Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
zip

Курсовая «Эмпирический метод исследования» по Основам научных исследований (Самарин Ю. Н.)

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Метод – инструмент достижения цели. Научный метод – способ научного познания окружающего мира. Важнейшими формами (сторонами) научного познания являются эмпирическая и теоретическая.

Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (наблюдение и эксперимент), а также их описание.

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

2. Научные методы эмпирического исследования

Наблюдение – получение знания с помощью чувственных восприятий. Характеризуется пассивностью субъекта и простотой. Научное наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие, ограниченное предметной областью и задачей исследования и характеризующееся определёнными формами фиксации результатов.

Научное наблюдение должно быть объективно и соответствовать интерсубъективному опыту. Наблюдение включает объект, субъект, технические и технологические средства и концептуальные средства (теории, модели). В силу принципа относительности наблюдаемое не абсолютно естественно.

3. Классификация наблюдений.

По объекту:

1. инспективные - направленные на внешние объекты (естественные науки);

Например, исследование влияния ветра на эрозию скал.

2. интроспективные - направленные на субъект (социогуманитарные науки).

Например, исследование влияние общественного мнения на собственное мнение человека.

По прямоте:

1. прямые - непосредственные наблюдения объектов;

Например, исследование электронов атома.

2. косвенные - наблюдения результатов взаимодействия объекта со средой и с другими предметами.

Например, движение бруска по наклонной плоскости с силой тяжести, сопротивлением и остальными факторами.

По характеру:

1. качественные - наблюдения качественных характеристик и свойств;

Например, изменение цветности лакмусовой полоски при взаимодействии с раствором.

2. количественные - связанные с измерениями.

Например, измерение силы тяжести на луне.

(Качественные характеристики подчёркивают специфичность и уникальность процесса или явления, а количественные - общность, соизмеримость.)

Функция наблюдения состоит в получении данных, которые становится фактом.

4. Классификация экспериментов.

Эксперимент - активный, целенаправленный способ познания, при помощи которого в специально созданных и контролируемых условиях исследуются явления действительности. По структуре и существу эксперимент не отличается от наблюдения, разница разве лишь в том, что эксперимент ставит своей задачей и создание специальных условий для протекания процесса.

По характеру:

1. качественные - выявления факторов без количественных параметров;

Например, выявление реакции химического элемента при его взаимодействии с другим.

2. количественные - точные измерения всех факторов, влияющих на поведения изучаемого объекта или процесса.

Например, поиск значения коэффициента преломления стекла.

По цели:

1. подтверждающие

Например, для подтверждения теоремы.

2. поисковые

Например, для выявления не известных ранее закономерностей в неизученных науках.

По форме:

1. реальные - обращающиеся к исследованию характеристик объективной действительности;

Например, исследования математической модели с внешними воздействиями.

2. мысленные - обращающиеся к исследованию идеализированной концептуальной действительности. Первый в науке мысленный эксперимент произвёл Галилей: падение тела в отсутствии сопротивления среды.

Например, исследования замкнутой математической модели.

По предметной области:

1. физические,

2. химические и т. д.

5. Формы эмпирического познания

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение.

Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание – это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

Например, запах лимона.

2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

Свойства и особенности этого лимона, то, как человек воспринимает этот лимон.

3. представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Воспоминания о свойствах лимона, о его воздействии на органы чувств человека.

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет систему восприятия, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и систему восприятия, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

6. Переменные в ходе эксперимента

В эмпирическом исследовании существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента:

а) независимые переменные,

б) зависимые переменные и

в) промежуточные, или посторонние, переменные. Первые 2 вида переменных включаются в экспериментальный план самим исследователем; переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте — и их следует контролировать. Независимые переменные связаны с условиями окружения, которыми можно манипулировать в эксперименте, или отображают эти условия; зависимые переменные связаны с поведенческими результатами или отображают их. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты) влияния на них любых др. (посторонних) переменных.

Например, независимыми переменными в опыте с бруском и наклонной плоскостью будут гравитационная постоянная и сила тяжести. Зависимыми будут наклон поверхности и коэффициент трения, а промежуточными могут быть соринки, попавшие на поверхность и изменившие коэффициент трения.

Контроль переменных в эксперименте, которого требует эмпирическое исследование, может достигаться при помощи экспериментального плана.

7. Экспериментальные планы

Как правило, в эмпирическом исследовании используются 3 основных типа экспериментальных планов:

а) планы проверки гипотезы,

б) планы оценки

в) квазиэкспериментальные планы.

Планы проверки гипотезы обращаются к вопросу о том, влияют ли независимые переменные на зависимые переменные. Статистические критерии значимости, использующиеся в этих экспериментах, как правило, двусторонние; выводы формулируются в терминах наличия или отсутствия влияния манипулирования условиями окружения на поведенческие результаты и изменения в поведении.

Например, высказывается гипотеза, которую надо впоследствии подтвердить или опровергнуть, и для этого создается план проверки гипотезы, в котором описывается ход проведения эксперимента.

Планы оценки сходны с планами проверки гипотез в том, что они обращаются к количественным описаниям переменных, но идут дальше простой проверки нулевой гипотезы, ограничивающейся, главным образом, использованием двусторонних критериев статистической значимости. Они применяются для изучения последующего вопроса о том, каким образом независимые переменные влияют на наблюдаемые исходы. Эти эксперименты фокусируются на количественных и качественных описаниях характера связей независимых переменных. В качестве статистических процедур для анализа данных в этих экспериментах обычно привлекаются корреляционные методы. Основной акцент делается на определении доверительных границ и стандартных ошибок, а главная цель заключается в оценке, с максимально возможной точностью, истинных значений зависимых переменных для всех наблюдаемых значений независимых переменных.

Например, для проверки высказанной гипотезы с учетом доверительных границ и стандартных ошибок высчитываются примерные параметры эксперимента с максимально возможной точностью.

Квазиэкспериментальные планы сходны с планами проверки гипотез, за исключением того, что в таких планах независимые переменные оказываются либо недоступными для манипулирования, либо ими не манипулируют в эксперименте. Эти типы планов довольно широко используются в эмпирических исследованиях в психологии и других социальных и поведенческих науках, преимущественно для решения прикладных задач. Они относятся к категории исследовательских процедур, которые выходят за пределы натуралистического наблюдения, но не достигают более сложных и важных уровней двух других основных типов экспериментальных планов.

Такие планы применяются в исследованиях в психологии, когда процедуры эксперимента выходят за рамки простого наблюдения. В таких экспериментах наблюдатель не оказывает непосредственного воздействия на участников. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент).

Главная функция эксперимента - подтверждение или проверка теории. Но эксперимент может носить и поисковый характер. Бывают стихийные эксперименты - например, революции.

8. Социальные эксперименты.

Социальные эксперименты имеют особенность: они могут вызвать ужасные необратимые изменения объектов. Поэтому к ним предъявляются следующие требования:

1. перевод объекта в новое состояние не должен нарушать его функционирования;

2. эксперимент должен способствовать оптимизации функционирования объекта;

3. отрицательные последствия должны быть обратимыми;

4. потери объекта должны быть минимальными.

9. Список литературы.

1. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – 447 с.

2. П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с.

3. С.Х.Карпенков. Основные концепции естествознания. – Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.

4. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. Учебное пособие для вузов. 2003.— 84х108/32, 288 с.

5. Эмпирические методы. [Электронный ресурс]. — 2011. Режим доступа: http://lects.ru/istandphil/node28.php, свободный. — (дата обращения 01.12.11).

Показать полностью…
Похожие документы в приложении