Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Контрольная «История развития славянского книгопечатания» по Истории печатных средств информации (Шкитин В. В.)

Введение

Развитие культуры в Новое время невозможно без печатных книг, без ти-пографий, тиражирующих достижения человеческого интеллекта, делающих их всеобщим достоянием. Не зря изобретение в 1450 году книгопечатания Иоганном Гутенбергом из Майнца считается важнейшим событием Второго тысячелетия. Нюрнберг был третьим в Германии городом, после Майнца и Бамберга, в котором открылись типографии, причём качественно новые – огромные, с разветвлённым производством.

Революцией в развитии книжного дела стало изобретение печатного станка, приведшее к массовому производству книг. Быстрое распростране-ние скопившейся в течение столетий человеческой мудрости, бесценных творений культуры, выходящих в виде рукописных книг, написанных ранее и вновь создаваемых, дало огромный толчок развитию грамотности, резко повысило интерес к чтению и содействовало культу знания, став одним из факторов великой эпохи Возрождения.

Непосредственно изобретение печатного станка не было чем-то спонтан-ным, возникшим в результате неожиданного прозрения изобретателя. Напротив, все части печатного станка – литеры, печатная форма и др. – воз-никали постепенно, приобретая в различные эпохи разные формы. Так, бы-ло время, когда, высекая буквы на каменной плите, люди замазывали этот участок краской и прикладывали бумагу, а до нее – другие материалы, ее заменяющие. Затем литеры уже вырезали из дерева, глины и даже бронзы. Потом появились наборные кассы, также из разных материалов в различных странах.

Иоганн Гутенберг

Есть различные свидетельства о первых опытах книгопечатания в Китае, Японии, Монголии, Корее уже в X-XI веках. Однако реально отпечатанных книг, многократно описанных, не осталось. Поэтому изобретателем книго-печатания, несмотря на постоянные исследования этого вопроса, по-прежнему считают Иоганна Гутенберга (1399-1468), уроженца немецкого города Майнц. Заслуга этого человека заключается в том, что он соединил разные технологии, существовавшие в производстве, и создал совершенную для того времени технологию изготовления книг. Прежде всего, Гутенберг изобрел новый способ изготовления шрифта. Это уже были не отдельные литеры, а отлитые из металла в зеркальном изображении штампы, которые вдавливались в медную пластину, после чего углубления заливали сплавом, содержащим олово, свинец и сурьму. Отливать буквы и слова стало воз-можным в большом количестве.

В 1450-м году Гутенберг приступил к созданию первого в Европе полного издания Библии. В 1452-1454 гг., по разным свидетельствам, И. Гутенберг отпечатал 42-строчную Библию, называемую так в многочисленных источ-никах вследствие того, что в каждой из ее 1282 страниц число строк, напеча-танных в две колонки, составляло 42. Ученики Гутенберга – Свенгейм и Пан-нарцт стали быстро распространять его изобретение в европейских странах. Первые типографии появились в Италии (1465), затем в Швейцарии (1468), потом (уже после смерти Гутенберга) в Нидерландах (1469), Франции (1470), Венгрии (1473), Испании (1474), Англии, Чехии, Польше (14761478) и в других странах.

Типографское дело стало новой отраслью производства и одновременно культуры, поскольку понятие «издательство» в то время отсутствовало, но-вая профессия предполагала восприятие издательского дела целиком (если к тому добавить и продажу книг в книжных лавках при типографиях).

Швайпольт Фиоль

Так случилось, что 1500-й год стал в истории книгопечатания знаковым. Именно к этому году производство печатной книги, несмотря на весьма вы-сокую в то время себестоимость, стало явлением массовым: число отпеча-танных в Европе на разных языках книг достигло более 10 миллионов, число открытых типографий – свыше тысячи. Видимо, желание людей отметить се-редину тысячелетия как этап в истории книгопечатания привело к тому, что книги, напечатанные до конца 1500-го года, назвали инкунабулы, то есть, от латинского – «в колыбели» (книгопечатания), после этого срока – палеоти-пы – просто «старинные книги».

В начале 1490-х гг. на средства богатого горожанина Яна Турзона Фиоль Швайпольт основал типографию, кирилловский шрифт для которой изгото-вил Рудольф Борсдорф. Фиоль напечатал впервые славянские книги кирил-ловского шрифта – «Октоих» (1491), «Часослов» (1491), «Триодь постную» (не датирована) и «Триодь цветную» (1491). Сохранилось 79 экземпляра изданий Фиоля (из них 68 находятся в России).

Первый документ, который можно связать с книгопечатной деятельно-стью Фиоля, датирован 26 октября 1489 года. Он был найден совсем недав-но, в 1995 году, в Нюрнбергском городском архиве. Из документа явствует, что Фиоль заключил договор с Якобом Карбесом, который обещал мастеру «выгравировать и юстировать буквы русского шрифта». Речь, очевидно, шла об изготовлении пуансонов для последующего тиснения матриц. С этой це-лью Фиоль специально отправился в Нюрнберг. До Фиоля в Кракове была одна типография, но католическая. Большинство же населения Речи Поспо-литой было православным.

Фиоль выпустил только четыре книги, все – чисто православного содер-жания. «Октоих» («Осмогласник»), «Часослов», «Триодь постная», «Триодь цветная». Все это литургические книги православной церкви. Некоторые ав-торы утверждают, что типограф напечатал и пятое издание – «Псалтырь с восследованием». Книги этой никто никогда не видел. В конце XV века кра-ковский первопечатник Швайпольт Фиоль положил начало печатанию сла-вянских книг кириллической азбукой. Техника печати изданий Фиоля вос-производит все особенности рукописных образцов. Тираж изданий не пре-вышал 300 экземпляров. Католическая церковь не могла относиться равно-душно к печатанию книг на церковнославянском языке, боясь усиления во-сточнославянского влияния в культурной жизни всей Речи Посполитой. Фи-оль был обвинен в «гуситской ереси» и привлечен к суду краковской инкви-зиции. Но обвинения не подтвердились, и Фиоль был освобожден. Часть выпущенных им книг была уничтожена. То, что в Польше сравнительно дол-го не выходили книги светского содержания на польском языке, а славян-ская печать подвергалась преследованиям, объясняется большим влиянием католической церкви, укрепленной монашескими орденами.

Франциск Скорина

Франциск Скорина в 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517-1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. В 1520 году Скорина переезжает в Вильно и основывает первую типографию на территории Беларуси. В ней он издаёт «Малую подорожную книжицу» (1522) и «Апостол» (1525).

Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовско-го. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при пере-писывании церковных книг: она содержала тексты от издателя и даже гра-вюры с его изображением. Это единственный случай за всю историю изда-ния Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь отвергала книги Скорины.

На титульном листе Библии отражено, как считают исследователи, изоб-ражение печати (герба) Скорины как доктора медицины. Основное содер-жание этого образа «Луна Солнечная» – получение знаний, физическое и духовное лечение человека. Образ месяца отображает профиль самого пер-вопечатника. Рядом с гербом находится знак «весы», который образовыва-ется буквой «Т», что означает «микрокосм, человек», и треугольником «дельта» (Δ), который символизирует ученого и вход в Царство знаний.

Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нем как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии просветитель Скорина предстает че-ловеком, который содействует расширению письменности

В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку в Московское Княжество, откуда его изгоняют, как католика, а книги его сжигают.

Около 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где работает врачом и са-довником при королевском дворе. Точная дата его смерти неизвестна, большинство учёных предполагают, что он скончался около 1551 года.

Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец

В России типографское дело зародилось в 1550-х годах во время правле-ния Ивана Грозного. Однако первые книги вышли без выходных сведений, поэтому данные о первой типографии и ее работниках отсутствуют.

Первым печатником России считается Иван Фёдоров, о котором также мало известно, однако, напечатанная им 1 марта 1564 года книга «Апо-стол» приобрела заслуженную славу как образец полиграфического искус-ства. Книга вышла по указанию и при содействии царя и митрополита Мака-рия и содержала классическое толкование учения Христа его учениками. Она предназначалась для религиозных деятелей. Это было первое датиро-ванное издание в России, снабженное иллюстрациями и выходными дан-ными.

В апреле 1563 года по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали работу над книгой «Апостол», которая была закончена в марте 1564 года. В послесло-вии к «Апостолу» печатники сообщали, что эта книга издана для «украше-ния» новых храмов, построенных в Москве и Казани, присоединенной в 1552 году к Русскому государству.

Подготовка издания заняла несколько лет. Затем Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1565 году напечатали еще одну богослужебную, но более по-пулярную книгу «Часовник» (в двух изданиях), и начало деятельности пер-вой государственной типографии было положено. Дело Ивана Фёдорова продолжили его ученики, выпустив в 1568 году «Псалтырь». Всего в XVI веке в Москве было издано 19 книг.

Из-за «зависти многия» консервативно настроенного духовенства он вы-нужден был покинуть Русь. А Типографское дело перешло в ведение Мос-ковского печатного двора – крупной типографии европейского типа, суще-ствовавшей много лет. Оказавшись в великом княжестве Литовском, пер-вопечатник основал типографию в городе Заблудове, в имении гетмана Гри-гория Ходкевича. Вследствие решения Ходкевича прекратить книгоизда-тельскую деятельность Федоров в начале 1573 года перебрался во Львов, где основал новую типографию – первую на Украине. Здесь в 1574 году он издал Букварь (Азбука) – первый печатный восточнославянский учебник.

В 1575 году печатника пригласил на службу князь Константин (Василий) Острожский. В его имении Федоров открыл свою последнюю типографию, где в 1580 году издал знаменитую Острожскую Библию – первую печатную Библию на церковно-славянском языке.

В 1582 году Иван Фёдоров вернулся во Львов. Пытаясь собрать деньги на открытие новой типографии, он побывал в Кракове, Вене и Дрездене, при дворе саксонского курфюрста. Вернувшись из поездки во Львов в конце 1583 года, типограф заболел и умер. На его надгробии во львовском Онуф-риевском монастыре, сохранявшемся до 1883 года, было написано «Дру-карь книг пред тем невиданных».

В последующие годы Печатный двор расширил штат и превратился в из-дательство, где трудились редакторы, корректоры и другие работники. Од-нако ассортимент книг рос очень медленно, и в течение следующего, XVII столетия, было издано 750 книг тиражом в среднем по 1000 экземпляров, среди которых четыре пятых составляли богослужебные издания, в том чис-ле многочисленные переиздания «Псалтыри» и «Часовника» Ивана Фёдо-рова. Наряду с ними издавалась «Азбука», «Букварь», «Грамматика» М. Смотрицкого и другие учебники; первые военные, медицинские (лечебники, травники и пр.), исторические и художественные книги. Из последних боль-шей популярностью пользовались повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «О Еруслане Лазаревиче». Наряду с печатными продолжали вы-ходить и рукописные книги.

Газеты и периодические издания

Изобретение печатного станка открыло начало широкого распростране-ния книгопечатания во всем мире. Становление же периодического издания задержалось более чем на столетие и прошло несколько этапов. Сначала, приблизительно в середине XVI века, в Италии появились листки новостей, содержащие сообщения о ценах, объявления услуг и другую коммерческую информацию. Такие листки стали появляться и в других европейских стра-нах. Эти первые информационные издания были рукописными и носили разные названия – Zeitung, Avizo, Post, Relation, News, Courrier, Mercure, что означало в переводе с соответствующих европейских языков: листок, реля-ция, новости, повременник и т.п.

В России первые газеты также были рукописными. Название их – «Куран-ты» было заимствовано из Голландии (слово «courant» означает «теку-щий»). «Куранты» содержали в основном международные новости и пред-назначались лишь для узкого круга лиц из царского окружения. Источником информации для «Курантов» были сообщения дипломатов, приезжающих иностранцев и посылаемых за границу курьеров.

В последующие десятилетия происходило разделение газет по читатель-ским интересам – целевым, социально-политическим, профессиональным, этнографическим, возрастным и др. Возникнув как простейший и во многом стихийный «листок информации», газета постепенно превращается в сред-ство организованного удовлетворения информационных интересов. Газета начинает служить разным целям, которые в издательской практике то сме-няли друг друга, то использовались одновременно.

Во второй половине XVII века общественная потребность вызвала к жизни появление нового печатного издания – журнала. Этим как бы восполнялся большой пробел между книгой и газетой; журнал явился такой промежу-точной формой издания, которая соединила в себе и фундаментальность книги, и оперативность газеты.

Издатели первых русских журналов неизменно излагали цели, задачи и программу данного периодического органа, обосновывая необходимость и своевременность его появления. Журнал как тип издания в России воспри-нимался, естественно, на основании векового зарубежного опыта.

Наибольшее социальное звучание приобрели литературные журналы, ставшие одновременно общественно-политическими.

Заключение

Изобретение книгопечатания уже в первые годы своего существования доказало свою необходимость. Всего за 50 первых лет книгопечатания, че-ловечество получило больше книг, чем за много сотен лет до той поры. Кни-гопечатание приступило к выполнению своей великой исторической миссии.

Сейчас инкунабулы представляют большую историческую ценность и со-ставляют гордость многих библиотек. Собрание инкунабул Российской Национальной библиотеки занимает 16-е место среди 40 наиболее обшир-ных собраний всего мира, и насчитывает более 5 тысяч изданий.

Список литературы

1. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир; Средневеко-вье; Возрождение; XVII век. – М.:Книга, 1998.–312 с.: ил.

2. Козлова Е.Б. История печатных средств информации. М., 2008.

3. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги: Ч.1. – СПб.,1996.

4. Немировский Е.Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV-начала XVII в. Кн.1.- М.: Наука, 2003.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении