Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
бесплатно
docx

Реферат «Экономические программы и реформы в зарубежных странах после второй мировой войны» по Экономике (Сухоручкина Н. А.)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

По предмету "История экономики"

На тему: "Экономические программы и реформы в зарубежных странах после II мировой войны"

Работу выполнила:

Студентка 1-го курса

факультета Финансы и Кредит

г. Сургут

2005г.

Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945ГГ.).

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ".

4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗАПАДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

5 ВОЗРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ США.

6 План Маршалла "Новые рубежи".

7 "Новые рубежи" Дж. Кеннеди.

7 Переход к "рейганомике"

8 РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА.

8 Рецессии.

8 Особенности развития Великобритании.

9 Развитие экономики Франции.

9 Особенности экономического развития Западной Германии.

11 Японская модель развития.

12 ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

13 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

15 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

16 ОБЩИЙ РЫНОК И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.

17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

19

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 гг.)

Развязывая Первую и Вторую мировые войны, Германия исходила из того, что сумеет избежать борьбы на два фронта. Этого, однако, не случилось и ей снова пришлось воевать против коалиции государств (главные участники: Советский Союз, США и Великобритания), военно-экономический потенциал которой значительно превосходил возможности Германии и ее главных союзниц - Италии и Японии. Неблагоприятными оказались для Германии и морально-политические факторы: расовая теория способствовала сплочению немецкого народа вокруг Гитлера, его готовности к войне, но практика расизма ("новый порядок") в захваченных Германией в первый период войны европейских странах вызвала глубокую ненависть народов, породила широкое освободительное движение. Германский "новый порядок" стоил населению Европы 10 млн. жизней мирных людей, убитых и замученных немецкими оккупантами.

Вторая мировая война почти вшестеро превзошла Первую по общему количеству жертв: 50 млн. человек. Далеко позади оставила Вторая мировая Первую и по развитию военной экономики. Суммарные военные расходы составили 962 млрд. долларов против 208. Если Первая мировая война носила по преимуществу позиционный характер, то Вторая сразу же получила маневренный характер и стала войной моторов, что связано с огромными расходами на углеводородное топливо. Танковые войска и авиация, игравшие в Первой мировой войне тактическую роль, полностью приобрели стратегический характер. Появились первые ракеты.

Как и в Первой мировой войне, английский и американский флот заблокировал Германию. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию (ежегодно производилось свыше 20 тыс. танков, 25 тыс. самолетов, 50 тыс. орудий и минометов; в Германии трудилось свыше 7 млн. согнанных туда насильно иностранных рабочих), экономика страны к исходу войны была истощена. Хозяйственные потери победителей были велики. Англия оказалась не в состоянии ни производить нужное количество военной техники, ни оплачивать ее импорт, и США вынуждены были поставлять ей вооружение и материалы взаймы (ленд-лиз). Английский внешний долг возрос в 8 раз.

Главными социально-экономическими последствиями Второй мировой войны, как и Первой, стали изменения в Восточной Европе. Государственный суверенитет освобожденных вооруженными силами Советского Союза стран был насильственно ограничен; в 40-50-х гг. сложилась мировая социалистическая система, куда вошли зависимые от СССР страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария). Несмотря на старания создать внутрисоциалистический рынок, силы сцепления этой системы носили внеэкономический характер. Когда они ослабли, мировая социалистическая система и рынок распались; затем распалась сама социалистическая метрополия - Советский Союз. Противостояние в итоге второй мировой войны мировых экономических систем - капиталистической и социалистической определило социально-экономическое содержание истории второй половины XX в.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Противостояние систем внешне имело мирную, идеологическую форму ("холодная война"), хотя и были предприняты определенные "разведки боем" - самые значительные: с социалистической стороны - война в Корее (1950-1953 гг.), установка ракет с атомными боеголовками на Кубе (1962 г.), война в Афганистане (1979-1989 гг.), а с капиталистической - война во Вьетнаме в 1960-х гг. Все они окончились провалом. Суть "холодной войны" состояла в беспримерном соревнований по производству современных вооружений между западным (Североатлантический договор) и восточным (Варшавский договор) военными союзами.

Гонка новых вооружений охватила все роды войск - сухопутные, воздушные, морские. Главным результатом явилось создание нового типа стратегического оружия: термоядерных (водородных) бомб (1955 г.), многократно превышающих разрушительную силу атомных зарядов, и их носителей - баллистических межконтинентальных ракет (1957 г. - первый вывод ракетой в космос спутника Земли) - как стационарных (в шахтах), так и мобильных (на атомных подлодках). В 1961 г. испытание советской сверхмощной водородной бомбы на Новой Земле буквально потрясло земной шар, по которому трижды пробежала сейсмическая волна, а "гриб" поднялся в небо на 67 км. Стало предельно ясно, что ракетно-ядерная война означает неминуемую гибель цивилизации, в ней не может быть победителей и побежденных.

В середине 80-х гг. гонка вооружений, а с ней вместе и "холодная война", завершилась победой западного блока во главе с США, нанесших Советскому Союзу два тяжелейших бескровных удара. Первый удар - установку в Европе американских тактических ракет повышенной мощности (подлетное время до Москвы - всего 5 мин.) - СССР парировал системой находящихся на океанских "лежбищах" вокруг североамериканского континента атомных подлодок с наведенными на главные центры Америки баллистическими ракетами. На второй удар - американскую Стратегическую Оборонительную Инициативу ("звездные войны") - разработку непреодолимого, по идее, для баллистических ракет лазерного щита, советская экономика, истощенная непосильным военным производством, оказалась бессильной дать ответ. Это было равносильно поражению. СССР и США договорились о взаимном серьезном сокращении вооружений, а поскольку военная угроза служила в Советском Союзе главным оправданием жертв и лишений, произошла перестройка тоталитарного общественно-экономического строя. Советский Союз распался, власть Советов прекратила свое существование. Перестройка в СССР явилась главным итогом "холодной войны".

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗАПАДА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Послевоенному восстановлению народного хозяйства развитых европейских стран, занявшему 5-6 лет, весьма способствовала американская экономическая помощь в рамках "плана Маршалла" (по имени госсекретаря США). По этому плану в 1948-1951 гг. 17 странам Европы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов, - частично под займы, частично как дотации, - американское продовольствие, одежда, топливо, сырье, промышленное оборудование, запчасти и др. товары. Местная валюта, вырученная от продажи на внутренних рынках потребительских американских товаров, укрепляла денежное обращение европейских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для отечественной тяжелой индустрии. План Маршалла оказал благотворное воздействие и на европейскую, и на американскую экономику. За 1947-1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западной Европе увеличился более чем наполовину, а по таким видам как минеральные удобрения, сталь, цемент, транспортные средства, нефтепродукты - от 65 до 200%, что означало быстрое развитие земледелия, строительства, путей сообщения. Оживилась внешняя торговля: за 1948-1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину.

Подавляющая часть американской помощи адресовалась главным европейским странам - Англии, Франции, ФРГ (Западной Германии), Италии. Здесь восстановительный процесс проходил особенно быстро. Уже через 5 лет после окончания войны душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень довоенного 1938 г. Особенно большой скачок сделала энергетика. В Англии за указанное время производство электроэнергии на душу населения возросло с 711 до 1251 кВт/ч,; во Франции - с 506 до 791, в ФРГ - с 348 до 929. Этот пример наглядно показывает, насколько выросло на Западе уже в первые годы после войны производство всех товаров, находящих спрос на рынке. Повышенным спросом, естественно, пользовались товары, рожденные научно-технической революцией, - электроника, реактивный транспорт, современные автомобили, оборудованное новейшей техникой жилье и т.д. За 1950-1980 гг. энергетика, а с ней весь хозяйственный комплекс Запада, сделали новый взлет: душевое производство электричества в Англии в 1990 г. составило 5543, во Франции - 7442, в Германии - 7213 кВт/ч. Эти данные говорят о том, что произошла технологическая модернизация в развитых западных странах.

Тем не менее, во второй половине нашего столетия неравномерность экономического развития государств Запада сохранилась, хотя производство в европейских странах существенно приблизилось к американскому уровню. Ныне валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения Франции составляет примерно 78%, Германии - 76%, Англии - 70% от американского уровня (24302 долл.).

В настоящее время неравномерность экономического развития не грозит мировыми войнами, периодически возникающие межгосударственные конкурентные бескровные войны - автомобильные, текстильные, обувные и др. - заканчиваются компромиссами. Предсказания, сделанные в начале XX в., что вследствие неравномерности экономического развития стран империалистические войны являются неизбежными, не подтвердилось.

Не подтвердилось и предсказание о полной монополизации экономики и ликвидации свободной конкуренции. Наряду с крупнейшими, в том числе наднациональными корпорациями в народном хозяйстве Запада с успехом функционируют сотни тысяч средних и мелких фирм и предприятий. Существует мнение о том, что нынешний этап экономического развития можно считать "постиндустриализацией", при которой решающая хозяйственная роль переходит от производства к сферам услуг, образования, науки; управление экономикой - от бизнесменов - к ученым и профессионалам. Технико-экономическое развитие и размещение современного хозяйства является предметом таких дисциплин как экономическая география и мировая экономика.

ВОЗРАСТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ США.

США - единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. За годы войны национальный доход страны возрос в два раза. После войны на долю США приходилось 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира. Сразу после войны страна смогла быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. К середине 1947г. этот переход был завершен.

Основные факторы перехода:

* хорошая организация государственного управления;

* программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта;

* быстрый рост частного потребления;

* столь же быстрое расширение инвестиций в запасы и оборудование;

* развитие под воздействием правительственной политики экспорта благ и услуг.

Увеличился индекс валового национального продукта (ВНП) США.

Технологическое превосходство и самая высокая производительность труда, обильные прибыли позволяли финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами.

В послевоенной внешнеэкономической политике США особое место занимает Западная Европа. В своих связях с этим регионом США прошли за послевоенный период путь от патронирования до взаимоотношений относительного равенства.

План Маршалла "Новые рубежи".

5 июня 1947г. в качестве "программы возрождения Европы" после Второй мировой войны был представлен план Маршалла, названный так по имени его разработчика - госсекретаря США Дж. Маршалла. Предусматривалось выделение на определенных условиях займов и кредитов. В плане Маршалла участвовали 16 европейских стран. С апреля 1948г. по февраль 1952г. страны Зап. Европы (Англия, Франция, Голландия, Испания, Зап. Германия) получили 17 млрд. долл. по плану Маршалла. Одновременно американский бизнес скупал западноевропейские предприятия.

Для проведения в жизнь плана по укреплению позиций западноевропейского капитализма, утверждения в регионе американского влияния была создана специальная Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), осуществлявшая контроль за распределением средств и условиями их использования.

Определенное влияние на американскую экономику оказала война в Корее (1950-1953): увеличился объем промышленности, работающей на военные нужды, возросла занятость населения. В промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долл., т.е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. Но несмотря на это, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Это привело к поражению демократов на выборах 1952г.

Республиканская администрация опиралась на монетаристскую политику. С помощью финансовых очагов регулирования удалось преодолеть экономический спад 1953-1954гг. и третью послевоенную рецессию 1957-1958гг.

В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США было бесспорно. Но экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.

Во второй половине 50-х гг. на экономику США оказала большое влияние научно-техническая революция. Её составляющими стали: автоматизация производства, использование ЭВМ, интенсификация и концентрация производства. Как следствие этого - ускоренное развитие производства и улучшение качества жизни, с одной стороны, рост безработицы, снижение темпов экономического роста с другой.

"Новые рубежи" Дж. Кеннеди.

Новые задачи нашли отражение в программе "Новые рубежи" Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. Программа была разработана группой неолиберальных экономистов. Они предусматривали последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и необходимости стабильности цен. В 1962-1963 гг. проводились мероприятия в области социальных программ. Были сделаны уступки представителям крупного бизнеса.

В целом эта политика дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964г. превысил уровень 1961г. на 20%. Доля США в валовом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 44% в 1960г. до 27% в 1980г., в промышленном производстве - с 35,4 до 32,9%.

Большинство ведущих стран, отстававших по уровню производительности труда от США в 1950г. в 2-5 раз, к началу 80-х гг. уже почти полностью ликвидировали этот разрыв.

Угроза лидирующей роли США в мировом капиталистическом хозяйстве способствовала принятию комплекса мер, направленных на изменение отраслевой структуры производства, перестройки промышленности в пользу наукоемких отраслей, увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стимулирование научно-технического прогресса.

Переход к "рейганомике"

В январе 1981г. президентом США стал Р.Рейган. Проводившаяся им экономическая политика, явилась вариантом неоконсервативной политики, которая на протяжении 80-90-х гг. применялась во всех развитых капиталистических странах. Эта политика включала в себя:

* сокращение социальных программ и всех видов налогов;

* борьбу с инфляцией с помощью жесткой кредитно-денежной политики;

* дорегулирование предпринимательской деятельности.

В 1986г. был принят закон о подоходном налоге, предусматривающий сокращение подоходных налогов с граждан с 50 до 28%, налога на прибыли с корпораций с 46 до 34%. Принятие этого закона способствовало стимулированию инвестиционной активности. В стране проводилась глубокая структурная перестройка экономики, связанная с новым этапом НТР, наблюдался рост реального объема личного потребления и рост государственного долга другим странам.

В конце 80-х экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста.

РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА

В течении 25 послевоенных лет экономическое развитие стран Западной Европы было стабильным. С 1948 по 1973гг. общий ВВП не показывал ни малейших признаков сокращения. Возникли новые термины экономической теории. Вместо кризис - рецессия, деловой цикл - цикл экономического роста, кризисная политика - точечное регулирование.

Среднегодовые темпы роста экономики Германии и Италии выросли в четыре раза, Франции - более чем вдвое, а Великобритании - почти вдвое. Развитию стран Запада способствовал не только план Маршалла, но и расширение внутреннего рынка, рост международной торговли, эра дешевой нефти из стран Персидского залива, перестройка промышленности на основе внедрения научных и технических разработок времен войны, политика правительств западных стран, направленная на поддержку экономического роста.

Рецессии

Первый спад деловой активности в Европе 1948-1949гг. был незначительным. Более серьезным был спад 1951-1952гг., охвативший все страны Европы. Эта рецессия была следствием Корейской войны (1950-1953) и опасений, что она может перерасти в мировую.

Рецессия 1957-1958гг. охватила страны Европы, США и Японию. Выходу из рецессии способствовали принятые правительствами меры по сокращению налогов, смягчению условий кредитования и др. Благотворное воздействие на экономическое развитие оказал и новый фактор - создание в 1958г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Рецессия 1966-1967гг. и последовавшее за нею экономическое оживление были краткосрочными, т.к. уже к 1971г. подверглось воздействию денежного кризиса и нефтяного эмбарго 1973г. - эти факторы оказали негативное влияние на экономический рост в Европе.

Особенности развития Великобритании

Великобритания приняла ряд мер, направленных на стабилизацию экономики. С 1947г. было объявлено о проведении режима экономии, который включал в себя замораживание зарплаты, доходов, ограничение потребления граждан. Серьезной проблемой для страны стало соглашение об англо-американском займе от 6 декабря 1945г. (Американское правительство обеспечивало Великобританию долговременными займами при условии конвертации фунта стерлингов, что направляло поток держателей фунтов к доллару).

Капиталовложения в промышленность способствовали росту производительности труда, уже в 1948г. промышленность смогла достигнуть и превзойти довоенный уровень выпуска продукции. Принятая в 1947г. четырехлетняя программа развития сельскохозяйственного производства способствовала увеличению выпуска продукции. К началу 50-х гг. в основном удалось восстановить экономический потенциал страны.

В 50-е гг. экономическое развитие страны ускорилось. Факторы ускорения:

* влияние научно-технической революции;

* совершенствование метода управления;

* крупные капиталовложения государства в производство;

* структурные изменения в промышленности.

Созданной в 1960г. под руководством Англии Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), объединившей страны, не вошедшие в ЕЭС (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), не удалось создать благоприятные условия для английских товаров, поэтому уже с 1961г. Англия начинает вести переговоры о вступлении в Общий рынок, которые увенчались успехом лишь в 1973г.

Во второй половине 60-70-х гг. экономика страны находилась в трудном положении. Этому способствовали и мировой энергетический кризис 1973г. и циклический кризис 1975г., большие расходы на социальные программы правительства лейбористов.

Этапным явился приход к власти в Англии правительства во главе с М.Тэтчер в 1979г. При Тэтчер были осуществлены структурные изменения экономики Великобритании, модернизация производственного аппарата. Рост ВВП достиг самого высокого показателя в Западной Европе, выросла производительность труда. В начале 80-х гг. начался экономический подъем.

Развитие экономики Франции

Война и оккупация нанесли значительный ущерб экономике страны. В 1944г. было сформировано временное правительство во главе с Ш.де Голлем, просуществовавшее до 1946г.

В течении 1945-1947гг. была национализирована 1/5 французской промышленности. Национализация не коснулась всех отраслей промышленности. Национализация способствовала ограничению господства монополий и увеличению притока капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена.

Осенью 1947г. новый министр финансов Р.Майер выдвинул план, который порывал с системой фиксированных цен и вводил разнообразные валютные курсы. Его политика увенчалась успехом.

В 1948г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве с США - план Маршалла. К 1958г. общая помощь США Франции составила 12 млрд. долл. Большая часть этой суммы была предназначена для развития промышленного потенциала страны.

В послевоенный период производство средств производства превалирует над производством предметов потребления. Быстро развивается автомобилестроение. К концу 50-х гг. в стране складываются три сектора в промышленности: традиционные отрасли (текстиль, металлургия, машиностроение, производство предметов роскоши), новые отрасли (автомобилестроение, авиапромышленность, нефтепереработка) и новейшие (атомная энергетика, электроника, производство пластмасс).

В 50-60-е гг. промышленность переоснащается новой техникой, увеличиваются капиталовложения в торговлю и промышленность. Происходит милитаризация экономики в связи с обязательствами перед союзниками по блокам НАТО (1949), СЕАТО (1954), Западноевропейского Союза (1955), военными действиями во Вьетнаме (1946-1954) и в Алжире (1954-1962), а также программировании хозяйственного развития: Первый план (1947-1953), Второй план (1954-1957), Третий план (1958-1961) (планы не были обязательными, они носили рекомендательный характер).

Активное участие Франции в западно-европейской интеграции и НТР оказали существенное влияние на экономическое развитие страны в области промышленности и сельского хозяйства. С 1958 по 1968гг. объем промышленного производства увеличился на 60% при ежегодных темпах роста 5,5% в год, производство продуктов сельского хозяйства на 66%.

С избранием нового президента Ж.Помпиду начались изменения в финансовой политике страны, выраженные в девальвации франка, блокировании цен с целью повышения конкурентоспособности французских товаров на внешних рынках.

Седьмой план (1976-1980) предусматривал промышленную переориентацию, связанную с приспособлением хозяйственной структуры страны к условиям международной экономической интеграции, с разработкой государственных отраслевых программ - по ядерной энергетике, информатике, авиастроению, а также интенсивные меры сельскохозяйственного производства.

Несмотря на кризисные потрясения 70-х гг., "нефтяные шоки", снизившие темпы роста промышленного производства более чем вдвое, экономическое положение Франции в мире оставалось стабильным, страна входила в пятерку крупнейших капиталистических стран.

В начале 80-х гг. экономике Франции серьезный ущерб нанесла американская валютно-финансовая политика, связанная с искусственным завышением курса доллара. Произошло резкое ухудшение платежного баланса страны, т.к. 1/3 французского импорта оплачивалась в американской валюте. Чтобы стимулировать французский экспорт, правительство пошло на девальвацию франка, перестройку производственной и финансовой структуры.

Особенности экономического развития Западной Германии

После Второй мировой войны Германия была разделена на два государства: ФРГ и ГДР.

На тяжелое состояние экономики Германии, помимо военной разрухи, оказывали влияние демонтаж оборудования промышленных предприятий, принятый по решению Потсдамской конференции глав правительств держав - победительниц в войне 2 августа 1945г. в качестве компенсации ущерба, а также разделение страны. В 1948г. при непосредственном участии Л. Эрхарда - экономиста и государственного деятеля (сначала министра экономики, а затем канцлера ФРГ) была проведена денежная и экономическая реформа.

Экономическая реформа проводилась одновременно с денежной, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы определялся своевременной корректировкой (пересмотром курса национальной валюты) и наличием сильной и авторитетной власти. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль над ними. К 1951г. в Германии был самый высокий индекс заработной платы.

Реформы Эрхарда дали положительный результат. К концу 1949гю промышленность достигла уровня 1936г., а к концу 50-х гг. превысила его на 14,4%.

С начала 60-х гг. темпы роста экономики замедляются, и уменьшает доля ФРГ в мировом капиталистическом промышленном производстве. Внутренние противоречия капиталистического воспроизводства вылились в 1966-1967гг. в первый послевоенный циклический кризис. Наиболее глубокий кризис перепроизводства 1974-1975гг. поразил все отрасли экономики, вызвал сокращение ВНП на 5%, промышленного производства - на 12,3%, внутренних частных инвестиций в основной капитал - на 18,6%. Резко возросло число банкротств, подскочили показатели инфляции. Циклический спад производства сопровождался энергетическим кризисом, носившим мировой характер, и структурными кризисами ряда отраслей промышленности. В 1980-1982гг. экономика ФРГ испытала третий за свою историю циклический кризис перепроизводства, который предопределил приход к власти консервативного правительства. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. С 1983г. в ФРГ начался экономический подъем.

3 октября 1990г. произошло объединение Германии. Начались рыночные преобразования, потребовавшие больших капиталовложений, что привело к бюджетному дефициту, увеличению государственного долга и безработице.

Несмотря на это, ФРГ остается одной из ведущих стран ЕС. Основные причины динамического развития ФРГ:

1. высокий уровень потребительского спроса;

2. увеличение занятости и зарплаты;

3. расширение внутреннего рынка за счет пяти новых федеральных земель;

4. быстрое развитие НТП;

5. развитие отраслей экспортной ориентации.

Японская модель развития

История Японии примечательна тем, что стране, практически разрушенной, удалось разработать и осуществить стратегический план превращения в мощную экономическую державу в кратчайший срок.

В Японии программа экономической стабилизации была разработана под руководством Доджа, финансового советника Верховного командования союзнических сил. Составляющие этой программы - установление бюджетного равновесия, повышение налогов, ограничение на выплату заработной платы и банковский кредит, а также девальвация йены. Эта программа (с 1948г.) сыграла главную роль в экономическом возрождении Японии. Она получила название "Линия Доджа".

Японская модель развития включала экономические, политические, этнокультурные и социопсихологические факторы в их диалектическом взаимовлиянии.

Качественный рост японской экономики обеспечивается: крупными структурными сдвигами и становлением интенсивной модели экономического роста при последовательном увеличении доли наукоемких отраслей промышленности, обновлением производственной базы за счет применения ресурсо- и энергосберегающей технологии, развитием электроники и ее внедрением во все производственные и непроизводственные процессы (электронизация и компьютеризация экономики), революционными переменами в коммуникационных системах и переходом к модели информационного общества.

Все эти задачи решались на базе активного использования достижений НТР, зарубежного опыта и перехода на форсирование собственных научных исследований и опытных конструкторских разработок (НИОКР). По расходам на НИОКР Япония занимает второе место в мире после США.

Если сформулировать характеристику качества японской экономики, то следует назвать ее адаптивность к меняющимся внутренним и внешним условиям.

В Японии разрабатывается концепция новой энергетической культуры, суть которой - обеспечение энергетических потребностей страны за счет углубления структурной перестройки, развития альтернативных источников энергии с целью получения неисчерпаемых и экологически чистых источником энергии.

Япония занимает первое место в мире по стабильности цен и уровню заработной платы среди ведущих капиталистических стран.

ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Послевоенный, период связан с изменениями методов регулирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в состоянии играть роль единственного автоматического регулятора экономики (вне кризисов и войн государство считалось "ночным сторожем" при рынке). В послевоенное время, пожалуй, главным средством экономической политики на Западе стала национализация. С одной стороны, она представляла собой как бы естественное продолжение небывалой милитаризации экономики в период войны, когда всем практически распоряжалось государство. С другой, считалась самым простым методом изыскания средств для ускоренной модернизации экономики. Наконец, победа Советского Союза породила в мире социалистические иллюзии.

В 1940-1960 гг. собственностью британского государства стала угольная, металлургическая, энергетическая, в значительной степени электротехническая и автомобильная промышленность, а также банковская система. Еще более решительно проходила национализация во Франции, отказавшейся после войны от политики Международного ростовщичества. В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, государство владело около 40% национального богатства и производило на своих предприятиях 13% ВВП.

Создание обширного госсектора экономики не могло не повлечь за собой применение государственного средне- и долгосрочного народнохозяйственного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947-1980гг. семь народнохозяйственных планов. Если госсектор этих государств (как в СССР) получал прямые плановые задания, то планирование частного сектора потребовало косвенных мер (фиксирование цен, предоставление сырья и кредитов, нормирование иностранной валюты, а также разнообразные меры финансового контроля). Вот как, например, осуществлялись инвестиции в экономику Франции согласно планам 1960-х гг.: государство инвестировало электроэнергетику (примерно наполовину), сельское хозяйство (около 1/5), транспорт (на четверть), сферу образования и быта (на треть). Остальные инвестиции представляли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различных фондов, ценные бумаги и пр. В отличие от директивного социалистического планирования (план - это закон!) данный вид экономических программ носил индикативный, необязательный, взаимовыгодный характер и являлся формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. При помощи индикативного планирования страны Западной Европы восстановили и существенно модернизировали экономику после Второй мировой войны.

Огосударствление хозяйства стран Запада положительно сказалось на их социально-экономическом развитии в первом послевоенном двадцатипятилетии. Но понижение темпов экономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся научно-техническая революция, создавшая условия для кардинального изменения технологической базы. Повышение эффективности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государственного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970-1980 гг. провели широкую приватизацию - передачу права собственности на капитал государственного предприятия частным лицам или акционерным обществам. Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение требует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда частные собственники смогут выйти на рынок со своей конкурентоспособной продукцией. Функции государства сосредоточиваются главным образом в сфере регулирования финансов и кредита, налоговой системы. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем бизнесе было занято 2/3 работающих). Можно утверждать, что процесс приватизации явился "палочкой-выручалочкой", выведшей мир из тупика, в который его привела национализация. В большинстве случаев либерализация экономики, возвращение к частной собственности привели к экономическому росту и повышению благосостояния людей.

В Германии послевоенная модернизация экономики происходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализировано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского государства. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло в демократизации государства и социальной жизни. Гарантируемая оккупационными властями демократизация обеспечила не только гигантский скачок Германии из военной разрухи, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев, которые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Научно-технический прогресс после Второй мировой войны пошел такими высокими темпами, что превратился в подлинную научно-техническую революцию (НТР). Ее можно считать третьей технической революцией (первая в XVIII в., вторая - в конце XIX - начале XX вв). В ходе революции наука стала непосредственной производительной силой общества. Среди главных компонентов НТР - широчайшее применение электроники и электронно-вычислительных машин (компьютеров), реактивной техники, ядерной энергии и квантовых генераторов (лазеров), полимерных материалов с заданными свойствами и поэтому гораздо более экономичными по сравнению с природными материалами, генной инженерии в биологии и многое другое. Машины в очень значительной степени заменили не только ручной, но и умственный труд человека. Персональный компьютер вошел в частную жизнь людей, стал домашней электронной энциклопедией, советником и другом миллионов семей. Индустриальная эпоха, таким образом, начала сменяться эпохой информационной.

НТР открыла буквально новую эру в развитии машинного производства - автоматизацию производственных процессов, что позволило неизмеримо поднять скорости рабочих процессов, ранее ограниченных возможностями человеческого организма. Автоматические линии, цеха и даже целые предприятия, стали показателем нового типа промышленного производства, где объединены согласно избранному человеком варианту работа двигателя, рабочих машин, транспортных устройств и установок по упаковке готовой продукции.

Применение электроники, капельное орошение, химизация, выведение при помощи генной селекции особо высокоурожайных злаков ("зеленая революция") подняли сельское хозяйство Запада и ряда развивающихся стран на небывало высокий уровень. "Зеленая революция" сняла продовольственную проблему в значительной части земного шара.

Родившись на военной стезе, НТР резко усовершенствовала и продолжает совершенствовать военную технику. Это касается не только ракетно-ядерной техники, но и обычных вооружений. Самый наглядный пример - трансформация обычного пехотного оружия.

НТР бессмысленна без повышения реальных доходов населения: новейшая электронная бытовая техника и средства личного транспорта стали доступны широким слоям населения развитых стран. В социалистическом лагере этот процесс происходил намного медленнее, поскольку основные плоды НТР поглотила милитаризация.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Колониализм как система просуществовал с начала XVI в. до второй половины. XXв. Экспорт капитала в колониальные страны и рост местной промышленности неизбежно вызывал освободительное движение. После образования социалистической системы, это движение получило серьезную поддержку. Если в 1900 г., в самый разгар борьбы за передел уже поделенного мира, колонии составляли 55% территории и 35% населения, то накануне Второй мировой войны колониальный мир имел 31% глобальной территории и 30% населения. Первая мировая война ликвидировала сложившуюся в XIXв. германскую колониальную империю, а Вторая подточила до основания старые империи - английскую, французскую, голландскую. Освободительная борьба далеко не всегда носила мирный характер (Голландия, например, пыталась вооруженным путем не допустить освобождения Индонезии и пр.), но, как правило, кровь лилась там, где была нефть. Особенно явно это проявилось в Алжире. Благодаря военно-технической поддержке со стороны СССР дело окончилось победой алжирского национально-освободительного движения и почти полной репатриацией французского населения. Вообще стремление Франции сохранить империю намного превышало ее военно-экономический потенциал. Французская колониальная война в Индокитае приняла характер вооруженного столкновения между двумя мировыми системами - социалистическую представляла бывшая французская колония Вьетнам, воевавшая советским оружием, капиталистическую - Соединенные Штаты, потерпевшие жестокое поражение и пережившие сильнейшее национальное потрясение. Англия же в общем мирно ушла из своих колоний, сохранив там многие экономические позиции. В декабре 1960г. ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости всем колониальным народам.

Распад колониальной системы весьма серьезно отразился на экономике бывших метрополий и вообще развитых стран. Прежде всего изменился национальный состав населения стран Западной Европы за счет весьма интенсивной иммиграции жителей бывших колоний, гонимых нищетой и насилием либо просто желающих воспользоваться плодами обустроенного западного быта. Неиссякающий поток иммигрантов (в основном нелегальных) из Индии, Пакистана, Бангладеш, Алжира и многих других стран в Англию, Францию, Голландию, Бельгию, страны Скандинавии порождает там серьезные экономические проблемы, главным образом в области занятости.

Возникли и определенные трудности в сфере эксплуатации сырьевых ресурсов бывших колоний вследствие национализации добывающей промышленности (нефтедобыча Ирака, газ Венесуэлы, медь Чили, нефтепровод через Сирию и пр.), повышения цен на сырье и т.д. Кроме того, обострилась международная конкуренция в связи с усилением в бывших колониях позиций американского, немецкого и японского капитала в ущерб капиталов бывших метрополий - Англии, Франции, Голландии, Бельгии, занимавших, естественно, привилегированное положение в колониальный период.

В этих условиях бывшие метрополии стали на путь постепенной самообеспеченности сырьем и продовольствием. Западноевропейские государства начали форсировать разработку своих природных ресурсов (например, во Франции обнаружили природный газ, уран, расширили разработку железной руды, бокситов, нефти и пр.). Возросли инвестиции в добывающие отрасли бывших европейских переселенческих колоний, давно ставших экономически развитыми самостоятельными государствами - Канады, Австралии, ЮАР и др. Произошла серьезная интенсификация сельского хозяйства Западной Европы. В результате удельный вес бывших колоний в международном товарообороте не повысился, как ожидалось, а понизился.

ОБЩИЙ РЫНОК И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В условиях начавшегося распада колониальной системы европейские страны вернулись к свободной торговле, но на более высоком уровни. Договаривающиеся страны не просто отменяли или сокращали пошлины, как в XIX в., а добровольно делегировали определенную часть своего суверенитета руководящему выборному органу. В этом и заключалась интеграция.

К концу Второй мировой войны, в 1944г., в Европе начали осуществляться идеи европейской экономической интеграции. Первой попыткой стало решение правительств Бельгии, Голландии и Люксембурга, находящихся в изгнании в Лондоне, о создании с 1 января 1948г. таможенного союза, под названием Бенилюкс. К середине 50-х в рамках Бенилюкса могли свободно обращаться рабочая сила и капиталы.

В марте 1948г. их примеру последовали Франция и Италия, образовавшие таможенный союз Франситал. Тогда же США и Великобритания, принявшие решение о контроле тяжелой промышленности Германии создали международную администрацию, в которую вошли представители от Франции, ФРГ и стран Бенилюкса.

Еще в начале 1950-х гг. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредили специальным договором Европейское объединение угля и стали на базе западно-германских и французских запасов топлива и металла. Следующим этапом явилось создание таможенного союза, предусматривающего свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг в пределах государств-членов Европейского сообщества, а также общие таможенные тарифы в торговле с государствами, не входящими в сообщество. Соответствующий договор подписан той же шестеркой государств в 1957 г. в Риме. Так был создан первый в истории экономики общий рынок (тогда же возникло и европейское объединение атомной промышленности - Евратом). Создание общего рынка потребовало сложной и длительной работы по гармонизации национальных законодательств, неоднократно возникал кризис, сложно было найти сочетание интересов бывших монополий в своих бывших колониях с интеграцией экономики в общем рынке. Эту проблему постепенно разрешили на основе интеграции: 66 государств Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона являются ныне ассоциированными членами Европейского союза, включающего уже 15 государств (кроме 6 учредителей, - Великобританию, Ирландию, Испанию, Португалию, Грецию, Австрию, Данию, Швецию, Финляндию).

Наиболее сложные экономические проблемы состояли в интеграции европейского агрорынка (с 1964 г.) и валюты (с 1972 г.). Это удалось достигнуть на базе общих финансовых ресурсов, образованных таможенными пошлинами в торговле с нечленами содружества. Так появилась возможность компенсировать западноевропейскому фермерству убытки вследствие сокращения выпуска сельхозпродукции при ее перепроизводстве. Созданная на той же базе евровалюта (ЭКЮ) до конца столетия носит расчетный характер; с 2000 г. в ЕС действует общая валюта (евро). Сообщество довольно быстро вышло за пределы рынка и стало небывалым еще в истории свободным политическим союзом государств континента с избираемым прямым голосованием парламентом и правительством. После распада коммунистической системы абсолютное большинство европейских государств стремится войти в ЕС.

Таким образом, крушение колониальной системы подтолкнуло Европу не к упадку, а к серьезному экономическому и политическому подъему. ЕС ныне концентрирует, исключая торговлю стран-членов союза между собой, 22% мирового импорта и 20% экспорта (США - соответственно 18 и 16, Япония - 9 и 12, Канада - 4 и 5%, остальной мир - по 47%). На долю ЕС приходится примерно 8% мирового импорта и столько же экспорта продовольствия, 7 и 12% сырья, 13 и 2% электроэнергии, 7 и 13% химических материалов, 30 и 41% машин, 35 и 34% остальных промтоваров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Окончание "холодной войны" и интеграционные процессы в экономике и политике поставили, в первую очередь, перед промышленноразвитыми странами вопрос относительно целей и перспектив дальнейшего экономического развития. Производство для производства не бывает, экономика, сколь не важна она для жизни людей, смыслом жизни служить не может. В мире все более ширится представление о необходимости введения специального критерия развития, выраженного в количественной форме, для сопоставления уровня благосостояния различных стран. В специальном докладе ООН подчеркивается, что подобным критерием не может быть уровень промышленного развития, ВВП или количество и качество вооружений. Критерии ООН - это состояние окружающей среды, здравоохранения, санитарных условий, а также наиболее низкий процент детей до трехлетнего возраста, имеющих вес ниже нормы; родов без медицинской помощи; детей, не посещающих школу; женской неграмотности.

Список литературы:

1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: События, люди, проблемы. - М.: 1995г.

2. Кредер А.А. Новейшая история. Ч. 2. - М.: 1994г.

3. Лойберг Н.Я. История экономики. - М.: 1997г.

4. Шевченко Л.М. и др. Страны и народы. - М.: 1979г.

5. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. История мировой экономики. - М.: 2000г.

3

Показать полностью…
Похожие документы в приложении