Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Особенности детской периодики» по Журналистике (Вологина Е. В.)

В этой работе мы рассмотрим, на какие составляющие делится детская периодическая печать, каковы ее особенности, что собой представляет как тип издания, какие негативные стороны существуют у популярных изданий и другие вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Особенности детской периодики

Глава 2 Преобразование детского журнала

Заключение

Введение

«Дети – цветы нашего общества», «Все лучшее – детям», - эти и многие другие высказывания довольно ярко иллюстрируют наше трепетное отношение к будущему поколению. Это и понятно, ведь на формирующееся детское сознание оказываем и обязаны оказывать влияние именно мы, взрослые. От того, как и что мы сделаем, сколько приложим усилий, какие станем использовать методы, будет зависеть психическое и физическое здоровье, развитость и благосостояние наших детей, а значит, и страны в целом.

Влиять, согласитесь, можно по-разному и средств сегодня для этого существует множество. Об одном из них, а именно о СМИ, пойдет речь в данной работе.

Наряду с книгами, газеты и журналы играют огромную роль в развитии ребенка, поскольку являются духовными ценностями социума. Более того, детская журналистика – это своего рода синкретизм литературы, обучающих, развлекательных и других материалов.

Цель курсовой – показать степень изученности области детской периодики и проследить, каким образом реализуются знания ее специфики в современной прессе.

Глава 1 Особенности детской периодики

Детская периодика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Журналистика для детей, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции.

В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Заметное место в детской периодике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал.

Группа организаторских функций также играет в прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

Функциональная структура детских СМИ соответствует их типологической структуре.

По своему целевому назначению можно выделить:

 издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Авто-Юниор», «Юнга», «Муравейник»). К научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний. Однако издания в одном случае служат целям просветительского характера (научно-популярные), а в другом - обучения (учебные и учебно-методические). Необходимо отметить издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников (специальные издания по экономике, иностранному языку, программы внешкольного чтения и т.д.). Это «Школьный экономический журнал», журналы «Hello», «Открытый лицей» и др.; художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Детское чтение для сердца и разума», «Ванька-Встанька», «Школьная роман-газета», «Мы», «Недоросль», «Баламут» (Санкт-Петербург), «Родничок» (Пермь) и др.). В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются и материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю;

 развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (газеты «Катавасия», «Поле чудес для детей», «Снип-снап-снуре», «Абракадабра», журналы «Головоломки», «Забавки», «Веселые медвежата», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя» и др.).

Большинство изданий, а также теле- и радиопередач, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу «развлекая - поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников. Элементы соревнования, состязания на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды) очень часто являются составной частью подобных изданий.

Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.

Н. Радлов в статье «Рисунок в детском журнале » указывал на важную отличительную особенность художественного оформления журналов, которая заключалась в следующем: иллюстрации к ним в большинстве своем были «выполнены техникой, напоминающей ребенку те графические приемы, которыми он творит сам». «Отсюда у него возникает мысль о том, что искусство доступно; повышается его интерес к творчеству, - писал Радлов. - Когда он видит, что теми же карандашами, которыми работает он, таким же пером, штрихами, достижимыми для его детской руки, могут быть созданы образы, его волнующие или его веселящие, - он естественно находит в этом новый стимул для своих творческих упражнений и приближается к настоящему пониманию искусства». Таким образом, вместе с писателями и публицистами, художники употребляют свое мастерство и талант на достижение общих целей - развивать воображение ребенка, активизировать его восприятие, побуждать к творчеству.

Специфика детской определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

Основным типоформирующим признаком всех детских изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят эту аудиторию на группы: дошкольников (3 - 6 лет), младших школьников (7 - 10 лет), подростков (11 - 15 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение нескольких типов изданий:

• Для дошкольников

• Для школьников младших классов

• Для подростков

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.

Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать содержание изданий им помогают ведущие - обычно это персонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок. В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещается одна тема, поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность, отрывочность.

Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте - учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти издания многотемны: они включают в себя несколько рубрик.

Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам - дошкольникам и младшим школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые медвежата», «Забавки», «Миша», «Куча мала», «Плюс Я», «Свирелька» и др.), младшим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Стригунок», «Свирель», «Ванька-Встань-ка», «С нами Бог» и др.).

Сегодня группа традиционных изданий для юной аудитории представлена различными видами периодики - газетами, журналами и приложениями к ним (редко альманахами, дайджестами). Новым для этой группы изданий стало появление в ней многочисленных приложений как к детским и подростковым, так и к взрослым изданиям. Например, «Пионерская правда» выпускает четыре приложения - «Привет, мальчишки и девчонки!», «Юная Москва», «Олимпионик», «Светлячок» (для малышей), появившиеся в разные годы. Газета «Семья» имеет приложение - журнал для детей и подростков «Куча мала» (с 1996 г.). Газета «СПИД-инфо» выпускает приложение для малышей - газету «Вырастай-ка!» (с 1998 г.). У журнала «Юный техник» есть два приложения - это журналы «Левша» (с 1972 г.) и «А почему?» (с 1991 г.). Можно отметить, что с каждым годом тематика приложений становится все более разнообразной. С помощью приложений издания пытаются завоевать внимание всех поколений семьи, в том числе и детей, предоставив им занимательную информацию.

Глава 2 Преобразование детского журнала

В последнее время существенные изменения коснулись многих параметров деятельности журналистики для детей, в том числе и тематики детских изданий. В новых условиях для того, чтобы завоевать внимание читателей, в детских газетах и журналах различного уровня открываются новые рубрики, вырабатываются новые специфические способы взаимодействия с аудиторией: тематика публикаций постепенно приближается к информационным потребностям и социально-психологическим особенностям отдельных категорий и групп детской аудитории.

Анализ социологических исследований, регулярно проводимых проблемной лабораторией факультета журналистики Московского университета, выявил следующие тенденции в развитии детской прессы:

 Со страниц детских изданий полностью исчезли излишне идеологизированные материалы. Им на смену пришли публикации, приобщающие ребят к культуре, к общечеловеческим ценностям. Большое внимание уделяется вопросам морали, нравственности, духовному образованию, этике, эстетике, а также проблемам досуга. Этому посвящены новые рубрики многих детских газет и журналов: «Волшебный очаг», «Мое увлечение», «Про этикет», «Вера, надежда, любовь» и др.;

 С каждым годом детская журналистика используется как уникальное средство для выражения собственного мнения ребят. В рубриках «Настроение недели», «Я и мир вокруг меня» подростки размышляют о политике и обществе, о смысле жизни, о будущей профессии;

 Из года в год совершенствуются детские издания с элементами игры, моделирующие реальные проблемы взрослой практической деятельности. Они дают читателям все большие возможности для выявления способностей в различных сферах человеческой деятельности. Об этом свидетельствуют и названия новых детских журналов: «Умка», «Мастерилка», «Я – сам! Я – сама!». В этих изданиях в игровой форме даются практические советы по шитью и вязанию, кулинарии и рукоделию, конструированию и моделированию.

Разнообразные игровые формы используются во всех детских газетах и журналах. Включаясь в тесты, конкурсы, викторины, турниры, проводимые изданиями, откликаясь на просьбы редакции вносить предложения об улучшении содержания детских изданий, ребята тем самым участвуют в процессе подготовки будущих номеров: придумывают темы, названия, рубрики, новые игровые ситуации, кроссворды;

 В последнее время происходит сближение деятельности детских изданий с наукой. Они используются как важное средство популяризации среди детей основ современных научных знаний – от истории и литературы до экономики и программирования. В той или иной степени это присуще всем детским изданиям. Сегодня наряду с печатными детскими изданиями появляется все больше и больше так называемых сетевых, или веб-журналов, которые располагаются в Интернете. Новые технологии, позволяющие создавать электронные СМИ, по достоинству оценены пользователями и разработчиками сайтов. Вот некоторые преимущества сетевых журналов:

Для электронных изданий не требуется бумага;

Обилие свободного места для публикаций;

Доступность широкому кругу читателей;

Бесплатность (читатели оплачивают только время в Интернете);

Беспроблемное архивирование старых выпусков и т.д.

Сетевые издания делятся на три вида: бумажно-электронные, электронные, электронно-бумажные. Первый вид представляют журналы, выходящие в печатном виде и имеющие версию в Интернете, здесь основным считается бумажный выпуск («Мурзилка», «Свирель»). Электронные издания не имеют печатной версии («Санька-Бешеный кролик!», «Солнышко»). В электронно-бумажном виде основным считается веб-журнал, печатной же версии уделяется второстепенное значение, похоже, у русских детей электронно-бумажных журналов пока нет.

Анализ журналов для дошкольников «Спокойной ночи, малыши» и «Дисней для малышей» позволил выделить их основные рубрики:

 Литературно-ознакомительные:

- небольшие тексты с вопросами, позволяющими взрослым выяснить, что из прочитанного понял их ребенок;

- стихи, которые легко выучить наизусть;

- занимательная азбука.

 Смастерим-ка.

 Раскрась сам.

 Подумай и ответь: загадки, кроссворды, головоломки.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией, но они включают в себя несколько рубрик, как бы продолжающих аналогичные рубрики журналов для дошкольников. Так в «Буратино» и «Тошка» представлены практически все направления, отмеченные в журналах для дошкольников. Но художественные произведения «Тошки» и «Буратино» более «жизненны»: они повествуют об отношениях в семье, школе.

Раздел «Смастери-ка» сохраняется, хотя дает более сложные задания. С помощью журналов «Тошка» и «Буратино» ребята самостоятельно могут сделать бумажного зайца, летную пилотку, собачий фонарик и многое другое.

Раздел «Раскрасим сами» видоизменяется в «Учимся рисовать». В его арсенале не готовые раскраски, а рисунки-подсказки, предоставляющие детям больше самостоятельности. Рубрика «Подумай и ответь» значительно расширяет границы: в «Буратино» это раздел «Ключворд», содержащий 10 заданий и занимающий треть журнала. В «Тошке» это шестая часть, так как этот журнал преследует, прежде всего, не развлекательные, а образовательно-просветительные цели. В журналах, как для малышей, так и для младших школьников постоянный компонент – настольная игра.

В юмористическом разделе «Страшилки и хохоталки», наряду с традиционными – анекдотами, считалками и скороговорками, появились такие рубрики, как «В гостях у Карабаса» и «Классный юмор».

Раздел «Не до скуки» помогает весело провести свободное время – овладеть мастерством фокусника, устроить веселый спектакль.

Пожалуй, самыми известными и популярными журналами российских детей до недавнего времени были «Мурзилка» (первый

номер вышел в свет в 1924 году) и «Веселые картинки» (впервые издан в 1956 году).

Эти издания стали родными тысячам ребят, о чем свидетельствует реакция на размещенные недавно в Интернете несколько старых (за 1981 год) журналов «Веселые картинки», вот какие отзывы присылали читатели, посетившие сайт:

Светлана:

Вот оно - моё интересное, весёлое, безрекламное детство!!! Я оказалась на вашем сайте совершенно случайно, и просто поражена вашей замечательной идеей… Сейчас смотрю на эти страницы, и , представляете!, Я их помню!!! Ваша идея - просто класс!!!!

Laisa: 1981 - первый год, когда мне выписывали «Веселые картинки» Оказалось, всё это хранилось в памяти до сих пор, и с такими подробностями! И "тётя с зелёными бусами/усами", и "если я расту во сне" и "лето-лето, в трусики одето" - как будто вчера это было!

Kite: Ребята! Это просто праздник какой-то! Мне в 81 шесть лет было, просто удивительно насколько каждая картинка, каждый стих отпечатался в памяти! Каждая картинка до боли знакома, вызывает волну ассоциаций, как будто это было вчера! Ни какой ностальгии, ностальгия - это грусть, а тут только светлые, приятные чувства. Недаром все современные психологические течения говорят о полезности детского, образного восприятия мира. А тут, глядя на эти картинки, совершенно неожиданно и полностью в него окунаешься, и кажется, что не было никакой юности с её комплексами, потугами "взросления"... Детство продолжается! Но уже такое зрелое, осознанное, продуктивное, когда сам можешь что-то делать...

Wesha:

Рулез немереный! Ждем еще!

К сожалению, сейчас «Мурзилка» и «Веселые Картинки», похоже, уходят в прошлое. Все реже они поступают в продажу, все меньше пользуются спросом. На их место пришли масса новых красочных журналов («Играем вместе с Барби», «Том и Джерри» и др.), не уступающих по качеству печати и разнообразию содержания. Как правило, это переводные издания.

По итогам конкурса «Лидер среди периодических изданий», который проводил Союз издателей и распространителей печатной продукции в 2002 году, журнал «Микки Маус» («Эгмонт Россия») победил в номинации «Лидер в тиражной политике среди изданий для детей». Теперь «Микки Маус» юные читатели могут получать еженедельно.

Так выглядят новые детские журналы «Микки Маус» и «Играем вместе с Барби»: Нужно отметить, что наряду с превосходным внешним видом и увлекательным содержанием в переводных изданиях, настораживают, или, по крайней мере, должны настораживать такие моменты, как, например названия публикаций. На фоне мурзилковских сказок типа «Как Ёжик с Медвежонком спасли Волка», «Маленький зеленый лягушонок» или рассказов «Беспокойная соседка», «Весенние страницы», в названиях комиксов из «Микки Мауса» звучат не совсем детские понятия: «Дональд Дак. Двойник», «Бабушка Дак. Наваждение», «Чип и Дейл. Правдивая ложь», «Скрудж Макдак. Экономия по Макдаку».

Сложно сказать, какими принципами руководствовались издатели «Микки Мауса», когда в № 7 за 2003 год детям предложили конкурс «Грабители», победитель которого в качестве приза выигрывает видеокассету «Звездные войны. Атака клонов»… А вот пример нескольких вопросов из теста «Крут ли ты?», помещенного в «Микки-Маусе» № 15 за 2000 год:

« Какую куртку ты носишь охотнее всего?

а) Куртку для приключений – с сотней карманов и тысячей полезных вещей! (3 очка)

б) Старую выцветшую джинсовую куртку (2 очка).

в) Яркий анорак с капюшоном (1 очко).

 Чтобы произвести на приятеля впечатление, ты рассказываешь ему о своих крутых увлечениях. Что это за увлечения?

а) Изобретаю новые трюки на скейте (3 очка).

б) Я занимаюсь дзюдо, каратэ и кунфу! (2 очка)

в) Сейчас читаю классную книгу про дельфинов (1 очко)»

И так далее. Кто набирает наименьшее количество очков (а значит – носит анорак с капюшоном и читает книги про дельфинов!), тому грозит беспощадный приговор (причем, так категорично не выражаются даже в тестах для взрослых): «И не думай об этом! В тебе крутизны ни на йоту!..

Многие родители, скорее всего, и не подозревают, что говорят сами американцы по поводу такой любимой всеми девочками куклы Барби, главной героине журнала «Играем с Барби» вот, что пишет доктор Джеймс Добсон:

«Нет лучшего способа научить ребенка поклоняться красоте и материализму, чем с помощью Барби. Если мы сознательно стремимся внушить нашим маленьким девочкам мысль о необходимости стать богатыми и роскошными женщинами, то невозможно сделать больше, чем уже сделано.

Вы когда-нибудь видели некрасивую куклу Барби? Вы когда-нибудь замечали в ней хоть малейший изъян? Ни в коем случае! Она вся дышит женственностью и сексапильностью… Подобный идеальный образ во многом определяет самооценку тринадцатилетней девочки, впервые внимательно посмотревшей на себя в зеркало. Никаких сомнений, она далеко не Барби!… Эти куклы воплощают собой идеал физической красоты, недостижимый для большинства девочек. Многие проблемы, возникающие в связи с низкой самооценкой в подростковом возрасте, обуславливаются стандартом красоты, навязанным ребенку в детстве.

Куклы Барби пробуждают в девочках эмоции, свойственные подростковому возрасту, задолго до того, как они созревают для них. Вместо того чтобы играть с плюшевыми зверюшками, мячиками, машинками и лошадками, трех-четырехлетние малышки учатся фантазировать о жизни на подростковом уровне. Барби и ее друг Кен ходят на свидания, учатся танцевать, водят дорогие спортивные автомобили, принимают солнечные ванны, дают друг другу брачный обет и заводят детей. Очень маленькие девочки, которым следовало бы думать о вещах, более подобающих детскому возрасту, на этом наглядном примере получают представление обо всей подростковой культуре, с ее акцентом на сексуальном аспекте жизни. Таким образом, они начинают неестественно быстро развиваться эмоционально и, скорее всего, достигнут пика сексуального интереса на несколько лет раньше положенного – со всеми вытекающими отсюда последствиями для социального и психического здоровья».

Печально, что в наше время с выходом в свет такого разнообразия журналов для детей, вместе с интересными и полезными публикациями в печати появляется и масса вещей, оказывающих отрицательное воздействие на психику и формирование сознания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня журналистика для детей – достаточно изученная область СМИ. Знание ее специфики, особенностей, а также психологии ребенка возлагают огромную ответственность на людей, занимающихся детскими изданиями. И ответственность эта, прежде всего моральная, т.к. именно о моральном здоровье ребенка идет речь, когда он впитывает со страниц журналов и газет такие вещи, о пагубности которых взрослые, быть может, и не догадываются. Известный журналистский принцип «не навреди» должен прослеживаться абсолютно во всех рубриках и публикациях: в рассказах, сказках, тестах, анекдотах и т.д.

Преобразовательные процессы в российской прессе, регулярно проводимые анализы социологических исследований говорят о положительной тенденции в развитии детской журналистики, что еще раз подтверждает необходимост

Показать полностью…
Похожие документы в приложении