Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
zip

Шпаргалка «Экзаменационная» по Истории России (Панова И. А.)

В 1801 г. при Александре 1 был учрежден Непременный постоянный совет из 12 сановников для рассмотрения законопроектов и обсуждения важнейших дел по управлению государством, но фактически этот совет не работал. В июне этого же года начал свою деятельность Негласный комитет. Он был создан с целью разработки плана государственных преобразований. В него входили представители аристократической молодежи. Из задуманной программы Комитета была реализована министерская реформа. Устаревшие коллегии, которые с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера привела к замене коллегиальности единоначалием, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизованной власти. Было учреждено 8 министерств - Военно-сухопутных сил, Морских сил, Иностранных дел, Юстиции, Внутренних дел, Коммерции, Финансов и Народного просвещения. Сенату предоставлялось право контролировать деятельность министерств.

С 1807 г. на сцену политической жизни страны выдвигается Сперанский - ему было поручено подготовить общий проект государственных преобразований.

Из всех проектов предложенных Сперанским в 1810 г. был учрежден лишь Государственный совет, как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11 и уточнены их функции.

Государственный совет делился на 4 департамента: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономики.

Общее собрание состояло из министров и членов всех департаментов, председательствовал сам император. В 1810-12 гг. были преобразованы министерства, учрежденные в 1802 г., министерства делились на департаменты во главе с директором, департаменты на отделения.

Высшим административным органом страны в первой половине 19 в. стал Комитет министров, учрежденный в 1802 г. В состав Комитета министров вошли и председатели департаментов Государственного совета, а председатель Госсовета стал председателем Комитета министров.

Одно из центральных мест в системе государственных учреждений занимал Сенат. Созданный Петром 1 как высший административно-судебный орган, Сенат со временем изменил свою структуру и функции. По указу 1805 г. Сенат делился на 9 департаментов. 2-8 департаменты были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. Ведущее место в Сенате занимал 1 департамент. Он ведал обнародованием законов, через него проходили дела о наградах и определении чиновников к должности, он руководил рекрутскими наборами и проводил ревизии крепостных душ. Вся полнота реальной власти на местах принадлежала губернаторам. Министерская реформа 1810-11 гг. поставила губернаторов в двойственное положение. С одной стороны они назначались царем, а с другой - являлись чиновниками Министерства иностранных дел и подчинялись министру. Губернское правление - исполнительный орган при губернаторе - оставалось подчиненным Сенату.

Все передовые слои общества ждали перемен, вновь встала проблема конституционного ограничения самодержавия. Длительное время разрабатывались проекты Государственной Уставной грамоты для России. Были составлены проекты манифестов, конституции - но ни манифесты, ни конституция, текст которых был готов к 1820 г., так и никогда не были обнародованы. Николай 1, вступивший на престол в 1825 г., продолжая политику Александра 1, стоял на страже наследственной монархической власти. Он решил провести необходимые изменения силами бюрократии под своим непосредственным руководством. Поэтому Собственная канцелярия превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на шесть отделений:

1отделение составляло личную канцелярию государства;

2 отделение производило кодификацию российского законодательства;

3 отделение ведало политической полицией;

4 отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями;

5 отделение управляло государственным имуществом и казенными крестьянами;

6 отделение занималось созданием управления Закавказьем.

Вторая попытка разработки проекта конституции была предпринята в 1863 г. Но этот проект также не был реализован.

20 февраля 1906 г. был издан акт " О переустройстве Государственного совета", в соответствии с которым Госсовет был поставлен над Думой в качестве второй верхней палаты.

Император был главой государственной и исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики. От его имени действовали суды, он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

До эпохи Александра 2 все органы самоуправления носили сословный характер. После освобождения крестьян возникла необходимость в создании всесословных органов для управления местными делами. 1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах по куриям:

1) уездных землевладельцев (преимущественно из помещиков),

2) городских избирателей, обладавших определенным законом имущественным цензом (городской торговой и промышленной буржуазии)

3) выборных от сельских обществ (преимущественно от крестьян). На уездном земском собрании проводились выборы в уездную земскую управу, ее председателя и депутатов в губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую земскую управу и ее председателя.

Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земству отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, ветеринарная служба, постройка церквей и др. Однако, работа земств была поставлена под контроль центральной власти - губернатора и министра внутренних дел. Земства не обладали исполнительной властью, поэтому для проведения своих постановлений они обращались за помощью и содействием к местной полиции.

16 июня 1870 г. было издано новое "Городовое положение", по которому вводилось городское выборное самоуправление - городские думы, избираемые на 4 года. Право избираться имели только жители, которые обладали определенным имущественным цензом: владельцы домов, банков и пр. В компетенции городского самоуправления были вопросы благоустройства городов, устройство рынков и базаров, попечение о торговле и промышленности и др.

В результате проведения судебной реформы вводился всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции - окружной суд и судебная палата. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого по закону они не могли быть уволены или отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к уголовной ответственности. Решение об устранении их от должности мог принять только суд - так закон вводил важный принцип несменяемости судей, обеспечивая их независимость.

В 1861-1874 гг. была проведена серия военных реформ. Реорганизуется система военного управления. Страна разделена на 15 военных округов. В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений: создавались военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, учреждались новые военные академии для среднего и высшего командного состава.

13 №3 — РЕШЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ВОПРОСА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Крепостное право в России просуществовало дольше,чем в любой европейской стране, и приобрело такие формы,что практически не отличалось от рабства. 18 февраля 1855 г.умер Николай 1. Перед вступившим на престол Александром 2 (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянских. В феврале 1858 г был образован "Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". 4 марта 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления проекта закона об освобождении крестьян. Одной комиссии предстояло подготовить проект "Общего положения" для всех губерний, другой - "Местных положений о поземельном устройстве крестьян" применительно к разным регионам. Отношение помещиков к готовившейся реформе было различным.

Большинство выступало против всякой реформы, остальная часть, соглашаясь на реформу, выдвигала различные условия. Подготовка реформы шла в период общественно-политического подъема в стране. В конце 50-х г. сложились два идейных центра, возглавивших демократическое направление русской1общественной мысли - Герцена и Огарева в Лондоне, Чернышевского и Добролюбова в Петербурге.

Герцен выступал с требованиями освобождения крестьян, свободы печати, отмены телесных наказаний и т.д., а также свои обращения к Александру 2, выражая надежду на возможность решения социальных и политических проблем мирным путем.19 февраля 1861 г. " Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона.

В тот же день был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на 20 лет. По закону, после получения личной свободы, крестьяне в течение 2-х лет должны были отбывать практически те же повинности, что при крепостном праве, лишь несколько уменьшалась барщина и отменялись натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились на

временнообязанном положении, т.е. обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Никакого срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал. Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Освобождение крестьян без земли провести было нельзя, это было экономически невыгодно и могло вызвать социальный взрыв. Наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещикам. Поэтому ставилась задача предоставить такое количество земли, чтобы они были привязаны к своему наделу, а если этого недостаточно, то к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания собственности помещика на всю землю его имении, в том числе и на крестьянскую, надельную. Крестьяне получали свой надел не в собственность, а в пользование, за установленную законом повинность в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен выкупить ее у помещика, уплатив весь выкуп сразу, что было практически невозможно. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам выкупную сумму, а затем взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет.

Обманутые надежды крестьян на "полную волю" вызвали взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. В течение года по стране прокатилось около 2-х тысяч волнений, при этом больше половины были подавлены с применением военной силы. В течение последующего года вновь возникали волнения, но правительство подавило крестьянское недовольство. С 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль.

Крестьянская реформа 1861 г. явилась актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок к интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам имущественных и определенных гражданских прав способствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного

Предпринимательства.

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В I ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА.

Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Агрессивная политика Наполеона (императора Франции с 1804 года) вызвала недовольство главных европейских стран. Советники Александра 1 считали, что на Францию необходимо "наложить узду". Россия присоединилась к коалиции антинаполеоновских стран( Англия, Австрия, Швеция, неаполитанское королевство). Открытие военных действий началось при вступлении войск наполеона в Австрию. Первое крупное сражение произошло у деревни Аустерлиц в 120 км к северу от вены. Несмотря на блестящий командирский корпус(Кутузов, Багратион), в результате неудачных советов Александра 1 и Франца(императора Австрии) союзные войска были полностью разгромлены и в 1805 г Австрия вышла из войны. В войну вступила в Пруссия. Наполеон объявил континентальную блокаду Англии. Такая ситуация задевала российские экономические интересы, и Россия активизировала свои действия, но в битве при Фридланде в восточной Пруссии вновь потерпела пораже-ние. В 1807 году в Тильзите был мирный договор с наполеоном. Россия обязывалась присоединиться к континентальной блокаде Англии. На землях Польши было создано герцогствоВаршавское.

Реальные боевые действия против Англии Россия не вела,но эконом ущерб от разрыва с этой страной имела значительный. Импорт превысил экспорт, что вызвало рост инфляции.

Образованное на границах России и Франции герцогство Варшавское являлось сателлитом Франции и постоянной угрозой России.На след год императоры России и Франции подтвердили условия Тильзитского договора в Эрфурте(1808).В 1808 г Россия вступила в войну со Швецией, она претендовала на получение близлежащих к Петербургу земель, в целях обеспечения безопасности столицы. Война 1808-1809гг со Швецией прошла успешно для России. Отряд Барклая де Толли совершил знаменитый поход по льду Ботнического залива, в результате которого русские войска вступили на территорию Швеции. В 1809 г был заключен мирный договорв г Фридрихсгейме, по которому Великое княжество Финляндское присоединялось к России. Император Александр1 становился одновременно великим князем Финляндским.Еще по манифесту 12 сентября 1801 г Грузия вошла в состав России. Присоединение Грузии к России было враждебно встречено в Турции и Персии. В 1806 году Персия объявила войну России. Война была успешной для России. Иран

признал право России на завоевание территории, предоставил ей право держать на каспийском море военные суда.В 1806 году война с Турцией, поводом явилось одностороннее смещение Турцией правителей Молдавии и Валахии (над этими княжествами был объявлен двойной протекторат: Турции и России).В октябре 1806 г войска Михельсона заняли Молдавию, а эскадра66адмирала Сенявина в 1807 г разбила турецкий флот. Решительное поражение турецкой армии нанес Кутузов у крепости Рущук, и в результате 28 мая 1812 г в Бухаресте был заключен мир и подписан мирный договор , по которому к России отошла Молдавия.Наполеон обманул Александра. От войны Россию не спасли ни Тильзит, ни Эрфурт. Союзниками наполеона в его движении выступили Пруссия, Австрия и герцогство Варшавское.Великую армию 600 тыс. франц. маршалы: Ней, Даву, Мюрат.

Вся эта армия двинулась к Неману для наступления на Россию. У нас-225 тыс. русская армия рассредоточена . Барклай де Толли решил отойти вглубь России. Наполеон вошел в Россию 12 июня 1812 года . занял Ковно, Вильно, Могилев,Витебск. В августе 1812 г русские войска соединились под

смоленском. Из Смоленска дорога открывалась на Москву. Александр сменил Толли Кутузовым. Партизанское движение.Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа. Погиб Багратион. Разбита батарея Раевского . отступление русской армии. Кутузов сдал Москву. Наполеон вошел в Москву. 80% жилого фонда выгорело. Москва опустела, армия распалась и наполеон предложил мирные переговоры Александру, но ответа не последовало.7 окт он покинул Москву. Он начал движение на Калугу, но Кутузов преградил ему путь. В битве под малоярославцев наполеон потерпел поражение и повернул на опустелую смоленскую дорогу. По дороге его били партизаны, он понес большие утраты.

Александр решил довести дело до конца. Русские войска вступили в пределы западной Европы. Пруссия перешла на сторону России, Австрия, Англия. Большое поражение наполеона под Лейпцигом в 1813 г. (битва народов). В марте 1814 г союзные войска вступили в Париж. Мирный договор в Париже 18 мая 1814 г. Франция вернулась к своим границам 1798г император-

на остров Эльба.

Окончательный договор с территориальным разделом был подписан на втором Венском конгрессе в 1815 г. "священный союз" России, Пруссии, Австрии, а затем и др европейск. Гос-ва. Россия получила большую часть герцогства Варшавского с Варшавой. Александр 1 - император русский, великий князь финляндский и король польский.

В ходе отечественной воны Россия восстановила национальное единство в стране и приобрела значительный международный авторитет. В послевоенные годы политика России в Европе носила охранительный характер против нарастающего революционного движения.

№9 — ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

В I ПОЛОВИНЕ XIX В

В начале 19 века в русской истории возникает новое явление- революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра 1. В 17-18 веках революции произошли в Англии, Франции, некоторых других европейских странах. Это ускорило развитие этих стран. Поэтому, несмотря на то, что революции сопровождались насилием, они в целом имели прогрессивное значение для европейских стран. Тайные общества стали создаваться после Отечественной войны. Революционная мысль и революционное движение в России зародилось в первой четверти 19 века. Это было связано с рядом фактов как ее внутреннего развития, так и с общеевропейскими процессами того времени. Александр 1, отбросив либеральные устремления первых лет царствования, после войны 12 года стремился к консервации старых социальных и политических гос-ных институтов (укрепления самодержавия и

крепостного права). Он убедился, что общество еще не готово к таким переворотам и нет решительных людей.

Зарождение движения декабристов связано с внутренними процессами в самой России. старый, самодержавно-крепостнический строй был явным тормозом для развития производственных сил, для исторического прогресса и общей модернизации страны. Влияние отечественной войны 1812 года, заграничные походы 1813-15 гг. побывав в германии, Франции, будущие декабристы убедились, что отсутствие крепостного права обеспечивает их прогрессию. Мировоззрение декабристов формировалось на основе передовых идей французского просветительства. Идеи европейских революционеров и декабристов во многом совпадали. Круг революционеров очень ограничен в основном из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса. После заграничного похода в 1816 году - первое тайное общество "Союз спасения", а с февраля 1817 года - "Общество истинных и верных сынов отечества". Пестель, муравьев, Трубецкой, после - Рылеев, Якушкин, Лунин, Муравьев-апостол. Союз спасения считается первой политической организацией

в России. После двух лет существования окрепла и накопила опыт. План - принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию. "союз благоденствия"-200 челов. Дворяне. Муравьевы, Муравьевы-апостолы, Пестель, Якушкин, Лунин новые программы и устав- "Зеленая книга". Свержение самодержавия, ликвидация крепостничества, введение конституции, а главное - революция, те насилие.- это нелегал, а легал - попытки формирования в России прогрессивного общественного мнения. Самораспад союза в начале 1821 из-за идейных и тактических разногласий. Активная подготовка к революции- Северное и Южное общество.

Южное- в марте 1821на Украине. Пестель- пламенный республиканец. Северное - в 1822 в Петербурге. Муравьев, Рылеев, Трубецкой, Лунин. Оба общества мыслили действовать вместе. Основной обсуждавшийся документ- конституция Муравьева и русская правда Рылеева. Муравьев за конституционную монархию, исполнительная власть- императору, а законодательная – парламенту. Пестель - законодательная власть- однопалатному парламенту, а исполнительная- "Державная дума". Но единодушно за отмену крепостного права, личного освобождения крестьян. Муравьев предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор, чего было мало. По Пестелю часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественной фонд для наделения тружеников. В программный документах декабристов отразились наиболее передовые демократические идеи того времени. Как и ранее, они надеялись на армию. В ноябре 1825 года скончался Александр 1. новым царем стал Николай 1. 14 декабря сенат присягал, а декабристы северного общества хотели прочитать Николаю тогда от имени сената "манифест к русскому народу". Там - уничтожения самодержавия, отмена крепостного права и введение де-

мократических свобод. Но с войском Санкт-Петербурга они опоздали на сенатскую площадь, сенат присягнул. Они бессмысленно столпились и всех арестовали. Первое революционное движение потерпело поражение. Пестель, Рылеев, Муравьев-апостол, каховский были повешены. Каторги, ссылки. Несмотря на поражение, движение декабристов было значительным явлением в русской истории. Впервые попытка изменить социальную и политическую систему России, программа революционного преобразования и планы будущего устройства страны. Неудача преобразований Александра 1 и угроза революций после декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что им надо противостоять. Это попытался решить крупный государственный деятель Уваров. На это реакция Чаадаева- его выступление, что Росси нечем гордиться перед западом, напротив, не внесла никакого вклада в мировую культуру. Русское общество обращается к работам немецких философов, которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали общество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х годов сложились течения западников и славянофилов. Западничество- Грановский, Кудрявцев, соловьев. Уверены, что в России утвердятся европейские порядки. Чаадаев считал, что взять у Европы весь опыт и мы сможем спасти саму Европу от морального хаоса и социалистического материализма. Прошлое России - темное. Православие- не лучший

выбор- Россия в изоляции от Европы и приняла от Византии дух восточного деспотизма. Этот дух гасит общественную инициативу, усиливает долготерпимость. Их надежда на интеллигенцию и буржуазию- смогут провести необходимые реформы. Конкретные планы западников- отмена крепостного права,

сокращение армии и администрации, свобода слова, совести, развитие предпринимательства. Славянофилы. Кошелев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин. Богатые помещики, представители старых дворянских родов. Внимание древним историческим корням России. Утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России. Особый путь развития. Самодержавие- основывается на единстве веры и авторитета, те рели и власти. Славянский союз- южная и восточная Европа и Россия. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Община предупредит наступление капитализма, спасет Россию от пролетариата, устранит возможность революции. И западники и славянофилы были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства.

Эпоха великих реформ (60-70-е гг. XIX в.).

После смерти Николая 1 русский престол наследовал его сын Александр 2, которому пришлось проводить реформы. Причина буржуазных реформ -

техническая отсталость России, промышленность которой с 18 века развивалась на основе применения труда крестьян. Александру 2 требовалось немалое мужество, чтобы решиться сделать такой шаг как реформы.

1. 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право - главная реформа. Проведение реформы сопровождалось волнениями и бунтами. Крестьян освобождали без земли, за которую они должны были заплатить выкуп. Денег у них не было, и государство внесло за них выкуп помещикам. Деревня стала жить хуже, за исключением немногих хозяйств, так называемых "кулаков". Во время реформы зафиксированы массовые голодовки, охватывавшие многие районы. Одной из причин подобного изменения было как раз "освобождение" крестьян от помещиков. При крепостном праве помещичье хозяйство помогало крестьянам избежать голода. Но крестьянам свобода, "воля" были дороже всего Проведение реформы, прежде всего, ударяло по дворянскому сословию. С проведения реформы можно отсчитывать время окончательного упадка дворянских хозяйств. Было немало сопротивлявшихся реформе. Проведение крестьянской реформы способствовало развитию капитализма. Развитие экономики в России было тесно связано с государственными подрядами, крупнейшими из которых были заказы на строительство железных дорог. Вслед за крестьянской реформой были проведены и другие: судебная, земская, городская, реформы в области образования и военная.

2. Судебная реформа 1864 г. вводила состязательность судебного процесса, где главными фигурами выступали прокурор и адвокат. Был введён суд присяжных, определявших виновность или невиновность ответчика, судья из главной фигуры становился посредником, следившим за правильностью хода процесса.

3. Земская реформа 1864 г. вводила элементы самоуправления на местах. В земства входили представители всех сословий. Огромной заслугой земств была организация медицинской помощи населению. Земские школы и училища пытались ликвидировать безграмотность.

4. Военная реформа 1874 г. проведённая военным министром Дмитрием Милютиным, было введение всеобщей воинской повинности, по которой призыву подлежали все годные по состоянию здоровья жители мужского пола, достигшие 21 года. Ограничены были сроки службы. Был предпринят ряд мер по изменению системы военного образования.

Царствование Александра 2 характеризуется подъёмом революционного движения, главную роль в котором играли организации народников. Важнейшим направлением их деятельности был терроризм. Они ставили задачу путём террора против представителей власти поднять народные массы на революцию. Основной целью некоторых групп народовольцев было убийство самого царя. В 70-е гг. за ним была развёрнута настоящая охота, которая и завершилась убийством царя 1 марта 1881 года.

После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия - городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы - губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

Д остоинства

Недостатки

всесословность не было допуска в центральные государственные учреждения

выборность

общество не могло влиять на политику

начало разделения властей были предоставлены неравные избирательные права

начало формирования гражданского с/сознания контакты между земствами были запрещены

избирательные права

Городская реформа. (1870) "Городовое положение" создало в городах всесословные органы - городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие - в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды -для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках - 6 лет, в на флоте - 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования: 1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское образование: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студенты могли создавать студенческие организации

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в университеты допускались все вольножелающие

студентам предоставлялось право на выбор ректора

было введено студенческое самоуправление в виде совета факультета

создавались системы корпоративности студентов и преподавателей.

Значение реформ :

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, "либеральная бюрократия". Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные - Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля - хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности ( железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Россия в 80-90-е гг. XIX в.

Александр III: "контрреформы" или корректировка государственного курса.

После убийства Александра 2 террористами "Народной воли" 1 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр 3 (1881-1894 гг.). Цареубийство явилось сильнейшим потрясением для Александра 3. Подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения он поставил в качестве одной из главных задач своего царствования. Во внешнеполитических делах Александр 3 старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали "царем-миротворцем".

Внутриполитический курс Александра 3 выразился в проведении мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название "контрреформы".

Первыми жертвами новой политики стали печать и школа. В 1882 г. были изданы новые "Временные правила о печати", устанавливавшие строгий надзор за газетами и журналами. В силу этих правил в 1883-1884 гг. прекратили свое существование все радикальные многие либеральные журналы. Новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал автономию университетов, восстановленную уставом 1863 г. В 1887 г. министр народного просвещения издал позорный циркуляр "о кухаркиных детях", в котором открыто, говорилось о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".

В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях было создано 2200 земских участков, во главе которых были поставлены земские начальники - исключительно из местных потомственных дворян. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. Прерогативы земского начальника были очень широки. Он осуществлял административные и полицейские функции в деревне: надзор и контроль над крестьянскими и сельскими и волостными учреждениями, вмешивался в решения волостного суда, отстранял от должности сельских старост и пр.

Затем последовали контрреформы местного управления. В 1890 г. было издано новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", направленное на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. По новому "городовому положению" 1892 г. ограничивались избирательные права городского населения путем повышения имущественного ценза для избирателей. По новому "Городовому положению" усиливались административная опека и вмешательство властей в дела городского самоуправления.

Однако, осуществить программу контрреформ в том объеме, в каком она была задумана, не удалось. На исходе 19 столетия в стране стала складываться иная социально-политическая обстановка, и многие задуманные контрреформы (например, пересмотр судебной реформы 1864 г. и законодательства о крестьянах начала 60-х годов) так и не были проведены.

Александр 3 рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошёл в историю как царь - "Миротворец", так как был убеждённым противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение и русификацию окраин Россия. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения Александр III отверг предложение М.Т.Лорис-Меликова. В апреле 1881r был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они полностью контролировали жизнь русской деревни. "Городское положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширила систему опеки и вмешательства правительства в городское самоуправление. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. В1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов, одновременно был усилен надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование. "Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I. В целом во внутренней политике второй половины XIX века проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земство и городское самоуправление. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временно-обязанное состояние крестьян. Однако, главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении