Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Контрольная «Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина» по Социологии (Чурочкина Л. С.)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Социология"

Интегральная социология П.А.Сорокина

Воронеж- 2008

План:

Введение .

1) Основные принципы социологии П.А.Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

2) Проблема социокультурной динамики - центральная тема в творчестве П.А.Сорокина.

3) П.А.Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон "моральной и региональной поляризации". Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничными восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?

Заключение.

Литература.

Введение

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: "До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников - Парсонса, Мертона, Беккера и других - переведены и изданы, хотя они являются более "буржуазными" и консервативными, чем мои идеологии и теории".1 Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому "русскому периоду" его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 - 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается "белым пятном" в науке.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

1. Основные принципы социологии П.А.Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

1.1 Биографическая справка

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968).

Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт- Петербург П.Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт- Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., в 20-летнем возрасте, сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в Санкт- Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма".

В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.

В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Основные труды П.А. Сорокина: "Пережитки анимизма у зырян" (1910), "Брак в старину: (многомужество и многожёнство)" (1913), "Преступность и её причины" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Символы в общественной жизни", "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Социальная аналитика и социальная механика" (1919), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии" (1947), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм - моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

1.2. "Основные и руководящие принципы" социологии

В работе "Система социологии" П.А. Сорокин даёт следующее определение: "Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности".В "Системе социологии" П.Сорокина подробно разъяснены основные принципы, на которых основан этот труд. Суть их заключается в том, что:

1. социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении "наук о природе" и "наук о культуре" не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

2. социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиции нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;

3. социология должна быть "объективной дисциплиной", т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

4. поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое "философствование" в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;

5. разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.М.Ковалевский, монизм в социологии- это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм. 2

Опора на реальный опыт и научные данные- это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О.Контом, Э.Дюркгеймом и другими представителями этого направления. П.А.Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XXв. На новом уровне научных знаний.

1.3. Теоретическая и практическая социология. Неопозитивистская социология

П.А.Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Социальная аналитика изучает строение социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии)- процессы взаимодействия людей, иными словами,- поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Развитие социального явления определяется его строением и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

Практическая социология характеризуется П.А.Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает ее.

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются Сорокиным непосредственным предметом изучения социологии.

В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если позитивистская социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются социальные процессы.

Взаимодействие двух индивидов- простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, "когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого".3 Такие взаимодействия называются Сорокиным "социальными клеточками", из которых образуются все остальные, более или менее сложные общественные явления.

П.А.Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп- односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные социальные группы.

1.4. Теория социальной стратификации и социальной мобильности

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли сове отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории все общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация- естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность - переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке

Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла книга "Проблема социального равенства". К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней- это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде "Социология революции" он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его "возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп".4

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества - краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

­ любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

­ каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

­ каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

2. Проблема социокультурной динамики - центральная тема в творчестве П.А.Сорокина.

Центральная тема творчества П.Сорокина - проблема социокультурной динамики. Для Сорокина характерен макросоциологический подход в исследовании.

Социокультурные изменения человеческих сообществ, с точки зрения Сорокина, есть результат взаимоотношений людей, которые обусловлены целым комплексом факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда), социально-сознательных (значения, норма, ценность). В отличии от случайных и временных агрегаций (толпа), которые характеризуются отсутствием ясных и длительных связей, только общество способно продуцировать значение, нормы, ценности, которые существуют внутри социосознательных субъектов, конституирующих общество. Любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система является единовременным культурным качеством того или иного общества.

Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняются даже в дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэпирические исследования культурных качеств позволяют выявить достаточно длительные периоды истории, в течении которых проявляются близкие и идентичные культурные образы- виды деятельности, мысли, творчества, верования. Эти положительные культурные образы общественной жизни эмпирически устанавливаются только потому, что они являются продуктом логико-значимых культурных систем.

Согласно Сорокину, культура- не просто конгломерат разнообразных явлений, а целостное и индивидуализированное единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну и главную ценность.

Исторический процесс рассматривается П.Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем:

1. симритуалистической (идеальной);

2. сенсуалистической (чувственно);

3. идеалистической.

В основе каждой социокультурной системы лежит своеобразная система ценностей. В идеальной системе- единственной реальностью и ценностью признается Бог, а чувственный мир рассматривается как временное пристанище. Для этой социокультурной системы в целом характерна "потусторонняя" ориентация. Противоположный тип социокультурной системы- чувственный. В нем ценностью признается чувственная реальность. Только то, что сенсорно воспринимается человеком, имеет и смысл. То же, что вне чувственной реальности и эмпирического опыта, полагается несуществующим. Этот тип социокультурной системы обладает светским характером и "посюсторонней" ориентацией. Социокультурная система идеалистического типа носит переходный характер и сочетает в себе оба вышеуказанных принципа. В ней объективная реальность частично опосредуется сверхчувственным началом, но и частично- чувственным.

Сорокин считал, что система ценностей, задающая культурное качество обществу, возникает под воздействием "двойственной природы человека"- существа мыслящего и чувствующего. Если основой акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то ею детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если на воображении и разуме- нечувственной, но в обоих случаях противоположные мотивам мышления и поведения не могут быть полностью нейтрализованы. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются ценности идеалистического типа социокультурной системы.

Наивысшим фактором социокультурных изменений при константах геофизических условиях (климат, географическая среда) является распад той или иной доминантной социокультурной системы. Радикальные преобразования и смена социокультурных типов происходит в результате кризисов, войн, революций.

Современное состояние западной культуры П.Сорокин оценивал как кризисное. Нынешний чувственный тип социокультуры, считал он, обречен на закат, так как он повинен в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции. Выход из этого состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеального типа ценностей, базирующегося на принципах альтруистической любви и этики солидарности.

3. П.А.Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон "моральной и региональной поляризации". Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, техническими расстройствами, ожесточением, циничными восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?

Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени, потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности константного прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. - все это как раз и есть те самые критические события, которые "раскрывают" человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.

Исходя из того, что человеку свойственно желание самовыражения, реагировать на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В "катастрофических" условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве - умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете, превратятся в аморальное стадо.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод - закон справедлив, более того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут стать костяком, поддерживающим социум в локальных или глобальных катаклизмах.

Заключение

Питирим Александрович Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях - от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащаясь ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.

Его теория существования суперсистем культуры - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является "основой и фундаментом всякой культуры"

Можно сказать, что идеи П.Сорокина переживают сейчас начало третьей фазы своего жизненного цикла. Сейчас время третьего этапа, когда его идеи в переломную эпоху активно впитываются широким кругом ученых, политической и деловой элиты, ищущим выхода из кризисных ситуаций подрастающим поколением, когда они становятся органической частью формирующейся постиндустриальной парадигмы, нового мировоззрения, руководством к действию при решении множества проблем и противоречий.

Литература :

1) Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.-М.- Прометей, 1994.-384с.

2) Радугин А.А, Радугин К.А. Социология; курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.- М.: Центр, 2001.,-224с.: ил.

3) Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. -3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 448 с.

4) Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор- координатор-академик РАН Г.В.Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1998.-488с.

5) Социология. Курс лекций: учебное пособие./ Ю.Г.Волков, изд. 2-е. Ростов Н/Д Феникс, 2006.

1 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.-М.- Прометей, 1994.-384с. С.184.

2 Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. -3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 448 с. С107.

3 Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. -3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 448 с. С109.

4 Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. -3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 448 с. С111.

-

- 3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении