Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Роль региональных финансов в финансовой системе РФ» по Финансам и кредиту (Новожилова Т. Н.)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра финансов, бюджетов и страхования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Финансы

Тема № 25

Название темы "Роль региональных финансов в финансовой системе РФ"

Выполнила студентка

Группа №

Студенческий билет №

Проверила

Москва 2010 г.

Содержание

Введение3

1. Экономическое содержание и состав региональных финансов.5

1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции 5

1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона9

2. Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов.11

2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов.11

2.2 Показатели областного бюджета Калининградской области.12

3. Перспективы развития региональных бюджетов29

Заключение.55

Список литературы57

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы "Роль региональных финансов в финансовой системе РФ". Актуальность данной темы связана с установлением эффективных методов формирования региональных бюджетов, необходимостью системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях универсальной модели действия. В настоящее время еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. В связи с этим целью моей работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Объектом данной курсовой работы являются региональные финансы РФ. Я рассмотрю региональные финансы в финансовой системе Российской Федерации на примере Калининградской области. Для анализа динамики развития возьму период с 2007 года по 2009 год. На основе этих трех лет постараюсь проследить изменения, которые произошли в бюджете Калининградской области. Я постараюсь разобраться в следующих вопросах: экономическое содержание и состав региональных финансов, бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов, перспективы развития региональных бюджетов. Для работы я буду использовать следующие книги: Поляк Г.Б. "Финансы", Годин А.М. "Бюджетная система РФ", Макаров Г.Н. "Бюджетная система РФ", Ковалев В.В. "Финансы", а также Бюджетный кодекс РФ и Интернет источники.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Экономическое содержание и состав региональных финансов.

1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

Из этого следует, что региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Сущность региональных финансов проявляется в их функциях. Региональные финансы - это одна из составных частей финансов государства. Следовательно, на них переносится часть функций государственных финансов. К основным функциям относятся:

Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

В целом, региональное управление характеризуется следующими особенностями:

1. территориальная власть подзаконна, то есть действует в пределах, установленных федеральной властью;

2. в компетенцию территориальной власти входит ограниченный круг вопросов. Как правило, это дела местного хозяйства, в первую очередь социального характера, а также некоторые общегосударственные дела, которые государство по закону возлагает на ведомство управления субъектов федерации;

3. территориальное хозяйство помимо государственного финансирования имеет свои источники пополнения доходов бюджета, которые являются дополнительной экономической базой для решения многих социальных проблем.

4. местное управление осуществляется на ограниченной территории. [5, с. 4].

В состав региональных финансовых ресурсов включаются три основных элемента:

- региональные бюджеты;

- региональные внебюджетные фонды;

- средства субъектов хозяйствования, направляемые на социально-экономическое развитие региона.

Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. Статья 15 Бюджетного Кодекса РФ определяет региональный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации [1]. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

- ресурсы внебюджетных фондов;

- кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

- дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Вторым компонентом территориальных финансов выступают территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и т.д. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Территориальные внебюджетные фонды экономического и социального развития формируются на территориях для реализации общерегиональных задач. Они являются одним из возможных путей концентрации средств предприятий, населения, других источников на финансирование общерегиональных мероприятий.

Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль предприятий. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, формируются целевые фонды, за счет которых могут быть удовлетворены коллективные потребности работников предприятий в жилье, социально-культурных и бытовых услугах [5, с. 256].

Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и другие.

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона.

Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается. Являясь, прежде всего, инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те

отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного

комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. [10, 337 с.]

Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

2. Бюджет субъектов РФ как основное звено региональных финансов.

2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов.

В России на сегодняшний день действует трехуровневая бюджетная система (федеральный, региональный и местный бюджеты). Главным звеном региональной финансовой системы является годовой финансовый план расходов региона и источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

* Налог на имущество организаций;

* Налог на игорный бизнес;

* Транспортного налога;

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

* Налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;

* Налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях, о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

* Налога на доходы физических лиц;

* Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

* Акцизов на спиртосодержащую продукцию;

* Акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

* Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) и т.д.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа (БК РФ).

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

1. средства, получаемые от продажи регионального имущества;

2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

4. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

5. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

7. часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

8. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

9. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

* финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

* субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

* субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

* иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

* безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

* Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов. Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество и т.д. Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов.

Доходы бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные налоговые лицензии. Между федеральными, региональными и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно подтверждены, чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Составные части расходов бюджетов:

* Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

* Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

* Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Важным звеном финансовой системы региона являются и финансовые ресурсы предприятий. Главным источником формирования средств, предприятий является прибыль, которая образуется в результате их производственной деятельности. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание под ведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Кроме того, предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия, поскольку региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами (реконструкция городских коммуникаций, долевое участие в строительстве и т. д.).

Особое финансовое звено образуют специальные региональные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Главная цель создания таких фондов - концентрация средств предприятий на финансирование обще-региональных мероприятий. Такие фонды создаются на основании решений региональных представительских органов. В соответствии с их решением исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда. Доходы фонда складываются из добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций; доходов от местных аукционов, денежно-вещевых лотерей, ярмарок. Ресурсы фонда используются: на строительство центров культуры и досуга населения, развитие производственной, социальной, экологической, рыночной инфраструктуры, общественного транспорта и т. д. Ресурсы фонда также могут использоваться региональными органами власти в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования средствами в своих целях.

2.2 Показатели областного бюджета Калининградской области.

Для характеристики финансового положения региона может быть использован обширный круг показателей. Важнейшее значение имеют показатели функционирования общественных финансов, среди которых ключевая роль принадлежит показателям бюджетной системы региона.

Таблица 1

Особенности доходов Калининградской области за 2007 г. (тыс. руб.)

Доходный источник

Назначено на 2007 год

Исполнено

% исполнения

Налоги на прибыль, доходы

9 081 116,0 7 922 169,6

87,2

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

889 000,0 886 841,7

99,8 Налоги на имущество

2 054 000,0

2 111 509,0 102,8

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

99 240,0 124 577,1

125,5

Государственная пошлина, сборы

500,0 621,6 124,3

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

4 000,0

47 177,8 в 11,8 р.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

53 819,0 91 979,5

170,9

Платежи при пользовании природными ресурсами

44 630,0 62 547,9

140,1 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

63 380,0

63 275,5 99,8 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

289 000,0 153 469,5

53,1 Административные платежи и сборы

76 885,0

91 719,9 119,3 Штрафы, санкции, возмещение ущерба

4 000,0 5 743,3

143,6 Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

0,0 16 049,4

101,1 Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

-80 547,1 -80 609,4

100,1 Итого налоговых и неналоговых доходов

12 598 199,1

11 522 075,4 91,5

Виды финансовой помощи

Назначено на 2007 год

Исполнено

% исполнения

Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2 116 578,3 2 116 578,3

100,0

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1 137 500,3 1 135 271,6

99,8 Прочие субвенции

566,0

566,0 100,0 Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

4 052 584,0 4 018 665,9

99,2 Прочие субсидии

11 543,7

11 543,7 100,0 Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

22 370,5 22 366,8

100,0 Итого финансовой помощи

7 329 599,1

7 293 448,6 99,5

ИТОГО ДОХОДОВ (без предпринимательской деятельности)

19 927 798,2 18 815 524,0

94,4

ВСЕГО ДОХОДОВ

20 794 438,6 20 237 821,6

97,3 Из таблицы 1 видно, что больше всего доходов приносят налоги на прибыль (7922169,6 тыс. руб.) и доход от налога на имущество (2111509,0 тыс. руб.)

Таблица 2

Особенности расходов Калининградской области за 2007 г. (тыс. руб.)

Наименование

Назначено

Исполнено

% исполнения

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 237 150,6 628 665,2

50,8

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

20 290,6 19 769,7

97,4 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

716 574,5

714 170,5 99,7 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

2 511 335,4 2 268 943,9

90,3 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

285 894,4

236 704,4 82,8 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

763,0 462,3 60,6

ОБРАЗОВАНИЕ

1 272 367,7

1 250 682,8 98,3

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

627 506,8 421 943,8

67,2

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

2 507 054,5 2 306 323,9

92,0 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2 262 898,8

2 188 753,2 96,7

ИТОГО РАСХОДОВ

11 441 836,3 10 036 419,7

87,7

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

8 926 516,6 8 607 640,7

96,4 ИТОГО РАСХОДОВ (без предпринимательской деятельности)

20 368 352,9

18 644 060,4 91,5

ВСЕГО РАСХОДОВ

21 234 993,3 20 047 210,1

94,4

Из приведенных данных видно, что расходование бюджета выполнено не в полной мере, а именно: на общегосударственные вопросы потрачено меньше денег, было запланировано 1237150,6 тыс. руб. потрачено 628665,2 тыс. руб., а также на жилищно-коммунальное хозяйство из запланированных 285894,4 тыс. рублей было израсходовано лишь 236704,4 тыс. рублей, на охрану окружающей среды из запланированных 763 тыс. руб. потрачено 462,3 тыс. руб., на культуру, кинематографию и средства массовой информации планировалось 627506,8 тыс. руб., а потрачено 421943,8 тыс. руб.

Высокий уровень дефицита бюджета финансируется за счет заимствований. Таблица 3

Особенности доходов Калининградской области за 2008 г.

Доходный источник

Назначено

Исполнено

% исполнения

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

10 755 247,00 10 337 701,91

96,12 НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

958 000,00 959 712,80

100,18

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

2 875 293,00 2 818 603,30

98,03 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

1 250,00

808,25 64,66 ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

25 000,00 -3 864,92

-15,46 ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

202 066,00

268 475,49 132,87

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

61 540,00 59 556,59

96,78

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

26 261,89 44 003,81

167,56 ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

190 013,00

130 435,58 68,65

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

110 762,00 171 777,43

155,09

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

6 536,15 13 357,72

в2,0р. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

49 774,66

54 766,20 110,03

ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

-78 038,22 -78 038,22

100,00

ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

15 340 705,48 14 952 848,76

97,47 Виды финансовой помощи

Назначено

Исполнено

% исполнения

ДОТАЦИИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1 328 405,60

1 165 313,60 87,72

СУБСИДИИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ)

8 014 124,43 7 759 483,49

96,82

СУБВЕНЦИИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1 115 676,98 1 115 669,42

100,00 ИНЫЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

631 598,40

630 838,66 99,88

ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

18 077,65 18 077,65

100,00

ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 107 883,06 10 689 382,82

96,23 ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

383 039,00

240 696,51 62,84

Прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации

406 389,00 406 389,00

100,00

ИТОГО ПРОЧИХ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

406 389,00 406 389,00

100,00 ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

11 897 311,06

11 336 468,33 95,29

ИТОГО ДОХОДОВ (без предпринимательской деятельности)

27 238 016,54 26 289 317,09

96,52

Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности

1 055 576,65 1 285 047,78

121,74 ВСЕГО ДОХОДОВ

28 293 593,19

27 574 364,87 97,46

Из таблицы 3 видно, что наибольший доход бюджет поступает от налога на прибыль (10337701,91 тыс. руб.) и доход от налога на имущество (2818603,30 тыс. руб.).

Таблица 4

Особенности расходов Калининградской области за 2008 г.

Наименование показателя

Назначено

Исполнено

% исполнения

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 424 098,75 825 602,37

57,97 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

22 270,76 22 071,21

99,10

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

998 425,90 847 194,42

84,85 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

5 496 309,62

5 071 447,72 92,27

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

720 193,64 474 596,83

65,90

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5 765,47 3 822,92

66,31 ОБРАЗОВАНИЕ

1 416 495,76

1 327 751,44 93,73

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

946 240,30 699 380,29

73,91

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

3 247 930,86 2 525 915,85

77,77 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2 710 076,04

2 499 519,68 92,23

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

11 148 703,60 9 618 355,33

86,27

ИТОГО РАСХОДОВ (без предпринимательской деятельности)

28 136 510,70 23 915 658,06

85,00 Расходы за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности

1 055 576,65

1 231 929,93 116,71

ВСЕГО РАСХОДОВ

29 192 087,35 25 147 587,99

86,15

Из приведенных данных видно, что расходование бюджета выполнено не в полной мере, а именно: на общегосударственные вопросы потрачено меньше денег(825605,4 тыс. руб.), чем было предусмотрено (1680804,9 тыс. руб.), а также на жилищно-коммунальное хозяйство из запланированных 1190911,9 тыс. рублей было израсходовано лишь 474596,8 тыс. рублей, а планы по межбюджетным трансфертам и социальной политике не были исполнены, на национальную экономику из запланированных 7300216,0 тыс. руб. потрачено 5071447,7 тыс. руб.

Выполнение доходов бюджета области 2008 года позволило обеспечить финансирование по всем статьям расходов и по всем уровням бюджетов. В целом ложилась благоприятная обстановка по выполнению областного бюджета 2008 года. Высокий уровень дефицита бюджета финансируется за счет заимствований, безвозмездны

Таблица 5

Особенности доходов Калининградской области за 2009 г.

Наименование показателя

Уточненные назначения на год

Исполнено

% исполнения

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

13 164 428,86 13 895 889,41

105,6% НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

8 150 000,00

8 252 484,33 101,3%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

958 000,00 1 252 801,09

130,8%

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

950 000,00 730 938,62

76,9% НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

2 707 000,00

3 254 920,28 120,2%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

120 000,00 108 068,49

90,1%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

2 000,00 827,19

41,4% ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

-8 612,78

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

267 626,00 274 295,11

102,5% ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

67 000,00

84 524,69 126,2%

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

16 338,42 13 562,67

83,0%

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

1 092 000,00 91 659,88

8,4% АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

96 113,00

88 136,05 91,7%

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

10 000,00 25 537,93

255,4%

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

514,11 ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

93 869,47 91 749,76

97,7%

ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

-365 518,03 -365 518,03

100,0% БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

18 897 873,10

18 993 306,46 100,5%

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 168 876,48 18 093 788,45

99,6%

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

728 996,62 728 996,62

100,0% ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

170 521,39

Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности

1 646 819,98 1 588 873,96

Всего 33 709 121,94

34 478 069,83

102,3% Наибольший доход приносит налог на прибыль (8252484,33 тыс. руб.) и налог на имущество (3254920,28 тыс. руб.)

Таблица 6

Особенности расходов Калининградской области 2009 г.

Наименование показателя

Уточненные назначения

Исполнено

% исполнения

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 381 037,24 955 636,20

69,2% НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

23 076,40 23 068,73

100,0%

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

795 517,95 728 695,38

91,6% НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

6 825 577,84

6 590 444,07 96,6%

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

996 168,41 816 815,88

82,0%

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

20 673,46 17 670,49

85,5% ОБРАЗОВАНИЕ

1 291 456,29

1 249 601,41 96,8%

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

869 445,43 452 231,03

52,0%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

2 135 932,94 1 847 061,35

86,5% СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

3 914 155,26

3 434 519,74 87,7%

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

14 785 818,55 13 633 204,29

92,2%

Расходы за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности

1 710 986,93 1 560 797,64

Всего расходов:

34 749 846,70

31 309 746,21 90,1%

Из данных видно, что расходование бюджета выполнено не в полной мере, а именно: на жилищно-коммунальное хозяйство потрачено меньше денег - 816815,9 тыс. руб., чем запланировано - 3613720,0 тыс. руб., также на образование из запланированных 2659862,4. тыс. рублей было израсходовано лишь 1249601,4. тыс. рублей, на общегосударственные вопросы из запланированных 2208532,6 тыс. руб. потрачено 955636,2 тыс. руб., на национальную экономику из запланированных 9233038,0 тыс. руб. потрачено 6590444,1 тыс. руб. В то же время на межбюджетные трансферты из запланированных 10978964,4 тыс. руб. потрачено 13633204,3 тыс. руб.

Выполнение доходов бюджета области 2009 год позволило обеспечить финансирование практически по всем статьям расходов и по всем уровням бюджетов. Сложилась благоприятная обстановка по выполнению областного бюджета 2009 года. Основные источники, давшие перевыполнение бюджета - налог на прибыль и налоги на имущество, также большую помощь оказали безвозмездные поступления, субвенции и пр.

Таблица 7

Доходы и расходы бюджета Калининградской области 2007-2009 гг.

2007г. 2008г.

2009г. Доходы (тыс.руб.)

20237821,6

27574364,87 34478069,83

Расходы (тыс.руб.)

20047210,1 25147587,99

31309746,21

Профицит областного бюджета

190611,5 2426776,88

3168323,62 Если посмотреть на общие доходы и расходы с 2007 г. по 2009 г. (Рис. 1), то можно увидеть и расходы и доходы с каждым годом увеличиваются.

Рис. 1. Анализ доходов и расходов бюджета Калининградской области за период с 2007-2009 гг.

Если посмотреть на динамику изменения дохода от налога прибыль и от налога на имущество (т.к. по ним поступали самые большие налоги) (Рис.2), то видно, что поступления от налога на прибыль увеличилась с 2007 г. по 2008 г. на 2415532,31 тыс. руб., а с 2008 г. по 2009 г. уменьшилась на 2085217,58 тыс. руб.

Таблица 8

Доходы бюджета Калининградской области 2007-2009 гг.

2007г. 2008г.

2009г. Налоги на прибыль, доходы

7 922 169,60

10 337 701,91 8 252 484,33

Налоги на имущество

2 111 509,00 2 818 603,30

3 254 920,28

Рис. 2. Динамика изменений поступления доходов от налога на прибыль и налога на имущество в бюджет Калининградской области с 2007 г. по 2009 г.

3. Перспективы развития региональных бюджетов.

При наличии признаков положительной динамики в части бюджетной, экономической и социальной политики Калининградской области по отдельным направлениям отсутствует общая стабильность и равновесие, что диктует необходимость предельной четкости в действиях и глубокого аналитического подхода к разработке стратегии.

В 2009 г. был предпринят ряд антикризисных мер:

УКРЕПЛЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТОВ:

- мобилизация налогов на капитал при сокращении налогов на доходы, доходы консолидированного бюджета снизятся в 2009 году до 7,0 млрд. рублей (на 22,4%), в том числе областной бюджет на 5,5 млрд. рублей (на 25,8%),

- переоценка кадастровой стоимости земель, содействие оформлению земельных участков и постановке на учет в УФНС, выявление ненадлежащего использования земель, налогообложение земель под многоквартирными домами,

- работа с должниками - взыскание недоимок и штрафов, контроль за "серыми" схемами выплат заработной платы,

- работа с предприятиями, допускающими задолженность по заработной плате;

СОКРАЩЕНИЕ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА:

- отмена индексации с 1 апреля 2009 года социальных выплат, пособий, заработной платы работников бюджетной сферы и нормативов финансирования, внедрение энергосбережения в бюджетном секторе, ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ: - подписано соглашение о строительстве АЭС,

- софинансирование из областного бюджета ФЦП "Развития Калининградской области до 2014 года" в полном объеме,

- софинансирование из областного бюджета инфраструктурных программ (дороги, газификация) в полном объеме,

- проведение торгов по разработке концепции игорной зоны "Янтарный берег"

развитие аэропорта Храброво,

- подписано соглашение о строительстве порта и яхтенной марины в г. Пионерском,

- приоритетные расходы бюджета - программы развития малого предпринимательства, янтарной отрасли, туристической инфраструктуры,

- в первой половине 2010 года в Калининграде планировался запуск Марийской НПЗ "Алко-Нафта ЗАО" мощностью в 240 тыс. тонн. полиэтилентерефталата1;

ПОДДЕРЖКА ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА:

- проведение конкурса на создание промышленной зоны "Гурьевская",

- создан Гарантийный фонд для поддержки малых предприятий,

- субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий,

- субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей,

- гарантии бюджета по кредитам предприятий под залог активов,

- развитие микрофинансирования (4 центра в сельской местности),

- консультационная поддержка малых предпринимателей,

- субсидирование процентной ставки по ипотечным программам для всех категорий населения,

СМЯГЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КРИЗИСА НА НАСЕЛЕНИЕ:

- повышение уровня минимальной зарплаты до 6000 рублей,

- индексация наиболее социально-значимых пособий, в том числе на детей, воспитывающихся в замещающих семьях,

- профессиональная переподготовка работников, потерявших работу, за счет бюджета и во взаимодействии с бизнесом,

- консультации "Как открыть свое дело", в том числе для потерявших работу,

- мониторинг использования предприятиями иностранной рабочей силы,

- мониторинг конкурентной ситуации на рынках социально-значимых товаров (продукты питания, топливо),

-общественные работы [17].

В связи с применением этих мер в 2010 году в экономике области проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрировал признаки роста, наметилась положительная динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета, снизился уровень безработицы. Эти позитивные изменения позволяют корректировать антикризисные приоритеты.

Основой увеличения бюджетной обеспеченности области является развитие экономики, рост инвестиций. Но эффект роста может и должен быть приумножен за счет модернизации бюджетной сферы, повышения эффективности государственного и муниципального управления и бюджетных расходов.

В бюджетном послании губернатор Калининградской области Калининградской областной Думе "О бюджетной политике в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов" предложил следующие цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы:

Первое. Обеспечение высокого уровня доходов бюджета области.

Губернатор отметил, что ресурсной основой регионального бюджета являются налоговые изъятия из экономики. Однако в последние годы в бюджете значительно выросла доля финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета. Следует принимать во внимание возможные риски нестабильности бюджетных доходов: на федеральном уровне проводится оптимизация трансфертов, акцизы на нефтепродукты увеличиваются в увязке с созданием федерального дорожного фонда и регулированием транспортного налога, риски колебаний мировой экономической конъюнктуры, от которой в значительной степени зависима российская экономика. По-прежнему существенное влияние на развитие экономики области оказывает таможенное регулирование.

Второе. Ограничение бюджетного дефицита. Высокий уровень дефицита бюджета, финансируемого за счет заимствований на протяжении нескольких лет, может создать риски значительного роста государственного долга и проблему его обслуживания. Таким образом, во избежание разбалансировки бюджета либо нестабильности расходов бюджетный дефицит должен быть ограничен и жестко увязан исключительно с капитальными расходами.

Следует принять во внимание высокий уровень обязательств по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.

Третье. Увязка бюджетного планирования со стратегией и планами социально-экономического развития области. Необходима оценка действующих и принимаемых расходных обязательств с точки зрения их влияния на реализацию стратегических целей и задач. Она должна носить комплексный характер с возможным перераспределением ресурсов по наиболее эффективным направлениям государственной политики.

Финансовое обоснование новых расходных обязательств и заявленная эффективность должны подлежать контролю на протяжении всего планируемого периода. Достижение плановой эффективности расходных обязательств является ответственностью субъекта бюджетного планирования.

Среднесрочный финансовый план является эффективным инструментом бюджетирования, ориентированного на результат. Вместе с тем поставлена задача разработки долгосрочной бюджетной стратегии и долгосрочного финансового планирования в жесткой увязке со стратегическим планированием. Это потребует повышения надежности экономического прогнозирования, развития соответствующих методик и аналитической базы.

Четвертое. Повышение эффективности бюджетных расходов. Наряду с рациональным распределением бюджетных ресурсов по задачам социально-экономического развития необходимо создать условия для их эффективного использования на уровне получения конкретного результата.

Правительством Российской Федерации принята программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Предусмотренные в ней меры в значительной степени актуальны для субъектов Российской Федерации и требуют реализации в области.

Наиболее важными направлениями программы являются развитие программно-целевых принципов бюджетирования расходов, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения бюджетных услуг и развитие государственного и муниципального финансового контроля.

Предлагается перейти к программно-целевым принципам деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, к бюджету, основанному на комплексе долгосрочных государственных программ.

Продолжается реформирование бюджетной сферы, направленное на повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, доступности и качества бюджетных услуг. Этому способствуют новые принципы деятельности государственных и муниципальных учреждений, действие которых предусмотрено федеральным законодательством с 2011 года. При реализации задачи развития бюджетного контроля акцент должен быть сделан не только на совершенствовании надзорных функций контрольных органов, но и на аудит бюджетной сферы. Финансовый контроль должен стать важным инструментом в реализации задач бюджетной политики, особенно в продвижении преобразований, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Программа повышения эффективности бюджетных расходов будет разработана и реализована на региональном уровне.

Пятое. Развитие механизмов государственных инвестиций. Принципы приоритетности, реалистичности, эффективности с точки зрения достижения стратегических целей и задач, использование программно-целевого подхода в первую очередь должны быть реализованы при планировании капитальных расходов бюджета. Необходимо детализировать требования к подготовке заявок на включение объектов в областную инвестиционную программу, развивать конкурсные процедуры их отбора с учетом бюджетных ограничений. Следует сформировать прозрачную методическую и нормативную правовую базу планирования и реализации государственных и муниципальных инвестиций. Механизмы региональной инвестиционной политики должны быть понятны субъектам бюджетного планирования и органам местного самоуправления.

Повышение эффективности государственных капитальных вложений зависит и от качества конкурсных процедур размещения государственного заказа и взаимодействия с подрядными организациями на стадии реализации проектов.

Существенным фактором эффективности государственных инвестиций может стать привлечение к реализации традиционно государственных и муниципальных проектов частных инвесторов. Необходимо развивать механизмы государственно-частного партнерства.

Шестое. Обеспечение прозрачности и публичности бюджетной политики. Достижение целей и реализация вышеперечисленных задач невозможны без их понимания на всех уровнях управления, а также в обществе. Высокая степень общественного одобрения бюджетных приоритетов и подходов к организации бюджетных услуг является элементом легитимности государственной власти. 2

Важную роль играет правильное формирование расходов:

1. Обеспечение эффективности социальной защиты населения. С учетом расширения полномочий субъектов Российской Федерации по реализации социальной политики, предстоит принимать непростые решения в отношении мер социальной поддержки населения, регулируемых в настоящее время федеральным законодательством. При этом ставится задача обеспечить адресность социальной поддержки, в первую очередь, ориентируя её на семьи с доходом ниже прожиточного минимума.

Неотъемлемым принципом организации социальной защиты населения является безусловное исполнение установленных обязательств по выплате социальных пособий.

2. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания, культуры и спорта. В целях создания условий для обеспечения доступности и качества бюджетных услуг изменены подходы к финансированию бюджетной сферы с ориентиром на услугу, а не на содержание учреждения. Формируя ассигнования на финансирование бюджетных услуг, важно предусмотривать экономически обоснованные финансовые нормативы, в том числе содержащие стимулы к расширению доступности услуг, повышению их качества. Объекты государственных капитальных вложений, направленных на развитие бюджетных услуг, также должны определяться исходя из эффективности бюджетных учреждений.

Приоритетное внимание следует уделить качеству начального и среднего профессионального образования и его связи с потребностями экономики области. Эффективность бюджетных вложений в эту сферу должна быть более очевидной, в том числе и для потенциальных работодателей.

Необходимо расширять практику оказания бюджетных услуг здравоохранения организациями частной собственности. Это важно для развития конкуренции в рамках программы государственных гарантий оказания услуг здравоохранения и, соответственно, повышения их качества. Но важно и то, что замещение государственных капитальных вложений в расширение услуг здравоохранения частными инвестициями позволит снизить нагрузку на бюджет в условиях жестких бюджетных ограничений.

Вне бюджетных ограничений и принципов нормативного финансирования в настоящее время должны быть вопросы безопасности социальных объектов, в первую очередь оказывающих услуги детям и инвалидам. Необходимо иметь жесткую по времени реализации пообъектную и предельно конкретную программу мероприятий, обеспечивающих исключение рисков чрезвычайных ситуаций на объектах государственной собственности. В отношении объектов муниципальной собственности решение этой задачи также должно быть поддержано на региональном уровне.

3. Развитие транспортной инфраструктуры.

Устойчивое финансовое обеспечение содержания, реконструкции и строительства областной сети автомобильных дорог, а также финансовая поддержка соответствующих расходов местных бюджетов являются важными приоритетами областного бюджета. В значительной степени их реализация зависит от поддержки этих расходов из федерального бюджета и состояния доходных источников.

Следует повышать эффективность расходов на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог.

Важнейшим вопросом для жизнеобеспечения и развития области является транспортное сообщение с субъектами Российской Федерации. В первую очередь необходимо обеспечить надежное и доступное по стоимости авиационное сообщение. Решение этого вопроса возможно во взаимодействии с частными инвесторами и Правительством Российской Федерации.

4. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг. В сфере жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день сосредоточен комплекс проблем экономического и социального характера. Ситуация зачастую усугубляется слабым управлением в сфере ЖКХ. Отдельные местные бюджеты не в состоянии покрывать убытки предприятий, к тому же эти расходы относятся к неэффективным. Инвестиции в систему ЖКХ осуществляются в основном за счет бюджетов и недостаточны для обеспечения эффективности предоставления услуг. Проблемы экономики и управления предприятиями приводят к необоснованно завышенной стоимости жилищно-коммунальных услуг, что ведет к социальной напряженности и неэффективным расходам с учетом субсидирования платежей населения за счет бюджета.

Организация предоставления жилищно-коммунальных услуг относится к вопросам местного значения. Однако масштаб и последствия проблем требуют комплексных, программных подходов к их решению, в том числе и на региональном уровне. Основными принципами их реализации должны стать эффективность технических решений, окупаемость инвестиций, приоритетность мероприятий, реализуемых в форме муниципально-частного партнерства.

5. Содействие развитию жилищного строительства.

Обеспечение доступности жилья также является важной социально значимой задачей. Бюджетные ресурсы направлялись как на обеспечение строительства жилья, так и на стимулирование ипотечного кредитования. С учетом влияния кризиса на строительный и жилищный рынки, пересмотрены подходы к государственной политике в этой сфере. В настоящее время необходимо с учетом текущего состояния рынка жилья и ипотечного кредитования уточнить меры государственной поддержки, обеспечив их действенность.

Эффективным решением представляются строительство малобюджетных доходных домов с предоставлением гражданам права найма жилья и последующего выкупа за счет ипотечных кредитов, а также страхование первоначального ипотечного взноса и субсидирование процентных ставок по кредитам.

Для снижения напряженности на рынке жилья необходимо рассмотреть вопрос о поддержке инвестиций в обеспечение инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство.

6. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства.

В сфере региональной экономической политики задачи государственной поддержки малого и среднего предпринимательства являются приоритетными.

Формы и механизмы поддержки малых и средних предприятий существенно расширены с образованием гарантийного фонда, обеспечивающего привлечение предпринимателями кредитов в условиях отсутствия приемлемых для банков залогов. Определены приоритетные направления государственной поддержки, в том числе инновационные проекты, проекты, направленные на модернизацию и технологическое развитие экономики. Следует обеспечить выполнение обязательств Калининградской области по формированию указанного фонда, а также финансированию других мер, предусмотренных областной программой поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ востребованности и эффективности указанных мер.

7. Поддержка развития сельского хозяйства.

В значительной степени уровень финансового обеспечения поддержки сельского хозяйства определяется соответствующей финансовой помощью из федерального бюджета. Необходимо максимально обеспечить условия привлечения федеральных субсидий и сохранить принципы субсидирования предприятий, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Также необходима эффективная налоговая политика, которая должна рассматриваться в контексте баланса задач социально-экономического развития. С одной стороны, необходимо поддерживать экономически обоснованный уровень налоговой нагрузки на организации и социально справедливый уровень налогообложения физических лиц. С другой стороны, обеспечить достаточный уровень финансирования функций и задач государства, муниципальных образований.[11]

Социальные аспекты налогообложения граждан также в настоящее время требуют взвешенного подхода к регулированию соответствующих налоговых ставок. В долгосрочной перспективе некоторое смещение акцентов налоговой политики с организаций на физические лица должно рассматриваться как положительный фактор, но при условии роста благосостояния граждан.

Увеличение бюджетной обеспеченности области в основном связано с развитием экономики, инвестициями, расширением налогового потенциала. В значительной степени эффективность налоговой системы может повышаться и за счет улучшения налогового администрирования.

В региональной налоговой политики на 2011 год выделили следующий ряд мер:

1. Организация постоянного мониторинга налоговой нагрузки на физических лиц.

Основная составляющая налоговой нагрузки на граждан, которой является налог на доходы физических лиц, регулируется исключительно федеральным законодательством. Существенными факторами взимания этого налога являются единая ставка налогообложения и взимание налога, большей частью, налоговыми агентами. Не учитывается уровень доходов граждан. Имущественные налоги на граждан в определенной степени дополняют налог на доходы физических лиц с учетом названных факторов налогообложения.

Доля транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в последние годы стала весомее. Это связано, как с регулированием элементов налогообложения, так и с улучшением налогового администрирования.

С учетом предстоящего увеличения в течение трех лет акцизов на бензин с направлением части дополнительных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации необходимо вернуться к регулированию транспортного налога. Снижение ставок налога для физических лиц должно носить компенсационный характер.

2. Активизация работы по легализации заработной платы и прибыли организаций.

Администрированию налога на доходы физических лиц и налога на прибыль следует уделить особое внимание как бюджетообразующим доходным источникам.

Актуальность задачи повышается с учетом роста нагрузки на фонд оплаты труда. Замена единого социального налога на страховые платежи и их рост с 2011 года создают дополнительные риски увеличения масштабов теневой выплаты заработной платы.

Налог на прибыль организаций весьма чувствителен к изменению ситуации в экономике области, о чем свидетельствует его динамика в 2009 году. Колебания экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий также создают условия для необоснованной минимизации прибыли, формируемой в целях налогообложения.

3. Мониторинг налоговых льгот.

На уровне муниципальных образований сохраняются существенные элементы льготного налогообложения. Следует детально проанализировать их обоснованность и целесообразность, в том числе с учетом мер социальной поддержки граждан, реализуемых на федеральном и региональном уровнях.

4. Повышение качества налогового администрирования, внедрения современных подходов к администрированию налогов.

Налоговые органы должны обеспечить эффективное налоговое администрирование на основе современных форм взаимодействия с налогоплательщиками, обеспечить комфортные условия исполнения налоговых обязательств.

Следует продолжать реализацию комплекса мер по сокращению налоговой задолженности организаций и физических лиц. Их эффективность в значительной степени зависит от взаимодействия Правительства области и органов местного самоуправления с налоговыми органами, органами судебной системы и органами правопорядка.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечивать особый контроль за своевременным и полным исполнением налоговых обязательств государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, а также государственными и муниципальными служащими и работниками учреждений.

5. Развитие региональной налоговой системы в рамках полномочий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Остаются вопросы анализа предпринимательской среды с точки зрения введения упрощенной системы налогообложения на основе патента и подготовки к введению налога на недвижимость.

6. Привлечение субсидий из бюджета Российской Федерации.

В целях обеспечения доходной базы бюджета области в части привлечения субсидий из федерального бюджета продолжится активное участие области в реализации государственных программ Российской Федерации

Реализация перечисленных задач зависит от состояния местных бюджетов и эффективности бюджетной политики органов местного самоуправления.

Межбюджетные отношения должны способствовать расширению финансовой состоятельности местного самоуправления, самостоятельности местных бюджетов и ответственности органов местного самоуправления за реализацию вопросов местного значения.

Более надежной основой финансовой самостоятельности должны стать налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов. На федеральном уровне предусматриваются меры по увеличению налоговой базы местных бюджетов, в том числе за счет расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию и администрированию местных налогов. Соответствующие изменения федерального налогового законодательства необходимо своевременно проанализировать на региональном уровне и способствовать их реализации в муниципальных образованиях области. Особое внимание следует уделить регулированию и администрированию имущественных налогов и развитию малого и среднего предпринимательства.

Необходимо критично подойти к объемам и структуре финансовой помощи местным бюджетам, а также отдельным подходам по ее распределению. При субсидировании расходов местных бюджетов необходимо в большей степени учитывать приоритеты бюджетной политики муниципальных образований и возможности местных бюджетов обеспечивать соответствующие расходные обязательства. Следует провести ревизию субсидий с оценкой их эффективности. Оценку эффективности трансфертов местным бюджетам целесообразно проводить ежегодно.

При кредитовании местных бюджетов из областного бюджета следует учитывать платежеспособность муниципальных образований с учетом их бюджетной обеспеченности и значительного объема долговых обязательств.

Задача разработки и реализации программ повышения эффективности расходов поставлена и перед муниципальными образованиями. Необходимо оказавать методическую помощь в ее реализации и осуществлять соответствующий мониторинг на региональном уровне.

Для сравнения бюджета Калининградской областью возьмем Республику Ингешетия. Республика Ингушетия является одним из высокодотационным регионом. Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в консолидированный бюджет республики по итогам исполнения за 1 полугодие 2009 года составила 92,8 % от общей суммы доходов.

Таблица 1

Доход и Расходы Республики Ингушетия на 2007 г.

Доход Расход

Дефицит 7155157,3

7207984,3

52827 Выполнение доходов бюджета области в 2007 году не позволило обеспечить финансирование по всем статьям расходов. Сложилась неблагоприятная обстановка по выполнению областного бюджета 2007 года.

Таблица 2

Особенности расходов Республики Ингушетия на 2008 г.

Наименование показателя

Уточненные назначения на год

Исполнено

% исполнения

Социальная политика

2603056,2 2409376,1

92,5 Национальная экономика

1772471,1 1024583,4

57,8

Межбюджетные трансферты

1651511,8 1643109,8

99,5 Жилищно-коммунальное хозяйство

1250198,5

799948,4 64 Здравоохранение, физическая культура и спорт

956771 740437,1

77,4 Образование

860424,4

678595,2 78,9 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

680731,7 640278,5

94,1 Общегосударственные вопросы

606874,9

539100,4 88,8 Культура, кинематография, СМИ

105871,5 120920,4

114,2 Охрана окружающей среды

666,1

645,8 96,9 Всего расходов

10488577,2 8596995,1

82 Из данных видно, что расходование бюджета выполнено не в полной мере, а именно: на жилищно-коммунальное хозяйство потрачено меньше денег - 799948,4 тыс. руб., чем запланировано - 1250198,5 тыс. руб., на национальную экономику из запланированных 1772471,1 тыс. руб., потрачено 1024583,4 тыс. руб.

Таблица 3

Особенности доходов Республики Ингушетия на 2008 г.

Наименование показателя

Уточненные назначения на год

Исполнено

% исполнения

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

9734339 11622044,4

119,4

Налоги на прибыль, доходы

485364,1 538683,7

111 Налоги на имущество

97498

123208,7 126,4 Налоги на товары(услуги, работы), реализуемые на территории РФ

67755,7 70346,7

103,8 Налоги на совокупный доход

38188,4

32468,3 85 НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

12138 2390,7 19,7

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

5000

4360,1 87,2 ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

3880 7340,9 198,2

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

2315

1833,1 79,2 ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

992,3 67 6,7 ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

178,5 -1010,7

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

930 347,4

373 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

3922 22,6 0,6 ВСЕГО

10452501 12402102,9

118,6

Наибольший доход приносят безвозмездные поступления 11622044,4 тыс. руб.

Выполнение доходов бюджета области на 2008 год позволило обеспечить финансирование практически по всем статьям расходов и по всем уровням бюджетов. Сложилась благоприятная обстановка по выполнению областного бюджета 2008 года, в первую очередь благодаря безвозмездным поступлениям (11622044,4 тыс. руб.).

Таблица 4

Особенности расходов Республики Ингушетия на 2009 г.

Наименование показателя

Уточненные назначения на год

Исполнено

% исполнения

Социальная политика

2819482,4 1890812,3

67,06 Национальная экономика

803333,8

1625351,3 202,3

Межбюджетные трансферты

2104563. 2652540,6

126 Жилищно-коммунальное хозяйство

-

3651000,4 - Здравоохранение, физическая культура и спорт

630111,2 1216730

193,1

Образование

603220,9 976517,9

161,9 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

799806,1

1067038 133,4 Общегосударственные вопросы

1220923 1509680,4

123,6 Культура, кинематография, СМИ

142455,7

211259,2 148,3 Всего расходов

6215999,3 14800930,1

238,1 Из данных видно, что расходование бюджета перевыполнено, т.к. на все статьи расходов было потрачено больше, чем запланировано.

Таблица 5

Особенности доходов Республики Ингушетия на 2009 г.

Наименование показателя

Уточненные назначения на год

Исполнено

% исполнения

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

11042972,3. 11042972,3

100

Налоги на прибыль, доходы

587685,8 835109,2

142,1 Налоги на имущество

112025,5

131106,8 117 Налоги на товары(услуги, работы), реализуемые на территории РФ

75223,6 124512,9

165,5 Налоги на совокупный доход

35156,5.

33265,4 94,6 НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

10938,1 1468,1 13,4

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

7500

7500 100 ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

4140 4140 100 ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

1715,3. 2678,4 156,1

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

549,4 549,4 100

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

112,2 0 0 ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

36,2

90 248,6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

26,6 48,7 183 ВСЕГО

11874381,5 12183441,2

102,6

Наибольший доход приносит безвозмездные поступления (11042972,3 тыс. руб.).

Выполнение доходов бюджета области на 2009 год не позволило обеспечить финансирование практически по всем статьям расходов и по всем уровням бюджетов. Сложилась неблагоприятная обстановка по выполнению областного бюджета 2009 года.

Таблица 6

Доходы и расходы бюджета Республики Ингушетия 2007-2009 гг.

2007г.

2008г. 2009г.

Доходы (тыс.руб.)

7155157,3 12402102,9

12183441

Расходы (тыс.руб.)

7207984,3 8596995,1

14800930 -52827

3805107,8

-2617489 Дефицит

Профицит

Дефицит

Рис. 1

Если посмотреть на общие доходы и расходы с 2007 г. по 2009 г. (Рис. 1), то можно увидеть, что расходы превышают доходы, только в 2008 г. доходы превысили расходы.

В 2009 году Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия проведено 28 контрольно-ревизионных мероприятий, которыми охвачена деятельность органов государственной власти, предприятий и учреждений за 2007-2008 годы.

Предметом контрольных мероприятий являлись эффективность и целевое использование средств бюджета, использование республиканской собственности, соблюдение норм бюджетного законодательства и других нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Ингушетия.

Общий объем выявленных финансовых нарушений составляет 1596346,3 тыс. руб., что в 4,4 раза превышает показатель 2008 года (для справки: аналогичный показатель 2008 года по сравнению с показателем 2007 года составляет 119,4%), в том числе:

- нецелевое использование средств - 69888,7 тыс. руб. (164,4% по сравнению с 2008 г.);

- неэффективное использование - 193868,1 тыс. руб. (в 10,0 раза превышает уровень 2008 г.);

- средства, использованные с нарушением бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов РФ и РИ - 482870,7 тыс. руб. (189,0%);

- завышение стоимости выполненных работ - 29984,4 тыс. руб. (в 36,2 раза превышает показатель 2008 г.);

- ущерб, нанесенный республиканскому бюджету - 98496,2 тыс. руб. (в 4,4 раза превышает уровень 2008 г.);

- сумма выявленных материальных ценностей, неотраженных в балансе - 3200,7 тыс. руб. (197,3%);

- сумма упущенной выгоды - 21434,3 тыс. руб. (в 30,5 раза превышает показатель 2008 г.);

- недостача материальных ценностей и денежных средств на общую сумму 3342,7 тыс. руб. (превышение в 348 раз);

- несанкционированная кредиторская задолженность администраций районов и городов - 4489,2 тыс. руб.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные нарушения допущены бюджетополучателями при расходовании средств республиканского бюджета за 2007 и 2008 гг.

Как и в предыдущие годы, наиболее частыми нарушениями, выявляемыми в ходе контрольных мероприятий, стали нецелевое и неэффективное использование средств республиканского бюджета, несоблюдение требований законодательства в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд.

Сравним доходы и расходы Калининградской области и Республики Ингушетия.

Таблица 7

2007 2008 2009

Доходы (тыс. руб.)

Расходы (тыс.руб.)

Доходы (тыс.руб.)

Расходы (тыс.руб.)

Доходы (тыс.руб.)

Расходы (тыс.руб.)

Калининградская область

7155157,3 7207984,3

12402102,9 8596995,1

12183441,2 14800930,1

Республика Ингушетия

20237821,6 20047210,1

27574364,87 25147587,99

34478069,83 31309746,21

Рис. 2 Сравнение доходов Калининградской области и Республики Ингушетия

Рис. 3 Сравнение расходов Калининградской области и Республики Ингушетия

Из приведенных данных видно, что у Республики Ингушетия больше расходов и доходов, в первую очередь это связано с экономико-географическим положением: регион расположен на горной территории Северного Кавказа, является приграничным, находится в большой зависимости от состояния транспортной инфраструктуры. Для промышленного комплекса основные проблемы связаны с физическим и моральным износом основных фондов, а также с зависимостью от поставок сырья из других регионов страны и мира. Значительные проблемы сельского хозяйства связаны с высокой изношенностью сельскохозяйственной техники. Для пищевой отрасли проблемы во многом определяются слабостью собственной сырьевой базы республики и наличием сильной конкуренции со стороны региональных и иностранных производителей.

Перспективы промышленного развития Ингушетии связываются со строительством технически современных предприятий, работающих на собственном сырье и создающих привлекательные рабочие места. Перспективы развития нефтяного комплекса региона связаны с дальнейшей разведкой нефтяных месторождений и созданием нефтеперерабатывающих предприятий. Одной из важных отраслей республики является агропромышленный комплекс. Благоприятные климатические условия, плодородные почвы позволяют выращивать широкий ассортимент сельскохозяйственных культур, развивать животноводство. Значительные сельскохозяйственные ресурсы являются базой для пищевой промышленности. Приоритетным и перспективным направлением развития Республики Ингушетия за счет ее географического положения является установление межрегиональных и международных связей. Одним из приоритетных направлений развитие республики является малое предпринимательство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Но нужно отметить, что еще не сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами.

Региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитии территории.

Региональных финансы - это одна из составных частей финансов государства.

Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты.

Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования.

Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы регионов, финансы административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования. Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы.

Особое финансовое звено образуют специальные региональные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Главная цель создания таких фондов - концентрация средств предприятий на финансирование обще-региональных мероприятий.

Основные функции региональных финансов: распределительная, контрольная, мобилизационная.

Как было рассмотрено на примере Калининградской области, остаются не решенными многие проблемы региональных бюджетов, основным из них являются:

1. Ограниченность источников формирования доходов бюджета (основная часть налоговых доходов складывается за счет отчислений от федеральных налогов - налога на прибыль и налог на имущество);

2. Зависимость от поступлений из федерального бюджета;

3. Несовершенство бюджетного планирования.

Целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: ограничение бюджетного дефицита, обеспечение высокого уровня доходов бюджета области, увязка бюджетного планирования со стратегией и планами социально-экономического развития области, повышение эффективности бюджетных расходов, развитие механизмов государственных инвестиций, обеспечение прозрачности и публичности бюджетной политики, поддержание экономически обоснованный уровень налоговой нагрузки на организации и социально справедливый уровень налогообложения физических лиц, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций.

Работа над курсовой помогла мне разобраться в видах и функциях региональных финансах. Детальное рассмотрение доходов и расходов Калининградской области показало, что область не справлялась бы со своими расходами, если бы не было безвозмездных поступлений, субвенций и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко". 2004.

3. Ковалев В.В. Финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект - 2004

4. Макаров Г. Н. Бюджетная система РФ. М., 2005.

5. Парамонов В. В. Программа Курса "Региональные экономические отношения". - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006.

6. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е издание.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

7. Сенчагов В.К. "Финансы, денежное обращение и кредит": учебник, 2-е

издание, переработанное и дополненное - М.: ТК Велби, изд-во Проспект,

8. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление: учебник. - М.: ИКФ "ЭКМОС". 2004.

9. Финансы: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов IV курса (первое и второе высшее образование) специальности 080105 "Финансы и кредит". - М.: ВЗФЭИ, 2008.

10. Бюджетное послание губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе "О бюджетной политике в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов" цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы.

11. www.minfin39.ru ("Об исполнении областного бюджета за 2007 год").

12. www.minfin39.ru ("Об исполнении областного бюджета за 2008 год").

13. www.minfin39.ru ("Об исполнении областного бюджета за 2009 год").

14. www.creditrussia.ru

15. www.gov39.ru

16. http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/baltic/kalin_obl.htm

17. www.kaliningrad.net

18. www.russia39.ru/public/1588/

1 Полиэтиле?нтерефтала?т (ПЭТФ, ПЭТ) - термопластик, наиболее распространённый представитель класса полиэфиров, известен под разными фирменными названиями.

2 Бюджетное посланиеГубернатора Калининградской области Калининградской областной Думе "О бюджетной политике в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов"

- -

7

Показать полностью…
Похожие документы в приложении