не только предметные результаты деятель-ности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произ-ведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человече-ские силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, про-изводственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эсте-тического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаим-ного общения людей в рамках коллектива и общества)

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, кото-рые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, создан-ные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусствен-но созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духов-ными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а заду-маны и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и дей-ствует в согласии с законами природы.

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные цен-ности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и ре-лигиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельностьчеловека распро-страняется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фак-тор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль – это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре – это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как сред-ство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того при-родного мира, который называется культурой мира, "второй природой", "ис-кусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, ко-торый на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая воз-никает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Материальная составляющая культуры

Материальная культура более непосред-ственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объ-ектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые испоьзуются человеком в качестве исходных маттериалов или сырья при созда-нии материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.

Материальная культура валючает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его ма-териал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в пред-мет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы твор-ческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как "homo sapiens", а следовательно, име-ли культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.

Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека, во-площенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, гео-логические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии мате-риального производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что мате-риальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого – памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального произ-водства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивили-зованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.

Следовательно, в культурологическом подходе материальное производ-ство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистиче-ского совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффек-тивности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

Материальная культура в целом, как и ма-териальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зре-ния создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедея-тельности человека, для развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения воз-можностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культу-ры, так и в конкретно-исторических обществееных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между матери-ально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гар-монии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революцио-низмом.

Духовная составляющая культуры

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия.

Развитие культуры сопровождается воз-никновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их са-мостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

В современной культуре можно уже говорить об относительной их само-стоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

Функции культуры

– Основная (человекотворческая). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирова-ния, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобра-зующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действи-тельностиявляются фундаментальной потребностью человеку.

– Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении резуль-татов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

– Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Также в связи с информационной выделяется

– Коммуникативная функция. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

– Нормативная (регулятивная или защитная функция) – является следстви-ем необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обу-словлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, при-водить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы – юриди-ческие, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позво-ляет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов – это часть исторической культуры.

– Знаковая. Знаки – вербальные и невербальные системы образов культур наро-дов. Их знание и прочтение – семиотическая функция.

– Ценностная (Аксиологическая). Культура показывает значимость или цен-ность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

– Духовно-нравственная – воспитательные роли культуры.

– Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Список используемой литературы

1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. – 576 с.

2. Сущность культуры. Давидович В.Е., Жданов Н.А.. Ростов н/Д., 1979.

3. Культурология: Учеб. пособие для вузов /Драч Г.В., Борцов Ю.С., Давидович В.Е. и др.; Под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 573 с. ил.

Университет Российской Академии Образования

Реферат по культурологии на тему:

«Культура, ее сущность и основные функции»

Выполнила студентка V курса

Никитинская Маргарита

Москва 2010 г.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении