Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Внебюджетные фонды в Российской Федерации» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра "Финансы, бюджет и налогообложение"

Курсовая работа

по дисциплине "Финансы"

Вариант № 21

Выполнила

Студентка 4 курса 1 потока

специальность ФиК

Старший преподаватель

Краснодар-2010

Содержание

Введение 3

Глава 1.Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов Р. Ф.

1.1.Особенности внебюджетных фондов Р. Ф4

1.2.Место и значение внебюджетных фондов в финансовой системе Р.Ф6

1.3. Классификация внебюджетных фондов Р. Ф11

Глава 2.Особенности функционирования внебюджетных фондов Р. Ф.

2.1.Пенсионный фонд Р. Ф15

2.2. Фонд социального страхования Р. Ф.20

2.3.Фонд обязательного медицинского страховании24

2.4.Динамика расходов и доходов социальных внебюджетных фондов Р.Ф.28

Глава 3.Перспективы развития внебюджетных фондов Р. Ф.

3.1.Государственное регулирование внебюджетных фондов Р. Ф.32

3.2.Пути совершенствования внебюджетных фондов Р. Ф.37

Заключение43

Список использованной литературы.44

Введение.

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту населения, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды- это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Внебюджетные фонды способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания и значений внебюджетных фондов, особенностей функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации. Прослеживание динамики расходов и доходов, а также рассмотрение перспектив и тенденций развития государственных внебюджетных фондов.

Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов Р. Ф.

1.1.Особенности внебюджетных фондов Р. Ф.

Реформирование системы государственных ресурсов в 90-е годы двадцатого столетия в России связанно с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:

1) усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;

2) передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;

3) создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;

4) снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения их развития.

Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном, либо социальном процессах.

Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию рыночной экономики, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов, (т.с. наличии положительного сальдо), средства этих фондов зачастую используются на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

1.2.Место и значение внебюджетных фондов в финансовой системе Р.Ф.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают ценные государственные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

В настоящее время государства с рыночной экономикой заинтересованы в расширении числа специальных фондов и росте их величины в связи с рядом весомых причин: правительство с помощью таких фондов получает в свое распоряжение значительные финансовые ресурсы, находящиеся вне поля жесткого финансового контроля со стороны парламента; благодаря фондам у государства появляются дополнительные возможности для регулирования экономического и социального процессов в обществе; свободные средства специальных фондов могут использоваться

для покрытия бюджетного дефицита через механизм государственных заимствований на финансовых рынках и т.д.

Изменение формирования внебюджетных фондов является одним из важных направлений в России. Практически все экономисты, политики, практики выделяют две основных проблемы системы формирования внебюджетных фондов РФ:

- высокий уровень социальных платежей в издержках производства и реализации продукции;

- большие затраты на содержание аппарата внебюджетных фондов.

В настоящее время финансовыми источниками социальных услуг служат как внебюджетные фонды, так и федеральный , субъектные и местные бюджеты. В бюджетной системе налицо дублирование источников пенсионного, социального и медицинского страхования. Оно легко устраняется образованием в федеральных и субъектных бюджетах пенсионного, социально, и медицинского целевых фондов с одновременным упразднением внебюджетных фондов. Это позволит устранить систему финансирования социальных услуг, сделать ее прозрачной, оптимизировать управленческий аппарат, сэкономить значительную часть денежных средств.

Второе направление развития социальных фондов - это снижение совокупного уровня косвенного обложения до 20-25% объема оплаты труда и унификации многочисленных пособий и дотаций. В перспективе целесообразен переход от косвенного характера формирования социальных фондов к прямому.

Третье направление совершенствования внебюджетных фондов связано с первым и вторым и заключающееся в стабилизации и сокращении расходов на содержание инфраструктуры и персонала внебюджетных фондов. Пока это наиболее трудный участок государственного бюджета. На практике происходит обратное.

И четвертое направление - повсеместное развитие внебюджетных фондовых организаций. Их значение резко возрастет на фоне относительного снижения роли бюджетной системы в финансировании социально-экономической жизни общества.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

(1) обязательные платежи, установленные законодательством

РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);

(2) добровольные взносы юридических и физических лиц;

(3) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

(4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Наиболее весомый источник средств государственных социальных внебюджетных фондов - единый социальный налог. Являясь федеральным налогом, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределяется между фондами и федеральным бюджетом.

Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием

федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение представительных органов субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Отчеты об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов составляются и исполняются муниципальными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми ими решениями, касающимися формирования и использования средств этих фондов.

Во внебюджетные фонды мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве. В настоящее время доля средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12%.

1.3. Классификация внебюджетных фондов Р. Ф.

В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:

1) социальные внебюджетные фонды, имеющие общегосударственное значение;

2) экономические внебюджетные фонды (внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения);

3) территориальные внебюджетные фонды.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей, вторые - в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на : фонды социального назначения (их иногда называют фондами социального страхования)и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств, в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

К централизованным , также относятся Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

- по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

- для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.).

Особое значение среди внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды.

По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.

По принадлежности - на государственные, межгосударственные,

местные фонды.

Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджет Европейского содружества (ЕС) и др.

По целям различают: социальные фонды; фонды личного и имущественного страхования; экономические; кредитные; научно-исследовательские; инвестиционные; экологические и другие фонды.

В истории развития системы финансов в России не было опыта создания целевых внебюджетных фондов. Впервые они стали ее даваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения по Закону РСФСР от 10 октября 1991г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача разгрузить бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными создаются многочисленные иные внебюджетные фонды. В последствии Правительство РФ принимает решение о консолидации их в бюджет, при этом сохраняется определенная автономность фондов. Они включаются

бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.

Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.

Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, весьма дифференцирован по странам.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного кредитора государственных бюджетов.

Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР". На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

Глава 2.Особенности функционирования внебюджетных фондов Р. Ф.

2.1.Пенсионный фонд Р. Ф.

Пенсионный фонд России образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Перед новой организацией были поставлены задачи по аккумуляции страховых взносов и финансированию расходов на выплату государственных пенсий, по контролю за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов и правильным, рациональным расходованием его средств. Внебюджетные фонды имеют бюджеты, ежегодно утверждаемые ФЗ, средства которых являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России - второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии содействующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления. Для различных категорий плательщиков установлены страховые взносы в следующих размерах:

- 28% - для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), для граждан, использующих труд наемных работников;

- 20,6% - для работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также для предприятии, учреждений, организаций, выплачивающих авторские гонорары, для крестьянских (фермерских) хозяйств, общин коренных малочисленных народов Севера; для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой; для адвокатов; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

- 14% - для работодателей - организаций, использующих членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- 1% - для работающих граждан.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Пенсионный фонд сегодня ведёт учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; производит назначение и выплату пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн российских пенсионеров.

Пенсионный фонд ведёт назначение и реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, а также ведёт персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования - в системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн россиян. Пенсионный фонд России взаимодействует с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн юридических лиц. Пенсионный фонд выдаёт сертификаты на получение материнского (семейного) капитала и управляет средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализует Программы государственного софинансирования пенсии.

В структуру Пенсионного фонда входит 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах Российской федерации, а также его отделение в Байконуре (Казахстан), и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. Сейчас в системе Пенсионного фонда России трудятся более 133 000 специалистов

Федеральным законом предусматривается, что формирование финансовой базы бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование начиная с 1 января 2010 года будет осуществляться за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из размера страховых взносов на 2010 год - 20 процентов, на 2011 и 2012 годы - 26 процентов.

Финансовое обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков и валоризацией пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 года, предусматривается осуществлять за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение на 2010 год и на плановый период до 2012 года определены с учётом не только валоризации, но и других мероприятий по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан и повышению его уровня. При этом среднемесячный размер пенсии в 2010 году планируется увеличить на 1535,77 рублей, или на 25 процентов.

Федеральным Законом от 24.07.09г. № 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон) утвержден новый порядок начисления и уплаты страховых взносов, вступающий в действие с 1 января 2010года.

В соответствии с п. 2 статьи 13 Закона 212- ФЗ от стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Сравним положения нового Закона с действующими ранее правилами. Итак, согласно Постановлению Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 799 "О стоимости страхового год на 2009 год" этот показатель был утвержден в размере 7274, 40 руб. Каким образом он был подсчитан? Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года составлял 4 330 рублей в месяц (Федеральный Закон 91-ФЗ от 24.07.08г).

4330 руб. х 12 = 51960 руб.- размер страхового года, исходя из минимальной заработной платы. К такому доходу в 2009 году применялась ставка взноса в Пенсионный фонд в размере 14%.51950 х 14%= 7274, 40 руб. Эта сумма страхового года была установлена Постановлением Правительства на 2009год.Теперь рассчитаем обязательства по правилам, установленным в Законе. Так как на момент написания консультации минимальный размер оплаты труда на 2010г. не установлен, воспользуемся условиями предыдущего примера. Тариф в Пенсионный фонд, установленный на 2010г. пунктом 1 статьи 57 Закона составляет 20%, а в Фонды ОМС в совокупности 3,1 %. 51960 руб. * 20% =10 392 руб. 51960 руб. * 3,1% =1 558, 8 руб.Всего: стоимость страхового года в 2010г. составит 11950, 8 руб. по сравнению с 7274, 40 руб. в 2009году.В Федеральном Законе от № 167 -ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном страховании в Российской Федерации" было предусмотрено разделение фиксированного платежа на страховую и накопительную часть (п.3 статьи 28). С 2010г. статья 28 изменена. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Тарифы в Пенсионный фонд на 2010 г. распределяются по возрастным группам в следующем порядке (п. 3 статьи 33 Федерального Закона 167-ФЗ"):для лиц 1966 г. и старше вся сумма в размере 20 % направляется на страховую часть пенсии; для лиц 1967г. и моложе, 14% направляется на страховую часть пенсии, 6%- на накопительную часть.

Если в 2009г. индивидуальный предприниматель, адвокат и нотариус, занимающейся частной практикой, родившийся ранее 1967 года, уплачивал фиксированный платеж в размере (7274, 40 руб. х 2/3) 4849,60 руб., то в 2010г. при неизменной минимальной заработной плате его обязанности увеличатся до 11950, 8 руб.

2.2. Фонд социального страхования Р. Ф.

Фонд социального страхования Российской Федерации(ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Фонд был создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования России.

Средства ФСС образуются за счет:

1) отчислений от единого социального налога;

2) отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;

3) отчислений от единого налога на вмененный доход;

4) страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете ФСС на соответствующий период;

6) добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

7) ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

8) прочих доходов.

В доходах ФСС отчисления от единого социального налога составляют примерно 75%; отчисления от единого налога по упрошенной системе налогообложения - 0,5%; отчисления от единого налога на вмененный доход - 0,5%; страховые взносы субъектов хозяйствования - 21%; средства федерального бюджета - 1,5%;доходы от инвестирования части временно свободных средств -0,5%.

Основные задачи ФСС:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

4) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Средства Фонда направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

4) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда);

5) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

6) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения

Наибольшая часть мобилизованных в ФСС средств используется для выплаты пособий по временной нетрудоспособности - 56%.На ежемесячные страховые выплаты направляется 14%, на пособия по беременности и родам - 8%; на пособия по уходу за ребенком до 1,5 года - 4%; на пособия при рождении ребенка - 4%; на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 3%.

4 октября 2010 года утвержден президентом РФ Д. Медведевым федеральный закон об исполнении бюджета фонда социального страхования РФ за 2009 год в котором сказано:

1) общий объем доходов бюджета Фонда составил на 2009г в сумме 440 045 731,7 тыс. рублей, включая межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 131 098 999,5 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей, возврат остатков средств субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в сумме 118 415,6 тыс. рублей и поступление в Фонд неправомерно использованных в 2008 году средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 34 891,9 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 448 500 817,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 57 819 098,6 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 834 691,7 тыс. рублей.

2. Утвердить общие объемы доходов бюджета Фонда за 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 304 337 973,6 тыс. рублей (в том числе 70 702 029,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 58 394 311,5 тыс. рублей.

3. Утвердить общие объемы расходов бюджета Фонда за 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 320 941 310,5 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 52 905 716,3 тыс. рублей.

4. Утвердить общий объем расходов бюджета Фонда, направленных Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств в 2009 году, в сумме 360 239 702,6 тыс. рублей.

5. Утвердить общий объем дефицита бюджета Фонда в сумме 8 455 085,4 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в сумме 16 603 336,9 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 488 595,2 тыс. рублей.

2.3.Фонд обязательного медицинского страховании.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Система медицинского страхования была принята Законом РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" , который был введен в полном объеме с 1 января 1993 года. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации иные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программ обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов финансированию программ обязательного медицинского страхования;

2) обеспечение реализации Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

3) обеспечение предусмотренных законодательством РФ в системе обязательного медицинского страхования;

4) участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

5) разработка и осуществление комплекса мероприятий попечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

Основу доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ составляют страховые взносы - свыше 95% общего бъема доходов . Его средства используются на следующие мероприятия:

- оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

- финансирование целевых медицинских программ;

- подготовку и переподготовку специалистов;

- развитие медицинской науки;

- улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Особенностью функционирования Фонда социального страхования РФ является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).

В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.

2011 года платить взносы в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования надо будет по новым тарифам. Так, ставка "федерального" взноса увеличится на один процент - с 2,1 до 3,1 процента. А ставка в территориальные фонды, напротив, на процент уменьшится - с 3 до 2 процентов. Законопроект с соответствующими поправками в статью 12 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ Правительство внесло в Госдуму.

Несмотря на то, что именно из-за названных поправок общие отчисления на ОМС не увеличатся, тем не менее данное изменение важно - ведь надо точно знать, сколько и в какой фонд платить. Иначе по одному возникнет переплата, а по другому - недоимка. А значит, компании, будут начислены пени.

В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента - 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

2.4.Динамика расходов и доходов социальных внебюджетных фондов Р.Ф.

В российской пенсионной системе с 2010 года произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

С 1 января 2010 года вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Сейчас базовая часть пенсии - это фиксированная сумма, которая искусственно отделена от страховой части из-за того, что источник у нее - единый социальный налог. С 2010 года, когда ЕСН заменят страховые взносы в Пенсионный фонд, пенсии будут целиком выплачиваться за счет Фонда, необходимость в делении пенсии на страховую и базовую части отпадет. Базовая часть перейдет в страховую в виде фиксированного базового размера.

Доходы Пенсионного фонда России в 2008г составили на 104,2% больше чем было запланировано. В 2007г они составили 101,7% от запланированного, а в 2009 г. Темпы роста отстали и составили всего 98,2% от запланированных доходов.

Как показано в таблице №1, расходы Пенсионного фонда России в 2007-2008г.г. превышают утвержденные , но уже в 2009г. исполнено было меньше ,чем утверждено на 32,82. млрд. руб. Т. е. наблюдается небольшая динамика роста в сторону уменьшения расходов.

Таблица№1

Показатели бюджета пенсионного Фонда, млрд. руб.

Показатель

2007 год 2008 год

2009 год 2010 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Пенсионного Фонда, всего

1 914,13 1 946,82

2 621,08 2 730,17

3 282,95 3 222,65

4 680,04

Расходы бюджета Пенсионного Фонда, всего

1 782,35 1 786,46

2 113,71 2 357,79

3 041,48

3 008,66 4 398,04

Величина дефицита / профицита бюджета пенсионного Фонда

131,78 160,36 507,37

372,38

241,47 213,99 282,00

Для государственных внебюджетных фондов финансовыми источниками служат платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Параметрические характеристики отдельных видов социального страхования позволяют обеспечить сравнительно невысокий уровень пенсий, пособий и медицинской помощи.

Социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество - необходимое условие эффективно функционирующей экономики.

Как показано в таблице № 2, доходы Фонда социального страхования в 2007г. составили 104,1% от запланированного. В 2008г. доходы немного понизились, но темп выполнения составил 100,4% .В 2009г. темпы роста значительно повысились и составили 106% от запланированных.

Расходы Фонда социального страхования в 2007г.(см. табл.№2) были меньше чем утверждено на 3,15 млрд. руб., в 2008г. наблюдается значительный рост увеличения расходов на 55,5 млрд. руб. от запланированного. Также в 2009г. расходы увеличились на 34,44 млрд. руб. по сравнению с запланированными.

Таблица №2

Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.

Показатель

2007 год 2008 год

2009 год 2010 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Фонда социального страхования, всего

283,87

295,37 359,17 360,48

415,01 440,05 425,49

Расходы бюджета Фонда социального страхования, всего

306,21

303,06 323,88 379,38

414,06 448,50 453,82

Величина дефицита / профицита бюджета Фонда социального страхования

-22,35

-7,69 35,29 -18,91

0,94 -8,45 -28,33

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать, в частности, экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций; критерии оценки возможной сферы страховых операций, исходя из организационно-правового статуса страховой медицинской организации; размера основного капитала, запасных фондов.

Динамика доходов Фонда ОМС РФ, как видно из таблицы № 3, в2007г. составила 157,8% от утвержденного бюджета доходов Фонда. В 2008 доходы составили на 124,5% больше чем было запланировано. В 2009г. доход был исполнен на 106% больше чем было утверждено. Таким образом, мы видим явную динамику повышения показателей дохода.

Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в 2007г.на 14,24 млрд. руб .составили меньше ,чем было утверждено( см. табл.№3).В 2008г. наоборот расходы увеличились на 45,47 млрд. руб от утвержденного.В 2009г. снова расход увеличен на 10,97 млрд. руб.

Таблица №3

Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб.

Показатель

2007 год 2008 год

2009 год 2010 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего

154,74

157,82 130,60 162,62

119,07 126,56 105,85

Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего

172,42

158,18 123,24 168,71

119,07 130,04 110,85

Величина дефицита / профицита бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

-17,69

-0,36 7,35 -6,09

0,00 -3,47 -5,00

Глава 3.Перспективы развития внебюджетных фондов Р. Ф.

3.1.Государственное регулирование внебюджетных фондов Р. Ф.

Сегодня ПФР и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в стране, а также крупнейшую государственную структуру, оказывающую услуги в области социального обеспечения населения.

Президент России Дмитрий Медведев назвал повышение уровня пенсий и борьбу с бедностью среди людей старшего поколения приоритетным целями государства в области пенсионного обеспечения. Была проведена валоризация пенсионных прав граждан, введены социальные доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионеров в регионе. Впервые в истории страны материальное обеспечение пенсионеров повсеместно превышает уровень прожиточного минимума. За этим стоит кропотливая и четкая работа сотрудников Пенсионного фонда. Специалисты в сжатые сроки обеспечили перерасчет и выплату увеличенных пенсий десяткам миллионов россиян.

Расширение функций ПФР позволяет вывести на качественно новый уровень наше взаимодействие с работодателями. Взносы в пенсионную систему персонифицированы, а значит, они - будущая пенсия людей, благодаря которым сегодня растет экономика. Вся работа Пенсионного фонда со страхователями направлена на то, чтобы те, кто принимает решения по развитию бизнеса, понимали и помнили: взносы на пенсионное страхование - не только финансовая, но и социальная ответственность работодателей.

Более 39 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом ПФР назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, "чернобыльцам", государственным служащим и др.).

Более 18 миллионов россиян - ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др. - получают ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Более 2 миллионов человек, проживающих в 66 субъектах Российской Федерации, получают по линии ПФР доплату к пенсии. Соцдоплата устанавливается всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Федеральная доплата устанавливается ПФР, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума.

У более 68 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого "пенсионного" счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 57 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 129 негосударственными пенсионными фондами.

Это означает взаимодействие с более чем 10 миллионами работодателей - плательщиками страховых взносов. С 1 января 2010 единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. ПФР осуществляет администрирование страховых платежей в Пенсионный фонд, ФОМС и территориальные ФОМС. Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

За 3,5 года ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов.

ПФР осуществляет финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть -государство.

Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

3.2.Пути совершенствования внебюджетных фондов Р. Ф.

В РФ начало Пенсионной реформы было положено в 2001 году. За прошедшие после фактического начала реформы годы из 10 ее основных целей наиболее полно реализована только одна -снижение налогового бремени на работодателя. Частично реализованными можно признать две цели - построение пенсионной системы на основе страховых принципов и введение в ее структуру накопительных механизмов. В то же время, несмотря на формальное выполнение данных целей путем их нормативного закрепления в законодательстве, в последние годы наблюдается одновременно отход от страховых принципов и сокращение возможностей населения участвовать в формировании накопительной составляющей своей

пенсии.

Остальные семь важнейших целей пенсионной реформы:

1)обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров,

2) финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования,

3) всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования,

4) снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов,

5) формирование профессиональных пенсионных систем,

6) легализация трудовых доходов,

7) создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора

до настоящего времени не достигнуты, несмотря на то, что формально в действующем законодательстве механизм реализации большей части из них предусмотрен. Таким образом, к настоящему моменту степень достижения поставленных целей пенсионной реформы низка, и требуется ускорение

процесса ее проведения. При этом принятый ФЗ "О бюджете Федерального Пенсионного фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в полной мере не решает поставленных пенсионной реформой

задач.

В соответствии с основными принципами бюджетной стратегии, бюджет составлен ПФ на трехлетний период в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Проект подготовлен в

условиях отсутствия практического опыта разработки и использования бюджетных прогнозов, а также при отсутствии количественных критериев устойчивости бюджета и оценки рисков для бюджета ПФР. Вместе с

тем ФЗ нацелен на решение ряда проблем, в части: обеспечения сбалансированности пенсионной системы; формирования механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая

стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан; доведения размера социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера; роста коэффициента замещения; обеспечения большей

наполняемости бюджета Фонда и покрытие его дефицита; увеличения среднего размера пенсии не менее чем на 65 % .

Что касается ФСС то бюджет Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является напряженным. Сбалансированность доходов и расходов бюджета ФСС произведена с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета, а также за счет внутренних

источников Фонда.

В соответствии с основными характеристиками бюджета ФСС в 2009 году

прогнозируется предельный объем дефицита в сумме 2055002,4 тыс. рублей, а в 2010 и 2011 годах прогнозируется профицит бюджета, соответственно, в суммах 14264777,6 тыс. рублей и 19080193,6 тыс.

рублей. Профицит бюджета предусматривается за счет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве .Вместе с тем по обязательному социальному страхованию имеется тенденция к значительному увеличению дефицита, покрытие которого

обеспечивается за счет остатка средств Фонда по данному виду страхования на начало 2009 года в сумме 11914391,7 тыс. рублей и средств федерального бюджета - в сумме 18820169,1 тыс. рублей, а в

2010 и 2011 годах покрытие дефицита будет обеспечиваться только за счет средств федерального бюджета в суммах 34529491,1 тыс. рублей и 53296595,5 тыс. рублей, соответственно. В складывающейся ситуации

согласно расчетам уменьшается эффективная ставка ЕСН, являющегося основным видом доходов по обязательному социальному страхованию, которая составила в 2009 году 2,51 %, в 2010 году - 2,48 % и в

2011 году - 2,37 % при предельной ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации -2,9 процента. Отставание размера доходов ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, в сравнении с увеличением

фонда оплаты труда вызвано действием регрессивной шкалы налогообложения и значительным ростом количества страхователей-налогоплательщиков, переходящих на специальные режимы

налогообложения.

Сохраняется устойчивая тенденция увеличения доли трансфертов из федерального бюджета в общих доходах ФСС, а также расходов средств федерального бюджета на финансирование дефицита бюджета Фонда, свидетельствующая о постепенном отходе системы социального страхования от страховых принципов и возврату к модели государственного социального обеспечения, основанной на постоянных трансфертах из федерального бюджета. Предусматриваемые доходы от размещения средств

резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в банковские депозитные вклады и государственные ценные бумаги по

планируемым процентным ставкам не обеспечивают покрытие установленных показателей индекса потребительских цен на 2009-2011 годы.

При рассмотрении ФЗ "О бюджете Федерального ФОМС на 2009

год и на плановый период 2010 и 2011 годов" видим что, в целом позволяет ФОМС выполнять возложенные на него социальные функции, но в то же время содержит ряд недостатков, которые могут повлиять на

эффективность реализации поставленных перед ФОМС задач. Средства, передаваемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не обеспечивают покрытия

дефицита территориальных программ.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена следующими

факторами:

- отсутствием в Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи расчета подушевого финансового норматива по отношению к минимальной заработной плате или другим показателям и детализации категорий граждан, которым медицинская помощь должна оказываться бесплатно;

- ориентированием системы нормирования и финансирования стационарного

сектора на койко-дни;

- отсутствием финансового подкрепления медико-экономических стандартов;

-формированием структуры тарифов в системе обязательного медицинского страхования исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного

случая. До настоящего времени нормативно не урегулированы некоторые вопросы, связанные с обеспечением граждан лекарственными средствами в части:

- обеспечения эффективного управления товарными запасами лекарственных средств;

- определения порядка обеспечения лекарственными средствами сельских жителей и граждан, проживающих в труднодоступных местностях, через аптечную сеть.

Законопроектом предусмотрены средства, передаваемые в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов на осуществление денежных выплат медицинским работникам, которые должны расходоваться в соответствии с численностью медицинских работников, включенных в Федеральный регистр.

Таким образом, можно предложить следующие пути совершенствования и оптимизации источников формирования государственных фондов в РФ:

1)увеличение ассигнований из федерального бюджета;

2)снижение ставок отчислений во внебюджетные фонды, что будет способствовать, увеличению количества рабочих мест или повышению заработной платы и, следовательно, увеличению фонда заработной

платы, с которого эти отчисления и производятся;

3) пересмотреть льготы предоставляемые внебюджетными фондами;

4)в целях повышения эффективности управления средствами

внебюджетных фондов, и усиления контроля за их использованием целесообразно создать наблюдательный совет, включив в него по должности министров социальной защиты населения, труда, финансов. Контроль законодателей за доходами и расходами пенсионного фонда может быть обеспечен посредством ежегодного утверждения Государственной Думой Федерального Собрания бюджета пенсионного фонда и отчета об его исполнении.

Заключение.

Важным звеном финансовой системы являются Внебюджетные фонды государства. В курсовой работе были рассмотрены сущность Внебюджетных фондов РФ, их роль в финансовой системе, виды фондов, источники формирования и направления использования средств фондов. Были изучены особенности функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития.

Актуальность темы курсовой работы: В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны и играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

В настоящее время проводятся реформы по совершенствованию и развитию внебюджетных фондов Российской Федерации, которые должны все-таки улучшить благосостояние нуждающегося населения нашей страны.

Список использованной литературы.

1. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., переарб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.

2. Финансы: Учебник. В.А.Алешин, А. И. Зотова. -Ростов Н/Д;2009 -346с.

3. Финансы: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. - 432 с.

4. Финансы: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов IV курса (первое и второе высшее образование) специальности 080105 "Финансы и кредит". - М.:ВЗФЭИ, 2008. - 40 с.

5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах.

6. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебник/Под ред. В. В. Карчевского. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 602 с.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". - Ст. 17

8. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". - Ст.3.

9. Федеральный закон от 31.12.2002 №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному медицинскому страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих неналоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"

10. Федеральный закон РФ от 24.12.04г № 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год"

11. Федеральный закон РФ № 202-ФЗ от 24.12.04г. "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"

12. Федеральный закон РФ № 165-ФЗ от 10.12.04г. "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год"

13. www.pfrf.ru

14. www.fss.ru 15. www.ffoms.ru

1

Показать полностью…
Похожие документы в приложении