Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации» по Экономике (Шевчук Н. А.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

ТЕМА № 23 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уфа - 2010

Содержание

Стр.

Введение.3

1. Сущность и принципы регулирования рынка ценных бумаг

в Российской Федерации.5

2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг9

3. Саморегулируемые организации профессиональных участников

рынка ценных бумаг19

Заключение.23

Список используемой литературы.25

Введение

Фондовый рынок - часть экономики, на нём концентрируются свободные денежные капиталы. На рынке ценных бумаг государство и предприятия получают инвестиции, как от инвесторов своей страны, так и нерезидентов. Чтобы для инвесторов этот рынок был привлекательным, необходим определённый механизм, обеспечивающий защиту интересов всех участников, гласность и прозрачность рынка, доступность информации об участниках рынка.

В начале XX столетия объективный естественно-исторический процесс российских акционерных компаний и рынка ценных бумаг был прерван известными политическими событиями 1917 года. Более 70-ти лет в стране отсутствовали: социально-экономическое, организационно - правовая практика создания, функционирования акционерных обществ и адекватного фондового рынка. В России не было длительное время ни финансового рынка в целом, ни фондового рынка как его составляющей. Отечественная наука не занималась теоретической разработкой проблем не существовавшего в советской России рынка ценных бумаг, а если отдельные российские ученые-обществоведы и анализировали фондовый рынок, то целиком и полностью - зарубежный.

Нынешний Российский рынок ценных бумаг, по мировым меркам, - исключительно молодой рынок. Ему чуть больше 10-ти лет. До абсолютной зрелости российскому фондовому рынку еще далеко. Ему предстоит долгий и нелегкий путь развития. Основная экономическая задача рынка ценных бумаг - привлечение инвестиций в экономику - слабо осознается как представителями органов государственной власти, так и хозяйствующими субъектами и населением страны в целом. Все это тормозит, сдерживает формирование, развитие фондового рынка в России.

Актуальность данной темы состоит в том, что на протяжении многих столетий развитие рынка в Российской Федерации происходило стихийно и активное, систематическое государственное вмешательств, просто необходимо, нацеленное на более полное удовлетворение экономических интересов широкого членов общества.

Цель контрольной работы - изучить регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

1. Сущность и принципы регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: (рис.1)

- государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка. [1, 373]

Рисунок 1. Регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для:

1. поддержания порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2. защиты участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

3. обеспечения свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4. создания эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

5. формирования (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

6. достижения каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

1. создание нормативной базы функционирования рынка - разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

2. отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

3. контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

4. систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Субъекты регулирования (регулирующие органы): косвенного (непрямого) воздействия:

* Президент РФ;

* Федеральное собрание РФ (Совет Федерации ФС РФ, Государственная дума ФС РФ),

* Правительство РФ,

* Министерство экономического развития и торговли РФ,

* Федеральная налоговая служба,

* Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,

* Министерство юстиции РФ,

* Федеральная служба страхового надзора,

* Верховный суд РФ,

* Арбитражный суд РФ;

прямого (непосредственного) воздействия

* Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР),

* Министерство финансов РФ,

* Банк России,

* Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Объекты государственного регулирования:

* эмитенты ценных бумаг (организации, выпускающие и размещающие акции, облигации и другие ценные бумаги, включая регистраторов, аудиторов, платежных агентов и т.д.);

* профессиональные участники РЦБ (брокеры, дилеры, доверительные

управляющие, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации);

* организации, осуществляющие коллективные инвестиции на фондовом рынке (инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании фондов, специализированные депозитарии и др.);

* инвесторы (юридические и физические лица);

* саморегулируемые организации РЦБ;

* организации, осуществляющие обслуживание инфраструктуры РЦБ и

оказывающие услуги участникам фондового рынка (андеррайтеры,

специализированные консультанты, специализированные учебные центры и др.).

Основные стратегические задачи государственного регулирования РЦБ:

* формирование и обеспечение неуклонного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых РЦБ наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для инвестирования экономики и формирования доходных и надежных инструментов сбережения для населения;

* создание цивилизованного рынка и интеграция российского РЦБ в мировой финансовый рынок;

* защита законных прав и интересов профессиональных участников РЦБ.

Основные принципы государственного регулирования РЦБ:

* принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ;

* принцип равных возможностей всех участников рынка перед государственными органами регулирования;

* принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка;

* ориентация на мировой опыт государственного регулирования РЦБ и учет тенденции глобализации финансовых рынков;

* использование механизмов саморегулирования РЦБ, создаваемых при помощи и под контролем государства.

Основные методы регулирования РЦБ:

* методы институционального и функционального регулирования;

* саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов;

* общественное регулирование через общественное мнение.

2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора - при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

Правительство РФ - осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России).

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Данным документом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому государственному органу. Кроме того, новому регулятору российского финансового рынка были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.

Окончательно структура и статус нового регулятора российского финансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" (далее - Постановление № 206), принятым в развитие Указа № 314.

В своей деятельности Федеральная служба по финансовым рынкам руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам.[6, данные сайта]

Согласно данному постановлению ФСФР - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правительства РФ и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:

- осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;

- обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

- осуществляет в рамках установленных федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами России функции контроля и

надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

- обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Являясь регулятором финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу - федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством.

Разграничение этих функций способно привести к снижению эффективности государственного регулирования финансового рынка и, как следствие, к снижению эффективности функционирования последнего.

Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР. При этом по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка.[4.298]

Министерство финансов РФ - выступает на РЦБ в качестве:

- представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне;

- государственного органа регулирования рынка.

В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Будучи государственным органом регулирования рынка, Минфин РФ:

- устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);

- аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;

- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);

- регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;

- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;

- контролирует приобретение крупных пакетов акций.

Кроме того, Минфин РФ:

- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

- ведет государственный реестр акционерных обществ;

- ведет реестр инвестиционных институтов;

- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг, являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.

Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков - профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую - консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.

Согласно Законам РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации", Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:

- установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;

- регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;

- аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;

- регистрацию выпусков ценных бумаг банков;

- регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);

- ведение реестра ценных бумаг банков;

- регистрация и ведение реестра акционерных обществ - банков;

- подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг - валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.

Министерство государственного имущества РФ осуществляет:

- регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков;

- установление правил, регистрацию и контроль за преобразованием государственных предприятий в акционерные общества при приватизации;

- лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;

- лицензирование, регулирование и контроль управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрацию выпусков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;

- установление правил учета и отчетности чековых инвестиционных фондов;

- разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).

Кроме того, Мингосимущество России:

- определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров;

- регулирование порядка применения доверительной собственности (траста), определяет содержание и порядок заключения трастовых договоров;

- осуществляет совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества;

- регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества;

- определяет порядок операций с ценными бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве);

Российский фонд федерального имущества - выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как:

- продажа акций в процессе приватизации;

- управление портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров;

- приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) - в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и рядом нормативных актов в области ценных бумаг МАП России осуществляет:

- согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;

- определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;

- согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;

- согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;

- согласование создания финансово-промышленных групп;

- контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;

- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам;

Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. С 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики России на рынке ценных бумаг в:

- разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики;

- законотворческой области;

- стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;

- экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

• Гражданский кодекс РФ, части 1 и II (1995-1996 гг.);

• Закон "О банках и банковской деятельности" ;

• Закон "О Центральном банке Российской Федерации":

• Закон "О товарных биржах и биржевой торговле";

• Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" :

• Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" ;

• Закон об акционерных обществах (1996 г.)

• Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

• Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

• постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

3. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Это некоммерческие и негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственной поддержки и присвоения государственного статуса.[2.286]

Цели создания:

- обеспечение необходимых условий для профессиональной деятельности на РЦБ;

- разработка и контроль за соблюдением стандартов профессиональной деятельности на РЦБ;

-зашита интересов владельцев ценных бумаг.

Права саморегулируемых организаций:

1) разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами и осуществлять контроль за их соблюдением;

2) осуществлять подготовку должностных лиц, а также выдачу квалификационных аттестатов профессиональным участникам.

Статус саморегулируемой организации дает Федеральная комиссия по РЦБ.

Организация, учреждённая не менее чем десятью профессиональными участниками фондового рынка, имеет право подать в ФСФСР заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации и приобретает этот статус на основании разрешения, выданного ФСФР.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)

Саморегулируемая организация НАУФОР учреждена в ноябре 1995 года компаниями, являющимися профессиональными участниками фондового рынка и представляющими различные регионы России. В настоящее время эта ассоциация является ведущей саморегулируемой организацией.

Членами НАУФОР являются лучшие компании России, на их долю приходится подавляющая часть оборота на рынке акций, во всевозможных рейтингах они занимают, как правило, высшие строки. Само членство в НАУФОР рекомендует компанию с лучшей стороны и является дополнительной гарантией надёжности. Кроме того, ассоциация регулярно публикует ставший популярным рейтинг надёжности некредитных организаций, являющихся членами НАУФОР. Для инвесторов при выборе компании, которой можно доверить свои средства, подобная информация является ключевой. Той же цели служит ежегодно проводимый НАУФОР конкурс "Элита фондового рынка".

От своих членов НАУФОР требует строго соблюдения правил деятельности на фондовом рынке. Ассоциация, с другой стороны, защищает права профессиональных участников рынка ценных бумаг и активно содействует расширению их деятельности.

Две комиссии при НАУФОР - Третейский суд и Дисциплинарный комитет - позволяют разрешить большинство конфликтных ситуаций между членами ассоциации и их клиентами, а также между собой без обращения в судебные инстанции. НАУФОР имеет программу защиты прав инвесторов, активно борется за создание для своих членов и их клиентов специальных совместных компенсационных фондов и систем страхования рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Несомненной заслугой НАУФОР является организация внебиржевой торговой площадки "Российская торговая система". В 1997 году РТС получила лицензию организатора торговли.

Другие саморегулируемые организации:

Кроме рассмотренной выше организации НАУФОР, на российском фондовом рынке заметную роль играли и играют:

* Российский биржевой союз, образован в 1992 году;

* Союз фондовых бирж России, образован в 1993 году;

* Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), образована в 1994 году;

* Ассоциация валютных бирж, образована в 1995 году;

* Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг, образована в 1996 году.

Как видно из самих названий, участники фондового рынка объединяются по интересам. Кроме указанных саморегулируемых организаций, существует множество других. Например, вексельный рынок обладает своими особенностями и правилами работы, у участников этого рынка даже терминология сильно отличается от языка профессионалов, работающих на опционном рынке. В связи с этим участники вексельного рынка создали собственную ассоциацию. Государство не препятствует образованию подобных ассоциаций, союзов и объединений, оставляя им возможность самостоятельно, но в рамках законодательства устанавливать правила работы в своих сегментах фондового рынка.

Саморегулируемые организации не должны заниматься вопросами лицензирования, но могут осуществлять контроль деятельности своих членов на предмет соответствия законодательству и ходатайствовать в государственный регулирующий орган о применении санкций к нарушителю.[3.428]

Вопрос сочетания государственного регулирования и общественного саморегулирования рынка ценных бумаг недостаточно изучен отечественной наукой. Использование двух форм регулирования (государственной и общественной саморегуляции) может привести к негативным последствиям, так как возникает опасность дублирования государственного ведомства, в следствии чего на участников рынка может лечь двойная нагрузка по отчетности и контролю, а также существенно увеличиться стоимость ведения бизнеса (во избежание таких негативных последствий функции органов государственного управления и саморегулируемых общественных организаций должны быть четко разделены).[3.429]

Заключение

Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

- развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;

- консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки;

- законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций;

- особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Эти проблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам на сегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг, создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестирования финансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функций регулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установление налоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги. Органы, регулирующие деятельность финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

Из рассмотренного материала я сделала вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

Задание №2

Облигация номиналом 5000 руб. при 12% годовых продана через 60 дней. Определить купонный доход, который получит владелец облигации.

Решение:

Определим абсолютную величину годовой доходности (Д) по формуле:

где Iс - годовая купонная ставка, %;

Рн - номинальная стоимость облигации.

рублей;

Купонная доходность в значительной степени зависит от срока займа, качества ценной бумаги и в первую очередь от ее надежности. Для определения доходности ценных бумаг широко используется формула обыкновенных и точных процентов.

где - коэффициент обыкновенных процентов (Коб);

П - число календарных дней от последнего "процентного" дня до дня погашения облигации. "Процентным" днем считается дата выплаты по купону.

рублей.

Список использованной литературы

1. Рынок ценных бумаг / под ред. Жукова Е.Ф - 2-е изд - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463с.

2. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304с.

3. Едронова В.Н., Новожилова Т.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Магистр, 2007. - 684с.

4. Рынок ценных бумаг / под ред. Галаганова В.А., Басова А.И - 2-е изд - М.: Финансы и статистика, 2008. - 448с.

5. Чалдаева Л.А., Соколова О.В., Круня В.Ф. Ценные бумаги. - М.: Магистр, 2007. - 382с.

6. http://www.fcsm.ru/

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении