Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Курсовая «Специфика работы ведущего телевизионных новостей» по Журналистике (Шевченко И. С.)

В современном обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение.

Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни общества.

Информационные выпуски составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Собственные, "фирменные" новости считаются "лицом" телерадиокомпании, свидетельством её уровня. Любая вещательная телекомпания, для того чтобы стать конкурентоспособной, вынуждена озаботиться проблемой собственных информационных выпусков.

Телевизионный журналист, начинавший репортером в телевизионной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневный появлением на экране с самыми важными новостями дня.

Тема данной исследовательской работы звучит, как «: Специфика работы ведущего телевизионных новостей». Актуальность темы обозначена тем, что профессия ведущего на сегодняшний день привлекает огромный потом абитуриентов на факультеты журналистики.

Цели работы:

1.Основные требования к работе ведущего. Какие они?

2. Кто он, ведущий новостей: глашатай, рассказчик, актёр и пр.?

3. Что от него требуется: яркая индивидуальность или безликая говорящая голова"?

4. И главное – можно ли вы ввести некую унифицированную модель идеального ведущего новостных выпусков?

Задачи работы:

1. Используя теоретическую литературу, выделить главные требования к профессии

2. Оценить соответствие ведущих новостей на канале «Югра» этим требованиям

Актуальность темы исследовательской работы обозначена тем, что профессия ведущего на сегодняшний день привлекает огромный потом абитуриентов на факультеты журналистики.

Для выполнения поставленных задач требуется основательная работа с источниками. Например, работы Р Олешко В.Ф. «Журналистика как творчество» удачно помогают выявить основные требования к образу ведущего. В своей книге «ТВ-собеседник» А.Л. Миргородская, дает точную картину того, как должна звучать речь ведущего новостей. А П.С. Гуревич уносит нас в увлекательный мир тонкостей человеческого восприятия.

Глава 1. История развития профессии диктора и телеведущего в России.

Вообще история развития профессии телеведущего или диктора можно условно разделить на два периода. Это с момента возникновения телевидения в целом и появления дикторов в частности – всё это происходило во время становления и развития СССР. После его распада появилась совсем другая новостная политика, а, значит, произошли изменения и в такой профессии, как телеведущий. Кроме того это связано и с усовершенствованием профессии диктора в ведущего, появления настоящих профессионалов в этой области.

Итак, первый этап с начала возникновения информационных программ и до распада Советского союза.

Первые ведущие телевизионных новостей появляются тогда, когда в эфир впервые выходят сами новости. Изначально ведущие просто считывали информацию с листа, и то, сознания скольких

человек достигнет этот почти механический текст, зависело исключительно от того, с какой интонацией и подачей работает диктор. Делать это было не просто, поскольку постоянно нужно было подглядывать в лист на столе.

Первые программы, схожие с современными новостями и вовсе не имели ведущих. Например «Последние известия» — телевизионная передача, выходившая в эфир по Первой программе Центрального Телевидения СССР с 1956 года. Она представляла собой повторение одноименной радиопередачи по телевидению. Производилась редакцией «Последних известий».С 1957 года в «Последние известия» стали добавлять по два-три киносюжета. Каждый сюжет длился от 2-3 до 4-5 минут. Некоторое время «Последние известия» выходили в эфир без дикторов. С января 1958 года вновь стала выходить с дикторами.

В 60-е годы информационная телевизионная программа «Последние известия» заменяется программой «Телевизионные новости», название которой в 70-е годы меняется на «Новости». Ведущими становятся Геннадий Чертов, Аза Лихитченко и др.

Прародительницей современных новостей можно считать передачу «Время». Впервые вышла в эфир 1 января 1968 года. Основатель программы — выдающийся советский радиожурналист Юрий Летунов. С 1986 года на Второй программе ЦТ шла с сурдопереводом. Являясь информационным продуктом советской эпохи, “Время” прежде всего служило партийной пропаганде, поэтому давало неполную картину действительности. Освещались только положительные аспекты жизни страны. Со второй половины 1970-х годов закрепилась следующая структура программы: вначале освещались внутриполитические новости, потом экономическая хроника, потом шли внешнеполитические новости, под конец программы “подавалось” немного тщательно отфильтрованных зарубежных новостей, хроника культурной жизни, спортивный обзор, и обязательно погода.

Известные советские дикторы Нонна Бодрова, Игорь Кириллов, Аза Лихитченко, Анна Шатилова, Виктор Балашов, Алла Данько, Юрий Ковеленов, Светлана Жильцова, Владимир Маслаченко, Евгений Суслов.

В программе “Время” рассказывали обо всех важных событиях в общественной и культурной жизни страны. Тон дикторов был торжественен и официален, но, несмотря на обилие официоза и казенный оптимизм, журналистам удавалось отразить с достаточной степенью достоверности дух и нравы современной жизни, и “Время” сразу же стало “застольной” передачей каждого советского человека, а дикторов любили и считали своими в каждом доме. В первые годы работы программы диктор был единственным лицом, представлявшим студию на экране. В 80-е годы дикторы потеснились, дав место комментариям публицистов и политических обозревателей. Среди политических обозревателей того “Времени” — известные журналисты, бывшие сотрудники Агентства печати “Новости” Генрих Боровик, Спартак Беглов, Геннадий Герасимов.

Именно эти люди стали «мамами» и «папами» такой профессии как «ведущий телевизионных новостей». В их числе и Нонна Бодрова. Эдуард Сагалаев - президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, в одном из своих интервью сказал о ней так: «Нонна Бодрова — это целая эпоха отечественного телевидения, одна из первых советских дикторов, которых любил весь наш народ за доверительную интонацию ведения передачи, великолепный русский язык, высокую культуру ведения знаменитой программы «Время», которую смотрела вся страна».

Дуэт Нонны Бодровой и Игоря Кириллова запомнился миллионам. Нонна Викторовна всегда спешила в телецентр. Работа для нее была смыслом жизни, Нонна Викторовна сама говорила: «Я очень любила свою работу в информации. Я неслась из дома затем, чтобы ею заняться. Все остальное меня не волновало».

Из уст Азы Лихитченко советские зрители узнавали все новости: от космических запусков до «эпохальных» выступлений генсеков. Особое внимание тогда придавали культуре речи. С дикторами, которых по сути набрали по объявлению, затем проводили своеобразный «кастинг», работали специалисты по культуре речи. Многие из них были по образованию актёрами. Аза отличалась тем, что всегда читала новости живо, словно это были новости её собственной жизни. До поры до времени это было не сложно, перед эфиром всегда была репетиция, ну а сами новости были в основном хорошие. К дикторам и их душевному состоянию относились бережно: перед эфиром нельзя было расстраиваться, а в буфете даже висела табличка «Дикторы вне очереди!». Зачастую дикторы на свой страх и риск сами меняли или правили информацию прямо в эфире.

В советское время дикторы Центрального телевидения были для жителей СССР чуть ли не небожителями. Именно они первыми сообщали главные новости – а значит, и сами были как бы причастны к «жизни верхов». Лица дикторов знали все – как знали лица генсеков и членов Политбюро. Манеры, речь, прически, костюмы работавших на Центральном телевидении были безукоризненны – эти люди никогда не ошибались в кадре, они были первыми советскими телезвездами, всенародными любимцами. Дикторы всегда озвучивали власть, и со временем отношение к ней менялось. Диалог со зрителем, который стоял во главе в работе дикторов и для них самих, стал исчезать, превращаясь в монолог. Ведущие стали терять доверие. А в начале 90 их уникальная профессия и вовсе начала исчезать. Вместо дикторов на экраны посадили журналистов, вместе живого текста, который советские дикторы считывали с листа появились телесуфлёры.

Второй этап начинается с момента распада СССР и пожалуй длиться до сегодняшних дней. Конечно с того времени много изменилось на телевидении в целом и в новостях в частности, но суть работу ведущих новостей осталась прежней.

Дикторы советского телевидения утверждают, что не смотря на то, что работали они с листами, то было живое человеческое общение. А с появление суфлёров всё, что есть перед журналистом - это монитор с буквами. И разглядеть за ним миллионную аудиторию гораздо сложнее, чем когда ты смотришь прямо в глаз телекамеры.

После распада СССР и в период образования независимого государства, Российской Федерации образовалась Российская телерадиокомпания. Но существовавшая до этого Всесоюзная телерадиокомпания, которая еще оставалась монопольной, старалась всячески сбить нормальный процесс работы новой телерадиокомпании.

На первой программе центрального телевидения (именно так назывался современный «Первый канал») работает «Телевизионная Служба Новостей» — телевизионная передача, выходившая в эфир с начала января 1990 по 31 декабря 1991 года в 12.00, 15.00, 18.00, 21.00 и после полуночи по 15 минут. Представляла собой обзор информации за прошедшие три часа. Имела рубрики "Спорт" и "Погода". Производилась Студией информационных программ телевидения. Начала выходить в эфир с начала января 1990 года после полуночи. 17 января 1991 года от ведения программы за отказ от осуждения событий в Вильнюсе от ведения программы были отстранены Татьяна Миткова, Юрий Ростов и Евгений Киселёв. С 10 июня 1991 года был добавлен ещё один ежедневный выпуск этой передачи в 18.30. Закрыта 31 декабря 1991 года в связи с закрытием Первой Программы Центрального Телевидения СССР. Первыми ведущими новостей были Татьяна Миткова, Александр Гурнов, Юрий Ростов, Борис Костенко и Дмитрий Киселев. Затем они стали работать ведущими программы «Вести». Самый первый выпуск программы «Вести» вышел в эфир 13 мая 1991 года в понедельник в 17.00 и шёл 10 минут. Ведущей этого выпуска была Светлана Сорокина. Этим выпуском программы «Вести» впервые начал свою работу канал РТР. В этот день вышло ещё два выпуска «Вестей» в 20.00 и 23.00, оба шли по 15 минут. Ведущими программы стали бывшие сотрудники программы «Телевизионная Служба Новостей» Евгений Киселёв, Юрий Ростов, Александр Гурнов, Владислав Флярковский и бывшая ведущая программы «600 секунд» Светлана Сорокина.

Затем их сменяют Сергей Медведев, Татьяна Комарова, Ирина Мишина, Павел Каспаров, Сергей Доренко.

На современном телеэкране появилось множество различных программ. Но новости на центральных каналах, как и прежде занимают свою индивидуальную нишу. И даже интернет вряд сможет когда-либо вытеснить телевизионное вещание. Скорее наоборот – большинство телеканалов имеют свои аналоги в интернет- пространстве, где кроме популярных телешоу всегда присутствуют выпуски теленовостей в оригинальном или сокращённом варианте, либо в текстовом виде.

Таким образом, сохраняется и такая профессия как телеведущей. И если раньше ведущие являлись универсальным, могли переходить из одной программы в другую, то сегодня такое встретишь редко. Ведущей новостей как правило является лицом канала, и ведёт только информационные выпуски. Самый яркий пример работы современных телеведущих – это ведущая программы «Время» на «Первом канале» Екатерина Андреева. Впервые она появилась в эфире в 1991 году и с того времени является лицом программы «Время». В дикторы ЦТ прошла по конкурсу. Окончила Институт повышения квалификации для работников радио и телевидения. Работала в дикторском отделе, в программе "Утро", в "Школе дикторов" училась у Игоря Кириллова. Ещё один пример преданности одной программе это Пётр Толстой - она также ведёт выпуски новостей на «Первом канале» уже на протяжении 5 лет.

Центральные каналы - «Первый канал», «Россия», «НТВ» и пр. очень редко меняют своих ведущих без надобности, и стараются их сохранить, даже минуя различные скандалы и разногласия. Если не очень популярные каналы могут себе позволить расстаться с одним ведущим и быстро найти ему замену, благо желающих не мало, то ЦТ в некотором роде смотрят чтобы увидеть именно этого телеведущего и узнать новости от него. Всё это результат кропотливой работы диктора над своим образом и своей подачей. Чем дольше диктор работает на канале, тем больше доверия к нему возникает у зрителей. Это понимают руководители каналов и не спешат расставаться с полюбившимися зрителю дикторами, понимая, что если уйдёт тот или иной ведущий, уйдёт и часть зрителей.

Глава 2. Имидж телеведущего и его составляющие

. Важная особенность телевидения – личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».

Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение.

Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором.

Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекался огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.

Во времена СССР при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре».

Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием личности телеведущего.

Ведущий различных программ выбирают себе тот или иной образ в зависимости от тематики и жанра шоу – юмориста-весельчака, беспристрастного судьи, скандальной стервы, заботливой мамочки и пр. Ведущей новостей должен быть разным. В одном выпуске звучит десяток, а то и больше различных информации. От трагедий национального масштаба, зверских преступлений, смертей до праздников, важных открытий, комедийных ситуации. Каждую из них важно правильно подать. Глупо рассказывая в начале выпуска о взрыве на атомной станции, весь выпуск сохранить скорбное лицо. Или наоборот неуместно улыбаться в такие моменты. Нужно искать золотую середину, нейтральные переходы, во время меняться. Не последнюю роль в работе телеведущего играет внешность. Встречают так или иначе по одёжке. А точнее по лицу. Внешние данные супер модели тут не главное – важное внутренне обаяние и блеск в глазах, а в руках профессиональных стилистов даже дурнушки превращаются в принцесс. Стиль и одежда тоже значимы в работе ведущего новостей. Как правило, каждый телеканал разрабатывает ведущему определённый имидж: причёску, макияж, костюм в соответствии с его внешними данными и тем образом, который он выстраивает на экране. Кроме того существует такое понятие как корпоративный стиль. Определённые тона и элементы в одежде не допустимы на одном канале, зато вполне приемлемы на другом. Речь, дикция и правильность речи вообще отдельная тема – ошибки с экрана телевизоры недопустимы в принципе, а в новостях и подано. Каждой ударении, каждое слово, имя и фамилия требуют тщательной проверки.

Так получается что, работая телеведущим, важно иметь множество других знаний и навыков: литературных, языковых, актерских.

2.1. Имидж

Что такое имидж? Задай этот вопрос любому человеку, и он затрудниться ответить на него с ходу. Зато, если более или менее симпатичный человек позиционирует себя как гламурный мачо, то все хором скажут «Это у него имидж» такой. Имидж – понятие объёмное. Согласно современному толковому словарю образовалось это слово от английского image либо от латинского imago, что переводе означает образ, вид. В комментариях же сказано, что имидж - это целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».

Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.

Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич.

На первый взгляд кажется, что может быть проще, красиво оделся, накрасился и вперёд вещать глядя сквозь телесуфлёр с экранов телевизора на зрителей. Но, не тут-то было. Сесть в красивую студию с безупречным освещением и прочитать текст сможет каждый, а вот прочитать так чтобы тебя ещё слушали и слышали – единицы. Это очень нелегко – найти нужный тон, взгляд, улыбку, жест так чтобы это всё соответствовало тому, что ты рассказываешь. «Рассказываешь» тут нужно подчеркнуть. Не читаешь, а доверительно, открыто и просто рассказываешь всего одному человеку и целой стране сразу.

Именно благодаря имиджу одни с удовольствием смотрят и слушают всё ту же Екатерину Андрееву, другие называют её манеру поведения холодной и безразличной и переключают на второй канал. Там новостями делиться более мягкая и фактурная Марина Ким в паре со строгим и чётким Александром Голубевым.

Это кстати тоже отдельный вопрос – когда ведущие работают в паре. У каждого своя эмоциональная нагрузка на зрителя, своя манера общения, но тем не менее они создают единый тандем. В паре также работают ведущие телеканала «НТВ».

Кроме того, в зависимости от имиджа того или ведущего он ведёт «свой» выпуск новостей, то есть работает в отведённое ему время - утром, днём или вечером. В зависимости от этого подбирается и макияж, и одежда. Как правило в утренние часы на экранах чаще появляются молодые и начинающие ведущие. Их образ – свежего, бодрого человека, главная задача которого коротко и понятно всё, что случилось к этому времени: ночью или в ранние часы. Стоит отметить, что и зрительская аудитория утренних выпусков соответствующая: энергичные молодые люди, которые уже с утра на ногах и хотят знать, что происходит в мире.

Дневные выпуски отводятся более зрелым сотрудникам. Как правило, часовые, трёх или четырёх часовые выпуски смотрят те, кто в это время находиться дома. Поэтому и имидж ведущих должен соответствовать зрителям: они в какой – то мере уютные и домашние, самодостаточные люди зрелого возраста.

Вечерние выпуски с обзором событий за весь день ведут опытные ведущие, уже заслужившие доверие и долго работающие на телеэкране.

В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатлеет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности».

2.1.1 Имидж коммуникатора

Телевизионная коммуникация стала новым способом взаимодействия людей. Телекоммуникация предлагает общение на пространственно-временном расстоянии, при котором оно отражает структуру общества и выполняет связующую функцию. Телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире. Оно помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара; дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни. По мнению Э.Фромма, человек превращается в существо «с открытым, вбирающим в себя без усилий и без внутренней активности» информацию, пребывает в гипнотическом состоянии, пассивно усваивая «образцы и мерила» поведения, при котором не всегда может соотнести большую долю сведений получаемых через ТВ, со своим ограниченным опытом, поэтому создается иллюзия знаний. «Иллюзия чистой воды, имманентное свойство ТВ внушать, будто после передачи все стало ясно и понятно». Важнейшим результатом деятельности телевидения стало увеличение визуальных стимулов. ТВ создало целое общество потребителей «имиджей». Восприятие телевизионных образцов – процесс, происходящий на сознательном и бессознательном уровне. Причина внушаемого воздействия ТВ на аудиторию – в эмоциональной, а не рациональной сфере. Слагаемые эффекта внушения – это достоверность, созданная фактографической природой кино (ТВ) и показом окружающего мира в движении. Телевидение манипулирует пространством и временем, обращаясь к бессознательным реакциям зрителей. Образ коммуникатора (ведущего, диктора) – важная смысловая единица передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие «человека в кадре» с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Коммуникатор предстает сначала как возможный партнер общения, а затем уже как специалист в какой-либо области.

Под словом коммуникатор обычно понимается не только журналист, но и любой индивид, который использует СМИ для распространения своих знаний, идей. На результативность выступления коммуникатора влияет доверие, которое ему оказывает аудитория. В теории массовой коммуникации найдется немало критериев успеха коммуникатора у аудитории. С.Рощин отмечает, что "степень доверия аудитории зависит от трех факторов: авторитетности, компетентности и привлекательности". Авторитетность определяется социальным или профессиональным статусом коммуникатора. Компетентность глубиной его знаний в том вопросе, по которому он выступает. Привлекательность – наиболее субъективный фактор, зависящий от личностных качеств коммуникатора, в аудиовизуальных СМИ – еще и внешних: голос на радио, внешность на телевидении.

В соответствии с этими тремя факторами выглядит теория американского психолога Г.Келмана, рассматривающая качество и глубину усвоения информации аудиторией в зависимости от ее источника.

Прием информации от авторитетного, облеченного властью источника имеет механизм "податливого согласия". При этом точка зрения такого коммуникатора не обязательно становится позицией реципиента. Люди "послушно" соглашаются с изложенным, т.к.считают, что сомневаться в отношении такого авторитетного коммуникатора не положено, как не положено и его критиковать. Однако, чем более образована аудитория, тем более критично она настроена по отношению даже к авторитетному коммуникатору. Для нее на первом месте оказывается не имя, не социальный статус, а содержание и качество выступления.

Информация от компетентного источника усваивается лучше всего. Это происходит в форме "интернализации" (от англ."internal" — "внутренний").Сообщения такого характера воспринимаются на веру в силу неоспоримой компетентности источника. Сведения автоматически включаются в багаж знаний реципиента, становятся его собственными.

Информация от привлекательного источника воспринимаются через процесс "идентификации", т.е.отождествления себя с источником. При этом человек уже заранее согласен со всем, что ему скажут, некритичен по отношению к коммуникатору. Однако глубокого усвоения информации не происходит. Влияние привлекательного коммуникатора распространяется только на тот период, пока он на виду и сохраняет свою привлекательность. Наиболее актуален вопрос об имидже для телевизионных ведущих. Успех или неуспех "человека экрана" все чаще увязывают с харизмой (личностной притягательностью, магнетизмом), которой он, соответственно, обладает или не обладает. Американский исследователь Дж.Голдхабер описал три типа харизматической личности.

·"Герой" — идеализированная личность, смел, агрессивен. Говорит то, что желает слышать аудитория.

·"Антигерой"— "простой человек", "Один из нас", с этим коммуникатором аудитория чувствует себя безопасно.

·"Мистическая личность" — внешне чуждый аудитории коммуникатор, необычен, непонятен, непредсказуем.

Еще один вариант разграничения коммуникатора — по половому признаку. В.Олешко называет типические черты, присущие мужчинам и женщинам — коммуникаторам.

"Коммуникатор-женщина" — полагается на интуицию; эмоциональна; не способна акцентироваться на том, что не ее интересует; легко принимает решения.

"Коммуникатор-мужчина" — обладает влиянием на людей; стремится действовать единственно верно; хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает; рационален; не выносит потерь времени и неэффективности; в журналистских произведениях четко обозначает линия, которую проводит, заявляет цель, называет конкретный повод.

В последнее годы в исследованиях, посвященных творческой личности журналиста, все чаще звучит понятие имидж — как нечто конструируемое с учетом личностных качеств журналиста и запросов аудитории. В.Олешко называет такие "составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, "идейная платформа", и, главное, психологические качества коммуникативного лидера — т.е.впечатление о нем в комплексе."

2.1.2.Типы и стили общения коммуникатора

Процесс общения диктует вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые должны максимально соответствовать целям коммуникатора. Проблема восприятия, психолингвистические ее аспекты, культура речи приобретают в условиях массовой коммуникации особое значение для решения вопроса о повышении информативности выступления. К основному предмету общения примыкает дополнительный, связанный с аспектами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя свои функции, коммуникатор выбирает свой стиль общения с аудиторией.

* Стиль «я – центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями партнера, приписывает ему мысли и намерения.

* Стиль «другой – центрация»: выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.

* Стиль «я – другой – интеграция»: наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.

В ходе развития СМИ сформировались и основные типы общения (классификация С.М. Газарха).

1.Ближнедистанционный тип, при котором журналист пытается создать ощущение непосредственного контакта. Он обращается к реципиенту от своего имени; здесь уместен вариант коллективного автора, ведущие авторских программ. Это прямой контакт как бы стирает грань и входит в пространство и время зрителя. Ближняя дистанция аппелирует к разуму, к сознанию зрителя, а только потом – к его эмоциям (от рацио к эмоцио).

2.Дальнедистанционный тип общения предполагает, что субъект устраняется от непосредственного контакта, уходит на задний план и скрывается за мнимыми субъектами общения (персонажами). Авторская мысль не высказывается впрямую, она моделируется на персонажах телевизионного действия, специально создается ситуация, из которой эту мысль предстоит извлечь. Это закрытое информационное действие: персонажи общаются не со зрителем, а только друг с другом. Механизм информированного воздействия – от эмоцио к рацио.

3.Среднедистанционный тип общения предполагает присутствие субъекта общения где-то рядом с происходящими событиями или внутри его. Коммуникатор – посредник между зрителем и участниками программ, представитель зрителя в событии. Здесь достигается синтез «интимности» и «глобальности»

.

2.1.3.Технология создания имиджа

Формирование имиджа – это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж – это не просто социальное «Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей.

Индивид на экране, значим для нас не только своей биологией, психологией, но и динамикой образа. Казалось бы, здесь противоречие: забота о создании и поддержании имиджа исключает его развитие. Но статичный, «замкнутый на себя», образ может превратиться в маску. Выход – в индивидуальности образа, в естественной и органичной для данного человека персонификации.

Давно подмечено, что одно и тоже сообщение вызывает целый спектр представлений. В сознании аудитории могут возникать (и действительно возникают) самые неожиданные образы. Причем фиксируются не только частичные «помехи», «недопонимания», но порой и прямо противоположные «смыслы». Иначе говоря, сообщение принимается в совершенно ином содержательном истолковании. В сознании человека возникает отнюдь не зеркальное отражение самого факта, а его образ. Так происходит потому, что представление о событии в психике индивида обязательно включает в себя отношение и к фактам, и к их источнику, несет отпечаток субъективности и образности. Между прототипом и имиджем на экране немалое расстояние. Иметь качества в собственной природе не означает еще, что они выявятся на экране.

Говоря о роли имиджа в формировании общественного мнения можно с определенной долей уверенности говорить о том, что для телезрителей «человек-форма», с начинкой из заложенный файлов с информацией по тем или иным вопросам, будет играть доминирующую роль по формированию общественного мнения. Формула успеха: внешний образ плюс красноречие с определенной долей аргументации. Его словам, его мыслям поверит большая часть аудитории. При этом то о чем он говорит, будет вторично. Доминанта в его монологе будет определение – как он говорит.

В отечественной литературе выделяют три подхода к формированию имиджа:

1) функциональный, включает в себя зеркальный, т.е. имидж свойственный нашему представлению о себе. Текущий, характерен для взгляда со стороны. Желаемый, то к чему стремимся, корпоративный - имидж организации в целом (репутация организации, степень ее стабильности).

2) контекстный - подразумевает нахождение типов в разных контекстах реализации.

3) сопоставительный - сравнение близких имиджей с политической, экономической и социальной точки зрения.

В основе формирования имиджа лежат следующие принципы:

1) принцип повторения - базируется на основах человеческой памяти.

2) принцип непрерывного усиления воздействия - обосновывается процесс эмоционального обращения (это только для вас!).

3) принцип «двойного вызова» - сила влияния на сознание и подсознание.

В работе над персональным имиджем реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Особую роль играет значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья... - и это определенным образом действует на нас». (Цитата по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии).

2.1.4.Этапы создания имиджа

Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на этапы:

- Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать.

- Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.

- В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:

• умение говорить «на языке» своей аудитории;

• знание того, что именно сегодня ее волнует;

• острота ума и чувство юмора.

- Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.

- Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.

- Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно.

- Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.

- Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:

• Чего я хочу добиться как профессионал?

• Что я могу (природой мне даровано лишь это)?

• Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?

• Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?

2.2 Внешний вид

Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества:

 Здоровый вид.

 Гармония черт лица.

 Красивые волосы.

 Стройная и пропорциональная фигура.

 Белые и ровные зубы.

 Приятно звучащий голос.

 Выразительность жестов.

 Живой ум.

 Доверительность.

В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. Таким образом, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей смотрибельности на экране телеведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам.

Обратимся к перечисленным качествам телеведущего:

Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм.

Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье – обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.

Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.

Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице. Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки лица.

Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.

Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физической формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.

Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пресловутый «эффект смайла», широко используемый в американской и японской практике деловых людей и средствах массовой информации.

Приятно звучащий голос. Вокал – это главнейшее вербальное средство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Обладатель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой.

Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информации. Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.

Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.

Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.

За внешним ведом телеведущих на крупных телекомпаниях, как правило, следят стилисты. Они подбирают подходящие под образ макияж, прическу и одежду. Если необходимо что-то меняют во внешности, например стригут или наоборот отращивают волосы, меняют цвет. Многое зависит здесь от стиля канал в целом. Одни предпочитают сдержанных телеведщуих и в плане прически выбирая им короткие стрижки ил забранные назат волоы, и относительно цветовой гаммы костюма: нейтральные, выбирая спокойные и неярки цвета. Минимум аксессуаров и отвлекающих моментов во внешности. В этом, например отличие первого канала. Екатерина Андреева поделилась такими подробностями на этому тему в одном из своих интервью: «В кадре я очень строгая. Есть публика, которая хочет нарядить меня в гипюр, в розы, чтобы я сделала венок на голове. Не получится. Я очень хорошо помню смешную историю, которая забавна для всех, кроме того человека, с которым она происходила. Когда Константин Львович (Эрнст. - Прим. "Антенны") в перерыве между подводками одной из ведущих вбежал в студию программы "Время" и сорвал розу у нее с пиджака. Потому что он считает, что это не соответствует образу ведущей новостей. И я с ним абсолютно согласна. Роза и новости - вещи несовместимые. В кадре должно все быть предельно строго, скромно и не отвлекать зрителя от информации. Я представляю не костюм».

На канале «Россия» в программе вести вполне допускаются распущенные волосы во время эфира, аксессуары и более широкий спектр цветов в костюме.

В профессии телеведущего приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.

Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».

В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини-технологии:

 визуализация облика,

 коммуникативная механика,

 флюидное излучение,

 вербальный эффект.

Самая выразительная часть личного имиджа – лицо. Создать привлекательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы «строительства внешности» телеведущего.

Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица. Не у каждого есть время и возможность посещать косметический салон. Поэтому необходимо знать особенности своей кожи и уметь за ней ухаживать. Хорошо использовать комплексное воздействие на кожу (очищение текстуры, тонизирование, увлажнение, защита), которое даёт хороший результат, помогает держать кожу в тонусе, не затрачивая на это много времени.

Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. В студию необходимо приезжать заранее. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. В этом процессе большая роль отводится тонированию лица. Хорошо, если на студии есть визажист, который поможет ведущему справиться с этой задачей. Однако многие телеведущие предпочитают это делать сами, зная особенности своей кожи и конфигурацию лица. Для этого необходимы следующие средства: тональный крем, корректирующие или нейтрализующие маскирующие средства, высветлитель, компактная или рассыпная пудра.

Ведущие должны учитывать, что крупный план позволяет увидеть самые незначительные недостатки, подчас даже их усиливая. Так, неправильно поставленный свет буквально на моих глазах состарил обаятельную ведущую канала, высветив все недостатки макияжа неровности кожи. Плюс неудачно подобранная причёска.

Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед глазом телекамеры. Волосы должны быть не только причёсаны «волосок к волоску», но выглядеть естественно и быть к лицу. Нет проблем, если на канале или в передаче работают опытные стилисты и парикмахеры, что сразу становится заметно. Сложнее, когда приходится обходиться своими силами. В этом случае нужна причёска, за которой было бы легко ухаживать между визитами к хорошему парикмахеру. Густые волосы и хорошую стрижку лучше закрепить гелем для волос, причёска будет выглядеть естественно. Если нанести много лака поверх волос, они будут выглядеть приклеенными. Ведущим программы информационных новостей иметь чрезмерно сложную причёску не желательно.

Глаза. При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет. Лучше не использовать голубые и зелёные оттенки теней. Наиболее естественно выглядят мягкие коричневые оттенки.

Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие. В одежде имеет значение шейный вырез. Если у ведущего шея короткая, то лучше не закрывать её высоким воротником. Идеально подойдёт V-образный вырез. Если шея длинная, то лучше использовать высокие воротники, надевать шарф под жакет, носить более длинные волосы. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Кстати, обратим внимание на то, как нелегко ведущим новостей канала «Культура» вписаться в новое оформление студии, где использованы яркие контрастные тона.

Выбирая цвет одежды, лучше избегать крайностей, например очень светлых и очень тёмных оттенков. Чёрный цвет подавляет, белый – ослепляет. Насыщенный цвет, от цвета фуксии до красного, в большинстве студий не поддаётся контрастированию. Такие цвета кажутся «кровоточащими», ибо контуры расплываются, будто краска.

Самые приятные тона одежды, которые могут использовать мужчины-телеведущие, это средне-синий, мягкий угольный, серовато-коричневый и зелёный. Белые рубашки на экране обесцвечивают лица белокожих людей, выглядят на них бледными и неинтересными. Предпочтительны светлые пастельные тона. При выборе галстука надо помнить, что не следует использовать галстуки цветов от насыщенных розовых до красного.

2.3. Подача информации ведущим теленовостей

Телеведущий уже не столько вводит зрителей в мир информации, сколько привносит этот мир в их восприятие как выраженную потребность передать собственную обращенность и осведомленность в событиях. Его роль приобретает статус лица со «значением», говорящего «имени». Он не просто интересно читает чужой текст, а что-то имеет в виду, нередко бросая острый взгляд на положение вещей в окружающей жизни. Разумеется, жанровые рамки выпуска новостей не позволяют ему широко раздвинуть эту новую условность, заставляя стремиться к тому впечатлению, которое производит информация. Однако ролевое поведение в кадре, как никогда ранее, субъективирует ведущего, представляя на обозрение не только сюжетный видеоряд, но и его самого в притягивающем внимание свете. Динамика событий и новостей начинает зримо передаваться экранной манере.

В отличие от радиовещания, не создающего зрелищной наглядности поведения диктора в студии, на телеэкране мы имеем дело с «раскрытым», видимым в реальном времени ведущим, оживляющих сообщение картиной практических действий. Информация словно приходит по мере того, как последний дает ей жизнь, делая это на наших глазах. В результате информационный выпуск становится зримой демонстрацией активной непосредственности поведения, в котором ежеминутно порождается та или иная новость. Ведущий начинает восприниматься чуть ли не как персональная конституция событий. В частности, речевые и не речевые средства настолько приобретают характер поступающего сознания, что это ведет к возникновению иллюзии: он - тот человек, благодаря которому создается особый смысл передаваемых сообщений. Новости Т. Митковой - это личность Митковой, новости М. Осокина - это личность М. Осокина. В конце концов, мы уже приучено хотим видеть выведенные ими сообщения и судить о них по их действиям. Если они нас этим не заинтересовали, это может вызвать разочарование.

Было бы неправильно полагать, что ведущие (дикторы) прошлого периода были «хуже» современных и в буквальном смысле числились носителями экранной роли. Но невозможно было не заметить, что «при всей видимой благожелательности на экране царила не раскованная соприродность смыслу сообщений, а социально-служебное соприсутствие, ушедшее только с эпохой официальной хроники и информации. «Заголовочный» характер поведения — по главным темам дня — претерпевает значительные изменения прежде всего с появлением многоканальности информационных программ».

Удостоверенная заданность манер и облика телеведущего уже не является естественной и не служит гарантией объективности передаваемых сообщений. Очевидно, что когда по времени новости идут по разным каналам, зритель не просто «разрывается», а сознательно выбирает свой канал, своих ведущих. В результате их типология уже не укладывается в один ряд стандартизированных, близких по своей манере экранных образов.

В той мере, в какой проигрывание роли уступает исполнению, достигаемому личными усилиями, можно говорить о появлении живой исполнительской интерпретации читаемого текста как предлагаемого варианта сводки и анализа новостей. При всем его инструктивном характере поведения в кадре имеет место элемент творчества, поскольку в новых условиях от самого ведущего зависит, что именно он «сделает» в кадре. В настоящее время никто не отменял «двоякость» роли телеведущего. Но в прошлый период развития телевидения поведение ведущего исключало экранную демонстрацию самого интерпретатора. Его индивидуальность ставилась в связь и направлялась в соответствии с «образцами», допуская больше установленное, чем поставленное в приемах ведения передачи. В новых социальных условиях актуализация смысла сообщений не препятствует конкретизации способов воплощения на экране индивидуальной манеры: телеведущие могут выразить, «показать» себя. В этом случае интерпретация становится содержательным фактором информационного выпуска, допуская стилевую неопределенность как следствие возросшей свободы обращения с фактическим материалом.

При обязующем характере профессионального поведения ведущие должны стремиться к тому, чтобы активизировать потенциал личности зрителя. «Фронтальная обращенность ведущего к зрителям образует «фасад» исполнения роли. Его элементами становятся стандартизованные средства выразительности: внешние данные, манера поведения, предметы студийной обстановки. Наполнение фасада должно имитировать ситуационное местонахождение и усиливать суммарное впечатление от облика ведущего. В этом смысле ролевой фасад — его первая и основная исполнительная ориентация, поскольку энергия чувств главным образом фиксируется в пантомимике лица и общем характере движений. Фокус фасада имеет свой композиционный предел и, в частности, не должен приводить к тому, что телеведущий буквально «врастает» в кадр.

Ведущий предстает на экране, словно окруженный собственным изобразительным «нимбом», имеющим характер личностного средства, что расширяет возможности создания особого впечатления от роли в газах телеаудитории. Если первые ведущие (дикторы) создавали обаяние «второго плана», обращаясь к зрителям на «дистанции доверия», с «мягкостью и приглушенностью», в «открытом магнетизме живой речи», то в период политического телеофициоза они только «держались» на втором плане, следуя за сообщениями в укреплении и украшении социальных чувств и настроений. Сегодня необходимость активно-игрового характера экранных действий порождает выдвижение ведущего на передний, крупный план с опорой на приближенную мимику, всю зрелищную полноту суммарного облика. В соединении с точно найденным ракурсом, эти достигается эмоционально-психологическое преображение ведущего в кадре, и фасадность обнаруживает себя как основная форма ролевого поведения.

В наглядном виде ведущий становится не просто посредником в распространении информации, а выдвигается на пересечение сообщений и их зрительского восприятия. Он условно превращается в соприсутствующего событиям, не являясь только посредственно связующим при передаче их хода. Наиболее явственно это проявляется в том случае, когда ведущие находятся на коммуникативной линии с корреспондентами в прямом эфире. В данном отношении их традиционно можно сравнить с вестниками - с теми, кто ведет, сопровождает нас, прокладывая новостями и сообщениями повседневный жизненный путь.

Весть - есть факт. Но весть - часть слова совесть. Хотя и встречаются «совестящиеся» ведущие, речь должна идти о том, чтобы ведать совместно. Вестники не рассуждают о том, хорошая весть или плохая. Они ее несут, сообщая только факт. Именно в этом качестве состоит близость данного понятия содержанию ролевых функций телеведущего. Последний ничего не говорит зрителю, если неправильно говорит то, что он должен сказать как вестник. А именно: сказать так, словно это случилось на его глазах. В этом и состоит вся «загвоздка» живой соединительности ведущего с аудиторией: «только, когда ведущий - вестник, он и телезритель существую в реальной сообщительной одновременности (в противном случае вестник превращается в посыльного)».

Иначе говоря, ведущие - понятие общее. С одной стороны, все вестники являются ведущими, но, с другой - не все ведущие являются вестниками. Можно научиться вести взглядом по строчкам телесуфлера (и при этом даже бровью не вести) или выглядеть хранительницей информационного очага в студии.

Совсем иной случай - стать ведущим в умении на своем языке и своими средствами сказать то, что говорит на своем - окружающая жизнь. В ведении информационного выпуска текст в значительной степени способствует выразительности телеведущих. Но если понаблюдать за ними, беззвучными (вне вербальных средств - пусть это не покажется не нужным утрированием), то окажется: часть ведущих, лишенная помощи текста, не говорит ничего, если говорит неправильно то, что хочет сказать. Другая - убеждает в том, внеречевые средства не являются для нее избыточными, оказываясь необходимыми средствами коммуникации, со своей стороны «открывающими» информацию. Это и будут вестники, наделенные способностью вести себя так, чтобы визуальное восприятие картинок не лишало зрителей чувства реальности (одновременно уверяя в уместности своего нахождения на экране).

2.4. Культура речи

Юрий Левитан, диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР в своей работе «О нашей профессии» вот что пишет по поводу речи диктора «Задача диктора – донести до слушателя суть материала, его идею как можно ярче, заострить внимание на главной мысли, на интересных деталях. Надо уметь не выделять второстепенные слова, но и они должны не потеряться, войти в сознание слушателя. Важно научиться быстро переключать внимание с одного сообщения на другое, меняя ритм, темп, мелодику, отношение к сообщаемому. И все это сдержанно, где нужно – эмоционально, иногда – эскизно, но без театральности, тактично. И всегда – с уверенностью, что ты не сторонний наблюдатель, что ты помогаешь людям выращивать хлеб, растить детей, духовно их обогащаешь. Слушатель должен чувствовать твое отношение к материалу. Подлинная эмоция, необходимая тональность зависят от того, как ты понял текст, насколько глубоко в нем разобрался. Здесь начинается путь к живому рассказу, беседе с их разнообразием речевого рисунка и красок звуковой палитры»

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.

Выразительная речь телеведущего предполагает основательную отработку дикции и специально поставленное дыхание. К сожалению, на нашем экране мы часто видим ведущих, которые не уделяют должного внимания технике дыхания и своей дикции. В этой связи укора заслуживают руководители ведущих каналов ТВ, которые допускают к работе в эфире захлёбывающихся дикторов, не соблюдающих правила словарных ударений, проглатывающих слова и невыразительно зачитывающих тексты важных сообщений.

Левитан заостряет внимание на эмоциональной окрашенности текста. Но не маловажную роль играет и правильность произношения.

Чтобы культура речи ведущего была на высоком уровне большую роль играет не только его интеллектуальное развитие, занятия по постановке речи но и элементарная подготовка перед эфиром.

Е. Емельянова, диктор Всесоюзного радио в своей статье «ПОДГОТОВКА К ПЕРЕДАЧЕ И РАБОТА У МИКРОФОНА» написала вот что: «Даже самые опытные дикторы стараются по возможности не читать передачи без предварительной подготовки. А у малоопытных иногда бытует ошибочное мнение, что, читая «с листа», они предельно напрягают внимание, и передача от этого звучит «на нерве», свежо и взволнованно. Это неверно – в тексте бывают самые неожиданные дополнения, и очень часто можно слышать, как диктор ставит голосовую точку, а фраза, оказывается, имеет продолжение. Диктор же вынужден после голосовой точки делать «довесок». Или, наоборот, - думая, что фраза не кончена, диктор избирает интонацию, требующую продолжения, и тогда голос его вдруг беспомощно «повисает» в эфире. Предугадать всего невозможно, и часто диктор, читая без подготовки, вынужден идти на ощупь, делая ложные ударения, неверные паузы, теряя выразительность чтения и сбивая с толку слушателей. Действительно, разве можно читать уверенно, когда не знаешь, о чем рассказываешь?» - это говорит о том, что настоящие профессионалы всегда готовят себя к эфиру, чтобы примерно знать текст, а не работать на ощупь.

Хотя профессия диктора существует в нашей стране несколько десятков лет, она все еще остается одной из малочисленных, вследствие чего нет необходимости в создании специальных учебных заведений или факультетов по обучению этому искусству. Поэтому обмен опытом, изучение методов и приемов работы мастеров старшего поколения являются одним из основных и эффективных способов профессионального обучения. У диктора – огромная аудитория, чье внимание он обязан привлечь и удержать, вызвав у слушателей то впечатление от прочитанного материала, на которое рассчитывали автор и режиссер передачи.

При этом диктор изолирован от своей аудитории: для него слушатели существуют только в воображении. Он не видит их, не чувствует их живой реакции, которая могла бы вдохновить его, помочь ему.

Однако значит ли это, что диктор – механический «проговариватель» чужих мыслей? Или он – творческий соавтор передачи, своим искусством обогащающий труд журналиста, наполняющий строки текста дыханием живой речи? Ведь только в этом случае диктор по-настоящему справится со своей задачей, выполнит свой творческий долг. Обязательные слагаемые искусства диктора: безупречные голос и дикция, высокая культура речи и общая культура, безукоризненное знание языка, информированность.

Основные тезисы

Работа телеведущего, это прежде всего диалог. Как пишет В.Ф.Олешко в своей книге «Журналистика как творчество» «Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, причем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируемых при прямом участии СМИ».

Так что в первую очередь ведущий должен выстроить диалог, чётко представляя свою аудиторию. Он должен любить её и прежде всего желать поделиться тем, что пока знает только он! Он должен стать для телезрителя собеседником, а не говорящим лицом с телеэкрана. Должен стать информатором, но информатором понятным и доступным

Вторая деталь - это имидж и образ телеведущего, который он создаёт себе сам либо социальная роль. Которую он играет на телеэкране. Всё в том же издании В.Ф. Олешко также подробно рассматривал эту тему, написал об имидже: « Этот публичный портрет динамичен и в сознании аудитории нередко живет как бы самостоятельной жизнью и требует постоянной фактологической или драматургической подпитки. Он также находится как бы между реальным и желанным, восприятием и воображением. Составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, идейная платформа и, главное, психологические качества коммуникативного лидера — то есть впечатление о нем в комплексе.» Именно поэтому разработка имиджа телеведущего занимает не мало сил и времени, прежде чем он появиться на экране либо прямо в время работы. А также имидж на прямую зависит от самой личности ведущего, поскольку выстроить абсолютно новый, незнакомый образ отрёкшись от своего «Я» не под силу даже самом у профессиональному ведущему.

Последняя, но не последняя по важности в работе телеведущего это речь и её культура. Здесь важно всё: от интонации до правильности произношения. Эмоциональная окраска и наполненность, осмысленность, продуманность, грамотность и дикция – в речи диктора важно всё, что бы потом его ляпы не блуждали по интернету в поисках своего телезрителя! Постановка и культура речи зависят от многочисленных факторов - в первую очередь от природного таланта и тембра голоса, затем от работы над дыхательной системой и постановкой речи, актёрского мастерство. Влияет и интеллект самого ведущего. Его словарный запас и уровень кругозора.

Глава 3. Анализ работы ведущих теленовостей на телеканале «Югра».

При анализе работы ведущих теленовостей важно учитывать множество факторов: это время выхода новостного выпуска в эфир, особенности образа, возраста и половой принадлежности, опыт работы и т.д. Проанализировав работу нескольких ведущих новостных выпусков но телеканале «Югра», я постараюсь определить особенности в работе каждого из них, выявить их уникальность и индивидуальность.

Основные тезисы

Работа телеведущего, это прежде всего диалог. Как пишет В.Ф.Олешко в своей книге «Журналистика как творчество» «Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, причем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируемых при прямом участии СМИ».

Так что в первую очередь ведущий должен выстроить диалог, чётко представляя свою аудиторию. Он должен любить её и прежде всего желать поделиться тем, что пока знает только он! Он должен стать для телезрителя собеседником, а не говорящим лицом с телеэкрана. Должен стать информатором, но информатором понятным и доступным

Вторая деталь - это имидж и образ телеведущего, который он создаёт себе сам либо социальная роль. Которую он играет на телеэкране. Всё в том же издании В.Ф. Олешко также подробно рассматривал эту тему, написал об имидже: « Этот публичный портрет динамичен и в сознании аудитории нередко живет как бы самостоятельной жизнью и требует постоянной фактологической или драматургической подпитки. Он также находится как бы между реальным и желанным, восприятием и воображением. Составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, идейная платформа и, главное, психологические качества коммуникативного лидера — то есть впечатление о нем в комплексе.» Именно поэтому разработка имиджа телеведущего занимает не мало сил и времени, прежде чем он появиться на экране либо прямо в время работы. А также имидж на прямую зависит от самой личности ведущего, поскольку выстроить абсолютно новый, незнакомый образ отрёкшись от своего «Я» не под силу даже самом у профессиональному ведущему.

Последняя, но не последняя по важности в работе телеведущего это речь и её культура. Здесь важно всё: от интонации до правильности произношения. Эмоциональная окраска и наполненность, осмысленность, продуманность, грамотность и дикция – в речи диктора важно всё, что бы потом его ляпы не блуждали по интернету в поисках своего телезрителя! Постановка и культура речи зависят от многочисленных факторов - в первую очередь от природного таланта и тембра голоса, затем от работы над дыхательной системой и постановкой речи, актёрского мастерство. Влияет и интеллект самого ведущего. Его словарный запас и уровень кругозора.

3.1. Анализ работы ведущего новостей на телеканале «Югра» Дениса Ильякова

Анализ работы этого ведущего начну с того, что Денис Ильяков не профессиональный телеведущий. В реальной жизни он, скорее, шоумен - занимается проведением различных праздников и мероприятий. Работа диктором – для него хорошая практика и в неком роде самореклама. Зрителю это, конечно, не известно, тем не менее, если внимательно присмотреться, то налёт излишнего пафоса и игры прослеживается в его манере подаче.

Анализ работы телеведущего следует начать с его приветствия. Это первая индивидуальная черта в работе любого ведущего: приветствие и прощание. Каждый старается подобрать именно те слова, которые характеризуют только его, а при прощание каждый использует свою оригинальную фразу принадлежащую только ему. Так, например, у Екатерины Андреевой, диктора первого канала она звучит так «Как будут развиваться события, вновь покажет время…».

Денис Ильяков приветствует зрителя так: "Здравствуйте! Вы смотрите новости, подготовленные службой информации телеканала "Югра". Это говорит о том, что Денис сразу предупреждает или, так сказать, объясняет, что он лишь ведущий, посредник между теми, кто находится по разные стороны экрана, а выпуск подготовлен не только им лично, а некой группой людей, которая остаётся за кадром. Возможно, так он делит ответственность за какие-либо погрешности и ошибки с командой телекомпании.

Далее следует анонс самых интересных тем выпуска. Здесь отмечу такой момент, что все они подаются ведущим с одинаковым тоном и одинаковой эмоциональной окраской, что не позволяет зрителю отделить одно от другого, расчленить на отдельные темы. На мой взгляд Денису не хватает эмоционального разнообразия, для того, чтобы наделить каждую мысль индивидуальной эмоцией.

Если воспользоваться типами харизматической личности американского исследователя Дж.Голдхабера, которые мы рассматривали в предыдущей главе, то Дениса можно отнести к такому типу как «Герой" — идеализированная личность, смел, агрессивен. Говорит то, что желает слышать аудитория.

С точки зрения В.Ф. Олешко, которые разграничивает коммуникаторов по половому признаку, то к данному ведущего это тоже применительно, как коммуникатор мужчина он действительно обладает влиянием на людей; стремится действовать единственно верно; хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает; рационален.

При общении Денис выбирает такой стиль как «я – центрация», в котором главным образом проявляется направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению, т.е. телезрителю. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями.

Если оценивать работу Дениса в плане восприятия ведущего телезрителем, то здесь работает механизм «податливого согласия». Прием информации идёт от авторитетного, облеченного властью источника. При этом точка зрения такого коммуникатора не обязательно становится позицией реципиента. Люди "послушно" соглашаются с изложенным, т.к. считают, что сомневаться в отношении такого авторитетного коммуникатора не положено, как не положено и его критиковать. Однако, чем более образована аудитория, тем более критично она настроена по отношению даже к авторитетному коммуникатору. Для нее на первом месте оказывается не имя, не социальный статус, а содержание и качество выступления.

Как я уже говорила, в отечественной литературе выделяют три подхода к формированию имиджа. При создании Имиджа Дениса Ильякова скорее использован функциональный желаемый подход - то есть Денис позиционирует себя таким, каким его хочет видеть зритель.

В плане подачи работу данного телеведущего нельзя оценить на отлично. Не хватает соучастия, нет эффекта присутствия и сопереживания. Диалог практически отсутствует, а Денис выступает скорее как диктор - рассказчик, нежели собеседник.

Стоит отметить, что внешние качества Дениса Ильякова вполне отвечают запросам, предъявляемым к телевизионным ведущим. Его внешность соответствует таким пунктам, как: красивая кожа, улыбка, правильные черты лица и т.д.. В общем внешний вид не вызывает нареканий, а при появлении на экране этого ведущего не возникает негативных эмоций в отношений его внешнего вида. Одежда также подобрана грамотно и отвечает тому стилю, который должен быть выдержан ведущим официальной программы – светлая рубашка пастельного цвета, галстук на тон темнее и пиджак тёмного цвета (не стоит также забывать что это дневной выпуск). Важным моментом является и то, что ведущий этого выпуска не допустил не единой ошибки в выпуске, работая в прямом эфире, что характеризирует его как профессионального диктора и оратора. Текст, который он проговаривает доходит до своего адресата, т.е. телезрителя. Этому способствуют правильно расставленные логические ударения в предложениях, соблюдения пунктуации, выдержанные паузы. Денис обладает телегеничностью и коммуникабельностью.

Но чтобы стать идеальным ведущим Денису, на мой взгляд, не хватает некой харизмы, или, так сказать, "изюминки". Возможно, ему стоит исключить некоторые шоуменские нотки в своей работе, а поработать над артистизмом и эмоциональностью.

Прощание Дениса вполне обычное: он сообщает о конце выпуска и желает удачи телезрителям. Тем не менее, и здесь не хватает некой эмоциональной точки и доброжелательного посыла.

Если подводить итог, то Денис Ильяков в принципе справляется со своей задачей: донести новость до сознания телезрителя, но выстроить диалог у него не совсем получается, поскольку нет ощущения беседы. Этому ведущему, на мой взгляд, нужно уделить больше внимания тому, что настоящему ведущему следует пропускать новости через себя. Это повзволит разрушить некую стену, которая возникает между ним и зрителем.

3.2. Анализ работы ведущей новостей на телеканале «Югра» Юлии Караваевой

Выпуск в 19.00 является неким подведением итогов дня. Добавлю, что довольно часто Юлия Караваева является ведущей новостей именно в это время. Во-первых, многие телезрители уже привыкли видеть в это время именно ей. Во вторых её образ соответствует той социальной роли, которая задана для этой программы именно в это время. Это образ успешной женщины, мамы и конечно, собеседника, который выстраивает диалог с телезрителем, делясь с ним новостями, которые как бы сам узнал в течении дня. Поэтому приветствие Юлии звучит так "Информационная служба Окружной телерадиокомпании "Югра" продолжает свою работу...". То есть этим он хочет сказать, что сбор информации не прекращался ни на минуту, и вот теперь телекомпания готова ими поделиться, а в качестве посредника выступит Юлия Караваева. Это сразу настраивает на положительный лад, у зрителя возникает ощущение уникальности – ощущение, что эта ведущая и эта программа работает только для него. Нельзя не отметить, что опыт работы телеведущей Юлии составляет 7 лет, тем не менее профессионального образования она не получала. Профессиональному ведущему важно понимать, что любить своего зрителя не научишься ни где – это идёт изнутри. Также как и умение пропускать новости через себя, наполнять их собственными эмоциями. На мой взгляд Юлии это удаётся очень хорошо.

Практически во всех анонсах выпуска присутствуют эмоциональные акценты, которые расставлены верно. Каждая часть анонса несёт свой смысл, который достигает сознания читателя.

Выстраивая своё общение Юлия выбирает такой стиль общения как «другой – центрация». Он выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь. Благодаря этому у Юлии Караваевой получается выстроить диалог, создать ощущение беседу, в которую она вовлекает зрителя.

Как уже было сказано в данной работе, в ходе развития СМИ сформировались и не только стили, но и основные типы общения. Согласно классификация С.М. Газарха Юлия Караваевы выбирает первый, ближнедистанционный тип, при котором журналист пытается создать ощущение непосредственного контакта. Он обращается к реципиенту от своего имени; здесь уместен вариант коллективного автора. Это прямой контакт как бы стирает грань и входит в пространство и время зрителя. Ближняя дистанция аппелирует к разуму, к сознанию зрителя, а только потом – к его эмоциям (от рацио к эмоцио).

Что касается культуры речи данной ведущей, нельзя не заметить, что в речи отсутствуют явные минусы, Караваева имеет грамотное произношение и чёткую дикцию. Но хотелось бы отметить излишнюю резкость речи и нарушений логических ударений в некоторых предложениях. Что порой не позволяет отыскать главный смыл фраз.

Давая оценку внешнему виду Юлии Караваевой, можно сказать что макияж, причёска и одежда подобраны грамотно. Цвета макияжа соответствуют телевизионному этикету, предусмотренному в это время суток - то есть вечерний макияж с акцентом на глазах, использованием пастельных и коричневых тонов в макияже глаз и практически натуральный цвет губ.

Что касается одежды, то блузка и пиджак подобраны в соответствии со стилем: официальным, но в тоже время не строгим.

Кроме того эта ведущая обладает обаянием и харизмой, что располагает зрителя к её личности, вызывает доверие и интерес к тому, что она говорит. Это в очередной раз доказывает, что внешность играет немаловажную роль в работе ведущего теленовостей.

На мой взгляд у Юлии получается главное: это выстроить диалог. Она добивается этого благодаря особой манере подачи: внимательный взгляд, наполненный смыслом, правильная жестикуляция, мимика и движения. Чётко выверенные паузы между предложениями и фразами - словно в ожидании ответа.

Прощаясь Юлия Караваева не забывает об улыбке, а также напоминает о том, что у телекомпании есть свой сайт, благодарят за внимание и прощается. Улыбка не может не располагать к себе - и каждому ведущему не стоит забывать, что она способствует выстраивания некой связи между ведущим и телезрителем.

3.3. Анализ работы ведущей новостей на телеканале «Югра» Дарья Щекотовой

Последний выпуск, выбранный мною для анализа - это вновь дневной выпуск новостей в 13.00 с ведущей Дарьей Щекотовой. Дарья, также как и Денис, относительно своей социальной роли соответствует данному выпуску – молодая, но не со всем юная девушка, с опытом работы и своим взглядом на происходящие события. Уже во время приветствия возникает некая стена между ведущей и телезрителем - на мой взгляд не хватает положительно посыла. Дарья не старается расположить к себе телезрителя, для неё это не самоцель. Основным в своей работе она ставит рассказ о событиях, произошедших к этому часу, анне беседу.

Здесь сразу нужно отметить тот тип и стиль общение, который выбирает Дарья. Что касается типа, то Дарья выбирает дальнедистанционный - он предполагает, что субъект устраняется от непосредственного контакта, уходит на задний план и скрывается за мнимыми субъектами общения (персонажами). Авторская мысль не высказывается впрямую, она моделируется на персонажах телевизионного действия, специально создается ситуация, из которой эту мысль предстоит извлечь. Это закрытое информационное действие: персонажи общаются не со зрителем, а как бы сам с собой. Механизм информированного воздействия – от эмоцио к рацио.

Используемый стиль «я – центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению.

Как видим и то другое смежно между собой по такому признаку как зацикленость на себе. Дарье не хватает посыла за кадр, до зрителя очень плохо доходит посыл с информацией, по той просто причине что он почти не имеет эмоциональной наполненности.

На мой взгляд не очень соответствуют времени эфира макияж. Он слишком ярок для дневного выпуска - от этого ведущая выглядит агрессивно. Агрессивность вызывает и красный цвет, использованный в костюме. Не смотря на то, что красный цвет сорочки приглушён спокойным бежевым цветом пиджака, он всё же привлекает излишнее внимание.

Что касается внешних данных, то здесь я не имею право давать объективную оценку, но мне кажется, черты лица ведущей имеют резкую, острую форму, что отнюдь не делает образ Дарьи доброжелательным, а скорее наоборот.

В начале эфира Дарья допускает ошибки, безусловно это свойственно многим ведущим, и зачастую работая в прямом эфире этого трудно избежать. Всё же это тоже немного отталкивает и иллюзия беседы сразу разрушается.

Отмечу, что у Дарья из всех ведущих хуже всех получается выстроить диалог с телезрителем, а в тексте напрочь отсутствуют эмоции. Ни одна мысль ни наделена эмоциональной нагрузкой, не пропущена через ведущего. Сложно разобрать и образ Дарьи, возможно он просто отсутствует, а ведущая выступает лишь в роли диктора.

Заключение

Образ телеведущего является неким идеалом в сознании зрителя. В нём должно быть всё безупречно: речь, внешность, имидж. В то же время он его сокровенный собеседник, который рассказывает ему то, чего он раньше не знал: новости.

Анализ работы телеведущих на телеканале «ЮГРА» показал, что они соответствуют всем требованиям, изложенным в теоретической части, Проведённый анализ также подтвердил высказанное в данной работе предположение о том, что каждый ведущий индивидуален и неповторим. Его невозможно подогнать под какие – то рамки. На то, как его будет воспринимать телезритель, влияет множество факторов. Не последнюю роль в этом играет и формирование своего имиджа, постоянный самоанализ и работа над своим образом. Также мы проследили и то, что коммуникаторы отличаются по типу и стилю общения, отличаются их образы и манера подачи. Влияние на это оказывают на только профессиональные навыки, природные данные, но и жизненный опыт каждого из ведущих. Именно отсюда, на мой взгляд, рождается умение выстраивать диалог и вести беседу со своим зрителем. Желание любить его и общаться с ним.

В работе ведущего нет чего–то сверхъестественного и невыполнимого, нет риска для жизни. Но есть огромная эмоциональная лавина, которая идёт от тех, кто находиться по ту сторону экрана. Кто дарит вдохновение и желание каждый день выходить в эфир, наполняя сознание людей новой информацией. Быть ведущими и вообще быть связанным с журналистикой – это особое состояние. Состояние всегда включенного мозга, работы в режиме он-лайн и нон-стоп. Даже на мир журналисты смотрят по – другому, пытаясь заметить вокруг что-то новое, неизвестное и незаметное другим.

Работа телеведущего – это прежде всего огромный труд над собой, выстраивание самого себя по кирпичикам. Поэтому специфика работы ведущего теленовостей заключается в том, что он является лицом огромного коллектива, который работает над выпуском. Является тем звеном, которое связывает мир журналистики и аудитории, которое из маленькой студии ведёт людей по стране, городу или деревне, умело создавая эффект присутствия. В этом уникальность этой профессии, её оригинальность и доступность лишь единицам.

Список источников

1. http://www.classes.ru

2. http://www.vesti.ru

3. http://www.1tv.ru

4. «Большая Советская Энциклопедия» (online версия) « Русский язык»

5. Бретгольц О.В., Князев А.М. «Имидж личности»

6. Миргородская А.Л. «ТВ-собеседник. Современные стили речевого телевизионного общения»

7. Телевизионная журналистика: Учебник/ Под ред.А.Я. Юровского.-М.:Изд-во МГУ, 194. С.225

8. Телевизионная журналистика: Учебник/ Под ред.А.Я. Юровского.-М.:Изд-во МГУ, 1994.

9. Муратов С. «ТВ – эволюция нетерпимости».-М.:2000.

10. Олешко В.Ф. «Журналистика как творчество» -М.: Изд-во «Рип-холдниг», 2003.

11. Поздняков Н.К. «Информационная телепередача».М.: Искусство, 1998.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении