Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Бухгалтерский учёт налоговых государственных кредитов» по Бухгалтерскому учёту (Бордукова Т. Г.)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3 ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

5 1.1. Понятие инвестиционного налогового кредита

5 1.2. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

6 1.3. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

10

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ

13 2.1. Особенности учета налоговых и бюджетных кредитов

13 2.2. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с получением ЗАО "ДейкоФорм" инвестиционного налогового кредита

15

2.3. Инвентаризация расчетов по кредитам и займам и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность раскрытой в данной работе темы обусловлена тем, что применительно к сложившейся в России ситуации, совершенствование налоговой системы, ориентированной на активизацию инвестиционного процесса, имеет первоочередное и неотложное значение. Оно должно быть в центре внимания при разработке инвестиционной программы, осуществлении реструктуризации компаний, осуществлении политики в области доходов.

Инвестиционный налоговый кредит, как свидетельствует мировой опыт, является инструментом государственного регулирования экономики в различных макроэкономических условиях и, особенно в кризисных ситуациях. Причем налогам как источнику инвестиций и как фактору активизации инвестиционного процесса присущи ряд свойств, отличающих их от других источников. Во-первых, их использование носит антиинфляционный характер. Во-вторых, инвестиционный налоговый кредит служит эффективным средством формирования инвестиционных предпочтений у хозяйствующих субъектов. В-третьих, он позволяет решать многие задачи, стоящие перед государством, начиная с активизации инвестиционного процесса, расширения возможностей предприятий для инвестирования и кончая стимулированием их деятельности по осуществлению инноваций, использованию достижений научно-технического прогресса в производстве. В-четвертых, инвестиционный налоговый кредит выступает действенным инструментом развития малого бизнеса, прежде всего в тех отраслях и сферах производства, где он в наибольшей мере является экономически оправданным. Наконец, в-пятых, налоговые льготы, используемые в практике - макроэкономического регулирования экономики, способствуют привлечению иностранных инвестиций.

Инвестиционный налоговый кредит - в РФ форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой организации, осуществляющей экономическую деятельность, при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшить свои платежи по налогу на доход (прибыль) организации с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации на срок от 1 года до 5 лет в части налога на доход (прибыль) организации, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Цель данной работы - исследовать проблемы бухгалтерского учета налоговых государственных кредитов.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены правовые аспекты инвестиционного налогового кредита, во-вторых, проанализированы вопросы его практического использования.

Изучение проблем учета налоговых кредитов с учетом происходящих изменений требует использования дополнительной информации о мировых и отечественных исследованиях и практических разработках из различных источников в данной области знаний.

ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

1.1. Понятие инвестиционного налогового кредита

Статьей 66 НК РФ установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит является разновидностью отсроченных налоговых платежей и представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

1.2. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ в п.1 и п.2 статьи 67 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2009 г. Теперь, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

при проведении организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

по остальным основаниям - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

При этом, основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления. При этом, наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Согласно статье 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в том числе принятие решений о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов) являются:

* по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

* по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ).

Следовательно, уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного кредита, является:

* по налогу на прибыль организаций - ФНС РФ;

* по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения заинтересованной организации.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать также положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Также, не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

1.3. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или

инвестиционного налогового кредита

Согласно ст.68. НК РФ действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока или при нарушении условий предоставления рассрочки.

При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц.

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

При этом следует иметь в виду, что нормами статьи 68 НК РФ прямо предусмотрены следующие виды ответственности организации - налогоплательщика.

Пунктом 8 статьи 68 НК РФ определена ответственность организации-налогоплательщика за нарушение предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретенного для выполнения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.

При данном нарушении организация в течение одного месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора ИНК исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Пунктом 9 статьи 68 НК РФ предусмотрена ответственность организации-налогоплательщика нарушающей свои обязательства, в связи с исполнением договора о кредите, предоставленном в связи с исполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлением населению региона особо значимых услуг.

В этом случае организация не позднее трех месяцев со дня расторжения кредитного договора обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ

2.1. Особенности учета налоговых и бюджетных кредитов

Порядок предоставления налогового кредита до 2007г. регулировался ст.65 НК РФ. После упразднения данной статьи в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" остался инвестиционный налоговый кредит. Он так называется из-за того, что, уплачивая налог позднее, организация как бы пользуется кредитом.

Хотелось бы заметить, что 18.03.2009 года глава "Деловой России" Борис Титов направил зампреду правительства Александру Жукову письмо, где выразил мнение о том, что предоставление налогового кредита по налогу на прибыль и НДС обрабатывающим предприятиям является более выгодной и менее затратной антикризисной мерой, чем денежные вливания в банковскую систему. В письме говорится, что данная мера будет способствовать пополнению оборотных средств предприятий и сохранению рабочих мест и зарплат. Эксперты же говорят, что налоговое кредитование бизнесу не поможет, поскольку прибыли у компаний будет мало.

Борис Титов просит Александра Жукова поддержать предложения среднего бизнеса о предоставлении обрабатывающим предприятиям налогового кредита за ближайшие два квартала по налогу на прибыль и НДС. При этом желаемый срок рассрочки по налогам должен составить два года под ставку рефинансирования ЦБ. На время действия налогового кредита предприятия готовы взять на себя обязательства не сокращать персонал и его зарплату.1

Предоставление инвестиционного налогового кредита дает возможность организации уменьшить свои платежи (не более чем на 50% налога, исчисленного с учетом льгот) в течение срока действия кредитного договора до тех пор, пока сумма, накапливаемая на счете 67, субсчете 2 "Расчеты по инвестиционным налоговым кредитам", не станет равной сумме предоставленного кредита.

При получении уведомления о предоставлении инвестиционного налогового кредита заемщик списывает соответствующую часть задолженности перед бюджетом, например при кредитовании налога на прибыль:

Д-т сч. 68, субсчет 3 "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль"

К-т сч. 67, субсчет 2 "Расчеты по инвестиционным налоговым кредитам".

Пользование инвестиционным налоговым кредитом во всех случаях является платным (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования). Проценты за пользование такими кредитами до ввода инвестиционных активов в эксплуатацию включаются в первоначальную стоимость объекта, а после принятия объекта к учету в качестве основных средств - относятся в состав внереализационных расходов:

а) до ввода объектов в эксплуатацию -

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т сч. 67, субсчет 2 "Расчеты по инвестиционным налоговым кредитам";

б) после ввода в эксплуатацию -

Д-т сч. 91, субсчет 2 "Прочие расходы" К-т сч. 67, субсчет 2 "Расчеты по инвестиционным налоговым кредитам".

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст.ст.76 и 77) и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния его получателя финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Они проводят также проверку целевого ис-пользования средств кредита.

Получение бюджетного кредита отражается записью: Д-т 51, К-т 66, 67, передача имущества в залог - Д-т 009, начисление процентов за пользование бюджетным кредитом - Д-т 08, 91, К-т 66, 67, уплата процентов и возврат бюджетных кредитов - Д-т 66, 67, К-т 51, возврат залогового имущества - К-т 009.

2.2. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с получением ЗАО "ДейкоФорм" инвестиционного налогового

кредита

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с получением организацией инвестиционного налогового кредита, рассмотрим на конкретном примере.

С 1 апреля 2008 года ЗАО "ДейкоФорм" в связи с техническим перевооружением производства, был предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль сроком на три года в размере 500 000 рублей. Процентная ставка, установленная по кредиту составляет 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ и равна 5,25%.

Учетной политикой ЗАО "ДейкоФорм" установлено, что она перечисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет:

* по итогам 1 квартала 2008 года составила 85 000 рублей;

* по итогам полугодия 2008 года составила 163 000 рублей;

* по итогам 9 месяцев 2008 года составила 245 000 рублей.

Для того чтобы было более понятно, как производится отражение в учете операций, связанных с предоставленным инвестиционным налоговым кредитом, параллельно будем рассматривать порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль. Напомним, что форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 7 февраля 2006 года №24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения".

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во 2 квартале 2008 года, составляет 1/3 * 85000 рублей = 28333,33 рубля.

На основании пункта 3 статьи 66 НК РФ ЗАО "ДейкоФорм" вправе уменьшить сумму ежемесячного авансового платежа на 50%, то есть на 28333,33 рубля *50% = 14166,67 рубля.

Таким образом, в апреле - мае - июне 2008 года ЗАО "ДейкоФорм" уменьшит сумму налоговых платежей в бюджет на 14166,67 рубля *3 = 42500 рублей.

За полугодие сумма авансового платежа у организации составила 163000 рублей и была отражена по строке 180 налоговой декларации по налогу на прибыль. С учетом уплаченного авансового платежа по налогу на прибыль за 1 квартал 2008 года - 163000 рублей - 85000 рублей = 78000 рублей.

По строке 210 налоговой декларации налогоплательщик отразил сумму начисленных за полугодие авансовых платежей.

Согласно пункту 5.8 раздела V "Порядок заполнения Листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций", порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом Минфина РФ от 7 февраля 2006 года №24н по строке 210 указываются: "организациями, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими расчетами в Декларациях за соответствующий отчетный период, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно Декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода".

Таким образом, сумма начисленных авансовых платежей составила (85000 рублей + 28333,33 рублей *3) = 170000 рублей.

Так как сумма начисленных авансовых платежей за полугодие, превысила сумму авансового платежа за этот же период, то по строке 280 налоговой декларации бухгалтер ЗАО "ДейкоФорм" отразил сумму налога на прибыль к уменьшению в размере (170000 рублей - 163000 рублей) = 7000 рублей.

В соответствии с подпунктом 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 эта величина признается вычитаемой временной разницей.

Напомним, что вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Указанная вычитаемая разница формирует отложенный налоговый актив, величина которого определяется произведением вычитаемой разницы на ставку налога на прибыль, установленную законодательством на отчетную дату. Так как указанная величина представляет собой собственно налог на прибыль, то умножать ее на ставку налога не нужно.

Таким образом, отложенный налоговый актив равен 7000 рублей.

В бухгалтерском учете отражение отложенного налогового актива производится с помощью следующей записи:

Дебет 09 "Отложенные налоговые активы"

Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"

Субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

За апрель-май-июнь ЗАО "ДейкоФорм" уменьшила налоговые платежи на сумму 42500 рублей. Необходимо определить выполняется ли у организации требование, установленное пунктом 3 статьи 66 НК РФ о предельно допустимой сумме кредита.

Предельно допустимая сумма кредита в условиях нашего примера составляет:

(163000 рублей - 85000 рублей) *50% = 39000 рублей.

Так как накопленная сумма кредита превышает предельный размер, то разница (42500 рублей - 39000 рублей) =3500 рублей переносится на следующий отчетный период - девять месяцев 2008 года.

В соответствии с нормами статьи 286 НК РФ: сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

В условиях нашего примера сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в 3 квартале 2008 года, составила:

(163000 рублей - 85000 рублей) *1/3 = 26000 рублей.

Рассчитаем суммы, на которые ЗАО "ДейкоФорм" вправе уменьшить налоговые платежи в 3 квартале 2008 года в связи с предоставленным инвестиционным налоговым кредитом:

Июль. ((26000 рублей - 7000 рублей)*50%-3500+7000 рублей)=13000 рублей;

Август.

26000 рублей *50% = 13000 рублей;

Сентябрь.

26000 рублей *50% = 13000 рублей.

По итогам 9 месяцев 2008 года ЗАО "ДейкоФорм" по строке 270 налоговой декларации показала сумму налога к доплате, рассчитанную как:

245000 рублей - 163000 рублей - 26000 рублей *3 = 4000 рублей

По итогам 9 месяцев в связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита организация должна доплатить в бюджет сумму авансового платежа в размере 4000 рублей *50% = 2000 рублей, при этом сумма накопленного кредита не превысила предельно допустимую величину (163000 рублей *50%) = 81500 рублей.

Следует помнить, что величина накопленного кредита в соответствии с пунктом 12 ПБУ 18/02 представляет собой налогооблагаемую временную разницу, приводящую к образованию отложенного налога на прибыль. В связи с этим, в течение срока действия инвестиционного налогового кредита, ЗАО "ДейкоФорм" ежемесячно должна отражать в учете сумму уменьшения записью по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

Как мы уже знаем, договор об инвестиционном налоговом кредите предполагает начисление процентов на предоставленные суммы кредита (статья 66 НК РФ). В нашем случае ставка по кредиту составляет 5,25%.

В соответствии с пунктом 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (ред. от 30.03.2001), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н, проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, признаются прочими расходами. Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н для учета прочих доходов и расходов предназначен балансовый счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Учет начисленных процентов организация ведет в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 года №60н.

Согласно пункту 14 ПБУ 15/01: включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации.

В бухгалтерском учете ЗАО "ДейкоФорм" отразит операции, связанные с предоставленным инвестиционным налоговым кредитом, следующим образом (табл.1).

Дальнейшее отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с предоставленным инвестиционным кредитом производится в аналогичном порядке.

Как мы уже отметили выше, порядок возврата кредита и уплаты начисленных процентов устанавливаются непосредственно в договоре инвестиционного налогового кредита, график погашения кредита и уплаты процентов является неотъемлемой частью договора.

При наступлении сроков возврата суммы кредита ЗАО "ДейкоФорм" будет производить погашение отложенного налогового обязательства, с использованием бухгалтерской записи:

Дебет 77 "Отложенные налоговые обязательства" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Хотелось бы заметить, что в отношении налогового учета процентов, начисленным по инвестиционному налоговому кредиту налогоплательщику следует обратить внимание на позицию налоговых органов, выраженную в Письме ФНС РФ от 2 февраля 2005 года №02-1-07/2 "О порядке учета в це-

Таблица 1

Операции, связанные с предоставленным инвестиционным налоговым кредитом

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дт Кт Ежемесячно в срок не позднее 30.04; 28.05; 28.06.2008 года

68 51 14 166,67

Перечислен ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль с учетом ИНК 28 333,33 рубля * 50%

68 77

14 166,67 Отражена в качестве отложенного налогового обязательства, сумма инвестиционного налогового кредита

91-2 68 2,04 Отражено начисление процентов за апрель на сумму предоставленного инвестиционного кредита 14 166,67 рубля * 5,25%/ 365 * 1 день

99 68 0,49 Отражено возникновение постоянного налогового обязательства 2,04 *24%

31.05.2008 года

91-2 68 71,32 Отражено начисление процентов за май на сумму накопленного инвестиционного кредита 14 166,67 рубля * 5,25%/ 365 * 31 день + 14 166,67 рубля *5,25%/ 365 *4 дня

99 68 17,12 Отражено возникновение постоянного налогового обязательства 71,32 *24%

30.06.2008 года

91-2

68 128,37 Отражено начисление процентов за июнь на сумму накопленного инвестиционного кредита 2 * 14 166,67 рубля х 5,25%/ 365 *30 дней + 14 166,67 рубля * 5,25%/ 365 * 3 дня;

99 68 30,81 Отражено возникновение постоянного налогового обязательства 128,37 *24%

Не позднее 30.07.2008 года

09 68

7 000 Отражен отложенный налоговый актив в части суммы налога на прибыль, подлежащего уменьшению

68 51 13 000 Перечислен ежемесячный авансовый платеж за июль с учетом предоставленного ИНК 26 000 рублей -13 000 рублей

68 77 6 000 Отражена сумма накопленного ИНК в качестве отложенного налогового обязательства (26 000 рублей - 7 000 рублей) * 50% - 3 500 рублей

68 09

7 000 Погашен отложенный налоговый актив

31.07.2008 года

91-2 68 191,23

Отражено начисление процентов за июль на сумму накопленного инвестиционного кредита 3 * 14 166,67 рубля * 5,25%/ 365 * 31 день + 6 000 рублей * 5,25%/ 365 * 2 дня;

99 68

45,90 Отражено возникновение постоянного налогового обязательства 191,23 *24%

Ежемесячно в срок не позднее 28.08; 28.09.2008 года

68 51 13 000 Перечислен ежемесячный авансовый платеж за август с учетом предоставленного ИНК

68 77

13 000 Отражена сумма накопленного ИНК в качестве отложенного налогового обязательства 26 000 рублей * 50%

31.08.2008 года

91-2 68 223,73

Отражено начисление процентов за август на сумму накопленного инвестиционного кредита 3 * 14 166,67 рубля * 5,25%/ 365 * 31 день + 6 000 рублей * 5,25% /365 * 31 день + 13 000 рублей * 5,25% /365 * 4 дня

99 68

53,70 Отражено возникновение постоянного налогового обязательства 223,73 *24%

30.09.2008 года

91-2 68 270,99

Отражено начисление процентов за сентябрь на сумму накопленного инвестиционного кредита 3 *14 166,67 рубля * 5,25%/ 365 * 30 дней + 6 000 рублей * 5,25% /365 * 30 дней + 13 000 рублей * 5,25% /365 * 30 дней + 13 000 рублей * 5,25%/365 * 3 дня

99 68

65,04 Отражено возникновение постоянного налогового обязательства 270,99 рублей * 24%

лях налогообложения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту":

"Подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 Кодекса.

На основании статьи 269 Кодекса под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом следует иметь в виду, что долговые обязательства, расходы в виде процентов по которым могут быть отнесены к внереализационным расходам, носят гражданско-правовой характер.

Инвестиционный налоговый кредит является одной из форм осуществления изменения срока уплаты налога (п. 3 ст. 61 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 66 Кодекса инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 Кодекса).

При этом порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита предусмотрены статьей 67 Кодекса.

Следовательно, проценты по инвестиционному налоговому кредиту не относятся к процентам по заимствованиям гражданско-правового характера.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 1 статьи 252 Кодекса, проценты, уплачиваемые организацией по инвестиционному налоговому кредиту, предоставленному в соответствии с Кодексом, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль".

Как видно из содержания Письма работники налогового ведомства считают, что проценты, начисленные по договору инвестиционного налогового кредита налогоплательщик не вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В качестве обоснования своей позиции они ссылаются на то, что отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, предоставившим инвестиционный налоговый кредит, не носят гражданско-правового характера, в связи с чем, не могут быть признаны долговыми обязательствами, порядок признания которых в целях налогообложения установлен статьей 269 НК РФ.

Нужно отметить, что нередко эту точку зрения подтверждают и суды, в качестве примера можно привести Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 ноября 2004 года №Ф03-А59/04-2/1266, а также Постановление Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2004 года №5665/04. Правда, указанные Постановления касались вопросов начисленных процентов по реструктуризации задолженности налогоплательщика, и в них арбитры пришли к выводу, что проценты по реструктуризации задолженности по налогам и сборам не могут быть признаны в целях налогообложения.

Здесь следует напомнить, что Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внес в главу 25 "Налог на прибыль организаций", а именно в статью 265 НК РФ поправку, позволяющую налогоплательщику учитывать в качестве расходов для целей налогообложения проценты, уплачиваемые при реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Причем эта возможность появилась у налогоплательщика с 1 января 2005 года.

Так как законодатель дает возможность учитывать проценты, уплачиваемые даже при реструктуризации задолженности, то проценты, начисленные за пользование инвестиционным налоговым кредитом можно также учесть при налогообложении. Объясним.

В соответствии с нормами статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида признаются внереализационными расходами налогоплательщика. Признать их таковыми можно только в том случае, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с получением дохода.

В качестве обоснования инвестиционного налогового кредита выступает, как мы знаем, инновационная или инвестиционная деятельность налогоплательщика, которая напрямую связана с получением дохода. Кроме того, инвестиционный налоговый кредит имеет целевую направленность и предоставляется налогоплательщику только с согласия налогового органа, что тоже немаловажно.

Согласно статье 269 НК РФ: под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Как видим, налоговое законодательство не ограничивает источник предоставления кредита, значит, таковым может выступать и бюджет. Тем более, что статья 69 Бюджетного Кодекса РФ прямо относит налоговые кредиты к бюджетным кредитам. Таким образом, проценты, начисленные за пользование инвестиционным налоговым кредитом, могут быть учтены налогоплательщиком при налогообложении в порядке, установленном статьей 269 НК РФ.

В качестве доказательства правомерности этой позиции можно привести и судебную практику, где налогоплательщику удалость доказать аналогичную точку зрения - Постановление ФАС Уральского округа от 2 марта 2006 года №Ф09-1077/06-С7, в котором суд указал, что в целях налогообложения инвестиционный налоговый кредит подпадает под понятие долгового обязательства, следовательно, проценты, начисляемые за его предоставление могут учитываться налогоплательщиком при определении налоговой базы.

2.3. Инвентаризация расчетов по кредитам и займам и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Задача инвентаризации - определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Согласно п.3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, при инвентаризации проверяются расчеты:

- с заимодавцами (кредиторами) по займам (кредитам);

- с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

- с покупателями и поставщиками;

- с работниками, в том числе с подотчетными лицами;

- с другими дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация расчетов с заимодавцами (кредиторами) заключается в проверке учетных данных, числящихся на счетах 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Комиссия должна проверить правильность отражения в бухгалтерском учете сумм полученных займов, а также сумм, направленных на их погашение. Кроме того, нужно подтвердить правильность исчисления и отражения на счетах бухучета процентов по займам, которые организация должна уплатить согласно условиям договоров с заимодавцами.

В ходе проверки расчетов с контрагентами оформляется справка о дебиторской и кредиторской задолженности (Приложение к форме N ИНВ-17). Она является основанием для составления акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17. Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии.

При инвентаризации средств, учтенных на счете 86 "Целевое финансирование" проверяется расходование средств на цели, предусмотренные целевыми программами и сметами расходов.

Целевое финансирование - это финансирование целевых программ за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников.

Данные аналитического учета должны обеспечить возможность получения необходимой информации по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. При этом:

- проверяется наличие документов (отчеты об использовании средств с приложенными первичными документами), подтверждающих целевое использование бюджетных средств, то есть сопоставляются произведенные расходы с соответствующей экономической статьей расходов бюджетных назначений;

- выявляются суммы превышения расходов по соответствующим статьям бюджетного финансирования;

- проверяется наличие документов, подтверждающих целесообразность и правомерность расходов сверх утвержденной сметы.

Инвентаризационные описи заполняются в разрезе источников финансирования.

В учетной политике организации согласно требованиям ПБУ 15/01, отраженным в п.32 Положения, необходимо раскрыть следующие данные:

- о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

- о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

- о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

- о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

В бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация:

- о наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;

- о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

- о сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

- о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

- о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая весь вышеприведенный материал можно сделать вывод, что инвестиционный налоговый кредит наряду с отсрочкой или рассрочкой представляет собой одну из форм изменения срока уплаты налога и сбора.

Анализ норм главы 9 НК РФ позволяет сделать вывод, что инвестиционный налоговый кредит по сравнению с другими формами изменения срока уплаты налогов и сборов является качественно иной мерой переноса установленного срока уплаты на более поздний срок. Связано это с тем, что его предоставление направлено исключительно на создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности организаций.

Во-первых, исходя из нормы статьи 66 НК РФ, можно заключить, что такая мера налогового регулирования как инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлена исключительно юридическому лицу - налогоплательщику налога. Кроме того, налоговое законодательство определяет, что в части федеральных налогов действие инвестиционного налогового кредита распространяется лишь на налог на прибыль организаций, состав же региональных и местных налогов, по которым налогоплательщику может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, не ограничивается.

Во-вторых, срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, составляет от одного года до пяти лет, что значительно превышает сроки, на которые предоставляется отсрочка или рассрочка.

Следующее важное отличие инвестиционного налогового кредита от иных форм изменения срока уплаты заключается в обязательном начислении процентов на сумму предоставленного кредита, не зависимо от основания, по которому он предоставлен. При этом налоговым законодательством определено, что проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Анализируя правовые основы предоставления налогоплательщику инвестиционного налогового кредита, можно отметить, что договор инвестиционного налогового кредита, по сути, дает ему возможность в течение определенного времени платить налог не в полной сумме, а уменьшать налоговые платежи на сумму кредита, предусмотренную договором. Иначе говоря, в течение срока действия инвестиционного налогового кредита, налогоплательщик просто производит уменьшение налоговых платежей до тех пор, пока накопленная сумма уменьшений не достигнет суммы кредита, предусмотренной договором.

Уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного кредита, является:

* по налогу на прибыль организаций - ФНС РФ;

* по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения заинтересованной организации.

О результатах рассмотрения возможности заключения договора поручительства, налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления. При положительном заключении договор поручительства подписывается в пятидневный срок.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией, претендующей на его предоставление.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены:

* порядок уменьшения налоговых платежей;

* сумма кредита с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит;

* размер процентов, начисляемых на сумму ИНК;

* порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов на сумму кредита;

* ответственность сторон.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Абрамова Н.В. Изменение срока уплаты налогов // Главбух № 4, 2007. с.32-38.

3. Бухгалтерский учет. - http://buhuch.com/

4. Гурьяков Л. Право налогоплательщика получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации // Финансовая газета № 50, 2006. с. 5.

5. Данилькевич Л.И. Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления // Российский налоговый курьер № 22, 2003. с. 15-28.

6. Дымова Н.П. Отсрочка или рассрочка по уплате налога или сбора // Российский налоговый курьер № 1, 2001. с. 28-30.

7. Жуков В.Н. Учет налоговых кредитов // Бухгалтерский учет № 7, 2002. с. 15-21.

8. Кирюшкин А. Изменение срока уплаты налогов и сборов и размеров штрафных санкций за совершение налогового правонарушения // Финансовая газета № 44, 2004. с.6.

9. Колчин С.П. Налогообложение. - М.: ИПБ-БИНФА, 2008.

10. Мачин С.П. Налоговые льготы в неналоговых законах // Главбух № 11, 2001. с. 33-36.

11. Налоговый кредит. - http://taxua.it-blogs.com/post-133.aspx

12. Наумова Н.Н. Льготы по налогам и сборам // Бухгалтерский учет № 10, 2007. с. 23-27.

13. Никонов А.А. Изменение срока уплаты налогов // Главбух № 4, 2005. с. 23-26.

14. Пашков К. Обеспечение обязанности по уплате налогов и сборов при изменении срока их уплаты // Финансовая газета № 39, 2006. с. 6.

15. Романчук О.А. Порядок предоставления организациям инвестиционного налогового кредита // Главбух № 2, 2007. с. 15-29.

16. Свистунова Н. Налоговый кредит: реальность или вымысел? http://auditr.ru/articles/1491/

17. Селиванова М. Бизнес выступает за налоговый кредит. - http://www.rbcdaily.ru/2009/03/19/focus/406731

18. Тарасов Д.А. Как получить налоговый кредит? // Главбух № 8, 2002. с. 23-29.

19. Учет и налогообложение инвестиционного налогового кредита. - http://www.rosec.ru/glavbuh/articles/0708200744/index2.wbp

20. Часова О.В. Финансовый бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2007.

21. Черных Е. Налоговый кредит // Финансовая газета № 23, 2002. с.4-5.

22. http://www.garant.ru/

1 Селиванова М. Бизнес выступает за налоговый кредит. - http://www.rbcdaily.ru/2009/03/19/focus/406731

- -

8

Показать полностью…
Похожие документы в приложении