Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
2 монеты
docx

Шпаргалка «Экзаменационная» по Психологии (Василенко Е. А.)

32.Стратегии поведения в конфликте

Исследователи выделяют следующие стили поведения в меж-личностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособ-ление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

Противоборство - характерно настойчивое, беском-промиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание сво-их интересов, для чего используются все доступные сред-ства.

Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

Приспособление - предполагает готовность субъекта посту-питься своими интересами с целью сохранения взаимоотноше-ний, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той сте-пени, когда путем взаимных уступок находится приемле-мое решение для противостоящих сторон.

Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении счи-таются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногла-сий и найти выход из кризиса, приемлемый для противо-стоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

Ассертивное поведение (от англ. Assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность че-ловека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась усло-вием реализации интересов взаимодействующих субъек-тов. Ассертивность - это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятству-ет возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наиболь-шая эффективность достигается при взаимодействии одно-го ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанны-ми, так и сознательно используемыми для достижения желае-мых результатов при разрешении межличностных конфликтов.

1. Предмет и методы социальной психологии.

Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов*), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Методы социальной психологии

1. Наблюдение (бытовое, научное)

2. Эксперимент (Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.)

3. Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя

4. Тестирование

5. Социометрия – метод исследования структуры группы на основе выбора членами группы желательных или нежелательных партнеров по общению и деятельности(разработал Дж. Морено)

6. Контент – анализ – метод изучения текстов, при котором в тексте выделяются и подсчитываются единицы, связанные с тем или иным психологическим феноменом.

2. Этапы развития социальной психологии и ее задачи на современном этапе

1) Этап накопления соц – псих знаний

• Первобытная эпоха – методы воздействия на группу людей и на отдельного человека.(Охотничий танец, ритуал «хвастовство» перед боем, рисунки…Это моделирование желательного поведения, создание духа победы)

• Эпоха античности – ораторское искусство; Социоцентризм Платона — «социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения.»; Эгоцентризм Аристотеля — «человек рассматривался как “социальное животное”, которое не может развиваться нормально вне общества»

• Период средневековья – появилась исповедь, как мощное средство психо – терапевтического воздействия.

• Новое время – интерес философов обратился к личности, психологии познания

• Тории “плохого” и “хорошего” человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых (“реалистическое”) придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению (“романтическому”), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

• В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

• Методологии позитивизма О.Конта — при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2)Этап выделения соц. – псих. В самостоятельную науку

• Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) — “дух” нации или народа противопоставлялся “духу” отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

• Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон — внушение, У. Джеймс — привычку, У. Макдугалл и У. Троттер — инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль — “коллективное сознание”.

• Социальный дарвинизм делал акцент на “борьбе за существование” посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

• Психоаналитическая теория 3. Фрейда — инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация “либидо” (сублимация).

2) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX—XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет

Задачами социальной психологии выступают:

1) теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

5) выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога – уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна.

3. Общение, его структура и функции

1. Информационный подход. Общение – процесс приема и передачи сообщений, в ходе которого происходит передача информации от одного партнера к другому, познание партнера по общению и воздействие партнеров друг на друга. (Андреева)

2. Субъективный подход. Общение – взаимодействие двух субъективных миров, в которых происходит взаимовлияние на ценности, взгляды, мировоззрения друг друга.(Коган)

Общение – формирование общего мировоззрения, ценностей, взглядов. (Петровский)

3. Деятельный подход. Общение, как вид деятельности. (Леонтьев, Ананьев)

Структура общения

Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Функции общения

- инструментальная (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определённого действия);

- синдикативная (общение оказывается средством объединения людей);

- самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

- трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.);

экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);

социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

социализация (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами)

4. Средства общения

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счёт невербальных средств – на 55 %.

1. Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике (основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы); Визуальный контакт), позе(показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.), жесте(коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания. В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи), походке( можно определить эмоциональное состояние).

2. Просодические и экстралингвистические средства. Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности

3. Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

4. Проксемические средства. Дистанция. интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и сам на него даёт ответ);

в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи – это система индивиндуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

5. Имидж и его создание

6. Сущность и механизмы социальной перцепции

Социальная перцепция - процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Механизмы:

1)Идентификация – механизм социальной перцепции, состоящий в отождествлении себя с другим лицом или группой, при этом человек начинает смотреть на мир с точки зрения своего партнера.

2)Эмпатия – эмоциональное сопереживание, когда человек подключается к эмоциям партнера и испытывает их вместе с ним. Роджерс считал, что переносясь во внутренний мир партнера мы хоть и начинает лучше его понимать, но все же не можем испытывать таких же сильных эмоций.

3)Атракция – механизм, сущность которого состоит в непроизвольном формировании положительного отношения к партнеру

4)Рефлексия – способность осознавать и оценивать свои мотивы и чувства.

5)Соц. Стереотипы и установки. Стереотип – упрощенный, эмоционально насыщенный образ той или иной социальной группы, который с легкостью распространяется на всех представителей данной группы.

7. Факторы, влияющие на восприятие человека человеком

 Информация, предшествующая общению

 Фактор первичной информации. Если информация, предоставляемая о человеке обширна и разнопланова, то первая по времени предоставления информация больше влияет на суждения людей, в тех случаях, когда нужно вынести свое суждение сразу, и напротив, когда у человека есть время самому все проанализировать и обдумать свое отношение – вторичная информация более существенна.

 Фактор первого впечатления

 Фактор сходства.(чем больше партнер похож на нас, тем точнее тот образ, который мы создаем . Оценка похожих людей более позитивна. Аронсон считал, что это потому, что субъект, похожий на нас действительно более понятен нам. Позитивная оценка партнера, похожего на нас, подтверждает значимость и наших собственных качеств. Также, сходные субъекты, как правило, оказываются в похожих ситуациях под влиянием сходных факторов

 Фундаментальная ошибка атрибуции

8. Казуальная атрибуция

Ф. Кайдер. Казуальная атрибуция – причины поведения.

Гарольд Кени: люди используют три основных фактора для объяснения причин поведения людей: Фактор постоянства; фактор исключительности; фактор сходства.

Два этапа атрибуции: быстрое суждение на основе личностных качеств ( не требует больших интеллектуальных затрат); ситуативные факторы(постановка себя на его место)

Причины функциональной ошибки атрибуции: 1)фактор перцептивной заметности; 2)требуется значительное эмоциональное напряжение, способность к децентрации;3) у человека есть стремление к положительному поддержанию образа своего «Я», к высокой самооценке.

Факторы, влияющие на выраженность ошибки: 1) ф. времени, прошедшего с момента события;2) ф. самооценки; 3) развитие рефлексии;4) ф культуры (западн. Культ. – индивидуалисты, восточн. – коллективисты) 5)социальный статус = социальное положение; 6) личностный опыт, история жизни индивида(победы, поражения, любовь, нелюбовь…); 7)индивидуальные особенности

9. Межличностная аттракция

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и "продукта" его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Законы аттракции.

1-й закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.

2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть)

механизм формирования аттракции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой бессознательного в оценке людьми друг друга. Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора. "Какой-то неприятный осадок", - говорите вы. Или: "Что-то в нем есть располагающее", - замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но... могут и не пропасть! Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. "Минуя" сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны: иметь для партнера эмоциональное значение; это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).

В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.

31. Конфликты. Их виды, факторы, влияющие на их течение

Конфликт межличностный [от лат. conflictus — столкновение] — столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуаль-ного сознания. Такие конфликты могут быть связаны, на-пример, с излишней зависимостью или с ролевой напря-женностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения груп-пового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногла-сия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (то есть социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в раци-ональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к соперни-ку, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стре-мятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимо-отношений, норм, образцов поведения, справедливому распре-делению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт раз-решается. Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему эту цель достичь.По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные. Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей.

10. Взаимодействия между людьми, сущность, виды

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

• Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

• Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Механизм С.В. включает участников и их действия, изменения вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение и обратная реакция.

Классификация социального взаимодействия:1)Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),;2)по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,;3)Разнонациональные,;4)Между людьми разного достатка, и т. д.;5)Разного пола;6)Разные страны…

11. Механизмы воздействия человека на человека

12. Факторы, влияющие на эффективность убеждения

Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует субъект для достижения своей цели.

Убедительность субъекта зависит от того, насколько адресат воздействия ему доверяет. Поэтому руководителю, который вызывает доверие у своих сотрудников, требуется меньше усилий, чтобы убедить их в оптимальности принимаемого решения, чем руководителю, который только что приступил к выполнению своих обязанностей и к которому подчиненные относятся с осторожностью и опасениями.

Доверие вызывают лица, пользующиеся авторитетом. Как правило, это люди, которые выступают как квалифицированные специалисты, профессионалы в области принимаемого решения. Поэтому, чтобы повысить эффективность убеждающего воздействия, целесообразно привести в качестве аргумента мнение авторитетных экспертов.

Внешним признаком компетентности являются уверенность, с которой субъект излагает свою позицию. Поэтому люди, которые говорят громко, быстро, уверенно, что называется «со знанием дела», оказываются более убедительными. Можно использовать и такие атрибуты профессионального статуса, как диплом, наличие ученой степени, звания, грамоты, сертификаты и т.д. Все они не обязательно адекватно отражают реальный уровень образованности и могут быть всего лишь внешними, формальными, показными признаками. Тем не менее, они способны повысить эффективность воздействия.

Авторитет убеждающего субъекта не обязательно должен быть связан с его компетентностью в обсуждаемом вопросе. Так, к рекламным акциям часто привлекаются известные артисты, актеры, ведущие телепередач, которые являются популярными и вызывают у значительной части аудитории уважение и симпатию. Сходным образом может поступить и руководитель, заручившись поддержкой тех сотрудников, которые пользуются у своих коллег популярностью.

Искренность, правдивость субъекта также повышают убедительность его аргументов. Как честный и открытый воспринимается человек, который отстаивает что-то вопреки своим интересам, а также не скрывает своих слабых сторон и недостатков. Поэтому руководителю при организации убеждающего воздействия иногда стоит подчеркивать не только сильные стороны принимаемого решения, но и обращать некоторое внимание на его недостатки. Это не только не подорвет его авторитет, но напротив, вызовет большее доверие. А сотрудники в этом случае смогут внести какое-нибудь дельное предложение по преодолению этих недостатков.

Чем более привлекателен человек, тем более убедительны его аргументы. Приятная внешность, модная и стильная одежда, опрятность, аккуратность и чистота вызывают у людей симпатию.

Сила и качество используемых в убеждении аргументов определяет его успешность. Большим потенциалом убедительности обладает фактическая информации, подтвержденная документально. Факты, свидетельства, документы повышают обоснованность убеждающего сообщения.

Эмоциональность сообщения также способна повысить его убедительность. Так, подтолкнуть партнера к заключению сделки можно, не только приводя аргументы, подчеркивающие ее выгодность, но и воздействуя на его эмоциональное состояние. В убеждающем сообщении, к примеру, может присутствовать пугающая информация о возможных потерях, которые повлечет за собой отказ от предложения. Если сообщение вызывает негативные эмоции (тревогу, беспокойство, страх, раздражение, гнев) и предлагает средства «спасения» от них, его убедительность растет.

Позитивное эмоциональное состояние также повышает эффективность убеждающего сообщения, поскольку в таком состоянии человек «видит мир в розовом цвете» и заранее готов позитивно отнестись к аргументам субъекта. Поэтому повысить эффективность убеждающего воздействия может информация, вызывающая радость, оптимизм, энтузиазм.

Важно также, насколько убеждающее сообщение расходится с позицией адресата воздействия. Последний скорее согласится с той точкой зрения, которая ближе к его собственной и является менее радикальной. Выдвигать предложения, которые коренным образом изменят жизнь сотрудников, и рассчитывать на поддержку последних могут только руководители, которые пользуются большим уважением и доверием в коллективе.

Повысить эффективность убеждающего сообщения позволяет также апелляция к контраргументам, то есть информации, которая не соответствует излагаемой позиции, противоречит ей. При этом инициатор воздействия дает понять, что он не слепой фанатик, который упрямо отстаивает свою позицию, что он знаком и с другими точками зрения, видит их сильные стороны, открыт, честен и готов к сотрудничеству.

Включая в убеждающее сообщение контраргументы, следует помнить, о том, что важное значение имеет последовательность предъявления информации. Эффект первичности и эффект новизны заключаются в том, что решающее значение может приобрести первое или последнее содержание, полученное адресатом воздействия по спорному вопросу. Информация, поступившая первой, препятствует восприятию и анализу последующего сообщения. Для его полноценного осознанного усвоения должно пройти некоторое время. Если же между двумя сообщениями прошло достаточно времени, то, при прочих равных условиях, последняя информация окажется более убедительной, поскольку впечатления от нее будут более свежими и яркими.

Убеждение в непосредственном взаимодействии лицом к лицу будет более эффективным, поскольку инициатор воздействия имеет возможность отслеживать, как адресат реагирует на его аргументы по его жестам, мимике, пантомимике, интонации, громкости голоса и т.д. Такая богатая обратная связь позволяет убеждающему субъекту корректировать свое поведение в зависимости от ситуации, вносить дополнительные аргументы, уточнять, разъяснять и т.д.

Эффективность воздействия повышается благодаря его наглядности. Чем более богато сообщение на иллюстрации и примеры, тем более убедительным оно окажется слушателям. Известно ведь, что лучшим способом убеждения считается личный пример, который наглядно демонстрирует ту модель поведения, которой хотел бы добиться от окружающих инициатор воздействия.

• тщательно продумайте свою точку зрения, обоснуйте ее, заготовьте аргументы;

• используйте для доказательства факты, документальные свидетельства;

• приводите в качестве аргумента мнение экспертов;

• привлекайте на свою сторону лиц, которые пользуются в коллективе уважением;

• обратите внимание на внешние признаки привлекательности и авторитетности: красивая и модная одежда, прическа, манера говорить уверенно, четко, громко;

• не забывайте, что наличие внешних атрибутов профессионального статуса (различных званий и степеней, сертификатов и дипломов) способно повысить авторитет;

• будьте искренними: по возможности не скрывайте своих интересов, а также не забывайте, что ваша позиция не лишена слабых мест;

• сообщите собеседнику о позиции оппонента, приведите его аргументы; это сделает ваше сообщение более искренним и настроит партнера на анализ и оценку информации;

• если вы не уверены в собственном авторитете, не торопитесь выдвигать предложения о радикальных изменениях, начните с более скромных инициатив;

• осуществляйте убеждение в непосредственном взаимодействии лицом к лицу, следите за реакцией собеседника на ваши слова, наблюдайте за его жестами, мимикой и другими невербальными проявлениями;

• уточняйте, насколько ваша точка зрения понятна собеседнику, насколько точным является это понимание;

• излагайте свои аргументы в самой простой и понятной форме;

• изложите свою точку зрения письменно, если считаете свою систему аргументации сложной для восприятия на слух;

• используйте всевозможные наглядные средства, видеозаписи, графики и т.д.;

• если есть такая возможность, покажите сотрудникам личный пример;

• для убеждения более широкой аудитории используйте средства массовой коммуникации;

• учитывайте особенности адресата воздействия в процессе убеждения (возраст, пол, характер, темперамент);

• обратите внимание на состояние, в котором находится убеждаемый субъект;

• если человек раздражен, невнимателен, о чем-то тревожится, то, возможно, лучше отложить разговор, иначе эффект от убеждения будет непрочным, неглубоким, краткосрочным;

• выясните, каковы потребности, цели, взгляды адресата воздействия и учтите их, работая над собственной аргументацией;

• учтите, что аудитория может быть хорошо осведомлена в том вопросе, который стал предметом обсуждения; в этом случае необходимо продумать аргументы более тщательно; полезным может оказаться обращение к адресату воздействия за советом;

• если ваша позиция далека от точки зрения, которой придерживается ваш собеседник, а вам при этом важно убедить его в собственной правоте, не предупреждайте его заранее о своей цели;

• проанализируйте свою точку зрения, каковы ее слабые стороны, какие критические замечания могут быть выдвинуты в ее адрес, затем продумайте контраргументы — тем самым вы укрепите собственную позицию.

13. Трансактный анализ Э. Берна Как подход к изучению взаимодействий

Трансактный анализ представляет собой один из классических вариантов современного психоанализа. Он разработан как специальный метод групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний "Я". А единица взаимодействия была названа трансакцией.

Согласно концепции Берна, каждый человек представляет собой хранилище стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским "хочу" или "не хочу" (эмоции, импульсы и т.д.). В реальной жизни люди пытаются соотносить "хочу" и "должно", причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в жизни хорошее социальное положение. Совокупность устоявшихся стереотипов Э. Берн называет состоянием "Родитель", а трезвого "весовщика", соизмеряющего "хочу - нужно", - словом "Взрослый". А наши эмоции и импульсы - "Ребенком". Так же, как и у З. Фрейда, структура личности у Э. Берна трехкомпонентна. В каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка"

Общение с людьми может строиться по разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения и - что очень важно - от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются различные психологические механизмы, которые вызывают у человека доминирование того или иного состояния, каждое из которых пользуется своим особенным "языком" слов, жестов и поступков.

Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же "языке", то есть (по терминологии Э. Берна), когда "Ребенок" разговаривает с "Ребенком", "Родитель" с "Родителем", а "Взрослый" со "Взрослым". Ажурная конструкция общения приобретает хаотические черты Вавилонской башни, если один из собеседников говорит на языке "Родителя", а другой - на языке "ребенка" и т.д.

Э. Берн полагал, что люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. Самой страшной игрой на Земле, по выражению самого Берна, является война. В связи с этим очень важно отметить, что групповая психотерапия (по Э. Берну) должна складываться на уровне "Взрослый - Взрослый". Цель состоит в том, чтобы научиться выделять состояния "Взрослого" как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне "Взрослый - Взрослый".

Игра - это повторяющаяся последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства (ложные чувства)

14. Групповое давление и конформизм

Конформизм и групповое давление. Дальнейшие исследования влияния малой группы на протекание психических явлений и поведение индивида связаны с изучением феномена конформизма (от лат. conformis — подобный) Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951 г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставилась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. В контрольных опытах при индивидуальном выполнении задания оно не вызывало у испытуемых каких-либо трудностей. В ходе эксперимента все участники, кроме одного («наивного субъекта»), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. «Наивный субъект» не знал о сговоре и выполнял задание последним. В экспериментах С.Аша было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов с его участниками проводилось интервью с целью выяснения их субъективных переживаний. Большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.

В дальнейшем эксперименты с подставной группой неоднократно воспроизводились в различных модификациях (Р.Крачфилд, 1955).При этом было обнаружено, что за внешне сходным «конформным» поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы «конформистов» говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своею мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственно конформность. «Конформность констатируется там и тогда,— отмечает Г.М.Андреева,— где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы»

Влияние меньшинства. Ели меньшинство будут упорствовать в своих убеждениях, то это окажет влияние на большинство, но возможно, это проявиться позднее и незаметно для самих людей.

15. Конформность факторы, влияющие на ее уровень

На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности). Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы (рис. 8) и достигает максимума в присутствии 5-8 человек (Ж. Годфруа,1992, Д. Майерс, 1997). Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления. Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию. Люди со слабой НС более конформны; Сплоченность; Наличие союзника практически снимает конформность. Престиж повышает К. Закрытость группы, в сочетании с отрицательным отношением к ней общества повыш. К.;

Внеш. Конформизм – внешне человек ведет себя в соответствии с желаниями группы, но внутренне сохраняет собственное мнение. Внутр. Конформизм – искренне разделяет мнение, навязываемое группой. Нон – конформизм – демонстративное неприятие групповых норм и решений.

16. Малая группа. Подходы к определению понятия, границы

"Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов".Андреева

"малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов".

При таком понимании малая группа – это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры.»Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин "контактная группа" приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью

Границы. Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий "верхний" предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как "верхний".Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности. Нижняя граница – 2-3 человека, вероятнее 3,: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот "третий" может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало.

17. Феномены малой группы

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае -- для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм. Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Позиция -- это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

В отличие от позиции статус индивида в группе -- это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Когда о школьнике, например, говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в классе (председатель совета, староста и т.п.). Если же об ученике говорят, что он имеет высокий статус, то под этим подразумевается, что данный школьник пользуется признанием и авторитетом среди товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказывать на членов группы существенное Психологическое влияние.

Внутренняя установка человека в системе внутри групповых отношений -- это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус И его восприятие человеком могут совпадать или расходиться. Например, школьник, считающий, что товарищи по классу его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом, а учащийся, который думает, что его авторитет в классе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.

Следующее понятие, характеризующее положение индивида в группе, -- это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (скажем, роль лидера, шута). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Социально-психологическую структуру группы, кроме перечисленных, описывают также в понятиях композиции, каналов коммуникаций.

Композиция -- это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

Под каналами коммуникаций понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. На рисунке представлены два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.

18. Нормы и санкции в малой группе

Нормы – правила поведения, разделяемые и выполняемые членами группы.(Немов)

Нормы – представление о должном поведении членов группы, которое возникает благодаря повторяемости соц.воздействий.(Шибутани)

Нормы – ожидаемые образцы поведения, утвердившиеся благодаря повторяемости(Бергер)

Нормы - правила и образцы поведения, которые приняты в данной группе, разделяются и выполняются ее членами, и связаны с целями и требованиями деятельности.(Андреева)

Санкции – один из видов норм. Нормы принуждения к соблюдению других норм.

Санкции бывают негативными и позитивными. Могут быть разделены на официальные и неофициальные.

19. Роли и структура малой группы

Роли - шаблон поведения, который ожидается от человека, если известна его позиция в общем взаимодействии.

Виды по Шеплеру: 1)Роль – α:лидер, организует всех на выполнение программы. 2)β: эксперт: благодаря интеллекту и опыту может оценивать решение лидера и группы, высказывая компетентное мнение. 3) роль – ρ: противостоит лидеру, критикует действия лидера. 4)роль – γ(гамма) конформные, идущие за лидером, члены группы. 5) роль – ω(омега) – изолированные члены группы.

Классификация по Стейнеру и Кратохвиллу: шут, мученик, жертва, агрессор, козел отпущения, шестерка.

Виды ролей: Роли конвенциальные – шаблон поведения, который ожидается от человека в данной ситуации, в независимости от его личностных качеств. Межличностные роли – роли, которые несут отпечаток личности индивида.

Ролевая структура группы – совокупность и взаимосвязь всех ролей в группе. Наличие множества ролей свидетельствует о зрелости группы. Каждая роль вносит свой вклад в деятельность группы.

Структура группы по Андреевой : струк – ра группы – совокупность отношений, ролей, статусов в группе.1) Деловая подструктура; 2) эмоциональная подструктура

20. Лидерство и руководство в малой группе. Теории лидерства.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

"Теория черт" Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики.

"ситуационная теория лидерства". Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Эта теория было подвергнута критике Пиаже.

«системная теория лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

21. Стили лидерства

Авторитарный стиль. Формальная сторона: Деловые, краткие распоряжения

Запреты без снисхождения, с угрозой ,Четкий язык, неприветливый тон ,Похвала и порицания субъективны ,Эмоции не принимаются в расчет ,Показ приемов – не система ,Позиция лидера – вне группы. Содержательная сторона: Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме) ,Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны ,Голос руководится – решающий.

Демократический стиль. Формальная сторона: Инструкции в форме предложений

Не сухая речь, а товарищеский тон ,Похвала и порицание – с советами, Распоряжения и запреты – с дискуссиями ,Позиция лидера – внутри группы. Содержательная сторона: Мероприятия планируются не заранее, а в группе ,За реализацию предложений отвечают все ,Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Попустительский стиль. Формальная сторона: Тон – конвенциональный

Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества, Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Содержательная сторона: Дела в группе идут сами собой ,Лидер не дает указаний ,Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера(Левин)

в традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. Естественно, что эта схема, не может охватить все стороны и все проявления стиля лидерства. Можно идти по пути еще большего усложнения схемы, что и делается в практике экспериментальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувствуется особенно сильно.

22. Совместимость и ее уровни

Совместимость – такой эффект сочетания людей, при котором максимальный результат совместной деятельности достигается путем минимальных психологических затрат.

Уровни: 1)психо – физиологический(по чувствительности к различным средовым факторам(температура, шум, режим дня); 2) Психологический( по темпераменту, характеру, преобладающему типу эмоций и настроения)Теория сходства темпераментов, теория противоположности темпераментов..;3) социально – психологический уровень(по шаблонам, манерам поведения, по лидерским амбициям); 4) духовный(по высшим моральным ценностям)

23. Сплоченность. Подходы к определению понятия, виды

Сплоченность – единство целей членов группы(Ньюком)

С – единство целей и ценностей членов группы(Бейвелас)

С – сумма всех сил, удерживающих индивидов в рамках именно данной группы.(Фестенгер)

С – единство группы, проявл. – ся в сл. Параметрах:1)ценностно – ориентационное единство 2)действенная эмоциональная групповая идентификация(каждый член группы старается понять и помочь любому другому члену группы) 3)совместная деятельность 4)сработанность(эффективность деловых взаимодействий.)

В сплоченной группе высоко группомыслие.

24. Факторы, влияющие на уровень сплоченности. Развитие сплоченности в детского коллектива

Образное описание стадий развития коллектива.

(по А.Н. Лутошкину)Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.«Алый парус». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. «Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, что бы шагнуть на более высокую ступень.

Стенфорд и Роарг метериал исследования – группа первоклассников. 1)Знакомство, разобщенность. 2)образование диад и триад, первичное объединение. 3)образования чувства «мы», появление первых совместных действий. 4)стадия конфликтов. 5)формирование ролевой структуры. 6)стадия эмоциональной близости 7)стадия общения 8)стадия эффективной деятельности.

Петровский. 1)диффузная группа 2)первые признаки группового единства, диады и триады увеличиваются в числе, возникают более крупные объединения 3) группа – корпорация. Высокая групповая сплоченность, сработанность, но еще нет эмоциональной идентификации. Такая группа может иметь как социально полезные, так и антисоциальные цели. 4)Коллектив. Высшая ступень в развитии группы. Единство целее и ценностей, эмоциональное единство, взаимопомощь, развитая система ролей, общественно полезная деятельность, объединяющая членов группы.

25. Динамика малой группы

Здесь уместно сказать о том, что сам термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива – в социально-психологическом разрезе – могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

26. Большие группы и механизмы воздействия на личность в них

27. Виды больших групп. Их социально – психологические характеристики

28. Феномен деиндивидуализации в больших группах

Толпа – локальная большая группа, состоящая из людей, объединенных одним местим пребывания, а так же общими чувствами, мыслями, действиями. Черты толпы: 1. «коллективное сознание»; 2.внушаемость;3. Эмоциональная возбудимость;4. Агрессивность;5.авторитарность(толпа всегда права); 6. Примитивное мышление (толпа мыслит образами, простыми лозунгами, не понимает сложных рассуждение, стремиться к однозначности); 7. Бесстрашие.

Публика – совокупность людей, собравшихся вместе для просмотра какого – то зрелища.

Особенности публики: 1)ориентация интересов, вкусов, мышления на обдни и те же объекты. 2)сосредоточение внимания на одних и тех же процессах. 3)общие переживания

Аудитория – люди. Которые собрались вместе для восприятия какой – либо информации.

Деиндивидуализация – человек теряет личностную определенность, ответственность, регуляцию поведения в толпе. Это результат действия механизмов: 1)заражения – непроизвольное подключение к эмоциям партнеров. В большой группе заражение многократно усиливается. 2) внушение – неосознанное восприятие чужих мыслей, чувств. 3) подражание – механизм некритичного повторения того, что делают люди вокруг.

Факторы, влияющие на выраженность феномена деиндивидуализации: грамотность; соц – псих. Компетентность; степень развития рефлексии, наличие факторов, усиливающих рефлексию, степень анонимности; наличие униформы; алкогольное опьянение.

Массовые движения – кратковременные объединения большого числа лиц, часто с различными интересами, объединившихся вместе по определенному поводу и демонстрирующих определенные действия.

Хар – ка массовых движений: отсутствие организованности; слабое взаимодействие между их членами; анонимность; возникновение в результате массового настроения или общественного мнения.

Общественное мнение – публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому – либо событию(андреева)

Функции:1)оценочная,2) регулятивная. Соц. Оценка может быть рациональной или эмоциональной; более или менее интенсивной. Это зависит от значимости обсуждаемого вопроса для населения; установок и стереотипов; характера освещения в СМИ.

29. Социализация. Подходы к определению понятия, механизмы

Социализация – это интернализация культуры общества.(Парсонс)

Подходы: субъект – объектный. Дюркгейм «Социализация обеспечивает определенную однородность членов общества, фиксируя у ребенка типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью.»

Маршалл «Социализация – процесс усвоения ролей и ожидаемого поведения во взаимодействии с обществом…»

Субъект – субъектный: Выготский «Личность формируется во взаимодействии ребенка и взрослого.»

Кули : Теория «зеркального Я»,Дж. Мид: концепция «обобщенного другого», Халлер: концепция «значимого другого»

Концепция Валлона: Ребенок изначально социален, связан с обществом; Субъективация – превращение ребенка в «непримиримо уникальное существо» через сопоставление и идентификацию с Другими.; Социализация – усвоение соц. Взаимодействий.; Персонализация – формирование «Я» внутреннего, интимного Другого, интегратора всей психической жизни. Персонализация – формирование личности.

Концепция «экологии человека» Бронфенбренер: микросреда(семья), мезосреда(школа), экзосреда(население города или поселка), макросреда(страна и общество в целом)}

Отечественные авторы о социализации : Сухов «социализация – аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм, ценностей того общества, к которому он принадлежит» Мудрик : «Сущность социализации состоит в сочетании приспособления к обществу и изменения общества»

Механизмы: Де Тард: подражание, идентификация, руководство.; Халп: научение; Выготский: интериолизация личностью внешнего опыта; Кули: восприятие оценок, мнение других людей, их суммирование.; Мид: социал.взаимодействие, игра.;

Показать полностью…
Похожие документы в приложении