Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Контрольная «Развитие психологии Нового времени» по Психологии (Козлов С. П.)

В настоящее время роль психологии в решении практических задач на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает, всё более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Назрела необходимость обращения к прошлому психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки на современном этапе и в будущем в осуществлении различных задач.

Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.

История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория.

История возникновения психологии как науки является основой для формирования системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный кругозор.

Заключая краткую характеристику значения истории возникновения представлений о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического значения, определяется в первую очередь научными приёмами описания, интерпретации и оценки развития науки.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер - идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.

В это время идет бурное развитие капитализма, мануфактурного производства, это способствовало развитию науки. Создаются научные центры, неконтролируемые церковью - научная Академия в Риме, Лондонское королевское общество, Королевская академия наук во Франции.

Для эпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зрения в решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуется тем, что:

- мир материален, т.е. существует объективно и независимо от сознания;

- материя - первична, а сознание это свойство материи;

- предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.

Новое время это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона. Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяла развитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. Вселенная, природа в целом рассматривается как гигантский механизм. Человеческое тело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом, которая функционирует, как и любой механизм по строгим законам физики. Этот принцип объяснения мироздания получил название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

Появление новых подходов к построению науки и данное время, которые были связанны со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

2. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ КАК ДВА СОСУЩЕСТВУЮЩИХ И ПРОТИВОСТОЯЩИХ ДРУГ ДРУГУ НАПРАВЛЕНИЯ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Если в Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит, то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу, какие способы, методы использовать.

Психологи, занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Это привело к формированию 2-х направлений:

- материализм

- рационализм.

Материалисты рассматривают познания как единый процесс, выделяя в нем несколько ступеней - начинающийся ощущением и заканчивающийся мышлением.

Рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. 1-й заключается в переходе от восприятия (чувственного опыта) к логическому мышлению (т.е. познание от частного к общему). Но полностью постичь общие понятия, закономерности только при помощи чувственного опыта невозможно. Поэтому рационалисты выделили еще один этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Представители эмпиризма: Френсис Бекон, Джон Локк

Представители рационализма: Рэне Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц.

2.1. Френсис Бэкон (1561 - 1626)

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.

Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является психология. Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.

Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться к магниту). Способности рациональной души – это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

2.2. Джон Локк (1632 - 1704) - известный английский философ и психолог

Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий язык, литературу и философию). Потом занялся медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон

Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Он отрицал наличие врожденных идей, и считал, что сознание ребенка при рождении - это чистая доска, и приводил следующие доказательства этого факта:

1. если бы знания были врожденными, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и идиоту. Не стоило бы труда сформировать у ребенка знания о математике, языке, моральных законах. Но все воспитатели знают, какого труда стоит научить ребенка писать и считать;

2. если бы идеи были врожденными, то все люди в обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого не наблюдается ни в одном обществе;

3. если бы знания были врожденными, то они были бы одинаковыми у всех народов. Однако у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о добре и зле, о Боге, которые существенно отличаются друг от друга.

Исходя из этого, он пришел к выводу, что психика ребенка формируется только в процессе жизни, в процессе воспитания. При этом он писал, что в моральном воспитании надо опираться не на понимание, а на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо использовать природное любопытство детей, именно из него вырастает стремление к знаниям. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, т.к. это способствует более быстрому усвоению знаний.

Локк выделил 2 вида опытного знания:

- ощущения - основа знаний о внешнем мире;

- рефлексия - знание о душе, о внутреннем мире человека.

Ощущения, являясь начальным этапом познания, дают информацию о конкретных свойствах предметов, которые человек получает с помощью органов чувств. Локк рассматривал ощущение как пассивный процесс, отрицал его объективность.

Обобщая знания, полученные опытным путем, человек получает общие понятия.

Но попытка преобразования эмпирических сведений о мире в рациональное знание, по мнению многих последователей, является слабой стороной теории Локка, т.к. уже отмечалось, ощущения не дают нам полностью объективных знаний о мире. Следовательно, внешний мир нельзя познать полностью.

2.3. Декарт (1596 - 1650)

Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже он получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии.

Декарт является представителем дуализма. Он выделяет 2 самостоятельные равноправные первоосновы мира - материю и мысль (тело и душу). Главным свойством души он считал - мышление, а тела - протяжение, но главным инструментом познания - душу. Полагал, что бессознательных процессов в душе не существует (т.е. человек всегда осознает свои мысли и чувства), поэтому отождествлял психику и сознание.

Изучая сознание, Декарт выделил в его содержании 3 вида идей:

- идеи, порожденные самим человеком (человек их получает самостоятельно, основываются на собственном опыте и являются результатом обобщения данных органов чувств);

- приобретенные, получает в процессе обучения (они являются результатом обобщения опыта разных людей, объективность и полнота этих идей зависит от качества обучения);

- врожденные, существующие в самом человеке (они дают человеку знания о сущности мира, доступны только разуму, и не нуждаются в подкреплении чувственным опытом).

Способ, при помощи которого человек получает содержание врожденных идей, Декарт назвал рациональной интуиции. Интуитивное знание благодаря своей простоте более достоверно, чем получаемое при помощи дедукции. (Например, при помощи интуиции мы может мгновенно понять, что треугольник ограничивается 3 линиями, а логическое доказательство этого положения заняло бы много времени.)

Используя интуицию и дедукцию вместе, человек может достоверно познать весь окружающий мир, себя. Поэтому, Декарт считал, что обучать нужно вербальным методам, т.е. развивать логику, способность к сосредоточению, память. Декарт считал, что способность к такому знанию есть у всех людей, но не многие ее пользуются, т.к. их не обучили в детстве правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычки к размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.

Идея о необходимости формировать правильные привычки с первых лет жизни натолкнуло Декарта на идею создания рефлекса. Хотя непосредственного самого термина "рефлекс" он не использовал, но писал, что тело человека пронизано полыми трубками. По этим трубкам движутся "животные духи", "не имеющие другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро". В этих трубках протянуты нити, которые соединены с клапанами, закрывающими их. Под влияние внешним воздействием происходит раздражение рецепторов. Раздраженные рецепторы натягивают нити, открывающие клапаны, в результате "животные духи" могут перетекать по трубкам. Т.о. Декарт фактически описал рефлекторную дугу.

Нормальному протеканию рефлекса могут мешать возникающие страсти. Декарт выделил 2 вида страстей:

- активные - состояния, которые исходят из души или находятся под ее властью. (Это стремления, желания. Они являются источником и волевого, и инстинктивного поведения)

- страдательные - страсти или состояния, которые являются результатом взаимодействия человека с предметами окружающего мира, т.е. являются результатом чувственного познания (Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи. Они исходят не из самой души, а привносятся из вне).

Для борьбы со страстями Декарт предложил 2 способа:

- переход к другому виду деятельности;

- рациональный - понимание с помощью разума причин возникновения страстей, в результате чего снижается эмоциональное напряжение.

Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Теория стала стимулом для поиска новых методов обучения.

2.4. Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 - 1716)

Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки. Лейбниц считал, что психическая активность привносит в знания человека субъективность. Но эта субъективность не мешает человеку познавать мир, т.к. несмотря на то, что наши представления и отличаются друг от друга, но по своей сути они совпадают, отражая главные свойства окружающего мира. (Например, Раскрывая это положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города, которую разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо, другие справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьего полета. В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, например фонтан, цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет только в величине и соотношении этих предметов.) Так и в обучении, если детям задавать основные характеристики изучаемых предметов, то, несмотря на субъективность восприятия, они придут к принципиальному соглашению о характере воспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, он может его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат или треугольник.

Лейбниц был противником того, чтобы душу называть "чистой доской", на которую опыт наносит свои отпечатки. По его мнению, способность индивида к восприятию истин заложена в нем как предрасположенность, благодаря этому истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души.

Т.о. взгляды Лейбница стали важным пунктом в разработке проблем возрастной психологии.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Благо - это предмет стремления человека.

Дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Индукция — форма мысли, в к-рой осуществляется переход от частного знания к более общему.

Картезианство - направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретическим источником которого были идеи Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius - Картезий, отсюда название).

Механистический детерминизм - ограничивает свободу воли, снимает с человека ответственность за совершённые им поступки, превращает самого человека в пассивное следствие внешних обстоятельств.

Сенсуализм - концепция, объясняющее происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. В этой концепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.

Рационализм - концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.

Рациональная интуиция - это своего рода “монада” всех рациональных доказательств, сосредоточившая все предикаты вещи в сознании субъекта.

Реформация - духовное и политическое движение 16—17 вв. в странах Европы, обозначившее радикальные изменения в зап. христианстве. Результатом этого движения стало возникновение протестантизма.

Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях.

Чувственное познание - уровень ощущений, восприятий и представлений , являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эмпирическая психология - особая дисциплина, описывающая и изучающая конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общие итоги, нужно отметить, что в начале Нового времени более распространенным был рационалистический подход, разрабатываемый Р.Декартом, Г. В.Лейбницем. Во многом это было связано с необходимостью для психологии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие точных наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому большее распространение стал получать материализм, представленный в это время в концепциях Д. Локка и Френсиса Бэкона.

В это время заложены многие важные тенденции в развитии психологической науки:

- приоритет познания и когнитивных процессов, которые доминировали в психологических исследованиях следующие века;

- отождествление психики и сознания;

- особенное внимание уделялось способам познания предмета;

- заложена основа рефлекторного понимания психики.

Развитие психологической мысли определялось прежде всего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали, религии.

Многие теоретические и методологические вопросы истории возникновения представлений о психике не могут быть в настоящее время решены вследствие неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные конкретные периоды их развития.

Полное становление психологии как науки ещё не завершено. Многие её разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Поэтому эволюция представлений о психике продолжается - возникают новые направления и теории, изменяются стары.

Знания основ психологии, мы думаем, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща. Зная основы психологии, я смогу лучше понять себя, своих воспитанников, своих близких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут мне справиться с жизненными проблемами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007

2. Немов Р.С. Психология: учебник для ВУЗов. В 2 кн - М.: Просвещение : Владое, 1994

3. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учебное пособие для высшей школы - М.: Российский гуманитарный университет, 1994 - 447 стр.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1995

6. Якунин В.А. История психологии: учебное пособие. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998 - 376 ст

7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997

Показать полностью…
Похожие документы в приложении