Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления» по Экономике (Силантьев В. Б.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему "Дефицит государственного бюджета

и пути его преодоления"

Студентка:

№ личного дела

№ группы

специальность

Преподаватель фак-та

Москва - 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Государственный бюджет: понятие и структура 4

2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его

преодоления 8

3. Три концепции балансирования государственного бюджета

(методы балансирования) 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

КТЗ - 1 18

КТЗ - 2 18

Список литературы 19

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной экономической политики. Одним из его наиболее важных механизмов является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, доходы, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый

с помощью налогов и расходуемый государством для решения задач. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Актуальность данной темы: государственный бюджет - это инструмент регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

Цель работы: понять сущность и структуру государственного бюджета, выяснить причины возникновения бюджетного дефицита и методы его преодоления, рассмотреть концепции балансирования государственного бюджета.

1. Государственный бюджет: понятие и структура

Для начала дадим несколько определений понятию "Государственный бюджет".

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ:

1) Находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления;

2) Финансовый план государства, имеющий статус закона, на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

3) Важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья - бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, что законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

В самом общем виде государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов (рис. 1).

В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

С помощью сбора налогов1 государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач. Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги

Рис.1 Структура государственного бюджета

2. Причины дефицита государственного бюджета

и методы его преодоления

1) Дефицит госбюджета и его.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

• на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

• на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

• на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

1) государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

2) трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

3) выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

1) налоги (включая взносы на социальное страхование);

2) прибыль государственных предприятий;

3) сеньораж2;

4) доходы от приватизации.

Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо3 государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета и его виды

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разницу между государствен-ными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

2) Причины дефицита и методы его преодоления.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Отсюда и название - "теневая экономика".

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как "долговые обязательства государства" А долг, как известно платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1. выпуск госзаймов,

2. ужесточение налогообложения,

3. производство денег ("сеньораж").

Однако в настоящее время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный "сеньораж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства .

Мировая практика знает четыре основных способа решение этой проблемы:

1. Сокращение бюджетных расходов;

2. Изыскание источников дополнительных доходов;

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Это путь преодоления бюджетного дефицита - внешне самый простой, а реально самый болезненный. Урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь - если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета - привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

* во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;

* во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается "теневая экономика", а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Теневая экономика - сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ пополнения бюджета - выпуск (эмиссия) денег государством сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам. Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику - он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста - общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство в тождество:

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты = Поступления + Займы налогов и пошлин.

У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего, у собственного, т.е. государственного, банка. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - это обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Одалживание денег решает одну проблему и затем немедленно рождает другую - необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг - сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Бывает двух видов: внутренний и внешний.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

3. Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования)

I. Балансирование государственного бюджета

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач.

При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

Три концепции балансирования государственного бюджета

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

* Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.

Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

* Вторая концепция: Бюджет должен балансироваться не ежегодно,а в ходе экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

* Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Государственному бюджету присущи в целом две функции - распредели-тельная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации были сделаны в законодательной, институциональной и финансово-кредитной сферах. Было создано Федеральное казначейство РФ - система, которая позволила на основе четко определенных объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.

КТЗ - I

Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

А) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

Б) сумма расходов государства превышает сумму доходов;

В) расходы государства уменьшаются;

Г) сумма налоговых поступлений сокращается;

Д) обязательства государства превышают его активы.

Ответ: Б. Государственный бюджет - это смета, баланс денежных доходов и расходов государства. Если в процессе рассмотрения бюджета обнаруживается превышение расходов над доходами, то в данной ситуации говорится о дефиците государственного бюджета, т.к. дефицит соответственно рассматривается как превышение, нехватка денежных средств.

КТЗ - II

Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает:

А) ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета;

Б) равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла;

В) сбалансирование структуры и повышение эффективности национального хозяйства;

Ответ: В. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведет к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Поэтому, метод функциональных финансов рассматривается как повышение эффективности национального хозяйства и сбалансирование структуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) http://www.ereport.ru/articles/macro/macro17.htm (08.11.2010)

2) http://ru.wikipedia.org/wiki/Дефицит_бюджета (09.11.2010)

3) Матвеева Т.Ю. Курс лекций для экономистов. - М.: Дрофа, 2001

4) www.budgetrf.ru - сайт "Бюджетная система Российской Федерации" (09.11.2010)

5) www.minfin.ru - официальный сайт министерства Финансов (09.11.2010)

6) Петров В.А. Основные направления бюджетной политики. - М.: Омега-Л, 2001.

7) Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста. Вопросы экономики. 2007, № 5

8) Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России. - СПб.: Питер, 2006.

1 Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица

2 Сеньораж - доход от эмиссии денег.

3 Сальдо - разность между финансовыми поступлениями и расходами за определенный промежуток времени.

- -

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении