Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Структура и основные субъекты мировой экономики» по Экономике (Васильева Т. В.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Мировая экономика"

Вариант 1

Тема: "Мировая экономика: структура и основные субъекты"

Выполнила:

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансовый менеджмент

II высшее образование, 3 курс, Группа № 12/1

Личное дело №

Проверил:

МОСКВА 2008

ПЛАН РАБОТЫ

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 4

2. СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 12

3. СУБЪЕКТЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ . 17

ТЕСТЫ 25 ЛИТЕРАТУРА 29

ВВЕДЕНИЕ

Мировая экономика является одной из основ функционирования современного общества. Она является одним из условий позволяющих сплачивать на материальной основе различные нации и народы. Мировая экономика представляет собой систему разнообразных хозяйственных, научно-технических, производственных, валютно-финансовых и кредитно-денежных связей экономик различных стран, основанную на международном разделении труда.

Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. В свою очередь процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальной экономики отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. Мировая экономика находится в постоянном изменении. На сегодняшний день интернационализация мирового хозяйства достигла нового уровня, которой способствуют процессы интеграции. В развитии производительных сил произошли огромные сдвиги. Под влиянием научно-технического прогресса происходят качественные преобразования мировых производительных сил. В индустриальных странах идет технологическая революция. Информатика и связь, современная автоматизация и использование роботов, новые искусственные материалы изменили облик производства и продукции.

Таким образом, мировая экономика весьма сложное собирательное понятие, изучение которого необходимо начать с усвоения понятий лежащих в основе мировой экономики.

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА".

В экономической литературе не существует единой трактовки понятия "мировая экономика". Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1) Мировая экономика - совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда и международных политическими и экономическими отношениями.

2) Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.

3) Мировая экономика - экономическая система, самопроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Мировую экономику составляют следующие разделы:

* теория "чистой", т.е. без всяких ограничений, международной торговли и приносимой ею выгоды;

* теория коммерческой политики, изучающая причины и результаты различных лимитов на обмен товарами, услугами, движение факторов производства и т.д.;

* концепции платежных балансов, в которых анализируются соотношение общих доходов и расходов данной страны относительно другой, а также ее текущий курс обмена валюты;

* концепции неуравновешенного платежного баланса и методов их выравнивания в условиях различных международных денежных систем.

Первые два раздела, вместе взятые, получили название теория международной торговли, а два вторых - финансовая теория мировой экономики.

В реальной жизни страны обмениваются многими товарами, услугами и факторами производства. Балансы платежей суммируют общие доходы и расходы от всех международных сделок. Общая сумма международной торговли и необходимость регулирования платежных балансов, как правило, отражают агрегированные объемы выпуска продукции, доходов и общего индекса цен торгующих наций, поэтому третий и четвертый разделы теории мировой экономики попадают в сферу макроэкономического анализа.

С точки зрения методологии анализа, между разделами международной экономики нет четкого деления. В рамках международной торговли исследования носят теоретический, абстрактный характер. Анализ международных финансов становится более практичным и политически ориентированным. Постепенно вырабатывается синтезированный микро- и макро- инструментарий анализа мирохозяйственных связей.

Объектом изучения мировой экономики является всемирное, или мировое, хозяйство, под которым понимается совокупная система отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений.

Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке. Под мировым рынком, в свою очередь, понимается система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда. Страны специализируются на производстве тех видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. МРТ - высшая ступень развития общественного территориального разделения труда. Международное разделение труда проявляется в двух формах - международной специализации производства и международном кооперировании. Международная специализация производства (МСП) - это концентрация однородного производства на предприятиях тех стран, в которых оно имеет наибольшую эффективность. Международная кооперация производства (МКП) - это основанный на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. МСП и МКП тесно связаны между собой. Они взаимно обуславливают существование друг друга.

Предмет изучения у специальной теории мировой экономики тот же, что и у общей экономической теории: взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Специфика же мирового хозяйства и, соответственно, мирохозяйственных связей определяется тем обстоятельством, что эти взаимоотношения осуществляются через государственные границы и предстают в качестве международных экономических отношений. Отсюда и различия в методологии рассмотрения исторически развивающихся категорий, соотношения между понятиями.

Мировая экономика представляет собой особую сферу научного познания, сформировавшуюся на основе общей политико-экономической теории. Основополагающее значение в определении и анализе всемирного хозяйства имеет экономическая история народов - лишь она дает возможность определить сам тип мирохозяйственных связей, раскрывающих систему всемирного хозяйства. Это значит, что речь идет о типических, характерных, определяющих связях и взаимосвязях между национальными хозяйствами (экономиками), что, в свою очередь, требует выявления особенностей этих связей, их идентификации. Здесь, на этом уровне, часто "спотыкается" экономическая наука: она "упирается" в определения экономической политики, а это всегда дело сложное, связанное с идейными установками исследователя. Слишком велик соблазн представить экономическую политику, как активный инструмент развития только в позитивном плане и избежать, такими образом, всего необходимого научного анализа, "слоя" важнейших проблем общественно-экономического развития, его противоречий, ошибок.

Задача мировой экономики - изучить всемирное хозяйство во всей его сложной противоречивой целостности, разные части которой находятся в той или иной взаимосвязи как между собой, так и между отдельными частями и системой в целом.

По существу внешние экономические сделки продолжают логику внутренних сделок: и там и здесь преследуется одна цель - максимизация полезности для потребителей и доходов для производителей. И все-таки между внешними и внутренними сделками имеются существенные различия, обусловленные национальным суверенитетом и государственными границами между экономически взаимосвязанными странами. Рассмотрим некоторые из таких различий:

1) Международные сделки требуют расчетов в иностранной валюте, которая конвертируется во внутреннюю валюту по определенному курсу. Соотношения обмена подвержены различным колебаниям, поэтому сам процесс обмена связан с риском и осложнениями, не характерными для внутренних сделок.

2) Национальные правительства могут вводить любые ограничения на международные сделки, но не применять их к внутренним. К подобным ограничениям можно отнести тарифы, различные импортные квоты, так называемые добровольные экспортные лимиты, стимулирование экспорта посредством субсидий, ограничения конвертируемости национальной валюты. Все эти меры оказывают глубокое воздействие на экономику, но касаются прежде всего, международных, а не внутренних хозяйственных процессов.

3) Каждая страна проводит денежно-кредитную и фискальную политику, которая влияет на темпы инфляции, экономический рост, уровень занятости и т.д. Как правило, подобная политика, общая для всех регионов в пределах страны, значительно варьирует от одной страны к другой. Если, например, темпы инфляции во Франции будут приблизительно одинаковыми для всех ее регионов, то различия между Францией и Германией по этому показателю могут быть довольно значительными, что незамедлительно скажется на конкурентоспособности товаров и услуг одной страны на рынках другой, а также на рынках третьих стран. Таким образом, многие изменения в международных торговых и финансовых сделках инициируются внутренней экономической политикой, проводимой той или иной страной.

4) Обычно каждая страна знает гораздо больше о структуре, объеме и направлениях внешней торговли, чем о тех же показателях внутренних сделок. В США, например, никто не знает наверняка, какими товарами и в каких количествах торгуют между собой штат Калифорния и г. Нью-Йорк. На административных границах между штатами подобную информацию никто не фиксирует. Другое дело - внешняя торговля. Когда торговое судно покидает иностранный порт или заходит в него, продавцы или покупатели должны заполнять экспортную или импортную декларацию, сообщающую о характере груза, его весе, стоимости, получателе и отправителе и другие сведения. Именно из торговых деклараций, обязательно требуемых во всех странах, можно получить более или менее точную статистическую информацию о международной торговле и других мирохозяйственных сделках, чего часто не хватает для анализа внутренних торговых и прочих хозяйственных операций.

5) Факторы производства гораздо мобильнее внутри страны, чем между странами. Мало что может помешать перемещению рабочей силы между штатами США или графствами в Англии. Однако всевозможные иммиграционные ограничения, языковые и другие социально-культурные различия подчас представляют серьезные барьеры на пути передвижения людей между странами. Конечно, по сравнению с трудом капитал передвигается гораздо легче, но и он более мобилен внутри страны, чем между различными государствами.

6) И, наконец, чтобы проникнуть на иностранные рынки, экспортеры должны адаптировать свою продукцию к стандартам и вкусам заграничных потребителей.

Все различия между внутренними и внешними хозяйственными связями касаются скорее формы их реализации, чем существа самих процессов. Вместе с тем эти различия настолько важны и уникальны, что наряду с растущей значимостью мирового хозяйства привели к формированию специфической отрасли экономического знания - теории мировой экономики. Мировая экономика как наука (или учебная дисциплина) - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение факторов производства, капиталов и финансово-кредитных потоков.

Следует отметить, что мировую экономику изучали давно, но на каждом историческом этапе вкладывали иное содержание в это понятие. В течение длительного времени доминировал подход, согласно которому мировую экономику образует сумма национальных хозяйств, в той или иной степени имеющих в экономической области контакт друг с другом. В объяснениях по поводу таких контактов, иногда приобретавших характер более или менее длительных и даже относительно стабильных отношений, преобладал взгляд об абсолютных преимуществах. Самая простая и незатейливая модель подобного рода представляется в виде своеобразных "лоскутов", размер каждого из которых относительно соответствует доле отдельной страны по какому-либо параметру.

Важное значение в создании абсолютных преимуществ поначалу имели военно-политические факторы, позволявшие в результате успешно проведенного похода и последующего систематического взимания дани увеличивать размеры своего "лоскута" на "схеме" мировой экономики. Общие размеры мировой экономики от этого не увеличивались, преобладало перераспределение уже имеющегося и накопленного.

Затем стала возрастать роль чисто экономической составляющей, и на размеры национальных ячеек в мировом хозяйстве стали оказывать воздействие относительные преимущества и конкуренция. В то же время в отсутствие единых "правил игры" для всех участников мирового хозяйства, по которым велась конкуренция, появились предположения о неразрешимом характере противоречий внутри тогдашнего мирового хозяйства и неизбежности социальной революции.

Принципиально новым элементом структурного характера в трактовке понятия "мировая экономика" стали сдвиги в результате происшедших в октябре 1917 г. перемен в России, а впоследствии и в ряде других стран, и образования на их основе социально-экономического блока - мировой социалистической системы хозяйства. Соответственно через мировую экономику прошел рубеж, разделивший ее на два обособленных сектора: капиталистический и социалистический. Противоречия между этими двумя секторами усугублялись внутрисистемными противоречиями капитализма. Стали говорить о наличии двух мировых хозяйств: социалистического и капиталистического и соответственно двух противоположных рынков, каждый из которых развивался по своим законам, подчинялся своим закономерностям. То, что раньше называлось мировой экономикой, стало именоваться мировым хозяйством. Иногда говорили о наличии двух трактовок: широкой (объектом анализа была прежняя мировая экономика, как сумма национальных экономик) и узкой (мировым хозяйством, или мировой экономикой в таком случае называли только международные экономические связи, которые соединяли два антагонистических социально-экономических лагеря). Никаким единым правилам функционирования мировой экономики места, естественно, не оставалось.

Между тем в мировой экономике происходили процессы все более широкой и глубокой интеграции и интернационализации.

Под интеграцией понимается экономическая форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения скоординированной экономической политики на национальном и международном уровнях в различных формах: свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов, валютно-экономических и политических союзов.

Интернационализация - это процесс развития экономических связей между национальными хозяйствами, когда экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса, который углубляется на основе международного разделения труда, производственной и научно-технической специализации и кооперации.

Эти процессы реально изменяли лицо мирового хозяйства и делали их участниками не только страны и регионы, но и самостоятельно действующие субъекты в лице отдельных фирм, приобретавших постепенно транснациональный характер.

На современном этапе международная экономическая интеграция достигла глобальных масштабов. Глобализация - сложный и поступательно развивающийся процесс, современный этап которого представляет лишь его первоначальную ступень развития. Она выражается в организации и деятельности межгосударственных и международных экономических объединений, а также в появлении и развитии в современном сообществе международных экономических институтов и транснациональных компаний.

Если ранним ступеням международной экономической интеграции была присуща практически лишь одна форма ее реализации - международная торговля, то этап глобализации наряду с этим предполагает в планетарном масштабе перемещение рабочей силы, капитала, научно-технических знаний и информации.

Сегодня в рамках глобализации происходят формирование и организация международных экономических альянсов, и наряду с этим - создание международных (транснациональных) компаний и финансовых центров.

С чем связано ускоренное развитие интеграционных процессов в экономике на рубеже XX и XXI вв.?

Из множества причин и факторов происходящего можно выделить три основных.

1. Усилившаяся конкурентная борьба, вызванная существенным ростом масштабов производства, вынуждает бизнес в поисках наилучших условий деятельности "перешагивать" свои национальные границы.

2. Сложившиеся во второй половине XX в. благоприятные политические обстоятельства: распад колониальной системы, обусловивший необходимость установления в мире нового экономического порядка, и окончание "холодной" войны - периода противостояния двух социально-экономических систем, позволившее консолидировать мировое сообщество и рассматривать мир как целостную систему.

3. Последние достижения научно-технического прогресса, позволившие создать качественно новую, надежную мировую экономическую инфраструктуру, в том числе международную транспортную сеть, адекватные требованиям времени средства связи, и широкую информационную систему. Благодаря этому существенно сократились издержки на перемещение товаров и факторов производства, снизилась степень экономического риска, стала реальной возможность быстро перемещать рабочую силу, технологии и капитал в масштабах всего мира.

Одним из существенных последствий глобальной интеграции является создание необходимых условий для международного производственного сотрудничества.

Международное производственное сотрудничество - это специфическая форма организации производственной деятельности, предусматривающая участие в ней одновременно нескольких или множества стран, на основе производственной специализации (в том числе предметной, подетальной и технологической) каждой из них при широкой производственной кооперации между этими странами. Такая форма организации производства предполагает выход производственного процесса за рамки одной страны и осуществление его одновременно в международных масштабах.

Примеры подобного сотрудничества стали широко известными в последние годы. Многим россиянам приходилось покупать телевизоры, детали которых изготовлены в Японии или Южной Корее, а их сборка осуществлялась на предприятиях Малайзии, Тайваня или Гонконга.

Международное производственное сотрудничество отражает наиболее высокую степень специализации и кооперации. Этой форме организации производства присущи:

* высокая эффективность производства, а, следовательно, и более высокий уровень производительности;

* долгосрочность и стабильность экономических отношений между партнерами;

* тесное международное научно-техническое сотрудничество;

* наличие общих программ, единых целей в осуществлении совместной деятельности.

Среди черт международного производственного сотрудничества особое место сейчас занимает международное научно-техническое сотрудничество, поскольку в эпоху развития НТР деятельность в этой области приобретает решающее значение не только для развития производства и экономики, но для общества в целом.

В условиях, когда одновременно консолидируются средства либо нескольких стран, либо предприятий разных стран, относительные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для каждого входящего в альянс субъекта существенно сокращаются, что приносит экономический эффект.

К особенностям современного этапа развития мировой экономики следует отнести и снижение удельного веса в экономике одних, ранее распространенных в ней форм, и возрастание других, ранее отсутствующих или играющих малозначимую роль. Так, международная торговля товарами, бывшая родоначальницей международных экономических отношений, в настоящее время уступила свое ведущее место международным финансовым операциям. Кроме того, такую распространенную форму международного перемещения капитала, как прямые иностранные инвестиции, постепенно вытесняют международные портфельные инвестиции.

Хотя в мировом интеграционном процессе принимают участие практически все государства земного шара, степень участия каждого из них неодинакова. Одни находятся на низших стадиях экономической интеграции, другие, достигнув высших на сегодняшний день пределов международных экономических связей, расширяют межгосударственное сотрудничество до уровней не только экономических, но и военных и политических сфер.

2. СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного производства.

Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте "первичных отраслей" (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем "вторичных" (промышленность и строительство), а в последний период - "третичных отраслей" (сфера услуг).

В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и Международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями Системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций.

В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей. Однако базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в их состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве отдельных видов продукции отрасли.

При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции.

Дифференцированная классификация, в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.

В структуре мирового хозяйства отчетливо обозначаются центр и периферия, границы которых довольно подвижны и изменчивы. Центр - это главным образом промышленно развитые страны с эффективным, в большей или меньшей степени регулируемым рыночным хозяйством, способным быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, и экспортирующие высокотехнологичную продукцию. Периферия - прежде всего развивающиеся страны, как правило, имеющие сырьевую специализацию, недостаточно эффективный механизм саморазвития, относительно низкий уровень интегрированное экономики.

Таким образом, с точки зрения их экономического развития, по предложению Экономического и социального совета ООН (1980 г.), подразделяются на три основные группы:

* развитые страны с рыночной экономикой;

* страны с переходной экономикой;

* развивающиеся страны.

Развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства - государства с развитой экономикой и максимально высоким объемом ВВП на душу населения в год. Имеют высокие продолжительность жизни (в среднем до 70 лет), уровень образования, потребления товаров и услуг.

Группа развитых стран с рыночной экономикой включает 23 государства. По роли в мировой политике и экономике эти страны можно разделить на три группы:

1) Так называемая "большая семерка" главных стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада .Их лидерство определяется не размером территорий и численностью населения , а важной ролью в мировой политике и экономике , высоким уровнем производительности труда , неоспоримыми успехами в развитии науки и техники.

2) Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размерам государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях стран первой группы.

3) В третью группу входят страны "переселенческого капитализма" (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки - развивающиеся страны или страны "третьего мира" .Они представляют собой особую группу государств , отличающихся своеобразием исторического развития , социально- экономической и политической спецификой . Среднедушевой доход крайне низок - 100-350долл.в год.

Говоря об их сходстве необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения его нищету и неграмотность. Им свойственны агро-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства.

1) В развивающемся мире выделяются страны, отличающиеся от основной группы большой численностью населения (вполне сопоставимым с развитыми странами), современной структурой экономики, существенно высоким уровнем жизни, очень высокими темпами экономического развития. К ним относятся: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Турция, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика. Эти страны получили название "новых индустриальных стран" (НИС).

2) Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, "набившие карманы" нефтедолларами (Катар, Индонезия, Венесуэла, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.) Их характерные признаки : высокий доход на душу населения в среднем 10-15 тыс. долл. в год и более, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

3) Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития , средним размером ВВП на душу населения (около 1 тыс.долл.). Сюда входят Колумбия ,Гватемала, Парагвай и др.

4) В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию - страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

5) Последняя пятая группа наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.) .Некоторые из не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход населения на ,повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны с переходной экономикой. Включает в себя страны, осуществляющие переход от административной (социалистической с централизованным планированием) к рыночной. Это станы Восточной Европы (Албания, Словения, Хорватия, Македония, Югославия, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия и Словакия), бывшие республики СССР включая Россию, а также Китай, Монголия и Вьетнам.

3. СУБЪЕКТЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Непосредственных субъектов мировой экономики можно разделить на три уровня в зависимости от тех функций и задач, которые они выполняют.

1) МИКРОУРОВЕНЬ. Уровень субъектов хозяйственной деятельности, т.е. различных фирм и организаций.

Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты - это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты - хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

Все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, международной системой национальных счетов (СНС) квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.

Согласно системе СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:

* нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) - включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка;

* домашние хозяйства (house holds) - представлены физическими лицами, занятыми экономический деятельностью, в том числе продажей на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;

* неприбыльные институты (nonprofit institution) - состоят из юридических лиц, занятых оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам и действующих на принципе добровольного участия в их деятельности физических лиц;

* правительственные учреждения (government agencies). Выполняя свои прямые функции в области политики и регулирования экономики, эти институциональные единицы осуществляют также производство нерыночных продуктов, выносят решения и постановления в области экономики, а также оказывают услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя их в бюджетные организации: социального обеспечения, здравоохранения и образования;

* финансовые корпорации (Financial corporations) -фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниц международных экономических союзов.

2) МАКРОУРОВЕНЬ. Государственный уровень, т.е. уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне путем принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности, т.е. определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере и т.п. На этом уровне формируется внешнеэкономическая политика государства.

Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются общей правовой основой для всех государств - участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.

Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений в Таможенном кодексе РФ; присоединение ее к МВФ вызвало необходимость принятия очередного Закона об иностранных инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации", "О разделе продукции" и др.

Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России это Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных институциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглашений, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в экономические союзы и мировое хозяйство в целом.

Государства - участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, главным из которых служит использование права любой страны-участницы той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной экономической "игры".

Кроме того, государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, тем самым, регулируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт своих высоких технологий и разрешают продавать их лишь странам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и многие другие страны, они сокращают и количество стран-импортеров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами тому могут служить существенное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и ограничение импорта японских автомобилей в страну.

Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и международные компании (МК). Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских товаров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих корпораций приходится более половины мирового товарооборота.

Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей, прежде всего в своих собственных интересах. Эти действия позволяют странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но и совершенствовать, а также поступательно развивать мировое хозяйство, международные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс

3) МЕГОУРОВЕНЬ. Межгосударственный уровень - уровень действия различных региональных интеграционных группировок и межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами-членами этих организаций.

Региональная группировка - Страны, связанные взаимными соглашениями о предоставлении друг другу более благоприятных, чем третьим странам, условий для развития экономического обмена и (или) взаимодействия экономик в целом.) Как правило, это страны, расположенные в одном географическом районе. Создание региональных группировок - проявление международной экономической интеграции. Самая простая форма региональной группировки - зона свободной торговли, самая сложная - экономический союз, который предполагает координацию экономической политики стран-участниц.

Практически во всех частях земного шара действует множество межгосударственных экономических учреждений, представляющих широкий спектр форм локальной международной экономической интеграции. Среди них: Европейский Союз (ЕС), Карибское сообщество, Центрально-американский общий рынок, Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН), Организация стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

Международные экономические организации - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Международный валютный фонд (МВФ)- международная валютно-финансовая организация, созданная в 1944г. для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем:

* регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением;

* контроля многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;

* предоставления кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основное кредитное учреждение групп Всемирного банка, широко известное как Мировой банк. Целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

Международная ассоциация развития (МАР) - организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году. Её цель - оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $900. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран.

Международная финансовая корпорация (МФК) - международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США). Создана в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах.

МИГА, также МАИГ - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Всемирная торговая организация (ВТО) - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса.

Международная Торговая Палата (МТП) - институт международного экономического самоуправления. МТП основана в 1919 году, штаб-квартира МТП находится в Париже.

МТП осуществляет свою деятельность через экспертные комиссии, подкомитеты и рабочие группы, решая вопросы, важные с точки зрения международного торгового сообщества. К таким вопросам относятся, например, определение международных коммерческих терминов, стандартизация средств платежа, Унифицированные Правила по Инкассо, Унифицированные Правила и Обычаи для Документарных Аккредитивов, Унифицированные Правила по Договорным Гарантиям, Правила об Арбитражном суде, а также вопросы конкуренции, иностранных инвестиций, перевозок.

К концу XX в. практически все цивилизованные страны, (к таким принято относить независимые государства, признанные Организацией Объединенных Наций), которых насчитывается около двухсот, стали членами различных международных экономических организаций. Так, к 1998 г. членами Международного валютного фонда (МВФ) являлись 183 страны, 180 государств состояли членами Всемирного банка (ВБ), более 130 стран входят во Всемирную торговую организацию (ВТО), свыше сотни стран - члены Всемирной организации труда (ВОТ) и т.д.

Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких органов относятся консультативные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов. Кроме того, к такому роду международным экономическим субъектам относятся Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный фонд, Международная организация труда. Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.

Особая роль среди подобных организаций сейчас стала принадлежать мировым финансовым центрам (МФЦ). К ним принадлежат Нью-йоркская международная фондовая и валютная биржи. Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих международных центрах ежедневно через рыночную конъюнктуру определяется реальная котировка национальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые в глобальном пространстве.

Кроме организаций, имеющих мировую и региональную юрисдикцию, в рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления. Так, в Европейском союзе функционируют Совет министров, Европейский совет, Комиссия Европейских сообществ, Европейский парламент и Суд Европейских сообществ. Подробно функции и цели этих институтов будут рассмотрены ниже, в главе "Интеграционные процессы в Западной Европе".

Главное место среди задач всех организаций такого рода занимают проблемы разработки "правил игры", т.е. правил и законов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового или союзного хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.

Одним из специфических проявлений интеграции в мировом масштабе является то, что современный процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств (макроуровень) и интеграции процессов конкретной экономический деятельности, на уровне предприятий организаций (микроуровень). Основной организационной формой международного сообщества на микроуровне является международная корпорация.

Международная корпорация, или МК (international corporation), - это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существуют два вида МК:

* транснациональная корпорация (ТНК) - сообщество, головная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;

* многонациональные корпорации (МНК) - сообщество, головная компания которого принадлежит капиталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах.

К концу XX в., по данным ЮНКТАД, в мире действуют свыше 39 тыс. международных корпораций, из которых 37 тыс. - ТНК, имеющих 270 тыс. филиалов по всему миру. Общая сумма их активов - 2,7 трлн. долл., ежегодный объем продаж, осуществляемый ТНК, превышает 6 трлн. долл., что составляет 60% мирового товарооборота.

Важно отметить, что международное право не препятствует участию любой страны одновременно в нескольких международных экономических организациях.

ТЕСТЫ

1) Можно ли сказать, что мировая экономика это сумма всех национальных хозяйств мира?

а) да; б) нет.

Ответ: б. Мировая экономика - это глобальная экономическая система, образованная взаимодействием национальных экономик, участвующих в международном разделении труда и других факторов производства, связанных международными формами производства (товаров, финансов), информационными потоками и функционирующая на основе рыночного саморегулирования, а так же использования системы межнационального и наднационального регулирования.

В результате взаимозависимости национальных экономик, способствующей экономическому росту, достигается больший эффект мирового развития, чем при суммировании национальных экономик. Мировая экономика - это

2) В основе формирования и развития мировой экономики лежит (выберите верный ответ):

а) общность традиций и культур отдельных стран;

б) наличие общих границ между государствами;

в) ориентация стран на самообеспечение;

г) специализация и кооперирование государств.

Ответ: г. Несмотря на попытки некоторых государств жить в условиях национальной экономической самостоятельности, движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается сильнее воздвигнутых барьеров. Разделение труда первоначально развивалось в рамках национальных экономик отдельных стран. Лишь на определённом этапе разделение труда вышло за эти рамки, стало международным, что предопределило новое качество обмена, создало устойчивую, расширяющуюся основу взаимодействия национальных экономик, постоянных связей предпринимателей разных стран и в целом их экономик.

3) Мировое хозяйство в настоящее время (отметьте правильные характеристики):

а) глобально по своим масштабам;

б) является однородным;

в) характеризуется моноцентричностью;

г) характеризуется многополярностью;

д) основывается на принципах рыночной экономики;

е) характеризуется ограниченным распространением рыночных отношений;

ж) основывается на объективных закономерностях международного разделения труда.

Ответ: а, г, д, ж. Значение мировой экономики неуклонно растёт. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству. Сегодня каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Количество и качество современных мирохозяйственных связей показывают нарастание взаимозависимости национальных экономик, демонстрируя при этом преимущество международного интеграционного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономической литературе не существует единой трактовки понятия "мировая экономика". Но все определения, в той или иной степени, характеризуют мировую экономику как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

В заключении хотелось бы дать следующее определение понятию "мировая экономика":

Мировая экономика - это глобальная экономическая система, образованная взаимодействием национальных экономик, участвующих в международном разделении труда и других факторов производства, связанных международными формами производства (товаров, финансов), информационными потоками и функционирующая на основе рыночного саморегулирования, а так же использования системы межнационального и наднационального регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006.

3. Колесов В.П. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001.

5. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002.

6. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей / Перевод с англ. М.: Республика, 2003.

7 Халевинская Е.Д. , Крозе И. Мировая экономика : Учебник / под ред. Е.Д. Халевинской,-М.: ЮРИСТ,2000.

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении