Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения» по Налогам и налогообложению (Дадашев А. З.)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра "Налогов и налогообложения"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина "Налоги и налогообложение"

Тема № 18 "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения"

Спец-ть "Финансовый менеджмент",

Проверил к.э.н. доцент Пайзулаев И.Р.

Москва 2010 год

Содержание

1. Характеристика Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.3

2. Практика применения Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности10

Список использованной литературы.23

1. Характеристика Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей. Налоговым кодексом предусмотрено четыре специальных налоговых режима, такие как "Упрощенная система налогообложения", "Единый налог для сельскохозяйственных производителей", "Система налогообложения при соглашении о разделе продукции" и "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Последний налог и рассмотрим более подробно.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) является специальным налоговым режимом, установленным главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) и применяется налогоплательщиками только при условии ее введения на соответствующей территории.

До 01 января 2006 г. ЕНВД вводился на территории субъектов Российской Федерации соответствующими законами субъектов РФ.

С 01 января 2006 года право введения ЕНВД на подведомственной территории предоставлено представительным органам муниципальных образований. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых действует единый налог (в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса), а также значения коэффициента К2, учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности на подведомственной территории.

Характерной особенностью ЕНВД является то, что с момента его введения на соответствующей территории отменяется уплата налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

С индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, не взимаются следующие виды налогов:

- налог на доходы физических лиц,

- НДС (за исключением ДС на импортируемые товары);

- Единый социальный налог.

ЕНВД имеет принудительный ("вмененный") характер. На ЕНВД переводится не налогоплательщик, а вид деятельности, соответственно, обязанность по применению ЕНВД вменяется только в случае осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД.

Статья 346.26 Налогового кодекса также устанавливает не позволяющие применять ЕНВД ограничения. Например, ЕНВД не применяется, если предприниматель осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или является крупнейшим налогоплательщиком или налогоплательщиком, у которого среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год или по итогам налогового периода превышает 100 человек. Кроме того, не могут применять ЕНВД организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Совмещая несколько режимов налогообложения, предприниматель должен вести раздельный учет по видам деятельности, регулируемым действием данной системы налогообложения и другими системами налогообложения (пункт 7 статьи 346.26 Налогового кодекса).

Объектом налогообложения при применении ЕНВД является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика (статья 346.29 Налогового кодекса).

Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на его получение (статья 346.27 Налогового кодекса).

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 статьи 346.26 Налогового кодекса). [2]

Рассчитать вмененный доход можно следующим образом:

Рассмотрим подробнее элементы вышеуказанной системы налогообложения.

Базовая доходность - это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности, количество автомобилей и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Размер базовой доходности установлен Налоговым кодексом (статья 346.29) для каждого вида предпринимательской деятельности, к которой применяется ЕНВД и не зависит от фактического размера получаемого дохода или прибыли.

Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида деятельности НК РФ установлены следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц [3]. (таб. 1)

Таблица 1

Базовая доходность по видам деятельности

Виды предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность в месяц (рублей)

Оказание бытовых услуг

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

7 500 Оказание ветеринарных услуг

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

7 500

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

12 000 Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках

Площадь стоянки (в квадратных метрах)

50 Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров

Количество транспортных средств, используемых для перевозки грузов Количество посадочных мест

6 000

1500 Розничная торговля осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

Площадь торгового зала (в квадратных метрах)

1 800 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети

Торговое место

9 000 Развозная (разносная) торговля (кроме торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения)

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

4 500 Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей

Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)

1 000

Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя)

4 500 Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения

Площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения (в квадратных метрах)

3 000

Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения

Площадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах)

4 000 Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством световых и электронных табло

Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах)

5 000

Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусков, речных судах

Количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы

10 000 Оказание услуг по временному размещению и проживанию

Площадь спального помещения (в квадратных метрах)

1 000 Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей

Количество торговых мест, переданных во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам

6 000

Поскольку ЕНВД исчисляется и уплачивается ежеквартально, а в течение квартала возможно изменение физических показателей (например, увеличение численности или сокращение площади), то при расчете ЕНВД используется физический показатель за каждый месяц квартала отдельно.

Корректирующие базовую доходность коэффициенты К1 и К2:

- К1 - устанавливаемый на год коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения цен на товары, работы и услуги в РФ в предшествующем периоде;

- К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассчитать налог можно путем умножения вмененного дохода на ставку ЕНВД, равную 15%.

Налоговым периодом по ЕНВД установлен квартал (статья 346.30 Налогового кодекса).

ПРИМЕР

Индивидуальный предприниматель открыл парикмахерскую.

Период Численность работников, включая ИП

Январь 6 Февраль

7 Март

7 Посчитаем размер вмененного дохода за I квартал 2010 г.

ВД = БД x К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3), где:

К1 на 2010 г. установлен в размере 1,295.

К2, допустим, установлен в размере 0,7.

БД (базовая доходность) = 7 500 руб. (статья 346.29 Налогового кодекса - оказание бытовых услуг);

ФП (физический показатель) - это количество работников, включая ИП (статья 346.29 Налогового кодекса) = 20 (6 + 7 + 7)

ВД (вмененный доход) = 7 500 руб. х 1,295 х 0,7 х 20 человек = 135975руб.

Итого ЕНВД за 1 квартал = 135975 руб. x 15 % = 20396 руб. [5]

2. Практика применения Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Практика применения законодательства о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) выявила как положительные, так и отрицательные стороны последствий от его введения в субъектах Российской Федерации.

Положительным результатом явилось то, что значительно увеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей (в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки) по сравнению с ранее уплачиваемыми ими налогами, в том числе и подоходного налога. В качестве негативного фактора можно отметить снижение налоговых поступлений от юридических лиц (особенно крупных торговых организаций) по сравнению с ранее уплачиваемыми ими налогами по общепринятой системе налогообложения.

Основными причинами данного положения являются делегирование Законом № 148-ФЗ законодательным (представительным) органам государственной власти регионов права самостоятельного установления базовой доходности различных видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату ЕНВД, отсутствие единых методологических принципов определения налогооблагаемой базы по ЕНВД на территории Российской Федерации.

Во многих регионах показатели базовой доходности, оказывающие основное влияние на размер налогообложения вмененного дохода, установлены для организаций в заниженных размерах (из расчета применительно к индивидуальным предпринимателям), то есть в размерах, не обеспечивающих компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество, налоги в дорожные фонды и т.д.).

В некоторых регионах занижается размер базовой доходности в результате лоббирования в законодательных (представительных) органах интересов отдельных групп предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере розничной торговли, бытового и транспортного обслуживания населения и т.п.

Это приводит к значительным колебаниям размеров базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в разных регионах, неравенству условий налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков и, как следствие, к нарушению целостности единого экономического пространства в стране.

Так, размер базовой доходности в год на одну точку общепита - от 1,5 тыс. руб. (Республика Дагестан) до 58,8 тыс. руб. (Тамбовская область); на 1 тонну грузоподъемности автотранспортных средств - от 4,5 тыс. руб. (Ростовская область) до 32,0 тыс. руб. (Орловская область).

Минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений, составляющих формулу расчета ЕНВД по видам деятельности, необходимо устанавливать решениями Правительства РФ отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, анализ региональных законодательств о ЕНВД выявил, что они в ряде случаев противоречат Закону № 148-ФЗ.

Наличие несоответствий норм действующего регионального законодательства о ЕНВД нормам федерального законодательства приводит в отдельных регионах к снижению поступлений данного налога и конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Так, в Свердловской области перевод на уплату ЕНВД только индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, привел к тому, что ряд крупных торговых организаций (юридических лиц) был перерегистрирован на индивидуальных предпринимателей; в результате в бюджетную систему недопоступило несколько сотен миллионов рублей.

В настоящее время вследствие неоднократных обращений налоговых органов в законодательные органы в региональный закон о ЕНВД внесены соответствующие изменения и дополнения.

В ряде регионов, например в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Калужской, Кемеровской, Тюменской и ряде других областей, в нарушение установленного федеральным законодательством порядка привлекаются к уплате единого налога индивидуальные предприниматели, не состоящие на налоговом учете на территории данных регионов, а лишь осуществляющие там свою деятельность. Отсутствие в федеральном законодательстве положения о постановке на налоговый учет данной категории налогоплательщиков по месту осуществления ими предпринимательской деятельности приводит к двойному налогообложению.

Серьезным недостатком регионального законодательства является применение целого ряда физических показателей, характеризующих вид деятельности и используемых при расчете ЕНВД, в то время как письмом Правительства РФ от 07.09.1998 № 4435п-П5 рекомендовано применение только одного физического показателя по каждому виду деятельности. Так, например, по общественному питанию указанным письмом в качестве физического показателя рекомендована общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности (кв. м), однако данный показатель применяется только в 21 субъекте Российской Федерации, в других же субъектах используются следующие показатели: точка общепита, количество работающих, посадочное место, торговая площадь, складская площадь, производственная площадь. При этом в 25 субъектах Российской Федерации применяются свыше одного физического показателя, что вызывает большие колебания уровня базовой доходности по виду деятельности и, как следствие, не позволяет правильно рассчитать размер ЕНВД.

Имеет место перевод на уплату ЕНВД видов деятельности, не оговоренных Законом № 148-ФЗ. Так, в Тульской области торговые организации уплачивают ЕНВД не только при продаже товаров в розницу, но и при оптовой продаже, осуществляемой бюджетным учреждениям. Аналогичная норма, но с ограничением оптового оборота по реализации товаров указанным организациям (до 5 % от общего объема реализации) содержится в Законе о едином налоге на вмененный доход Краснодарского края.

В целях устранения противоречий регионального законодательства Закону № 148-ФЗ налоговые органы МНС России провели определенную работу по внесению предложений в законодательные (исполнительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Всего налоговые органы по субъектам Российской Федерации разработали 108 предложений по внесению изменений в региональное законодательство. При этом следует отметить, что 32 предложения из приведенного числа уже приняты нормативными правовыми актами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и являются действующими нормами региональных законов о едином налоге на вмененный доход. Остальные предложения находятся либо на стадии рассмотрения законодательными органами субъектов Российской Федерации, либо на стадии внесения к рассмотрению, и 11 из их числа планируется внести в качестве изменений и дополнений в действующее законодательство.

Наиболее значительный результат по внесению предложений и их введению в действие достигнут налоговыми органами Магаданской и Владимирской областей. Активно занимаются разработкой предложений УМНС России по Удмуртской Республике, Камчатской, Кемеровской и Самарской областям.

УМНС России по Республике Татарстан, Удмуртской Республике и Пензенской области внесли предложения в части непривлечения к уплате единого налога индивидуальных предпринимателей, не состоящих на налоговом учете в данном субъекте, а лишь осуществляющих свою деятельность на территории субъекта.

УМНС России по Удмуртской Республике, кроме того, внесло предложение о приведении в соответствие Закону № 148-ФЗ терминов и определений, используемых в республиканском Законе.

Для недопущения потерь бюджетов всех уровней от перевода на уплату единого налога организаций УМНС России провели значительную работу по внесению к рассмотрению законодательными органами субъектов Российской Федерации следующих предложений:

1. На основе анализа установленной региональным законодательством базовой доходности по определенным видам деятельности налоговые органы наиболее часто вносили предложения (27 предложений - УМНС России по Республикам Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми и Чувашской Республике, Приморскому, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Орловской, Псковской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тульской областям, Агинскому, Бурятскому, Коми-Пермяцкому и Ханты-Мансийскому автономным округам) об изменении размера базовой доходности по различным видам предпринимательской деятельности, причем предложения вносились не только в сторону увеличения, но и в сторону снижения (2 предложения - Республик Башкортостан и Коми).

Дополнительно УМНС России по Республикам Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Чувашской Республике, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Магаданской, Омской, Сахалинской, Смоленской, Ярославской областям, Агинскому Бурятскому автономному округу предлагали законодательным органам субъектов Российской Федерации изменить перечень плательщиков единого налога на вмененный доход (всего 21 предложение).

Так, Тульской областной Думой и Администрацией области было предложено исключить из категории плательщиков по единому налогу юридические лица. В свою очередь, УМНС России по Тульской области выразило несогласие с данной позицией, и на основе проведенного работниками Управления анализа и представленных расчетов были определены значения величин базовой доходности, необходимых для увеличения поступлений единого налога на вмененный доход от данной категории налогоплательщиков. Вышеназванные замечания были внесены в окончательный вариант проекта изменений и дополнений в Закон о едином налоге, которые были в основном приняты Тульской областной Думой.

2. В 18 субъектах Российской Федерации (в Республике Карелия и Чувашской Республике, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Белгородской, Владимирской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Магаданской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Самарской, Смоленской, Читинской областях, Чукотском автономном округе) налоговые органы разрабатывали предложения по изменению значения корректирующих коэффициентов по некоторым видам деятельности, осуществляемым организациями. Причем данные изменения были направлены на увеличение значений корректирующих коэффициентов.

В целом УМНС по субъектам Российской Федерации проводят целенаправленную работу по разработке и внесению предложений и изменений в действующее региональное законодательство, но большое количество предложений так и остается не принятым и не введенным в действие из-за отсутствия согласованности и единой политики между УМНС по субъектам Российской Федерации и региональными органами власти.

При этом следует отметить положительный опыт взаимодействия некоторых УМНС России с органами законодательной и исполнительной власти.

Так, в Оренбургской области распоряжением Законодательного Собрания от 08.02.2000 № 12-РС "Об образовании рабочей группы по разработке механизма введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" была создана рабочая группа, членами которой наряду с депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области, представителями Финансового управления области, общественных организаций предпринимателей являются заместитель руководителя УМНС России по Оренбургской области и начальник отдела налогообложения физических лиц Управления.

Участие в рабочей группе позволяет УМНС России по Оренбургской области более оперативно вносить предложения по совершенствованию регионального законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Так, в ноябре 1999 года было внесено предложение о введении в формулу расчета суммы вмененного дохода коэффициента, учитывающего инфляцию. Указанный коэффициент введен постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 31.03.2000 № 487/92 ПЗС "О внесении изменений и дополнений в Положение о механизме реализации Закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

В декабре 1999 года УМНС России по Оренбургской области было поручено территориальным инспекциям проанализировать информацию о предварительных итогах по переводу физических и юридических лиц на уплату единого налога для определенных видов деятельности в целях оптимизации налогооблагаемой базы и представить предложения по совершенствованию законодательства о едином налоге. С учетом предложений с мест УМНС России по Оренбургской области подготовило и внесло на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области законопроект, который расширил действие законодательства о едином налоге для индивидуальных предпринимателей, дающих консультации, а также оказывающих бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, осуществляющих обучение, репетиторство, преподавание и иную деятельность в области образования. В результате было принято постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 31.03.2000 № 487/92-ПЗС.

Кроме того, УМНС России по Оренбургской области подготовило и направило в марте 2000 года в Финансовое управление Администрации области проект постановления Законодательного Собрания области о механизме расчета единого налога для индивидуальных предпринимателей по следующим видам предпринимательской деятельности:

- оказание бытовых услуг физическим лицам;

- оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

- оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

- оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

- общественное питание.

Перевод на уплату единого налога по указанным видам деятельности только индивидуальных предпринимателей обусловлен тем, что рабочей группой не были приняты предлагаемые проекты базовой доходности для юридических лиц, которые в зависимости от вида деятельности превышали размеры базовой доходности для индивидуальных предпринимателей в 2-10 раз. Поскольку установление одинаковой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей базовой доходности по расчетам УМНС России по Оренбургской области привело бы к значительным потерям поступлений в бюджет, рабочая группа приняла решение не переводить юридические лица по вышеуказанным видам деятельности на уплату единого налога. Данное решение рабочей группы можно классифицировать как согласованную, направленную на недопущение потерь бюджетов всех уровней совместную работу УМНС России по Оренбургской области и законодательных и исполнительных органов власти области.

УМНС России по Краснодарскому краю включено в состав рабочей группы по изучению предложений по внесению изменений и дополнений в краевой Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", образованной Законодательным Собранием Краснодарского края. На заседаниях рабочей группы предварительно обсуждаются и согласовываются с заинтересованными сторонами предложения по внесению изменений и дополнений в краевой Закон, которые затем вносятся на рассмотрение Комитета по финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания Краснодарского края.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.05.2000 № 725-р "Об образовании комиссии" создана комиссия во главе с первым заместителем председателя Правительства края, куда также входят представители УМНС России по Краснодарскому краю, Законодательного Собрания и другие заинтересованные лица, которая рассматривает все предложения по изменению и дополнению Закона Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Наряду с этим УМНС России по Краснодарскому краю проводит на постоянной основе анализ поступлений единого налога на вмененный доход в разрезе видов деятельности, на основании которого вносятся предложения по изменению Закона Краснодарского края. Так, в 1999 году УМНС России по Краснодарскому краю направило в Законодательное Собрание и Администрацию края 28 предложений по совершенствованию указанного краевого Закона, 25 из которых были приняты и нашли свое отражение в действующем Законе. За 2000 год Управление внесло 11 предложений, 9 из которых были одобрены вышеуказанной комиссией и приняты Законодательным Собранием.

Примером удачного взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с налоговыми органами является Ростовская область. На территории области создана по распоряжению Главы Администрации от 14.01.1999 № 6 областная комиссия по сбору, изучению и проведению анализа обращений предприятий и предпринимателей по вопросам, связанным с введением областного Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", возглавляемая заместителем Главы Администрации Ростовской области - Министром экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.

В состав комиссии входят заместитель Министра промышленности, торговли, транспорта, связи, дорожного комплекса области; заместитель Руководителя УМНС России по Ростовской области; генеральный директор Торгово-промышленной палаты Ростовской области, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, представители Минфина Ростовской области и предприниматели.

На основании рассмотрения поступающих обращений и предложений предприятий и предпринимателей по вопросам внесения изменений и дополнений в действующее областное налоговое законодательство по представлению комиссии Законодательным Собранием Ростовской области принят ряд изменений и дополнений в областные Законы от 30.11.1998 № 14-ЗС и от 31.08.1999 № 42-ЗС по вопросам порядка исчисления единого налога, изменения и дополнения сфер предпринимательской деятельности его применения, изменения размеров корректирующих коэффициентов базовой доходности и размеров самой базовой доходности по видам деятельности и др.

Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации имеет место несогласованность действий налоговых органов и законодательных органов власти.

Так, УМНС России по Рязанской области в целях недопущения потерь налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период действия Закона о едином налоге четыре раза поручало налоговым органам области проанализировать эффективность введения единого налога на территории области в отношении юридических лиц в разрезе видов деятельности.

На основании проведенных анализов практики применения на территории субъекта законодательства о едином налоге УМНС России по Рязанской области разработало и направило в Законодательное Собрание предложения по внесению изменений в Закон Рязанской области о едином налоге. При разработке предложений использовались рекомендации МНС России, касающиеся розничной торговли. Всего за период действия Закона на территории области УМНС России направило в областную Думу и Администрацию 51 предложение по совершенствованию указанного областного Закона, в том числе 15 предложений по увеличению базовой доходности и изменению корректирующих коэффициентов базовой доходности различных видов деятельности, осуществляемой юридическими лицами.

Из общего количества направленных предложений Рязанская областная Дума приняла только 8.

В частности, приняты предложения по определению численности работающих в организациях, осуществляющих розничную торговлю, общественное питание и оказывающих транспортные услуги.

УМНС России по Рязанской области направило в Прокуратуру области письмо от 08.06.2000 № 10-20/1247, в котором попросило рассмотреть соответствие положений абзаца 2 п. 18, п. 19 и п. 20 ст. 9 Закона Рязанской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Рязанской области" действующему федеральному законодательству, которые приводят к двойному налогообложению налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога, состоящих на налоговом учете в Рязанской области, но осуществляющих свою деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации или осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, но состоящих на учете на территории другого субъекта Российской Федерации, а также положений, касающихся организаций, занимающихся организацией и проведением выставок или ярмарок, которым вменяется обязанность выступать в роли налогового агента по отношению к участникам выставок (ярмарок) и производить за них расчеты, отчеты и уплату единого налога за период работы выставки (ярмарки). На основании письма УМНС России Прокуратура области вынесла протест в отношении данных норм, и Рязанская областная Дума Законом № 57-ОЗ внесла соответствующие изменения в Закон Рязанской области.

Кроме того, УМНС России по Рязанской области по данному субъекту неоднократно обращалось в областную Думу с предложением не относить к плательщикам единого налога на вмененный доход организации, реализующие продукцию собственного производства через магазины, являющиеся их структурными подразделениями, что подтверждено постановлением Президиума ВАС РФ от 22.09.1998 № 2256/98, а также разъяснено МНС России письмом от 30.12.1999 № 03-4-09/15.

Несмотря на это, вышеуказанное предложение не было принято во внимание законодательными органами области.

Рязанская областная Дума не приняла предложение УМНС России по увеличению количественных показателей (базовой доходности и коэффициентов) по юридическим лицам различных видов деятельности, объясняя это тем, что не может дать им оценку с точки зрения фактической возможности налогоплательщиков области по уплате предлагаемого увеличения суммы единого налога без соответствующего экономического обоснования (расчетов) и без ущерба развитию видов бизнеса налогоплательщиков.

По инициативе УМНС России по Республике Карелия было подготовлено более 10 законопроектов, направленных на повышение размера ЕНВД по юридическим лицам, которые были поддержаны Правительством Республики Карелия, однако депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия не приняли вышеуказанные предложения.

Учитывая изложенное, а именно неадекватность взаимоотношений законодательных органов субъектов Российской Федерации и налоговых органов, для наиболее оптимальной формой работы по вопросам, связанным с применением действующего регионального законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности и выборе предложений по совершенствованию региональных законодательных актов, необходимо создание специальных рабочих групп и проведение совместных заседаний представителей законодательных органов, органов исполнительной власти региона и налоговых органов.

В некоторых регионах работу налоговых органов по внесению предложений по совершенствованию регионального законодательства затрудняет нескоординированность действий законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (например Архангельской области).

Наряду с осуществлением работы по совершенствованию регионального законодательства налоговые органы проводят организационно-методическую работу, направленную на разъяснение положений регионального законодательства по единому налогу.

Широко используются возможности средств массовой информации для разъяснений проблемных вопросов по единому налогу в Оренбургской, Тульской и Свердловской областях и ряде других субъектов Российской Федерации. [4]

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

2. Налоги и налогообложение: учебн. Пособие / под ред. А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА-М, 2008 г.

3. http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_12.html - информационно- правовой портал

4. http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=3993 - статья Л.В. Емельяновой, советника налоговой службы I ранга

5. http://www.r51.nalog.ru/document.php?id=145578&topic=ip_sis_nalvd51 - Памятка по применения ЕНВД - сайт УФНС России по Мурманской области

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении