Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Курсовая «Социальная защита» по Менеджменту (Шатунов А. С.)

Содержание

Введение

1глава: Теоретические основы социальной защиты населения

1.1Понятие и сущность социальной защиты населения РФ

1.2Классификация социальной защиты населения РФ

1.3Понятие и сущность государственной политики социальной защиты населения РФ

1.4Зарубежный опыт государственного регулирования социальной защиты населения.

2глава:Анализ состояния социальной защиты населения РФ

2.1Нормативно-правовая база социальной защиты населения

2.2 Органы социальной защиты в Российской Федерации

2.3Анализ состояния (статистика, динамика) социальной защиты населения РФ

3глава: Проблемы и перспективы развития регулирования социальной защиты населения.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Трансформация общественно - экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования. Противодействовать возросшим социальным рискам прежняя социалистическая системы социальной защиты не могла прежде всего, по причине отсутствия развитой системы социального страхования. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились.

В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществилась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда социального обеспечения.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей.

Тема курсовой работы «Государственное регулирование социальной защиты населения в России» является на сегодняшний день едва ли не самой актуальной из всех, поскольку реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Недостаточно высокий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства пожилых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, невысокие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, низкий уровень социального обслуживания, превратили наиболее социально незащищенные слои населения в заложников экономических реформ в стране.

Экономические преобразования в нашей стране все более усиливают роль человеческого фактора в решении задач формирования рыночной. конкурентоспособной. социально ориентированной экономики. Возрастание значения человека и, в целом, социальных факторов, улучшающих динамику экономического роста, выступает как назревшая объективная реальность и осознанная общественная потребность.

Повышение роли человеческого капитала в формировании нового качества отечественной экономики напрямую связано с потребностью в развитии знаний и способностей личности и расширенном воспроизводстве общественно значимых свойств человека. Однако рыночный механизм не способен создать необходимые условия для решения данной задачи. В связи с этим одним из факторов развития человеческих способностей и обеспечения воспроизводства человеческого капитала является социальная защита.

Предметом исследования в данной курсовой работе выступает система социальной защиты населения в Российской Федерации в целом.

Целью данного исследования является анализ государственного регулирования социальной защиты населения.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- изучить понятие и сущность социальной защиты населения в Российской Федерации;

- рассмотрение принципов государственной социальной политики;

- рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации;

- рассмотреть систему регулирования социальной защиты в европе;

-сделать анализ состояния социальной защиты населения в России;

-выделить проблемы и перспективы развития социальной защиты населения.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

1глава:Теоретические основы социальной защиты населения

1.1Понятие и сущность социальной защиты населения

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [9, с. 431].

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

Ø государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

Ø частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

Ø законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

Ø регулирование доходов и расходов населения;

Ø социальное страхование;

Ø социальное вспомоществование;

Ø социальные услуги;

Ø целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

Ø поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку от дельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

Ø заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

Ø патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной раз личным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое по ложение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приоб рел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной за щиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существен ному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

Ø доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

Ø реформирования пенсионной системы;

Ø упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

Ø соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

Ø создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

Ø воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой

1.1Классификация социальной защиты населения РФ

Классификация существующих систем социальной защиты в рамках отдельных государств традиционно проводится специалистами по наиболее значимым критериям предоставления социальной помощи, среди которых западные ученые выделяют следующие: проверка нуждаемости, проверка выполнения установленных обязанностей (например, по уплате страховых взносов), установленный факт принадлежности к определенной группе или категории населения (например, возрастной). Например, шведский ученый Эспинг-Андерсен (Esping-Andersen) в 1991 г. предпринял попытку сгруппировать промышленно развитые страны с рыночной экономикой на основе критериев, признанных этими странами основными при построении систем социальной защиты, в частности, в соответствии с местом социальной политики среди национальных приоритетов, степенью участия государства в перераспределительных процессах и т. д.

В результате была получена следующая классификация:

1. Либеральный тип. Отличается стремлением государства к отделению социальной помощи от свободного рынка, к «адресной» помощи. Критерий предоставления социальной помощи - проверка нуждаемости, Главная цель - ликвидация бедности. Характерен для стран с англоговорящим населением, включая Великобританию, и Японии.

2. Консервативный тип. Критерий предоставления социальной помощи - проверка выполнения установленных обязанностей. Отличается применением классических бисмарковских систем социального страхования, стремлением к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель - сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде. Используется большей частью стран Западной Европы, скорее всего с германской ориентацией.

3. Социал-демократический тип. Критерий предоставления социальной помощи - установленный факт принадлежности к определенной группе или категории населения. Предполагает предоставление стандартных денежных или натуральных пособий или определенного набора услуг, стремление к уравнительному характеру помощи. Цель - перераспределение дохода. Используется в скандинавских странах.

Российский ученый Е. Тишин с учетом вышеописанной классификации предлагает собственную классификацию систем социальной защиты на основе тенденций развития программ социальной защиты. Классификация предполагает следующие группы систем социальной защиты:

а) неоконсервативные (США, Англия, Канада);

б) социально-демократические (Швеция, Дания, Швейцария, Люксембург);

в) основанные на теории социального общества (ФРГ, Австрия);

г) основанные на теории государства всеобщего благосостояния (Франция, Бельгия, Япония).

Мы видим, что классификация систем социальной защиты очень обширна, разные страны применяют различные подходы к функционированию своих систем социальной защиты. Поэтому для нас является важным рассмотрение и анализ системы социальной защиты в Российской Федерации, а также правовые основы, обеспечивающие её полноценное функционирование, о чём будет сказано ниже.

1.3.Понятие и сущность государственной социальной политики РФ

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль. включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.

Социальная политика современного государства — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.

Основные направления социальной политики — защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.

Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ.

1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной защиты населения.

Учет мировой практики государственной политики и управления социальной защитой населения помогает найти должные ориентиры и избежать типичных ошибок. В мировой практике со второй половины XX в. развитие социальной политики было неразрывно связано с концепцией государства всеобщего благосостояния. В то же время многолетний опыт использования концепции государства всеобщего благосостояния в реальной социальной политике позволил выявить ее негативные аспекты. В частности, были осознаны социальные осложнения, порожденные уравнительной системой помощи. В Соединенных Штатах зародился, а в других западных странах распространяется тип государственного управления, нацеленный на формирование «отзывчивой», «прозрачной» бюрократии, выстраиваемый по маркетинговой модели, подконтрольный и открытый обществу. Преобразования в социальной сфере в настоящее время ориентированы как на повышение эффективности системы государственной политики и управления социальной защитой, так и на развитие активности потребителей социальных услуг. Одновременно европейским странам удается в значительной степени сохранить своеобразие своей политики государственной социальной защиты населения, подчиняясь одновременно социальной политике ЕС. Помимо этого, в рамках государственной политики и управления социальной защитой населения ряда зарубежных стран большое значение приобретает принцип субсидиарности, позволяющий оптимизировать и задействовать одновременно разные уровни государственного управления.

8) Зарубежный опыт (в первую очередь центральной Европы, а также Японии) показывает, что социальное государство, несмотря на определенные недостатки и критику в свой адрес, является одним из наиболее успешных вариантов государственной политики и управления социальной защитой. Сочетание идей социальной справедливости с экономической эффективностью и конкурентоспособностью на мировом рынке, значительные вложения в социальный капитал, системная и продуманная социальная стратегия позволяют отвечать на современные вызовы, сохраняя социальную стабильность. Определенная эволюция социального государства по пути «приватизации» государства, политика сокращения расходов, дебюрократизации социальной защиты и «маркетизации» государственных услуг, тем не менее, не затрагивают его фундаментальных особенностей. Опыт применения модели социального государства в разных странах интересен и перспективен для России. Этот опыт убедительно показывает, что конструирование социального государства для России необходимо проводить с опорой на социокультурные традиции, как это проводится в Японии (корпоративная модель), Германии (традиционно значительная роль государства), Швеции (шведская модель социализма), учитывая как свою специфику, так и универсальные тенденции, присущие современным государствам с развитой системой государственной политики и управления социальной защитой населения.

2глава: Анализ состояния социальной защиты населения РФ

2.1Нормативно-правовая база социальной защиты населения

Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.

В статье 7 Конституции РФ говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" /1/.

Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, то есть может быть дополнен и расширен законом.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" содержит ряд принципиальных положений, раскрывающих понятие "социальные службы".

В Законе сформулированы понятия "социальные услуги", "клиент социальной службы", "трудная жизненная ситуация". В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

31 декабря 2007 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Изменения и дополнения внесены в 33 федеральных закона, затрагивающих деятельность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления /10/.

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2007 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» дает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Вместе с тем данные стандарты будут распространяться и на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями в области первичной медико-санитарной помощи /10/. Это правильное, по сути, решение, на наш взгляд, не доработано в части его финансового обеспечения, так как в подобной редакции оно вступает в противоречие с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который гласит, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет местных бюджетов /9/. На наш взгляд, в условиях разграничения полномочий при установлении региональных стандартов медицинской помощи должны быть предусмотрены механизмы их финансового обеспечения на муниципальном уровне, в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации.

Статья 31 Федерального закона от 31 декабря 2007 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» /10/ вносит изменения в статью 154 Федерального закона от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» /4/ и уточняет порядок разграничения имущества между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также устанавливает порядок разграничения имущества между типами муниципальных образований – муниципальными районами, городскими округами и поселениями. Однако, несмотря на определенный прогресс в установлении процедур разграничения имущества, достигнутый в новой редакции статьи 154 Федерального закона от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» /4/, она, на наш взгляд, все же не решает концептуальной проблемы разграничения имущества между органами государственной власти и органами местного самоуправления, оставляя право принятия окончательного решения за федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации как по порядку передачи имущества из государственной в муниципальную собственность, так и наоборот.

В условиях обновления законодательства о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальной защиты. С принятием в 1993 году новой Конституции установилась модель государственного устройства, сформированная на принципах не только децентрализации управления, но и децентрализации власти, то есть разграничение полномочий (прав и ответственности) разных уровней власти. Однако, пока она не получила широкого практического применения, в частности, это касается социальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулся практической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронул систему их разработки и финансирования.

Огромный объем законодательной базы, с большим количеством непродуманных, нескоординированных, противоречивых нормативно-правовых актов просто объективно не может дать хороший результат. В связи с этим, считаем правильным решение Правительства создать Социальный Кодекс РФ.

В первую очередь необходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких, как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита», «социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодня это дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтруде собираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальной хартии /28/.

В 1997 году вышли "Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей". В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

1 группа – "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей" и др.

2 группа – Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.

3 группа – нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

На данный период времени можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и "правовая технология", т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.

К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания. Практически еще не утверждены и не разработаны государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки и предпринимались.

Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых в 1995-1996 г.г. показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы.

Этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно самостоятельны.

Итак, социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание для которых перечислены в ст. 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения".

В ст. 39 Конституции РФ говорится: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом" /1/.

Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.

Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития предопределена статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения. Что касается негосударственных форм обеспечения, то они в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения по каналам государственной системы.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

2.1Органы социальной защиты в Российской Федерации

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической

помощи; 5. социальная помощь семье и детям;

6. подготовка законодательства по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

11. разработка социальных нормативов и т. д. Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2. плановую и финансово-экономическую деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем и др. ;

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная ;

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» .

Социальными функциями трудового коллектива являются:

1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;

2. развитие социальной структуры коллектива;

3. улучшение отношений внутри коллектива;

4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;

6. соблюдение принципа социальной справедливости.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения.

2.3 Анализ состояния (статистика, динамика) социальной защиты населения

С целью обеспечения условий устойчивого демографического развития в 2010 году осуществлялась работа по выполнению Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на решение задач, связанных со снижением смертности, ростом рождаемости, привлечением мигрантов, в соответствии с потребностями демографического и социального развития.

Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2010 г. составила 141,8 млн. человек и с начала 2010 года уменьшилась на 81,6 тыс. человек, или на 0,06% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 3,2 тыс. человек, или на 0,002 процента).

Одновременно в течение 2010 года сохранялась тенденция увеличения рождаемости. За период с января по ноябрь 2010 г. родилось 1,6 млн. детей (на 25,9 тыс. детей больше, чем за январь-ноябрь 2009 года).

Естественная убыль населения в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. выросла на 2,4 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал численные потери населения лишь на 64% (в январе-ноябре 2009 г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и даже превысил их на 1,4 процента).

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в декабре 2010 года составила 75 млн. человек или около 53% от общей численности населения страны. В целом за год численность экономически активного населения составила – 75,4 млн. человек, что на 0,3 млн. человек меньше, чем в 2009 году.

Оживление в экономике привело к увеличению спроса на рабочую силу. По данным обследования, в 2010 г. в экономике страны было занято 69,8 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в 2009 году.

По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по вине администрации и просто, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию на 29 декабря 2010 года составляла 0,5 млн. человек.

В среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем аналогичный показатель 2009 года.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за декабрь 2010 г. снизилось на 99 тысяч и по состоянию на конец 2010 года составило 1,0 млн. вакантных рабочих мест.

Номинальные доходы населения в 2010 году составили, по предварительной оценке, 31599 млрд. рублей, что на 11,1% больше чем в 2009 году. Денежные расходы и сбережения населения в 2010 году предварительно оцениваются на уровне 31021 млрд. рублей, а их прирост к 2009 году составил 9,5 процента. Превышение доходов над расходами и сбережениями составило 578 млрд. рублей (в предыдущем году – 110 млрд. рублей). Такой существенный объем денег на руках у населения с одной стороны свидетельствует о росте доходов, а с другой показывает некоторую сдержанность граждан к наращиванию своих потребительских расходов.

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2010 году, по предварительным данным, составила 21090 рублей и по сравнению с 2009 годом выросла на 11,3 процента. Реальная заработная плата за 2010 год относительно 2009 года выросла на 4,2 процента.

Начиная с февраля 2010 г. практически во всех наблюдаемых видах экономической деятельности отмечается рост заработной платы, что является свидетельством стабилизации экономики и постепенным выходом ее из кризисного состояния.

По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-ноябрь 2010 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования – 73% (за январь-ноябрь 2009 г. – соответственно 90% и 80 процентов).

В 2010 году государство реализовывало комплекс мер по дальнейшему развитию принципов социального страхования в функционировании системы пенсионного обеспечения, а главным ориентиром пенсионной политики стало усиление мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров, особенно самых бедных.

В целях обеспечения повышения пенсий старшему поколению с 1 января 2010 г. введен механизм валоризации (повышения) пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию до 1 января 2002 г., путем увеличения на 10% денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, и дополнительно на 1% за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В результате средний размер трудовой пенсии увеличился на 1090 рублей. На увеличение пенсий за счет валоризации в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год было предусмотрено 502 млрд. рублей.

В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации с 1 января 2010 г. установлены федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии. В результате, в 66 субъектах Российской Федерации 2403,7 тыс. человек установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии, в 17 субъектах Российской Федерации 2441,1 тыс. человек – региональная социальная доплата к пенсии.

Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 апреля 2010 г. страховая часть трудовой пенсии увеличена на 6,3%, социальная пенсия – на 8,8% и с 1 июля проведена дополнительная индексация социальной пенсии на 3,4 процента.

С учетом проведенных мер средний размер трудовой пенсии в 2010 году (по предварительной оценке Пенсионного фонда) вырос в реальном выражении на 35,6% и составил 7710 рублей, что выше прожиточного минимума пенсионера более чем на 70% (30% в 2009 году). Более высокие темпы роста пенсий по сравнению с темпами роста заработной платы позволили повысить коэффициент замещения до 36,9% (28,6% в 2009 году).

В целях улучшения качества жизни социально незащищенных групп населения проводилась работа, направленная на модернизацию системы социальной защиты за счет повышения уровня предоставляемых гарантий и более эффективного использования средств, направляемых на эти цели посредством реализации принципов адресности социальной помощи.

С 1 января 2010 года увеличены максимальные суммы выплат по отдельным пособиям, что будет способствовать росту соответствующих доходов граждан.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2010 году, по предварительной оценке, составила 5688 рублей с ростом к 2009 году на 10,4 процента при среднегодовом росте потребительских цен на 6,8 процента. Это объясняется ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 6138 рублей, пенсионеров – 4521 рубль и детей – 5489 рублей.

Реализация мер по повышению доходов населения позволила сократить численность малообеспеченного населения. Уровень бедности снизился с 13,2% (18,5 млн. человек) в 2009 году до 12,5% (17,7 млн. человек) в 2010 году (предварительная оценка Минэкономразвития России).

О резком отставании социальной сферы от уровня экономического развития страны

Международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных стран, свидетельствуют о большом отставании России (табл. 1).

Таблица 1

Место России среди 146 стран по уровню экономического развития и социальных показателей

Как видно из таблицы, только образование находится практически на уровне экономического развития.

Индекс социального развития, который ООН считает главным комплексным показателем развития социальной сферы, существенно отстает от уровня экономического развития — 65-е место в сравнении с 43-м. Главная причина — крайне низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни в России по сравнению с другими странами. Поэтому важнейшему показателю, характеризующему уровень жизни населения, Россия занимает лишь 105-е место, отставая не только от всех развитых стран, но и от большинства развивающихся, в том числе тех из них, уровень экономического развития которых в 1,5—2 раза ниже, чем в России.

Если говорить предметно, то средняя продолжительность предстоящей жизни в России составляет 68,7 года (2009). Примерно такого же уровня Россия достигала в середине 1960-х гг., а в середине 1980-х гг. этот показатель даже превысил 70 лет. В то время Россия отставала от самых развитых стран на 1—3 года.

За последние 40—50 лет большинство стран мира увеличило среднюю продолжительность жизни примерно на 10 лет, и сейчас в развитых странах этот показатель составляет 79 лет. При этом неуклонно растет число стран, где средняя продолжительность жизни превышает 80 лет (Австралия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Даже Азербайджан, Армения, Болгария, Бразилия, Китай, Румыния, Таджикистан, Турция имеют ожидаемую продолжительность жизни 72—74 года, а Мексика, Польша, Корея — 76—79 лет.

Такая низкая ожидаемая продолжительность жизни в России связана с повышенной смертностью. В 2010 г. на 1000 человек населения в России умерло 14,3 человека против 9 в Европе и 12 в развивающихся странах (при корректировке по возрастной структуре населения). Из примерно 2 млн умерших в России, при применении европейских коэффициентов смертности, должно было бы умереть 1300 тыс. человек, т. е. на 700 тыс. меньше. При этом в России около 30% умерших (610 тыс. человек) умерли в трудоспособном возрасте. В Европе в трудоспособном возрасте умирают только около 10%, т. е. если бы европейские нормы действовали в России, в трудоспособном возрасте умерли бы 130 тыс. человек — на 480 тыс. человек меньше.

Особенно низка средняя продолжительность жизни мужского населения России. В 2009 г. она составляла 62,8 года — почти такая же, как в беднейшей стране мира Индии, где уровень экономического развития в шесть раза ниже, чем в России.

Обращает на себя внимание также крайне низкий уровень обеспеченности российского населения комфортным жильем, по этому показателю Россия даже не входит в первую сотню стран мира, уступая всем развитым странам и большинству развивающихся. Средняя обеспеченность жильем российского населения на конец 2009 г. составила 22,4 м2 на человека. При этом 23% жилищного фонда не обеспечено водопроводом и 27% — канализацией. В сельской местности, где проживают более 38 млн человек (27% населения), 53% жилья не имеет водопровода и 62% — канализации. Горячего водоснабжения не имеют 35% населения страны, в том числе 75% сельского населения. По стандартам, помещение без водопровода, канализации, горячего водоснабжения вообще не может считаться жильем. При этом средняя обеспеченность населения развитых стран Европы комфортным жильем составляет от 40 до 60 м2 на душу населения — вдвое-втрое больше, чем в России, а в США — 70 м2, т. е. вчетверо больше.

Я не затрагиваю здесь таких показателей уровня жизни, как экология и безопасность жизни. По этим показателям Россия тоже стоит в конце списка развитых и развивающихся стран: у нас плохая экология, высокая смертность населения на дорогах, один из самых высоких в мире уровней самоубийств и убийств и т. д.

Возникает вопрос: почему в сравнении с экономическими показателями показатели уровня жизни в России намного ниже соответствующих показателей в других странах?

По-видимому, причины лежат в нашей нелегкой истории: значительная часть ресурсов страны отвлекалась на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей, а также содержание огромных вооруженных сил. Все эти траты, естественно, проводились за счет населения, которое недополучало свою долю финансирования. Социальная сфера финансировалась фактически по остаточному принципу. Среди других стран мы выделялись крайне низким уровнем заработной платы и доходов населения, в том числе самыми низкими заработными платами учителей и врачей, минимальными размерами пенсий и стипендий, самой низкой долей расходов на здравоохранение, крайним отставанием в объемах жилищного и коммунально-бытового строительства.

При изменении социально-экономического строя нашей страны и переходе от административно-планового управления к рыночному хозяйству многое изменилось. Сфера услуг, которая в советское время составляла только 30 % ВВП, увеличилась до 60 %. Особенно быстро начали развиваться услуги в области торговли, финансов, операций с недвижимостью. Постепенно стало меняться и отношение к этим сферам деятельности.

Однако образование, здравоохранение, наука на первых порах оказались на «задворках» развития народного хозяйства. И старые диспропорции и недооценка этих ключевых сфер в современном обществе во многом сохранились. По-прежнему зарплаты учителей и врачей ниже зарплат промышленных рабочих, не говоря уже о доходах инженерно-технических кадров.

При невнимании государства, особенно проявившемся в 1990—2005 гг., образование и здравоохранение, чтобы выжить, все больше переходили на платную основу, в том числе развивая теневой бизнес с широким распространением подношений и взяток.

Уровень образования в России, поначалу очень высокий, так как без образования нельзя было решать проблемы развития тяжелой промышленности и, особенно, обороны страны, с каждым годом все более понижался. И вот теперь дошло до 40-го места. А ведь раньше по этому показателю мы входили в десятку передовых стран. Когда был запущен первый спутник, в США провели широкое изучение причин того, почему Россия оказалась впереди. В результате был сделан правильный вывод: причина успеха России — в лучшем образовании. В то время наша страна на образование тратила 10% национального дохода, а США — 4%. В США и других развитых странах начался подлинный бум образования, а в России, напротив, доля расходов на образование в составе ВВП стала сокращаться. И сейчас на образование в России тратится менее 5% ВВП против 11% в США и 8—9% во многих развитых стран.

Еще хуже обстоят дела со здравоохранением. В условиях глубокого 10-летнего трансформационного кризиса финансирование здравоохранения со стороны государства сократилось в разы. Доходы работников других отраслей намного превысили скромные доходы работников здравоохранения. Качество лечения, его объемы сократились. И, как следствие, стала расти смертность населения, которая с 11 человек на 1000 населения в 1980-е гг. выросла до 16 человек к 2005 г. Соответственно, средняя продолжительность жизни сократилась с 69 лет в 1990 г. до 65 лет в 2000—2005 гг. Продолжительность жизни мужчин при этом сократилась с 64 до менее чем 59 лет. Рейтинг России по здоровью населения, продолжительности жизни, качеству здравоохранения резко упал в сравнении с другими странами, которые ежегодно наращивали усилия и улучшали условия здравоохранения в своих странах. И только с 2006 г., когда благодаря национальной программе «Здоровье» начали проводиться меры по улучшению здравоохранения, показатели смертности и продолжительности жизни стали демонстрировать позитивную динамику.

Развитие отраслей социальной сферы

В 2010 году продолжалась работа, направленная на совершенствование системы здравоохранения, повышение доступности для широких слоёв населения медицинских услуг, объемы, виды и качество которых соответствовали бы уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В 2010 году реализовывались мероприятия по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства, благодаря которым удалось стабилизировать ценовую ситуацию на рынке лекарственных средств.

По состоянию на 11 августа 2010 г. зарегистрировано 7 531 предельных отпускных цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

В I квартале 2010 г. субъектами Российской Федерации приняты новые предельные розничные и предельные оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителя. При этом установленные надбавки дифференцированы в зависимости от цены лекарственного средства, а в ряде регионов реализована возможность дифференциации размеров надбавок с учетом региональных особенностей.

В результате сформировалась устойчивая тенденция к снижению потребительских цен на лекарства. Так за первое полугодие в амбулаторном сегменте розничные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты снизились за первое полугодие 2010 г. на 5,34%, а в госпитальном сегменте закупочные цены – на 6,29 процента.

Основными приоритетами в сфере физической культуры и спорта в 2010 году были мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее – Программа), обеспечивающие создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Объем финансирования в 2010 году за счет средств федерального бюджета составляет 10,87 млрд. рублей, в том числе по ГКВ – 10,4 млрд. рублей, НИОКР – 25,0 млн. рублей, «прочие нужды» – 456,4 млн. рублей.

Вышли приказы Минспорттуризма России от 23 апреля 2010 г. № 385 и от 28 июня 2010 г. № 656 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» по распределению субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в объеме 304,0 млн. рублей и 3,3 млрд.. рублей соответственно.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 мая 2010 г. № 338-рп «О проведении Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава» и заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани» 29 июля – 1 августа в г. Москве был проведен Международный спортивный форум «Россия - спортивная держава».

Развитие сферы образования за 2010 г. было направлено на реализацию основополагающих документов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование», Федерального закона «Об образовании» и др.

В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. Разработаны квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки. Подготовлено около 50 программ повышения квалификации учителей по проблематике профильного обучения. Консультативную помощь через семинары, конференции, форумы, круглые столы получили свыше 1500 специалистов системы общего образования, около 300 руководителей школ, из них: руководителей сельских школ (36%), городских школ (города с населением до 250тыс. чел.) (25%), городских школ (города с населением свыше 250 тыс. чел.) (39 процентов).

Выплату вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях получили 708,3 тыс. учителей; одной тысячи наиболее выдающихся учителей России выплачено денежное поощрение; награждены премией для поддержки талантливой молодежи 5350 талантливых молодых людей, в том числе 1250 премий победителям всероссийских и международных мероприятий в размере 60 тыс. рублей, 2500 премий – призерам всероссийских мероприятий по 30 тыс. рублей и 1600 премий – победителям региональных и межрегиональных мероприятий по 30 тыс. рублей, организовано дистанционное обучение 2 828 детей-инвалидов.

В реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках приоритетного национального проекта «Образование», начиная с 2008 года, участвуют 33 субъекта Российской Федерации (в 622 образовательных учреждениях созданы все условия для обеспечения школьников двухразовым горячим питанием в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами), в том числе в 2010 году – 18 регионов (295 школ, 162 477 обучающихся).

Созданы 6 новых федеральных университетов (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

После проведения двух этапов конкурса на присвоение категории «национальный исследовательский университет» данная категория была присвоена 29 университетам.

В 2010 году обучение лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Воруженных Силах Российской Федерации, ведется на подготовительных отделениях 15 вузов, Общее количество обучаемых составляет 539 человек, из них: по очной форме обучения – 226 человек, по очно-заочной форме обучения – 179 человек, по заочной форме обучения – 134 человека.

Продолжалась работа по разработке и утверждению федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). В 2010 года утверждены соответствующими приказами Минобрнауки России и зарегистрированы в Минюсте России 294 ФГОС начального профессионального образования, 234 ФГОС среднего профессионального образования, 287 ФГОС высшего профессионального образования (из них: уровень бакалавра – 134 ФГОС, уровень специалиста – 7 ФГОС, уровень магистра – 146 ФГОС).

Проводилась оптимизация сети образовательных учреждений всех уровней. Проводилась работа по совершенствованию регламентации создания и деятельности дошкольных организаций, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.

В 2010 году осуществлялись мероприятия по реализации важнейших задач в сфере культуры, в том числе государственная поддержка учреждений культуры и искусства, и, в первую очередь, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Осуществлялись работы на II очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра России, ГМИИ им. Пушкина (г. Москва), а также строительству второй сцены Мариинского театра (г. Санкт-Петербург).

В 2010 году проводились ремонтно-реставрационные работ на 85 объектах культурного наследия, в том числе особо значимых: «Гостиный двор» в г.Архангельске; в рамках подготовки празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года; в рамках подготовки празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; в рамках подготовки празднования 1000-летия основания города Ярославля; в рамках 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова.

Проведены такие наиболее значимые мероприятия, как фестиваль российской культуры во Дворце Фестивалей и конгрессов в г. Канны (Франция), концерт из цикла «Оперные шедевры из Франции», гастроли спектакля «Борис Годунов» в городах Париж и Со в рамках Года России-Франции 2010, гастроли Государственного духового оркестра России по городам Франции, церемония открытия ежегодного Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске», в рамках проведения мероприятий Союзных Государств в Италии на флорентийском музыкальном фестивале прошли гастроли Молодежного белорусско-российского Симфонического Оркестра.

Анализ выпуска книжной продукции по видам литературы показывает, что в 2010 году выпуск учебной литературы составил 60,3 млн. экз., или 100,1% к 2009 году, детской – 0,8 млн. экз., или 105,7%, научной и производственной литературы – 1,7 млн. экз., или 133,0%, художественной литературы – 0,2 млн. экз., или 116,5 процента.

Оказана государственная поддержка 371 организации на социально значимые проекты, в том числе на выпуск периодических печатных изданий для инвалидов и инвалидов по зрению, ветеранов, для детей и молодежи.

Основным направлением деятельности архивных учреждений является обеспечение качественного пополнения Архивного фонда Российской Федерации, а также эффективное использование содержащихся в нем информационных ресурсов в интересах граждан, общества и государства.

Осуществлялся перевод информационных ресурсов с бумажных на электронные носители и формирование на их основе электронных каталогов и баз данных архивных описей.

3глава:Проблемы перспективы развития регулирования социальной защиты населения.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их ре-формированию.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению соци-альными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений соци-альной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Дос-тойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и пересе-ленцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.

В сфере здравоохранения в 2009 году продолжалась работа, направленная на совершенствование существующих финансово-экономических механизмов, организационно-правовых форм и структуры сети здравоохранения с целью повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи, эффективности управления ресурсами системы здравоохранения.

Начавшийся финансовый кризис не сказался на размерах затрат на здравоохранение из бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета ни в 2008, ни в 2009 годах.

В соответствии с принятым постановлением Правительства Российской Федерации подушевой норматив финансирования Программы в 2009 году составил в среднем 7 633,4 рубля, из них: 4059,6 рубля – за счет средств обязательного медицинского страхования; 3573,8 рубля – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вследствие увеличения подушевого норматива дефицит финансового обеспечения Программы наблюдался в 49 субъектах Российской Федерации.

По предварительной оценке в 2009 году, как и в предыдущем году, сохранился высокий темп прироста финансирования Программы за счет средств федерального бюджета.

В 2009 году была продолжена реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» с объемом бюджетного финансирования за счет средств федерального бюджета в размере 121 млрд. рублей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта проводилась работа по повышению профессионального уровня врачей, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Структура проекта в 2009 году претерпевала дальнейшие изменения, к уже реализуемым мероприятиям добавились новые: формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза.

Безусловно, реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» оказала огромное влияние на развитие всей системы здравоохранения, в т.ч., на изменение показателей состояния здоровья населения, однако большинство его мероприятий было направлено на улучшение отдельных элементов системы оказания медицинской помощи.

Так, реализация мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» «Родовый сертификат» оказала значительное воздействие на развитие родовспомогательной и педиатрической службы, улучшилась материально-техническая база системы оказания первичной медицинской помощи матерям и детям.

За 4 года реализации указанного мероприятия в Российской Федерации отмечается устойчивая положительная динамика снижения материнской и младенческой смертности, за 10 месяцев 2009 года младенческая смертность снизилась на 8% ниже, чем за аналогичный период 2008 года.

При этом отмечается ежегодный рост финансовых средств на платные медицинские услуги населению, в том числе санаторно-оздоровительные услуги, оказываемых медицинскими учреждениями. По оценке, расходы на платные услуги в системе здравоохранения в 2009 году составят 325,1 млрд. рублей (индекс роста расходов на платные услуги составит 1,3).

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в интересах экономики и социальной сферы осуществлялась перестройка организационной структуры управления образованием, что позволило обеспечить многоканальное поступление средств, расширить самостоятельность образовательных учреждений и повысить качество образовательных услуг.

По предварительным данным Минобрнауки России, в 2009 году индекс физического объема платных услуг населению в системе образования (к предыдущему году) составил 105,5 процента.

Уровень образования населения в возрасте 18-72 лет в расчете на 1 000 человек составил по высшему образованию – 226 человек, по среднему и начальному профессиональному образованию – 420 человек, по среднему (полному) общему образованию 231 человек (в 2008 году эти показатели составляли соответственно – 224 человек, 409 человек, 243 человек).

Введение ЕГЭ было направлено на совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, повышения доступности получения высшего профессионального образования. В 2009 году, по предварительным данным Минобрнауки России, удельный вес лиц, принятых в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования с учетом результатов ЕГЭ, в общей численности принятых составил 90% и сохранился на уровне 2008 года.

В 2009 году продолжено внедрение новых образовательных технологий, новых образовательных стандартов, информатизации образовательного процесса, расширены возможности образовательных учреждений по использованию Интернет в рамках реализации общеобразовательных программ.

По предварительным данным Минобрнауки России, процент подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образовании в общей структуре подготовки в учреждениях профессионального образования вырос с 22,9% в 2008 году до 23,5% в 2009 году, несколько снизился процент подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального образования с 51,6% в 2008 году до 51% в 2009 году, процент подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования в общей структуре подготовки в учреждениях профессионального образования остался на уровне 2008 года и составил 25,5 процента.

В целях обеспечения качественной подготовки специалистов продолжалось создание научно-образовательных (университетских) комплексов, получила развитие система двухуровневого высшего профессионального образования.

Проводилась работа по совершенствованию преподавательского потенциала системы образования, повышения его статуса, профессионального уровня, качества преподавания, внедрения прогрессивных механизмов оплаты их труда. Удельный вес преподавателей, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в 2009 году в общей их численности составил 19% (в 2008 году – 17 процентов).

В 2009 году продолжена реализация комплексных проектов модернизации образования, основной объем субсидий из федерального бюджета (84%) направлен субъектами Российской Федерации на развитие сети образовательных учреждений, укрепление базовых школ, увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях.

В целях реализации политики, проводимой в сфере культуры и массовых коммуникаций, в 2009 году продолжилось решение таких приоритетных задач отрасли, как создание условий для улучшения доступа граждан России к культурным ценностям, образованию в сфере культуры и искусства (художественному образованию); повышение качества и доступности услуг в сфере культуры; обеспечение сохранности историко-культурного наследия; интеграция России в мировой культурный процесс; содействие развитию творческих индустрий, в том числе книгоиздания и средств массовой информации, кинематографии.

В целях оптимизации сети бюджетных учреждений культуры за счет совершенствования методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, обеспечения прозрачности финансовых потоков на 5% повышена эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых в целом на культуру.

В 2009 году продолжено пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Осуществлялась модернизация библиотек России, включая муниципальные библиотеки, работа по созданию национальной электронной библиотеки и формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки.

В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов Президента Российской Федерации. Определен перечень получателей грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных и театральных коллективов и организаций на 2009-2011 годы, высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку в области театрального искусства, на 2009-2011 годы.

Заключение

Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.

Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Список используемой литературы

1. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2005.

2. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000

3.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004

5. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

6. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.;

7. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая

8. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001

9. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.

10. 3. Роик В. Социальная защита: содержание понятия// Человек и труд. – 2000. - №11. – С. 42 – 44.

11. http://www.iligent.ru/obzor/klerk.shtml www.klerk.ru

12. Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003. с.92-94

Показать полностью…
Похожие документы в приложении