Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Экономическая программа возрождения ФРГ после второй мировой войны» по Экономике (Сухоручкина Н. А.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: "История экономики"

на тему:

"Экономическая программа возрождения ФРГ после

второй мировой войны"

Исполнитель:

специальность

группа

№ зачетной книжки

Мударисов Рамиль Зуфарович

Уфа 2010 г.

Содержание:

Введение. 3 стр.

1. Экономика страны после второй мировой войны 4 стр.

2.Программа Л. Эрхарда и результаты ее реализации 7 стр.

3. Роль плана Д. Маршалла в восстановлении экономики страны 12 стр.

Заключение 17 стр.

Список использованной литературы 18 стр.

Введение

Вторая мировая война (1939-1945г.) стала крупнейшей политической и экономической катастрофой XX века. В войну были вовлечены более 60 государств, население которых составляло 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств, война унесла 55 миллионов человеческих жизней. Вторая мировая война имела и существенные экономические последствия: война уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. а общие военные расходы превысили соответствующие показатели первой мировой войны в 4,5 раза. Разрушенной оказалась не только экономика отдельных стран, но и экономические связи между странами в сфере промышленности, финансов, торговли.

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленность понесла крупные материальные потери. Оборудование требовало обновления или полного восстановления, следовательно - значительных капиталовложений. Огромными темпами росла инфляция, наблюдался острый дефицит самых необходимых товаров и продовольствия. Фактически Германия могли обеспечить свои потребности в различных товарах на 10 - 40%. Была разрушена система внутренней и внешней торговли, а так же финансовая система страны.

Таким образом, история экономического возрождения Германии после второй мировой войны представляет собой один из примеров успешной реализации идей либерализации экономики при сбалансированном участии государства в экономической жизни страны и обеспечении социального характера экономических преобразований. Необходимыми условиями успеха послевоенного восстановления Германии стали внешние (план Маршалла) и внутренние (политическая стабильность политическая поддержка реформ, денежная реформа, либерализация цен и торговли, в том числе внешней, направленное и ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь) факторы.

1. Экономика страны после второй мировой войны.

Среди европейских стран в наиболее бедственном положении после Второй мировой войны оказалась Германии, потерпевшая не только военно-политическое, но и экономическое поражение. Принципы послевоенного переустройства германии были разработаны главами трех стран антигитлеровской коалицией: СССР, США, Великобритания. Германия была разделена на четыре оккупационной зоны. Советская зона включала в себя восточные земли, американская - южные, французская - западная, британская-северо - западные. Экономическая политика каждой зоны определялась оккупационными властями исходя из принципов хозяйствования своей страны. В декабре 1947г. Американская и Британская зона объединились в Бизонию, после присоединения в ней Франции в феврале 1947г. это образование стало называться Тризонией. В ее границах в сентябре 1949г. была провозглашена Федеративная республика Германия (ФРГ), В октябре 1949г. на основе восточных земель образовалась Германская Демократическая республика (ГДР).

Впервые после военные годы экономическая ситуация Германии выглядела катастрофически. Кроме того, что война принесла огромные разрушения и экономический урон стране, в качестве возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. марок, в том числе в виде оборудования. Ситуацию осложняло апатия в значительной части населения.

В 1946г. большая часть промышленных предприятий была разрушена или демонтирована, промышленной производство составляло 33% от уровня 1936г. При существовавших тогда объемах производства промышленность могла бы обеспечить каждого немца пары обуви раз в 12 лет, а костюмом раз в 50 лет и т.д.

Обширными были разрушения жилищного фонда. В результате бомбардировок и боев было уничтожено 20% всего жилищного фонда, 1,86 млн. квартир были непригодны для жилья, 3,6 млн. -повреждены. Поток беженцев и выселенных с Востока усугублял тяжелое положение с жильем. На момент окончания войны около 20 млн. жителей Западной Германии не имели жилья.

Ущерб в ходе войны получила и транспортная инфраструктура, так как являлась главной целью бомбовых ударов союзников. Много дороги мостов были разрушены. Большой урон был нанесен железнодорожному и автомобильному транспорту. Многочисленные разрушения; железнодорожного полотна, мостов через реки, тоннелей, разрешение подвижного состава, недостаток запчастей временно практически парализовало железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт не функционировал, в основном, из-за недостатка транспортных средств.

Производство зерна и картофеля сократилось в два раза, поголовье скота составляло примерно, 1/3 от довоенного уровня, остро стояла проблема продовольствия. Для обеспечения выживания населения в западных зонах с 1945 по 1948 года оккупационные власти ежегодно ввозили продукты и предметы первой необходимости на сумму 1 млрд. долларов. Продовольственные карточки и нормы отпуска продуктов в одни руки стали инструментами распределения товаров. Еще во время войны объем сельскохозяйственной продукции начал снижаться из-за потери территории, нехватки машин, удобрений и снижения качества посевного материала. Недостаточный объем сельскохозяйственной продукции привел к тому, что установленная норма потребления для немцев составляла 2 000 калорий. Суровая зима 1946-1947 годов привела к тому, что норма потребления сократилась до 800 калорий.

К 1947 г. крайне сложное положение сложилось в финансовой сфере. В конце 1946 г. оборот наличной денежной массы, составляя 73-75 млрд. марок вместо 6 млрд. марок 1935 г. Государственный долг достиг 415 млрд. марок. Общие размеры не обеспеченного товарной массой денежного спроса оценивались примерно 300 млрд. марок. Попытки оккупационных властей нормализовать ситуацию путем "замораживания" цен и введения карточно-распределительной системы не имели успеха.

При тотальном дефиците и фактически обесцененной мраке большое распространение получил "черный рынок". В отношения между предприятиями господствовал бартер. Наряду с денежной оплатой труда вводились элементы натуральной оплаты. Население практически отказалось от денег и перешло к бартерной системе обмена. В которой роль меры стоимости и средства обращения играли кофе, шелковые чулки и особенно американские сигареты" Прогрессирующая инфляция при замороженных ценах сводила "на нет" любые попытки административного регулирования хозяйственной жизни. Кроме того, Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть ее территорий была отторгнута. Это была страна, где, писал один современник, "среди голода и холода умерла надежда".

Тем острее стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления. Весь комплекс задач по восстановлению страны оккупационное, а затем новое немецкое руководство Германии (ФРГ) должно было решать под давлением политической ситуации, когда существенно обострились противоречия между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции и фактически произошло разделение Германии.

Невозможность восстановления экономики только либеральными или же только административными методами привела к формированию концепции социального рыночного хозяйства. Основные принципы концепции социального рыночного хозяйства были реализованы Л. Эрхардом в экономической политике, которая стала проводиться в Германии с 1948г. Именно Л. Эрхарда считают главным архитектором социального рыночного хозяйства в Германии. В основе экономических преобразований лежало сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с "конституирующей", регулирующей силой государства.

2. Программа Л. Эрхарда и результаты ее реализации.

В 1948г. профессор Л. Эрхард (1897 - 1977г.), экономист и государственный деятель стал директором Управления хозяйства объединенных западных зон. Вскоре после этого в Германии стали проводится реформы, направленные на построение социального рыночного хозяйства. Главная цель реформ заключалась в демонтаже командно-распределительной системы и включении рыночных механизмов. Хозяйственные реформы представляли собой серию взаимосвязанных, но растянутых во времени шагов, осуществление которых заняло несколько лет. Первым и самым радикальным шагом стало проведение денежной реформы.

Денежная реформа началась в западных зонах оккупации 21 июня 1948г. ЕЕ главной задачей было быстрое избавление от разбухшей денежной массы и восстановление ключевой роли денег в хозяйственном обороте. Основными мероприятиями денежной реформы были:

1. Введение в качестве единственной денежной единицы вместо рейхсмарки новой дойчмарки. Каждый житель получал право обменять 60 марок по курсу 1:1 - их них 40 дойчмарок выплачивались немедленно, а остальные 20 - через два месяца. Половину сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно "замороженная" вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20.

2. Текущие платежи: зарплата, пенсии и квартплата - пересчитывались в соотношении 1:1.

3.Все предприятия получили первоначальную сумму из расчета 60 дойчмарок на каждого занятого. В Дальнейшем они должны были осуществлять все выплаты за счет текущих доходов. Взаимные обязательства предприятия пересчитывались в соотношении 1:10.

4.Все обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, аннулировались без всякой компенсации. Это привело к обесцениванию примерно 2/3 банковских активов, что потребовало в свою очередь проведение санации обремененных долгами банков.

5.Монопольное право на выпуск в обращении новых банкнот было передано Банку немецких земель. Он был независим от государственных и политических структур и от федерального правительства. Для наличного обращения была установлена норма в 10 млрд. дойчмарок.

6.Бюджетам разных уровней были представлены средства для первоначального пополнения. Вместе с тем по закону органы государственной власти всех уровней были обязаны покрывать сои расходы из текущих доходов. Одновременно было снижено налоговые бремя на предприятия и физических лиц, введены многочисленные налоговые льготы для стимулирования сбережений и инвестиций.

Реформа позволила фактически за один день избавиться от обесценившихся денег и быстро справится с инфляцией. Ошеломляющий результат денежной реформы стал называться экономическим чудом.

Вторым шагом стало принятие 24 июня 1948 решения о реализации закона об "Основных принципах хозяйственной структуры и политике цен после денежной реформы". Этот закон не получил одобрения властей и реализация проводилась под личную ответственность Л. Эрхарда. В соответствии закона было отменено около 90% действовавших до этого инструкций по контролю над ценами. Контроль над ценами сохранялся только на транспорте, на основные продукты питания, основные виды сырья, сталь, уголь, чугун, на квартплату и почтовые услуги. Стали опубликовываться каталоги "уместных цен", учитывающие реальные издержки производства и разумную "прибыль". Был принят закон против произвольного завышения цен.

Результаты реформы стали заметны быстро. Исчез "черный рынок", магазины наполнились товарами, у людей появилась заинтересованность в честном труде, который оплачивался реальными деньгами.

Важнейшим условием успешной трансформации экономической системы Германии в направлении социального рыночного хозяйства Л. Эрхард считал становление конкурентной среды и конкурентного поведения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что сразу после войны союзникам удалось провести принудительную децентрализацию и разукрупнение ведущих концернов в химической, сталелитейной, угледобывающей промышленности, банковской сфере, работа по декартелизации была еще не закончена. Работа над новым антикартельным законе началась в ноябре 1948г., однако только в июле 1957г. был принят "Закон против ограничения конкуренции". Политика государства была направлена на всемирную поддержку мелкого и среднего бизнеса.

В 1947 - 1949г. проводилось реформирование аграрной сферы. Был принят закон о земельной собственности, по которому происходило разукрупнение юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников. Развиваясь интенсивным путем, сельское хозяйство Германии характеризовалось быстрым внедрением новейших достижений аграрной науки в практику, что обеспечивало повышение производительности сельского хозяйства и урожайности.

Наряду с решением проблемы инфляции и спада производства нерешенной оставалась проблема безработицы, особенно остро она стояла в 1949 - 1950г. В начале 1950 - х г. наметилось улучшении общехозяйственной конъюнктуры.

Период 1952 - 1958г. характеризовался быстрыми темпами экономического роста. Наблюдалось устойчивое увеличение объема промышленного производства. За это время ВНП увеличился почти в два раза (за период 1950-1960г. - в 3 раза). В начале 1960-х г. по объему промышленного производства и экспорта Германия вышла на второе место в мире. В 1961г. безработица уменьшилась и составляла 1%, а число рабочих мест в 3 раза превышало число безработных. Одновременно росли доходы домашних хозяйств, поддерживающих высокий спрос. В 1953г. начался поворот в сторону производства товаров массового спроса. Особенно стали заметны улучшения в решении острейшей жилищной проблемы, с 1953г. вводилось более полумиллиона квартир в год. Быстрыми темпами росла производительность труда и урожайность в сельском хозяйстве.

Среднегодовые темпы роста экономики за 1950-1960 годы составили 10%. Основу роста обеспечивали, прежде всего, машиностроение, автомобилестроение, электротехника, химическая промышленность. Эти отрасли доминируют в германской экономике до сих пор.

В течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения - как за счет растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального государства стала показательной для многих стран. Стабильность марки вызывала удивление и зависть соседей.

Таким образом, ФРГ становится передовой страной Западной Европы, она обогнала в хозяйственном развитии своих победителей. Уже к середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место в мире (после США) по объему золотых запасов, что стало подлинным доказательством не только внутренний силы немецкой экономики и динамики ее роста, но и неустанной работоспособности всех слоев немецкого народа. Страна выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля, и стали и к началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС. Таким образом, возникновение через 1-15 лет "Общества благосостояния" после полной разрухи стали называть "немецким экономическим чудом". К числу его основных причин можно отнести:

1. Экономические реформы Л.Эрхарда.

2. Массовое обновление основного капитала. Рост капиталовложений, особенно иностранных, в национальную промышленность.

3. Размещение на германских предприятиях военных заказов во время войны в Корее.

4. Выход на внешние рынки и достижение положительного сальдо торгового баланса.

5. Отсутствие значительных военных расходов.

6. Стабильность экономической политики.

7. Активное участие в европейской экономической интеграции (ЕОУС м ЕЭС).

Термином "экономическое чудо" пользовались не только аналитики, но и обычные граждане страны, по данным социологических опросов подавляющая часть населения и представить себе не могла, что их жизнь может измениться так радикально за такой короткий промежуток времени.

Вошедшее в историю "немецкое экономическое чудо", т.е. быстрый рост экономики ФРГ в пятидесятых - шестидесятых годов XX века, представляет собой пример успешного выхода из острейшего кризиса как результата умелых действий политического руководства, сохранившего политическую стабильность, и сбалансированного вмешательства государства в экономическую жизнь страны, направленного на создание фундамента для быстрого развития экономики, в сочетании с внешней экономической поддержкой.

3. Роль плана Д. Маршалла в восстановлении экономики страны.

В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, госсекретарь США, огласил 5 июня 1947г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году.

План Маршалла - это программа восстановления и развития Европы после второй мировой войны на основе экономической помощи со стороны США, официальная цель плана Маршала провозглашалась как помощь странам Европы в восстановлении экономики это - создание условий для собственного возрождения европейских государств. Планом предполагалось создать условия для: быстрого развития внутриевропейской торговли; активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию; укрепления национальных валют и восстановления доверия к ним, стабилизации финансового обращения. С помощью реализации этого плана США надеялась, оздоровит американскую экономику, устранить угрозу финансового кризиса, спад производства и массовую безработицу за счет экспорта товаров и услуг в Европу, создания новых рабочих мест и избавления от "инфляционных долларов". Фактически, по признанию Гари Трумэна, помощь Европе "направлялась на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики".

Важной особенностью плана Маршалла была принципиально новой схеме расчётов по кредитам, которая вела к многократному увеличению задействованных средств. Например, немецкий завод заказывал какие-то детали в США. Однако американский изготовитель этих деталей получал доллары за них не от заказчика, а из правительственного фонда плана Маршалла. Заказчик же вносил эквивалент в немецких марках в специально созданный европейский фонд. В свою очередь, из средств этого фонда финансировались долгосрочные льготные кредиты предприятиям для новых инвестиций. В конечном счёте, по мере возврата предприятиями своих долгов, средства фонда позволили европейским государствам расплатиться и с США.

ФРГ официально стала одной из стран-участниц плана Маршалла 15 декабря 1949г, то есть вскоре после своего основания, и участие ее продолжалось до конца действия плана. Его цель состояла в том, чтобы экономически и политически подчинить Западную Германию диктату США и тем самым превратить ее в передовой форпост борьбы с коммунизмом в Европе. В течение 1948-1949г. Западная Германия получила от США в виде помощи 1,4 млрд. долл., тогда как остальные 15 из принявших его стран, вместе взяты, довольствовались суммой в 2,6 млрд. долл. Располагая такими средствами, западногерманская промышленность уверенно начала восстанавливать свое производство. И если еще в 1946г. его общий объем не превышал 1/3 от уровня 1936г., то к концу 1949г. он уже вплотную приблизился к нему. Особенно заметные сдвиги происходили в тяжелой промышленности: каменноугольной, металлургической и нефтяной, а также в электроэнергетике. Восстановление промышленности ФРГ происходило на новой технической основе. Около 80% всех капитальных вложений направлялось на развитие наиболее современных ее отраслей: автомобилестроения, авиастроения, электроники, радиоэлектроники, нефтехимии.

Помощь американцев была многообразной. В первую очередь поставлялись товары жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода и создания нормальных условий существования. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Кроме того, завозилось промышленное оборудование - в основном за счет ссуд Международного банка. Через океан шло также сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и т.д. Эти поставки субсидировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США.

За годы реализации плана Маршалла ФРГ получила от США почти столько же средств, сколько Великобритания и Франция вместе взятые. После окончания второй мировой войны она превратилась из противника в партнера западных держав. Более того, ей отводилась роль форпоста в борьбе против "советского коммунизма". Противодействие распространению влияния СССР в Европе и даже возможной агрессии с его стороны, несомненно, составляло одну из важнейших задач Плана Маршалла. Считалось, что ослабленная, переживающая кризис Европа без этой помощи не смогла бы противостоять коммунизму.

План Маршалла сыграл исключительную роль в процессе становления новой экономики Западной Германии и ее интеграции в общемировую. Запоздалое экономическое возрождение Германии проистекало из той смелой политики, принятой, прежде всего под давлением союзников, цель, которой заключалась в существенном сокращении ее производственных мощностей и придании приоритетного значения развитию сельского хозяйства. Важным было решение о курсе на восстановление экономического единства Германии. Реальность, однако, оказалась много сложнее. Разрушения, политический хаос, а также наплыв беженцев из Восточной зоны привели к глубоким потрясениям в германской экономике. Голод и нищета приняли столь серьезные масштабы, что Соединенные Штаты сочли необходимым оказать побежденной стране бесплатную гуманитарную помощь, поставляя предметы первой необходимости и сырье в рамках Правительственной поддержки выживания в оккупированных зонах. "Холодная война" как новый, доминирующий в этих обстоятельствах фактор, требовала сменить подходы со стороны западных союзников по отношению к Германии. Преобразование экономики этой страны составляло теперь своеобразную центральную ось новой стратегии. Речь шла о создании здесь собственных институтов как о первом этапе реформы на пути преобразований. Итак, политика промышленного демонтажа, применявшаяся доселе, уступила место энергичным мерам, со стороны, прежде всего США, по стимулированию экономического роста Германии. Однако результаты этого проявились далеко не сразу. Так, в английской и американской оккупационных зонах промышленное производство в 1947г. достигло лишь 38% от уровня 1936г., а в первой половине 1948г. - не превышало 47%. И лишь со второй половины 1948г., когда Англия и Франция присоединились к политике, проводимой США на оккупированных территориях, и была создана Высшая межсоюзническая комиссия рейнских территорий, можно говорить о реальном экономическом возрождении Германии. Именно денежная реформа 1948г. (о которой мы уже упоминали) стала своеобразной отправной точкой этого развития. С наступлением финансовой стабилизации стало возможным контролировать экономику. Чтобы стимулировать инвестиции, министр экономики Л. Эрхард явно отдавал предпочтение свободе цен перед заработной платой. Безусловно, это решение способствовало росту социальной напряженности и в 1948г. количество забастовок увеличилось. Однако правительство и предприниматели не испытывали ни малейшего желания идти на уступки, так как американская помощь больше не задерживалась. Пусть к "западноевропейскому чуду" оказался расчищен. К середине 1950-х гг. объем промышленного производства ФРГ увеличился по сравнению с 1936г. более чем в 2 раза. Среднегодовой прирост продукции составил при этом 9,6%). В результате доля ФРГ в промышленном производстве капиталистического мира возросла с 3,6% в 1950г. до 9,8% в 1959г. Растут золотовалютные запасы, по объему которых ФРГ уверенно вышла на второе место после США. Расширяется и внешнеэкономическая экспансия германского капитала. По уровню развития государственно-монополистического капитализма ФРГ начинает превосходить довоенную Германию. Усиливается процесс концентрации и централизации, как производства, так и капитала.

Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по "плану Маршалла" фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года.

Реализация "плана Маршалла" в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе.

Таким образом, план Маршалла был ориентирован на снабжение западноевропейского производства, на импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов. План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели: экономика страны была восстановлена; влияние коммунистов и СССР было ослаблено; был восстановлен и укреплен европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Заключение

Положение Германии в первые послевоенные годы было весьма удручающим. Мало того, что была сильно разрушена экономика, так еще и происходила смена правительства. А это дополнительные неудобства. В совокупности все происходящее сильно влияло на сознание людей. И примечательно то, что европейские державы - недавние враги Германии, протянули руку помощи. Они одновременно и наложили обязательства по возмещению ущерба, нанесенного фашистской Германией, и в то же время дали возможность Германии выкарабкаться из сложившегося положения. Германия приняла помощь в целях собственного благополучия.

В 50-60-е годы в ФРГ произошел качественный скачок в экономическом развитии. Именно он способствовал выходу этой страны на ведущие роли в мире, что и позволило германским экономистам назвать этот период "золотым". В эти годы на базе возрождения промышленности Западная Германия вновь обрела статус промышленно-экспортной державы, экспорт стал быстро возрастать. С 1951 года торговый баланс страны уже постоянно сводился с превышением. Свободная рыночная экономика окончательно оздоровила денежную систему, и в 1958 году была восстановлена конвертируемость немецкой марки. Пошло ускорение накопление средств, и в 1963 году ФРГ выплатила большую часть долга, образовавшегося в связи с действием плана Маршалла. Начался период восстановления прежнего уровня и выход на мировую арену уже не как врага всех и вся, а в качестве мирной и дружественной державы, ставшей в последствие и передового.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. История экономики зарубежных стран. Конотопов М.В. 2004г.

2. История экономики: учебник Т.В. Кашникова. 2006г.

4. Экономическая история мира. Том 4. под ред. М.В. Конотопова. 2008 г.

3. http://www.otvoyna.ru/germaniya.htm

4. http://human.cool4student.ru/istoriya-chelovechestva/germaniya-posle-vtoroi-mirovoi-voini/.

5. http://istorik.org/?p=67.

6. http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Ekonomicheskaya-istoriya/12377/index.html.

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении