Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Возвышение Москвы и создание единого российского государства» по Истории России (Жихарев М. С.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Отечественная история

на тему: "Возвышение Москвы и создание единого российского государства"

(тема № 6)

Студент: Андрикова Оксана Александровна

факультет: Менеджмента и маркетинга

курс I группа № 203127

зач. книжка № 10МГБ01792

Преподаватель: доцент

Ковшов Игорь Валентинович

Челябинск - 2010 г.

План контрольной работы

1. Введение. 2

2. Возвышение Москвы. 3

3. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига 6

4. Образование единого российского государства. 9

5. Заключение. . 12

6. Тест. 7. Список использованной литературы. 13

Введение

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусства. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах.

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, - простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала.

Наукою история стала только в начале XX в., когда в Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм, когда главным интересом в истории стало изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Одной из задач русской исторической науки является систематическое изображение русской исторической жизни, схемы того исторического процесса, который привел нашу национальность к ее настоящему состоянию.

Образование единого государства является закономерным в истории страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси. Несмотря на огромные разрушения хозяйства и культуры, причинённые татарами с конца XIII начала XIV в.в., стало восстанавливаться сельское хозяйство, отстраивались города, оживлялась торговля. Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.

Возвышение Москвы

Летописи - древнейшие памятники русской письменности, из которых мы узнаем о событиях, произошедших в далеком прошлом. Название "летопись" появилось потому, что год раньше назывался "лето" и каждая новая глава начиналась так: "В лето 6524.В лето 6627.". Чаще всего составителем или переписчиком летописи был ученый монах. По велению князя, епископа или настоятеля монастыря он проводил за написанием летописи долгие годы. Летописец не сразу брался рассказывать о событиях, современником которых он был. Сначала он выбирал и переписывал из предшествующей летописи важнейшие события, а только потом прибавлял к ним новые. Чем дальше шло время, тем полнее становились летописи. При этом летописец старался передать как можно точнее текст предшественника. Искажение летописных известий при переписке считалось тяжким грехом.

Первые упоминания о Москве мы встречаем в летописи не ранее XII в., в ней рассказывается, что в 1147 г. Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Святослава Черниговского, на свидание в Москву - небольшое поселение на юго-западных рубежах Ростово-Суздальского княжества, на пересечении путей, шедших во Владимир, Суздаль и Ростов из Чернигова и Рязани. Вот что рассказывается об этом в Ипатьевской летописи: "В лето 1147 отправился Юрий воевать Новгородские земли. Святослав же воевал в Смоленской волости. И прислал Юрий к Святославу, и так сказал: "Приди ко мне, брат, в Москов". Святослав же поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной, взяв с собой племянника своего Владимира Святославича. Олег поехал вперед и подарил Юрию пардуса (гепарда или барса). И приехал за ними отец его Святослав, и так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице и возвеселились. Наутро повелел Юрий устроить обед силен, и сотворил великую честь им, и дал Святославу дары многие с любовью, и сыну его Олегу, и племяннику его Владимиру Святославичу, и всех дружинников Святославовых одарил по очереди. И затем отпустил их.". В эту пору Москва была лишь небольшим пограничным для Суздальского княжества военным пунктом, которому предстояло, лишь в будущем, занять важное положение по его срединному расположению в одинаковых расстояниях от наших естественных пределов на западе и на востоке, на юге и севере.

Во второй половине XIII в. и в начале XIVв. на северо-востоке России появляются три главных княжества, в которых утвердилось потомство Всеволода III и которые долго спорили между собою за первенство, а именно:

- Тверское - состояло из волостей, лежавших по верхнему течению Волги. Княжество небольшое, но густо населенное, занимало выгодное положение между Новгородом и восточной Россией, изобиловало промышленными городами и селами.

- Суздальское или Нижегородское - располагалось в среднем течении Волги и низовьях Оки. Княжество с обширной территорией, но мало населено.

- Московское - основателем которого был младший сын Александра Невского Даниил, получивший себе в уделе Москву с несколькими селами и деревнями. В каждом из этих княжеств был свой "великий" князь и свои "удельные" князья, а Владимирское княжение существует без особой династии, его великие князья присоединяют к личным уделам. Добиться владимирского княжения означало для князей добиться материального обогащения и возможности стать "великим" князем. Теперь, чтобы добыть великое княжение, право старшинства, как прежде, было недостаточно, поэтому за обладание Владимиром в борьбу вступают только сильнейшие удельные князья. Сын Даниила, Юрий, ушестерив свой удел захватами, вступил в борьбу с Тверским князем за старший Владимирский престол. Эта первая борьба Москвы с Тверью была очень жестокой, продолжалась 24 года (1304-1328 г.г.) и окончилась, не без помощи Орды, в пользу Москвы братом Юрия, Иоанном Калитою, вошедшим в русскую историю как собиратель земли русской и основоположник русского православного государства.

В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский сборщик податей - баскак Чол-хан. Злоупотребления ордынцев при сборе "выхода" привели к восстанию горожан, которое возглавил сам тверской князь Александр. Чол-хан и его свита были перебиты. Хан Узбек предпринял карательную экспедицию против Тверского княжества, к которой присоединился Иван Калита. Тверь была сожжена, княжество разорено. Великокняжеский ярлык перешел в Москву, Орда доверила сбор дани московскому князю.

Иоанн Данилович Калита (т.е. кошель с деньгами) (1328-1340 г.г.) представляет собой образец северных князей-собирателей Руси; очень расчетливый и осторожный, он использовал все средства для достижения главной цели - возвышения Москвы над соседними княжествами. Особая политика у него была и в отношении Татар. Калита всегда оказывал покорность Узбеку; часто ездил в Орду с дарами, раболепно кланялся хану и сумел закрепить за собой и своими детьми великое владимирское княжение. Руками хана устранил в 1339 г. своего главного соперника Александра Михайловича Тверского и получил в пожизненное владение Углич, Галич, Белоозеро, обязавшись вовремя выплачивать дань с этих земель. Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять ее в Орду, Калита умело пользовался этим правом, чтобы увеличить свою казну.

Княжество свое Иван увеличил новыми приобретениями, которые совершил не силою оружия, а мирным путем в нарушение существовавшего права - он покупал у бедных князей деревни, села и даже города, которые становились опорными пунктами Москвы. Освоение новых земель, щедрые пожалования и покровительство князя Ивана привлекли в Москву и крестьян, и феодалов из окрестных земель, разоренного Владимира и самой Твери; так на московской службе оказались бояре Годуновы, Романовы, князья Голицыны, Хованские, даже некоторые знатные татары приходят к нему на службу. При Иване Калите были отстроены новые дубовые стены Кремля и первые московские белокаменные соборы.

Важным событием этого княжения было перенесение в 1326 г. в Москву митрополии из Владимира. До конца XIII в. русские митрополиты пребывали в Киеве, но в 1299 г. митрополит перебрался во Владимир, спасаясь от хозяйничавших на юге ордынцев. Иоанн I сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что Петр большей частью жил в Москве и основал там знаменитый Успенский собор. Его преемник митрополит Феогност, грек, окончательно сделал Москву своей резиденцией, с тех пор Москва стала столицею России в церковном отношении. Это событие было очень важным, т.к. в одно и то же время в Москве образовалось сосредоточение политической и церковной власти и, прежде малый, город Москва стал центром "всея Руси". Предание говорит, что, создавая Успенский собор в Москве как главную святыню зарождавшегося государства, святитель Петр предсказал Ивану Калите, еще не получившему тогда великого княжения, славное будущее Москвы. Благодарные москвичи очень чтили память митрополита Петра и вскоре после кончины причли его к лику святых, как "всея Руси чудотворца".

За знатными татарами и высшим духовенством тянулось к Москве и все народное множество. Народ шел на московские земли, и московские князья строили для него города и села, выкупали в Орде русский "полон" и заселяли его на своих землях. С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой создание местных рынков. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские ремесленники приобрели известность как искусные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства.

Торговые связи московских купцов протянулись далеко за пределы русских земель. Так множилось население московского княжества, и вырастали силы и средства у московских князей.

Итак, возвышение Московского княжества над другими произошло по следующим причинам.

1. Москва возникла в центре старого района пашенного земледелия, что давало возможность прокормиться и, следовательно, этим была обусловлена большая плотность населения вокруг нее.

2. Москва стала важным узловым пунктом торговых путей: через Москву-реку и Оку она имела выход к Волге, Дону и далее в Азовское и Черное моря.

3. Выгодное географическое положение в отношении татарских погромов и происшедшее благодаря этому скопление населения, приносившего доходы князю.

4. Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами.

5. Правильность престолонаследия в Москве.

"К причинам, способствовавшим усилению княжества, надо отнести: 1) сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии; 2) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 3) отсутствие сильных врагов, так как Новгород не был силен, а в Твери происходили постоянно междоусобия князей; 4) сочувствие бояр и сочувствие населения."*

_____________________________________________

*Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2000. с. 153.

Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига

Калите наследовали один за другим его сыновья Симеон Гордый и Иоанн II, которые княжили недолго и умирали в молодом возрасте. После Семена детей не осталось вообще, а после Ивана осталось два сына. Таким образом, семья московских князей не увеличивалась, московские земли не дробились и, как следствие, сила Московского княжества не ослабевала, а московские князья продолжали получать в Орде ярлык на великое княжение. Только после смерти Ивана Красного ярлык на великое княжение был отдан суздальским князьям по причине отсутствия в Москве взрослых князей. Однако десятилетний московский князь Дмитрий Иванович, направляемый митрополитом Алексием и боярами, начал борьбу с соперниками, сумел привлечь на свою сторону хана и овладеть великим княжением владимирским. Суздальский князь Дмитрий Константинович был великим князем всего около двух лет.

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 г.г.) занял московский княжеский стол в девятилетнем возрасте после смерти отца. Воспитателем Дмитрия был митрополит Алексий, который фактически управлял княжеством в его малолетство. В период правления Дмитрия политика Москвы отличалась энергией и смелостью. Он объединил великокняжеский сан и город Владимир в единую "вотчину", т.е. наследственную собственность московских князей, которые никакому другому князю принадлежать уже не могли. Владимир смирил суздальского, нижегородского, рязанского князей, дал отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество; в 1375 г. заключил мир между Тверью и Москвой, по которому тверской князь отказывался от всяких притязаний на владимирское великое княжение. К Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Владимир заставил повиноваться себе и Новгород Великий.

При Дмитрии Донском Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами, но пока Орда оставалась сильной и грозной, ее иго продолжало тяготеть над Русью. Борьба с татарами стала возможна и необходима только тогда, когда в Орде началось длительное междоусобие. Во второй половине XIV в. она разделилась между несколькими ханами, и у московского князя появилась возможность уменьшить дань Орде и держать себя независимее. Во время междоусобий из Орды выбегали на север татарские изгнанники, которые собирались в большие военные отряды и жили грабежами русских и мордовских поселений в области рек Оки и Суры. Князья рязанские, нижегородские и сам великий князь Дмитрий посылали против них свои рати. Такое сопротивление Руси озлобляло татар и заставляло их собирать против Руси все большие силы. Войска Дмитрия в 1378 г. разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича. Известно, что Вожское поражение привело Мамая в неописуемую ярость, и он поклялся не успокаиваться до тех пор, пока не отомстит Дмитрию. Но, понимая, что для покорения Руси нужно повторить Батыево нашествие, Мамай начал тщательно готовить новый поход. Кроме множества татар, которые уже собрались под его знамена, он нанял генуэзцев, черкесов, ясов и другие народы. Летом 1380 г. Мамай перенес свой стан за Волгу и стал кочевать в устье Воронежа. Ягайло, князь Литовский, вступил с ним в союз и обещал соединиться с татарами 1 сентября. Узнав об этом, Дмитрий стал немедленно собирать войска, послал за помощью к подручным князьям - Ростовским, Ярославским, Белозерским. Из всех русских князей не соединился с ним один Олег Рязанский, который из страха за свою область поспешил вступить в союз с Мамаем.

Дмитрий назначил своим полкам сбор в Коломне к 15 августа, а вперед в степь отправил сторожей, чтоб те извещали его о движении Мамая. Перед выступлением из Москвы Дмитрий отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил Дмитрия на войну, обещая победу, хотя и с сильным кровопролитием и советовал не терять времени.

На поле Куликовом (при впадении речки Непрядвы в Дон) 8 сентября 1380 года произошла знаменитая битва с Татарами. Подобной битвы никогда прежде не было на Руси: на пространстве в десять верст кровь лилась рекою; груды трупов мешали движениям конницы; ратники задыхались от тесноты. В этом сражении Дмитрий сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. По случаю победы, говорит летописец, была на Руси радость великая, но была и печаль большая по убитым на Дону; оскудела совершенно вся земля русская воеводами, и слугами, и всяким воинством, и от этого был страх большой по всей земле Русской. Это оскудение дало татарам еще кратковременное торжество над куликовскими победителями. После Куликовской битвы Дмитрий перестал платить дань татарам. Однако в 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.

Куликовская битва все же имела важное историческое значение: она возвысила упавший дух русского народа, пробудила в нем сознание своего национального единства и надежду на близкое освобождение от иноземного ига; она упрочила уважение к династии великих князей московских. Гордости и самоуверенности завоевателей нанесен удар; ханы поняли, что только быстрым, неожиданным нападением можно принудить Москву платить дань. Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества.

Заметную роль, причем не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси во времена Дмитрия Донского, играли церковные пастыри. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. Ярким тому примером является митрополит Алексий. Его недюжинный ум и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Умирая в 1378 г., митрополит Алексий хотел видеть своим преемником игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, самого почитаемого подвижника русской православной церкви. "Тихими и кроткими словами" он укрощал распри, примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. По просьбе московского правителя в 1389 г. Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание), но стать митрополитом решительно отказался, не желая возвышаться над другими людьми.

Василий I (1389-1425 г.г.), деля еще с отцом правление, вступил на престол опытным князем и, продолжив политику отца, деятельно расширял пределы московского княжества: присоединил Нижний Новгород и другие города. За ярлыком в Орду он уже не ездил, а золотоордынский хан сам присылал Василию ярлык, как бы санкционировав получение им Владимирского княжества по завещанию. Однако после смерти Василия Дмитриевича возник династический кризис, вылившийся в династическую междоусобную войну между потомками Дмитрия Донского.

Василий II Темный (1425-1462 г.г.). Первая половина его княжения ознаменована междоусобием (почти единственным в потомстве Калиты). Малолетством Василия II воспользовался его дядя Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Князь Юрий не смирился с поражением, его противостояние весной 1433 г. перешло в войну, в которой великий князь потерпел поражение и бежал в Тверь, а затем в Коломну. Юрий Дмитриевич вступил в Москву, однако бояре и московские служилые люди стали уходить в Коломну к своему князю, поэтому Юрий Дмитриевич вынужден был вернуть трон племяннику. Междоусобную борьбу за великокняжеский престол продолжили сыновья Юрия Дмитриевича - Василий Косой и Дмитрий Шемяка, в результате которой Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия II, ослепил его и занял московский престол. Скоро, однако, Шемяка должен был отдать престол Василию II.

Во время правления Василия II, митрополит из греков Исидор принял в 1439 г. флорентийскую унию, за это Василий II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты ставились по избранию собором русских архиереев.

Процесс объединения Руси вокруг Москвы продолжается. Начинается соперничество с Литвой вследствие желания Москвы и Литвы объединить под своей властью всю русскую народность. Шансы обеих были более или менее одинаковы, пока литовский князь Ягайло не женился на польской королеве Ядвиге и, таким образом, началось польское влияние на Русь. Такое усиление Литвы заставило многих тянуться к Москве, как общерусскому центру. С постепенным возвышением Москвы, великие князья московские стремились к уничтожению владычества татарских ханов, чему благоприятствует распад Золотой орды и отделение двух ханств - Крымского и Кказанского.

Итак, стремление к объединению крепнет, выявляются благоприятные обстоятельства: с одной стороны возвышение Москвы, с другой - ослабление татар, распад их грозной силы. Попытки князей свергнуть иго начинают приобретать больше шансов на успех, и Русь вступает в новый этап своего развития.

Образование единого российского государства

Иоанн III (1462-1505 г.г.), ставший соправителем Московского княжества еще при жизни отца, продолжил "собирание земель под руку Москвы". Отличаясь умом и большой силой воли, этот великий московский князь присоединил Ярославль, Ростов, Тверь, Вятку; ликвидировал независимость Великого Новгорода путем постепенной конфискации земель новгородского боярства и переселения их владельцев в центральные районы. Новгородцы лишились при этом вече и самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна.

С 1476 г. Иван III прекратил выплачивать дань Орде. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны русским. Обезопасив себя со стороны казанских татар и вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иоанн III в 1480 г. разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго. Победителем вышел Иоанн также и в борьбе с Литвою, Александр литовский уступил Иоанну северную область.

Иван III фактически стал создателем Московского государства. Именно он заложил основы самодержавия, не только существенно расширив территорию страны (помимо русских в ее состав вошли и другие народности: мари, мордва, коми, карелы и др.), но и, укрепив ее политический строй и государственный аппарат, значительно повысил международный престиж Москвы.

Окончательное падение Константинополя под ударами турков-османов в 1453 г. и женитьба Иоанна III на племяннице последнего императора "ромеев" византийской принцессе Зое-Софии Палеолог в 1472 г. позволили великому московскому князю провозгласить себя преемником византийских императоров и соединить герб московского княжества с изображением Георгия Победоносца с двуглавым орлом византийской империи, а Москву - столицей всего православного мира. Этот брак имел некоторые последствия для московского двора. Во-первых, он содействовал оживлению и укреплению завязавшихся в ту эпоху связей Москвы с Западом, особенно с Италией. Вместе с Софьей прибыли в Москву греки и итальянцы, которым великий князь поручал строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. Руками итальянских мастеров были построены в Московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитая палата. Во-вторых, женившись на греческой царевне, Иоанн III считал себя преемником исчезнувших греческих императоров и в 1485 г. принимает титул "Великого государя всея Руси" и проявляет большое властолюбие. Московские люди высказывали осуждение Софье и считали ее влияние на мужа скорее вредным, чем полезным: ей приписывалось падение старых обычаев и разные новшества в московском быту, а также порчу характера мужа. Если бы великий князь взял в жены другую принцессу, все равно он осознал бы полноту своей силы и полновластия, и связи с Западом все равно завязались бы. "К этому вел весь ход московской истории, в силу которого московский великий князь стал единым государем могучей великорусской народности и соседом нескольких европейских государств."**

Толчком к превращению Московского удела в национальное великорусское государство послужила знаменитая Куликовская битва, победив в которой Дмитрий Донской заслонил собой и спас не только Москву, но и всю Русь. С этих пор Дмитрий из "князя московского" превратился в "царя русского", княжество его выросло в национальное государство Московское. "Оно родилось на Куликовом поле, а не в _____________________________________________

**Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2000. с. 173.

скопидомном сундуке Ивана Калиты", - метко и красиво сказал о нем В.О. Ключевский.

Благодаря этой победе народность осознала свое единство, почувствовала силу в этом единстве, оценила политические успехи и стала смотреть на себя, как на Богом избранный народ, "новый Израиль", которому суждено играть первенствующую роль среди других православных народов. Такие тенденции начинают проглядывать в письменности того времени, в повествовании о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного, в легенде о происхождении московских князей от брата императора Августа - Пруса. Все эти сказания о святынях церковных и о символах политического главенства имели целью доказать, что политическое первенство в православном мире, принадлежавшее старому Риму и "Риму новому" - Византии, Божьим смотрением перешло на Русь, в Москву, которая и стала "третьим Римом". Игумен Филофей считал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда - в Москву. Москва являлась "третьим Римом", а четвертому не бывать. Утверждение о Москве - "третьем Риме" призвано было служить возвеличиванию московских государей.

Стремясь возвысить великокняжескую власть над боярско-княжеской знатью, Иоанн III последовательно формировал многоступенчатую систему служилых сословий. Бояре, присягая на верность великому князю, заверяли свою верность особыми "клятвенными грамотами". Московский государь мог налагать опалы, удалять с государственной службы, конфисковать вотчины.

При Иване III была введена поместная система - дарование служилым людям (дворянам) во владение на правах ненаследуемой личной собственности свободных земель (поместий) за несение военной или гражданской службы.

Постепенно усложнялись функции государственного управления. Появились должности казенного дьяка - руководителя Казенного двора, и подьячих, ведавших делопроизводством. С конца XV в. появляется Боярская дума - высший консультативный орган при великом государе, в которую помимо московских бояр входили бывшие удельные князья.

В целях централизации и унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был введен новый свод законов - Судебник, установивший единые налоговые нормы, общий порядок ведения следствия и суда. Судебник Ивана III прежде всего защищал жизнь и собственность феодала-землевладельца. Кодекс устанавливал право крестьян уходить от своего феодала на другие земли лишь в строго определенный срок - за неделю до осеннего Юрьево дня (26 ноября) и в течение недели после него с обязательной выплатой "пожилого" (выкупа). С введением Судебника начинается процесс прикрепления крестьян к земле. Законодательное ограничение холопства в городах увеличивало количество налогоплательщиков среди их населения.

Объединенные Москвой "под рукой великого государя" русские земли переживали подъем не только в сфере государственного устройства. Русскую культуру этого периода не случайно оценивают в современной литературе как подлинное "Русское Возрождение".

На конец XV - первую треть XVI в. приходится третий, завершающий, этап объединительного процесса государственно-политического "собирания Русских земель" под руку великого московского государя. Если при правлении Ивана III после присоединения к Москве земель Великого Новгорода и его северных владений, а также важных с геополитической точки зрения удельных княжеств общая территория Московского государства значительно возросла, то в период великого московского княжения его сына Василия III Российское государство стало крупнейшей державой на Европейском континенте. Значительную роль в этом играли идеологическое и духовно-нравственное начала, способствующие возрождению независимости и целостности многонационального государства, основой которого являлась великорусская народность, а духовным стержнем - православие.

Василий III (1505-1533 г.г.), "последний собиратель русской земли", отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по наущению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний Новгород.

Особой заботой московского государя были крупные монастыри, увеличивавшие свои доходы за счет вкладов "на упокой души", торговых и ростовщических сделок. Видя в монастырях опору в своей деятельности по централизации государства, великий князь стремился если не ограничить монастырские владения, то хотя бы сделать рост церковных и монастырских богатств подконтрольным.

В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе, количество ее членов не превышало 24 человек. Государство делилось на уезды, а уезды - на волости. В уезде во главе ставился наместник, а в волости - волостель. Эти должности давались, как правило, за прежнюю военную службу.

Важным этапом в истории России стал первый сословно-представительный законосовещательный институт - Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из членов Боярской думы, освященного собора, представителей различных слоев землевладельцев. Созыв Земского собора стал важным шагом на пути создания в России сословно-представительной монархии. Большое значение имели и низовые сословные организации. В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции которой на протяжении столетий расширялись, в них включались регулирование землепользования, использование различных угодий, разверстка и сбор налогов.

В русских городах, возникших как центры феодального властвования, но со временем превратившихся в центры ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими. Государство всегда было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами используя его для своих целей или опираясь на него.

Заключение

Процесс образования Московского государства начался в XIV в. и завершился в начале XVI в. В это время была ликвидирована политическая независимость важнейших русских княжеств и феодальных республик. К Москве были присоединены суздальско-нижегородские, ростовские, ярославские, тверские, новгородские земли, что означало образование единой государственной территории Московского государства и начало перестройки его политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.

Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимого по своему значению с образованием Московского государства. Эти полстолетия - стержневое время в судьбе русского народа. То, в каких условиях и как шло становление Московского государства, на пять веков предопределило социальную, политическую и культурную историю не только русского, но и во многом всех народов Восточной Европы.

Тест

Установите соответствие:

1). 1147. 2). 1276. 3). 1327. 4). 1328. 5). 1325-1340. 6). 1367. 7). 1375. 8). 1462-1505. 9). 1523.

* Строительство белокаменного кремля в Москве - 1367 г.

* Окончательное признание Тверью политического первенства Москвы - 1375 г.

* Правление Ивана Калиты - 1325-1340 г.г.

* Первое упоминание о Москве - 1147 г.

* Превращение Москвы в религиозную столицу Руси - 1328 г.

* Образование Московского княжества - 1276 г.

* Завершение объединительного процесса в русских землях - 1523 г.

* Московские князья становятся сборщиками татарской дани - 1327 г.

* Правление Ивана III - 1462-1505 г.г.

Список литературы

1. Иловайский Д.И. Русская история. Книга для всех. - М.: Издательство Информпечать ИТРК РСПП, 1998 г. - 304 с.

2. Пихоя Р.Г. общ. ред. Отечественная история. - М.: Издательство РАГС, 2005 г. - 712 с.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Издательство "Летопись-М", 2000 г. - 742 с.

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история. - М.: ИТК "Дашков и К", 2004 г. - 800 с.

5. Зуев М.Н. История России. - М., 2007 г. - 634 с.

6. www.hrono.ru/biograf/donskoi.html

25.12.2010 г. ________________

Показать полностью…
Похожие документы в приложении