Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Характеристика налоговых доходов бюджета» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по дисциплине "Финансы"

Исполнитель

Специальность Финансы и кредит

Группа

№ зачетной книжки

Руководитель Феоктистова Т.В.

Курск 2006 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. Характеристика налоговых доходов бюджета.5

1.1.Экономическое содержание и значение налогов.5

1.2.Налоги и государственный бюджет.7

1.3.Виды доходов бюджетов10

1.4. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ.12

ГЛАВА 2. Налоговые доходы федерального бюджета.15

2.1. Налоговые доходы регионального бюджета20

2.2. Налоговые доходы местного бюджета.22

ГЛАВА 3. Анализ налоговых доходов федерального бюджета24

ГЛАВА 4. Проблемы действующей налоговой системы РФ.32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ35

БИБЛИОГРАФИЯ37

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы "Характеристика налоговых доходов бюджета" актуальна, так как доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.1 Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.

В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Экономическое содержание и значение налогов РФ;

2. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;

3. Рассмотреть основные виды доходов федерального, регионального и местного бюджетов;

4. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 2005-2007гг;

5. Проблемы действующей налоговой системы РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы являются налоговые доходы бюджета Российской Федерации.

Основной информационной базой при написании работы явились учебники Д.Г.Черника, М.В.Романовского, О.В.Врублевской, книги Г.Б.Поляка, П.И.Вахрина, Г.Я.Киперман, периодическое издание "Новая жизнь", а также информационная база программы "Консультант +".

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ.

Налог представляет собой часть валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода, который перераспределяется в процессе финансовых отношений между организациями и населением с одной стороны и государством с другой стороны. С другой позиции налог можно рассматривать как часть финансового механизма, т.е. налог - это инструмент, с помощью которого перераспределяется созданный в обществе ВВП в пользу государства.

Налог, как экономическая категория имеет функции:

> Фискальная

Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (театры, музеи, многие учебные заведения). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

> Регулирующая

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

В зависимости от способов уклада налоги делятся на прямые (налог на прибыль, подоходный налог и т.д.) и косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.).

Косвенные налоги - это налоги на расходы, т.к. конечным их плательщиком являются физические лица в момент осуществления расходов. Считаются регрессивными и несправедливыми, т.к. "завуалированы" в цене.

Прямые налоги - налоги на доходы на прибыль, имущество, они уплачиваются при получении дохода. Считается, что прямые налоги справедливы и прогрессивны, т.к. плательщик их знает и сознательно уплачивает.

Деление налогов на прямые и косвенные условно и используется только в науке о налогах2.

_______________________________________________________________________________

2Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - 2-е издание, испр. и перераб. -М.: Юрайт, 2000.- С. 615.

1. 2. НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Существование государства зависит от налогов. Они - представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций.

Доходная часть государственного бюджета формируется из:

* трансфертов, то есть односторонних не подлежащие возмещению, необязательных поступлений,

* неналоговых поступлений, то есть доходов от собственности (капитальные доходы от продаж активов, стратегических запасов и земли), операционной прибыли ведомственных предприятий (включая прибыль Центрального банка) и односторонних поступлений (штрафы),

* налоговых поступлений, которые оказывают наибольшее воздействие на доходную часть бюджета первые.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства, на федеральном, региональном и местном уровнях, с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджет.

Местные налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территориях соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог с физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• государственная пошлина;

• таможенная пошлина и сборы;

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• налоги на право пользования объектами животного мира;

• лесной и водный налоги;

• экологический налог и федеральные лицензионные сборы.

• налог с продаж;

• региональные лицензионные сборы.

К региональным налогам относят:

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• налог на имущество организаций;

К местным налогам относят:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц3.

________________________________________________________________________________

3Киперман Г. Я. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 2005. - С. 208.

1.3. ВИДЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам (приложение 1) относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам (приложение 2) относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций или из региональных фондов компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных или территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований4.

________________________________________________________________________________

4Налоги: Учеб. Пособие / Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 544.

1.4.КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоги делятся на налоговые и неналоговые (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2), но нашей целью является рассмотрение налоговых доходов.

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА

* Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

* Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц)

* Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок

* Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия .

* Налог на доходы видеосалонов, проката видео- и аудиокассет и записи на них

* Налог на доходы казино, игорных домов и от другого игорного бизнеса

* Налог на доходы физических лиц

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ

* Налог на добавленную стоимость

* Налог на добавленную стоимость по продовольственным и товарам для детей, производимым на территории Российской Федерации

* Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, производимым на территории Российской Федерации

* Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам и товарам для детей, ввозимым на территорию Российской Федерации

* Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию Российской Федерации

* Акцизы по подакцизным товарам (Спирт этиловый из всех видов сырья (спирт винный, спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия, коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили, газ, нефть, включая газовый конденсат, другие виды минерального сырья).

* Акцизы по подакцизным товарам (спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия, коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья).

* Лицензионные и регистрационные сборы

* Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлива и оптовой реализации алкогольной продукции

* Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом

* Прочие лицензионные и регистрационные сборы

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

* Платежи за пользование недрами

* Платежи за пользование континентальным шельфом

* Лесные подати

* Плата за пользование водными объектами (водный налог)

* Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

* Земельный налог

* Земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения

* Земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения

* Прочие платежи за пользование природными ресурсами

НАЛОГИ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

* Таможенные пошлины

* Ввозные таможенные пошлины

* Вывозные таможенные пошлины

* Прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций

ПРОЧИЕ НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

* Государственная пошлина

* Транспортный налог

* Прочие федеральные налоги

* Налоги субъектов Российской Федерации

* Местные налоги и сборы 5

____________________________________________________________________

5Налоги: Учеб. Пособие / Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 444.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

В настоящее время основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, единый социальный налог. Рассмотрим их подробнее.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2004 г. НДС включает 34% всех доходов бюджета РФ. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Под добавленной стоимостью понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары, (работы, услуги).

Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е. широкие слои населения. НДС - ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг; передача на территории РФ товаров, работ, услуг для собственных нужд; ввоз товаров на таможенную территорию РФ, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов.

Налоговым периодом считается календарный месяц.

АКЦИЗ

Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг.

Подакцизными товарами признаются:

* спирт этиловый из всех видов сырья;

* спиртосодержащая продукция;

* пиво;

* табачная продукция;

* ювелирные изделия;

* легковые автомобили и мотоциклы с двигателем свыше 150 лошадиных сил.

* автомобильный бензин;

* моторные масла;

* прямогонный бензин.

Объектом налогообложение признаются следующие операции:

* реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

* использование нефтепродуктов для собственных нужд соответствующими категориями налогоплательщиков;

* реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у производителей;

* различные виды передачи на территории РФ произведенных подакцизных товаров и нефтепродуктов;

* ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

* различные виды передачи добытого или произведенного природного газа, в том числе на экспорт.

На каждое наименование подакцизных товаров есть своя налоговая ставка. Налоговым периодом признается календарный месяц.

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА

Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении им таможенной границы.

Оплачивается данный налог в конечном счете потребителем, поскольку включается в цену товара.

Таможенные пошлины тарифицируют: по цели взимания (на фискальную и протекционную), по объекту обложения (на экспортную, импортную и транзитную), по назначению (особые, сезонные), по стране происхождения товара ( на базовые, максимальные и преференциальные) и по методу обложения ( на процентные, специфические и комбинированные).

В России применяются следующие виды таможенных пошлин:

* импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

* экспортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

* адвалорные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

* специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

* комбинированные - пошлины, сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью здесь считается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. Налоговый период - календарный год. Отчетный период- 3,6, 9 месяцев календарного года.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН).

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, производимые выплаты физическим лицам.

Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, исчисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты по авторским договорам.

Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется, как соответствующая процентная доля налоговой базы6.

________________________________________________________________________________________________

6Поляк Г.Б. Территориальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2003 - С.479.

2.1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от:

* источников в РФ и от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ;

* источников в РФ - для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Налогоплательщиками являются:

* организации, предприятия, учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами;

* иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.

Объектом налогообложения являются основные средства.

Налоговая база рассчитывается на основе данных об отражаемых в активе баланса по остаткам на счетах бухгалтерского учета.

Расчет налога осуществляется же на основе среднегодовой стоимости имущества за налоговый период и ставки налога, установленной органом законодательной власти субъекта РФ.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Налогоплательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и любые другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговая база определяется:

1. как мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатель;

2. как валовая вместимость в регистровых тоннах в отношении в отношении водных несамоходных средств.

3. как единица транспортного средства во всех остальных случаях.

Налоговым периодом считается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более, чем в 5 раз7.

____________________________________________________________________

7Поляк Г.Б. Территориальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2003 - С.485.

2.2. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом земельного налога является земельная площадь, находящаяся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц, включая территорию занятую строениями, сооружениями, санитарно-защитными и техническими зонами.

Ставки земельного налога устанавливаются законодательными органами власти отдельно для земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования.

В основу исчисления годовых налоговых ставок на сельскохозяйственные угодья и земли городов и поселков приняты средние размеры земельного налога, установленные законом о плате за землю. Ставка устанавливается на 1г. пашни для земли сельскохозяйственного использования или 1 кв.м. для земли несельскохозяйственного использования.

Ставки налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются дифференцировано по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ.

Кроме того учитывается местоположение земельного участка. Ставки налога на землю городов и поселков дифференцируются по местоположению участков и зонами различной градостроительной ценности. Для каждого населенного пункта эти ставки утверждаются органами местного самоуправления.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Плательщиками являются граждане РФ, иностранные граждане в собственности которых имеются на территории РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В состав облагаемого имущества включаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения и прочее имущество.

Законом РФ о налогах на имущество физических лиц установлены предельные ставки налогообложения.

Законом РФ и налогам на имущество физических лиц установлены предельные ставки налогообложения, дифференцированные в процентах от суммарной, инвентарной стоимости облагаемых объектов.

Ставки в пределах от 0,1 до 2%

Представительным органам местного самоуправления дано право: исходя из установленных пределов налогообложения определить конкретные размеры ставок с учетом не только стоимости имущества, но и других факторов, например характера использования (для хозяйственного или для коммерческого использования)

Отдельным категориям граждан предоставляются льготы по указанным налогам.

Исчисление налога производят налоговые органы по местонахождению облагаемых объектов. Налог уплачивается на основе налогового уведомления равными долями в два срока, также не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года8.2

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Рассмотрим налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2005, 2006 гг. Данные представлены в таблицах.

Таблица 1

Объем поступлений доходов в федеральный бюджет в 2005 году

Наименование налога (сбора)

тыс.руб. Всего доходов:

3326041100

в т.ч.: Налог на прибыль организаций

259003300 Налоги и взносы на социальные нужды

266500000 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

791822600

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

413734400 Налоги, сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами

483035600 Государственная пошлина

18555900

Доходы от внешнеэкономической деятельности

919093800 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

73004000 Платежи при использовании природными ресурсами

35046800

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

58083700 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

874500 Административные платежи и сборы

1714000

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1483900 Прочие неналоговые доходы

4088600 Рис.1 Графическое представление доходов Федерального бюджета в 2005 году.

В структуре доходов федерального бюджета в 2005 году доля налоговых доходов занимает 67,1% , включая единый социальный налог, а неналоговые доходы составляют 32,9%. Здесь учтены принятые изменения налогового законодательства в части снижения максимальной ставки единого социального налога с 35,6% до 26%. Динамика основных налоговых доходов в 2005 году характеризуется ростом налога на прибыль организаций на 39,6%, что объясняется в первую очередь увеличением федеральной ставки налога на 1,5 процентного пункта, налог на добавленную стоимость снижается на 0,3%. В результате увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и природный газ, а также его централизации в федеральном бюджете при снижении цены на нефть марки Urals в 2005 году прирост поступлений налога на добычу полезных ископаемых в 2005 году ожидается на уровне 18,4% , акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, - на 10,6%. Доля неналоговых доходов в общем объеме доходов проекта федерального бюджета увеличится в 2005 году до 32,9%.

26 декабря 2005 года был принят закон, в котором Государственная Дума постановляет:

Утвердить федеральный бюджет на 2006 год по расходам в сумме 4270114,7 млн.руб. и по доходам в сумме 5046137,5 млн.руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 24380 млрд.руб. и уровня инфляции (потребительских цен) 7,0 - 8,5 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года).

Таблица 2

Объем поступлений доходов в федеральный бюджет в 2006 году

Наименование налога (сбора)

тыс.руб. Всего доходов:

5046137500

в т.ч.: Налог на прибыль организаций

344838100 Налоги и взносы на социальные нужды

302090200 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1212247500

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

532282600 Налоги, сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами

753309000 Государственная пошлина, сборы

23058500

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1662922600 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

85769000 Платежи при использовании природными ресурсами

29544300

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

89837800 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1328300 Административные платежи и сборы

3537600

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2049500 Прочие неналоговые доходы

3243500 Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

79000

Рис.2 Графическое представление доходов Федерального бюджета в 2006 году.

В структуре доходов федерального бюджета в 2006 году доля налоговых доходов занимает 62,8%, включая единый социальный налог 6%, что еще ниже утвержденного показателя в 2005 году - 8%, а неналоговые доходы составляют 37,2%.

Значительное влияние на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2006 году, относительно 2005 года, оказывает рост валового внутреннего продукта, а планируемые изменения в налоговом законодательстве и укрепление рубля уменьшат поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

В августе текущего года российское правительство представило проект закона "О федеральном бюджете РФ на 2007 год". 22 сентября Госдума РФ по рекомендации Комитета по бюджету и налогам одобрила законопроект в первом чтении. Представим некоторые комментарии относительно доходной части федеральною бюджета на 2007 год.

Данные о величине доходов федерального бюджета РФ на 2006 и 2007 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Основными налоговыми новациями, сказавшимися на снижении доходов по сравнению с исполнением бюджета на 2006 г., по мнению специалистов, являются:

• переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам.

• уменьшение налогоплательщиками в полном размере налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предшествующие годы,

• сокращение сроком списания расходов на НИОКР по налогу на

прибыль организаций,

• установление понижающего коэффициента к налоговой ставке но НДПИ, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений находящихся на завершающей стадии разработки, и установление налоговой ставки 0% по НДПИ для новых нефтяных месторождений.

Частично снижение доходов за счет изменения налогового законодательства было компенсировано изменением ставок акцизов в Налоговом кодексе РФ.

Если рассмотреть укрупненную структуру доходов проекта федерального бюджета на 2007 год, то можно заметить значительный рост абсолютной величины налоговых доходов бюджета по сравнению с законом о бюджете и прогнозом его исполнения за 2006 год. Вместе с тем, в номинальном выражении в 2007 году прогнозируется некоторое снижение неналоговых доходов бюджета по сравнению с показателями 2006 года. В относительных (по отношению к ВВП) величинах динамика несколько отличалась. Так, если доля налоговых доходов в бюджете 2007 г. должна составить около 13,6% ВВП против 13,0% и 13,2% ВВП по закону о бюджете и прогнозу его исполнения в 2006 году соответственно, то доля неналоговых доходов бюджета 2007 года заметно превышает показатели в законе о бюджете на 2006 год (7,7% ВВП), но оказывается несколько ниже прогнозных значений по итогам текущего года (9,5% ВВП).

Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году по основным налогам представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Исходя из представленных в таблице 4 данных, эксперты Института экономики переходного периода делают вывод, что по всем основным налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых и налогам на внешнюю торговлю, на 2007 год прогнозируется рост поступлений.

Наибольший прирост ожидается по налогу на добавленную стоимость (рост на 25% по отношению к факту 2006 г.) и налогу на прибыль организаций (рост на 19,1%), тогда как поступления акцизов и единого социального налога могут вырасти на 9,1% и 10,0% соответственно. Таким образом, несмотря на ряд налоговых новаций, ожидаемых в 2007 г., в целом поступления по основным налогам фискальной системы РФ будут расти.

Уровень доходов в проекте бюджета на 2007 г. по абсолютной величине заметно превосходит уровень доходов, утвержденных законом о бюджете на 2006 г. и прогнозируемых к исполнению по итогам года. Вместе с тем по отношению к ВВП проект бюджета прогнозирует некоторое падение доходов по сравнению с прогнозом исполнения за 2006 г. Основным фактором снижения доли доходов в ВВП, как отмечается, стало изменение налогового и бюджетного законодательства. Напротив, пересмотр прогноза основных макроэкономических показателей РФ позволил частично компенсировать упомянутое падение.

___________________________________________________________________

9 Бюджетное послание Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 год" от 24.05.05 г.

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Действующая в России уже пятнадцать лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу - скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70-80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов. Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Налоговая система не сможет быть застывшей. Она реформируется сейчас и должна реформироваться дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального - в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесение их в собственное дело. Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я рассмотрела понятие налоговых доходов бюджета, как одной из составляющих бюджетной системы Российской Федерации. Были рассмотрены виды доходов - налоговые, неналоговых и безвозмездные поступления. Так же дана характеристика доходов федерального и местного бюджетов. В аналитической части в виде таблиц и диаграмм рассмотрены доходы бюджета, где видно, что доходы федерального бюджета увеличились на 2303 млрд. руб. Это зависит и от того, что возросли доходы от внешнеэкономической деятельности на 1131 млрд.руб. Здесь удельный вес приходиться на вывозимую продукцию, а именно нефть, газ, товары, выработанные из нефти;

В ближайшие годы будут расти доходы. Если на 2006 год доходы определены в сумме 5046 млрд.руб., то в 2007 году уже свыше 5828 млрд.руб.

В 2007 году на увеличение доходов бюджетной системы оказывает рост валового внутреннего продукта, рост курса доллара, а также будут учтены все изменения налогового законодательства. Эти доходы предложено направить, прежде всего, на приоритетные национальные проекты, на индексацию заработной платы работников организаций бюджетной сферы, а также на расходы инвестиционного характера.

Структура доходной части бюджета не претерпела заметных изменений. Так, большую долю доходов гарантируют налоговые поступления в федеральный бюджет. При этом в проекте бюджета на 2007 г. ожидается некоторый рост их доли по отношению к ВВП по сравнению с прогнозируемыми поступлениями на конец 2006 г. Структура налоговых доходов по основным налогам также не претерпела заметных изменений. По основным налогам наблюдается рост объема поступлений, при этом максимальный прирост ожидается по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Что касается неналоговых доходов, то как по абсолютной величине, так и в долях ВВП они, как ожидается, могут снизиться по сравнению с итоговыми показателями текущего года.

Существенный рост расходов над доходами ведет к сокращению как абсолютной величины профицита федерального бюджета в 2007 г., так и его доли в ВВП но сравнению с прогнозируемым исполнением по итогам 2006 г. При этом в 2007 г. предполагается сокращение объема средств для погашения внешнего долга РФ, связанное с масштабным погашением долга в течение 2005-2006 г.

На основе приведенных аргументов проект федерального бюджета на 2007 г. авторы обзора, в целом, характеризуют как достаточно консервативный, поскольку каких-либо существенных изменений структуры его доходной и расходной части не предполагается. Вместе с тем, по сравнению с бюджетом 2006 г. наблюдается стабилизация уровня доходов на фоне наращивания непроцентных расходов. Стабилизация ситуации на мировых сырьевых рынках вместе с новациями в налоговой и бюджетной сфере могут увеличить риски снижения конъюнктурной доли доходов и недополучения части налоговых доходов бюджета. Также необходимо отметить, что заложенный в проекте бюджета объем доходов федерального бюджета (как в долях ВВП, так и в номинальных цифрах) близок к расчетным значениям, полученным на основе среднесрочной макроэкономической структурной модели российской экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: "Дашков и К", 2004. - С. 334-346.

2) Поляк Г.Б. Территориальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2003. С. 479-490.

3) Киперман Г. Я. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 2005. С. 208.

4) Налоги: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 444-544.

5)Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 2001. С.615

6) Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. Авторов; Под общ. ред. В.М. Краснова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - С.15-21.

7) Пасечко В.В. Налоговая система РФ //Новая жизнь, 2006, № 3 - С. 17.

8) Приложение к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" № 53-ФЗ от 06.05.2003.

9) Федеральный закон № 173-ФЗ от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год".

10) Федеральный закон № 199-ФЗ от 26 декабря 2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 год".

11) Федеральный закон № 199-ФЗ от 26 декабря 2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 год".

12) Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 28(353) от 09 сентября 2003 г. "О федеральном бюджете на 2005 год".

13) Бюджетное послание Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 год" от 24.05.05 г

14) www.finam.ru

1 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: "Дашков и К", 2004 - С. 343.

8Поляк Г.Б. Территориальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2003 - С. 494.

-

-

5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении