Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Особенности развития рынка ценных бумаг России XX XXI веках» по Экономике (Шевчук Н. А.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Контрольная работа

По дисциплине "Рынок ценных бумаг"

Особенности развития рынка ценных бумаг России XX - XXI вв.

Вариант - 3

Барнаул 2010

Содержание

Введение3

1. Использование ценных бумаг в СССР4

2. Возрождение рынка ценных бумаг РФ в переходный период8

3. Современный рынок ценных бумаг России.13

Заключение.16

Список используемой литературы.17

Введение

В самом общем виде рынок ценных бумаг определяется как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Как и любой рынок, рынок ценных бумаг есть единство объекта, субъекта и отношений между ними. Объектом рассматриваемого рынка являются ценные бумаги, субъектом - участники рынка. Экономические отношения - это различного рода операции или любые действия (согласно действующему хозяйственному законодательству) с ценными бумагами, которые совершают участники или субъекты рынка.

Целью данной контрольной работы является изучение специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в послереволюционный период, в период перехода экономики страны к рыночным отношениям и на современном этапе.

Период 1990-х годов в России связан с целым рядом экономических бурь и финансовых потрясений. Они были вызваны прежде всего приватизацией и акционированием предприятий, становлением российского рынка ценных бумаг. Следствием бурного развития фондового рынка стали и современная финансовая практика, и резкая имущественная дифференциация общества на крупных собственников (владельцев и крупных акционеров предприятий, мелких и мельчайших собственников).

Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать. [2, 10]

1. Использование ценных бумаг в СССР.

После октябрьских событий декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу, а с другой стороны, привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. В условиях национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории советской России.

После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя "новую экономическую политику".

В целях максимального привлечения свободных средств для восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях.

В течение 1928-1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923 гг., носили натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных средств. Эти займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (2-5 лет) и долгосрочные (6, 8, 10 лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно- принудительные и принудительные. Размещение некоторых займов в рассрочку через сберкассы, то есть в принудительном порядке было вызвано неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате дохода облигации займов можно подразделить на процентные, беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные.

Для обеспечения высокой ликвидности ценных бумаг этого периода государство проводило определенную политику: облигации займов характеризовались низким курсом и высокой доходностью (6,6, 8 и даже 12%), выпускались облигации с выигрышами в тиражах, держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот (возможность получения ссуд банков под залог облигаций, использование облигации при уплате налогов). Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при условии признания дореволюционных долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но результатов не было достигнуто.

Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922-1924 гг. [4, 12]

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование. В первые годы советской власти вексельное обращение во время "военного коммунизма" прекратилось. С возвращением страны к мирной жизни, с переходом к НЭПу вексель возродился. Вексельное обращение регулировалось Положением о векселях, которое было утверждено в 1922 году.

1 января 1926 г. Народным Комиссариатом Финансов была принята Инструкция учреждениям Госбанка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченных векселем. Принимались меры повышения вексельной дисциплины.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объективно привело к формированию в новых экономических условиях бирж.

В июле 1921 года открылась первая советская биржа. В 1922 году постановлением СНК были установлены правила фондовых биржевых операций.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы госкредита.

К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка. Государственные предприятия были обязаны помещать все свои запасные и резервные средства в ГЦБ.

Начала изменяться структура облигаций госзаймов по срокам. Более 94% госзаймов приходилась на долю долгосрочных облигаций.

В течение 1930-1941гг. правительство проводило реформу в сфере госкредита, которая выражалась в унификации облигаций госзаймов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием "внутренний займ пятилетки"). Для обмена облигаций ранее выпущенных займов.

Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов.

Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1946 гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. рублей сроком на 20 лет, исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госзаймов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 году ЦК КПСС И Совет Министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", согласно которому, в основном, прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценных бумаг России перестал существовать, хотя государство и выпускало под этими названиями принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевого состояния начинается современная история возрождения рынка ценных бумаг, начало которой относится к периоду "перестройки". [4, 21]

2. Возрождение рынка ценных бумаг РФ в переходный период

В начале 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Становление современного рынка ценных бумаг также можно разделить на этапы.

1. 1988 - 1990 гг. - законодательство СССР и РСФСР, разрешающее выпуск ценных бумаг и создание акционерных обществ. Было принято в свете утвержденного политического курса на перестройку экономики и развитие рыночной экономики в рамках социалистической системы хозяйствования. С целью повышения заинтересованности трудящихся в результатах производства, а также на привлечения дополнительного финансирования в основном в государственный сектор экономики, повышения частной инициативы и начала развития рыночных отношений были приняты ряд документов.

Самым первым глобальным актом этого периода можно считать постановление Совета Министров СССР "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг" от 15 октября 1988 года. В 1990 году Совет Министров СССР принимает постановление " Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах". Этими положениями допускалось создание хозяйственных субъектов с ограниченной ответственностью, полностью реабилитировался вексель как инструмент внутренних расчетов, вводились в обращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ и облигации, вводились в цивилизованные рамки практика выпуска ценных бумаг.

Верховным Советом были приняты законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о банках и банковской деятельности и т. п. Советом Министров РСФСР было принято постановление "

Об утверждении Положения об акционерных обществах " от 25 декабря 1990 года.

Законодательные акты этого периода характеризовались отсутствием общей концепции нормотворчества по вопросам экономических преобразований, низкой юридической проработанностью и хаотичностью изложения, оторванностью от мирового опыта.

2. 1991 - 1992 годы - законодательство СССР и РСФСР (Российской Федерации), направленное на закрепление института ценных бумаг.

Практически единственным нормативным актом СССР, перешедшим по наследству к России из этого периода, были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года, в которых на уровне закона давалось общее определение ценной бумаги, и определялись конкретные виды ценных бумаг.

Основным российским актом этого периода являлось постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах", в котором достаточно подробно говорилось о порядке выпуска и совершения сделок с ценными бумагами, о лицензировании инвестиционных институтов, об аттестации специалистов инвестиционных институтов, о деятельности фондовых бирж и т.п.

В этот период существовала разрозненность в регулировании, которая повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.

3. 1993 - 1994 годы - законодательство Российской Федерации, регулирующее отдельные вопросы рынка ценных бумаг (в основном с целью защиты интересов инвесторов, и акционеров в частности).

Основными нормативными актами, направленными на защиту интересов инвесторов, были указы Президента.

Наиболее конструктивным актом этого периода стал Указ Президента РФ "О мерах по регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" от 4 ноября 1994 года, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Комиссии предоставлялись полномочия на фактически монопольное регулирование рынка ценных бумаг.

4. 1995 - 1997годы - законодательство России, направленное на цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и 2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг и раскрывается их содержание. В этот же период принят систематизированный Закон "Об акционерных обществах", во многом устранивший конструктивные недостатки предыдущего законодательства, законы о рекламе, о финансово- промышленных группах, новые редакции антимонопольного и банковского законодательства.

Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федерального закона " О рынке ценных бумаг", принятого 20 марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных накоплений населения и юридических лиц. Данный Закон регулирует отношения, связанные именно с рынком ценных бумаг: правовые основы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр. Законом определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становится органом государственного регулирования на рынке. Создаются условия для проведения согласованной государственной политики в этой области. Вводится процедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБ России и саморегулируемым организациям профессиональных участников.

Тогда же был принят еще один нормативно-правовой акт, обобщивший российский опыт в регулировании рынка ценных бумаг, а именно - "Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации", утвержденная указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот документ на только проводит анализ прошедшей деятельности на рынке ценных бумаг в прошлом, но и определяет основные задачи, стратегию государства на рынке, а также основные направления развития нормативно-правовой базы в будущем.

В этот период наиболее развитым был ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Обвалы таких финансовых пирамид как "МММ", "Сапер-Инвест" и многих других привели к потере доверия населения к данной области иповлекли за собой трансформацию сбережений в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства и являющиеся, с точки зрения населения более стабильными и надежными: в наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства.

В результате чего наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков.

За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой:

. коммерческие банки;

. брокерские фирмы;

. инвестиционные фонды различных типов;

. инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).

Таким образом, к 1996 году сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе: o создана структура нормативно-правовой базы для регулирования рынка ценных бумаг Росси (приняты основные федеральные законы, издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, формирующие нормативную правовую основу рынка, разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков).

Уровень развития рынка ценных бумаг во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги.

Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения - главный фактор возрождения рынка ценных бумаг в России. [4]

3. Современный рынок ценных бумаг России

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.

Валютный рынок

На внутреннем валютном рынке спрос на иностранную валюту со стороны участников рынка превышал предложение. Баланс спроса и предложения достигался за счет операций Банка России.

В сентябре 2010 в структуре ценных бумаг по сделкам прямого РЕПО наибольшая доля приходилась на корпоративные облигации, в то время как в структуре обеспечения по кредитам, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России № 236-П (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кредиты), преобладали государственные облигации.

Средства кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России за сентябрь увеличились на 2,9 млрд. руб. и на 1.10.2010 составили 182,2 млрд. рублей.

Рынок корпоративных ценных бумаг

Рынок корпоративных облигаций. На рынке корпоративных облигаций в сентябре существенно повысилась эмиссионная активность и возросли объемы вторичных торгов. На ФБ ММВБ в рассматриваемый период состоялось размещение 31 нового выпуска корпоративных облигаций (в августе - 13 новых выпусков). Суммарный объем размещения корпоративных облигаций на ФБ ММВБ увеличился по сравнению с августом в 2,1 раза, составив 126,7 млрд. руб. по номиналу.

Рынок акций. В сентябре на российском рынке акций преобладала повышательная динамика котировок ценных бумаг на фоне роста цен на мировых фондовом и нефтяном рынках.

Рынок производных финансовых инструментов

В сентябре 2010 по сравнению с августом активность торгов на всех сегментах биржевого рынка деривативов возросла. В условиях роста котировок наиболее ликвидных акций российских эмитентов наблюдалась существенная активизация торгов фондовыми фьючерсами и фондовыми опционами. На фоне быстрого роста курса евро к доллару США значительно активизировались операции с валютными фьючерсами и опционами.

На рынке опционов (РТС) средний дневной объем торгов в анализируемый период возрос по сравнению с предыдущим месяцем на 11,5% - до 6,0 млрд. рублей. Открытые позиции по опционным контрактам на конец сентября относительно конца августа уменьшились на 13,6 млрд. руб. - до 61,5 млрд. рублей.

В сентябре наиболее ликвидными контрактами являлись опционы на фьючерсный контракт на индекс РТС и на курс доллара США к рублю, достаточной ликвидностью характеризовались опционы на фьючерсные контракты на акции ОАО "ГМК "Норильский никель" и ОАО "Сбербанк России". [5]

Таким образом, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.

Также необходимо провести укрупнение структур фондового рынка, т.к. в России количество фондовых и товарно-фондовых бирж в несколько раз больше, чем в развитых странах, что при слабости финансовых и информационных связей ведет к раздробленности фондового рынка в стране.

Заключение

Таким образом, рынок ценных бумаг является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики и выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются перераспределительная функция и функция страхования ценовых и финансовых рисков. Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, государственные обязательства и другие.

Рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. С помощью операций на рынке ценных бумаг можно произвести финансирование предприятий и дефицита государственного бюджета. Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.

Современный рынок ценных бумаг РФ активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими участниками рынка активно формирует его инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономической системой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров, поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельным финансовым центром и формирует собственную модель рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций. [3, 372]

Список использованной литературы

1. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.: ил.

2. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 270 с. - (Серия "Высшее образование").

3. Жуков Е.Ф.Учебное пособие/ 2003г./Москва: "ЮНИТИ"

Периодические издания:

4.Звягинцев В.А.Проблемы развития рынка ценных бумаг в России/Законодательство. 2001. №1

Электронные источники:

5. Сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_m/print.asp?file=1009_fin_m.htm

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении