Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
zip

Реферат «Развитие струйной печати» по Автоматизации технологических процессов (Самарин Ю. Н.)

Цифровые технологии XX в.

Цифровые технологии XX века, когда изображение на печатной форме можно менять после каждого оборота формного цилиндра делают реальным создание бесконечных версий одного оригинала. В современном динамическом издательском мире срок выхода издания на рынок является решающим фактором. Оснащенная по последнему слову техники цифровая полиграфия позволяет осуществлять редактирование, корректуру и печать по очень сжатому графику.

Гутенберговский наборный шрифт XV-ого столетия с изготовлением разборных металлических печатных форм и изобретение технологии растрирования сделали возможным массовое производство идентичных копий текста, штриховых и полутоновых (однокрасочных и многокрасочных) изображений. Сегодня цифровые технологии, позволяющие менять изображение на печатной форме после каждого оборота формного цилиндра, делают реальным создание бесконечных версий одного оригинала.

После всего сказанного напрашивается вывод, иллюстрирующий диалектику развития полиграфической техники и технологии. Полиграфические технологии и способы печати прошли полный цикл развития и пришли к противоположности первоначальной идеи - от печати множества идентичных экземпляров издания до бесконечного разнообразия вариантов в тираже одного издания, когда в процессе печатания издания могут быть внесены изменения в каждый экземпляр тиража.

Способы и виды печати

Сегодня разнообразие способов и видов печати, предлагаемые типографиями, могут ввести в заблуждение неподготовленного человека. В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания:

- высокий. Ксилография - это способ высокой печати, для которого печатная форма с текстом и иллюстрациями вырезалась на доске.

- плоский (офсетный). Различают два основных вида плоской печати: косвенный способ (способу плоской косвенной печати относят офсетный способ печати, при котором краска с печатной формы передается на бумагу посредством промежуточного офсетного цилиндра, на котором укреплено резинотканевое офсетное полотно) и прямой способ (фототипия и литография).

- глубокий. При способе глубокой печати передача изображения на бумагу в процессе печатания производится с печатной формы, на которой печатные элементы углублены по отношению к пробельным. К способам глубокой печати относят и металлографию.

- трафаретный. При способе трафаретной печати передача изображения на запечатываемый материал производится с печатной формы, представляющей собой сетку. Сквозь ячейки печатных элементов с помощью ракеля продавливается печатная краска. Традиционная трафаретная печать иногда называют шелкографией, или сеточной печатью. К способу трафаретной печати относят ризографию, струйную печать, ирисовую печать (печать с раскатом, радужная печать), тампопечать.

О том как, все начиналось

Порой мы даже не задумываемся, сколько времени проходит с момента того или иного открытия, прежде чем оно станет применимым в обычной, повседневной жизни. Сколько требуется дополнительных сил, средств и расчетов, а порой и упорства на доведение этих теоретических разработок до их практического применения. В нашем случае мы говорим о способе струйной печати.

Прототип одного из первых струйных принтеров имел всего одну термическую печатающую головку с единственной дюзой, неторопливо выстреливающей каплю за каплей. Головка проходила линию, перемещалась на шаг вниз и снова кропотливо укладывала капельки. Естественно, разработчики не удержались и попытались реализовать полноценный CMYK — после прохода всего листа головку меняли на следующий цвет. И так четыре раза… Вначале получалось плохо: регулярные полосы резали глаз. Но дерзких создателей это не смутило — постепенно росло количество дюз, наносить на бумагу за один проход стали сразу 4 и более цветов чернил, придумали простой, но эффективный способ борьбы с полошением: стохастический растр стал фирменным признаком любого струйного отпечатка.

Дело было менее четырёх десятков лет назад, но с тех пор струйная печать завоевала и продолжает завоёвывать всё новые сферы. Можно без какой-либо статистики утверждать — сейчас струйных устройств печати в мире больше прочих! Именно «струйники», благодаря простоте конструкции, компактности и дешевизне (чего, увы, нельзя сказать о чернилах для них), успешно выиграли битву за сердца домашних пользователей — и этим всё сказано.

Лёгкость масштабирования струйных устройств обеспечила им безоговорочную победу на рынке широкоформатной печати. Пока электрографические машины обеспечивают печать на носителях шириной от силы 50 см, широкоформатные струйные принтеры для наружной рекламы работают с материалами 3 и даже 5 метров, а длина непрерывного изображения исчисляется десятками метров. Рекорд здесь принадлежит легендарной MetroMedia Technologies, которая в апреле 1987 г. запустила барабанный супераппарат, обеспечивающий печать непрерывных изображений форматом до 9,75x19,2 м. Как справедливо заметил в интервью Publish один из участников российского рынка «наружки» в конце 90-х: «Мы все должны в складчину поставить памятник MMT — именно она оживила наш рынок». И нынешние гиганты рынка частенько покупают большие трафаретные и офсетные машины на деньги, заработанные с помощью струйной техники.

Чернила на наших глазах осваивают всё новые области. Самый близкий полиграфистам пример — цветопробные решения. Качество и стабильность цветопередачи, относительная дешевизна отпечатка, обеспечиваемые современными струйными технологиями, — причина того, что базой и стандартом для массовых продуктов становятся «струйники».

С подачи Scitex Vision промышленные широкоформатные принтеры типа CORjet начали активно продвигаться в упаковочную отрасль — для печати по гофрокартону. Цифровыми струйными машинами заинтересовались и производители тканей — в индустрии моды те же тенденции, что и в полиграфии: снижение средних тиражей и персонализация. А здесь цифровым технологиям альтернативы нет…

Похоже, самое быстрое в мире устройство струйной печати выпускает Kodak Versamark. Благодаря тому, что головки занимают всю ширину поля печати, скорость печати на рулоне достигает 152 м/мин или 2000 стр./мин. Чернила — водорастворимые и недорогие (15–25 долл. за литр). Во всём мире такие машины активно используются для печати больших объёмов персонализированных документов — в финансовых компаниях, банках. Не случайно именно технологии Kodak Versamark компания Muller-Martini использовала в своей новой гибридной рулонной машине Concepta – офсет в ней мирно уживается со струйными печатающими модулями.

Agfa продвигает серию Dotrix, которая печатает со скоростью до 907 м²/ч УФ-закрепляемыми и другими специальными чернилами практически на любых рулонных материалах — от плёнок до металлизированной бумаги шириной до 63 см. Похожую по концепции (с неподвижными головками по всей ширине печати), но совсем для других рынков листовую машину выпускает и первопроходец рынка цифровых дупликаторов Riso. HC 5000 печатает до 105 отт./мин, заявленная стоимость оттиска при 20% заполнении — 2,5 евроцента.

Активно развивается рынок широкоформатной струйной УФ-печати по жёстким носителям. Всё, что ранее приходилось делать за несколько этапов (печать на один носитель, перенос на другой и т. д.), теперь выполняется за один приём.

Струйная технология печати

Струйную печать можно подразделить на две основные категории: с непрерывной подачей красителя и капельно-импульсную.

Непрерывная струйная печать, история которой стартовала в начале 1960-х гг. с записи электрических сигналов на бумагу, использует непрерывную подачу струи жидкости. Природные силы заставляют непрерывную струю случайным образом разбиваться на мельчайшие капельки. Процесс похож на поливку садовым шлангом. Сначала вода выходит одной струей, но прежде, чем она коснется земли, формируются капли различных размеров. Такое случайное формирование капель плохо для печати, потому что капли не могут аккуратно разместиться на поверхности бумаги. Решение данной проблемы состоит в «стимулировании» распадения струи с использованием высокочастотных колебаний давления, благодаря чему капли формируются предсказуемым и повторяемым образом.

Заряжая каплю электрическим зарядом, в тот момент, когда она отделилась от основной непрерывной струи, и пропуская ее сквозь электрическое поле, можно добиться точного контроля попадания капли на бумагу. Капли, которые не попали на бумагу, были отклонены и направлены в систему рециркуляции чернил для дальнейшего использования. Преимущество от использования струйной печати с непрерывной подачей краски состоит в том, что она не дает жидкости засыхать в соплах.

Капельно-импульсный способ струйной печати (DOD) описан по принципу «масленки». Закрытая камера с маленьким соплом на одном конце, наполненная чернилами, уменьшается в объеме под действием пьезоэлектрического привода. Уменьшение объема камеры выталкивает жидкие чернила через сопло.

Вариацией на эту тему является термографическая струйная печать («пузырьковая»), при которой вместо сокращения объема камеры жидкие чернила расширяются при нагревании их небольшого объема, выбрасывая каплю через сопло. Скорость выброса капель в струйных принтерах ограничена приблизительно 20 000 капель в секунду, в основном, из-за сложностей с наполнением чернильной камеры. Повышение скорости капельно-импульсной печати требует множества сопел или специальной схемы расположения.

Оттиски струйной печати

При рассматривании оттиска через лупу хорошо различимы отдельные разноцветные точки, которые расположены хаотично с различной частотой, создавая своеобразную многоцветную точечную структуру.

Анаглифическая печать - способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Суть его состоит в создании двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек съемки. Оба изображения печатают на одном листе, каждое своей краской (синей и красной) и с линейным смещением относительно друг друга. Рассматривают полученный двухкрасочный оттиск через цветные очки (для каждого глаза свой цвет). Суммарное изображение на оттиске воспринимается как объемное (коричнево-черное на светлом фоне).

Ирисовая печать (радужная печать, печать в раскат) цветная печать несколькими красками одновременно из одного красочного ящика (разделенного перегородками) с одной печатной формы при использовании раскатных валиков с фиксированным осевым перемещением. Этот способ печати позволяет получить на оттиске плавный переход цветов соседних красок. Ирисовая печать используется в качестве средства защиты от подделок при печати банкнот и ценных бумаг, для печати плакатов, рекламных материалов, а также при оформлении издательской продукции.

Способ орловской печати образование многокрасочных изображений путем переноса печатных красок с цветоделенных печатных форм высокой печати на сборную форму, где синтезируется цветное изображение, и последующей передаче его на запечатываемый материал в один краскопрогон. Различные модификации этого способа печати, изобретенного в России еще в 1890 г., до сих пор находят применение при печатании денежных знаков и ценных бумаг. Особенность устройства орловской печатной машины позволяет получить на оттиске своеобразный цветовой эффект - взаимное проникновение красок разного цвета, недостижимый традиционными способами печати, особенно при печати гильюшей - узоры из очень тонких и непрерывных линий.

Способ тампопечати - передача изображения с печатной формы на запечатываемую неплоскую и даже вогнутую поверхность с использованием упругоэластичного тампона. Как правило, в способе тампопечати используют печатную форму глубокой печати.

Этот способ используется для печати надписей и изображений на ручках, ампулах, зажигалках и т.д. Сильная сторона способа тампопечати состоит в том, что мягкий тампон может охватить, не повредив, любую форму запечатываемого изделия.

Термография (в полиграфии) - отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения. После отделки оттиска способом термографии изображение получается с небольшим рельефом. Термографию используют, как правило, для изготовления однокрасочной печатной рекламы, визиток, открыток, приглашений.

Вывод

Струйный принтер с момента идеи своего создания прошёл долгий и тернистый путь. И сегодня его активно вытесняет принтер с технологией лазерной печати, где стоимость расходных материалов значительно ниже. Цветные лазерные принтеры активно дешевеют. Однако свой сегмент струйные принтеры, по-моему мнению, будут держать ещё очень долго. Так как при помощи лазерного принтера никогда не получится распечатать фотографию хотя бы такого же качества, как и на струйном. Зайдите в любую фотостудию, где делают фото для документов и вы увидите на чём они печатают. Это будет обязательно струйный принтер, и в 95 % случаев это будет Epson.

Струйные принтеры, благодаря своей невысокой цене, небольшим размерам, тишине работы, возможности цветной печати, высокой разрешающей способности печати, достаточно высокой скорости печати (за исключением фотографий) приобрели необычайную популярность.

Струйная технологи не лишена и недостатков. Это высокая стоимость расходных материалов при небольшом их ресурсе, проблемы с засыханием чернил и засорением печатающей головки, требовательность к качеству бумаги, недостаточная водо- и светостойкость отпечатков.

Что же ждет нас впереди? Пожалуй, на этот вопрос ответ сможет дать только время. Прогнозы и гадание - дело неблагодарное. Не думаю, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть нечто принципиально новое и отличное от того, что уже есть. Используемые технологии находятся в своей пиковой фазе, следовательно, производители продолжат их шлифовать и обвешивать свои устройства новыми, доселе не свойственными современным принтерам опциональными функциями и возможностями. Вот и остается, если не сидеть сложа руки, то внимательно следить за появлением новых, еще более совершенных моделей.

Список литературы

1. Стефан Стефанов, главный эксперт компании АКВАЛОН Источник : http://www.aqualon.ru

2. Игорь Тереньтьев, Портал о полиграфии и издательских технологиях "Publish"

3. Андрей Солнцев, журнал "XBT", статья "О том, как все начиналось"

4. Журнал "Компьютер Пресс", статья "Струйные принтеры: нет предела совершенству"

5. Журанл "САПР и графика", статья "Тонкости струйной печтати"

6. Стефанов, Стефан Иванов Полиграфическое воспроизводство цветных изображений М. : Репроцентр М, 2003

7. Г. Киппхан, "Энциклопедия по печатным средствам информации"

Показать полностью…
Похожие документы в приложении