Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Семантико-стилистический анализ текстов песен современного русского рока» по Стилистике (Козленко П. В.)

Тема данной работы актуальна, так как с каждым годом все больше лингвистов и филологов обращаются к творениям деятелей отечественной рок-культуры, поскольку авторов их текстов хотелось бы и стоит считать продолжателями русской поэтической традиции. Они наши современники, кумиры многих, они участвуют в формировании мировоззрения и вкуса, литературного в том числе, своих слушателей.

Цель нашей работы в том, чтобы изучить и проанализировать пути воздействия автора рок-песен, на примере текстов Егора Летова для группы Гражданская Оборона, на аудиторию с помощью семантико-стилистических средств.

Предметом нашего исследования соответственно будет являться лексика и синтаксис текстов песен Егора Летова.

Объект нашего исследования – собственно текст, его и будем препарировать. 

Основная часть

Глава первая. Теоретическая

Русская песенная поэзия. Рождение русского рока

На рубеже 50-60 гг. в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок-поэзия. Между ними не так просто провести границу. Принадлежность к року определяется не столько словами и музыкой, сколько общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. При анализе лирических текстов одним из ключевых моментов является лирический субъект. В случае с рок-поэзией частотны случаи совпадения героя «текста жизни» и «героем-повествователем» или «лирическим героем». Таким образом, при анализе произведений, обилующих иносказаниями, реконструкция инварианта автобиографического мифа позволяет восстановить и облик лирического субъекта, а выделение ключевых сем мифа может быть полезным при исследовании мотивов и ключевых концептов поэтики автора. Характерные для рок-музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок – крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Это вообще не «наш», а «их» мир. Кто такие они? Мещане, «средние люди», «начальники». Во многом данная философия близка к романтическому дуализму начала позапрошлого века, герой рок-песен здесь всегда посторонний, лишний:

Ночь коротка, цель далека.

Ночью так часто хочется пить.

Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.

Ты не можешь здесь спать.

Ты не можешь здесь жить.

Отечественный рок вначале существовал полулегально. Для властей он был в лучшем случае бессмысленным кривлянием, в худшем – идеологической диверсией. Между тем «диверсанты» ни о политике, ни об идеологии не задумывались, они просто хотели играть любимую музыку. Но постепенно, накапливая энергию противостояния, делали свои тексты всё более резкими. Андрей Вадимович Макаревич и его группа «Машина времени» решительно изменили соотношение музыки и текста, выдвинув слово на первое место. Их стиль впоследствии стали называть «бард-роком».

Макаревич заговорил об общественных и нравственных проблемах. Его песни звучали повсюду, от пионерских лагерей до ресторанов. После Макаревича прямое копирование западных образцов было для уважающей себя группы невозможным. Хотя все мы знаем отечественные коллективы, которые грешили и грешат копированием не только музыки, но и текстов. Яркий тому пример – песня группы Ария Беспечный ангел, которая, по сути, является кавером рок-баллады Going to the run англоязычной группы The Golden Earrings из Гааги. Но современные группы не стесняются играть каверы и стараются выпускать альбомы по мере написания музыки и стихов и, если и халтурят, могут себе позволить лишь трепетное или не очень подражание западным исполнителям.

С распространением интернета людям во всём мире и в России музыка самых разных жанров стала настолько доступна для прослушивания, что, во-первых, отпала необходимость искать, покупать, выменивать, всеми правдами и неправдами доставать как новые, так и старые пластинки, кассеты и диски; во-вторых, среди такого изобилия людям стало трудно отдавать своё предпочтение одному или нескольким исполнителям, да и сами музыканты совсем перестали бояться смешивать различные стили. Таким образом, отечественные рок-поэзия и рок-музыка, пережившие расцвет в 80-90ых гг. прошлого века, затухли и растворились в неожиданном многообразии или подались совсем в другие жанры. Руководители некоторых коллективов даже подались в политику. Вот вам и музыка протеста.

На мой взгляд, по духу к року, в изначальном его понимании, сейчас ближе всего именно панк-рок. Но и здесь, пожалуй, собралось слишком много протестующих ради протеста, с помощью ужасной музыки и не менее ужасных текстов, которые и стихами-то назвать язык не повернётся.

Хотя не всё так плохо. В самом конце прошлого и в начале нашего века существовало несколько действительно достойных коллективов, сумевших не скатиться в депрессию и экзистенциальные размышления, как это произошло с Александром Васильевым , не удариться в псевдо-фолк с фентезийными мотивами (КиШ, Мельница) и не пристать к «эстраде» и популярным исполнителям. Хорошим примером могли бы послужить Последние Танки В Париже(ПТВП) Алексея Никонова, но, т.к. группа не только ещё выступает, но и готовится к выходу нового альбома, я предпочла выбрать коллектив далёкий от выборгцев по стилю и времени, но близкий по духу. Итак, поговорим о советской и российской рок-группе, основанной 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым и Константином Рябиновым – Гражданской Обороне.

Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк с сильным гаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х годов эволюционировала в авангардный нойз-рок с элементами хардкора, а в 1990-х годах сместилась в сторону психоделического рока и шугейза. «Гражданская оборона» являлась одной из наиболее влиятельных панк-рок-групп СССР и России. Подробный семантико-синтаксический разбор текстов данного коллектива и будет проведен в практической части работы

Дискурс российской рок-культуры

Дискурс мировой и, в частности, российской рок-культуры представляет собой специфический, выделенный из общей культуры целостный мир, в котором все его составляющие (экстралингвистические, когнитивные, лингвистические) находятся в органической взаимосвязи.

Организующим и детерминирующим фактором дискурса рок-культуры являются идеологемы, в данном контексте понимаемые как основные единицы когнитивной картины мира носителей рок-культуры, обусловливающие особенности их мышления и систему морально-нравственных ценностей.

Сам термин «идеологема» впервые использованный в работах М.М. Бахтина для обозначения объективно существующих форм идеологии , сегодня употребляется во многих отраслях научного знания: от философии и истории до культурологии и лингвистики. Соответственно четкого и однозначного определения этого термина не существует. В философском словаре его значение определяется как «один из элементов идеологии как совокупности взглядов и представлений, из которых складывается самосознание народа. Обладая мировоззренческой, ценностно-ориентационной и регулятивной функциями, И. твердо стоит на страже интересов господствующих социальных групп и государства. В ней основная идея является одновременно и нормой, направляющей воззрения граждан в строго определенное ценностно-смысловое русло. Идеологемы стремятся подчинить себе официальную и неофициальную жизнь , присутствуют в философии, политике и науке, искусстве и педагогике, морали и праве. Они представляют собой жесткие нормативные структуры, не допускающие в свои внутренние смысловые и ценностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость , а с ней и стабильность охраняемого ими социального порядка» . Хотя мы можем встретить его различных научных работах, существуют даже статьи целиком посвященные его значению и истории происхождения.

Например, в статье Е.Г. Малышевой в одном из значений идеологема понимается как единица неязыкового порядка, единица концептуальная, которая объективируется разного рода феноменами языковых уровней; однако сама она, как правило, выражена идеологемами разного типа, представленными на всех уровнях текста – от минимальной единицы, знака, (идеологема-буква), идеологема-падежное окончание (измена Родины и измена Родине) до идеологемы-имени (топоним, эргоним), идеологемы-цитаты (например, преобразованные высказывания Сталина).

Михаил Эпштейн же дает нам более лаконичное определение: «Идеологема — это «меткое слово» на службе власти» . Относительно темы нашей работы данное определение интересно тем, то самое «меткое слово» не служит власти, а, скорее используется как противопоставление оной в рок-культуре.

Хотя, если воспользоваться умозаключениями Л. Г. Чапаевой, сторона использующая данный лингвистический феномен, не столь значима. Идеологема ведь может являться и просто знаком, отсылающим к определенному идеологическому дискурсу. Структура идеологемы основывается на фундаментальных оппозициях: своё — чужое, старое — новое. Другими словами, идеологема нацелена на то, чтобы маркировать тут или иную идеологию, а не объяснить её сущность. Однако, в основе идеологемы, как правило, все же лежит мировоззренчески насыщенное обобщающее слово, чаще всего общее слово, метафора, обладающая мощной силой внушения. Принимая во внимание обе эти позиции, можно заключить, что идеологемы, конечно, не могут служить средством выражения той или иной идеологии, они скорее помогают обрести ей более четкие границы, вызвать высокую эмоциональную отдачу.

Тексты рок-песен пронизаны идеологемами на всех уровнях (фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом), отражая тем самым идеологию рок-культуры, основные характеристики которой определяются как агрессивность, деструктивность, мрачность. Таким образом, мы приходим к выводу, что зачастую именно идиологемы в авторских текстах диктуют использование языковых средств.

Тексты Егора Летова – не исключение. Они органично взаимосвязаны, обусловлены одними и теми же идеологемами, выражают одни и те же смыслы и формируют единое коммуникативно-культурное пространство, которое, в свою очередь, является частью рок-культурного пространства в целом.

Егор Летов – создатель новой школы русского рока (омской, сибирской), подчеркнуто маргинальной, периферийной, альтернативной – даже географически – двум традиционным центрам – Москве и Ленинграду.

Уже в начале творческого пути Егора Летова определились основные принципы, лежащие в основании творчества не только ГО, но и практически всех рок-групп «омского андеграунда»:

1. Использование рок-сцены для политической агитации.

2. В мировоззренческом плане – установка на тотальный протест. Этот принцип является изначальным и, в зависимости от политической ситуации в обществе, диктует рокерам имидж и стиль поведения. Отсюда резкие повороты «влево – вправо», доказывающие, что идеологические установки здесь, по сути, вторичны.

3. Ориентация на молодежь, социальные низы и деклассированные элементы, андеграунд.

4. Стремление своей деятельностью подорвать общественный баланс. Легкое усваивание всех радикальных доктрин – от анархизма до фашизма. Целевая установка на Революцию, которая есть «реальность с большой буквы». Резкое неприятие данной реальности во всех ее формах.

5. В поэтике – абсурдизм, упор на многозначность слова и двусмысленность любого текста, изначально предполагающего противоположные и зачастую взаимоисключающие толкования.

Итак, составив общее представление о творчестве Егора Летова и мотивах, звучащих в нем, мы можем перейти непосредственно к анализу текстов, дабы на практике подтвердить представленные выше тезисы.

Глава вторая. Практическая

Семантико-стилистический анализ песен Егора Летова

Егор Летов, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур в отечественной рок-культуре. Анализ и интерпретация его текстов зачастую вызывает затруднение. Большинство текстов Летова входят в состав его песен, являющихся сложными семиотическими образованиями.

Если отвлечься на секунду от такой проблемы литературоведения как границы поэтического текста и исследовать только текст произведения, то, в случае с поэзией Летова, вопросов меньше не станет. Её логика и образная система очень далеки от реалистической традиции, поэтические тексты Егора Летова можно назвать «тёмными», «трудными». И все же мы попытаемся.

Лексический и синтаксический анализ текста песни «Русское поле экспериментов»

Текст песни Егора Летова «Русское поле экспериментов» , пожалуй, один из самых объемных и самых непростых как для анализа, так и для понимания.

В первую очередь это обусловлено сложным синтаксисом:

1. В тексте почти каждое предложение содержит несколько однородных членов, например, во втором предложении первого куплета четыре дополнения: «…набивать карманы (чем?) мышатами/хуями/конфетами/пиздюлями».

2. В тексте песни преобладают сложносочиненные предложения, части которых выступают однородными параллельными конструкциями : «(Трогательным ножичком пытать(как?) свою плоть),(и) (До крови прищемить(как?) добровольные пальцы), Отважно смакуя леденцы на палочке (деепричастный оборот одинаково относится к сказуемым «пытать» и «прищемить», хоть они и разных видов, и является обстоятельством образа действия – деепричастие «смакуя»).»

3. В тексте нет нераспространенных предложений, но он обилует односоставными. Такие конструкции, по сути, представляют собой перечисление подлежащих с соответствующими дополнениями или определениями, но сказуемое в них не подразумевается, следовательно эти предложения нельзя назвать неполными по строению, например: «География подлости, Орфография ненависти, Апология невежества, Мифология оптимизма, (Законы (–) гаубицы благонравия)(двусоставное), Знатное пиршество благоразумия».

4. Основная часть предложений в тексте по цели высказывания повествовательная, однако есть несколько вопросительных, но они не подразумевают под собой вопроса в прямом смысле, эти предложения представляют собой риторические вопросы: «Это ли не то,что нам надо?!»; «Так кто погиб в генеральном сраженьи, Кто погиб в гениальном поражении За полную чашку жалости В Сталинградской битве озверевшей похоти?». Использование риторических вопросов продиктовано базовыми идеологемами рок-культуры. Их функция состоит в том, чтобы «расшевелить» слушателя, заставить самому задаться ими, привлечь внимание к определенным проблемам.

Нельзя сказать, что сложный синтаксис – общая черта текстов русского и мирового рока. Использование подобных конструкций, скорее, присуще именно Егору Летову. Повторяющиеся параллельные конструкции в его песнях играют ритмическую роль. Так как основатель Гражданской Обороны серьезно увлекался языческой культурой, шаманскими практиками и психоделиками, можно предположить, что такое построение предложений призвано ввести слушателя в подобие транса.

Если синтаксис в текстах Егора Летова разительно отличается от текстов большинства российских деятелей рок-культуры, в используемой лексике у них гораздо больше общего.

Летов, как и большинство рок-музыкантов, не стесняется использовать в своих песнях ненормативную лексику: «живыми хуями»; «нерукотворными пиздюлями». В данном жанре обсценная лексика служит как средством выражения резкой, эмоционально-экспрессивной реакции, так и способом ее вызвать. Кроме того, инвективные выражения становятся маркером, с помощью которого автор очень доступно и эффективно очерчивает границы допустимого и недопустимого в рамках транслируемой идеологии. Здесь следует заметить, что в песнях Егора Летова встречаются случаи, когда ненормативная лексика маркирует яркие положительные эмоции, но в данном тексте все наоборот.

Нельзя не заметить, какой диссонанс создает высокая и архаичная лексика, особенно в соседстве с бранными и просторечными словами: «нерукотворными пиздюлями», «патриархальной свалке», «Полные сани девичьим срамом, Полные простыни ребячьим смрадом». Возможно, на него оказали влияние характерные для футуризма эпатаж и вызов толпе: «…Ей богу, человека ДОЛЖНО БИТЬ! БИТЬ ЩЕДРО И ОТЧАЯННО!».

В песнях Егора Летова причудливым образом высокохудожественная лексика сочетается с общеупотребительной и табуированной. Даже в этой, казалось бы, мелочи проявляется дуализм, лежащий в основе творчества, как мы говорили выше, не только конкретного поэта, но и большинства талантливых деятелей культуры.

В тексте данной песни также часто используются измененные фразеологизмы: «Неофициальные пупы земли», «Сеяли доброе, разумное, вечное. Всё посеяли, всё назвали», «Кашу слезами не испортишь», «Устами ребенка глаголет пуля». Мрачный эффект от этой игры слов усиливается от того, что исходные выражения знакомы нам с детства. Летов на ассоциативном уровне заставляет нас вернуться во времени и переосмыслить свое прошлое, а затем и настоящее.

Метафоры и аллегории, так или иначе, связанные с политикой, в творчестве Летова приобретают широкое значение и олицетворяют в его текстах злую силу, подавляющую волю человека: «господь краснознамённого страха», «Отточенный серп для созревших колосьев», «Свастика веры стянула лица».

Еще одним из излюбленных приемов Егора Летова, очевидно, является оксюморон. Располагая противоречащие друг другу понятия столь близко в тексте, автор вновь стремится вытолкнуть слушателя из зоны комфорта, обратить внимание на парадоксальность и несправедливость реальности: «сердобольный смех», «словно иней…смех», «Мастерство быть излишним», «быть любимым, подобно петле», «быть глобальным, как печёное яблоко», «За открывшейся дверью — пустота. Это значит, что кто-то пришёл за тобой, Это значит, что теперь ты кому-то Понадобился». Чем более развернуты такие фигуры, тем, как правило, они мрачнее, если вдуматься. Хотя иногда они бывают настолько ироничны, что кажется, что автор просто смеется и издевается над своими слушателями, например: «Гениальные мыслишки — мировые войнушки». Но это все та же игра, призванная поднять внутреннюю волну протеста и злобы.

Лексический и синтаксический анализ текста песни «Моя оборона»

«Моя оборона» – одна из наиболее популярных песен Егора Летова.

Как уже было сказано выше, одной из отличительной черт поэзии Летова является сложный синтаксис. В конкретном тексте конструкции не такие сложные, как в «Русском поле экспериментов», однако есть повторяющиеся приемы:

1. Во всех предложениях присутствуют второстепенные члены, в большинстве своем это качественные определения: «Последний кораблик(какой?) остыл, Последний фонарик(какой?) устал» – или дополнения, выраженные именами существительными, которые приобретают определительный оттенок значения, то есть совмещают функцию дополнения с функцией определения, в данном случае притяжательного: «Траурный мячик(чей?) стеклянного глаза, Траурный зайчик(чей?) нелепого мира». Все это говорит о том, какую важную роль в текстах Егора Летова играют признаки предметов, что слушателю им нужно уделять особенное внимание, как это делает автор, подбирая их.

2. Как и в предыдущем тексте, в песне «Моя оборона» большое количество сложносочиненных предложений, части которых выступают однородными параллельными конструкциями: «((Последний кораблик остыл), (Последний фонарик устал)), (а в горле сопят комья воспоминаний)». Первые две части предложения соединены бессоюзно, имеют идентичное строение, в них одинаковые определения – третья с помощью противительного союза «а», по значению он разграничительный по отношению к первым частям по-отдельности.

3. В припеве песни отсутствуют глаголы, сказуемые в нем выражены разными существительными, а подлежащее везде одно – «оборона». Предложения однородны, такой ритмический и лексический повтор может быть вызван стремлением выделить значение центрального слова, дать ему максимальное количество определений, которые иногда перечисляются через запятую, образуя параллельные конструкции : «моя оборона – (Траурный мячик стеклянного глаза), (Траурный зайчик нелепого мира)».

4. В тексте «Моей обороны» все предложения по цели высказывания повествовательные, что создает ощущение монотонности, автор словно отстранен, но в самой середине вспыхивает риторический вопрос: «Кому нужен ломтик июльского неба?». Именно в нем заключается главный надрыв произведения, он выделяется интонационно, он находится в центре, а потому привлекает больше всего внимания.

Синтаксис и название песни говорят нам о том, что центровым ее словом и определением является «оборона». И это снова возвращает нас к одной из главных идеологем рок-культуры – ее противопоставление официальной культуре, государственной идеологии, мейнстриму. От них, от «пластмассового мира» и следует обороняться.

Все в песне говорит о мрачности и безысходности, которую испытывает или стремится внушить слушателю автор песни. Есть прямое указание на пессимистический посыл текста в слове «траурный», имеющее яркий и очевидный эмоциональный окрас.

Множество метафор определяющих слово «мир» сводятся к тому, что он ненастоящий: пластмассовый, нелепый, дешевый, незрячий. Усугубляет их «картонный» набат. Этот трагический символ на службе у «пластмассового» мира теряет свой вес и подхалимно «ликует». Не осталось ничего настоящего – «макет оказался сильней».

На первый взгляд может показаться, что в самом конце автор хочет дать слушателю надежду, и «лучом света» в этом «темном царстве» и может стать «оборона»: «моя оборона – Солнечный зайчик» – но дальше идет дополнение «стеклянного глаза». Таким образом можно заключить, что это светлый лучик лишь отражается от «стеклянного глаза» «нелепого мира» и становится «траурным» напоминанием о тщетных попытках борьбы.

В этой песне, возможно, Летов сам ассоциирует себя со светом и фразой «Последний фонарик устал» признается в собственном бессилии. Учитывая, что в определенный момент Егор Летов сильно разочаровался в пропагандируемых им идеях, мы недалеко ушли от действительности.

Лексический и синтаксический анализ текста песни «Все идет по плану»

Напоследок разберем еще одну известную песню группы Гражданская Оборона – «Все идет по плану» .

Если говорить о синтаксисе, «Все идет по плану» содержит типичные черты песен Егора Летова, но несколько отличается:

1. В тексте песни нет простых предложений, много сложносочиненных сложных предложений, в которых, как правило используются противительные союзы: «Границы ключ переломлен пополам, А наш батюшка Ленин совсем усоп». И в данном случае противопоставление действительно имеет место быть.

2. Все предложения являются распространенными, но, в отличии от большинства песен Летова, здесь нет преобладания какого-либо второстепенного члена, нет длинных и повторяющихся перечислений таковых, почти отсутствуют односоставные предложения. Текст сам по себе выглядит более ровно, акценты не так очевидны в полных, распространенных, двусоставных предложениях: «А моя судьба захотела на покой, Я обещал ей не участвовать в военной игре». Очертания мыслей благодаря такому подходу кажутся более четкими, но это нивелируется саркастичным настроением песни.

3. Не обошлось и без параллельных конструкций, например: «(Он разложился на плесень и на липовый мёд), А (перестройка всё идёт и идёт по плану), А (вся грязь превратилась в голый лёд), и( всё идёт по плану)». В примере второе и третье предложение в составе сложно противопоставляется с помощью союза «а» первому и последнему, таким образом противопоставление заключено в середину предложения, что довольно необычно. Но более явное противопоставление, явно саркастическое, нам встречается в предпоследнем куплете: «(Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь), А(( все другие остальные — такое дерьмо)), А ((все другие — враги и такие дураки))», где два последних предложения составляют к тому же параллельную конструкцию.

Однако, подбор слов, метафор, вообще лексики здесь имеет гораздо больше значения, основная нагрузка по передаче смыла песни ложится именно на семантику и манеру исполнения, так как все произведение построено логических противопоставлениях, слова автора здесь нельзя понимать буквально.

Здесь у Летова не возникает необходимости использовать много табуированной лексики, мы встретим таковую лишь дважды: «А все другие остальные — такое дерьмо», «всё будет заебись» – но наивысший эмоциональный накал песня переживает не в этих куплетах, а, как всегда, в середине.

Большое значение в тексте этой песни имеют имена собственные Ленин и Ким Ир Сен. Коммунистическим лидерам здесь даются подчеркнуто положительные, в случае Ленина уменьшительно-ласкательные, приставки: «батюшка Ленин», «дедушка Ленин», «товарищ Ким Ир Сен» – и здесь уже могут быть разные трактовки. Если вспомнить политические взгляды Егора Летова, можно предположить, что в этих определениях минимальное количество иронии или же она не столь злобная, во всяком случае по отношению к Владимиру Ильичу. На двойственность отношения самого автора к Ленину указывает и то, что «дедушка» уже давно «разложился на плесень и липовый мед». Очевидно, что плесень противопоставлена меду, и речь идет не о мумии, хранящейся в мавзолее, а о самом образе, идеях революционера. «Плесень» может символизировать устаревание и потерю актуальности, а «мед» что-то сладкое, то есть хорошее, ведь фигура Ленина в Советах всегда была иконой революции, исключительно положительным персонажем, настораживает только определение «липовый», скорее всего здесь речь идет не о сорте лакомства, а наводит на мысли об иносказательном значении слова, то есть ненастоящий, фальшивый.

Во втором куплете уже сквозит безысходная тоска, слова об обещании «не участвовать в военной игре» и желании уйти «на покой» перечеркиваются следующими: «Но на фуражке на моей серп и молот, и звезда, Как это трогательно — серп и молот, и звезда». Мы уже говорили о том, какую роль в творчестве Летова играют метафоры связанные с политикой, очевидно, что упоминание главного символа СССР здесь дается в негативном ключе, о трогательности и речи быть не может. Мир идеальный, желанный сталкивается с суровой реальностью, рождая злобный саркастичный оскал.

В следующем куплете злоба лирического героя возрастает в разы, ибо речь заходит о почти личной жертве: «моей женой накормили толпу, Мировым кулаком растоптали ей грудь, Всенародной свободой растерзали ей плоть». И снова сталкивается враждебная сила «толпы» и государства с личностью. Стоит ли «всенародная свобода» таких жертв, чтобы «все шло по плану»? По извращенной логике управленцев, видимо, да, а потому лирический герой просит лишь «закопать ее во Христе», проявляя тем самым смирение перед судьбой, христианское смирение, несвойственное герою рок-культуры. Из этого мы можем заключить, что настроение песни должно пробудить в слушателях волну протеста и «праведного» гнева.

В самом конце песни герой просыпается «среди ночи» и понимает, что «все идет по плану». Люди не просыпаются ночью от хороших мыслей и снов, так люди просыпаются только в холодном поту от кошмаров и дурных мыслей. В этот момент становится понятно, что «перестройка все идет и идет», но слишком затянулась и идет не по плану, что желанное завтра не наступит скоро, ждать нечего.

Заключение

Последние десятилетия XX века ознаменовались серьезными изменениями в структуре и содержании гуманитарных наук. Перемены, происходящие в самой методологии научного знания, не обошли стороной и языкознание.

Нужно признать, что огромные изменения претерпела в последнее время поэзия. Всё реже мы видим на полках книжных магазинов сборники стихов современных поэтов, ещё реже нам предоставляется возможность прочитать что-то стоящее из поэтических произведений последних лет. Можно сказать, что наше восприятие лирики возвращается, в какой-то степени, к временам античности и Руси «до письменности». Только гусли и лиру нам заменили навороченные гитары, синтезаторы и прочие музыкальные инструменты из арсенала любимых исполнителей. И, если песни жителей эстрады, MTV и тому подобные, не имеют права именоваться поэтами хотя бы потому, что тексты им пишут специально обученные люди, то к некоторым рок-музыкантам мы можем такой термин применить.

Исследование, характеризующее специфику поэзии Летова и его нишу среди остальных рок музыкантов было опубликовано под названием «Русский рок, бессмысленный и беспощадный». Авторы статьи с помощью метода token analysis выявили так называемые «уникальные слова» из текстов случайных песен самых известных представителей «русского рока». На твёрдом втором месте в этом исследовании Егор Летов и его группа «Гражданская оборона».

Всё это говорит о хорошем словарном запасе и читательском опыте Летова, имея которые, он просто не мог быть плохим поэтом. А если добавить к ним творческий склад ума, благоприятную для протеста и искусства политическую ситуацию, мы получим одну из самых популярных и самобытных рок-групп России и СССР.

Отрадно, что традиции, во всяком случае, русской литературы не забыты. И это проявляется не только в наложении стихов классиков на музыку, но и в интерпретации и развитии в нечто новое целых направлений, например футуризма, превратившегося в панк-рок, о котором мы говорили выше. Егор Летов и его творчество сыграли в этом процессе не последнюю роль, а потому в заключении я хочу перефразировать уже крылатое выражение: «Егор жив!». И поэзия жива.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

2. Жогов, С. С. Концептуализм в русском роке («Гражданская Оборона» Егора Летова и Московская концептуальная школа). / С.С. Жогов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов. – 2001. – № 5.

3. Клушина, Н. И. Стилистика публицистического текста / Н. И. Клушина – Москва: МедиаМир – 2008.

4. Летин, Н. Ю. Мифопоэтический контекст поэзии Егора Летова. /Н. Ю. Летин.// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов. – 2011. – № 12.

5. Малышева, Е. Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация. /Е. Г. Малышева.// Политическая лингвистика. – 2009. – № 30.

6. Чапаева, Л. Г. Культурно-языковая ситуация в России 1830-1840-х гг. в контексте споров славянофилов и западников / Л.Г. Чапаева – Palmarium academic publishing Saarbrucken, Deutschland – ‎2014.

7. Эпштейн, М. Н. Слово и молчание: метафизика русской литературы / М. Н. Эпштейн – Москва: Высшая школа – 2006.

8. Википедия [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org , свободный.

9. Гражданская Оборона - официальный сайт группы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gr-oborona.ru/ , свободный.

10. Философский словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://diclist.ru/slovar/filosofskiy.html , свободный.

  Приложения

Приложение 1

Текст песни Егора Летова «Русское поле экспериментов»

Автор: Е. Летов

Альбом: Русское поле экспериментов

Трогательным ножичком пытать свою плоть,

Трогательным ножичком пытать свою плоть,

До крови прищемить добровольные пальцы,

Отважно смакуя леденцы на палочке,

Целеустремлённо набивать карманы

Мёртвыми мышатами, живыми хуями,

Шоколадными конфетами

И нерукотворными пиздюлями.

На патриархальной свалке устаревших понятий,

Использованных образов и вежливых слов,

Покончив с собою, уничтожить весь мир.

ПОКОНЧИВ С СОБОЮ-УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!

...вечность пахнет нефтью

...вечность пахнет нефтью

Словно иней, сердобольный смех,

Словно иней, сердобольный смех,

Словно иней, сердобольный смех,

Славно валится на...

на...

на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

География подлости,

Орфография ненависти,

Апология невежества,

Мифология оптимизма,

Законы гаубицы благонравия,

Знатное пиршество благоразумия.

Устами ребенка глаголет яма,

Устами ребенка глаголет пуля.

...вечность пахнет нефтью

...вечность пахнет нефтью

Мастерство быть излишним, подобно мне,

Мастерство быть любимым, подобно петле,

Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко,

Искусство вовремя уйти в сторонку.

Искусство быть посторонним,

Искусство быть посторонним.

Новейшее средство для очистки духовок

От задохнувшихся по собственной воле,

Новейшее средство для очистки верёвок

От скверного запаха немытых шей.

Новейшее средство находить виновных,

Новейшее средство находить виновных.

РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

За открывшейся дверью — пустота.

Это значит, что кто-то пришёл за тобой,

Это значит, что теперь ты кому-то

Понадобился.

А снег всё идёт, а снег всё идёт,

Русское поле источает снег.

Иных хоронили в упаковке глазёнок,

Иных хоронили в упаковке газет.

А то, что на бойне умертвили бычка,

На то всеобщая радость, всеобщая гордость,

Всеобщая ненависть, всеобщая воля,

Всеобщая воля да всеобщая старость.

Набить до отказа собой могилу –

Это значит наследовать землю.

Что же такое наследовать землю?

Это значит исчерпать терпение.

Что и требовалось доказать,

Что и требовалось доказать.

В дверной глазок — в замочную щель.

Гениальные мыслишки — мировые войнушки.

Неофициальные пупы земли,

Эмалированные части головных систем,

Инстинктивные добровольцы

Во имя вселенной и хлебной корочки.

Люди с большой буквы,

Слово «люди» пишется с большой буквы.

Свастика веры стянула лица,

Вавилонская азбука налипла на пальцах,

Исторически оправданный метод

Пожирания сырой земли.

Это ли не то,что нам надо?!

Это ли не то,что нам надо?!

А поутру они неизбежно проснулись,

Не простудились — не замарались.

Называли вещи своими именами,

Сеяли доброе, разумное, вечное.

Всё посеяли, всё назвали.

Кушать подано — честь по чести:

На первое были плоды просвещения,

А на второе — кровавые мальчики.

Орденоносный господь победоносного мира,

Заслуженный господь краснознамённого страха.

Праведный праздник для правильных граждан.

Отточенный серп для созревших колосьев.

Яма как принцип движения к Солнцу.

Кашу слезами не испортишь нет.

Полные сани девичьим срамом,

Полные простыни ребячьим смрадом,

Девичьи глазки, кукушкины слёзки,

А так же всякие иные предметы.

Так кто погиб в генеральном сраженьи,

Кто погиб в гениальном поражении

За полную чашку жалости

В Сталинградской битве озверевшей похоти?

Самолёт усмехнулся вдребезги

В бугорок обетованной земли.

Самолёт усмехнулся вдребезги

В бугорок обетованной землицы.

А свою любовь я собственноручно

Освободил от дальнейших неизбежных огорчений,

Подманил ее пряником,

Подманил ее пряником,

Изнасиловал пьяным жестоким ботинком

И повесил на облачке, словно ребёнок

СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ

СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ

СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ

СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ.

Словно иней, сердобольный смех

Словно иней, сердобольный смех

Словно иней, сердобольный смех

Словно иней, сердобольный смех

Славно валиться на...

на...

на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Вечность пахнет нефтью

Приложение 2

Текст песни Егора Летова «Моя оборона»

Автор: Е. Летов

Альбом: Здорово и вечно

Пластмассовый мир победил,

Макет оказался сильней.

Последний кораблик остыл,

Последний фонарик устал,

а в горле сопят комья воспоминаний.

Оо- моя оборона –

Солнечный зайчик стеклянного глаза

Оо- моя оборона –

Траурный мячик нелепого мира,

Траурный мячик дешёвого мира.

Пластмассовый мир победил.

Ликует картонный набат.

Кому нужен ломтик июльского неба?

Оо- моя оборона –

Солнечный зайчик незрячего мира.

Оо- моя оборона –

Траурный мячик стеклянного глаза,

Траурный зайчик нелепого мира...

Пластмассовый мир победил.

Макет оказался сильней.

Последний кораблик остыл,

Последний фонарик устал,

а в горле сопят комья воспоминаний.

Оо- моя оборона –

Траурный мячик незрячего мира.

Оо- моя оборона –

Солнечный зайчик стеклянного глаза.

Оо- моя оборона!

  Приложение 3

Текст песни Егора Летова «Все идет по плану»

Автор: Е. Летов

Альбом: Всё идёт по плану

Границы ключ переломлен пополам,

А наш батюшка Ленин совсем усоп.

Он разложился на плесень и на липовый мёд,

А перестройка всё идёт и идёт по плану,

А вся грязь превратилась в голый лёд,

и всё идёт по плану.

А моя судьба захотела на покой,

Я обещал ей не участвовать в военной игре.

Но на фуражке на моей серп и молот, и звезда,

Как это трогательно — серп и молот, и звезда.

Лихой фонарь ожидания мотается,

и всё идёт по плану.

А моей женой накормили толпу,

Мировым кулаком растоптали ей грудь,

Всенародной свободой растерзали ей плоть.

Так закопайте её во Христе —

ведь всё идёт по плану.

Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь,

А все другие остальные — такое дерьмо,

А все другие — враги и такие дураки.

Над родною над отчизной бесноватый снег шёл,

Я купил журнал «Корея» — там тоже хорошо,

Там товарищ Ким Ир Сен, там тоже что у нас.

Я уверен, что у них тоже самое —

и всё идёт по плану.

А при коммунизме всё будет заебись,

Он наступит скоро — надо только подождать.

Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф,

Там наверное вообще не надо будет умирать.

Я проснулся среди ночи и понял, что

ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ

Показать полностью…
Похожие документы в приложении