Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Социологическая мысль в России в XIX - XX веках» по Социологии (Чурочкина Л. С.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Контрольная работа

по дисциплине "Социология"

на тему: "Социологическая мысль в России вторая половина XIXв. - начало XXв."

Вариант № 6

Преподаватель:

Работу выполнил:

Пенза 2010 год

Содержание

Введение.3

1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление4

2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского.12

3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского "самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии". Объясните, что означает такое суждение? .15

Заключение18

Список литературы.20

Введение.

Зарождение и развитие русской научной социологии было обусловлено многочисленными причинами и факторами. К середине XIX века, когда русская социология, исходя из сложившегося мнения, начала своё формирование, западная социологическая мысль уже нашла своё воплощение в трудах О. Конта, Сен-Симона, Г. Спенсера и других обществоведов того времени. Бесспорно, на процесс зарождения социологии в России известное влияние оказали социологические воззрения западных школ и их представителей.

Предыстория русской социологии связана с деятельностью радикальных публицистов, группировавшихся вокруг журнала "Русское слово". В журнале впервые появились статьи, знакомившие русского читателя с позитивизмом Огюста Конта. Радикальная философская мысль шестидесятников имела предшественников в восемнадцатом веке, находившихся под влиянием социальной философии Монтескье. Широкий интерес к социальной проблематике стал характерен для русского образованного общества в связи с реформами Александра II. Неслучайно в этот период происходит знакомство русской интеллигенции с творчеством О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и других мыслителей, в чьих трудах были заложены основы социологической науки.

Российская социологическая мысль XIX - начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Особенность развития социологии в России заключалась также в том, что на начальном этапе ее становления связь с наукой Запада оказывалась в основном односторонней. В основном, благодаря личному общению, западноевропейские ученые узнавали о научной жизни в России. Например, там хорошо были известны длительное время жившие и печатавшие свои работы в Европе Е.В.Де-Роберти, Л.И.Мечников, Я.А.Новиков, М.М.Ковалевский.

1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление.

Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, - был профессором математики в Артиллерийской академии. В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой "Земли и воли". После покушения Каракозова Лавров был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - "Исторические письма". В 1870 г. он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской Коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. В 1873-1877 гг. редактирует журнал "Вперёд" и одноименную двухнедельную газету (1875-1876) - органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883-1886 гг. редактирует вместе с Тихомировым "Вестник Народной воли". Лавров умер в Париже, где и похоронен.

Михайловский Николай Константинович (1842 - 1904) - публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества. Родился в Мещовске, Калужской губернии, в дворянской семье. Учился в Костромской гимназии. Еще в годы учебы Михайловский в 1860 г. дебютировал как литературный критик в журнале "Рассвет" со статьей о творчестве И. Гончарова. В 1863 г. Михайловский был отчислен из института за участие в студенческих выступлениях против начальства. В первое время после исключения самостоятельно готовился к адвокатуре, но с 1865 г. стал активно сотрудничать в библиографическом отделе журнала "Книжный вестник" и вскоре ушел в журналистику. После закрытия "Книжного вестника" Михайловский писал в журнале "Современное обозрение", газетах "Гласный суд", "Неделя" и др. В 1868 г. критик вошел в число постоянных сотрудников, а позже и членов редакции журнала "Отечественные записки" Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, где выступил как идеолог народничества. С 1894 г. и до конца жизни возглавлял журнал "Русская беседа".(3 с.126)

Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н.Михайловского.

Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии. Суть этого метода П. Лавров раскрывает так: "Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью"1 . В развитии нравственного идеала он видел "единственный смысл истории" и "единственный закон исторической группировки событий"2.

Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу "солидарных", как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития3.

Под солидарностью Лавров понимал "сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей". Солидарность - это "общности привычек, интересов, эффектов или убеждений"4.

Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами - природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. А потому "объективный" анализ явлений общественной жизни, т. е. постижение "правды-истины", легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении "правды-справедливости", призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается, так сказать, социальная направленность субъективного метода в социологии.

Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции. "Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть . главный и единственный агент прогресса в человечестве"5.

Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что "объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии", что в социологии этот метод бессилен6. А бессилен он потому, что невыполним. Ведь социолог - не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому, Н.Михайловский делает вывод: в социологии неизбежно применение субъективного метода. Подобный метод породил его субъективную социологию. Как и Лавров, Михайловский придерживался мнения о существовании правды-истины и правды-справедливости. Сам он по этому поводу высказывался так: "Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению - правде-истине, правде объективной, и в то же время, сохранять и правду-справедливость, правду субъективную - такова задача всей моей жизни"7. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т. д.

При этом он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни - политические, экономические, нравственные и другие - несут в себе большой заряд субъективности, идущий от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.

Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той "критической мысли в человечестве", о которой говорил П. Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных "форм солидарности между людьми", т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться.

Много внимания уделял Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства.

Сосредоточив усилия на защите индивидуальности, Михайловский не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение. Он больше привлекает внимание к сформулированному им закону антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и превращением личности в носителя его частной функции. В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей, в "палец от ноги общественного организма". Михайловский считает, что указанный антагонизм можно преодолеть путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу.

Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение теория общественного прогресса Михайловского: в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности.

Психологическое направление.

Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Мировоззрение Де-Роберти претерпело значительную эволюцию - от контизма к махизму. В нем можно выделить два крупных периода: 60-80-е годы XIX в., когда происходило становление позитивистских взглядов Де-Роберти на основе идей Конта, и с 90-х годов - переход на позиции субъективного идеализма.

В своей ранней работе "Политико-экономические этюды" (1869) Де-Роберти признавал, что социолог имеет дело не с биологическими или психологическими условиями существования общества, а изучает особые социальные законы, управляющие обществом и отличные от законов индивидуального развития. Однако вскоре у Де-Роберти намечается отход от подобного понимания социологии. В 1880 г. он уже не связывает предмет социологии с изучением общественных законов, считает социологию наукой абстрактной и одновременно описательной.

В 90-х годах Де Роберти расширяет предмет социологии, включая в нее мораль, часто даже отождествляя социологию с этикой: правила поведения управляют жизнью человека среди других подобных ему, имеют вес и значение, если выражают "существенные законы, управляющие нашим поведением", открытие которых и есть задача социологии.

Все это привело к трактовке социологии как универсальной науки о человеческом духе, куда попадает история науки, история отдельных отраслей знания (искусство, философия и т.д.), теория познания, этика, эстетика, политика, юриспруденция и многие другие. Но социология имеет "одну цель - познание законов психологического взаимодействия"8.

Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

Н.И. Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое, социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Н.И.Кареев, и образуют основу закономерного развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило". В работе "Общие основы социологии" Н.И.Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух"9.

Н.И. Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние, по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира.

В работе "Основные направления социологии и ее современное состояние" Н.И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов "на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу". Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений10.

Общество, по мнению Н.И. Кареева, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому11.

2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского

М.М. Ковалевский (1851-1916) - крупнейший русский социолог конца XIX - начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Для М. Ковалевского социология - это, прежде всего, "синтез результатов, полученных конкретными общественными науками". Сравнительная история права, история различных учреждений (институтов), этнография служат социологии, доставляя огромный материал для ее общих построений. Частные науки (история, этнография, право и др.) могут дать лишь эмпирические обобщения.

Определяя предмет социологии, он писал, что социология, в отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов. Ее задача - указывать их общую тенденцию, а главное - никогда не терять из виду основной своей цели: раскрывать причины покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственно причинной связи между собой.

Согласно эволюционистской концепции Ковалевского общество более или менее плавно переходит от одного своего состояния к другому. Важными сторонами данной концепции являются:

* закономерный характер развития общества;

* поступательность исторического процесса;

* социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).

Так же эволюционно, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.

Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.

Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что "на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону"12. Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.

Исходя из основных установок социологического плюрализма, М.Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Основными являются следующие идеи данной теории:

* основной закон социологии - закон прогресса;

* задача социологии - раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

* "все народы участвуют в мировом прогрессе", который приведёт их к объединению в "мировое солидарное общество"13.

Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.

Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его политической платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.

3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского "самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии". Объясните, что означает такое суждение?

Николай Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы".

Если коротко сформулировать суть политических взглядов Чернышевского, то они сводятся к следующему. Самое большое зло в России, тормозящее её развитие и обрекающее народ на нищету и историческое прозябание, коренится в крепостничестве и царизме. Это зло должно быть уничтожено, и уничтожено в конце концов революционными средствами, так как защитники старого не уступают и не уступят добровольно свои классовые привилегии, свою власть. Объективно решение этой задачи расчищало пути для капиталистического развития страны. Субъективно Чернышевский был уверен в другом, именно в том, что в результате революции Россия встанет на путь демократического развития, ведущего к социалистическим общественным отношениям.

В этой связи Чернышевский дает глубокую критику буржуазному строю, раскрывая его эксплуататорский характер. Достижение социализма мыслится Чернышевским через всемерное развитие социально-экономических элементов, которые заложены в русской общине и которые обогатятся новым содержанием в условиях, когда помещичье землевладение будет ликвидировано, а самодержавно-бюрократический порядок заменен республиканско-демократическим. Утопизм этой программы с точки зрения марксистско-ленинской теории очевиден. Чернышевский так и не смог его преодолеть ввиду социально-экономической отсталости России, рабочий класс которой в ту пору еще не выявился как самостоятельная и тем более руководящая историческая сила.

Так как, в конечном счете, по Чернышевскому, социалистический идеал будет осуществлен в ходе демократической революции, то против всего того, что мешает ее успеху, необходимо вести решительную, непреклонную борьбу, в том числе и в особенности против либералов, охотно идущих на реформистскую сделку с царизмом за счет интересов народа.

Разумеется, конкретная историческая обстановка в России в каждый данный момент диктовала Чернышевскому тактически разнообразные формы и средства борьбы, но главное заключалось в том, что он во всех своих сочинениях проводил идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей.

Быть социологом в стране, где социология десятилетиями официально не признавалась либо не имела статуса самостоятельной науки, если не невозможно, то, по крайней мере, очень непросто. В 60-80-е годы советские ученые стремились реально быть социологами и не скрывали того. Но в научных табелях о рангах они проходили по графе "философы". Все это время социология боролась за научное признание, шаг за шагом отвоевывая себе жизненное пространство. Драматургия борьбы ярко проявилась в бесконечных дискуссиях о предмете социологии. Пожалуй, никто в мире не затратил столько времени и сил на выяснение того, что никак не отражается на практике эмпирических и прикладных исследований. В Европе и Америке существуют десятки определений социологии, их формулирует под свои задачи и цели чуть ли не каждый второй. Никто не запрещает другим придерживаться противоположного мнения.

Дискуссии о предмете социологии - во многом дань схоластической философии, из недр которой вышла социология советского периода. Такая философия одинаково далека и от подлинного марксизма, и от подлинной философии. Стремясь к самоидентификации, к четкому и однозначному определению предмета своей науки, социологи вели себя на самом деле как отпетые философы. И поплатились за это. Определение социологии как науки о закономерностях развития и функционирования социалистического общества порождало иллюзию, что доказать и проверить такие законы можно непосредственно в эмпирическом исследовании.

Таким образом, историк Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского "самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии" - это означает, что "он был социологом, сам того не зная". То есть социология как наука не сформировалась на тот момент, но предпосылки к этому были положены.

Заключение.

Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно - политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.

Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В.Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н.Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П.Сорокина.

Социология народничества представлена трудами П. Лаврова и Н. Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. Их исследования основывались на субъективном методе, суть которого сводится к изучению "критической мысли в человечестве", а также субъективной позиции самого социолога.

Психологическая социология в России представлена работами Е. Де-Роберти и Н. Кареева. Эти исследователи подходили к изучению общественных процессов с позиций психологического детерминизма, который опирается на следующие принципы: 1) проблемы общественного развития основываются на индивидуальной и групповой психологии людей; 2)общественные явления всегда имеют психологическую основу; 3) психические взаимодействия индивидов являются основой всей общественной жизни; 4) общество есть система психических и практических взаимодействий индивидов.

Плюралистическая социология М. Ковалевского основана на представлении о том, что 1) не следует придавать постоянного определяющего значения тем или иным факторам общественного развития (экономическим, политическим, культурным и т.д.) - каждый из них в зависимости от ситуации может стать решающим на протяжении какого-то времени; 2) для объяснения фактов социальной реальности желательно использовать различные теории и подходы: позитивный, историко-сравнительный, органический, психологический и т.д.

Все рассмотренные направления внесли достойный вклад в развитие русской социологической мысли конца XIXв. - начала XXв

Список литературы.

1. Социология: Учебник для вузов/ Под.ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.Осипов, Л.Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.

3. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2004.

5. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XXв., М., изд. Московского университета (МГУ), 1993.

6. http://www.sociology2015.ru/

7. http://nuru.ru/socio/002.htm

1 Лавров П.Л. Исторические письма. Избр. Произв. В 2 т. Т.2. М., 1965.

2 Там же 3 Памяти П.Л. Лаврова. Пг, 1922.

4 Памяти П.Л. Лаврова. Пг, 1922.

5 Лавров П.Л. Избранные сочинения. М., 1934.

6 Михайловский Н.К. Сочинения. Издание 4-е. Т.1 СПб. 1906

7 Михайловский Н.К. Сочинения. Т.1 СПб. 1898.

8 Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909.

9 Введение в изучение социальных наук. СПб., 1903.

10 Там же. 11 Кареев Н.И. Введение в изучении социологии. СПБ., 1907.

12 Ковалевский М.М. Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин // Сборник статей. Пг., 1917.

13 Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIXв. Л.: изд-во ЛГУ, 1969.

-

- 5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении