Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Статистическое изучение состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета» по Теории вероятностей и математической статистике (Пуляшкин В. В.)

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Статистика"

на тему "Статистическое изучение объёма, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета"

Вариант № 16

Исполнитель: Сафарова Альбина Ильгизовна

Специальность: ФК

№ зачетной книжки: 06ДФД70315

Руководитель: Фагамов Зульфир Исламович

Туймазы

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

3 1. Теоретическая часть

5 1.1. Задачи статистики государственного бюджета.

5 1.2. Основные концепции и определения.

6 1.3. Основные показатели статистики государственного бюджета

9 1.4. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации

13 1.4.1. Классификация статей доходов государственного бюджета.

15 1.4.2. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

17 2. Расчетная часть.

21 Задание 1.

21 Задание 2.

30 Задание 3.

34 Задание 4.

36 3. Аналитическая часть.

40 3.1. Постановка задачи

40 3.2. Методика решения задачи.

41 3.3. Технология выполнения компьютерных расчетов.

41 3.4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

43 Заключение

44 Список использованной литературы.

48 Приложение 1.

49 Приложение 2.

50 Введение

В процессе перехода от плановой экономики к рыночной существенно меняется роль государства, а с ней - и роль государственного бюджета, являющегося важным инструментом регулирования экономики. Рыночная экономика, в отличие от плановой, с одной стороны, освобождает бюджеты различных уровней власти от части расходов, связанных с дотацией государственного сектора экономики, с другой - требует от государства постоянного увеличения расходов на социальные нужды, НИОКР, создание необходимой инфраструктуры для поддержания конкурентоспособности страны. Именно поэтому очень остро встает проблема оптимизации состава и структуры доходных источников государства и выявления резервов роста доходов бюджета для обеспечения необходимых потребностей государства.

Целью данной курсовой работы является изучение статистического изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: раскрыть основные концепции, определения и показатели статистики государственного бюджета, а также изучить бюджетную классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации.

Для решения этих задач в теоретической части были рассмотрены задачи статистики государственного бюджета, классификация статей доходов и расходов государственного бюджета.

В расчетной части выполнены 4 практических задания:

* произведено исследование совокупности субъектов РФ по величине доходов и расходов их бюджетов;

* выявлено наличие корреляционной связи между доходами и расходами бюджета, установлено направление связи и измерена ее теснота;

* применен выборочный метод для определения ошибки выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности;

* найдена ошибка выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля;

* проведен анализ сезонных колебаний налоговых поступлений в процентах к валовому региональному продукту в регионе.

В аналитической части проведен статистический анализ динамики исполнения федерального бюджета в 2006 - 2007 гг. по данным, представленным на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Работа выполнена с использованием пакетов прикладных программ MS Word и MS Excel.

1. Теоретическая часть

1.1. Задачи статистики государственного бюджета

Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования, государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

* общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

* структуру доходов государственного бюджета;

* структуру расходов государственного бюджета;

* источники финансирования бюджетного дефицита;

* размеры государственного внутреннего долга;

* эффективность проведения государством фискальной политики;

* влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления. [1;253]

1.2. Основные концепции и определения

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц государственных организаций и учреждений, - доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции задаются в проведении государственной политики посредством преломления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило, перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.

Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:

* поступления или платежи;

* поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

* поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

* текущие или капитальные поступления (платежи);

* приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

* приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

Первые две категории касаются всех операций, две последующие - только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с государственными Финансовыми активами.

Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой - от него (платежи). Операции различаются по степени воз действия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах - уменьшаются.

Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком по гашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.

Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи - возмездные операции, налоги - безвозмездные). Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.

По целевому назначению платежи связаны или с текущей деятельностью, или с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

Возвратные финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.

В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе, т. е. на основе регистрации фактических денежных потоков, в то время как в СНС - на основе начисленных сумм, т. е. на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.). [3;148-149]

1.3. Основные показатели статистики государственного бюджета

К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:

* доходы;

* официальные трансферты;

* расходы;

* кредитование минус погашение (чистое кредитование);

* превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

Доходы (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Неналоговые поступления - это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией "доходы" и рассматривать и как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория "полученные официальные трансферты" выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.

Расходы - это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик -заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и "кредитования минус погашение".

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + (1)

+ Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета - инфляционным или неинфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться преимущественно неинфляционными способами, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями.

Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение Доходной части государственного бюджета к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели отрясают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вербального и горизонтального характера (межотраслевой и межтеррито-риальный). Статистические данные о государственном бюджете выполняет и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.

Анализ выполнения бюджета (для Российской Федерации возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом также по их видам и целевому использованию. На основе статистических данных можно определить влияние факторов, обусловивших отклонение от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки.

Влияние первого фактора на абсолютный прирост налога можно рассчитать по формуле:

Прирост Нб = (Б1 - Б0)/С0, (2)

а абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:

Прирост Нс = (С1-С0)/Б1, (3)

где Б1 и Б0 - размер налоговой базы соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде;

С1 и С0 - уровень налоговой ставки соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде.

Алгебраическая сумма прироста налогов в результате этих двух факторов равна общему приросту суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов. [2;217-219]

1.4. Бюджетная классификация и особенности статистики

государственного бюджета Российской Федерации

Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств - обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", принятом Государственной Думой 7 июня 1996 г. В дореформенный период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления централизованно планируемой экономики. Одним из важнейших отличий действовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В международных стандартах заимствование не рассматривается как часть доходов государственного бюджета. Таким образом, соотношение доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета отражалось подругой методологии, чем это было принято в международных стандартах, поэтому полученные данные не были сопоставимы с аналогичными показателями, исчисленными в соответствии с международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с СНС.

Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом "О бюджетной классификации в Российской Федерации" бюджетная классификация включает:

* классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

* функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

* классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

* классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

* классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

* классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

* ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в трактовке как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация расширена за счет показателей, применяемых при составлении и использовании бюджета. В ней наряду с блоками "Доходы" и "Расходы" появились новые блоки: "Финансирование бюджета" и "Государственный долг". Всего в составе бюджетной квалификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11 - классификации расходов бюджета, 1 классификация доходов.

Определение доходной и расходной части бюджета в основном соответствует требованиям международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации обусловлены необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, золотовалютными резервами, совокупными долговыми обязательствами государства, появлением новых расходов, трансфертных отношений с административной территориями.

1.4.1. Классификация статей доходов государственного бюджета

Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета приведена ниже.

Налоговые доходы

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые поступления

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

2. Доходы от реализации государственных запасов

3. Доходы от продажи земли и нематериальных активов

4. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

5. Административные платежи и сборы

6. Штрафные санкции, возмещение ущерба

7. Доходы от внешнеэкономической деятельности

8. Прочие неналоговые доходы

9. Безвозмездные перечисления:

а) нерезидентов и бюджетов других уровней,

б) государственных внебюджетных фондов,

в) государственных организаций,

г) наднациональных организаций,

д) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

10. Доходы целевых бюджетных фондов

Группировка доходной части российского бюджета на налоговые и неналоговые поступления свидетельствует о сближении отечественной классификации с международными стандартами. В соответствии с международными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения налогового законодательства. К неналоговым доходам - государственные доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или нематериальными активами, а также фактическая прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления. Доходы данной группы могут принимать форму лизинговых платежей и др.

Следует иметь в виду, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты, а в свою очередь общие доходы - на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе "Налоговые доходы", что не соответствует международным стандартам. До 1 января 1999 г. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включались в доходную часть бюджета, а не рассматривались в качестве источника финансирования дефицита бюджета как предусматривается международными стандартами.

1.4.2. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

Функциональная классификация расходов

бюджетов Российской Федерации

1. Государственное управление и местное самоуправление

2. Судебная власть

3. Международная деятельность

4. Национальная оборона

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому, прогрессу

7. Промышленность, энергетика и строительство

8. Сельское хозяйство и рыболовство

9. Охрана природной среды, гидрометеорология, картография и геодезия

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

11. Развитие рыночной инфраструктуры

12. Жилищно-коммунальное хозяйство

13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

14. Образование

15. Культура, искусство и кинематография

16. Средства массовой информации

17. Здравоохранение и физическая культура

18. Социальная политика

19. Обслуживание государственного долга

20. Пополнение государственных запасов и резервов

21. Финансовая помощь бюджетам других уровней

22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

23. Мобилизационная подготовка экономики

24. Прочие расходы

25. Целевые бюджетные фонды

Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной.

Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:

* текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);

* капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

* предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков наименований программ. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств. [4;186-195]

Расчетная часть

Задание 1. Исследование структуры совокупности.

Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах1 и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:

№ региона

п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

№ региона

п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1 4,2 5,4 16 1,2

3,1 2

3,8 5,2 17 3,6

4,5 3 6,4 8,7

18 2,2 3,8 4 2,1

3,2 19

0,9 1,9 5 2,4

4,6 20 2,3 3,1

6 2,0 3,5 21 3,5

4,6 7

0,7 2,0 22 4,4

6,2 8 3,9 5,0

23 4,8 7,2 9 8,0

7,4 24

7,5 8,0 10 4,2

6,0 25 0,8 1,7

11 2,5 4,6 26

3,5 4,7

12 3,9 4,9 27

4,1 6,5 13 7,6

8,6 28 6,3 8,6

14 4,1

5,8 29 5,3 6,8

15 0,5 1,8 30

5,2 7,1

По исходным данным:

1. Постройте статистический ряд распределения регионов по признаку - доходы бюджета, образовав, пять групп с равными интервалами.

2. Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значения моды и медианы.

3. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4. Вычислите среднюю арифметическую среднюю по исходным данным, сравните ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объясните причину их расхождения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение: 1. Построим статистический ряд распределения регионов РФ. В качестве группировочного признака возьмем величину доходов бюджета. Образуем 5 групп регионов с равными интервалами.

Величину интервала определим по формуле: где

= 8,0 (максимальное значение группировочного признака - доходы бюджета), = 0,5 (минимальное значение), n = 5 (число групп).

Следовательно, ширина интервала составит:

Обозначим границы групп.

1 группа:

0,5 - 2,0 2 группа:

2,0 - 3,5 3 группа:

3,5 - 5,0 4 группа:

5,0 - 6,5

5 группа: 6,5 - 8,0

Показатели, характеризующие рассматриваемые регионы, разнесем по пяти указанным группам и подсчитаем групповые итоги. Для этого составим рабочую таблицу 1.

Таблица 1

Расчетная таблица

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1 группа 0,5 - 2,0

7 0,7 2,0 15 0,5

1,8 16 1,2 3,1

19 0,9 1,9 25

0,8 1,7

Итого: 4,1

10,5 2 группа 2,0 - 3,5

4 2,1 3,2 5 2,4

4,6 6

2,0 3,5 11 2,5

4,6 18 2,2 3,8

20 2,3 3,1 Итого:

13,5

22,8 3 группа 3,5 - 5,0

1 4,2 5,4 2 3,8

5,2 8 3,9 5,0

10 4,2

6,0 12 3,9 4,9

14 4,1 5,8 17

3,6 4,5 21 3,5

4,6 22

4,4 6,2 23 4,8

7,2 26 3,5 4,7

27 4,1 6,5 Итого:

48,0

66,0 4 группа 5,0 - 6,5

3 6,4 8,7 28 6,3

8,6 29 5,3 6,8

30 5,2

7,1 Итого:

23,2 31,2 5 группа 6,5 - 8,0

9 8,0 7,4 13 7,6

8,6 24

7,5 8,0 Итого:

23,1 24,0 Итого:

111,9 154,5

Отсюда статистический ряд распределения регионов РФ по величине доходов бюджета имеет вид (табл. 2):

Таблица 2

Статистический ряд распределения регионов РФ

по величине доходов бюджета

Группы регионов по величине доходов бюджета, млн. руб.

Число

регионов

Удельный вес,

в % к итогу

0,5 - 2,0

5 16,7 2,0 - 3,5

6 20,0 3,5 - 5,0

12 40,0 5,0 - 6,5

4 13,3

6,5 - 8,0 3 10,0

Итого: 30 100,0

2. Построим графики полученного ряда распределения.

Построенный ряд является интервальным вариационным рядом. Для его изображения применяют гистограмму. При построении гистограммы на оси абсцисс откладываются величины интервалов, а частоты изображаются прямоугольниками, построенными на соответствующих интервалах.

Изобразим гистограмму полученного ряда распределения (рис. 1).

0,5 2,0 3,5 5,0 6,5 8,0

Рис. 1. Гистограмма распределения регионов РФ

по величине доходов бюджета

Для графического изображения вариационных рядов может также использоваться кумулятивная кривая. При помощи кумуляты (кривой сумм) изображается ряд накопленных частот. Накопленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот по группам и показывают, сколько единиц совокупности имеют значения признака не больше, чем рассматриваемое значение.

При построении кумуляты интервального вариационного ряда по оси абсцисс откладываются варианты ряда, а по оси ординат накопленные частоты, которые наносят на поле графика в виде перпендикуляров к оси абсцисс в верхних границах интервалов. Для ее построения рассчитаем накопленные частоты, в таблице 2 заменим столбик с удельными весами регионов на накопленную частоту (табл. 3).

Таблица 3

Группы регионов по величине доходов бюджета, млн. руб.

Число регионов

Накопленная

частота,

регионов

0,5 - 2,0 5 5 2,0 - 3,5

6 11 3,5 - 5,0

12 23

5,0 - 6,5 4 27

6,5 - 8,0 3 30

Итого: 30

Изобразим кумулятивную кривую полученного ряда распределения (рис. 2).

Рис. 2. Кумулята распределения регионов РФ

по величине доходов бюджета

Графически определим значения моды и медианы.

Для поиска моды воспользуемся гистограммой построенной на рисунке 1. В прямоугольнике, имеющем наибольшую высоту, проводим две линии, как показано на рис. 3. Из точки их пересечения опускаем перпендикуляр на ось абсцисс. Значение х на оси абсцисс в этой точке и есть мода (М0).

0,5 2,0 3,5 М0 5,0 6,5 8,0

Рис. 3. Графическое определение моды по гистограмме

По графику видно, мода приближенно равна М0 = 4.

Медиана рассчитывается по кумуляте (рис. 4).

Ме

Рис. 4. Графическое определение медианы по кумуляте

Из точки на оси ординат, соответствующей половине всех частот (порядковому номеру медианы), проводим прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения ее с кумулятой. Опустив из этой точки перпендикуляр на ось абсцисс, находим значение медианы (Ме). По исходным данным задания найдем порядковый номер .

По графику видно, медиана приближенно равна Ме = 4.

Т.к. точное значение по графику сложно, далее эти значения будут проверены аналитически (по формулам).

3. Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения аналитически: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану. Расчет оформим в таблице 4.

При расчете средней величины по интервальному вариационному ряду для выполнения необходимых вычислений переходят к их серединам.

Таблица 4

Расчетная таблица

Группы регионов по величине доходов бюджета, млн. руб.

Число регионов

Середина интервала xi

0,5 - 2,0 5

1,25 6,25 7,29

36,45 2,0 - 3,5

6 2,75

16,50 1,44 8,64

3,5 - 5,0 12 4,25

51,00 0,09 1,08

5,0 - 6,5

4 5,75 23,00 3,24

12,96 6,5 - 8,0

3 7,25 21,75 10,89

32,67

Итого: 30

118,50 22,95 91,80

Используя среднюю арифметическую взвешенную, определим среднюю величину доходов бюджета:

млн. руб., где k - число вариантов.

Среднее квадратическое отклонение составит:

млн. руб.

Коэффициент вариации равен:

.

Найдем моду и медиану аналитически.

Моду интервального ряда найдем по формуле:

где хо - нижняя граница модального интервала (модальным называется интервал, имеющий наибольшую частоту); h - ширина модального интервала; fМо - частота модального интервала; - частота интервала, предшествующего модальному; - частота интервала, следующего за модальным.

Интервал с границами 3,5 - 5,0 в данном распределении будет модальным, т.к. он имеет наибольшую частоту (12).

Тогда мода равна: млн. руб., подтверждает найденное значение по графику.

Медиану интервального ряда найдем по формуле:

где хо - нижняя граница медианного интервала (медианным называется первый интервал, накопленная частота которого превышает половину общей суммы частот); h- ширина медианного интервала; - накопленная частота интервала, предшествующего медианному; - частота i-го интервала, i= 1, 2, ., k; mMe - частота медианного интервала.

Для определения медианного интервала найдем накопленную частоту каждого последующего интервала до тех пор, пока она не превысит суммы накопленных частот (в данном случае - 15).

По последнему столбику таблицы 3 делаем вывод, что медианным является интервал 3,5 - 5,0.

Тогда медиана равна: млн. руб., подтверждает найденное значение по кумуляте.

4. Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным и сравним ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения.

По исходным данным (табл. 1) средняя арифметическая равна:

млн. руб.

Если среднее значение признака в каждом интервале заменяется серединой интервала, то из-за условности назначения границ в верхнем и нижнем интервалах фактическое общее среднее значение может быть или выше расчетного - при общей тенденции увеличения анализируемого признака, или ниже - при общей тенденции снижения уровня показателя. В данном случае средняя величина доходов бюджета в среднем на регион по интервальному ряду в 3,95 млн. руб. дает завышенные результаты по сравнению с расчетом по несгруппированным данным в 3,73 млн. руб.

Выводы: Группировка регионов РФ по величине доходов бюджета показала (табл. 3), что в основном преобладают регионы третьей группы (12 из 30) с доходом бюджета от 3,5 до 5,0 млн. руб. Их удельный вес в общей численности регионов РФ составляет 40,0%. Только три региона (10%) имеют доход бюджета от 6,5 до 8,0 млн. руб. Минимальный доход бюджета от 0,5 до 2,0 млн. руб. имеют 5 регионов (16,7).

Средний доход равен 3,73 млн. руб. Размах вариации значений дохода бюджета составляет 7,5 млн. руб. (8,0 - 0,5).

Среднее квадратическое отклонение - 1,75 тыс. руб. Полученная величина показывает, что величина дохода бюджета отклоняется от средневзвешенной величины дохода бюджета в среднем на 1,75 млн. руб.

Если V не превышает 33%, то совокупность по рассматриваемому признаку можно считать однородной. В данном случае . Следовательно, данная совокупность регионов РФ по величине дохода бюджета неоднородна.

На основе полученных значений структурных средних можно заключить, что наиболее распространенным, типичным является доход бюджета в 4,1 млн. руб. В то же время, более половины регионов РФ имеют доход бюджета свыше 4,0 млн. руб. при среднем уровне 3,73 млн. руб.

Из соотношения следует вывод о левосторонней асимметрии распределения регионов РФ по величине дохода бюджета.

Задание 2. По исходным данным:

1. Установите наличие и характер связи между признаками - доходы и расходы бюджета, образовав, пять групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

а) аналитической группировки,

б) корреляционной таблицы.

2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Решение: 1. Установим наличие и характер связи между признаками - доходы и расходы бюджета.

а) Для проведения аналитической группировки используем данные таблицы 1. Результаты группировки занесем в таблицу 5 и определим общие итоги в абсолютных величинах по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю и их средние значения на один регион.

Таблица 5

Аналитическая группировка регионов РФ

по величине дохода бюджета, млн. руб.

Группы регионов по величине доходов бюджета, млн. руб.

Число

регионов

Доходы бюджета

Расходы бюджета

всего

в среднем на один

регион всего

в среднем на один

регион

0,5 - 2,0 5 4,1

0,82 10,5 2,10

2,0 - 3,5 6 13,5

2,25

22,8 3,80 3,5 - 5,0

12 48,0 4,00 66,0

5,50 5,0 - 6,5 4

23,2

5,80 31,2 7,80

6,5 - 8,0 3 23,1

7,70 24,0 8,00

Итого:

30 111,9 154,5

в среднем на

один регион

3,73

5,15

По результатам аналитической группировки можно сделать вывод, что доходы и расходы бюджета находятся в прямой зависимости. Из таблицы видно, что с увеличением доходов бюджета увеличиваются и расходы бюджета.

б) Для построения корреляционной таблицы образуем пять групп по результирующему признаку - расходы бюджета. Максимальное значение расходов бюджета равно 87,7 млн. руб., а минимальное - 1,7 млн. руб., тогда величина интервалов равна:

Обозначим границы групп по группировочному признаку - расходы бюджета:

1 группа:

1,7 - 3,1 2 группа:

3,1 - 4,5 3 группа:

4,5 - 5,9 4 группа:

5,9 - 7,3

5 группа: 7,3 - 8,7

По данным таблицы 1 построим корреляционную таблицу 6.

Таблица 6

Распределение регионов РФ по величине

доходов и расходов бюджета, млн. руб.

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1,7-3,1

3,1-4,5 4,5-5,9

5,9-7,3 7,3-8,7

0,5 - 2,0 4 1

5

2,0 - 3,5 4 2

6 3,5 - 5,0

8 4 12 5,0 - 6,5

2

2 4 6,5 - 8,0

3 3 4 5

10 6 5 30

Корреляционная таблица также подтверждает, что между признаками доходы и расходы бюджета существует прямая связь.

2. Проверка адекватности регрессионной модели может быть дополнена корреляционным анализом. Для этого необходимо определить тесноту корреляционной связи между переменными х и у. Теснота корреляционной связи, как и любой другой, может быть измерена эмпирическим корреляционным отношением , когда (межгрупповая дисперсия) характеризует отклонения групповых средних результативного признака от общей средней: , где , и - средние и численности по отдельным группам, .

По данным таблицы 1 проведем промежуточные расчеты, результаты вычислений оформим в табл. 6.

Отсюда получаем:

; .

Таблица 6

Данные для определения эмпирического корреляционного отношения

Группы регионов по величине доходов бюджета,

млн. руб. Число

регионов

Расходы бюджета,

0,5-2,0

15 1,8 11,2225

7 2,0 9,9225

25 1,7 11,9025

19

1,9 10,5625

16 3,1 4,2025

Итого по группе:

5 10,5

Среднее значение у

2,1 9,30 2,0-3,5

6 3,5 2,72

4 3,2

3,80 18 3,8

1,82 20 3,1

4,20 5 4,6

0,30

11 4,6 0,30

Итого по группе:

6 22,8 Среднее значение у

3,8

1,82 3,5-5,0

21 4,6 0,30

26 4,7 0,20

17

4,5 0,42 2

5,2 0,00 8

5,0 0,02 12

4,9

0,06 14 5,8

0,42 27 6,5

1,82 1 5,4

0,06

10 6,0 0,72

22 6,2 1,10

23 7,2 4,20

Итого по группе:

12 66,0 Среднее значение у

5,5 0,12 5,0-6,5

30 7,1 3,80

29

6,8 2,72 28

8,6 11,90 3

8,7 12,60 Итого по группе:

4 31,2

Среднее значение у

7,8 7,02 47 - 55

24 8,0 8,12

13

8,6 11,90 9

7,4 5,06 Итого по группе:

3 24,0 Среднее значение у

8,0

8,12 Итого:

30 154,5 126,44

Среднее значение у

5,2

Тогда , следовательно, между данными признаками существует весьма тесная связь, что подтверждает выводы аналитической группировки и с помощью корреляционной таблицы.

Найдем коэффициент детерминации следовательно, на 88,1% вариация расходов бюджета зависит от вариации доходов бюджета и на 11,9% зависит от неучтенных факторов.

Задание 3. По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 вычислите:

1. Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение: 1. Определим стандартную ошибку выборки среднего остатка материальных оборотных средств по формуле: .

В результате выполнения задания 1 были получены следующие значения: млн. руб.; млн. руб.

Т.к. исходные данные являются результатом 25%-ной механической выборки, то генеральная совокупность включает 120 регионов.

Соответственно стандартная ошибка выборки среднего дохода бюджета при и составит:

.

Следовательно, стандартная ошибка выборки среднего денежного дохода в среднем на один регион равна 0,277 млн. руб.

Для определения предельной ошибки из условия Ф(t) = 0,683 по таблице найдем t = 1,0. Тогда ,

а интервальная оценка генеральной средней равна

, или с учетом полученных значений имеем:

. Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что величина среднего дохода бюджета в среднем на один регион, в целом по регионам РФ находится в пределах от 3,673 до 4,227 млн. руб.

2. Согласно таблице 2 доля регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более составляет регионов, а относительная частота

Тогда стандартная ошибка относительной частоты равна:

,

а предельная ошибка относительной частоты с вероятностью 0,683 составит .

Определим интервальную оценку генеральной доли, вероятности 0,954. По формуле с учетом полученных значений получим или .

Следовательно, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что ошибка выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более составит 6,6%, генеральная доля таких регионов находится в пределах от 15,7 до 28,9%.

Задание 4. Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:

Месяц

Налоговые поступления в % к ВРП

2002 г. 2003 г.

2004 г. Январь

2,5 2,6

2,4 Февраль

2,6 2,7 2,3 Март

3,0 2,8 2,5 Апрель

2,9 2,8

2,1 Май 2,8

2,7 2,3 Июнь

2,7 2,8 2,2 Июль

2,9 2,7

2,6 Август

2,8 2,7 2,6 Сентябрь

2,9 2,8 2,7 Октябрь

3,0 2,9

2,8 Ноябрь

3,1 3,0 3,6 Декабрь

3,2 2,9 5,3

ВРП в 2002 г. составил 26 млрд. руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. и 32,2 млрд. руб. Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:

1. Определите индексы сезонности методом простой средней.

2. Постройте график сезонной волны.

Осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%.

Решение: 1. Определим:

- среднемесячные уровни налоговых поступлений в % к ВРП за три года, применяя формулу средней арифметической простой: ;

- общую (постоянную) среднюю по формуле: ;

- индексы сезонности как процентное отношение средних для каждого месяца к общему среднемесячному уровню ряда: .

Результаты вычислений оформим в таблице 8.

Таблица 8

Налоговые поступления в % в ВРП по месяцам года

и расчет индексов

Месяц Налоговые поступления в % к ВРП

Индексы сезонности

, %

2002 г. 2003 г.

2004 г. Среднемесячные

Январь 2,5

2,6 2,4

2,50 88,94 Февраль

2,6 2,7 2,3 2,53

90,01 Март 3,0

2,8 2,5

2,77 98,55 Апрель

2,9 2,8 2,1 2,60

92,50 Май 2,8

2,7 2,3

2,60 92,50 Июнь

2,7 2,8 2,2 2,57

91,43 Июль 2,9

2,7 2,6

2,73 97,12 Август

2,8 2,7 2,6 2,70

96,06 Сентябрь

2,9 2,8

2,7 2,80 99,61

Октябрь 3,0

2,9 2,8 2,90 103,17

Ноябрь

3,1 3,0 3,6 3,23

114,91 Декабрь

3,2 2,9 5,3 3,80

135,19

Итого: 34,4

33,4 33,4 33,73

1200,0 В среднем:

2,81

100,0

Анализ данных табл. 8 позволяет сделать следующие выводы:

* налоговые поступления характеризуются выраженной сезонностью;

* налоговые поступления по отдельным месяцам года откланяются от среднемесячной до 35%;

* наименьшие налоговые поступления в % к ВРП просматриваются в начале года в январе месяце (88,94%), а наибольшие к концу года в декабре (135,19%).

Т.к. ВРП в 2002 г. составил 26 млрд. руб., то налоговые поступления в % к ВРП составили - млрд. руб., а в 2003 г. и 2004 г. соответственно - млрд. руб. и млрд. руб.

2. Построим график сезонной волны налоговых поступлений в % к ВРП (рис. 6). Штриховой линией на графике отметим график среднего индекса, который равен 100%.

Рис. 6. Сезонная волна налоговых поступлений в % к ВРП

(изменение индексов в течении года)

По графику видно, что налоговые поступления % к ВРП резко увеличиваются к концу года.

3.Спрогнозируем налоговые поступления в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%. Для этого перемножим предполагаемые налоговые поступления в % к ВРП в 2005 году (70/12=5,833%) на соответствующие индексы сезонности (табл. 9).

Таблица 9

Прогноз налоговых поступлений в % к ВРП по месяцам 2005 г.

Месяц Среднемесячные

налоговые поступления

в % к ВРП за 2005 г.

Индексы сезонности

, % Прогноз налоговых поступлений в % к ВРП

Январь 5,83

88,94

5,2 Февраль

5,83 90,01 5,2

Март 5,83 98,55

5,7 Апрель

5,83 92,50 5,4

Май 5,83 92,50

5,4 Июнь 5,83

91,43

5,3 Июль 5,83

97,12 5,7 Август

5,83 96,06 5,6

Сентябрь

5,83 99,61 5,8

Октябрь 5,83

103,17 6,0 Ноябрь

5,83

114,91 6,7 Декабрь

5,83 135,19 7,9

Итого: 69,96

1200,0

69,9 Суммарный прогноз налоговых поступлений равен не 70%, а 69,9% - эта небольшая погрешность - следствие округлений).

3. Аналитическая часть

3.1. Постановка задачи

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд государства, используемый для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Основой изучения госбюджета является бюджетная классификация, представляющая группировку доходов и расходов бюджета.

Анализ выполнения бюджета может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования.

О масштабах перераспределительных процессов, осуществляемых посредством государственного вмешательства, свидетельствует показатель, представляющий отношение доходной части государственного бюджета к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Статистическое изучение доходов и расходов бюджета строится на основе рядов динамики. Статистика оценивает влияние факторов, обусловивших отклонение от плана. В частности, основными факторами, влияющими на величину налоговых доходов, являются изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.

Информация о финансах в Российской Федерации представлена на сайте Федеральной службы государственной статистики на главной странице в разделе - Россия в цифрах - Финансы. Основные показатели об исполнении бюджета в 2006 - 2007 гг. приводятся в Приложениях 1 и 2.

Проведем анализ динамики исполнения федерального бюджета в 2006 - 2007 гг. по данным, представленным в табл. 1, для чего рассчитаем следующие показатели:

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста;

- динамику выполнения плана. [5;77]

Таблица 1

Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации

Утверждено Федеральным законом "О Федеральном бюджете на ___", млрд. руб.

Фактическое исполнение

2006 г.

2007 г. 2006 г.

2007 г. Доходы

6170,5 7443,9 6276,3

7779,1

Расходы 4431,1

6531,4 4281,3 5983,0

Профицит

1739,4

912,5 1995,0 1796,1

3.2. Методика решения задачи

Расчет показателей анализа динамики осуществим по формулам, представленным в табл. 2.

Таблица 2

Показатель

Формула расчета

Абсолютный прирост

(1)

Темп роста

(2) Темп прироста

(3) Фактическое исполнение (относительный показатель выполнения плана - ОПВП) в % к утвержденному бюджету найдем по формуле:

(4)

3.3. Технология выполнения компьютерных расчетов

Расчеты показателей анализа данных о результатах экономической деятельности РФ выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц МS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл. 1) и расчетных формул (1)-(4) (в формате Excel) представлено в табл. 3 (рис. 1).

Результаты расчетов приведены в табл. 4 (рис. 2).

Рис. 1. Исходные данные и расчетные формулы

Рис. 2. Результаты расчетов

3.4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.

В 2006 г. бюджет фактически исполнение по сравнению с утвержденным бюджетом по доходам перевыполнен на 105,8 млрд. руб. или на 1,7%, по расходам недовыполнен на 149,8 млрд. руб. или на 3,4%.

В 2007 г. бюджет фактически перевыполнен по доходам на 335,2 млрд. руб. или на 4,5% и недовыполнен по расходам на 548,4 млрд. руб. или на 8,4%.

В целом можно сделать вывод, что фактически бюджет в 2007 г. вырос по сравнению с 2006 г.: по доходам - на 1502,8 млрд. руб.; по расходам - на 1701,7 млрд. руб.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества. В результате написания данной курсовой работы автор пришел к следующим выводам:

1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2. Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

3. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

4. Источники формирования и направления использования государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (функциональная классификация); по их экономическому содержанию (экономическая классификация); по распределению бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.

5. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

- государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики;

- государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем;

- государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов;

- бюджета ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде;

- государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

Как показала аналитическая часть, что фактически бюджет в 2007 г. вырос по сравнению с 2006 г.: по доходам - на 1502,8 млрд. руб.; по расходам - на 1701,7 млрд. руб., т.е. просматривается положительная динамика увеличения государственного бюджета.

Список использованной литературы

1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Переяслова И.Г. Статистика: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

3. Статистика: учеб./И.И. Елисеева [и др.]; под. ред. И.И. Елисеевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Статистика: Учеб. пособие/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд.экон.наук В.Г. Ионина. - М.:ИНФРА-М,2005.

5. Чижова Л.П. Практикум по социально-экономической статистике: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2003.

Исполнение федерального бюджета в 2006 году1)

Принято

Федеральным законом

"О федеральном бюджете

на 2006 год", млрд.рублей2)

Фактическое исполнение

за 2006г.

млрд. рублей

в % к

утвержденному бюджету

на 2006г. Доходы

6170,5 6276,3 101,7

из них:

налог на прибыль организаций

485,7 509,9 105,0

единый социальный налог

310,4

315,8 101,7 налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

958,1 924,2 96,5

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

576,4

586,7 101,8 акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской Федерации

90,9 93,2 102,5

ввозимым на территорию Российской Федерации

16,6 17,3 103,7

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1104,2 1116,7 101,1

доходы от внешнеэкономической деятельности

2301,2 2306,3 100,2

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

113,3 146,4 129,1

платежи при пользовании природными ресурсами

53,5 77,4 144,6

Расходы 4431,1

4281,3 96,6 из них на:

общегосударственные вопросы

623,2 529,7 85,0

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

171,5 169,0 98,6

национальную оборону

686,1 681,8 99,4

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

556,3 550,2 98,9

национальную экономику

258,6 345,0 96,2

из нее на:

топливо и энергетику

8,1 7,5

92,7 сельское хозяйство и рыболовство

26,1 26,1 100,0

транспорт

136,2

132,2 97,1 связь и информатику

13,6 6,1 44,7 прикладные научные исследования в области национальной экономики

45,6 45,4 99,5

другие вопросы в области национальной экономики

67,6 66,5 98,5

жилищно-коммунальное хозяйство

54,3 52,7 97,0

социально-культурные мероприятия

644,7 616,4 95,6

межбюджетные трансферты

1500,9 1498,9 99,9

Профицит

1739,4 1995,0 114,7

1) Предварительные данные.

2) С учетом Федерального закона от 1 декабря 2006г. №197-ФЗ.

Процентные платежи (обслуживание государственного долга) в 2006г. составили 169,0 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 3,9%.

Профицит федерального бюджета в 2006г. сложился в сумме 1995,0 млрд.рублей.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007 г. 1)

Утверж-

дено Федеральным законом о федеральном бюджете, млрд. руб.

Фактическое

исполнение

млрд. руб.

в процентах

к утверж-

денному бюджету

Доходы

7443,9 7779,1 104,5

из них:

налог на прибыль организаций

635,6

641,3 100,9 единый социальный налог

389,1 405,0 104,1

налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые

на территории Российской Федерации

1381,9 1390,4 100,6

на товары, ввозимые на территорию

Российской Федерации

848,8 871,1 102,6

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской

Федерации

107,4 108,8 101,4

ввозимым на территорию Российской

Федерации

25,5

26,2 102,8 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1114,7 1157,4 103,8

доходы от внешнеэкономической деятельности

2364,3

2408,3 101,9 доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88,2 265,4 300,8

платежи при пользовании природными ресурсами

46,6

61,3 131,7 Расходы

6531,4 5983,0 91,6

из них:

на общегосударственные вопросы

1122,1 812,1 72,4

из них на обслуживание государственного и

муниципального долга

149,1

143,1 96,0 на национальную оборону

839,1 831,9 99,1

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

674,8

667,0 98,8 на национальную экономику

730,2 692,6 94,8

из нее:

на топливо и энергетику

12,7 8,3 65,8 на сельское хозяйство и рыболовство

27,1 27,8 102,8

на транспорт

218,6

172,6 78,9 на связь и информатику

28,7 14,1 49,3

на прикладные научные исследования в

области национальной экономики

60,9 60,7 99,7

на другие вопросы в области

национальной экономики

323,5

348,3 107,7 на социально-культурные мероприятия

920,9 776,1 84,3

на межбюджетные трансферты

1939,7

1900,1 98,0 Профицит

912,5 1796,1 196,8

1) По оперативным данным Федерального казначейства.

1 Доходы включают в себя поступления от налога на прибыль организаций, налога на физических лиц, акцизов, налогов на имущество, платежей за пользование природными ресурсами.

-

- 49

Приложение 1

50 Приложение 2

Показать полностью…
Похожие документы в приложении