Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Курсовая «Взаимодействие государства и бизнеса» по Экономике (Козлов С. П.)

Гражданское общество в России, наряду со свободной рыночной экономикой, является необходимым условием достижения социальной и политической стабильности.

Проблема становления гражданского общества - это, в первую очередь, проблема создания инфраструктуры взаимодействия государства, бизнеса и общества в решении задач социально - экономического роста. Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует. В первую очередь это сказывается на одном из наиболее динамично развивающихся институтов гражданского общества - некоммерческих организациях или предприятиях.

Инфраструктурный дефицит наиболее лимитирует развитие среды предприятия, заполняемой разного рода маргинальными, внесистемными, бюрократическими и иными негативными факторами. Отражая практически весь спектр интересов и ценностей, существующих в обществе, предприятие служат связующим звеном между различными слоями общества и государством, механизмом для определения приоритетных задач и важнейших направлений деятельности, без чего невозможно эффективное управление общественными процессами. Сегодня государство, испытывая трудности в решении многих стоящих перед ним задач, может и должно опереться на кадровые, экспертные и другие ресурсы общественности. Гражданское общество проявляет способность и готовность к добровольной концентрации своих ресурсов - «интеллектуальной мобилизации» для решения общенациональных задач. Выше сказанное обуславливает актуальность и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

Цель данной работы заключается в изучении взаимодействия государства и бизнеса в условиях рыночной экономики. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть государственное регулирование и поддержку предприятий;

- раскрыть механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;

- описать взаимодействие государства, бизнеса и общества;

- проанализировать организацию совместных предприятий и холдингов с государственным участием и рассмотреть опыт мировой практики.

1. Государственное регулирование и поддержка предприятий

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогатива государства - обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики. [16;c.165]

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику. Кризис во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются. На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом, не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.

3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики - это когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция приводит к следующим негативным последствиям:

- национальным товарам трудно конкурировать с импортными. В свою очередь это приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы; началу валютной спекуляции;

- оттоку денег из страны, особенно иностранной валюты; девальвации валюты, а следовательно, повышению цен на импортные товары и общему росту цен; обесценению сбережений граждан;

- снижению инвестиционной активности и другим негативным последствиям.

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д.

Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция - один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция - основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства - защита конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятие - их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу. [9;c.47]

Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.

Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления - снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить. Экономические рычаги, используемые государством для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

- естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);

- охрана окружающей среды и использование ресурсов;

- сертификация, стандартизация, метрология;

- социальная политика - это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.). [17;c.98]

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Фискальная (бюджетная) политика государства - это регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем. [1;c.34]

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, поскольку государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических колебаний. Осуществляя только эту политику, государство не может выполнять свои функции без соответствующей кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

Кредитно-денежная политика - это целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика позволяет справиться со спадом производства и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.[1; c.37]

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный Банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и нормируя обязательные резервы. Снижение этой нормы создает больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию скупкой или продажей своих ценных бумаг. При скупке ценных бумаг у их держателей появляются свои денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должны проводиться государством совместно и сбалансировано, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что в послевоенный период эта страна правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. Обществом признаны следующие приоритетные направления в развитии науки и техники: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий, биотехнология.

Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, электроэнергетика ускоряют НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются:

- достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки;

- осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики;

- совершенствование системы оплаты труда научных работников;

- защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового;

- активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве. [11;c.257]

Эффективная научно-техническая политика не может быть осуществлена без соответствующей поддержки государством на достаточно высоком уровне средней и высшей школы, а также академической науки.

Амортизационная политика - составная часть общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

• своевременное осуществление переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;

• нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

• амортизационные отчисления на предприятиях должны использовать только исходя из функционального назначения;

• нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

• возможное осуществление предприятиями ускоренной амортизации;

• амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

Инвестиционная политика. Важными рычагами воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с которой чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

• кредитно-финансовой и налоговой политикой;

• предоставлением самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;

• амортизационной политикой;

• созданием благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

• научно-технической политикой и др. Будущее экономики страны в значительной степени зависит от инвестиционной политики, проводимой государством.[13;c.78]

Государственное предпринимательство. Одно из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику - государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была по мировым меркам чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, и в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны весьма актуален -необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.

Прогнозирование, планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства в управлении экономикой страны. С переходом к рыночным отношениям роль прогнозирования и регулирования управления не снижается, а методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливалось заранее заданная производственная программа и потребители, приходит индикативное планирование. Суть его в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план также макроэкономические показатели, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения. То есть заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, обеспечиваться наличием краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием тесно связано регулирование. Государство осуществляет регулирование только в том случае, если запланированные макроэкономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование - это один из действенных рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования прежде всего с целью обеспечения стабильности цен, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. определяются спросом и предложением. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Это практика почти всех стран мира с развитой рыночной экономикой. Хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна - всего 10-15% от общей товарной массы, но для поддержания минимального прожиточного уровня населения это имеет большое значение.

Во многих развитых странах государство регулирует цены и на продукцию предприятий-монополистов. В России также государство регулирует цены на продукцию (товары, услуги) объединений предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в государственный реестр предприятий-монополистов - устанавливая предельные цены (тарифы), фиксированные цены (тарифы), предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, декларируя повышение свободных цен на продукцию.

Административный контроль государства над ценами порой необходим, чтобы устранить издержки рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не дадут желаемого результата.

Осуществляя внешнеэкономическую политику (таможенные тарифы, протекционизм; принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и другие меры), государство может существенно расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда.

3. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

В процессе реализации задач по возрождению индустриальной мощи страны, которая происходит в обстановке трудного и сложного перехода к новой системе хозяйствования - рыночному механизму в условиях сформировавшейся в мире постиндустриальной экономики, необходимо четко представлять цели, реализующие их структуры и используемый механизм. В этой связи можно выделить следующие структуры, институты и уровни:

• государственные структуры, которые выражают интересы государства как системы власти, так и обеспечивают реализацию общенациональных интересов, деятельность которых проявляется в координации и интеграции интересов различных слоев общества, групп, а также сложившихся региональных структур;

• структуры и институты бизнеса, действия которых должны быть скоординированы с национальными и социальными интересами страны;

• институты и структуры гражданского общества, опыта в создании и функционировании которых в нашей стране далеко недостаточно, но их необходимость определяется всем ходом развития как государственных, так и производственных структур, представленных возрождающимся в социально-экономических противоречиях бизнесом;

• структуры, институты и механизмы, формирующие массовое экономическое сознание, как одно из важнейших условий обеспечения эффективного экономического роста в динамичный период научно-технического прогресса и глобализации экономических процессов.

Можно констатировать, что представленные институты имеют матричную структуру, при политической воле могут быть достаточно рельефно определены, между ними на базе институционализации могут быть установлены четкие связи, а также определены критерии, обеспечивающие оценку взаимодействия при реализации вполне обозримых целей. Опираясь на имеющийся в стране инструментарий - программно-технические средства и систему информационных технологий, - все эти сложные и многоуровневые связи становятся прозрачными и обозримыми и, таким образом, управляемыми и оптимизируемыми.

Все это не является проблемной аналитической моделью. Именно с помощью такого механизма достигли высокого уровня и функционируют социально-экономические системы индустриально развитых государств.

Четкое представление целей, методов их реализации на каждом уровне, скоординированность действий - все это представляется крайне необходимым после многих лет поиска рациональных решений в обеспечении жизни российского общества. В процессе анализа и реализации такого рода матричной структуры определяются критерии оценки деятельности, формы и методы проявления мотивации в работе каждой структуры и обеспечивается прямая и достоверная оценка результатов деятельности каждого уровня, необходимая в процессе демократического устройства общества, предполагающего как необходимость такого рода оценок населением страны, так и динамичность в смене кадров, обеспечивающих функционирование всей социально-экономической системы.

Российское общество уже вполне созрело для решения такого рода задач, а властные структуры должны принять необходимые меры для их практической реализации.

4. Организация совместных предприятий и холдингов с государственным участием. Опыт мировой практики

При создании холдинговой компании в отдельную организацию целенаправленно выводятся управленческий контроль и контроль за собственностью. Холдинговая компания фокусирует свою деятельность на повышении эффективности управленческого процесса. Это путь к консолидации финансовой отчетности, к четкому выделению центра прибыли, а следовательно, и центра привлечения инвестиций. Здесь принципиальное значение имеет:

1.Организационное выделение функции управления операционными рисками, в том числе обеспечение необходимой, консолидированной прибыли, общей стратегии развития. Это само по себе предполагает и диверсификацию активов, и привлечение инвестиций.

2.Организационно-правовая идентичность, т.е. оформленная организационно «группа реализации проекта», как правило, самостоятельное юридическое лицо, прежде всего корпорация, осуществляющая управление операционными рисками и привлекающая инвестиции.

3.Определение и распределение между участниками финансовых и инвестиционных обязательств, т.е. правила формирования капитала организации, формы финансирования (долговые обязательства, акции, собственные средства, гарантии, налоговые льготы и т.д.), структура собственности.

4.Обязательства в отношении имущественных прав и собственности, т.е. формирование центров акционерного контроля, защита интересов отдельных групп собственников или партнеров, преимущества при купле/продаже имущественных прав, распределение доходов от собственности и взаимные интересы.

Примеры из мировой практики. Пожалуй, наиболее яркие примеры дают США и Великобритания, страны классической рыночной экономики, где при этом государство остается владельцем значительной собственности, требующей надлежащего управления.

В США, по признанию Американской счетной палаты (General Accounting Office, GAO), государство является, по существу, крупнейшим в мире собственником. Проблема управления этой собственностью встала еще в XIX в. В наше время в США динамично растет число контрактов, заключаемых государственными агентствами или правительствами штатов с частными управляющими компаниями. Так, с 1994 г. в Чикаго более 40 отдельных функций, традиционно исполняемых городскими властями, переданы частным компаниям. В целом еще в середине 90-х годов в США контракты с частными компаниями по управлению государственной собственностью имели место в таких сферах деятельности, как услуги, в том числе социальные, образование, здравоохранение, транспорт, управление исправительными учреждениями.

В Великобритании развитие партнерства государства и бизнеса стало, по существу, национальной программой, получившей наименование «Инициатива частного финансирования» (Private Finance Initiative). Данная инициатива оказалась своего рода катализатором общего развития всех видов партнерства государства и бизнеса. Данная инициатива была заявлена в 1992 г., а в 1998 г. в значительной мере модернизирована. Ее суть в конечном счете сводится к разработке детальной стратегии передачи отдельных государственных функций частному бизнесу прежде всего в сфере управления собственностью. Особенностью данной инициативы является сфокусированность на привлечении частных инвестиций в проекты, собственником которых остается государство. Список проектов достаточно велик, среди них: управление лондонским метро; привлечение частного партнера для управления Национальной службой авиадиспетчеров; строительство транспортных коммуникаций, тоннелей; осуществление инвестиционных государственных проектов в развивающихся странах; проекты в энергетике, здравоохранении; управление и строительство гидротехнических объектов.

Во Франции контракты, в том числе концессии, получили распространение в сфере платных дорог и городского водоснабжения. В Испании, Португалии, Финляндии - управления платными дорогами. В Ирландии, Нидерландах, Австралии, Греции - строительства и управления объектами транспортной инфраструктуры. В Японии - управления энергетическими и очистными объектами и т.д.

Наиболее распространенной формой финансовой организации партнерств стало формирование отдельных так называемых проектных единиц или групп реализации проектов в виде отдельных самостоятельных юридических лиц. Совместные предприятие частных компаний и государства имеют место, например, в Великобритании, где подобные совместные предприятия часто носят форму так называемого «специального инвестиционного средства» (Specialized Purchase Vehicle, SPV), которые создаются партнерами для того, чтобы привлекать инвестиции, затем перераспределять их на финансирования проекта, аккумулировать доход от реализации проекта и соответственно распределять доход среди участников.

Классическим примером совместного предприятия государства и частного бизнеса в сфере транспортной инфраструктуры стало образование в 60-х годах по решению Конгресса США «Нэшнл Рэйл Песенджерс Корпорейшн» (National Rail Passenger Corp.), известной сегодня как «Армтрэк» (Armtrack), - по существу, монополии в сфере пассажирских железнодорожных перевозок в Америке.

Совместные, по сути, холдинговые компании охватывают различные отрасли. Интересен опыт структурирования партнерств государства и бизнеса в отрасли, производящей фосфаты и фосфатные удобрения. Так, в Иордании компании по производству фосфатов не подлежат приватизации, однако законы рынка и текущая экономическая конъюнктура заставляют государство идти на создание альянсов с частным капиталом. В конце 2000 г. было объявлено о создании совместного предприятия между крупнейшими норвежскими концернами «Норск Гидро» (Norsk Hydro), «Джордан Фосфэйт Майнс» (Jordan Phosphate Mines) и «Эраб Поташ Кампаниз» (Arab Potash Companies). Норвежская сторона приобретает 60% акций совместного предприятия, а компании Иордании - 40%, при этом одновременно участники проекта создают международную фирму по производству и экспорту удобрений. Другой проект - продажа концерну из Саудовской Аравии «Сауди Бэйзик Индастриз Кампани» (Saudi Basic Industries Company) другой иорданской компании в сфере производства фосфатов «Джорданиан фосфорик эсид мэньюфэкчуринг фэктори» (Jordanian phosphoric acid manufacturing factory). При этом следует заметить, что во всех упо-мянутых иорданских компаниях го-сударство участвует через «голов-ной холдинг» «Джорданиан Фосфэйт Кампани» (Jordanian Phosphate Company).

В результате таких сделок «пирамида» корпоративных связей, включающих партнерства с частным бизнесом, в том числе с иностранными партнерами, оказывается достаточно гибкой. Государство может идти по пути создания совместных предприятий на самом нижнем уровне участия, может частично приватизировать компании «второго уровня». Приватизация холдинга первого уровня также возможна, хотя и зависит от политических решений.

В Мексике, в другой не менее важной отрасли химической промышленности - нефтехимии, еще в 1998 г. было признано целесообразным перевести 11 государственных нефтехимических комплексов под управление смешанного «партнерства» (читай - холдинга), где государственная доля составляла бы 51%, а доля частных партнеров - 49%.

Формой объединения государственных и частных имущественных прав и капитала могут быть специальные инвестиционные фонды, учреждаемые государством. В такие фонды первоначально передаются акции, принадлежащие государству, затем акции самого такого фонда размещаются среди международных институциональных и частных инвесторов. Фонд передается в управление профессиональным менеджерам. Особенно удобно применение такой схемы в условиях, когда государству принадлежат миноритарные пакеты акций.

Наиболее яркий пример - фонд, созданный в 2000 г. в Марокко.

В ходе проводимой с 1993 г. приватизации в Марокко государство сохранило свое участие в значительном количестве предприятий. Причем к февралю 2000 г., когда Министерство приватизации Марокко объявило о планах создания упомянутого фонда, в 287 компаниях доля государства не превышала 20%.

Таким образом, фонд стал инструментом, с одной стороны, консолидации миноритарных пакетов акций, с другой стороны, позволил государству, не отказываясь от собственности, существенно повысить ликвидность своих активов (акции фонда включались в листинг фондовой биржи Касабланки), привлечь под данные активы дополнительные инвестиции в страну.

Механизм инвестиционных фондов, объединяющих государственные имущественные права, частные инвестиции и профессиональный менеджмент, также применяется в Сингапуре и Таиланде.

Довольно сложная и смешанная схема партнерства государства и бизнеса, включающая как совместное государственное участие в холдинговых компаниях, так и в отдельных проектах, а также передачу данных «участий» в управление смешанным по собственности компаниям, получила распространение в нефтегазовой отрасли в Норвегии. В целях разработки месторождений нефти и газа на прибрежном шельфе еще в 1972 г. в Норвегии был создан нефтяной холдинг «Стат-ойл» (Statoil), с тех пор принимающий участие практически во всех проектах по разработке месторождений нефти и газа.

С 1985 г. решением парламента правительство получает право на прямое финансовое участие в новых нефтяных проектах, создается особая управленческая схема - «Государственное прямое финансовое участие» (State Direct Financial Interest). Одновременно государство владеет 51% акций другого промышленного концерна «Норск Гидро». С 1985 г. все прямые участия государства в новых проектах, за исключением Норск Гидро и ряда других крупных компаний, передаются в управление Статойл, т.е. Стат-ойл одновременно становится и государственным холдингом, и управляющим государственной собственностью.

В декабре 2000 г. было принято решение не только передать находящиеся в управлении активы непосредственно в собственность Статойл и Норск Гидро, но и частично приватизировать Статойл, разрешив компании образовывать партнерства с другими компаниями. Одновременно с этим планируется создание новой управляющей компании, которая будет управлять оставшимися в собственности государства частями в нефтегазовых разработках.

Такая новая компания сосредоточит свои усилия на управлении технологическими системами нефтегазодобычи, на администрировании лицензиями на месторождения, на общем контроле и надзоре за транспортной инфраструктурой.

Финансовое участие государства в совместных предприятиях также имеет свои вариации. Например, в Мексике, Чили, Колумбии государство предоставляло акционерам таких предприятий дополнительные гарантии по возврату некоторого минимального дохода.

В Восточной Азии в проектах, связанных со строительством платных дорог, государство становилось непосредственным акционером, предоставляло ссуды, субсидии.

В целом ряде стран совместные предприятия создавались в процессе реструктуризации энергетической отрасли, особенно в процессе выделения и создания независимых генерирующих предприятий.

В 1990-1999 гг. в развивающихся странах в сфере генерации электроэнергии было инициировано около 700 проектов с участием частного капитала, с общим объемом частных инвестиций 187 млрд. долл.

В Боливии формы подобного партнерства создавались непосредственно на этапе приватизации государственной собственности. Боливийский опыт приватизации известен как «приватизации с помощью капитализации». Смысл его состоит в том, что первоначально государство определяет для себя стратегического частного партнера, который инвестирует средства непосредственно в развитие приватизируемого предприятия. В результате на первом этапе приватизации предприятие становится фактически совместным предприятием государства и частного инвестора с распределением собственности, скажем, 50 на 50%.

После того как инвестиции частного инвестора приводят к росту капитализации предприятия, а само предприятие начинает развиваться, государство продает свои 50% по обычной приватизационной схеме массовому акционеру. Тем самым мелкие инвесторы получают акции предприятия с большим уровнем капитализации, чем до прихода частного стратегического инвестора.

В целом следует отметить, что, несмотря на имеющиеся примеры финансового государственного участия в совместных проектах, в большинстве стран мира основная финансовая нагрузка ложится на частный капитал, а государство лишь сохраняет свои имущественные права на собственность или на некоторую ее долю. Это означает, что в процессе развития форм партнерства государства и бизнеса государство остается акционером, и эта роль также подразумевает определенные действия со стороны государства, как и определенные партнерские обязательства.

Наиболее известной формой распределения прав собственников в совместных предприятиях,

Заключение

В развитой рыночной экономике предприятия многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

Гражданское законодательство России придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию предпринимательства в России в цивилизованной форме.

Рассмотрев формы, методы и рычаги государственного финансового регулирования, видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов воздействия на экономику. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы.

Тем не менее, для сегодняшней России особенно важно вмешательство в экономику государства. Которое выступало бы не только как регулятор экономических процессов, но и что немаловажно, как гарант экономической стабильности и развития. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список использованной литературы

1.Авдашева С., Розанова Н. «Подходы к классификации рыночных структур в экономике России» - Вопросы Экономики - 2007 - №6.

2.Булатов А.С. «Экономика», М.: Юристъ, 2009г.

3.Бутырский А. «Проблемы реформирования естественных монополий» - МЭ и МО - 2003 - №12.

4.Добрынин Л.С. «Экономическая теория», СПб.: СПбГУЭФ, Питер-Ком, 2008г.

5.Долан Э. «Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика», М.: Финансы и статистика, 2004г.

6.Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит», М.: ЮНИТИ, 2007г.

7.Ковалев С.Н., Латов Ю.В. «Экономика. Учебное пособие», М.: Книжный мир, 2004г.

8.Ковалева В.В «Финансы», М.: ООО «ТК Велби», 2003.

9.Козырев В.М. «Основы современной экономики», М.: 2005г.

10.Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Рыночная система и ее функционирование», 2007г.

11.Нуреев Р.М. «Основы экономической теории: Макроэкономика», М.: ЮНИТИ, 2009г.

12.Поляк Г.Б. «Бюджетная система России», М.: ЮНИТИ, 2006г.

13.Романовский М.В. «Финансы», М.: ЮРАЙТ, 2008г.

14.Родионов В.М. «Финансы рыночного хозяйствования», М.: Экономическая литература, 2002.

15.Соколов Я.В. «Основы управления финансами», М.: Финансы и статистика, 2006г.

16.«Финансово-экономический словарь», М.: Финансы и статистика, 2002.

17.Чемберлин Э. «Теория монополистической конкуренции», М.: Экономика, 2006г.

18.Шамхалов Ф. «Государство и экономика: Власть и бизнес», М.: Экономика, 2009г.

19.Штиль Х.П. «Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация», М., 2002г.

20.«Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика», М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004г.

Показать полностью…
Похожие документы в приложении