Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Документирование аудита» по Аудиту (Барышников Н. Г.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра "Бухгалтерский учет, аудит и статистика"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Основы аудита"

Вариант № 7

Преподаватель: Бордукова Т.Г.

Выполнил: ст. Ишмухаметов И.Х.,

Факультет: ФиК,

Специальность: ФМ, 4,2 в/о

группа: 1,

№ личного дела: 09ффд61337

УФА - 2010

Содержание

1. Документирование аудита. Рабочая документация аудитора, ее составление и использование в процессе проведения проверки .3

а) форма и содержание рабочих документов .3

б) конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них .6

2. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки: действия аудитора при выявлении искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности 8

а) виды искажений бухгалтерской отчетности .8

б) обязанности аудитора 10

в) аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности .11

г) неспособность аудитора завершить аудиторское задание 14

3. Тесты.16

Список литературы.21

1. Документирование аудита. Рабочая документация аудитора, ее составление и использование в процессе проведения проверки.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности "Документирование аудита" устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Согласно ст.6 ФЗ №307 от 30.12.08 аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица [4].

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны документально оформлять все полученные сведения в свое рабочей документации в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696.

Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т.д [6].

Рабочие документы используются:

1. при планировании и проведении аудита;

2. при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

3. для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

а) форма и содержание рабочих документов

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, известные аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую документацию.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации понять проделанную прежним аудитором работу и обоснованность его решений и выводов.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:

- характер аудиторского задания;

- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

- характер и сложность деятельности аудируемого лица;

- необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации. Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполнения ими работы.

Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

* информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

* выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

* информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

* доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;

* доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

* анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

* анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

* сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

* подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверяющихся аудитором;

* копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученные от них;

* копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обслуживающимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

* письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

* выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, принятых в связи с этим аудитором;

* копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода.

б) конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них

Согласно ст. 9 ФЗ №307 аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг [4].

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет [6].

Можно выделить текущие, постоянные и специальные рабочие документы аудитора [1].

К текущим документам относятся: материалы, собранные в ходе аудиторской проверки.

К постоянным документам относятся: информация об организационно - управленческой структуре, о видах деятельности, о долгосрочных договорных обязательствах, а также информация об обслуживающих банках.

К специальным документам относятся: законодательная база, налоговая документация, акты судебных разбирательств.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Таким образом, все аудиторские действия (проверки) обязательно оформляются рабочими документами, наличие рабочих документов является фактом качественного проведения аудита.

2. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки: действия аудитора при выявлении искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности №13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 N 532, разработанный с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к аудиторской организации и индивидуальному аудитору (далее именуются - аудитор) по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок [6].

а) виды искажений бухгалтерской отчетности

Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть двух видов: преднамеренные и непреднамеренные [1].

Непреднамеренное искажение (ошибка) может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Преднамеренное искажение (обман) является результатом преднамеренных действий (или бездействий) персонала аудируемого лица в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.

Различают два типа преднамеренных искажений, возникающих в результате недобросовестных действий, рассматриваемых в ходе аудита [6]:

- искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- искажения, возникающие в результате присвоения активов.

Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности подразумевает искажения или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности с целью введения в заблуждение пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Недобросовестным составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности считаются следующие действия:

- фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность;

- преднамеренное неверное отражение событий, хозяйственных операций или другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

- преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

Присвоение активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем присвоения денежных средств, материальных или нематериальных активов, инициирования оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности может быть у проверяемого экономического субъекта существенным (то есть влияющим на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным[1].

б) обязанности аудитора

Риск необнаружения существенных искажений в результате недобросовестных действий выше риска необнаружения искажений в результате ошибок, так как недобросовестные действия могут включать специально разработанные и организованные схемы, направленные на их маскировку (подделка документов, намеренное неотражение хозяйственных операций или целенаправленное искажение фактов, предоставляемых аудитору). Недобросовестные действия еще сложнее выявить, когда несколько человек вступают в сговор. В результате сговора аудитору могут быть представлены доказательства, кажущиеся убедительными, но на самом деле являющиеся ложными. Риск необнаружения недобросовестных действий руководства аудируемого лица намного выше, чем риск необнаружения недобросовестных действий его сотрудников, так как руководство и представители собственника занимают положение, предполагающее их высокий авторитет, честность и порядочность, что дает им возможность обходить формально установленные процедуры контроля [6].

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 1 аудитор должен планировать и проводить аудит с позиции профессионального скептицизма. Это необходимо для выявления и оценки ситуаций, когда:

- имеются факторы, которые увеличивают риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий и ошибок (например, особенности руководства, его влияние на контрольную среду, состояние отрасли экономики, в которой аудируемое лицо осуществляет деятельность, характеристики его хозяйственной деятельности, его финансовая стабильность);

- существуют обстоятельства, вызывающие подозрение аудитора в наличии существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- получены доказательства (в том числе информация, имеющаяся у аудитора по результатам предыдущего аудита), ставящие под сомнение надежность разъяснений и заявлений руководства аудируемого лица.

Мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности основывается на разумной уверенности. Поэтому аудит не может гарантировать выявление существенных искажений в результате недобросовестных действий или ошибок. Следовательно, если впоследствии в финансовой (бухгалтерской) отчетности обнаружатся существенные искажения, являющиеся результатом недобросовестных действий или ошибок, это не может служить признаком того, что:

- попытка получить разумную уверенность оказалась неудачной;

- планирование аудита, его выполнение или профессиональное суждение аудитора были неадекватны;

отсутствовали профессиональная компетентность и должная тщательность;

- не выполнялись федеральные стандарты аудиторской деятельности.

в) аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности

В ходе проведения аудита аудитор может столкнуться с обстоятельствами, указывающими на возможные существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок. Если аудитор сталкивается с обстоятельствами, указывающими на возможные существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности он должен выполнить соответствующие процедуры для установления такого факта [6].

Характер, временные рамки и объем процедур зависят от профессионального суждения аудитора о виде предполагаемых недобросовестных действий и ошибок, вероятности их возникновения и вероятности того, что тот или иной вид недобросовестных действий или ошибок окажет существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Как правило, аудитору удается применить достаточные процедуры, чтобы подтвердить или рассеять подозрения о существенных искажениях финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникших в результате недобросовестных действий и ошибок. В противном случае аудитор рассматривает влияние предполагаемых недобросовестных действий или ошибок, а также предполагаемых искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности на аудиторское заключение.

Аудитор не должен считать, что недобросовестное действие или ошибка являются единичными. Поэтому до завершения аудита он должен рассмотреть необходимость пересмотра оценки компонентов аудиторского риска, сделанной при планировании аудита, и определить целесообразность изменения характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур в соответствии с федеральным стандартом N 8.

Аудитору целесообразно рассмотреть:

- характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу;

- оценку эффективности средств внутреннего контроля в случае, если риск средств контроля был оценен ниже, чем высокий;

- поручения членам аудиторской группы, которые следует дать при данных обстоятельствах;

- не являются ли какие-либо прочие искажения результатом недобросовестных действий и/или ошибок.

Если аудитор обнаруживает искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности, он должен определить, не является ли это искажение признаком совершения недобросовестных действий, и при утвердительном ответе аудитор должен рассмотреть влияние такого искажения на другие вопросы аудита, особенно в отношении надежности разъяснений и заявлений руководства аудируемого лица.

Если аудитор делает вывод о том, что искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности является или может являться результатом недобросовестных действий, он должен проанализировать причастность к этим действиям определенного лица или лиц, особенно с точки зрения их положения в организационной структуре аудируемого лица.

В связи с текущей экономической ситуацией возможно усугубление действия факторов, которые предопределяют риск искажения бухгалтерской отчетности организаций в силу недобросовестных действий руководства аудируемого лица [2]. Если аудитор выяснит, что недобросовестные действия были совершены с участием членов высшего руководства (руководитель и его заместители) аудируемого лица, то даже при несущественной величине искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности данной проблеме следует уделить значительное внимание в ходе проведения аудита [6]. В этом случае аудитор может быть поставлен перед необходимостью пересмотреть надежность ранее полученных доказательств, поскольку не исключено, что возникнут сомнения в полноте и правдивости представленных заявлений и подлинности бухгалтерских записей и первичных документов. Кроме того, при пересмотре надежности доказательств аудитор должен рассмотреть вероятность сговора сотрудников, руководства и иных лиц. Если руководство, особенно на самом высоком уровне, причастно к недобросовестным действиям, то аудитор может не получить всех доказательств, необходимых для проведения аудита и составления аудиторского заключения.

В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности аудируемого лица аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны оценить их влияние на достоверность проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях [1].

В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности ответственность между аудиторской организацией и аудируемым лицом распределиться следующим образом.

Аудиторская организация несет ответственность:

1. за выражение обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности;

2. за правильность и полноту данных о выявленных им существенных искажениях отчетности, отраженных в письменном отчете аудитора и (или) аудиторском заключении;

3. за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях отчетности третьим лицам.

Руководство и персонал аудируемого лица несет ответственность:

а) за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений;

б) за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

в) за неустранение или несвоевременное устранение искажений.

После того как аудитор установил факт искажений, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, аудитору следует сообщить об этом руководству аудируемого лица, представителям собственника, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уполномоченным государственным органам власти [6].

Своевременное сообщение руководству аудируемого лица надлежащего уровня об искажениях, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, является необходимым для принятия руководством аудируемого лица соответствующих мер. Надлежащий уровень руководства аудируемого лица определяется профессиональным суждением аудитора и зависит от характера, значимости и частоты недобросовестных действий и ошибок. Надлежащим считается уровень, хотя бы следующий за тем, на котором находится лицо, причастное к недобросовестным действиям и ошибкам или подозреваемое в них.

Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудитору следует подробно отразить в своей рабочей документации.

г) неспособность аудитора завершить аудиторское задание

Если аудитор приходит к выводу о невозможности завершения аудита по причине искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий, то аудитор должен:

- учесть свою профессиональную и юридическую ответственность применительно к данным обстоятельствам, в том числе наличие требования для аудитора доложить информацию об искажениях в результате недобросовестных действий лицу или лицам, назначившим аудитора, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам власти;

- рассмотреть возможность отказа от задания.

Если аудитор отказывается от задания, то он должен:

- обсудить с руководством и представителями собственника аудируемого лица отказ аудитора от задания и причины этого отказа;

- проанализировать профессиональные и юридические требования для сообщения об отказе аудитора от аудиторского задания и причинах отказа лицу или лицам, назначившим аудитора, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам.

Аудитор может столкнуться с исключительными ситуациями, ставящими под вопрос его способность продолжать аудиторскую проверку. Например, если:

- при обнаружении недобросовестных действий аудируемое лицо не осуществляет ответных действий, которые, по мнению аудитора, необходимы при данных обстоятельствах, даже если недобросовестные действия не являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудитор считает, что риск существенных искажений по причине недобросовестных действий и результаты соответствующих аудиторских тестов указывают на значительную вероятность существенных и серьезных злоупотреблений;

- у аудитора имеются значительные сомнения в компетентности и порядочности руководства или представителей собственника аудируемого лица.

Учитывая исключительный характер обстоятельств и необходимость соблюдения требований законодательства Российской Федерации, аудитору целесообразно получить юридические консультации при принятии решения о возможном отказе от аудиторского задания и при определении дальнейшего плана действий.

3. Тесты.

1. Для каких экономических субъектов аудиторская проверка обязательна:

1) закрытое акционерное общество;

2) представительство иностранного юридического лица;

3) аудиторская фирма с величиной активов, превышающей в 200 000 раз минимальный размер оплаты труда.

Согласно п.3 ст. 5 ФЗ №307 от 30.12.07 "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях если об объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей [4] (МРОТ на сегодняшний день составляет 4330 рублей. Соответственно 20 млн.руб/4330руб = 4619 МРОТ).

2. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут заниматься:

1) аудиторской деятельностью;

2) любой предпринимательской деятельностью при наличии соответствующей лицензии;

3) только координацией своей деятельности.

В соответствии со ст.4 и ст.6 ФЗ №315 от 01.12.07 "О саморегулируемых организациях" и ст.17 "Саморегулируемая организация аудиторов" ФЗ №307 [4,5] cаморегулируемая организация аудиторов (аккредитованные профессиональные аудиторские объединения) могут заниматься только координацией своей деятельности.

3. В каком из случаев не нарушается принцип независимости аудитора:

1) аудитор является братом супруги собственника аудируемого лица;

2) аудитор оказывал два года назад аудируемому лицу услуги по восстановлению бухгалтерского учета;

3) аудитор оказывал год назад услугу по обучению персонала аудируемого лица в сфере использования компьютерной программы.

В ст.8 "Независимость аудиторских организаций, аудиторов" ФЗ №307 указаны пункты, когда аудит не может осуществляться [4]:

п.4 - аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

п.6 - аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов

Соответственно принцип независимости аудитора не нарушается, если аудитор оказывал год назад услугу по обучению персонала аудируемого лица в сфере использования компьютерной программы.

4. Страхование риска ответственности аудиторской организации за нарушение договора является обязательным:

1) только при проведении аудиторских проверок;

2) только при проведении обязательного аудита?;

3) при оказании любых аудиторских услуг.

Аудиторские организации данный вид страхования также затрагивает напрямую - в прежнем Федеральном законе от 7.08.01 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 30.12.08 г.) прямо предусматривалось, что при проведении обязательного аудита (который проводят практически все аудиторские компании) аудитор должен страховать ответственность за нарушение договора (ст. 13). В действующем в настоящее время Федеральном законе от 30.12.08 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" страхование ответственности за нарушение договора аудитора заменено членством в саморегулируемых организациях, где создаются централизованные фонды средств для защиты имущественных интересов их членов. Однако и сейчас многие клиенты аудиторских компаний настаивают, чтобы ответственность за нарушение договора их аудитором была застрахована на существенную сумму, особенно если речь идет о проверке крупных предприятий, ведь утечка информации о деятельности таких предприятий может причинить значительный ущерб [3].

Отметим, что, даже если страховщик заключит подобный договор с экономическим субъектом, в отношении которого законодательство не предусматривает страхование ответственности за нарушение договора, в случае судебного спора договор с большой долей вероятности может быть признан ничтожным и страхователь не сможет рассчитывать на возмещение по результатам разбирательства.

5. При проведении обязательного аудита предприятий заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам открытого конкурса, если доля государственной собственности составляет:

1) не менее 25 %;

2) не более 25 %;

3) не более 50%.

Согласно п. 4, ст.5 ФЗ №307 Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [4].

6. В соответствии с моделью аудиторского риска риск необнаружения:

1) прямо пропорционален приемлемому аудиторскому риску;

2) обратно пропорционален приемлемому аудиторскому риску;

3) прямо пропорционален неотъемлемому риску.

В п.9 ФСА №16 говорится, что аудиторский риск включает неотъемлемый риск, риск средств внутреннего контроля и риск необнаружения. О прямой пропорциональности риска необнаружения к приемлемому аудиторскому риску говорится в приложении №2 данного ФСА [6].

РН=ПАР/РСК*НР, где

РН- риск необнаружения, ПАР-приемлемый аудиторский риск, РСК-риск средств контроля, НР-неотъемлемый риск.

Из модели риска необнаружения видно, что риск необнаружения прямо пропорционален приемлемому аудиторскому риску и обратно пропорционален неотъемлемому риску.

7. Аудитор рассматривает существенность:

1) как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации;

2) на уровне финансовой отчетности в целом;

3) в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации.

В п.6 ФСА №4 "Существенность в аудите" указано, что аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации [6].

8. Уверенность, которую призван обеспечить аудит, в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажения, должна быть:

1) разумной;

2) максимально возможной;

3) полной.

Согласно п.6 ФСА №1 аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита [6].

9. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности по составу:

1) должно содержать обязательные элементы, определённые федеральным правилом (стандартом);

2) может носить произвольный характер;

3) должно состоять из трёх частей: вводной, аналитической, итоговой.

П.3 ст.6 ФЗ №307"Аудиторское заключение" гласит, что требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) [4].

10. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым:

1) по решению суда;

2) уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности;

3) профессиональными общественными организациями аудиторов.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда (п.5 ст.6 ФЗ №307) [4].

Список использованной литературы

1. Курс лекций по основам аудита /Т.Г. Бордукова. - 2010.

2. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 07-02-18/01.

3. Страхование ответственности за нарушение договора. /А.Д. Жильцова. - "Аудиторские ведомости", 1 апреля 2010 г.

4. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" №307 от 30 декабря 2008 года.

5. Федеральный закон РФ "О саморегулируемых организациях" №315 от 1 декабря 2007 года.

6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности от 23.09.2002 г. N 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863).

1

Показать полностью…
Похожие документы в приложении