Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Страхование ответственности» по Страхованию (Шарифьянова З. Ф.)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Финансово-кредитный факультет

Кафедра финансового менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Страхование"

Тема: "Страхование ответственности"

Выполнила:

Ф.И.О.: .

Факультет: Финансово-кредитный

№ группы:

№ личного дела:

Преподаватель:

к.э.н., ст. преподаватель

Кабирова А.С.

Уфа 2010

Содержание:

1. Страхование ответственности3

1.1. Страхование ответственности перевозчиков5

1.2. Страхование профессиональной ответственности.10

1.3. Страхование автогражданской ответственности13

2. Задача.18

Список использованной литературы19

1. Страхование ответственности

Ответственность - соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям и подчиненность поведения личности социальному контролю; обязательство возмещения ущерба, причиненного одним лицом другому, возникающее при определенных действиях (бездействии) или упущениях, когда нарушаются какие-либо права другого лица.

Страхование ответственности - отрасль страхования, объектом которой является возмещение расходов страхователя, возникающих вследствие причинения им вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (т.е. при возникновении гражданской ответственности страхователя). Согласно новому Гражданскому кодексу РФ, страхование ответственности отнесено к категории имущественного страхования [5, с.156].

Страхование ответственности предназначено для компенсации любого ущерба, нанесенного застрахованным третьему лицу.

Чтобы предъявить иск по гражданской ответственности, необходимо наличие ущерба, а также вины и противоправного действия (бездействия) нарушителя, существование связи между ними.

Ущерб может быть физическим, моральным, финансовым, материальным. К физическому ущербу относятся смерть, инвалидность физическая и умственная, временная нетрудоспособность, затраты по уходу, моральный ущерб. Материальным ущербом считается полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное расходование имущества или вещей. Финансовый ущерб - это лишение будущих доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо. Моральный вред может заключаться в нарушении деловой репутации, авторских прав, разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении каких-либо прав [7, с.49].

В большинстве типичных случаев сегодня нет необходимости доказывать вину, если она очевидна. Однако по спорным вопросам остается в силе необходимость доказательства вины потерпевшим.

Потерпевший должен самостоятельно доказывать, что именно в результате действия или бездействия какого-то лица он понес ущерб.

При урегулировании страхового случая при страховании ответственности важной особенностью является отношение треугольника между страхователем, страховщиком и потерпевшим.

Пострадавший заявляет о своих правах на возмещение ущерба, предъявляя иск к страхователю. Страхователь, в свою очередь, предъявляет иск к своей страховой компании, требуя выплаты страхового возмещения в соответствующей сумме. Непосредственно правового отношения между страховщиком и потерпевшим нет. Но страховщик на основе договора страхования с лицом, причинившим ущерб, должен либо отклонить, либо удовлетворить претензию. Страховщик имеет полномочия вступать в переговоры с потерпевшим за своего клиента и давать от его имени все необходимые объяснения. Если, по мнению страхователя и его страховщика, претензия является необоснованной, то страховщик должен вести судебный процесс от имени страхователя и за свой счет. Но при этом в договоре страхования может быть также предусмотрено собственное участие страхователя и за свой счет покрытие судебных издержек.

В "Условиях лицензирования страховой деятельности Российской Федерации", утвержденных приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 года № 02-02/08, определены следующие подотрасли страхования ответственности:

1. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта;

2. Страхование гражданской ответственности перевозчика;

3. Страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности;

4. Страхование профессиональной ответственности;

5. Страхование ответственности на неисполнение обязательств;

6. Страхование иных видов гражданской ответственности.

1.1. Страхование ответственности перевозчиков

Страхование ответственности перевозчиков объединяет в себе особый тип страховых рисков, связанных исключительно с транспортными процессами, осуществляемыми специализированными организациями- перевозчиками. Перевозка пассажиров багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки и если в период его действия будет причинен вред жизни или здоровью пассажиров, то транспортная организация несет ответственность в соотв. с правилами гл.59 ГК.

Особенностью страховых отношений при перевозках является то, что страховщик не освобождается от обязанности произвести выплату страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, даже если страховой случай произошел по вине страхователя.

Страхование ответственности перевозчиков включает ряд видов страхования, которые могут быть подразделены по трем критериям:

1) по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование:

- страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев);

- страхование ответственности воздушных (в первую очередь авиационных) перевозчиков;

- страхование ответственности автомобильных перевозчиков;

- страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.

2) по категории лиц, при нанесении вреда которым наступает ответственность страховщика:

- нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;

- причинения ущерба багажу пассажиров;

- утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;

- нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.

3) по масштабу перевозок:

- внутренние или международные.

При осуществлении внутренних перевозок в России ответственность перевозчиков по договору перевозки определяется Гражданским кодексом РФ, транспортными кодексами, регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон. Ответственность перевозчиков при осуществлении международных перевозок регулируется специальными международными конвенциями и нормами национального законодательства государств, через которые осуществляется конкретная перевозка.

Наиболее детально в законодательстве прописано страхование ответственности авиационных перевозчиков.

Статья 133. Воздушного кодекса. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

Объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является имущественный интерес, связанный с обязанностью перевозчика возместить причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам.

Существенное условие договора страхования - страховой случай - наступление гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам, которое в соответствии с договором обязательного страхования влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату, является страховым случаем для данного страхования.

Срок договора обязательного страхования не может быть менее чем один год.

Размер страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить пассажиру воздушного судна причиненный вред, в отношении: ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна устанавливается, - не менее чем 2 025 000 руб. на каждого пассажира воздушного судна; ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира воздушного судна, - не менее чем 2 000 000 руб. на каждого пассажира воздушного судна; ответственности за вред, причиненный багажу пассажира воздушного судна, - не менее чем 600 руб. за каждый килограмм веса багажа; ответственности за вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, - не менее чем 11 000 руб. на каждого пассажира воздушного судна. Следовательно, стороны вправе договориться об установлении в договоре страховых сумм в большем размере, чем те, которые указаны в ВК РФ, поскольку законодательно установлен только минимальный размер страховых сумм [2, с.349].

Страховые тарифы, которые будут применяться при данном страховании, законом не установлены. Пункт 7 ст. 133 ВК РФ имеет отсылочный характер и предусматривает, что страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна устанавливаются страховщиком в соответствии с ГК РФ и Законом о страховании.

Страховая премия по договору страхования определяется в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, на основании установленных страховщиком страховых тарифов. Порядок уплаты страховой премии в соответствии с ВК РФ определяется договором обязательного страхования. Стороны договора вправе предусмотреть право перевозчика уплачивать страховую премию в рассрочку путем внесения страховых взносов. При этом для данного страхования установлено важное исключение из установленного п. 4 ст. 954 ГК РФ положения, в соответствии с которым, если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса. Пункт 8 ст. 133 ВК РФ установил иной, чем в ГК РФ, порядок и предусматривает, что, если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик не вправе отказывать на этом основании в осуществлении страховой выплаты по договору обязательного страхования и не вправе засчитывать сумму просроченного страхового взноса при определении ее размера.

В действующей редакции ВК РФ определены выгодоприобретатели в случае причинения вреда жизни пассажира воздушного судна. Таковыми по договору обязательного страхования являются граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родители, супруг, дети умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - граждане, у которых он находился на иждивении, в отношении возмещения необходимых расходов на погребение умершего пассажира воздушного судна - лицо, понесшее такие расходы. Страховая выплата в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна (за исключением компенсации необходимых расходов на погребение), распределяется между выгодоприобретателями пропорционально их количеству.

В п. 13 ст. 133 ВК РФ предусмотрено право пассажира воздушного судна или выгодоприобретателя предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении причиненного вреда при наступлении страхового случая. Срок для осуществления страховщиком выплаты по договору страхования составляет тридцать дней со дня представления необходимых документов.

Пункт 15 ст. 133 ВК РФ установил важное положение о том, что страховая выплата в соответствии с договором обязательного страхования осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования. Это должно означать, что, например, если багаж пассажира или вещи, находившиеся при пассажире, были застрахованы в качестве имущества, то выплаты по договору страхования ответственности авиаперевозчика должны быть осуществлены независимо то того, что ущерб пассажиру возмещен за счет страхования багажа и указанных вещей как имущества.

1.2.

Страхование профессиональной ответственности

Страхование профессиональной ответственности представляет собой разновидность страхования ответственности, связанную с предоставлением страховой защиты лицам, занимающимся деятельностью по оказанию определенных услуг своим клиентам (профессиональной деятельностью), на случаи предъявления к ним требовании со стороны клиентов и иных третьих лиц о возмещении вреда, причиненного им в результате действий страхователя (застрахованного лица) в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Данное страхование появилось более 100 лет тому назад (страхование профессиональной ответственности фармацевтов). Но наибольшее развитие оно получило в 1960-х годах в США в связи с тем, что резко возросло число и размеры исков, подаваемых на врачей пациентами, за вред, нанесенный их жизни и здоровью при предоставлении медицинской помощи. В настоящее время во многих зарубежных странах отдельные виды страхования профессиональной ответственности являются обязательными: наличие страхового полиса является одним из условий получения права заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Среди лиц, наиболее часто страхующих профессиональную ответственность, можно назвать врачей, фармацевтов, нотариусов, аудиторов, адвокатов, брокеров, архитекторов, риэлтеров, оценщиков и др. [6, с.57].

В России в ряде законодательных и нормативных актов федерального и регионального уровня также предусматривается обязанность для лиц, занимающихся некоторыми видами деятельности страховать профессиональную ответственность. Такие требования, в частности, предъявляются к нотариусам, таможенным брокерам, оценщикам, аудиторам, адвокатам.

Объектом страхования профессиональной ответственности являются имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с его обязанностью в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с осуществлением страхователем страхования (застрахованным лицом) профессиональной деятельности.

При этом в договоре должно быть четко оговорено, какой вид профессиональной деятельности страхователя (застрахованного лица) подлежит страхованию. Условия договоров страхования профессиональной ответственности предусматривают, что страховщик предоставляет страховую защиту на случай предъявления страхователю (застрахованному лицу) третьими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства претензий о возмещении вреда, который потребители услуг страхователя (застрахованного лица) понесли в результате непреднамеренной ошибки, небрежности или упущения, допущенных страхователем (застрахованным лицом) в процессе выполнения им профессиональных обязанностей в течение срока действия договора страхования. При этом нередко условием для признания страховым случаем ситуации причинения вреда третьим лицам должно быть вступившее в силу решение суда, обязывающее страхователя возместить причиненный ущерб (это, например, обязательно в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при проведении страхования профессиональной ответственности оценщиков).

Страховщик может отвечать как непосредственно за последствия действий того лица, в отношении которого заключен договор страхования (застрахованного лица), так и за действия лиц, которых застрахованный нанял на работу для оказания помощи в его профессиональной деятельности. В связи с этим условия страхования, как правило, предусматривают, что работники страхователя должны иметь уровень образования и квалификацию, необходимые для осуществления соответствующей деятельности по специальностям, охватываемым страховой защитой, а также соответствующие документы (аттестаты, свидетельства, сертификаты) на выполнение профессиональных действий.

Обычно договор предусматривает, что страховщик отвечает исключительно за случаи неудачного использования страхователем (застрахованным лицом) и его служащими профессиональных знаний и навыков при добросовестном и компетентном исполнении своих обязанностей. В связи с этим в условиях договора страхования обычно устанавливается обязанность страхователя (застрахованного лица) и его служащих проявлять необходимую осмотрительность, осторожность, внимание и профессиональное умение. В то же время страхование не распространяется на случаи причинения вреда третьим лицам, вызванные нечестностью, подлогом, преднамеренными действиями страхователя (застрахованного лица).

Договоры страхования могут заключаться в следующих вариантах:

1) предусматривающих ответственность страховщика за всю деятельность страхователя по указанной в договоре профессии;

2) предусматривающих ответственность страховщика по определенному виду той или иной профессиональной деятельности (например, только за оценку жилых домов и квартир, только за аудиторские проверки организаций торговли и т. д.);

3) предусматривающих ответственность страховщика за оказание услуг страхователем (застрахованным лицом) только по конкретному договору с конкретным клиентом (предпосылками к подобной практике могут быть эпизодичность оказания страхователем услуг или специфичность какого-либо конкретного договора об оказании услуг) [6, с.84].

1.3.

Страхование автогражданской ответственности

Страхование автогражданской ответственности обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших по вине страхователя в результате аварии или др. ДТП.

Объект данного вида страхования - гражданская ответственность владельцев автотранспорта перед третьими лицами (физическими и юридическими), которую они несут в силу закона как владельцы источника повышенной опасности для окружающих. При этом для каждого владельца транспортных средств ответственность носит абстрактный характер до момента наступления страхового случая, когда она приобретает вполне конкретное материальное содержание, выражающееся как в характере причинения вреда, так и в сумме ущерба.

При данном страховании заранее определены только страховщик (страховая организация) и страхователь (владелец средства транспорта), которые, вступая во взаимоотношения (обычно в соответствии с существующим законодательством данной страны), создают за счет средств страхователей специальный страховой фонд для расчета с потерпевшими.

При страховании гражданской ответственности наряду с единовременными выплатами (например, за повреждение или гибель средств транспорта, одежды, багажа, витрин магазинов, домашних животных, др. имущества, а также в случаях причинения вреда здоровью людей, вызвавшего временную утрату трудоспособности) производятся многочисленные долговременные выплаты, связанные с возмещением утраченного заработка или в связи со смертью кормильца. Размер возмещения ущерба определяется исходя из фактической величины причиненного вреда по согласованию сторон (страховщика и потерпевшего) или в соответствии с решением суда. Тарифные ставки рассчитываются с учетом размера вреда (в стоимостном выражении), причиненного гражданам и организациям, который зависит от размера заработка, утраченного потерпевшим вследствие потери трудоспособности, расходов, вызванных повреждением здоровья, сумм, выплачиваемых лицам, состоящим на иждивении потерпевшего (после его смерти), а также убытков, причиненных имуществу граждан и организаций. Дифференциация тарифных ставок обычно учитывает мощность мотора или рабочего объема цилиндров двигателя средства транспорта, сложившиеся в данной местности, показатели аварийности и убыточности страховых операций и некоторые др. факторы.

Условия страхования нередко предусматривают соответствующие скидки с платежей для водителей, не допускающих аварий, наездов и др. страховых случаев, и надбавки для недисциплинированных водителей.

Указанное страхование получило широкое распространение за рубежом. Оно может выступать как самостоятельный вид или входить в совокупность видов, оформляемых по одному страховому документу. Для индивидуальных владельцев транспортных средств является обязательным, т.к. только такая форма полностью обеспечивает возмещение вреда потерпевшим. Предприятия и организации в ряде случаев могут в добровольном порядке страховать свою гражданскую ответственность.

Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" статья 31 "Международные системы страхования" устанавливает возможность участия Российской Федерации в международных системах страхования ответственности владельцев транспортных средств. Применяться статья должна по отношению к транспортным средствам, временно находящимся на территории РФ. Основное требование - условия страхования в соответствии с правилами международных систем страхования не должны ухудшать положение потерпевших по сравнению с условиями, установленными этим законом [8].

Такие соглашения смогут обеспечить возможность использования на территории нашей страны автотранспортных средств, зарегистрированных в ином государстве, чьи владельцы уже застраховали свою гражданскую ответственность в своей стране.

Подобное соглашение под названием "Green Card" ("Зеленая карта") было заключено некоторыми странами Западной Европы в 1952 г. и стало применяться с 1 января 1953 г. Соглашение позволяет владельцам карт при переезде из одной страны в другую избегать многократных покупок страховых полисов. Система "Green Card" основана на принципе заключения двусторонних соглашений между странами о взаимном признании страхового покрытия, а также об обязательствах по урегулированию претензий и по порядку выдачи документов.

Сертификат "зеленая карта" служит подтверждением наличия страхования на территории всех стран, участвующих в соглашении. Обладая "зеленой картой", владелец автомобиля может въезжать в любую страну, участвующую в системе, не приобретая на границе дополнительный полис страхования. Эмитировать "зеленые карты" имеют право только страховые компании стран - участниц этого соглашения. При отсутствии "зеленой карты" необходимо приобретать национальный страховой полис при пересечении автомобилем границы каждого государства.

Практически все европейские государства и некоторые другие страны являются участниками соглашения "Зеленая карта".

Объектом страхования являются имущественные интересы владельца и водителя автотранспортного средства, связанные с их обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с эксплуатацией автотранспортного средства.

Страховые события, на случай которых производится страхование:

1. Причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц (смерть, нанесение телесных повреждений) в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства.

2. Нанесение ущерба имуществу третьих лиц (гибель, частичная гибель) в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства.

При ДТП:

Если при нахождении на территории страны, в которой действует "Зеленая карта", наносится ущерб при использовании транспортного средства, указанного в "Зеленой карте", в этом случае бюро "Зеленой карты" страны, в которой произошел страховой случай, берет на себя обязательства по возмещению ущерба пострадавшей стороне. Для этого необходимо:

* вызвать полицию на место ДТП;

* предъявить полиции "Зеленую карту".

Урегулирование ущерба происходит на основании законодательства страны, на территории которой произошло дорожно-транспортное происшествие.

Страхование в системе "Зеленая карта" не освобождает виновника ДТП от уголовной ответственности, если его действия при управлении транспортным средством привели к последствиям, по которым в соответствии с законодательством страны пребывания возбуждается уголовное дело.

"Зеленая карта", не предусматривает страхование автотранспортного средства как такового. Однако, если вы, находясь на территории страны - участницы международного соглашения "Зеленая карта", оказываетесь пострадавшим, в этом случае урегулирование ущерба (при обязательном условии вызова полиции на место ДТП) происходит следующим образом:

* если виновник ДТП является резидентом страны, в которой произошел страховой случай, то урегулирование ущерба производит страховая компания, которая застраховала автогражданскую ответственность виновника ДТП;

* если виновник ДТП является нерезидентом страны, в которой произошел страховой случай, то урегулирование ущерба производит бюро "Зеленой карты" страны, в которой произошел страховой случай.

От имени страховщиков могут заключать договоры страхования страховые агенты (п. 2 ст. 8 Закона об организации страхового дела), которые действуют на основании доверенности, либо в качестве работников страховщика, либо в качестве поверенных по договору поручения. Страховые агенты могут также совершать и иные действия от имени страховщика, например, собирать страховую премию, выплачивать возмещение или обеспечение.

Один из видов страхового посредничества - заключение от имени иностранных страховщиков на территории РФ договоров страхования - долгое время был запрещен. Однако с 1 января 1998 г. вступили в силу изменения п. 4 ст. 8 Закона об организации страхового дела, разрешающие страховать от имени иностранных страховщиков автогражданскую ответственность (продавать "зеленые карты"). Однако этого изменения в ст. 8 Закона можно было бы и не вводить. Продажа "зеленых карт" и так разрешена на территории России с 8 июля 1997 г. Разрешена посредническая деятельность от имени иностранных страховщиков и в отношении некоторых других видов страхования.

2.

Задача Определите степень вероятности дефицитности средств, используя коэффициент профессора Ф.В. Коньшина, сделайте выводы.

Исходные данные:

а) у страховой компании А страховой портфель состоит из 20000 заключенных договоров, у страховой компании Б страховой портфель состоит из 18000;

б) у страховой компании А средняя тарифная ставка составляет 3,2 рубля со 100 рублей страховой суммы, у страховой компании Б - 3,4 рубля со 100 рублей страховой суммы.

Решение:

Для определения степени вероятности дефицитности средств используется коэффициент профессора Ф.В. Коньшина (К):

, где Тср - средняя тарифная ставка по страховому портфелю;

n - количество застрахованных объектов.

Чем меньше коэффициент Коньшина, тем выше финансовая устойчивость страховщика.

Итак, определим коэффициент профессора Ф.В. Коньшина:

а) для страховой компании А:

=0,038; б) для страховой компании Б:

=0,039. Очевидно, что КА< КБ.

Ответ: финансовая устойчивость по дефицитности средств у страховой компании А выше, чем у страховой компании Б.

Список использованной литературы:

1. Лайков А.Ю. Учитывать интересы российских страхователей// Финансы. №6. 2005-248 с.;

2. Основы страховой деятельности: Учебник/ отв. ред. проф. Т.А. Федорова. - М.: Издательство БЕК, 2002 - 776с.;

3. Страхование: Учебник для вузов/ под ред.В.В. Шахова. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2005. - 311 с.;

4. Страхование: Учеб. пособие/ Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. - М.: Экономистъ, 2004. - 217 с.;

5. Страхование: Учебник/ под ред. И.Т. Балабанова, А.И.Балабанова. - Спб: Питер, 2003. - 256 с.;

6. Шахов В.В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 2007 - 198 с.;

7. Шиминова Н.Я. Основы страхового права России. М.: Анкил, 2001 - 113 с.;

8. Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002г "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

9. СПС Консультант Плюс;

10. СПС Гарант.

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении