Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
docx

Шпаргалка «Экзаменационная» по Философии (Скрипкина Ж. Б.)

1.Предмет и специфика философского знания.

Философия - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Натурфилософия - первая форма философского мышления. Частные науки исследуют специфически определённую систему закономерностей, то философия изучает закономерности общие. Универсальные закономерности и являются предметом философии. Духовно-интеллектуальное содержание выступает как мыслительное содержание, постольку объектом философии является мыслительная реальность. Методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества. Философское знание обладает способностью рефлексии. Рефлексия - принцип человеческого мышления, направляющий его на осознание и осмысление собственных форм. Философские идеи выступают как всеобщее знание. Философия исходит из того, что существует определённая группа вопросов, связанных с раскрытием сущности бытия. Кант предложил 4 вопроса, которые определяют разделы философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Философия начинается тогда, когда задаётся вопрос о категории (что такое причина).

2.Философия, как миропонимание.

Ф-ия это система миропонимания, которая включает в себя результаты научного познания и методы логико-научного мышления

Миропонимание возможно в нескольких формах: миф, мировоззрение, наука.

1.Миф( опыт, фантазия)- миропонимание,. отражающее представления, часто фантастические, людей о мире, природе и человеческом бытие.

2. Мировоззрение(субъективизм общества) - система взглядов (воззрений) на мир и место человека в нем.

3.Наука(чистые знания)- система доказуемых, проверяемых знаний вытекающих из опыта человека и подтверждаемых их этим опытом в отличие от мифов и научные знания должны носить объективный характер.

3. Философия наука, религия их соотношение.

Наука - система объективных знаний о мире, подтвержденных практикой.

Ее предметом явл. познание всеобщих свойств вещей и явлений, а также познаний законов существования и развития природы, общества и человеческого мышления. Это познание может вестись на научной или религиозной основе.

Научная философия: включает в себя объективные научные знания и их субъективное осмысление.

Религиозная философия: существует на основе веры в сверхъестественное и ее главное задачей явл. познание роли сверхъестественного в жизни природы и человека.

Философия помогает человеку сформировать систему взглядов на объективный мир и свое место в этом мире. Эта система называется мировоззрением.

4.Основные проблемы философии

Основные проблемы философии. 1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. 2) Проблема первоначала. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. 3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время. 4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика. 5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине. 6) Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

5.Философия как методология

Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Философский метод - система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности.

Философский метод задает общие принципы исследования. Однако различные философские школы и направления в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии формулируют и используют различные философские методы. Общее, что свойственно им всем, - теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и з-нах.

6.Функции философии

Мировоззренческая функция. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.

Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Критическая функция философии. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуется многими философами.

Социальная функция. Задача - объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

Гуманитарная функция. Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны.

7.Античная философия. Её предпосылки и общая характеристика.

Античная философия представляет собой единство содержания, цели и методов познания мира. Основным содержанием античной философии был космоцентризм - это признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса).

Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму.

Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:

Проблема природы - из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма?

Права человека - что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим?

Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и человека.

В VIв. до н.э. античная философия развивалась в рамках натурфилософии. Задавались два вопроса:

1. Из чего состоит мир? (первовещество)

2. Движется ли мир или покоится?

Философ Фалес считал, что мир происходит из воды. Анаксилен - воздух. Гераклит -огонь. Анаксимандр - первоначальное - "апейрон" (беспредельное, из четырех элементов) Философы Левкинн и Демокрит считали первоосновой атом. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.

Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.

8.Античный натурализм.

Уже первые попытки создать целостное представление о действительности с толкнулись с трудностями, оказалось, что само бытиё не однородно и включает в себя качественные различные области. Вещественная природа элементы психической жизни, мышления, фантазия, воображение. Культура т.е. общественная жизнь и всё то, что создано человеком на основе собственного разума.

Именно это обстоятельство привело к практически одновременному формированию 3-х философских школ, в каждой из которых считалось 1-м основа бытия.

философская школа получила название материализм. Принцип в основе бытия лежит материальное вещественное начало и путем изучения природы можно понять и объяснить всё остальное.духовную жизнь, разумную деятельность человека.

В античной наиболее влиятельной были следующие варианты этой философии.

1-ый вариант Мелецкая школа ( созд. Фалес, Анаксимандр) они создали учение о единой материи которую потом стали называть субстанция из которой и состоят все вещие приметы и явления. Алейрон - субстанция изначальный материал, из которого всё состоит.

2-ой вариант Дискретная концепция бытия, её суть( Демокрит) всё, что существует, представляет собой соединение элементов которые невозможно разложить на основные части.

3-ий вариант. Энергетическая концепция (ГЕРАКЛИТ) Суть: в мире существует только энергия постоянно переходящая из одного состояния в другое, и кроме этой энергии в принципе ничего состоять не может.

9.Античный субъективизм

Главная концепция ,человек может судить о бытие, только по собственному опыту, а этот опыт зависит от 2-ух факторов внешнего мира, строение психики человека, 2-ой фактор важнее так как наше мышление имеет дело не самими предметами, а их образами в нашей психики, а эти образы зависят от строения этой психики, поэтому человек никогда не сможет познать законы бытия он знает только то, что представлено в структурах его сознания ,мы познаем на собственный духовный опыт, т.е. субъективный процесс.

10.Античный идеализм (Платон и Аристотель)

Идеализм - природный мир вторичен по отношению к духовному миру, к Богу.

Платон - основ-ль объективного идеализма. Согласно учению П лишь мир идей предст-ет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее м/д быт-м и небытием. П объявил мир идей божест-ым царством, в к-ром до рожд-я ч пребывает его бессмертная душа. Аристотель - создатель логики, был учеником П, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению А Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действ-сть. Возможность переходит в действ-сть благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира. Аристотеля (назв-я позднее метафиз) Учение А оно не только охват-ло все области соврем ему знания но и производило его классиф-цию благодаря чему из ф-ии были выдвинуты спец науки. А соз-л логику напис основополаг-е труды по метафиз этике политике механ-е биолог психол.В ф-ии А различал: теорет-ую часть - уч-е о бытии, его частях причинах и началах, практич-у -о ч деятель-ти, поэтич-ую-о творчесве.

11.Философия стоицизма. Философия Эпикура

Стоицизм.)Чел. не свободен, его жизнь, он зависит от судьбы. Ей бессмысленно сопротивляться, т.к. от желания человека ничто не зависит, но и в этом случае можно почувствовать себя свободным, если понять и принять то, что предначертано судьбой. Смирившийся с судьбой чел. свободен, след. спокоен и равнодушен. Он понимает, что сам себе не принадлежит, след. и жизнь ему не принадлежит, след. смерть он встретит спокойно и мужественно (буддизм)

Стоицизм исследовал не соответствие надежд. Это вопрос о том возможна ли гармония между человеком и окружающим миром и таким обществом. Это вопрос о том достижимо ли счастье?! Стоики считали, что бытие человека носит трагический характер.

Эпикур в отличие от стоиков был философом материалистом, один из немногих философ атеист. Эпикур считал, что главное задача философии освободить человека от страхов, фобий, от страха смерти, мысль Эпикура о том, что не надо бояться смерти, т.к. пока человек жив смерти нет, а когда приходит конец смерть, то человека уже нет.

Эпикур считал, что человеку изменить в жизни ничего нельзя, но надо стремиться к переживанию момента каждого момента своего краткого существования. Для этого необходимо достичь состояние спокойности, удовлетворенности и примириться с самим собой и окружающим миром.

Эпикур был создателем идеализма, он утверждал что смысл жизни в получение максимального удовольствия. Эпикур хорошо понимал, что погоня за удовольствием не сделает человека счастливым. Счастье по его мнению ,в обострённом восприятие момента своей собственной жизни.

12.Христианская философия

Христианская философия формировалась во 2-3 веке н.э.

Из античного философского наследия в христианскую философию вошли 1-ая логика, правила мыслительного анализа, 2-ое содержание философских систем близких к религиозному миру понимания. Античный реализм и стоицизм.

Из христианского вероучения в новую философию вошли следующие принципы, 1-ый принцип- откровение согласно которому Бог раскрыл смысл и назначение жизни людей к священной ,т.е. неподлежащей критике текстов. 2-ой религиозный принцип - сотворение ,т.е. принцип согласно которому наш мир создание , творение высшего начала , если есть начало то у нашего мира будет окончательный финал 3-ий элемент христианский антропоцентризм - принцип согласно которому человек создан по образу и подобию Бога и несёт в себе элемент божественности и поэтому человека нельзя рассматривать просто, как природное создание, как животное и требуется гуманное отношение со стороны других людей.

Основные проблемы ,задачи новой философии 1-ая теоретическая обоснование религиозных убеждений и прежде всего верой в Бога. 2-ая проблема человеческой души с точки зрения философии человек это сложная конструкция включающая в себя 4 типа элементов 1-биологическую2-стасти, влечение, эмоции, т.е. психика 3-человеческий разум. С одной стороны разум это положительное качество человека, т.к. без него не понять вероучение, но с другой стороны разум содержит возможность искажений, соблазнов, часто служит человечьим страстям и искушениям. 4- душа человека и способы её спасения 5 - проблема свободы человека. В христианской философии в самом начале противоречие между принципом божественности природы всё создано и происходит по воле божией.

13.Философия Эпохи Возрождения

Возрождение это переходная эпоха отделяющая современное общество от традиционного. Возрождение это культур. Революция. В её результате этой революции стала современной эпоха Модерн. В эпоху Возрождения произошло качественное изучение основных принципов - парадигма. Европейской цивилизации, изменение привело к формированию системы ценностей иногда прямо противоположных средневековью.

Основные философские принципы эпохи Возрождения.

1.Антропацентизм , т.е. мировоззрение, согласно которому человек совершенен, человек это вершина мироздания.

2.Пантеизм. Принцип, согласно которому Бог и природа едины. Природа одухотворена и в ней надо искать ключ к пониманию ,знанию бытия. Пантеизм позволил соединить, по сути, материалистические идеи Возрождения с религиозными традиционными убеждениями.

3.Гуманизм. Поскольку человек высшее начало вселенной необходимо считать его высшей ценностью, а главное создавать условия для максимального полного осуществления всех способностей человека.

4.Эстетизм. в учение красота это высшая ценность и всех остальных качеств человека. Цель увеличить объем прекрасного в нашем мире.

5.Индивидуализ. Принцип согласно которому индивид сам для себя является высшей ценностью и поэтому должен действовать в первую очередь в своих собственных интересах, в традиционном обществе считалось, что смысл в защите утверждения того целого частью которого он является, а именно своего народа, веры, государства.

Изменение мировоззрения привело к социальной активизации населения в Европе. Сложилась новая иерархическая ценность. К концу эпохи Возрождение Европейский мир преобразовался в новый тип общества - эпоха Модерна и сохраняющийся в наше время.

14.Фрэнсис Бэкон

Считается одной из ключевых фигур в истории европейской цивилизации, т.к. он теоретически обосновал и фактически создал главный инструмент развития этой цивилизации. Это экспериментальная наука. Основные принципы философии Бекона. Задача создать новый тип научного знания. 1 принцип наука должна быть ориентирована на практические результаты возможности человека. 2 принцип главный метод получение знаний должен стать экспериментальный, т.е. активное воздействие субъекта на то, этот субъект изучения. 3 принцип в основе познания должны лежать исследования объект т.е. существующие независимые процессы независимые от процессов имеющих независимое от параметров и физических знаний. Основное физическое знание.

Математическое познание согласно Бекону подлинно научные знания, это знания имеющие математическую формулу. Бекон считал, что в основе научного познания должно лежать индуктивное мышление, т.е. мысль должна двигаться от частного к общему, а следовательно все выводы научные действительны, только для ограниченного количества объектов.

По мнению Бекона есть 3 типа опасности 1-ый влияние авторитетов(власть, капитал) 2-ой стремление к славе, популярность , стремление сделать науку в обыденном представление о мире.

По его мнению, главным ограничением возможности является ограничение возможности самого человека, неспособного перерабатывать все увеличивающиеся потоки информации.

15.Декарт

Декарт одни из классиков современной философии, заложивший основу того, что позднее получило название субъкт. Идеализма, т.е.Декарт считал, что именно человек ключевая фигура бытия, т.е. он считал, что только поняв себя, поняв своё место в степени мироздания человек сможет обрести правильно миропонимание. Декарт отделял даже противопоставлял человека всему остальному миру и поэтому задача цивилизации состоит в том, чтобы понять своеобразие, свое отличие от всей природы.

Философия Декарта была стандартная примером того, что называется дуализм дуализм -течение в котором считают, что в нашем мире есть .

Материальное и духовное начало (идеальное по своему) Человек относится ко 2-ум началу, как мыслящее вещество. Есть философское течение в котором пытаются объединить материальное и идеальное называется плюаризм. Декарт создал фундаментальное основания как миропонимание которое называется рационализм. Согласно этой философии человек разум это исходный понимающий элемент человеческого бытия. Именно он наш разум является источником информации от которого зависит наша жизнь и именно он является основанием, задача людей постоянно совершенствовать возможность своего разума. 4-ый Декарт считается создателем современной гносеологии ,теории познания, знание о том, как человек получает информацию и на сколько эта информация может считаться истинной.

Проблема теории познания. Какой элемент познавательной деятельности и какова возможность получить истинное знание. Ф-ие соперничали 2 точки зрения: 1-ая наивный реализм согласно ей мы воспринимаем мир таким ,каков он есть на самом деле и след. Знание определяется объектом воспроизв. Качество 2-ая теория наз-ся Агностицизм. Теория познания согласно которой люди никогда, ничего до конца истинного не узнают. Декарт предложил 3-ий вариант согласно, которому самое важное в науке это те методы которые применяются субъектом или наукой . Каковы методы, таковы и результаты. Декарт разработал целую с-му особенностей или признаков, которой должно соответствовать знания претендующие на то, чтобы считаться научным. Точное определение объекта исследования язык науки. Научное знание предполагает использование чёткой терминологии. Проверяемость и повторяемость научных результатов.

16.Спиноза

Жил в Голландии. Этот мыслитель завершил историческую стоявшую перед ф-ей нового времени. Он создал материалистический вариант ф-го з-ния, который оказал большое влияние на дальнейшее развитие науки. Спиноза был последователем материалистом сумевшим преодолеть многие противоречия материалистического миропонимание, по его мнению, в основе всего существующего лежит единое начало, субстанция она в чистом виде не существует, она реализуется в различных типах материальных систем. По его мнение, сознание разум человека это тоже одно из качеств субстанция и поэтому сознание в большой или меньшей мере обладают все предметы, все модусы( животные, растения).

Спиноза объяснил происходящее тем, что реализуется энергия заложенная в самой субстанции и в атомах в которых она состоит, вопрос о причинах возникновения всего существующего, по его мнению субстанция сама по себе является причиной самой себя.

Спиноза, как последовательный материалист был сторонником крайнего фатализма, т.е. считал что всё переопределено, изменить ничего невозможно. Спиноза считал, что случайными мы считаем вещи, те пока неизвестны и не понятны.

По мнению Спинозы человек не может изменить свою судьбу.

17.Философия Эпохи Просвещения

В 18в. в Европе продолжается быстрое развитие в промыш, в торговле, а также в полит и дух жизни. Это требовало дальнейш развития науки и просвещ народов. Научные знания ранее бывшие достоян узкого круга ученых распростр в ширь, идут в народ, созд 1-ые энциклопедии в кот содерж сведения о всех извест к тому времени науч знаний. Быстро развивает учебные завед, университ, академ наук. Населен Европ усиленно училось и просвещалось. Уверенность в мощи чел-кого разума в его способн решать - эконом, социал и полит проблемы - таков пафос ЭП. Все теснее станов связь в науке и практики. 2 глав лозунга: "наука" и "прогресс". Яркие представители фил ЭП: Англия: Джон Локк, Джон Толанд, А. Смит, Д. Юм. Франция: Вольтер, Монтсенье, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеции, Кондорес. Герман: Кант Эммануил, Гердер. Решения фунд фил проблем кас-ся природы и чел-ка осуществ на основе данных естествознаний: механики, физики, биологии, анатомии, астрономии, и др. естеств наук. Фран уч и фил Жан Ламетри напис работу "чел-к машина" кот изобрази организм чел-ка в виде механизма. Ламетри, Дидро и др. материалисты утверждали, что закон механики присуще все явл природы и что к ним свод все процессы - механический материализм.

Социально-философские учения эпохи Просвещения.

Гальдебах и Лукреции глубоко обосновали роль соц среды до формирования личности. Они писали, что чел-ком рождают, а личностью станов. Б роль играют соц условия жизни людей (роль семьи, школы, др. соц институтов, гос-ва, церкви, право) в форме личности его нравственн и гражд подвига. Гольбах утверж что чел-к по своей природе добр. Руссо считал, что цивилиз ущемляет природное начало чел-ка и это привод к злу и несправедливости. Многие фр просветители раздел теорию разумного эгоизма: реализуя свои интер , считая с интер др людей. Общественно правовой идеал ЭП был выражен теорией естественного права идущей от Дж. Локка, Монтескье, Руссо Руссо в обществ договоре обосновывал идеи равнопра людей и их политич свободы, кот должна компенсировать их эконом неравенство, порождаемое цивилиз. Монтескье развил теорию разделения властей на законод, исполнит, судебную, кот должны уравновеш друг друга (теория иждержек и противовесов). Жан Кондорс разработ теорию общ-ного прогресса происх на основе науки и просвещ масс.

18.Философия Канта

Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)

Два периода в творчестве И.Канта:

1. Докритический - работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

2. Критический -Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.

Кант предложил 4 вопроса, которые определяют разделы философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Основные рассматриваемые проблемы:

- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;

- нравственность человека

Б. Гносеология Канта

Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.

Учение о "вещи в себе"(или о сущности и явлении):

1. Познание мира человеком имеет свои границы.

2. В предмете различал две стороны (явление и сущность), которые не совпадают друг с другом:

а) явления - это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это - т.н. "вещь для нас");

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.

3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это - т.н. "вещь в себе". В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.

Например, человек:

а) явления человека - его внешность, поведение на людях.

б) сущность человека - его внутреннее содержание, духовный мир, душа. "Чужая душа - потемки!". Реклама: "Родители думают, что я такая. А я на самом деле.".

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями "сущность" и "явление";

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

В. Этика Канта:

1) Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

2) Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)

Категорический императив - внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует

Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила):

А) Обязанности человека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный помощник - совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

19.Философия Гегеля

Вершиной немецкой философии первой половины XIX в. считается творчество Гегеля. Основные произведения "Феноменология духа", "Наука логики". Второй объективный идеалист после Платона.

Философская система Гегеля.

Мир - это проявление и сущность Мирового духа. Этапы его саморазвития:

1. Мировой дух как абсолютная идея. Это истинное бытие.

2. Отчуждённая абсолютная идея, то есть реализованная в материальном мире. Это инобытие. Материальный мир имеет цель своего развития - создать носителя Мирового духа, орудие его самосознания. Критерием истории - является свобода. Сферы познания: религия, искусство, философия.

3. Абсолютная идея - усовершенствованная абсолютная идея, по средствам духовной деятельности человека.

Метод Гегеля: диалектический, но это идеалистическая диалектика. Диалектический - предполагает, что мир развивается, а все явления в нём взаимозависимы.

В учении Гегеля сформировалось противоречие - между системой и методом. Диалектика представлена как механизм саморазвития всего мира, в том числе и материального, но история саморазвития есть только у Мирового духа.

20.Славянофилы и западники

Два основных течения в русской философии и общественной жизни России середины XIX века.Западники:

а) революционное направление (республиканство, революционные методы преобразований): Александр Герцен Николай Огарев Виссарион Белинскийб) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы): Тимофей Грановский, Константин Кавелин

Славянофилы:

Алексей Хомяков Петр Киреевский Юрий Самарин Иван Аксаков

Основные споры (разногласия) между западниками и славянофилами:

1) Отношение к религии;

2) Пути развития России.

1. Отношение к религии:Западники: отождествляли религию с суеверием.Славянофилы: религия - источник знаний.

2. Пути развития России:Западники: Тесный союз с Западной Европой, за использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве общества (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.). Это позволит быстро догнать Европу. А затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и сама поведет Европу за собой.Славянофилы: Россия должна идти своим, особым путем на основе триады: "православие, самодержавие, народность" (формула министра народного просвещения России графа Уварова).

Настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы и устои народов. Можно использовать только лучшие материально-технические достижения Европы. Парламентаризм и республиканская форма правления непригодны и опасны для России, где сильны общинные (коллективистские), т.н. соборные настроения. Заимствование опыта Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели.

Н.А. Бердяев: "И те, и другие любили Россию. Славянофилы как мать, а западники как дитя". Отсюда и принципиально разное отношение к путям ее развития.

21.Русский консерватизм.

Консерватизм-сохранение и поддержание традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ.

Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями".

В русской философии идеи консерватизма были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин).

Судьба консерватизма в России (как и либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя крайними формами экстремизма (левым и правым), между которыми шарахалось общественное мнение.

Консерватизм не был популярен в русском обществе, его исповедовали единицы. Опыт консерваторов отвергался как нечто совершенно ненужное или замалчивался.

Леонтьев Константин Николаевич Сформулировал закон "триединого процесса развития":

Общество - живой организм, развивается по органическим законам, проходит три стадии развития:

1 стадия. "Первичная простота":

Национальные образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия существуют лишь в зачаточном состоянии.

2 стадия. "Цветущая сложность":

Власть сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия - государственной стабильности и культурной производительности. Это - вершина и цель исторического бытия.

3 стадия. "Вторичное смесительное упрощение":

Процесс разложения общества в результате смешения и равенства сословий, сходства воспитания, замены монархии конституционно-демократическими порядками, падение влияния религии и т.п.

Пример этому - нынешняя Европа, которая безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага и добродетели безликого и безбожного буржуа.

Отсюда - резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека.

Россия как государственная целостность сложилась значительно позже Европы. Ее расцвет - при Екатерине II (когда укрепился абсолютизм, укрепление сословия дворянства и расцвет искусств).

России нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо:

- изолироваться от Европы;

- сохранить традиционные социально-политические институты и общины;

- поддерживать религиозно-мистическое настроение граждан.

Победоносцев Константин

Основные идеи:

1. Критика идеи народовластия, которого реально никогда не будет, т.к. всегда будет править некая политическая элита.

2. Парламентаризм - великая ложь нашего времени. Выбирают не представителей народа, а самых нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть.

3. Выступал за низкий уровень образования (4 класса) для простого народа. Просвещение народа ни к чему хорошему не приведет.

4. Противник реформ общества, которые погубят Россию.

22.Русский космизм

Учение о космосе, как о небесном мире и о связи между этим небесным миром и тем, что происходит на земле.

Федоров- основ. Считал главной целью науки и философии - объединение всего человечества с целью воскрешения предков. Это фантастический космизм. Для того, чтобы на земле не возникло перенаселения, люди должны с помощью науки овладеть энергией земного шара и путешествовать на нем в космосе, чтобы найти другие планеты пригодные для жизни. На пути к достижению этой конечной цели человечество должно научиться управлять погодой и научиться использовать солнечную энергию, чтобы заменить ее невосполнимые источники энергии.

Научный космизм.Циолковский - основополож-ник космонавтики. Создал теорию акетостроения, т.к. считал, что человечество будет осваивать другие планетарные системы, в ходе этого расселения произойдет трансформация чел. в разумно-животное растение, питающееся солнечной энергией. Люди станут бессмертны, т.к. научатся замещать свои органы на атомарном уровне.

Чижевский - создатель гелиобиологии. Установил зависимость между активностью солнца и социальными процессами на земле и ростом заболеваний у людей. На пик солнечной активности приходится всплеск нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и катастроф, войны, революции.

Вернадский - учение о биосфере и ноосфере.

Биосфера - все живое на земле. Часть биосферы - чел., но он создает новую сферу - ноосферу - разумная деятельность чел., кот. преобразует биосферу, преследуя не только свои интересы, но и учитывает "интересы" природы.

23.Философия Неопозитивизма

Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Неопозитивизм выдвинул новое понимание научного познания, как логические конструкции на основе чувственных содержаний. Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как "логический анализ языка"

Неопозитивисты - заявляют, что и основной вопрос философии - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивизм исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Одной из важнейших задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивизм различают 3 типа осмысления предложений 1.высказывания об эмпирических фактах 2. предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами 3. предложения логики и математики.

24.Философия Экзистенинциализма

одно из основных философских социальных течений XX века.

Основатель - Серен Кьеркегор. Рассматривал человека как "экзистенцию" (подлинное бытие).

Задача философии - изучение проблем человека, его бытия, существования. В центре внимания экзистенциализма - человеческое существование.

Экзистенция (существование) - это подлинное бытие ("Я") - переживание человеком своей единичности и неповторимости человеческой личности.

Экзистенцию окружает мир, другие люди, общество ("неподлинное бытие"). Оно чуждо и враждебно личности, старается поглотить ее. В жизни человека преобладают страдания. Его жизнь иррациональна. Страх - непременный атрибут жизни.

Экзистенции для сохранения своего "Я" необходимо обособиться от мира (неподлинного бытия), не слиться с окружающим миром.

Так как экзистенция и неподлинное бытие враждуют, то подлинное действие, свобода личности всегда вступает в неравный конфликт с неподлинным бытием. Тем не менее, человек должен вступать в этот конфликт

Задача человека - не в изменении мира (это невозможно), а в изменении своего отношения к нему. Он должен нести бремя жизни, понимая его, но не смиряясь с ним (с ясностью и пониманием выпавших на его долю испытаний).

Свобода. У человека есть свобода выбора поступков: или примириться с данной ситуацией, или не принимать ее (вплоть до самоубийства. Но это - уже отрицательный выбор!).

Человек не отвечает за прошлое и за будущее (его нельзя предвидеть в иррациональном мире). Он отвечает только за настоящее, за то, чтобы его выбор был свободным, независимым от внешних обстоятельств.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении