Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Связь организма человека с окружающей средой» по Безопасности жизнедеятельности (Никитина О. Л.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ______БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ_____

на тему __ Связь организма человека с окружающей средой_

Челябинск - 2010

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Функциональные основные системы организма человека; связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на работоспособность человека. . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.Виды опасных и вредных факторов производственной среды, их влияние на организм человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

3.Основные параметры, определяющие производственную среду (условия труда) в закрытых помещениях, и из влияние на организм человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

4.Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

5.Предложение по улучшению окружающей среды на производстве. . .20

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Введение

Человек живет в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Все проявления жизни обусловлены конфликтом между силами организма и влиянием окружающей среды. Изменения в окружающей среде требует от человека приспособления. Без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье данного и будущего поколения людей. Именно с этим и связана актуальность рассматриваемого вопроса.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи организма человека с окружающей средой для того, чтобы иметь четкое представление о тех механизмах, которые обеспечивают гармонию организма человека с окружающей средой, а также о возможных их нарушениях в условиях воздействия производственной среды.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть функциональные системы организма человека;

2.Проследить связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой, а также ее влияние на работоспособность человека;

3.Ознакомиться с видами опасных и вредных факторов производственной среды, их влияние на организм человека;

4.Изучить основные параметры, определяющие производственную среду в закрытых помещениях и их влияние на организм человека;

5.Рассмотреть влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени;

6.Выдвинуть предложения по улучшению среды на производстве.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что настоящее исследование может служить основой для проведения анализа связи организма человека с окружающей средой. Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования в условиях производственного предприятия, а также применении предложений по улучшению производственной среды.

1.Функциональные основные системы организма человека; связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на работоспособность человека

Организм человека - единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.

Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности, функциональная деятельность которой обусловливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой.

К основным функциональным системам организма относятся: покровная, нервная, сердечнососудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная, кровеносная, лимфатическая и репродуктивная.

Покровная система - комплекс разновидностей эпителиальной ткани, элементов мышечной, соединительной и нервной тканей, сосредоточенных на поверхности организма и выполняющих защитную, терморегуляционную, чувствительную и выделительную функции

Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигательную. Кости скелета принимают участие в обмене веществ и кроветворении.

Основные функции опорно-двигательной системы - это опора, движение и защита.

Деятельность всех систем организма человека осуществляется при взаимосвязи гуморальной (жидкостной) регуляции и нервной системы. Гуморальная регуляция осуществляется внутренней системой транспортировки через кровь и систему кровообращения, к которой относится сердце, кровеносные сосуды, лимфатические сосуды и органы, вырабатывающие особые клетки - форменные элементы.

Движение крови и лимфы по сосудам происходит непрерывно, благодаря чему органы, ткани, клетки постоянно получают необходимые им пищевые вещества и кислород, и непрерывно удаляются продукты распада в процессе обмена веществ.

Основные функции крови:

1.транспортная - доставляет клеткам питательные вещества и кислород, удаляет из организма продукты распада при обмене веществ;

2.защитная - защищает организм от вредных веществ и инфекции, за счет наличия механизма свертывания останавливает кровотечение;

3.теплообменная - участвует в поддержании постоянной температуры тела.

Дыханием называется комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа живым организмом.

Процесс дыхания принято делить на:

1.внешнее (легочное), т.е. обмен газов между легкими и атмосферой;

2.тканевое, т.е. процесс обмена кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

Функции дыхательной системы - снабжение крови достаточным количеством кислорода и удаление из нее углекислого газа.

Нервная система человека объединяет все системы организма в единое целое и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые подходят ко всем тканям и органам человека.

Нервную систему делят на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная система образуется нервами, отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов.

Выделительная система - совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, а также продукты обмена веществ.

Лимфатическая система способствует удалению избытка находящейся в органах тканевой жидкости.

Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез, отдельных элементов кровеносной и нервной систем, участвующих в процессе механохимического разложения пищи, а также в усвоении питательных веществ и выделении ненужных метаболитов из организма.

Репродуктивная система - комплекс органов и систем, которые участвуют в производстве половых продуктов, обеспечивают процесс оплодотворения, способствуют воспроизводству человека.

Эндокринная система - совокупность желез, других органов и тканей осуществляющих регуляцию и координацию важнейших форм жизнедеятельности посредством выделяемых железами веществ, переносимых кровью.1

Жизнь и деятельность человека протекают в окружающей его среде, прямо или косвенно воздействующей на его здоровье. В окружающей среде принято выделять такие понятия, как среда обитания и среда производственной деятельности человека. В среде обитания деятельность человека не связана с созданием материальных, духовных и общественных ценностей.

Производственная среда - часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими и профессиональными факторами .

От окружающей среды зависит работоспособность - величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

На современном этапе вследствие неблагоприятной экологической обстановки (загрязнение воздуха выбросами промышленных отходов предприятий, автомобилей; загрязнения воды вредными сбросами) растет нагрузка на организм человека, вызванная антропогенными факторами.

Антропогенные факторы, возникающие в процессе жизнедеятельности воздействуют как на окружающую среду, так и на самого человека. При этом в условиях производства воздействие этих факторов усиливается.

Некомфортные параметры окружающей среды становятся причиной многих заболеваний, снижают работоспособность и устойчивость к стрессам, к другим болезням, прямо не связанным с экологией.

2.Виды опасных и вредных факторов производственной среды, их влияние на организм человека

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда - это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья (травмы и другие нарушения здоровья) вплоть до гибели организма.2

Травма - повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием в результате несчастного случая на производстве.

К опасным производственным факторам относятся: электрический ток определенной силы; раскаленные тела; возможность падения с высоты работающего или различных предметов; оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

Вредными являются факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными. 3

К вредным производственным факторам относят неблагоприятные метеорологические условия;запыленность и загазованность воздушной среды; воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации; наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений.4

Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название "производственные (профессиональные) вредности", под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

1. химические,возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;

2. физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;

3. биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:

1.физические (статические и динамические) перегрузки - подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;

2.физиологические - недостаточная двигательная активность (гипокинезия);

3. нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение,монотонность труда.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.5

3.Основные параметры, определяющие производственную среду (условия труда) в закрытых помещениях, и из влияние на организм человека

На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы.

Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические, (географический район и климатическая зона размещения предприятия), и социально-экономические (социально-экономический строй общества, положение трудящегося в обществе в целом). Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий

Вторая группа включает в себя факторы, зависящие от особенностей производства и его коллектива, которые определяют условия труда на конкретном рабочем месте.

Условия труда на каждом рабочем месте - это синтез, по крайней мере, пяти их видов: производственных, санитарно-гигиенических, психо-физиологических, эстетических, социальных. Все они оказывают влияние на организм человека и его работоспособность.

Производственные факторы - особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха. Под воздействием этих факторов формируются физическая тяжесть труда, характеризуемая объемом физической работы и статической нагрузкой за смену, и нервно-психическая напряженность, определяемая объемом перерабатываемой информации, интенсивностью внимания, напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, степенью монотонности труда, темпом работы. 6

Санитарно-гигиенические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении; уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность, контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами, общее состояние производственных помещений.

Психофизиологические факторы:

1) социально-демографическая структура коллектива, совокупность интересов, ценностных ориентаций работников, стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, масштаб и характер деятельности общественных организаций (формируют морально-психологический климат в коллективе);

2) комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции и планировки техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов.

Эстетические факторы - архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.

Социальные (хозяйственно-бытовые) факторы - организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.п.

Данные условия представляют собой совокупность факторов, определяющих состояние производственной среды и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека. 7

Выделяют десять основных факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление) (считается, что на 1 рабочем месте действует от 1 до 3 факторов):

- физическое усилие (перемещение грузов определенного веса в рабочей зоне, усилия, связанные с поддержанием тяжестей, нажатием на предмет труда или рукоятки управления механизмом в течение определенного времени). Различают четыре вида физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;

- нервное напряжение (сложность расчетов, особые требования к качеству продукции, сложность управления механизмом, аппаратом, прибором, опасность для жизни и здоровья людей при выполнении работ, особая точность исполнения). Различают три вида нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное;

- темп работы (количество трудовых движений в единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;

- рабочее положение (положение тела человека и его органов по отношению к средствам производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное и очень неудобное;

- монотонность работы (многократность повторения однообразных, кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная:

- температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне (градусы по Цельсию, процент влажности, калории на 1 куб.см в минуту). Различают пять стадий воздействия указанных факторов: незначительная, повышенная или пониженная, средняя, высокая, очень высокая;

- загрязненность воздуха (содержание примесей в 1 куб.м или литре воздуха и их воздействие на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;

- производственный шум (частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;

- вибрация, вращение, толчки (амплитуда в минуту, градусы и число вращений, количество толчков в минуту). Различают три уровня значений указанных факторов: повышенные, сильные, очень сильные;

- освещенность в рабочей зоне (в люксах). Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая или ослепляющая.

Каждый из указанных десяти факторов, определяющих условия труда, действует обособленно. Их влияние должно учитываться отдельно по каждому рабочему месту в процессе его аттестации и паспортизации. 8

Перечисленные факторы производственной среды имеют психологические и физиологические границы.

Психологическая граница определяется нормативом, за пределами которого работники ощущают неудобства в работе. Например, нормальный производственный шум составляет - 7 дб., психологическая граница этого фактора допускает 85 дб.

Физиологическая граница определяется нормативом, превышение которого требует приостановки работ. Так, для производственного шума физиологическая граница установлена 120 дб.

На работоспособность человека оказывают влияние и факторы личностного порядка (настроение, отношение к труду, состояние здоровья). Прямых измерителей влияния указанных факторов на результативность труда нет. Косвенным же измерителем может быть прирост выработки в единицу времени при неизменных условиях производственной среды и качественного состояния рабочей силы.

При учете и нормировании вышеперечисленных факторов различают следующие уровни их воздействия на человека:

- комфортная производственная окружающая среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности человека (оператора), хорошее самочувствие и сохранение его здоровья;

- относительно дискомфортная производственная окружающая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

- экстремальная производственная окружающая среда приводит к снижению работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям;

- сверхэкстремальная производственная окружающая среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы. 9

4.Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени

Интенсивность труда - затраты работником физической, умственной и нервной энергии за единицу рабочего времени.

В конкретных условиях производственной деятельности интенсивность труда проявляется :

- в плотности рабочего времени, т. е. степени занятости работника в течение рабочего дня;

- в темпе работы;

- в величине разового усилия, т. е. затратах жизненных сил работника на одно трудовое движение или действие;

- количеством одновременно обслуживаемых работником производственных объектов или осуществляемых трудовых действий.

Производственная среда, точнее ее параметры, существенным образом влияют на интенсивность труда и использование рабочего времени.

Так, например, метеорологические условия на рабочих местах определяются интенсивностью теплового облучения, температурой воздуха, относительной влажностью и скоростью движения воздуха, температурой поверхности. Эти параметры воздушной среды во многом влияют на самочувствие человека. Организм человека обладает свойствами терморегуляции. Температура тела постоянна, т.к. излишнее тепло отдается окружающей среде с помощью конвекции, излучения или испарения выделяющего пота при перегревах. Нарушение терморегуляции приводит к головокружениям, тошноте, потере сознания и тепловому удару.10

Производственное освещение является элементом условий трудовой деятельности человека. Правильно организованное освещение рабочего места обеспечивает сохранность зрения человека и нормальное состояние его нервной системы, а также безопасность в процессе производства.

Различают следующие виды производственного освещения:

1.Естественное -осуществляется за счет прямого и отраженного света неба.

2.Искусственное -осуществляется электрическими лампами. Оно бывает: общее, местное, комбинированное.

3.Совмещенное- осуществляется тогда,когда в светлое время суток уровень естественного освещения не соответствует нормам и его дополняют искусственным.

Шум -это сочетание звуков различной частоты и интенсивности. С физиологической точки зрения шумом называют любой нежелательный звук, оказывающий вредное воздействие на организм человека.

Звуки очень большой силы, уровень которых превышает 120-130 дБ, вызывают болевое ощущение и повреждения в слуховом аппарате (акустическая травма). Разрыв барабанных перепонок в органах слуха человека происходит под воздействием шума, уровень звукового давления которого составляет 186 дБ. Воздействие на организм человека шума, уровень которого около 196 дБ, приведет к повреждению легочной ткани (порог легочного повреждения). 11

Не только сильные шумы, приводящие к мгновенной глухоте или повреждению органов слуха человека, вредно отражаются на здоровье и работоспособности людей. Шумы небольшого уровня негативно воздействуют на нервную систему человека, вызывают бессонницу, неспособность сосредоточиться, что ведет к снижению производительности труда и повышает вероятность возникновения несчастных случаев на производстве. Шум, имеющий место на производствах, не только действует на слуховой аппарат, но может вызвать расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, гипертоническую болезнь, головокружение, ослабление внимания, замедление психических реакций, повышенную склонность к различным заболеваниям и т.д.

При постоянном воздействии шума на организм человека могут возникнуть патологические изменения, называемые шумовой болезнью, которая является профессиональным заболеванием.12

Вибрации - совокупность механических колебаний, передаются на человека через конструкцию машин, фундамент, пол. Систематическое воздействие вибраций вызывает вибрационную болезнь с потерей трудоспособности. Эта болезнь возникает постепенно, сопровождается головными болями, раздражительностью, плохим сном. Появляются боли в суставах, судороги пальцев, спазмы сосудов и нарушение питания тканей тела.

Действие электромагнитных полей на организм человека проявляется в повышенной утомляемости, чувстве апатии или, наоборот, повышенного беспокойства, т.е. происходит воздействие на центральную нервную систему; возникают гипертония, боли в области сердца; нарушается обмен веществ в организме и т.д. Люди, подвергающиеся воздействию электромагнитного поля (чаще электротехнический персонал), заболевают раковыми болезнями на 15 % чаще, чем работники других профессий Ионизирующие излучения возникают при работе приборов, в основе действия которых лежат радиоактивные изотопы, при работе электровакуумных приборов, дисплеев и т.д.

Под влиянием излучения в живой ткани происходит расщепление воды на атомарный водород Н и гидроксильную группу ОН, которые вступают в соединение с другими молекулами ткани и образуют новые химические соединения, не свойственные здоровой ткани. В результате нарушения биохимических процессов в организме может происходить торможение функций кроветворных органов, нарушение нормальной свертываемости крови, увеличение хрупкости кровеносных сосудов, расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта, истощение организма, снижение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, ранее старение и т.д.13

Таким образом, вышеперечисленные факторы производственной среды негативно сказываются на здоровье человека, что не может не привести к снижению интенсивности труда. Возникающие при этом состояния переутомления, болевые ощущения требуют вносить коррективы в использовании рабочего времени (дополнительное время на отдых, уход домой, частые больничные и пр. вызывают потери рабочего времени).

Для выявления причин неэффективного использования рабочего времени нужно провести анализ организации и обслуживания рабочего места, основной задачей которого является определение соответствия состояния всех элементов организации рабочего места типовым решениям, нормам проектирования, отражающим новейшие достижения науки и техники, передового опыта.

5.Предложение по улучшению окружающей среды на производстве

На современном этапе развития России наблюдается обострение проблем в сфере условий труда - значительная часть работников работает или во вредных условиях или в тяжелых. Увеличивается применение химических и биологических веществ и новых, малоизученных видов энергии. Обслуживание сложной техники и объектов повышенной опасности увеличивает психофизиологическая напряженность работников, что проявляется в увеличении сердечнососудистых и психических заболеваний.

Долгое время на предприятиях с неблагоприятными условиями труда устанавливалась более высокая заработная плата. Кроме того, введены льготы по пенсионному обеспечению, выдается специальное питание, сокращается продолжительность рабочего времени и др. Однако в рамках улучшения условий труда главным являются не увеличение компенсационных выплат заработной платы, а создание на рабочих местах комфортных условий для работы. Для этого необходимо использовать несколько направлений: техническое, технологическое, организационное, психофизиологическое, санитарно-гигиеническое и социальное.

Техническое направление связано с созданием техники, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, эргономическим и техническим требованиям безопасности, а также выводом из эксплуатации оборудования, характеризующегося моральным и физическим износом. Введение новой техники будет способствовать сохранению жизни и здоровья людей и минимизации затрат труда на производство продукции. Технологическое направление сопряжено с введением новых технологических режимов, позволяющих выводить людей из рабочих зон (например, окраска изделий в специальных камерах). Изменения в технологии позволяют применять новые виды сырья, более производительные инструменты и приспособления.

Организационное, социально - психологическое, санитарно-гигиеническое направления заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении интереса к работе и ее результатам.

Санитарно-гигиеническое направление определяет общее состояние производственных помещений, санитарно-гигиеническую обстановку на рабочих местах, наличие (отсутствие) вредных и опасных производственных факторов, санитарно-бытовое обслуживание работников.

Социально-психологическое направление характеризует взаимоотношения, стиль и методы руководства, участие работников в управлении организацией, уровень мотивации и отношения к труду.

При проведении мероприятий по рационализации условий труда большое значение имеет учет требований эстетики труда. Эстетическое направление по улучшению условий на производстве включает изменение цвета, звуков, света, форм, которые применяются в производстве, и внедрение в них художественных элементов, что положительно влияет на самочувствие человека на работе и способствует повышению результативности труда.

Заключение

Современное состояние рынка труда России характеризуется достаточно серьезными проблемами: недостаточный уровень организации условий труда, потеря трудовых навыков квалифицированных кадров вследствие внедрения гибких производственных систем, работающих под контролем ЭВМ,формы адаптации человека к которым не изучены, ухудшение качественных характеристик рабочих мест, недостаточное введение в действие новых рабочих мест, неадекватности структуры и форм профессиональной подготовки и переподготовки кадров требованиям современного рынка труда; сложная ситуация по организации условий труда для отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, бывших военнослужащих).

Оценивая законодательную базу, стоит отметить, что она нуждается в дополнении рядом важных Законов России. Для оптимизации условий труда государство должно обеспечить такую систему приоритетов: приближение государственных стандартов условий труда к мировым стандартам; ограничения уровня предложения труда в нерентабельных, неперспективных сферах хозяйствования, с тяжелыми условиями труда; мобилизация организационных, технологических, социально-экономических резервов на снижение трудоемкости производственных процессов, прежде всего на основе их технологического обновления. Удовлетворенность работников условиями труда зависит от совершенствования охраны труда, комфортной рабочей атмосферы.

Совершенствование изучения рынка труда требует немедленного решения ряда важных задач. Это позволит постоянно и системно отслеживать ситуацию условий труда в стране.

Таким образом, цель, поставленная мной на первоначальном этапе изучения взаимодействия человека и окружающей среды, является достигнутой.

Список использованной литературы

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие - М.: ИТК "Дашков и Ко", 2006. - 476 с.

2. Арустамов Э.А. Охрана труда: Справочник - М.: ИТК "Дашков и Ко",2008. - 588 с.

3. Белов С.В., Ильницкая А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие - М.:Высш.шк.,2007. - 616с.

4. Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие-М.: МГУЭСиИ, 2004. - 244 с.

5. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве:Учебное пособие- М.: КолосС, 2006. - 389 с.

6. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие - М.:Изд-во Дашков и Ко, 2007.- 307 с.

7. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 447 с.

8. Кукин П.П.,Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда:Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2003. - 312 с.

9. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие - М.: Изд-во Дрофа, 2009. - 375 с.

10. Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 311 с.

1 Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие - М.: Изд-во Дрофа, 2009 - 375 с.

2 Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности.Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 311 с.

3 Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие - М.:Изд-во Дашков и Ко,2007- 307 с.

4 Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности.Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 311 с.

5 Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие-М.: МГУЭСиИ, 2004. - 244 с.

6 Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности - Учебное пособие - М.: ИТК "Дашков и Ко", 2006. - 476 с.

7 Белов С.В.,Ильницкая А.В. Безопасность жизнедеятельности:Учебное пособие - :Высш.шк.,2007.- 616с.

8 Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве:Учебное пособие- М.: КолосС, 2006. - 389 с.

9 Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие - М.:Изд-во Дашков и Ко, 2007.- 307 с.

10 Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник - М.: ИТК "Дашков и Ко",2008. - 588 с.

11 Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А.Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие - М.: Изд-во Дрофа, 2009 - 375 с.

12 Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности.Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 311 с.

13 Кукин П.П.,Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда:Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2003. - 312 с.

-

- 5

Показать полностью…
Похожие документы в приложении