Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово - экономический институт

Кафедра финансов, бюджета и страхования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансы"

на тему:

"ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК В СИСТЕМЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ"

Тема № 4

Выполнила: ***********

Факультет: ФиК

Курс: * Группа: ****

№ зачетной книжки: ***********

Руководитель: Феоктистова Т.В.

Курск 2010

Содержание

Введение 3

1. Понятие финансового рынка и его значения в экономике 4

1.1.Понятие финансового рынка 4

1.2. Характеристика видов финансового рынка 7

2. Финансовые рынки развитых стран 14

2.1. Финансовые рынки: развитые и развивающиеся 14

2.2. Характеристика финансового рынка Российской Федерации 21

3. Российский финансовый рынок - основные направления развития 28

3.1. Развитие финансового рынка РФ на современном этапе 28

3.2. Перспективы развития финансового рынка 33

в Российской Федерации 33

Заключение 38

Список использованной литературы 43

Введение

Актуальность данного исследования заключается в следующем: Детальное изучение понятия, значения, видов, направлений и перспектив развития финансовой рынка Российской Федерации, актуально с позиции необходимости его скорейшего развития, что повлечет за собой преобразование и улучшение всей финансовой и экономической политики и как следствие рост уровня жизни населения и общего развития Российской Федерации.

Цель данного исследования заключается в следующем: Изучить тенденции и перспективы развития финансового рынка в современной системе перераспределения финансовых ресурсов, на примере Российской Федерации, и сделать соответствующие выводы.

Задачи курсовой работы:

1. Определить понятие финансового рынка и его значения в экономике.

2. Изучить финансовые рынки развитых в экономическом плане стран.

3. Исследовать Российский финансовый рынок и его основные направления и перспективы развития.

Объектом данного исследования является: Перспективы развития финансового рынка в системе перераспределения финансовых ресурсов.

Предметом данного исследования является: Финансовый рынок Российской Федерации.

Информация, использованная в данном исследовании, взята из следующих источников: Учебники, Методические издания, статьи научных журналов, статьи соответствующих сайтов InterNet.

1. Понятие финансового рынка и его значения в экономике

1.1.Понятие финансового рынка

Финансовая деятельность предприятия неразрывна, связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки - продажи выступает разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвлённый и разнообразной финансовой инфраструктурой.

В экономической системе страны, функционирующей на рыночных принципах, финансовый рынок играет большую роль, которая определяется следующими основными его функциями:

1. Активной мобилизацией временно свободного капитала из многообразных источников. Этот свободный капитал, находящийся в форме общественных сбережений, т.е. денежных и других финансовых ресурсов населения, предприятий, государственных органов, не истраченных на текущее потребление и реальное инвестирование, вовлекается через механизм финансового рынка отдельными его участниками для последующего эффективного использования в экономике страны.

2. Эффективным распределением аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными его потребителями. Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает выявление объема и структуры спроса на отдельные финансовые активы и своевременное его удовлетворение в разрезе всех категорий потребителей, временно нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников.

3. Определением наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере. Удовлетворяя значительный объем и обширнейший круг инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов, механизм финансового рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты выявляет наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности используемого в этих целях капитала.

4. Формированием рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, наиболее объективно отражающим складывающееся соотношение между их предложением и спросом. Рыночный механизм ценообразовании совершенно противоположен государственному, хотя и находится под определенным воздействием государственного регулирования. Этот рыночный механизм позволяет полностью учесть текущее соотношение спроса и предложения по разнообразным финансовым инструментам, формирующее соответствующий уровень цен на них; в максимальной степени удовлетворить экономические интересы продавцов и покупателей финансовых активов.

5. Осуществлением квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов. В системе финансового рынка получили "прописку" специальные финансовые институты, осуществляющие такое посредничество. Такие финансовые посредники хорошо ознакомлены с состоянием текущей финансовой конъюнктуры, условиями осуществления сделок по различным финансовым инструментам и в кратчайшие сроки могут обеспечить связь продавцов и покупателей. Финансовое посредничество способствует ускорению не только финансовых, но и товарных потоков, обеспечивает минимизацию связанных с этим общественных затрат.

6. Формированием условий для минимизации финансового и коммерческого риска. Финансовый рынок выработал свой собственный механизм страхования ценового риска (и соответствующую систему специальных финансовых инструментов), который в условиях нестабильности экономического развития страны и конъюнктуры финансового и товарного рынков позволяют до минимума снизить финансовый и коммерческий риск продавцов и покупателей финансовых активов и реального товара, связанный с изменением цен на них. Кроме того, и системе финансового рынка получило широкое развитие предложение разнообразных страховых услуг.

7. Ускорением оборота капитала, способствующим активизации экономических процессов. Обеспечивая мобилизацию, распределение и эффективное использование свободного капитала, удовлетворение в кратчайшие сроки потребности в нем отдельных хозяйствующих субъектов, финансовый рынок способствует ускорению оборота используемого капитала, каждый цикл которого генерирует дополнительную прибыль и прирост национального дохода в целом1.

Понятие "финансовый рынок" является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. Современная систематизация финансовых рынков выделяет различные их виды в соответствии со следующими основными признаками.

1.2. Характеристика видов финансового рынка

По видам обращающихся финансовых активов (инструментов, услуг) выделяют следующие основные виды финансовых рынков:

1. Кредитный рынок (или рынок ссудного капитала). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются свободные кредитные ресурсы и отдельные обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на условиях возвратности и уплаты процента. Сделки, совершаемые на этом рынке, подразделяются на обслуживающие отчуждаемые (или переуступаемые) финансовые заимствования (коммерческие или банковские переводные векселя, аккредитивы, чеки и т.п.) и неотчуждаемые виды этих заимствований (финансовых кредитов отдельными банками и другими финансовыми институтами конкретным субъектам хозяйствования и населению; коммерческий кредит, оформленный простым векселем и т.п.). В соответствии с практикой ряда стран с развитой рыночной экономикой неотчуждаемые виды заимствований не входят в состав объектов кредитного рынка в связи с тем, что на этом рынке не обеспечивается свободное их обращение, а соответственно и объективные условия формирования цен на них.

2. Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг (фондовых инструментов), эмитированных предприятиями, различными финансовыми институтами и государством. В странах с развитой рыночной экономикой рынок ценных бумаг является наиболее обширным видом финансового рынка по объему совершаемых сделок и многообразию обращающихся на нем финансовых инструментов. Функционирование рынка ценных бумаг позволяет упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, и в первую очередь, - процесса инвестирования временно свободных финансовых ресурсов. Механизм функционирования этого рынка позволяет проводить на нем финансовые операции наиболее быстрым способом и по более справедливым ценам, чем на других видах финансовых рынков. Этот рынок в наибольшей степени поддается финансовому инжинирингу - процессу целенаправленной разработки новых финансовых инструментов и новых схем осуществления финансовых операций.

3. Валютный рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, обслуживающие операции с ней. Он позволяет удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валюте для осуществления внешнеэкономических операций, обеспечить минимизацию связанных с этими операциями финансовых рисков, установить реальный валютный курс (цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежной единице другой страны на определенную дату) по отдельным видам иностранной валюты.

4. Страховой рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных предлагаемых страховых продуктов. Потребность в услугах этого рынка существенно возрастает по мере развития рыночных отношений. Субъекты этого рынка, осуществляющие предложение страховой защиты, способствуют аккумуляции и эффективному перераспределению капитала, широко используя накапливаемые средства в инвестиционных целях. Даже в кризисных экономических условиях этот рынок развивается высокими темпами, значительно превышающими темпы развития других видов финансовых рынков.

5. Рынок золота (и других драгоценных металлов - серебра, платины). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают вышеперечисленные виды ценных металлов, в первую очередь, золота. На этом рынке осуществляются операции страхования финансовых активов, обеспечения резервирования этих активов для приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, осуществления финансовых спекулятивных сделок. Этот же рынок удовлетворяет также потребности в промышленно-бытовом потреблении этих металлов, в частной их тезаврации. Такая многофункциональность рынка золота связана с тем, что оно является не только общепризнанным финансовым активом и наиболее безопасным средством резервирования свободных денежных средств, но и ценным сырьевым товаром для ряда производственных предприятий. В нашей стране рынок золота является наименее развитым видом финансового рынка из-за отсутствия даже минимально необходимого нормативно-правового его регулирования 2.

По периоду обращения финансовых активов (инструментов) выделяют следующие виды финансовых рынков:

1. Рынок денег. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги всех ранее рассмотренных видов финансовых рынков со сроком обращения до одного года. Функционирование этого краткосрочного сектора финансовых рынков позволяет предприятиям решать проблемы как восполнения недостатка денежных активов для обеспечения текущей платежеспособности, так и эффективного использования их временно свободного остатка. Финансовые активы, обращающиеся на рынке денег, являются наиболее ликвидными; им присущ наименьший уровень финансового риска, а система формирования цен на них является относительно простой. Эти свойства обеспечивают предприятию более простой и эффективный процесс формирования и управления портфелем краткосрочных финансовых инструментов.

2. Рынок капитала Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги со сроком обращения более одного года. Функционирование рынка капитала позволяет предприятиям решать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования (осуществления долгосрочных финансовых вложений). Финансовые активы, обращающиеся на рынке капитала, как правило, менее ликвидные; им присущ наибольший уровень финансового риска и соответственно более высокий уровень доходности.

Следует обратить внимание, что это традиционное деление финансовых рынков на рынок денег и рынок капитала в современных условиях функционирования этих рынков носит несколько условный характер. Эта условность определяется тем, что современные рыночные финансовые технологии и условия эмитирования многих финансовых инструментов предусматривают относительно простой и быстрый способ трансформации отдельных краткосрочных финансовых активов в долгосрочные и наоборот.

Характеризуя отдельные виды финансовых рынков по обеим вышерассмотренным признакам, следует отметить, что эти виды рынков тесно взаимосвязаны и функционируют в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, обслуживающих обращение различных по направленности финансовых активов (инструментов, услуг), являются одновременно составной частью как рынка денег, так и рынка капиталов.

По организационным формам функционирования выделяют следующие виды финансовых рынков:

1. Организованный (биржевой) рынок. Этот рынок представлен системой фондовых и валютных бирж (операции с отдельными финансовыми инструментами - фьючерсными контрактами, опционными контрактами и т.п.- осуществляются также на товарных биржах). На организованном финансовом рынке обеспечивается высокая концентрация спроса и предложения в едином месте; устанавливается наиболее объективная система цен на отдельные финансовые инструменты и услуги; проводится проверка финансовой состоятельности эмитентов основных видов ценных бумаг, допускаемых к торгам; процедура торгов носит открытый характер; гарантируется исполнение заключенных сделок. Однако биржевой рынок имеет и отдельные слабые стороны - круг реализуемых на нем финансовых инструментов различных эмитентов носит ограниченный характер; этот рынок более строго регулируется государством, что снижает его гибкость; выполнение всех нормативно-правовых актов по его функционированию увеличивает затраты на осуществление операций купли-продажи; крупномасштабные сделки, совершаемые отдельными торговцами на бирже, практически невозможно сохранить в тайне.

2. Неорганизованный (внебиржевой или Уличный") рынок. Он представляет собой финансовый рынок, на котором осуществляется покупка-продажа финансовых инструментов и услуг, сделки по которым не регистрируются на бирже. Этот рынок характеризуется более высоким уровнем финансового риска (так как многие из котируемых на нем финансовых инструментов и услуг не проходили процедуру проверки на биржах или были ими в процессе листинга отклонены), более низким уровнем юридической защищенности покупателей, меньшим уровнем их текущей информированности и т.п. Вместе с тем, этот рынок обеспечивает обращение более широкой номенклатуры финансовых инструментов и услуг; удовлетворяет потребность отдельных инвесторов в финансовых инструментах с высоким уровнем риска, а соответственно приносящих более высокий доход; в большей мере обеспечивает тайну осуществления отдельных сделок.

По региональному признаку выделяют следующие виды финансовых рынков:

1. Местный финансовый рынок. Он представлен в основном операциями коммерческих банков, страховых компаний, неорганизованных торговцев ценными бумагами с их контрагентами хозяйствующими субъектами и населением.

2. Региональный финансовый рынок. Он характеризует финансовый рынок, функционирующий в масштабах области (республики) и наряду с местными неорганизованными рынками включает систему региональных фондовых и валютных бирж.

3. Национальный финансовый рынок. Он включает всю систему финансовых рынков страны, всех их видов и организационных форм.

4. Мировой финансовый рынок. Этот рынок является составной частью мировой финансовой системы, в который интегрированы национальные финансовые рынки стран с открытой экономикой.

Увеличение объема операций на мировом финансовом рынке характеризует процесс его глобализации, обеспечивающей расширение доступа продавцов и покупателей финансовых инструментов к операциям на рынках других стран.

По срочности реализации сделок, заключенных на финансовом рынке, выделяют следующие виды рынков:

1. Рынок с немедленной реализацией условий сделок (рынок "спот" или "кэш"). Он характеризует рынок финансовых инструментов, заключенные сделки на котором осуществляются в строго обусловленный короткий период времени.

2. Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде (рынок "сделок на срок" - фьючерсный, опционный и т.п.). Предметом обращения на этом рынке являются, как правило, фондовые, валютные и товарные деривативы (производные ценные бумаги).

Разделение и организационное оформление этих видов финансовых рынков в странах с развитой рыночной экономикой произошло сравнительно недавно. В нашей стране в силу небольшого объема операций с деривативами эти рынки пока еще организационно не разграничены.

По условиям обращения финансовых инструментов (в данном случае речь идет исключительно о фондовых инструментах) различают следующие виды рынков:

Первичный рынок. Он характеризует рынок ценных бумаг, на котором осуществляется первичное размещение их эмиссии. Это размещение обычно организует андеррайтер (инвестиционный дилер), который самостоятельно или с группой других андеррайтеров покупает весь (или основной) объем эмитированных акций, облигаций и т.п. с целью последующей их продажи инвесторам более мелкими партиями.

Вторичный рынок. Он характеризует рынок, где постоянно обращаются ценные бумаги, ранее проданные на первичном рынке. Вторичный фондовый рынок охватывает преимущественную часть биржевого и внебиржевого оборота ценных бумаг. Без развитого вторичного фондового рынка, обеспечивающего постоянную ликвидность и распределение финансовых рисков, не может эффективно существовать первичный рынок ценных бумаг. Одной из основных функций вторичного рынка является установление реальной рыночной цены (курсовой стоимости) отдельных ценных бумаг, отражающей всю имеющуюся информацию о финансовом состоянии их эмитентов и условия эмиссии.

Процесс развития финансового рынка характеризуется постоянным переливом финансовых ресурсов из одних его видов и сегментов на другие. В качестве примера такого перелива можно привести наблюдаемый в последние годы процесс секъюритизации, характеризующийся перемещением операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг (в первую очередь, рынок облигаций), обеспечивающий снижение затрат по привлечению кредитов.

Наличие широко разветвленной системы различных видов и сегментов финансовых рынков создает необходимые предпосылки для подготовки и реализации альтернативных управленческих решений в процессе финансового менеджмента.

2. Финансовые рынки развитых стран

2.1. Финансовые рынки: развитые и развивающиеся

Финансовый рынок - это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Целью финансового рынка является обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах. Эффективность в данном случае подразумевает: минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хозяйственном обороте; минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по которой их покупает конечный потребитель.

Финансовые рынки можно классифицировать по ряду признаков:

1. По срокам размещения средства финансовые рынки делятся

на две группы: рынок денег и рынок капиталов. На рынке

денег средства размещаются на срок в пределах одного года,

на рынке капиталов - на срок свыше одного года;

2. По форме организации движения денежных потоков финансовый рынок делится на рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок лизинговых услуг, рынок факторинговых услуг, страховой и валютный рынки. Часто к финансовому рынку относят и рынок драгоценных металлов, хотя в современной валютной системе золото и другие драгоценные металлы официально лишились статуса денежных. В пользу включения этого рынка в группу финансовых говорит тот факт, что золото и металлы платиновой группы активно продолжают тезаврироваться, а центральные банки продолжают сохранять значительные золотые резервы;

3. По месту нахождения финансовые рынки делятся на: внутренние или национальные, основная ресурсная база этих рынков основывается на национальных источниках, и мировые рынки, ресурсы которых складываются за счет средств резидентов различных государств;

4. По участию в проведении сделки посредников финансовый рынок делится на рынок без посредников и рынок с участием профессиональных посредников. Как первичные продавцы, так и конечные потребители финансовых ресурсов делятся на группы: хозяйствующие субъекты - предприятия и организации, физические лица и государство. Продажа-покупка финансовых ресурсов может осуществляться двумя путями: непосредственно от первичного владельца их конечному потребителю, минуя промежуточные инстанции в виде финансовых посредников, и через одного или более финансовых посредников (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые и факторингавые, компании, страховые компании);

5. В зависимости от уровня развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют создающимися, или формирующимися). (Термин "развивающийся" был введен Международной финансовой корпорацией в середине 1980-х годов.) 3.

Для развитых финансовых рынков характерны следующие особенности:

* стабильность, т.е. колебания курсов ценных бумаг, валютных курсов, процентных ставок на этих рынках в основном законодательная база, регулирующая операции на рынке;

* функционирование отлаженной информационной системы;

* развитая система защиты интересов, как продавцов, так и покупателей средств;

* высокая ликвидность и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке;

* высокая надежность функционирующих на рынке финансовых посредников;

* значительный объем финансовых ресурсов предлагаемых к продаже и соответственно большие объемы операций, осу в рамках рынка;

* развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке включает систему гарантирования, страхования и защиты прав инвесторов; систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансовых рисков; систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую и развитую внебиржевую системы, отлаженные рыночные коммуникации;

* адекватная система ценообразования.

В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков кредитных организаций. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов, (остальные являются их разновидностями). Первая - американская, предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Старейшая система - американская. Она начала действовать в 1934 г., когда была образована Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), ориентированная на защиту вкладчиков коммерческих банков. Одновременно была создана структура по страхованию вкладов в сберегательных учреждениях (объединина с ФКСД в 1989 г.). Страховым случаем является банкротство банка или его закрытие государственными контролирующими органами. Страхование охватывает вклады не только физических лиц, но и юридических (все виды организаций). В случае недостатка сформированных за счет взносов средств он покрывается за счет федерального бюджета.

В 1970 - 80-х годах такое страхование вкладов (депозитов) появилось в Европе, Японии и Канаде.

По формам выделяется обязательное и добровольное страхование. Наиболее полным является обязательное. Оно распространяется на все оговоренные законодательством банки. Такая форма применяется в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии. При этом в законодательном порядке устанавливаются, условия проведения страхования, его субъекты и объекты, механизм определения размеров страховых взносов и страховых выплат.

Во Франции, Германии, Италии используется система добровольного страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопросы о споем участии или неучастии в страховании. Однако законодательство требует, чтобы страховое покрытие по ряду видов деятельности существовало в обязательном порядке.

Государственные средства участвуют в формировании ресурсов страховых организаций в США и Великобритании. Обязательное страхование там осуществляется государственными структурами: в Великобритании - страховым фондом депозитов. В Германии, Люксембурге страхованием занимаются организации, в рамках банковских ассоциаций: Фонд страхования депозитов частных банков - в Германии, Фонд депозитного страхования "Механизм солидарности" - во Франции, Ассоциация страхования депозитов - в Люксембурге. Государство не вмешивается в деятельность этих фондов и не осуществляет их кредитование. Руководство фондами осуществляют банковские ассоциации.

При смешанной форме создания страховой организации ее уставный капитал формируется как органами государственного управления, так и коммерческими структурами. Такая система существует в Японии, где функционирует Корпорация по страхованию депозитов. Ее капитал равными долями был сформирован правительством, банком Японии и частными банками. Корпорация управляется комитетом, состоящим из представителей ее учредителей.

По-разному решается вопрос о том, на какие объекты и субъекты распространяется страхование.

Так, в Великобритании и Франции страхуются только вклады в национальной валюте и не страхуются вклады в отделениях местных банков за границей. В Германии Фонд страхования депозитов предоставляет страховую защиту по вкладам, как в марках, так и в иностранной валюте, включая вклады, принятые отделениями национальных банков за границей. В Японии не страхуются вклады в местных отделениях иностранных банков, а во Франции, Германии и Нидерландах они страхуются и т.д.

По характеру исчисления размеров страховых взносов различают:

* единую шкалу тарифных ставок, которая устанавливается

для всех банков в процентах от определенной базы. Чаще

всего в виде такой базы берутся застрахованные вклады.

В Японии банки ежегодно уплачивают страховой взнос в

размере 0,012% от суммы застрахованных депозитов, в Гер

мании - 0,03%, в Канаде - 0,1%;

* дифференцированные ставки в зависимости от показателей банка (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости)

В США ежегодный страховой взнос - 0,23% от усредненной суммы всех вкладов для банков с безупречным финансовым положением; 0,31% - для проблемных банков; 0,35% - при резком ухудшении финансового состояния и 0,5% - для банков, кредитные вложения которых сопряжены с повышенным риском.

Страховым случаем считается банкротство банка в соответствии с решением суда. В этой ситуации страховщик принимает на себя все активы и пассивы банкрота и выплачивает вкладчикам страховое возмещение. Такие выплаты могут включать либо только сумму вклада, либо сумму вклада и проценты на нее.

Условия страхования обычно предусматривают ограничения размера страховых выплат. В США и Франции установлены предельные суммы выплат на один вклад - 100 тыс. долл. и 400 тыс. евро. В Канаде и Японии максимальная сумма выплат на одного вкладчика - 60 тыс. долл. и 10 млн. иен. В Германии величина страхового возмещения на одного вкладчика ограничена 30% собственного капитала банка. Потери в пределах установленных лимитов компенсируются в этих странах полностью. В Великобритании условия страхования предусматривают возмещение 75% суммы потерянных вкладчиком депозитов, но не более 7,5 тыс. фунтов.

Страховым организациям даны большие права. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов может потребовать смены руководства банка или исключить банк-нарушитель из системы страхования (как и в других странах). С момента расторжения договора страхование в США перестает распространяться на все новые вклады, но по старым продолжает действовать в течение двух лет.

Развивающиеся финансовые рынки характеризуются:

* отсутствием стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;

* большим числом рисков по сравнению с рисками, традиционно существующими на развитых рынках. Это политические риски (включая риски изменения экономического курса), риски введения валютных ограничений, риски увеличения налогового бремени, риски проведения незаконного захвата собственности и многие другие;

* отсутствием развитой системы страхования рисков. Широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, такие, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, способствующие минимизации риска, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют, или находятся только в стадии становления. Это значительно уменьшает возможности минимизировать риски и повышает риски, которые несут участники операции на развивающихся финансовых рынках, их потери при наступлении неблагоприятного события;

* недостаточно развитой инфраструктурой;

* становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке;

* отсутствием отлаженной информационной системы;

* низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке;

* отсутствие доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам;

* незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов, что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимость от притока капитала с мирового рынка;

* низкой эффективностью финансового рынка;

* стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках, что еще больше увеличивает уровень риска проведения операций на развивающихся финансовых рынках;

* трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран. Это объясняется высокими рисками, с предоставлением им средств. Развивающиеся рынки функционируют обособленно от мирового рынка.

2.2. Характеристика финансового рынка Российской Федерации

Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель финансового рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых финансовых рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.

По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов XX в. В 1997 г. в РФ действовали 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн. неденоминированных рублей. Функционировали более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г. стали активно создаваться Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), число которых приближалось к 300. Более 40 млн. россиян стали акционерами.

Активно создавалась и нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды доверительного управления, финансирования под уступку го требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.

Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны из-за их высокой стоимости, а также потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.

После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные и количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций, и снизилась доля государства. Однако, и до кризиса, финансовый рынок России остается в группе развивающихся (создающихся) рынков.

В условиях финансовых ресурсах исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам. В середине 90-х годов приток средств с мирового финансового рынка начал набирать темпы. Одному из первых рамочная кредитная линия была открыта в конце октября 1995 г. АвтоВАЗбанку под инвестиционные проекты. Первая на европейском финансовом по предоставлению синдицированного, не обеспеченного кредита российскому банку была заключена осенью 1995 г. Тогда консорциум западных банков из семи европейских государств вил Мосбизнесбанку кредит на "общие цели" в размере 20 млн. долл. под ставку ЛИБОР + 5,5%.

Кредиты предоставлялись и международными кредитными институтами типа Мирового банка или Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Например, 3 ноября 1995 г. ЕБРР подписал соглашение с Международным Московским банком об открытии кредитной линии на 40 млн. долл. США сроком на семь лет.

Несколько позднее российские банки стали активно размещать на западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги выпущены в начале июля 1997 г. на сумму 250 долл. Еврооблигации размещены на три года по ставке трехгодичных облигаций Федерального казначейства США + 4,25 базисных пункта (плата за риск).

Следующим вышел на международные рынки Альфа-банк, он привлек в середине июля 1997 г. 175 млн. долл. США на тех же условиях. ОНЭКСИМ-банк разместил свои евробонды буквально на другой день. Объем выпуска составил 200 млн. долл. США, а купонный доход - текущую доходность трехлетних казначейских обязательств США + 4% годовых.

После финансового кризиса 1998 г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001-2002 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.

Укрепление финансового положения РФ в начале XXI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что в 2005 г. российские компании заимствовали из-за рубежа 40 млрд. долл., далеко опередив другие страны с развивающимися рынками, в том числе и Китай, занимающий второе место - 18,5 млрд. долл. В 2004 г. Россия также была на первом месте (13,6 млрд. долл.) но ее отрыв от находящейся на втором месте Бразилии (9,8 млрд. долл.) был не столь

Основную роль в приросте российских частных займов сыграли госкомпании. "Газпром" привлек необеспеченный синдицированный кредит на более чем 13 млрд. долл., чтобы приобрести "Сибнефть", а "Роснефтегаз" занял у западных банков 7,5 млрд. долл. на покупку 10,74% акций "Газпрома".

В связи с тем, что многие российские компании увеличили капитализацию, улучшили структуру, доверие западных инвесторов к ним возросло, и они могут получить кредиты на мировом рынке. Если еще два гола назад занимать средства на Западе могли позволить только банки из первой двадцатки, то теперь такое право получили и следующие 30 банков. Аналогичные возможности получили и крупные небанковские организации. Так, "ЛУКойле занимал на покупку канадской компании, металлургические компании "Русал" и "Суал" за счет кредитов рефинансировали долги, а "Северсталь" и Новолипецкий металлургический комбинаты финансировали модернизацию оборудования.

Помимо банковских кредитов российские компании выпустили в 2005 г. облигаций на 16,3 млрд. долл. По этому показателю Россия также находится на первом месте среди стран с развивающимися финансовыми рынкам. Российские компании активно привлекают средства мирового финансового рынка и путем выпуска акций.

Несмотря на бурное развитие российского финансового рынка, целого ряда негативных тенденций, господствующих на нем еще с момента его создания, сохраняется. К таким негативным моментам, в первую очередь, относятся следующие:

* Недостаток ресурсной базы. Важную роль в качестве первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках коммерческим структурам, которые, осуществляя, накапливают полученную прибыль, различные резервные фонды, а также населению. В качестве продавца финансовых ресурсов на современном этапе в РФ могло бы выступить государство, учитывая размеры накопленного Стабилизационного фонда, однако в целях ограничения инфляции местом его инвестирования остаются рынки развитых зарубежных государств.

Об остром недостатке финансовых ресурсов говорит низкая монетизация экономики, которая измеряется коэффициентом монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП). В 2002 г. в РФ этот коэффициент составлял 16%, а в конце 2005 г. незначительно превысил 30%, тогда как минимально необходимым уровнем считается 50 - 60%. Незначительный объем финансовых ресурсов рынка в свою очередь позволяет небольшими средствами манипулировать им.

* Узость внутреннего предложения ресурсов. По проведенным

опросам население готово вкладывать в ценные бумаги не более 3%

своих сбережений. В банковском секторе, несмотря на введение

системы страхования вкладов, доля россиян, потерявших интерес к

банковским услугам по размещению средств, увеличилась в 2005 г.

на 12%.

* Чрезмерная концентрация собственности, торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов (7 - 10 акций генерируют более 90% торгов), n также сверх концентрация в столице внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (40-80%), финансовых ресурсов в Москве; очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего рынка доминируют по восемь - десять игроков).

* Слабость финансовой позиции институтов финансового рынка, их небольшая капитальная база, неспособная абсорбировать

крупные риски.

* Неспособность рынка обеспечить честность и справедливость

ценообразования. Практика проведения финансовых операций с

использованием служебной информации.

* Исключительно высокий уровень риска. В 90-е годы XX в.

Россия вошла в группу шести самых рискованных рынков мира.

Саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

Основные саморегулируемые организации на российском рынке ценных бумаг: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ); Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД); Союз фондовых бирж России; Национальная фондовая ассоциация; Ассоциация участников вексельного рынка и др.

Банки РФ объединяют две основных ассоциации - Ассоциация региональных банков "Россия", созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.

Саморегулируемые организации в страховом деле еще только предстоит создать. Список объединений субъектов страхового дела, составленный ФССН на 1 марта 2006 г., включает 80 ассоциаций и союзов. Самый крупный из них - Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.

В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. В сфере финансового рынка единственным является Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г.

Закон сдержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривается осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и на рынке финансовых услуг.

Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг - либо нанести ущерб их деловой активности.

Законом не допускаются и признаются недействительными соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ или действия, которые могут иметь своим результатом конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.

Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.

3. Российский финансовый рынок - основные направления развития

3.1. Развитие финансового рынка РФ на современном этапе

В последние годы в России много делается для развития финансового рынка и приближения его по уровне организации к развитым рынкам. В частности, это касается повышения доверия инвесторов к финансовым институтам, снижения кредитных рисков, системы ценообразования.

В целях защиты прав вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе и стимулирования привлечения сбережений населения в 2003 г. был принят Закон "О страховании вкладов физических лиц в банка РФ" (№ 177-ФЗ) в целях:

* защиты прав вкладчиков банков РФ;

* укрепления доверия к банковской системе;

* стимулирования привлечения сбережений населения.

Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. Банк считается участником системы со дня его постановки на учет до дня снятия с учета. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств: отзыв у банка лицензии ЦБ на осуществление банковских операций или введение ЦБ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 руб. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке в сумме свыше 100 000 руб., возмещение выплачивается по каждому пропорционально размеру. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Размер возмещения рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу в банке на конец дня наступления страхового случая.

Для минимизации рисков банков и других кредиторов при предоставлении ими кредитов и займов и соответственно снижения стоимости кредита для добросовестных заемщиков в РФ в 2005 г. начала создаваться система "Бюро кредитных историй". Закон "О кредитных историях" от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ 4 определил понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй; регламентировал деятельность бюро кредитных историй; установил особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Закон непосредственно касается отношений, которые ют между заемщиками и организациями, заключающими с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита). При предоставлении займа информация передается в бюро кредитной истории только с согласия заемщика. Бюро при рассмотрении вопроса о предоставлении займа может обеспечить кредиторов информацией, характеризующей добросовестность заемщика. В частности, в основной части кредитной истории физического лица содержатся следующие сведения (если таковые имеются):

* в отношении субъекта кредитной истории: указание места регистрации и фактического места жительства; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве

* в отношении обязательства заемщика (для каждой записи истории): указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита); указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита); указание срока уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита); о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита), в том числе касающихся сроков исполнения обязательств; о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах; о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору; о фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу, за исключением информации, входящей в состав дополнительной (закрытой) части кредитной истории; иная информация, официально полученная из государственных органов.

В основной части кредитной истории юридического лица содержатся следующие сведения (если таковые имеются):

* в отношении субъекта кредитной истории - о процедурах

банкротства юридического лица, если арбитражным судом

принято к производству заявление о признании юридического лица несостоятельным (банкротом);

* в отношении обязательства заемщика (для каждой записи

кредитной истории): указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита); указание

срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита); срока уплаты процентов в соответствии с договором (кредита); о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита), в том числе касающихся сроков исполнения обязательств; о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах; о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору; о фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу, за исключением информации, в дополнительной (закрытой) части кредитной истории; иная информация, официально полученная из государственных органов.

По состоянию на середину мая 2006 г. ФСФП зарегистрировало 17 бюро кредитных историй. Даже Сберегательный банк России, на которого приходится 54,6% потребительских кредитов, несметна наличие собственного кредитного бюро, поделился своими с одним из крупнейших бюро - Национальном бюро кредитных историй, работающим под эгидой Ассоциации российских банков, у которого подписаны договоры с 518 банками. Начал функционировать Государственный центральный каталог кредитных историй, который подчинен ЦБ РФ. Там хранятся только титульные части: фамилия и имя должника, его паспортные данные, а также сведения о том, в каком кредитом бюро хранится полное досье.

В 2005 г. Национальная валютная ассоциация (НВА) начала рассчитывать трехмесячную ставку MosPrime, которая выводится на основе банковских ставок по депозитам нескольких крупнейших российских банков, определяемых НВА. Появление первого приближенного к реальности индикатора стоимости денег в РФ было связано с пожеланием ЕБРР выпустить в России облигационный заем в рублях с плавающей процентной ставкой, зависящей от стоимости денег в экономике.

Индекс MosPrime - не единственный существующий в РФ индекса такого рода. Уже более десяти лет в Москве рассчитываются такие аналоги ставки Libor, определяемой на основе рынка банковских кредитов в Лондоне, как Mibor, Mibid, Miacr. эти показатели определяют стоимость денег только для банков, а не для обычных заемщиков. Новая ставка решает эту проблему, а поможет быть использована при выдаче среднесрочных и долгосрочных кредитов небанковскому сектору.

Появление нового индекса упрощает работу кредиторов и делает расчетную процентную ставку более объективной. В настоящее время MosPrime уже используется на фондовом рынке. Московская межбанковская валютная биржа запустила фьючерсы на краткосрочные процентные ставки на ее основе. По мнению инвесторов, новый продукт поможет снизить риски инвесторов при вложении в акции отечественных компаний, более эффективно управлять своими рисками и стоимостью привлекаемых ресурсов.

3.2. Перспективы развития финансового рынка

в Российской Федерации

Во всем мире именно финансовый рынок является источником финансирования компаний, и его развитие тесно связано с задачей "вливания" российской экономики в мировую экономику в процессе глобализации.

Одной из целей долгосрочного развития российской экономики провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддержание сбалансированных многовекторных экономических отношений с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Построение в России высокотехнологичной и конкурентной на мировом уровне индустрии финансовых услуг поможет повысить диверсификацию национальной экономики как напрямую, так и косвенно - через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора.

Мероприятия в области развития финансового рынка имеют сегодня секторальную направленность и представлены Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Минэкономразвития России не является регулятором финансового рынка, но определяет общие направления экономической политики, в том числе на финансовом рынке и принимает участие в реализации мероприятий указанных программных документов.

Так, в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации осуществляется разработка целого ряда законопроектов в области корпоративного управления, прорабатываются вопросы создания и развития платежной системы, расширения возможностей инвестирования пенсионных накоплений граждан, создания специализированного финансового суда, развития социальной и бизнес-инфраструктуры Москвы и бренда России как международного финансового центра 5.

Развитие банковской системы является важнейшей составляющей государственной экономической политики. Стабильная банковская система является эффективным инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста, выравнивания уровней регионального развития, повышения качества и уровня жизни населения. Помимо того, что банковская система имеет огромное экономическое значение, она также играет важную социальную роль.

Министерство принимает участие в совершенствовании банковского законодательства, участвует в разработке проектов федеральных законов.

Страхование является одним из механизмов управления рисками. Оно позволяет обеспечить защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, а также государства от различных негативных последствий.

Министерство принимает участие в реализации мероприятий Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и осуществляет разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности", "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций), поправок к проекту федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации", участвует в разработке проекта федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара".

Для наибольшей наглядности выполненных мероприятий по развитию финансового рынка РФ, обратимся к материалам Министерства экономического развития РФ 6:

Внутренний долг РФ в госбумагах за январь-июль 2010 года увеличился на 7,4% до 1,973 трлн. руб. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь-июль 2010 г. на 7,4% - с 1 трлн. 837 млрд. 164 млн. руб. на 1 января до 1 трлн. 973 млрд. 362 млн. руб. на 1 августа. В том числе за июль прирост составил 3,2%. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 августа 2010 г. 42,61% приходилось на ОФЗ-ПД на общую сумму 840,791 млрд. руб., а 42,07% - на ОФЗ-АД на общую сумму 830,156 млрд. руб. ГСО-ППС составляли 170,415 млрд. руб. /8,64%/, ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. /6,69%/.

Государственный долг Российской Федерации в результате проводимой долговой политики по состоянию на 1 января 2012 г. составит 6 732,1 млрд. руб., на 1 января 2013 г. - 8 431,8 млрд. руб. и на 1 января 2014 г. - 10 110,6 млрд. руб. Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 16,3% ВВП на конец 2013 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79,5% при соответствующем снижении доли внешнего долга.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за 1-е полугодие 2010 г. на 4,1% - с 1 трлн. 837 млрд. 164 млн. руб. на 1 января до 1 трлн. 911 млрд. 599 млн. руб. на 1 июля. В том числе, за июнь прирост составил 4,4%. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 июля 2010 г. 44,4% приходилось на ОФЗ-АД на общую сумму 848,805 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 760,379 млрд. руб. /39,77%/, ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. /6,91%/, ГСО-ППС - 170,415 млрд. руб. /8,91%/ 7.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за 2009 г. на 29,3% - с 1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб. на 1 января 2009 г. до 1 трлн. 837 млрд. 164 млн. руб. на 1 января 2010 г. В том числе за декабрь увеличение составило 1,1%. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 января 2010 г. 47% приходилось на ОФЗ-АД на общую сумму 863,377 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 706,372 млрд. руб. /38,45%/, ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. /7,19%/, ГСО-ППС - 135,415 млрд. руб. /7,37%/.

Объем эмиссии для покрытия дефицита федерального бюджета в 2010 году составит 343,6 млрд. руб., для проведения обмена ОФЗ на привилегированные акции банков - до 250 млрд. руб., для погашения обязательств по госбумагам - до 275,7 млрд. руб. В частности, будет выпущены ОФЗ в объеме до 695,3 млрд. руб., государственные сберегательные облигации - в объеме до 174 млрд. руб. Средняя цена размещения в 2010 г. планируется на уровне 98% от номинала. Сроки обращения - 3 и 5 лет. При этом объем в обращении 3-й 5-летних облигаций федерального займа будет доводиться в течение 2010 г до 50 - 55 млрд. руб. для каждого выпуска. В случае продолжения тенденции улучшения макроэкономической ситуации планируется приступить в 2010 г. к размещению новых выпусков облигаций федерального займа со сроками обращения до 10 лет. Объем в обращении 10-летних выпусков планируется доводить до 90-100 млрд. руб. каждый.

Размер внешнего долга составит в 2010 г. 2 трлн. 97,5 млрд. руб. против 1 трлн. 360,9 млрд. руб. Размер внутреннего долга в 2010 г. увеличится до 3 трлн. 591,8 млрд. руб., против 2 трлн. 698,3 млрд. руб. в 2009 г. В 2011 г размер госдолга достигнет 15,7%. При этом размер внешнего долга составит 2 трлн. 984,5 млрд. руб., а внутреннего - 4 трлн. 355,7 млрд. руб. В 2012 г. размер госдолга составит 16,4% ВВП, размер внешнего долга - 4 трлн. 6,8 млрд. руб., внутреннего - 4 трлн. 557,3 млрд. руб.

Министерство финансов РФ планирует привлечь в 2010 году на внутреннем рынке 844,1 млрд. руб. за счет заимствований. По его словам, общий объем погашения составит 275,7 млрд. руб. Таким образом, за счет внутреннего рынка в 2010 г. будет профинансирован дефицит федерального бюджета в объеме 394,2 млрд. руб. Объем заимствований на внутреннем рынке в 2011 г. предполагается в сумме 957,5 млрд. руб., а погашение - 208,9 млрд. руб., в 2012 г. - 755,4 млрд. руб., а погашение - 518,9 млрд. руб. В 2009 г, по оценкам Минфина, на внутреннем рынке будет заимствовано 739,5 млрд. руб., а погашено 100,4 млрд. руб. в 2010 г. расчетная ставка привлечения на внутреннем рынке прогнозируется Минфином на уровне 13%.

Заключение

В результате произведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвлённый и разнообразной финансовой инфраструктурой.

Понятие "финансовый рынок" является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. Современная систематизация финансовых рынков выделяет различные их виды в соответствии со следующими основными признаками:

По видам обращающихся финансовых активов

а) Кредитный рынок (или рынок ссудного капитала).

б) Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок).

в) Валютный рынок.

г) Страховой рынок.

д) Рынок золота (и других драгоценных металлов - серебра, платины).

По периоду обращения финансовых активов

а) Рынок денег.

б) Рынок капитала.

По организационным формам функционирования

а) Организованный (биржевой) рынок.

б) Неорганизованный (внебиржевой или Уличный") рынок.

По региональному признаку

а) Местный финансовый рынок.

б) Региональный финансовый рынок.

в) Национальный финансовый рынок.

г) Мировой финансовый рынок.

По срочности реализации сделок

а) Рынок с немедленной реализацией условий сделок (рынок "спот" или "кэш").

б) Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде (рынок "сделок на срок" - фьючерсный, опционный и т.п.).

По условиям обращения финансовых инструментов

а) Первичный рынок.

б) Вторичный рынок.

Применительно к уровню развития, финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют создающимися, или формирующимися). (Термин "развивающийся" был введен Международной финансовой корпорацией в середине 1980-х годов.). В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков кредитных организаций. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов, (остальные являются их разновидностями). Первая - американская, предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Для развитых финансовых рынков характерны следующие особенности:

а) стабильность.

б) функционирование отлаженной информационной системы.

в) развитая система защиты интересов, как продавцов, так и покупателей средств.

г) высокая ликвидность и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке.

д) высокая надежность функционирующих на рынке финансовых посредников.

е) значительный объем финансовых ресурсов предлагаемых к продаже и соответственно большие объемы операций.

ж) развитая инфраструктура.

з) адекватная система ценообразования.

Развивающиеся финансовые рынки характеризуются:

а) отсутствие стабильности.

б) большим числом рисков по сравнению с рисками.

в) отсутствием развитой системы страхования рисков.

г) недостаточно развитой инфраструктурой.

д) становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке.

е) отсутствием отлаженной информационной системы.

ж) низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг.

з) отсутствие доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам.

и) незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов.

к) низкой эффективностью финансового рынка.

л) стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках.

м) трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран.

Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель финансового рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых финансовых рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом. По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х гг. XX в. Активно создавалась и нормативная база.

Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны из-за их высокой стоимости, а также потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.

В последние годы в России много делается для развития финансового рынка и приближения его по уровне организации к развитым рынкам. В частности, это касается повышения доверия инвесторов к финансовым институтам, снижения кредитных рисков, системы ценообразования.

В целях защиты прав вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе и стимулирования привлечения сбережений населения в 2003 г. был принят Закон "О страховании вкладов физических лиц в банки РФ" (№ 177-ФЗ) 8 в целях:

* защиты прав вкладчиков банков РФ;

* укрепления доверия к банковской системе;

* стимулирования привлечения сбережений населения.

Одной из целей долгосрочного развития российской экономики провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддержание сбалансированных многовекторных экономических отношений с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Построение в России высокотехнологичной и конкурентной на мировом уровне индустрии финансовых услуг поможет повысить диверсификацию национальной экономики как напрямую, так и косвенно - через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора.

Список использованной литературы

1. ФЗ "О кредитных историях" Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ.

2. ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банки РФ" Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ.

3. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

4. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2009. (Ю.И. Любимцев).

5. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.Е. Румянцева. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

6. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности "Финансы и кредит" (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: ЮНИТИ. - 2009 г.

8. Кризис и перспективы финансовых рынков в 2010 г. // Бюджет. 2010. №2. - С. 36.

9. Обзор развивающихся рынков. // Журнал Корпоративные финансы. 2009. № 5. - С. 16.

10. Интернет-портал Правительства Российской Федерации: http://www.government.ru/#

11. РосЕвроБанк: http://www.roseurobank.ru/invest/analytics/news_gko/

12. Министерство экономического развития Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/finmarket/

13. Материалы с сайтов: http://www.kmvcity.ru/articles/sharticl.php?id=243;

1 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности "Финансы и кредит" (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С.430-436.

2 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности "Финансы и кредит" (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С.436-443.

3 Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: ЮНИТИ. - 2009 г.

4 ФЗ "О кредитных историях" Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ.

5 Кризис и перспективы финансовых рынков в 2010 г. // Бюджет. 2010. №2. - С. 36.

6 РосЕвроБанк: http://www.roseurobank.ru/invest/analytics/news_gko/

7 Министерство экономического развития Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/finmarket/

8 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банки РФ" Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ.

- -

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении