Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Роль фондов ОМС в реализации социальных программ государства» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет Финансы и кредит

Специальность Бакалавр экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина "Финансы"

Роль фондов ОМС в реализации социальных программ государства

Студент Калашникова Е. В.

Курс 3

Группа № 221352

Москва - 2010

Содержание

Введение.3

Глава1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации.

1.1 Система ОМС России. Задачи, функции фондов.5

1.2 Московский городской фонд обязательного медицинского13

Глава 2. Особенности финансирования ФОМС в РФ и перспективы их развития за 2007-2010 гг.

2.1 Анализ доходов и расходов ФФОМС.18

2.2 Анализ доходов и расходов ТФОМС (Москвы).23

2.3 Перспективы развития и пути решения проблем ФОМС.29

Заключение33

Список литературы37

Введение

В данной курсовой работе будут раскрываться такие понятия, как обязательное медицинское страхование (ОМС) и его фонды. Дадим понятиям определения:

Обязательное медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии получения медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных средств.

ОМС позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.

Фонды ОМС различают федеральный и территориальный. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.1

Территориальные фонды (ТФОМС) обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".

По состоянию на 1 января 2010 года в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 83 территориальных фонда обязательного медицинского страхования. 2

Именно фонды обязательного медицинского страхования и являются объектом данной курсовой работы.

А так же актуальными остается вопрос об их роли в реализации социальных программ государства. Этот вопрос является предметом исследования.

Задачи курсовой работы:

1. Показать причины создания фондов ОМС

2. Охарактеризовать систему организации этих фондов

3. Рассмотреть особенности доходов и расходов данных фондов

4. Выявить основные проблемы развития

Для достижения этих задач будет использована общеэкономическая и учебная литература. А также надежные и достоверные источники из сети Интернет.

Цель курсовой работы на основе выявленных проблем проанализировать официальные предложения по развитию этих фондов и обосновать направления по их дальнейшему совершенствованию.

Глава 1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации

1.1 Система ОМС России. Задачи, функции фондов

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации.3 Там прописано:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.[2]

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 83 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).

[3,4]

Рис. 1. Структура ФОМС

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

* Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

* Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

* Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

* Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

* финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

* обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

* аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект "Здоровье", пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

Рис. 2 Эмблема ФФОМС

Эмблемой Федерального фонда обязательного медицинского страхования является равноконечный крест белого цвета (Рисунок 2). Окантовка креста - красного цвета. На центральную часть креста наложен круглый медальон. В центре медальона - кадуцей. Поле медальона белого цвета. Окантовка медальона и кадуцей - красного цвета. Эмблема Федерального фонда обязательного медицинского страхования может выполняться в одноцветном изображении.

Эмблема Федерального фонда ОМС согласована в Геральдическом Совете при Президенте Российской Федерации. Письмо Государственного герольдмейстера Г.В. Вилинбахова от 26 сентября 2007 г. № А62-2-339.

Эффективность ОМС как системы во многом зависит от адекватности информационного отражения реальных процессов происходящих в отрасли. Информационное обеспечение системы ОМС направлено прежде всего на повышение гибкости, оперативности и прозрачности системы ОМС.

Решение таких важных задач как:

* объективный расчет необходимого объема финансирования требуемого для финансового покрытия базовых государственных гарантий, основанных на федеральных стандартах оказания медицинской помощи, с учетом перехода на преимущественно одноканальную систему финансирования через систему ОМС;

* финансовое обеспечение условий для устойчивого развития всей отрасли;

* экономический расчет стоимости страхового года;

* объективное обоснование размеров отчислений в систему ОМС, необходимых для обеспечения ее финансовой устойчивости;

* построение эффективной системы управления расходами и обеспечения контроля рационального использования имеющихся ресурсов;

невозможно без адекватной по сложности системы информационного обеспечения.

Базисом для создания эффективной системы управления ОМС является создание единой интегрированной системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, основанной на повсеместном использовании современных информационных технологий в рамках единого информационного пространства ОМС.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

1. осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2. разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3. осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств ФФОМС;

4. выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5. осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Федеральной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

6. осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7. осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

9. участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

10. осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

11. организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

12. изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

13. обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

14. участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

15. ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении. [3]

1.2 Московский городской фонд ОМС

Система обязательного медицинского страхования (ОМС) - одна из форм социальной защиты интересов населения. В ее основе лежат 2 закона: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В настоящее время в г. Москве в системе ОМС работает свыше 640 медицинских учреждений и 8 страховых медицинских организаций, все они обеспечивают права москвичей при получении медицинской помощи.

В соответствии с законом о медицинском страховании финансовое обеспечение прав москвичей в системе обязательного медицинского страхования в г. Москве возложено на Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. МГФОМС выполняет также задачи по созданию условий для обеспечения потребностей населения в медицинском обслуживании и повышении его качества в рамках обязательного медицинского страхования.

В МГФОМС в целях обеспечения прав пациентов работает специальное подразделение, рассматривающее обращения граждан.

Предоставление медицинской помощи в столице и порядок реализации прав и интересов застрахованных определены "Порядком и условиями предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС" и "Положением об обеспечении и защите прав граждан при получении медицинской помощи по Московской городской программе обязательного медицинского страхования".

Правила ОМС населения г. Москвы учитывают и особенности московского мегаполиса. В них четко определен круг лиц, имеющих право на получение полиса ОМС и, соответственно, бесплатной медицинской помощи.

Жители г. Москвы при обращении за медицинской помощью в медучреждения, работающие в системе ОМС г. Москвы, имеют право на:

* получение медицинской помощи, объем, виды и сроки предоставления которой определены условиями Московской городской программы ОМС;

* обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

* облегчение боли, связанной с заболеваниями и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

* получение информации о своих правах и обязанностях;

* получение информации о состоянии своего здоровья;

* уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

* сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении;

* информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

* отказ от медицинского вмешательства;

* допуск адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав;

* выбор страховой медицинской организации;

* выбор врача, в том числе семейного, с учетом его согласия, и медицинского учреждения (в соответствии с договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС).

Пациент, права которого нарушены, может обжаловать решения или действия, нарушающие его права, потребовать взыскания убытков и компенсации за моральный ущерб, возмещения вреда, причиненного его здоровью. При этом возможны досудебная форма защиты или обращение с иском в суд. Выбор способа защиты нарушенных прав пациент осуществляет самостоятельно.

Для реализации своих прав пациент может обратиться с жалобой: к руководителю или иному должностному лицу медицинского учреждения, а также в соответствующий орган управления здравоохранением, в страховую медицинскую организацию, взявшую на себя ответственность по оплате медицинской помощи, предоставляемой пациенту, и защите его прав, в городскую арбитражную экспертную комиссию (ГАЭК), в суд. К большому сожалению, практика нашей работы ежедневно убеждает в значительной правовой неосведомленности москвичей.

Для защиты прав гражданина на получение медицинской помощи в системе ОМС необходимо прежде всего обладать информацией о видах медицинской помощи, медицинских учреждениях, в которых эту помощь можно получить, о страховых медицинских организациях, участвующих в реализации программы ОМС, о реестре медицинских услуг, предоставляемых взрослому и детскому населению, о стандартах стационарной помощи. Вся эта информация вполне доступна каждому застрахованному, поскольку в полисе ОМС, имеющемся у него на руках, указаны реквизиты страховой медицинской организации, которая и осуществляет по закону защиту прав застрахованных. Гражданин вправе обратиться к своему страховщику по любому вопросу, касающемуся реализации его права на медицинскую помощь по ОМС, или предъявить претензии в случае нарушения этого права.

Со своей стороны страховая медицинская организация обязана информировать застрахованных о действующей программе ОМС, условиях ее выполнения, о правах застрахованных, об обязанностях страховщика и медицинского учреждения по организации и обеспечению медицинской помощи, о тех медицинских учреждениях, с которыми она имеет договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС.

Более того, страховщик представляет по доверенности застрахованного и защищает его интересы и права на получение медицинской помощи в учреждениях и организациях, а в случае нанесения вреда здоровью застрахованного по вине лечебного учреждения страховая медицинская организация вправе обратиться в суд для привлечения к ответственности юридических или физических лиц.

По договору на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС, заключенному между страховщиком и медицинским учреждением, обе стороны обязаны осуществлять своевременное рассмотрение всех поступающих от застрахованных жалоб, просьб, обращений, заявлений и принимать необходимые меры по устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы.

Сейчас на рынке медицинских услуг существует множество предложений, которые различаются не только объемом оказываемой помощи, но и ее стоимостью. В одной и той же поликлинике или больнице одновременно идет прием или лечение пациентов и по системе ОМС, то есть бесплатно, и на платной основе. Не разобравшись до конца, не зная своих прав, некоторые пациенты получают помощь на платной основе, а в последующем требуют возвратить затраченные средства.

Кроме того, в каждом из десяти административных округов г. Москвы постоянно работают представители МГФОМС. Они проводят политику Фонда на местах: контролируют выдачу полисов ОМС, выявляют нарушения порядка предоставления медицинской помощи непосредственно в районных медицинских учреждениях, следят за работой страховых медицинских организаций. 4[4]

В заключение главы 1 обратим внимание на то, что фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Субъектами РФ гарантируется также дополнительный объём бесплатной медицинской помощи. Так, например, в Санкт-Петербурге по программе ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения при инфекционных и паразитарных заболеваниях. В рамках программы ОМС осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Глава 2. Особенности финансирования ФОМС в РФ и перспективы их развития

2.1. Анализ доходов и расходов ФФОМС за 2007-2010гг.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования зачисляются следующие доходы:

1) налоговые доходы:

o единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в Фонд (до 1 января 2010г.) С 2010г. ЕСН заменяется страховыми взносами.5

o доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

* налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 0,5%;

* минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 2%;

* единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5%;

* единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2%;

2) неналоговые доходы:

o недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд;

o доходы от размещения временно свободных средств Фонда;

o штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3) безвозмездные поступления - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду и прочие.

Расходы ФФОМС следующие:

1) Содержание аппарата органов управления, финансовое обеспечение деятельности фонда, информатизация системы ОМС

2) Субвенции, субсидии и дотации бюджетам ТФОМС6

3) Оказание помощи отдельным категориям граждан

Рассмотрим динамику изменений доходов и расходов ФФОМС с 2007 по 2010гг. (таблица 1.)

Таблица 1. Исполнение бюджета ФФОМС, млн. руб.

2007 2008

2009 2010 Доходы

ЕСН (с 2010г. Страховые взносы

65 447,0

88 273,4 88 832,9

Средства ФБ на целевое финансирование

73 464,4 73 327,2

36 701,6

Прочие

732,0 1 019,7 1 028,3

Всего доходов

139 643,4

162 620,3 126 562,8

105 085,0 Расходы

Фин. Обеспечение деятельности фонда

149,2

786,4 606,0

Выравнивание фин. Условий ТФОМС (субвенции, субсидии, дотации)

110 933,8 108 876,6

107 817,9

Прочие

28 490,0 59 043,3

21 613,4 Всего расходов

139 573,0

168 706,3 130 037,3

110 085,0

Проанализируем состав и структуру доходов и расходов ФФОМС РФ.

2007г.

Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 139 643 млн. рублей, по расходам в сумме 139 573 млн. рублей. При утверждении бюджета расчетный дефицит прогнозировался в размере 17,6 млрд. рублей, обеспечение которого предусматривалось за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда. Они были утверждены Федеральным законом от 03.12.2008 N 241-ФЗ

"Об исполнение бюджета ФФОМС за 2007г." [13]

2008г. Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на 2008 г были утверждены федеральным законом от 21 июля 2008 г N184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в сумме 130 595,7 млн. руб, расходы - в сумме 133 022,7 млн. руб.

Как говорится в материалах, подготовленных Минздравсоцразвития к заседанию президиума правительства РФ, бюджет Федерального фонда ОМС за 2008 г исполнен по доходам в сумме 162 620,3 млн. руб.

Расходная часть бюджета Федерального фонда ОМС за 2008 г исполнена в сумме 168 706,3 млн руб, Дефицит бюджета составил 6086,0 млн. руб.[12]

2009г.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон №256-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год".

Доходы бюджета Фонда на 2009 год утверждены Законом о бюджете в сумме 119 070,0 млн. рублей, расходы - в сумме 114 070,0 млн. рублей с расчетным профицитом бюджета 5 000,0 млн. рублей.

Бюджет Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126 562,8 млн. рублей. Расходы с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 год, составили 130 037,3 млн. рублей.[12]

2010 г.

Отчета об исполнении бюджета ФФОМС за 2010г.ожидается в 2011г

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 294-ФЗ от 28.11.2009 г. "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", принятый Госдумой 20 ноября 2009 года и одобренный Советом Федерации 25 ноября 2009 года. Доходы бюджета Федерального фонда ОМС на 2010 год установлены в 105 850 млн. руб., расходы - 110 850 млн. руб. Бюджет утверждается с дефицитом в 5 000 млн. руб., источником финансирования которого определены остатки средств бюджета по состоянию на 1 января 2010 года.

Бюджет Федерального фонда ОМС на плановый период 2011 и 2012 годов сбалансирован по доходам и расходам и характеризуется следующими показателями: в 2011 году - 268 600 млн. руб., в 2012 году - 298 050 млн. руб.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются особенности исполнения бюджета ФОМС в 2010 году, касающиеся направления остатков средств, образовавшихся в бюджете ФОМС по состоянию на 1 января 2010 года.[10]

Подведем итог в виде диаграмм с графиком.(Рис.3 и Рис. 4 )[11]

Рис. 3 Доходы ФФОМС

Рис. 4 Расходы ФФОМС

Анализ доходов и расходов ТФОМС (Москвы) за 2007-2010 гг.

В бюджеты ТФОМС входят:

1) налоговые доходы:

o единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в территориальные государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования до 1 янв. 2010 г. С 1 янв. 2010г. Страховые взносы.

o доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

* налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 4,5%;

* минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 18%;

* единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5%;

* единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4%;

2) неналоговые доходы:

o недоимки, пени и штрафы по взносам в территориальные государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования;

o доходы от размещения временно свободных средств фондов;

o штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3) безвозмездные поступления:

o межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

o межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным государственным внебюджетным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

o прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Расходы бюджетов ТФОМС осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ:

* финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в пределах территориальной программы ОМС;

* оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным Территориальным фондом (в случае если он сам осуществляет ОМС);

* финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;

* формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС на территории субъекта РФ;

* финансирование управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

Рассмотрим динамику изменений доходов и расходов ТФОМС (г. Москва) с 2007 по 2010 гг.

Таблица 2. Доходы и расходы Московского ФОМС

2007

2008 2009

2010 Доходы

ЕСН (с 2010г. Страховые взносы

17 770,0 29 488,5

29 211,3 31 004,0

Безвозмездные поступления

17 235,2

37 958,0 46 564,6

48 886,0 Прочие

8 640,0 3 059,0

2 360,9

2 071,0 Всего доходов

43 645,2 70 505,5

78 136,8 81 961,0

Расходы

Финансирование мероприятий по здравоохранению и спорту

38 180,0 64 813,7

77 766,5 81 061,1

Прочие

5 154,9 5 296,1

674,8 900,0 Всего расходов

43 334,9 70 109,8

78 441,3

81 961,1 Проанализируем состав и структуру доходов и расходов Московского ФОМС с 2007 по 2010 гг.

2007 г.

Законом г. Москвы от 11.10.2006 № 51 утвержден бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год по доходам в сумме 43645,2 млн. рублей и расходам в сумме 43 334,9 млн. рублей. Согласно данным МинФина данный бюджет исполнен. Большую доходную часть принес ЕСН(17700,0 млн. руб ) и безвозмездные поступления (17235,2 млн. руб). Самые большие расходы были связанны со здравоохранением и спортом (38180,0 млн. руб.). Остатки средств бюджета на конец года 310,3 млн. руб. [10]

2008 г.

Утвержден отчет об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год по доходам в сумме 70505,5 млн. рублей, по расходам в сумме 70109,8 млн.7

Остатки средств бюджета на конец года 396,7 млн. руб.

2009 г. Законом города Москвы от 21 апреля 2010 года N 14 утвержден отчет об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год по доходам в сумме 78136,8 млн. рублей, по расходам в сумме 78441,3 млн. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 304,5 млн. рублей.

2010 г.

Законом города Москвы от 30 сентября 2009 года N 38 утверждены основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год по доходам в сумме 81961,1 млн. рублей и по расходам в сумме 81961,1 млн. рублей.

Утверждены основные характеристики бюджета Фонда на плановый

период 2011 и 2012 годов:

1) на 2011 год по доходам в сумме 88155,2 млн. рублей и по

расходам в сумме 88155,2 млн. рублей;

2) на 2012 год по доходам в сумме 94514,7 млн. рублей и по

расходам в сумме 94514,7 млн. рублей.

Установлены источники внутреннего финансирования дефицита

бюджета Фонда на 2010 год. Утвержден перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда на 2010 год.

Согласно статьи 4, вышеуказанного закона, доходы бюджета Фонда формируются за счет:

1) средств страховых взносов на обязательное медицинское

страхование в части, зачисляемой в Фонд;

2) средств налогов на совокупный доход в части, зачисляемой в

Фонд; 3) суммы средств неналоговых доходов;

4) средств субсидий из бюджета города Москвы на выполнение

территориальной программы обязательного медицинского страхования;

5) прочих поступлений, подлежащих зачислению в Фонд в

соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Согласно статьи 5, вышеуказанного закона, определенны особенности исполнения бюджета Фонда:

1. Фонд в процессе исполнения бюджета Фонда формирует

нормированный страховой запас в размере 1/12 стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, который используется в течение финансового года в соответствии с действующим законодательством.

2. Фонд имеет право вносить изменения в показатели бюджета по

следующим основаниям:

1) поступление средств из федерального бюджета;

2) размещение средств на банковских депозитах в установленном им порядке;

3) изменение бюджетной классификации Российской Федерации;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законами города Москвы.[12]

Доходы: Налоги на совокупный доход 1140,4 млн. руб., страховые взносы 31004,0 млн. руб. Безвозмездные поступления 48886,0 млн. руб. Расходы на здравоохранение, физическая культура и спорт составили 81061,1 млн. руб. Реализация мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования составило 80430,1 млн. руб. Эти показатели составили наибольший удельный вес в бюджете Московского ФОМС.

С 2010 г. остатки средств на счетах по учету средств бюджета приведены к нулю.

Подведем итог анализа таблицы 2.

В составе доходов бюджета Московского ФОМС ЕСН, с 2010г. страховые взносы занимают наибольший удельный вес. А так же значительную часть занимают безвозмездные поступления.

В составе расходов бюджета ТФОМС расходы на здравоохранение, физическая культура и спорт и финансирование территориальной программы ОМС занимает наибольший удельный вес. Территориальная программа ОМС - составная часть территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, разрабатываемой и утверждаемой в субъекте РФ. Она содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.

В 2007- 2008 г. Были выявлены источники финансирования дефицита бюджета.

В 2009 гг. МФОМС испытывал дефицит бюджета. И в 2010г. утвержден перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда.

2.3 Перспективы развития и пути решения проблем ФОМС

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть - это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов.

Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц7.

Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:

* исполнение Закона № 326-ФЗ РФ " Об обязательном медицинском страховании граждан" органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;

* в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 - 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса, что предусмотрено Федеральным законом от 16.10.2010 №272-ФЗ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

* разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

В период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь. Это предусмотренно еще одним очень важным законом ОМС в РФ - Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ об ОМС в РФ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу (с 1 января 2012г.). Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.8 Так же в ФЗ прописаны:

1. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

2.Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования

3. Права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховых медицинских организаций и медицинских организаций

4. Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования

5. Правовое положение Федерального фонда и территориального фонда

6. Программы обязательного медицинского страхования

7. Система договоров в сфере обязательного медицинского страхования

8. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

9. Организация персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования

Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи. [3,5,9].

Заключение

В заключение я хочу подвести итог данной работы.

Фондов ОМС реализовали социальную программу государства, начиная с 2006 года участвуя в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", который является наиболее масштабным событием в отечественном здравоохранении за последние несколько десятилетий.

ФФОМС в 2010 году в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" осуществляется финансовое обеспечение следующих направлений приоритетного национального проекта "Здоровье":

1) проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4,0 млрд. руб.;

2) проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 0,734 млрд. руб.

3) оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни -17,5 млрд. руб.[3]

В первой главе курсовой работы на тему "Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства" была рассмотрена в общем система обязательного медицинского страхования. Эта система создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации. В данный момент председателем ФОМС является Юрин Андрей Владимирович. А так же выделены основные задачи и главные функции системы Фондов Обязательного Медицинского Страхования.

Во втором пункте первой главы рассмотрен Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, так как Москва является городом федерального значения. А так же немного информации о структуре ФОМС в г. Санкт-Петербург. В основе этого пункта лежит Обращение Решетникова Андрея Вениаминовича, академик РАМН, доктор медицинских наук, доктор социологических наук, профессор, Исполнительный директор МГФОМС к москвичам.

Глава 2 называется "Особенности доходов и расходов ФОМС в РФ за 2007-2010 гг.". В этой главе я выделила три подпункта

2.1. Анализ доходов и расходов ФФОМС, и

2.2. Анализ доходов и расходов ТФОМС (Москвы)

В них проанализированы состав и структура фондов ОМС.

В третьем подпункте 2 главы описаны перспективы развития и пути решений проблем ОМС. В основе лежит:

o исполнение Закона № 326-ФЗ РФ " Об обязательном медицинском страховании граждан" органами исполнительной власти субъектов РФ;

o увеличении тарифа страхового взноса, что и предусмотрено Федеральным законом от 16.10.2010 №272-ФЗ;

o разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

В условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, лечебно - профилактическое учреждение - исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.[14]

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Конституция РФ

3.www.ffoms.ru Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Официальный портал

4. www.mgfoms.ru Официальный сайт Московского фонда ОМС

5. www.kremlin.ru

6. Методические указания по выполнению курсовой работы

7.Федеральный закон от 16.10.2010 №272-ФЗ;

8.Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. №506 "Об утверждении положения о ФНС"

9. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды под редакцией В.В. Карчевского, 2008г.

10. http://www.dmpmos.ru/, официальный сайт департамента поддержки и развития малого и среднего бизнеса г. Москвы

11. http://info.minfin.ru/, сайта Министерства Финансов

12. http://www.rosmedstrah.ru/, Новости медицинского страхования в России

13. Ефимов В.С., Финансы часть 2, учебный курс (учебно-методический комплекс)

14. Журнал "Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации"

1 Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

2 В каждом субъекте РФ

3 Статья 41

4Обращение Решетникова Андрея Вениаминовича, академик РАМН, доктор медицинских наук, доктор социологических наук, профессор, Исполнительный директор МГФОМС к москвичам

5 С 1 января 2010 года утрачивает силу глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ и вводится в действие федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ. Соответственно бывшие плательщики ЕСН автоматически становятся плательщиками страховых взносов в ПФР, ФСС, Федеральный и территориальный ФОМС.

6 Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства на определенные цели при условии участия средств местных бюджетов.

Субсидия - пособие, предоставляемое за счет средств гос. Бюджета местным органам власти, юр. и физ. Лицам, др. государствам.

Дотация - ассигнования из бюджета, предназначенные на покрытие плановых убытков, для сбалансирования нижестоящих бюджетов.

7 Согласно закону города Москвы от 3 июня 2009 года N 16

8 Статья 1 ФЗ от от 29ноября 2010г. №326-ФЗ

- -

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении