Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Роль местных финансов в финансовой системе РФ» по Финансам и кредиту (Балихина Н. В.)

Оглавление

Введение с.3

1. Экономическое содержание и состав местных финансов с.5

2. Бюджеты муниципальных образований

как основное звено местных финансов с.9

3. Перспективы развития местных бюджетов в РФ с.14

Заключение с.18

Список литературы с.20

Введение

Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и призванным обеспечить удовлетворение его потребностей в общественных благах. Органы местного самоуправления, как отмечал один из основателей отечественной муниципальной теории академик Л.К. Велихов, принимают на себя по уполномочию местного населения и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач.1

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, принятой странами - членами Совета Европы в 1985 г., люди, проживающие компактно на одной территории и нуждающиеся в определенных услугах, должны иметь демократические органы, которые представляли бы их интересы. Местное самоуправление рассматривается как демократический институт, орган негосударственного типа, отражающий интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах.

С позиции достижения наилучших экономических результатов общественной деятельности рациональное распределение ответственности будет заключаться в том, чтобы доверить местным органам власти ту часть ее, которая ограничивается данной территорией, имея в виду, что центральному правительству и органам власти субъекта федерации надлежит нести ответственность только за те виды деятельности, которые влияют на развитие экономики региона и государства в целом.

При этом, несмотря на то что в разных странах круг полномочий различных уровней управления существенно различается, в последнее время во многих из них сформировалась некоторая общая тенденция, заключающаяся в постепенном расширении полномочий низших эшелонов власти, прежде всего в сфере финансов, децентрализации ответственности по предоставлению общественных услуг населению. Данная тенденция связана с задачами повышения эффективности расходования государственных средств, более полного учета интересов населения, укрепления общественных демократических институтов.

Разделение обязанностей между различными эшелонами власти, передача и закрепление соответствующих полномочий определяют потребности властных структур в финансовых ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий. Таким образом, возникает объективная необходимость формирования финансовой основы местного самоуправления.

1. Экономическое содержание и состав местных финансов

В России за последние годы лет децентрализация финансов был связана с общим процессом децентрализации государственной власти, становлением в ходе этого процесса демократических институтов в обществе, общей структурной перестройкой экономики в условиях развития рыночных отношений. Кроме того, федеративная форма государственного устройства России потребовала признания самостоятельности бюджетов различных уровней, обеспечения их своими доходными источниками и правом определять направления их использования.

Поскольку местное самоуправление должно отражать интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах, и обеспечить удовлетворение этих потребностей, основные задачи муниципальной деятельности связаны с повышением качества жизни населения муниципального образования, оказанием муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти. При этом под муниципальными услугами понимается весь комплекс услуг, носящих местный характер, т.е. жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, торговые, образовательные, социальные, культурные и иные услуги, осуществляемые в привязке к месту жительства. К муниципальным услугам также относят обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение экологического и санитарного благосостояния в границах муниципального образования.2

Успешность реализации задач муниципальной деятельности зависит от достаточности финансовой основы органов местного самоуправления, уровня развития финансового потенциала территории и эффективности управления местными финансовыми ресурсами. Органы местной власти несут ответственность за решение всех вопросов местного значения, хотя управляют непосредственно только собственными финансовыми ресурсами. Финансы частных юридических и физических лиц не находятся в ведении муниципальных властных структур, однако они являются объектом управления, объектом муниципальной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования муниципальных заказов и т.д.

Поэтому эффективное управление финансами муниципального образования, увеличение его финансовой базы и степени действительного участия в финансовых потоках выступают ключевым условием успешного социально-экономического развития территории.

В этом плане муниципальные финансы можно определить как формирование и использование денежных доходов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.

В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как формирование и использование денежных доходов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и необходимых для реализации их функций. Эффективное осуществление муниципальной деятельности предполагает наличие в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов.

В широком смысле слова муниципальные финансы можно трактовать как совокупность финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, органов управления финансово-кредитных институтов, населения), существующих и действующих в рамках муниципального образования. Данный подход обусловлен тем, что на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных, региональных и местных органов власти, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также домашних хозяйств, участие которых в территориальном воспроизводстве обеспечивает реализацию общего интереса, состоящего в социально-экономическом развитии муниципального образования. С этих позиций муниципальные финансы рассматриваются при сводном финансовом планировании и разработке баланса финансовых ресурсов территории, формировании муниципальной финансовой политики, анализе финансовых рынков, налогового потенциала, инвестиционной привлекательности территории и др.

Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают: муниципальный бюджет, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.3

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в их бюджетах. Вместе с тем расширение их самостоятельности в формировании и использовании финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов таких территориальных образований являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.

Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

Основной составляющей финансов муниципального образования является муниципальный (местный) бюджет. Его средства выступают важнейшим источником финансирования местных потребностей, развития территориальной инфраструктуры. Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей (через уровень обязательных платежей, устанавливаемых ими в рамках своих полномочий) на масштабы производства и потребления на данной территории. Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической и социальной политики государства. Их величина и степень сбалансированности во многом определяют перспективы социально-экономического развития территорий.

В современных условиях важной составляющей муниципальных финансов является муниципальный кредит. В странах с развитой рыночной экономикой роль заемных средств в реализации задач социально-экономического развития муниципальных образований достаточно велика. Привлечение заемных ресурсов осуществляется в форме выпуска муниципальных ценных бумаг и банковских кредитов. В США доминирующая часть муниципальных кредитов приходится на долговое финансирование посредством выпуска муниципалитетами ценных бумаг; объем обращающихся на рынке муниципальных бумаг равен объему обращающихся долговых обязательств федерального правительства. В Германии, напротив, преобладают банковские кредиты (до 90% общего объема заемных средств).4

В России, как и во многих зарубежных странах, расширение использования заемных средств связано с усилением ответственности нижестоящих уровней управления за предоставление общественных услуг населению, развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов. Крупные муниципальные образования создают собственные схемы привлечения муниципальных кредитов, используемых на финансирование как инвестиционных, так и текущих расходов. Ключевое значение при выборе заемных источников финансирования муниципальной деятельности имеет определение реальной потребности в заемных средствах и источников их погашения.

Элементами местных финансов являются финансы муниципальных унитарных предприятий и организаций. Источниками финансовых ресурсов муниципального образования служит часть прибыли муниципальных предприятий, выручка бюджетных организаций от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, от сдачи в аренду муниципальной собственности.

Предприятия и организации других форм собственности (иных видов подчинения) участвуют в формировании муниципальных финансов через образование целевых фондов, используемых на жилищно-коммунальное строительство содержание хозяйственной и финансовой инфраструктуры, ведомственных объектов, финансирование различных муниципальных программ.

Финансовые ресурсы муниципального образования включают централизованные и децентрализованные средства. В состав централизованных ресурсов входят налоговые и неналоговые платежи и сборы, децентрализованных - прибыль предприятий, амортизационные отчисления, кредитные ресурсы, денежные доходы населения.

Источники финансовых ресурсов местного самоуправления классифицируют по различным признакам с выделением следующих групп: централизованные и децентрализованные; бюджетные и внебюджетные; налоговые и неналоговые; собственные и заемные; законодательно закрепленные и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ; средства собственно муниципального образования и средства муниципальных предприятий и учреждений.

2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено местных финансов

Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. В нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 14)5 бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в связи с принятием новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местный бюджет определяется как "форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования".

Денежным фондом бюджета может располагать орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования.

Если муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся поселениями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета.6 Если же на территории муниципального образования имеются муниципальные образования нижестоящего территориального уровня, право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня.

Принципы формирования и исполнения местных бюджетов в Российской Федерации в целом соответствуют общим принципам бюджетной системы РФ, установленным в Бюджетном кодексе РФ: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ помимо указанных принципов установлен принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В ходе реализации данных принципов должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.

Важным принципом, актуальным для муниципальных образований, является сбалансированность бюджета. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

В ряде стран, в частности в США, в отношении муниципальных бюджетов действуют строгие законодательные ограничения на принятие бюджета с дефицитом. В таких случаях муниципальные образования обязаны сократить свои расходы. В России, где существует проблема роста задолженности муниципальных бюджетов, необходимо четкое соблюдение рассматриваемого принципа сбалансированности бюджета. Поиск путей решения данной проблемы предполагает более полное уяснение сущности и структуры доходов и расходов местных бюджетов.

Одним из ключевых принципов для муниципальных бюджетов является принцип самостоятельности, который реализуется через соответствующие права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе:

самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования и эффективно использовать средства бюджета, определять источники финансирования дефицита бюджета;

устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджет;

недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов;

и некоторые другие.7

Данный принцип нельзя понимать односторонне - только как независимость муниципального образования в распоряжении своими финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны составлять бюджет, исходя, с одной стороны, из закрепленных за ними полномочий, а с другой стороны, из необходимости реализации экономической и социальной политики на территории. Принцип самостоятельности предполагает не только права, но и ответственность уровня власти за результаты принимаемых решений, за выполнение установленных бюджетных показателей. Большое значение при этом играет четкое разграничение в законодательстве полномочий различных уровней власти в сфере экономической и социальной политики. Такое разграничение является основой закрепления как обязанностей по выполнению определенных функций и задач, так и прав по привлечению источников их ресурсного обеспечения. Законодательно закрепляемая самостоятельность бюджетов должна учитывать единое экономическое пространство страны, возможность свободного перемещения по ее территории населения, в том числе предпринимателей и других видов налогоплательщиков, изменение доходной базы бюджета и потребности в расходах бюджета в различных муниципальных образованиях.

Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения.

Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов:

налоговые и неналоговые;

законодательно закрепленные (без определения срока) и полученные от субъекта Федерации в порядке межбюджетного регулирования, целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

Налоговые доходы местных бюджетов включают: налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов; отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от деятельности муниципальных организаций (части прибыли муниципальных унитарных предприятий и части доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов); административных платежей; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; безвозмездных перечислений.

В общем виде доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы, закрепленные на постоянной основе, поступления от регулирующих налогов, безвозмездные перечисления из вышестоящего бюджета в различных формах.

Закрепленные доходы бюджета - это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.

Основной составляющей этих доходов являются налоговые доходы. В большей степени самостоятельность органов местного самоуправления проявляется по отношению к местным налогам и сборам.

Местные налоги - это обязательные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью поступают в местные бюджеты.

3. Перспективы развития местных бюджетов в РФ

Развитие муниципальной территории в значительной степени определяется наличием финансовых ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и уровень благосостояния населения.

В настоящее время в России отсутствует единая система оценки финансовых (налоговых) потенциалов субъектов Федерации и муниципальных образований, а следовательно, и их минимальной бюджетной потребности. И это несмотря на тот факт, что неравномерность экономического развития территорий в России - одна из самых высоких в мире.8

Без достоверных данных, характеризующих налоговые потенциалы, равно как и суммарные финансовые потоки между центром и субъектами Федерации и муниципальными образованиями, практически невозможно формирование взвешенной региональной экономической политики, соответствующей современным требованиям и политической обстановке. Это ведет к бесконтрольности расходования бюджетных средств и ухудшает экономическое положение в стране.

Задачу построения сильного и прочного федеративного государства невозможно решить при сохранении нынешней системы межбюджетных отношений - запутанной, непрозрачной и несправедливой.

Серьезные недостатки в федеральном законодательстве о местном самоуправлении мешают развитию финансовых основ муниципальных образований.

До настоящего времени не установлены принципы определения нижнего предела численности населенного пункта, на базе которого возможно создание муниципального образования. В результате любой, даже небольшой населенный пункт старается сформировать муниципальное образование.

Отсутствует четкое распределение прав и обязанностей местного самоуправления в бюджетной сфере, объективный механизм распределения бюджетных доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Следует отметить, что инфраструктурное обеспечение бюджетной системы имеется только в крупных административно-территориальных единицах - районах и городах.

Упорядочение бюджетного устройства предусматривает в первую очередь формирование такой системы распределения прав, ресурсов и обязанностей на основе территориального деления, которая позволила бы реализовать право населения на местное самоуправление и одновременно смогло обеспечить выполнение обязательств властей перед населением на минимальном уровне потребностей вне зависимости от территории проживания.

Для решения данных проблем9:

* Органы местного самоуправления должны располагать собственными финансовыми ресурсами в таком объеме, чтобы они могли свободно распоряжаться ими при осуществлении своих полномочий и чтобы они были соразмерны этим полномочиям.

* Органы местного самоуправления должны получать значительную долю своих ресурсов за счет собственных доходов от налогообложения и других сборов, ставки которых они вправе устанавливать сами. Это - условие их самостоятельности.

* Органы местного самоуправления должны получить право изменять в устанавливаемых пределах ставки налогов, которые они взимают.

* Необходимо, на наш взгляд, четкое разграничение расходных полномочий между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами Федерации и муниципальными образованиями. При этом следует учитывать особенности социально-экономического развития, природно-климатический фактор.

* Следует пересмотреть доли регулирующих налогов в сторону достижения полной сбалансированности бюджетных обязательств каждого из уровней управления источниками формирования этих обязательств. Это не только уменьшит встречные финансовые потоки, но и снизит уровень субъективизма при финансовой поддержке отдельных территорий.

* Необходимо повысить заинтересованность местных органов власти в собираемости всех видов налогов, оставляя им все средства, поступающие сверх заранее определенных сумм. При этом должна быть обеспечена стабильность социальных нормативов на несколько лет вперед.

* Необходима объективная оценка бюджетных потребностей муниципальных образований и регионов. Действующая методика далека от совершенства, она "не прозрачна" и поэтому не эффективна. Сложность и запутанность, перегруженность исходными данными, которые каждый год пересматриваются и согласовываются с регионами, многоступенчатость расчетов, наличие разного рода поправочных коэффициентов делают ее нежизнеспособной.

* Необходимо восстановление, вернее, создание местной системы налогов, должны быть гибкие и не устаревшие налоги, обеспечивающие значительные сборы и финансовую самостоятельность.

* Следует четко распределить и разграничить собственные полномочия, определить полномочия совместного ведения.

* Необходима компенсация муниципальным образованиям дополнительных расходов, возникающих в результате принятия решений органами государственной власти РФ, необходимо установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансирования затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Заключение

Местные финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.); заемных средств или муниципального кредита.

Самостоятельность местного бюджета как части бюджетной системы РФ обеспечивается:

* наличием собственных источников доходов;

* правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

* правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения. Данные средства изъятию не подлежат;

* правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Доходная часть местного бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций, заемных средств.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

а) полностью местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;

б) по установленным нормативам доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета органы местного самоуправления могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

Расходы местных бюджетов осуществляются за счет их доходов, а также дотаций и субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня.

Законодательством предусматривается возможность объединения финансовых ресурсов органов местного самоуправления на договорной основе со средствами предприятий, учреждений, организаций и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823

2. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 2005

3. Велихов В.А. Основы городского хозяйства. М., 2005

4. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М., 2002

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М., 2008

6. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 2008

7. Система муниципального управления: Учебник / Под ред. В.Б. Зотова. СПб., 2005

8. Федоткин В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики. 2000. №1

9. Яндиев М.И. Финансы регионов. М., 2007

1 Велихов В.А. Основы городского хозяйства. М., 2005. С. 218

2 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М., 2008. С. 32

3 Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М., 2002

4 Система муниципального управления: Учебник / Под ред. В.Б. Зотова. СПб., 2005. С. 211

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823

6 Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 2008. С. 92

7 Яндиев М.И. Финансы регионов. М., 2007. С. 42

8 Федоткин В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики. 2000. №1

9 Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 2005. С. 171

- -

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении