Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений» по Философии (Скрипкина Ж. Б.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агенство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Факультет Кафедра

Менеджмента и маркетинга Менеджмент организации

(день)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Философия"

на тему: "Социальная система как единство

подсистем и их взаимоотношений."

Пенза, 2010.

План: Введение. 3

1. Структура общества как целостного социального организма. 4

2. Основные сферы жизни общества. 8

3. Особые свойства общества как целого. 12

Заключение. 14

Список литературы. 15

Введение.

Цель работы состоит в изучении темы:"Социальная система как единство

подсистем и их взаимоотношений."

Задачи работы: рассмотреть структуру общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, выявить особые свойства общества как целого.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы ("социального организма"). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности и ценности), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Если давать определение понятию "общество", то можно сказать так: общество - это совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Современная философия исходит из представления, что общество, являясь органической частью природы, вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, чем природные системы. Так социальная философия в процессе изучения общества выделяет в нем ряд основных сфер, которым присущи собственные законы функционирования и развития. Вот эти вопросы я и хотела бы разобрать подробнее в своей работе.

Структура общества как целостного социального организма.

Структура - общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Мир не только разделен, но и един. Именно эти особенности мира и отражает понятие структуры и близкие к нему понятия организации, системы, порядка.

Структура общества состоит не только из отдельных элементов, частей в виде отдельных людей и их объединений, но также и из их свойств и отношений, позволяющих отделить одни социальные объекты от других.

Общество может быть представлено как система, имеющая два главных системообразующих компонента: люди и их взаимоотношения. Конечно, не может быть общества без отдельных индивидов, людей и отношений между ними. Общество включает в себя те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, семьи, народности, нации ,государства и сообщества. Каждая социальная общность представляет собой совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

* отдельные люди и их объединения;

* связи и отношения между людьми.

Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом сложным. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят скрытый, бесплотный, невещественный характер. Вот почему значение этих незримых отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу.

Немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самые распространенные из них:

1. Крайний индивидуализм, или анархизм. Существуют только отдельные люди, личности, а взаимоотношения и общественные связи нет. Отсюда следует, что категория "общество" есть вымысел, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, взаимодействий, а следовательно, и значение различного рода социальных образований, общественных организаций и государства.

2. Воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением

которого является фашизм. Социальные явления, отражаемые понятиями "общество", "государство", не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, конечно, тоже существуют, но они представляют собой всего лишь частицы, винтики, "моменты", как выражался Гегель, более широкого целого.

Люди и их взаимоотношения еще не выражают всей сложности социальной структуры. Структура общества многомерна. Очевидно, что реально существующее, живое общество предстает перед нами во всем многоцветье своих ярких красок, во всем многообразии бесчисленных элементов и частей. Социальная система включает в себя в качестве своих подсистем материальную, духовную и другие сферы жизни, каждая из которых имеет свои компоненты. Так, духовная сфера включает в себя религию, науку, искусство, право, нравственность и т.д. Все эти многообразные части общества скреплены, слиты между собой благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность отдельных элементов социальной структуры в единую целостность, подобно тому, как тесные связи между клетками создают живой организм.

Поэтому при социально-философском анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат.

Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как "элемент", "отношение", "организация", "система", "структура", в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как: "субъект", "объект", "идеальное", "социальная деятельность" и др.

Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического процесса развития философской мысли.

Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в античной философии. Так, в древнекитайской философии они определялись категорией дао, а в древнегреческой понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти. Но наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители XIX - XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. Им принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии. К числу этих понятий относятся следующие:

Под элементом или частью общества понимается мельчайшая частица социальной системы или некоторая их совокупность. В качестве элементов или частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. Указанные понятия во всяком случае обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом.

Под отношениями понимается взаимозависимость между частями, элементами общества. Устойчивые, постоянные, повторяющиеся отношения, взаимодействия между людьми постепенно приводят к формированию в обществе стабильных групп, институтов, которые в свою очередь вступают в те или иные взаимоотношения между собой. Богатство и разнообразие социальных отношений является признаком развитого демократического общества, и наоборот, их однообразие, неразвитость, скудость свидетельствует о тоталитарном, недемократическом характере того или иного общества.

Понятие "структура" отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

При характеристике социальной жизни часто используются две категории:

* Субъект. Человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на тот или иной объект.

* Объект. В качестве объекта могут выступать как вещи, так и люди. Но

в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

И наконец, обобщающим понятием социальной философии является категория "социальная структура". Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

Основные сферы жизни общества.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

1) Экономическая сфера включает в себя производство, распределение,

обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

2) Социальная сфера включает в огромный и разнообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рождается человек, происходит его первичная социализация-воспитание детей воспитание детей в семье и средствами семьи. Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы общество могло всецело передоверить его индивидам и первичным социальным группам. Рано или поздно оно берет на себя многие функции семьи. Общество активно включается в процесс воспитания и профессиональной подготовки. Так же функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

3)Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов - упрочение существующей политической власти. Других - ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

4) Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Важную и все более возрастающую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так или иначе, материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах или же в современных электронных носителях информации. Но все же главное в этих предметах - не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значимость для него тех или иных природных и социальных явлений. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает себя, свой духовный мир. И хотя некоторые направления современной философии доказывают ограниченность возможностей человеческого познания, нельзя не признать, что все достижения современной цивилизации в значительной мере - результат развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Именно поэтому деятельность ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора, служителя религиозного культа пользуется признанием общества, имеет высокий социальный статус даже в кризисные моменты общественного развития. Роль духовного производства проявляется, однако, не только в его больших созидательных, но, к сожалению, и в немалых негативных, разрушительных возможностях.

5) Материальное производство призвано создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда, доля которых постоянно увеличивается. В этой сфере трудятся земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие и инженеры, агрономы, руководители предприятий. Значимость этой сферы для общества общепризнанна. Трудом работников этой сферы добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки, медицины и управления.

Именно в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т.д. Однако это обстоятельство не дает оснований для преувеличения, а тем более для абсолютизации роли этой сферы, как и для ее противопоставления другим областям человеческой деятельности. Ее качественное отличие от других сфер жизни общества также не дает оснований для того, чтобы сводить к ней всю сложность, разнокачественность человеческой деятельности.

Особые свойства общества как целого.

Основа общественной структуры состоит из четырех видов человеческой деятельности. Отдельные социальные сферы создают общество как единую систему. Такая система обладает не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из составляющих частей. Как учил Аристотель, целое может быть понято только как нечто большее, нечто иное чем простая сумма составляющих его частей. При чем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, которых нет ни у одной из составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих ее элементов - водорода и кислорода, а свойства живого организма не сводятся к признакам составляющих его органов и тканей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Выделяют четыре свойства:

* самодеятельность,

* самоорганизация,

* саморазвитие,

* самодостаточность.

Следует отметить свойство самодостаточности. Оно несколько отличается от других свойств тем, что присуще только обществу в целом, а остальные не только обществу но и его составляющим сферам. Самодостаточность - это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей.

Самостоятельно функционировать, выжить в одиночку, обеспечить себя всем необходим не может ни одна из отдельных социальных групп. Такой способностью обладает лишь общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают общество как самодостаточную социальную систему. самостоятельно функционировать.

Целое, как учил Аристотель, может быть понято только как нечто большее, нечто иное чем простая сумма составляющих его частей. При чем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, которых нет ни у одной из составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих ее элементов - водорода и кислорода, а свойства живого организма не сводятся к признакам составляющих его органов и тканей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

Заключение.

В работе была изучена социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений . Рассмотрены вопросы: структура общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, особые свойства общества как целого. Был сделан анализ общества как целостной системы, рассмотрены ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли вперед в своем развитии материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические отношения людей, а также социальная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.

С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном взаимодействии друг с другом, которое проявляется в форме их экономических, политических и других отношений, сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Из данного взаимодействия складывается исторический процесс развития человечества. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс развития общества какой-то страны, так и исторический процесс развития всего человечества. Исторический процесс есть поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновления социальных структур, политических систем и духовной жизни.

Список использованной литературы.

1. Философия: Учебник для вузов /Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2005

2. Барулин В.С. "Социальная философия" Ч. 1 и П. М., 2002.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

4. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - С. 390-396.

5. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. - М.: ООО "ТК Велби", 2003 - 256 с.

6. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. С. 305-307.

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении