Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Курсовая «Использование риторического вопрос в языке современной газеты» по Стилистике (Векшин Г. В.)

Мир стремительно развивается. Каждый день, каждый час во многих точках нашей планеты происходит какое-то событие. Современный человек не может прожить ни дня, не узнав чего-то нового, не получив новой информации. Он хочет быть в курсе последних новостей, произошедших на его улице, в его городе, стране или за сотни тысяч километров от него. И средства массовой информации (СМИ) являются главным их поставщиком.

Несмотря на компьютеризацию общества, первое место среди источников информации занимает телевидение, второе – пресса и лишь потом – интернет.

Роль прессы как поставщика информации огромна. Она доступна практически повсеместно, легка в обращении, позволяет по возможности выбрать интересную на данный момент тематику. Безусловно, газетные тексты насыщены разного рода изобразительными средствами, благодаря которым газетная публицистика воздействует на адресатов и формирует общественное мнение. В связи с этим, актуальным на мой взгляд является обращение к изучению стилистических возможностей риторических приемов в газетных текстах.

Данная курсовая работа посвящена изучению экспрессивных средств языка, а именно исследования такого стилистического приема, как риторический вопрос и его места в современной лингвистике, а так же принципы построения, структура и функционирование риторического вопроса в газетных статьях

Фразу «риторический вопрос не требует ответа» воспринимают как определение, тогда как это лишь свойство. Литературная энциклопедия дает такое определение данному приему: «Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, — так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой в сущности утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен.»[http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/]

Цель данной курсовой работы – рассмотреть использование риторического вопроса в текстах газетных статей.

Интерес к изучению данного приема обусловлен тем, что в настоящий момент его часто используется в средствах массовой информации. В то же традиционный подход явно рассматривает этот прием весьма упрощенно и не дает полного, исчерпывающего определения. Это не объясняет поистине огромную частотность и продуктивность его использования.

Материалом для исследования послужили тексты современной газетной публицистики («Литературная газета», «Известия», «Советский спорт», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Аргументы и факты» и др.), а так же online-версии некоторых из газет.

2. История риторического вопроса.

Риторический вопрос, как и, собственно, сама риторика, пришли к нам из античности. Термин «риторический» происходит от греческого слова «rhetorikos», что в переводе означает «ораторский, относящийся к риторике». Неслучайно, например, во французском языке для обозначения риторического вопроса используются два абсолютно равнозначных термина «question rhétorique» (риторический вопрос) и «question oratoire» (ораторский вопрос). К нему часто прибегали такие знаменитые ораторы, как Цицерон, Аристотель, Квинтилиан, Перикл, Демосфен, Сократ, Платон. Он являлся неотъемлемой частью их выступлений и речей.

Риторический вопрос мы встречаем в знаменитой первой речи «Против Катилины» Цицерона: «И в самом деле, чего еще ждешь ты, Катилина, когда ни ночь не может скрыть в своем мраке сборище нечестивцев, ни частный дом — удержать в своих стенах голоса участников твоего заговора, если все становится явным, все прорывается наружу? Поверь мне, уже пора тебе изменить свой образ мыслей; забудь о резне и поджогах. Ты окружен со всех сторон; света яснее нам все твои замыслы, которые ты можешь теперь обсудить вместе со мной.» [Цицерон. Первая речь против Луция Сергия Катилины, http://khazarzar.skeptik.net/books/cicero/catilina.htm]

Аристотель в своей «Этике. Политике. Риторике. Поэтике» рассматривает вопрос как способ воздействия на слушателя. Обучая правилам риторики, объясняет, когда уместно и когда нет, употребить вопрос. Он пишет следующее: «Что касается вопроса, то его всего уместнее предлагать тогда, когда одно из двух положений высказано таким образом, что стоит предложить один вопрос чтобы вышла нелепость. вопрос уместен, когда из двух пунктов один сам по себе ясен, а относительно другого ясно, что на вопрос о нем дан будет утвердительный ответ…» [9. C. 567]

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?».

Сократ, как известно, приводил оппонента к полному краху своими каверзными риторическими вопросами. Когда его судили, он подробно объяснил, почему постоянно задавал людям такие вопросы: им двигало стремление побудить у них чувство справедливости. Себя он сравнивал с оводом, не дающим скотине зажиреть от дремоты.

Риторические вопросительные предложения давно известны как особое средство украшения речи. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». [5. C 96-98]

В конце XIX века в России были уже и массовые, и общественно-политические, информационные и специализированные издания. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за аудиторию, всячески стараются привлечь ее внимание. Одним из таких способов привлечения потенциального читателя становится использование в заголовке или тексте статьи риторических вопросов.

Владение ораторским искусством было обязательным для политика, в политической речи начале ХХ века риторических вопрос был не одним из стилистических приемов, но главным приемом. В среднем на одно выступление депутата первой Государственной думы 1906 года приходится от трех до пяти риторических вопросов. По крайне мере, трудно встретить более или менее развернутое высказывание, в котором риторических вопросов не было бы вообще. Сто лет назад риторическое «вопрошание» в публичной политической речи было «сверхфигурой», неотъемлемой частью не только выступления, но и мышления публичного политика.

3. Определение риторического вопроса.

Так что же такое риторический вопрос? Наиболее подробное определение можно найти в энциклопедии «Русский язык» под редакцией Ю.Н. Караулова:

«Риторический вопрос - предложение, вопросительное по структуре, передающее подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения).

Сообщение в Р.в. всегда бывает связано с выражением различных эмоционально – экспрессивных значений. Их основой является то, что Р. в. возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. Поэтому для Р. в. характерно также противоречие между формой и содержанием по принципу утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицаний. В качестве Р. в. могут употребляться предложения любой вопросительной структуры : с местоименным вопросительным словом, частицей без специальных вопросительных слов.

Р. в. не требует ответа, но от значения собственно вопроса в Р. в. остаётся установка говорящего на ответную желаемую реакцию собеседника. Значение сообщения не является основным значением, поэтому для его проявления требуются особые условия. Среди них определяющую роль играют интонация, контекст. В этих условиях нейтрализуется вопросительное значение и проявляется значение эмоционально выраженного сообщения.

Р. в. широко распространены, они часто употребляются как выразительный прием ораторской речи. После Р. в. ставится вопросительный знак, допустим восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого знака» [3. C.423-424]

Конструкции риторического вопроса обладают разной степенью зависимости от макроконтекста (в основном предшествующего). В некоторых случаях это полная зависимость. В других случаях, кроме широкого контекста, играет значительную роль микроконтекст – лексическое наполнение самого вопросительного предложения: характерные для риторического вопроса вопросительные частицы ( разве, неужели и др.), вопросительные местоимения и местоименно-наречные слова (как, какой, где, когда), эмоционально-оценочная лексика.

В риторическом вопросе часто совмещаются такие художественные средства, как: эпитеты, метафора, фразеологизмы, амфиболия, парцелляция, трансформация фразеологизмов, антифразис, смешение стилей и наиболее часто употребляемы: градация, ирония, обманутое ожидание.

4. Виды и функции риторического вопроса.

В зависимости от семантико-прагматических функций риторические вопросы можно разделить на три типа:

1) Настоящие риторические вопросы – выражают суждения с утверждением противоположного;

2) Риторические вопросно-ответные единства – заключают в себе вопросы с последующим ответом на них самого говорящего;

3) Рефлексные риторические вопросы – высказывания, с помощью которых говорящий размышляет о непонятных для него явлениях.[7. C. 94]

4.1. Настоящие риторические вопросы.

Настоящими риторическими вопросами называются вопросительные по форме высказывания, в которых содержится суждение с утверждением противоположного, т. е. положительный по форме вопрос выражает отрицательное по смыслу суждение, и, наоборот, отрицательный по форме вопрос выражает положительное по смыслу суждение.

В настоящих риторических вопросах одновременно выражается вопрос и ответ на него. Задающий такой вопрос не ожидает от адресата ответа, так как сам сообщает ему информацию, но при этом он побуждает читателя к определенной ментальной реакции.

(1)– Чемпионат сразу комком пошел, – сказал после поражения 9 мая лидер команды Ковальчук.

А как он мог пойти иначе? [Пономаренко Д. Отмаялись… Проиграв четыре из восьми майских матчей, сборная России бесславно завершила турнир, http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/457953]

(2) – Мстить Артюхину за травмы Рахунека и Михалека никто не собирается, – такой был ответ. – Да и как с ним драться? Это же Годзилла! [Там же.]

(3) Ну и, понятно, гимны, флаги, неизменный – куда ж без него! – Майкл Баффер с его уже слегка набившим оскомину протяжным «Клииииииичко!». [Левит, А. Деньги на бочку/Александр Левит//Советский спорт. Москва – 2010. - №41-М. – С. 24.]

(4) Понимаете, ведь каким бы он ни был порядочным человеком, какой ему был смысл раньше экономить средства, если их все равно приходилось возвращать в бюджет? [Чернаков А. Дети – к деньгам, http://www.izvestia.ru/education1/article3153750/]

(5) Да, "рабочие династии" традиция хорошая, кто бы спорил. [Добрынина Е. Предпоследний звонок, http://www.rg.ru/2011/05/17/socio-poln.html]

(6) Разве прийти седьмой из 80 на лыжной трассе – это не маленькая победа над собой? [http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=57120]

В примерах (1), (2), (4) и (5) с помощью положительных по форме вопросов выражены суждения с отрицательным ассертивным значением. В примерах (3) и (6) с помощью отрицательных по форме вопросов выражены суждения с положительным ассертивным значением.

В большинстве случаев после настоящих риторических вопросов ставится вопросительный знак (примеры (1), (2) и (4)), но в письменной форме возможно употребление восклицательного знака вместо вопросительно или их сочетание, как выражение большей экспрессивности (пример (3)). Особенно широко замена вопросительного знака восклицательным используется для выражения эмоций собеседников, чей диалог добавлен в газетную статью. Так же автор может использовать точку, если хочет подчеркнуть неинтеррогативный смысл высказывания (пример (5)).

4.2. Риторические вопросно-ответные единства.

Если в настоящих риторических вопросах ответ угадывается в форме и выражающемся в ней суждении, то риторическое ответно-развернутое единство имеет более распространенную форму, иногда заключающуюся в несколько предложений.

Риторическим вопросно-ответным единством называется единство вопроса и ответа, в котором ответ следует за вопросной частью и дается самим говорящим. Таким образом, посредством целенаправленно заданного вопроса привлекается внимание потенциального читателя к ответу. И именно на ответе в конечном итоге говорящий хочет сосредоточить внимание адресата.

(7) А может, нашим людям здоровье не так уж и важно? Жила бы страна родная, и нету других забот? Нет, не так. Как выяснили социологи, для большинства взрослых людей здоровье - ценность главная и безусловная. [Добрынина Е. За наше нездоровье, http://www.rg.ru/2011/04/21/zdorovie.html ]

(8) Да сейчас молодежь знаешь, как живет? Из института придут, поесть с кухни заберут, и в свою комнату. [Городова М. Битва полов: акт последний, http://www.rg.ru/2011/04/14/otkliki-poln.html]

(9) Что же теперь находится в здании, только часть которого принадлежит ФГУ "Дом офицеров"? Это бильярдный клуб "Авиатор", располагающийся на площадях, которые, по некоторым данным, находятся в ведении управления военной торговли. [Брыкин С. Решетникова Н. Дом офицеров, снять погоны! http://www.rg.ru/2011/04/01/dom.html]

(10) Как новобранцу отправиться в армию вместе с собакой? Для этого человек должен заранее предоставить в военкомат документы, свидетельствующие, что он имеет здорового, молодого и обученного выполнять команды четвероногого. [Гаврилов Ю, Гвардии рядовой Шарик, http://www.rg.ru/2011/04/20/sobaki.html]

Н. Ю. Шведова отмечает широкую употребительность таких единств в публицистическом стиле как «тенденцию влияния структурных черт диалога на письменную речь». Можно сказать, что данный риторический вопрос помещается как бы на границе авторской и читательской речи. Это значит, что, с одной стороны, их можно истолковать как вопрос автора, с другой – как вопрос самого адресата. Риторические вопросно-ответные единства распространены также в художественной литературе, в научной, разговорной речи и в языке рекламы.

4.3. Рефлексивные риторические вопросы.

Рефлексивными риторическими вопросами можно назвать такие вопросительные по форме высказывания, с помощью которых говорящий размышляет о непонятных для него жизненных явлениях, т. е. вопросы, обращенные к самому себе и на которые не предполагается получить ответ. О таких вопросах можно сказать, что они находятся на полпути между собственно вопросами и риторическими вопросами.

В рефлексивных риторических вопросах нет противоречия между формой и смыслом, как в настоящих риторических вопросах. Отличаются они также и от риторических вопросно-ответных единств, в которых ответ дается самим говорящим. Задавая рефлексивные риторические вопросы, автор не знает ответа, а лишь размышляет с помощью вопросов, тем самым имплицитно констатируя свое незнание.

(11) Так когда же будем трезветь по-настоящему, господа?! [Радзиховский Л. А начиналась ли борьба? http://www.rg.ru/2011/04/15/antialko.html]

(12) Альтернатива только еще больше усилит коррупцию наших судов, потому что есть у тебя деньги - ты откупишься от реального лишения свободы, нет у тебя денег - ты сядешь в тюрьму. Это что за справедливость? [Шкель Т. Премьер сдает экзамен, http://www.rg.ru/2011/04/20/putin.html]

(13) Как он жил все эти долгие годы, храня в строжайшей тайне свою цель? [Медведев Ю. Разгадка Перельмана, http://www.rg.ru/2011/04/20/perelman.html]

(14) Что он чувствовал, когда забрезжил свет в конце тоннеля? А когда поставил последнюю точку? Кто знает. [Там же.]

(15) Неужели никакая власть не сможет выиграть войну с дельцами от азарта? [Александров Г. Скрябина Д. Заигрались? http://www.aif.ru/society/article/40153]

Рефлексивные риторические вопросы могут также выступать в номинативной функции и использоваться в качестве заголовков газетных и журнальных статей, радио- и телепередач и т. п.

(16) ПЭТ или не ПЭТ - вот в чем вопрос. [Дуленкова А. ПЭТ или не ПЭТ - вот в чем вопрос, http://www.rg.ru/2011/05/18/pivo.html]

(17) Есть ли тормоз у бензина. [http://www.rg.ru/2011/05/12/why.html]

(18) Форма от Юдашкина. Отчего дрожит солдат? [Осипов С. Форма от Юдашкина. От чего дрожит солдат? http://www.aif.ru/society/article/40914]

(19) Даёшь зелень? [Шейкина Г. Даёшь зелень? http://www.aif.ru/society/article/40154]

5. Риторический вопрос как форма агрессивного высказывания.

В газетных статьях, особенно написанных на какие-либо «злободневные» темы, используются риторические вопросы, выражающие негативное, иногда даже агрессивное отношение автора к какому-либо событию, объекту или субъекту в форме насмешки или иронии. Наиболее часто встречаются риторические вопросы рефлексивного и настоящего видов, реже – вопросно-ответные единства.

Имплицитные пресуппозиции в некоторых риторических вопросах могут достигать такого эффекта, что вопросительная форма может рассматриваться как прием выражения иронии.

(20) Разве что о ведущем игры «Большая буква», уж очень откровенно подражающем ведущему «Поля чудес». Может, стоило пригласить на роль ведущего самого Якубовича? [Рогоцкая С. Что раскручивает «Карусель»? http://www.lgz.ru/article/15499/]

(21) Какие документы, если вагоны метро уклеены листовками «Регистрация. Медицинские книжки. Дипломы»? Не то что террорист - инопланетянин за день легализоваться может! [Коклюшкин В. Смелого пуля боится! http://www.aif.ru/society/article/40920]

(22) Дай, думает, «Скорую» вызову, а вдруг все же помогут? [http://www.ng.ru/titus/2011-05-19/1_filantropia.html]

(23) «Вы, наверное, считаете, что мы готовимся к двухсотлетнему юбилею сражения?» - иронично спрашивает Михаил Черепашенец, директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника. [Кудряшов К. Бородинское поражение, http://www.aif.ru/society/article/39943]

6. Заключение.

Риторические вопросы, сформированные как особый коммуникативный тип в ораторской речи, могут переноситься из реальной речи — той коммуникативной среды, где они возникли — в другие коммуникативные ситуации с “вырожденным” в той или иной степени адресатом. Это может приводить к сдвигам в функционировании риторического вопроса.

Наименьший сдвиг имеет место в внутренне диалогичных публицистических и художественно-публицистических текстах, когда среди широкой аудитории, к которой обращен данный текст, реально имеются какие-то люди, совершившие или совершающие те или иные действия, в том числе и речевые, которые и являются реальным стимулом для риторических, обращенным к этим людям (что часто показывает 2-ое лицо местоимений и глаголов, используемых автором).

Использование риторического вопроса в текстах газетных позволяет автору «общаться» с читателем, пусть и на одностороннем уровне. Данный прием, использованный в заголовке, привлекает внимание к статье. Так же в самом тексте, если вопрос стоит в начале, он вызывает у читателя любопытство и заставляет его думать. Начав размышлять на предложенную в статье тему, читатель как бы начинает “сотрудничать” с автором.

В «злободневных» газетных статьях вопрос часто используется как выражение негативного отношения автора к событию, объекту или субъекту.

Риторический вопрос находится на стыке повествовательного и вопросительного предложения, объединяет систему структур семантических разновидностей, образующих его центр и периферию. Следовательно, возможны отклонения как в сторону повествовательного предложения (более эмоциональные риторические вопросы), так и в сторону вопросительного (ораторские и авторские вопросы, на которые сам говорящий обычно дает ответы).

Риторический вопрос обладает структурно-семантический инверсией, т.е. предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицаний.

Многие лингвисты предлагают собственные классификации риторических вопросов. В данной курсовой работе я использовала классификацию Елены Линдстрем. Она выделяет три вида риторических вопросов: 1) настоящий риторический вопрос, 2) риторические вопросно-ответные единства, 3) рефлексивные риторические вопросы.

Поскольку значение риторического принципиально является нечетким, то таковым должно быть и его описание. Это противоречит укоренившимся структуралистским традициям точного и строгого, однозначного описания, но иное описание здесь просто невозможно и не нужно. Ведь говорящие и авторы прекрасно живут с этой размытостью и замечательно используют ее! При этом описание все равно неизбежно является более четким и конкретным, чем описываемое значение, все конкретные слова и формулировки искажают фактический смысл этой лексико-синтаксической конструкции, представляя его более точным и однозначным, чем он есть на самом деле, и это надо постоянно иметь в виду.

7. Библиографический список.

1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка/ Н. С. Валгина, издание 2- е. учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1978.- 439 с.

2. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие / Г. Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 254с.

3. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – С. 423-424.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов, под ред. Л. Н. Тимофеева, С. В. Тураева. – М.: Просвещение, 1978.

5. Бердник Л. Ф. Риторический вопрос как экспрессивное средство / Л. Ф. Бердник// Риторика и синтаксические структуры. Тезисы Краевой научно - практич. Конференции 1-3 февр. 1988г.- Красноярск, 1989, С. 96-98

6. Распопов И.П. Типы вопросительных предложений в современном русском литературном языке. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Куйбышев, 1953. 20 с.

7. Линдстрем Е. Н. Классификация русских риторических вопр осов/ Е.Н. Линдстрем// Классификация русских вопросительных по форме высказываний на базе прагматически обоснованной универсальной модели. Петрозаводск, С. 94-126.

8. Кожина М. Н. Стилистика русского языка : учебник для студентов пед. ин – тов по специальности “Русский язык и литература”/ Кожина М. Н.-2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983 – 223с.

9. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика./ Аристотель – М.: Лабиринт,1998 – 567с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Наука, 1972.

11. Советский спорт [электронный ресурс] /И. Коц; ЗАО "Советский Cпорт". – Электрон. текст. дан. – М., 1999 — 2011. – Режим доступа: http://www.sovsport.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

12. Известия [электронный ресурс] /Ю. Чечихин, Д. Малютин; ОАО «Известия». - Электрон. текст. дан. - М., 2001-2011. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

13. Аргументы и факты [электронный ресурс] /ЗАО «Аргументы и факты». - Электрон. текст. дан. - М., 1997-2011. - Режим доступа: http://www.aif.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

14. Литературная газета [электронный ресурс] /Ю. М. Поляков; "Литературная газета" - Электрон. текст. дан. - М., 2007-2011. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

15. Российская газета [электронный ресурс] / «Российская газета» - Электрон. текст. дан. - М., 1998-2011. - Режим доступа: http://www.rg.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении